Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА / КОМПЕТЕНЦИИ / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОФИЛИ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Абушкин Борис Михайлович

В статье обсуждаются вопросы понимания школьниками требований общества к развитию личностных качеств, необходимых для развития компетенций самоутверждения в современном мире. На основе диагностики личностных качеств школьников, выбранных на базе теоретического и практического опыта системной оценки ключевых компетенций для профессионального самоутверждения, выявлена типичная для школьной среды (старшеклассников) картина понимания своих личностных ресурсов. Данные, полученные на выборке 204 школьников с использованием 18 личностных показателей, позволили выявить характерные особенности в осознании школьниками своей готовности к самоутверждению в современном мире. Системная оценка актуальных личностных ресурсов школьников в развитии компетенций само утверждения в современном мире производилась посредством следующих методик: опросник волев ого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, опросник эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова, тест жизнестойкости (версия Д. А. Леонтьева - Е. И. Рассказовой), методика исследования самоотношения С. П. Пантелеева, опросник толерантности к неопределенности Т. А. Корниловой. Полученные результаты выявили типологическое разнообразие в личностных профилях, отражающее реальную картину понимания школьниками своих личностных возможностей в будущем. Системные показатели, характеризующие личностный потенциал школьников, позволяют организовать с ними высокоэффективную развивающую работу, способствующую становлению новых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Абушкин Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PERSONAL RESOURCES OF SCHOOLCHILDREN IN THE DEVELOPMENT OF SELF-AFFIRMATION COMPETENCES IN THE MODERN WORLD

The article discusses the issues of students’ understanding of society’s requirements for the development of personal qualities necessary for the development of self-affirmation competencies in the modern world. Based on the diagnosis of personal qualities of schoolchildren selected on the basis of theoretical and practical experience of systemic assessment of key competencies for professional self-affirmation, a typical picture of the understanding of their personal resources for the school environment (high school students) is revealed. The data obtained on a sample of 204 schoolchildren using 18 personal indicators revealed charact eristic features in the awareness of schoolchildren of their readiness for self-affirmation in the modern world. A systemic assessment of the actual personal resources of schoolchildren in the development of self-affirmation competencies in the modern world was carried out by means of the following methods: questionnaire of volitional self-control by A. G. Zverkov and E. V. Eidman, questionnaire of emotional orientation of personality by B. I. Dodonov, test of resilience (version by D. A. Leontiev - E. I. Rasskazova), methodology of selfattit ude research by S. P. Panteleev, questionnaire of tolerance to uncertainty by T. A. Kornilova. The results revealed typological diversity in personality profiles, reflecting the real picture of students’ understanding of their personal capabilities in the future. System indicators characterizing the personal potential of schoolchildren make it possible to organize developing work with schoolchildren with a high degree of efficiency in the development of new competencies.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Психологические исследования

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

АКТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

В статье обсуждаются вопросы понимания школьниками требований общества к развитию личностных качеств, необходимых для развития компетенций самоутверждения в современном мире. На основе диагностики личностных качеств школьников, выбранных на базе теоретического и практического опыта системной оценки ключевых компетенций для профессионального самоутверждения, выявлена типичная для школьной среды (старшеклассников) картина понимания своих личностных ресурсов. Данные, полученные на выборке 204 школьников с использованием 18 личностных показателей, позволили выявить характерные особенности в осознании школьниками своей готовности к самоутверждению в современном мире.

Системная оценка актуальных личностных ресурсов школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире производилась посредством следующих методик: опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, опросник эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова, тест жизнестойкости (версия Д. А. Леонтьева - Е. И. Рассказовой), методика исследования самоотношения С. П. Пантелеева, опросник толерантности к неопределенности Т. А. Корниловой.

Полученные результаты выявили типологическое разнообразие в личностных профилях, отражающее реальную картину понимания школьниками своих личностных возможностей в будущем. Системные показатели, характеризующие личностный потенциал школьников, позволяют организовать с ними высокоэффективную развивающую работу, способствующую становлению новых компетенций.

Ключевые слова: личностные качества; системная оценка; компетенции; саморазвитие; личностные профили; самосознание.

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 5-18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

© Романова Е. С., Абушкин Б. М., 2022

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

ACTUAL PERSONAL RESOURCES OF SCHOOLCHILDREN IN THE DEVELOPMENT OF SELF-AFFIRMATION COMPETENCES

IN THE MODERN WORLD

E. S. Romanova,

MCU, Moscow, RomanovaES@mgpu.ru,

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow, AbushkinBM@mgpu.ru

The article discusses the issues of students' understanding of society's requirements for the development of personal qualities necessary for the development of self-affirmation competencies in the modern world. Based on the diagnosis of personal qualities of schoolchildren selected on the basis of theoretical and practical experience of systemic assessment of key competencies for professional self-affirmation, a typical picture of the understanding of their personal resources for the school environment (high school students) is revealed. The data obtained on a sample of 204 schoolchildren using 18 personal indicators revealed characteristic features in the awareness of schoolchildren of their readiness for self-affirmation in the modern world.

A systemic assessment of the actual personal resources of schoolchildren in the development of self-affirmation competencies in the modern world was carried out by means of the following methods: questionnaire of volitional self-control by A. G. Zverkov and E. V Eidman, questionnaire of emotional orientation of personality by B. I. Dodonov, test of resilience (version by D. A. Leontiev - E. I. Rasskazova), methodology of self-attitude research by S. P. Panteleev, questionnaire of tolerance to uncertainty by T. A. Kornilova.

The results revealed typological diversity in personality profiles, reflecting the real picture of students' understanding of their personal capabilities in the future. System indicators characterizing the personal potential of schoolchildren make it possible to organize developing work with schoolchildren with a high degree of efficiency in the development of new competencies.

Keywords: personal qualities; system assessment; competencies; self-development; personality profiles; self-awareness.

For citation: Romanova E. S., Abushkin B. M. Actual personal resources of schoolchildren in the development of self-affirmation competencies in the modern world // Systems Psychology and Sociology. 2022. № 4 (44). P. 5-18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

Romanova Evgeniya Sergeevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor. Head of the Department of general and practical psychology, Head of the Laboratory of Social-and-Psychological Researches in Education at the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Abushkin Boris Mikhailovich, PhD in Psychology, Associate Professor. Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology, Chief Researcher of the Laboratory of Social and Psychological Research in Education, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395

Введение

Наиболее значимой областью, характеризующей успешность воспитательной работы в школе, является социальное развитие школьников. На фоне задач социализации обучающихся значимое место занимает проблема личной активности школьников в построении своего внутреннего мира, отражающего все компоненты реального социального мира. Самостоятельно выстроить адекватный мир своих возможностей, интересов и ценностей школьники не могут, поскольку этот раздел современного знания переполнен психологической детализацией, которую активно используют все социальные институты общества. Непосредственный переход школьника в социальную среду взрослого мира без серьезной большой внутренней работы для понимания основных механизмов взаимодействия повлечет череду неадекватных решений, разрушающих его личностную и социальную целостность.

В этой связи актуальная задача психологов состоит в системном формировании среди обучающихся платформы для личностного самоутверждения в современном мире на основе осознания и раскрытия внутренних ресурсов будущего профессионального становления.

Особенности формирования личностного самоутверждения школьников

Сложность и многоплановость понятия личностного самоутверждения раскрывается при анализе самореализации, проявляющейся в активном взаимодействии человека с окружающим миром через ценности, интересы, эмоции и взгляды; анализе потребностей и мотивов, необходимых для достижения личностных целей; анализе тактик и стратегий в принятии решений. В подростковом возрасте

самоутверждение характеризуется противоречивыми проявлениями. С одной стороны, это борьба с самим собой, а с другой — приобретение новых знаний и навыков. Именно стремление к личностному самоутверждению способствует разностороннему развитию и формированию самооценки [8].

«Исследования по поддержанию самооценки показывают, что стратегии самосовершенствования взаимозаменяемы; угрозы самооценке в одной области провоцируют косвенные самоутверждения в несвязанных областях, которые эффективно заменяют потребности для непосредственного устранения первоначальных угроз»1 [13: с. 173]. Рассматриваемая зарубежными исследователями модель «самоутверждение как перспектива» предполагает, что самоутверждение расширяет размер рабочей Я-концепции, в которой самооценка переплетается с более широкими диспозиционными представлениями о себе [12: с. 3].

«У людей есть базовая потребность поддерживать целостность Я, глобальное чувство личной адекватности. События, которые угрожают целостности личности, вызывают стресс и самозащиту, которые могут препятствовать производительности и росту». Однако высокий уровень самоутверждения «может обуздать эти негативные последствия» и приводит «к более широкому взгляду на себя и свои ресурсы, ослабляя последствия угрозы для личной целостности» [11: с. 333].

По мнению Х. Блэнтона с соавторами, «в многочисленных исследованиях самоутверждения Клод Стил и его коллеги продемонстрировали, что самоутверждение уменьшает потребность в оправдании диссо-нансного поведения...» [10: с. 684]. «Культура накладывает определенное влияние на процесс самоутверждения. В индивидуалистических культурах больше подчеркивается самость и выделяется независимость, в то время

1 Здесь и далее перевод цитат наш. — Е. Р., Б. А.

как в коллективистских культурах подчеркивается родство и взаимозависимость играет значительную роль. Коллективисты с меньшей вероятностью будут мотивированы защищать свою целостность, поскольку в их культуре меньше внимания уделяется самоуважению»2 [14]. Однако, учитывая, что мотивация самореализации имеет социальную направленность и нацелена на развитие общества, именно культура коллективизма способствует актуализации стремления личности к реализации своего внутреннего потенциала и самоутверждению в системе общественных отношений. В то же время культура индивидуализма в большей степени связана с мотивацией сохранения Я, что объясняет значительный рост ценности самоуважения среди индивидуалистов. При этом важную роль играет адекватная самооценка личности. Ряд исследований показывает, что люди с высокой самооценкой обладают большим количеством положительных активов и, следовательно, более устойчивы к угрожающим инцидентам. Люди с высокой самооценкой более склонны полагаться на самоутверждение, чем на другие защитные механизмы, к примеру такие, как рационализация [15].

Рассматривая особенности формирования личностного самоутверждения школьников, можно отметить, что эффективная форма самоутверждения для них включает развитую рефлексию, всестороннюю активность, необходимый уровень самоконтроля и самодисциплины [5: с. 310]. Для современной успешной, реализующей себя личности важны качества, направленные на развитие способностей в коммуникативной, креативной и интеллектуальной сферах, а также в общей социальной практике [9]. Формирование личностного самоутверждения школьников становится важной составляющей в формировании культуры потребностей в системе образовательной среды [6; 7]. Применительно к обучающимся высокую научную значимость имеет задача выявления актуальных личностных ресурсов

2 Self-affirmation // Psychology Wiki. URL: https:// translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.947b597b-63bd66a6-0ed66ae7-74722d776562/https/psychology. fandom.com/wiki/Self-affirmation (дата обращения: 15.12.2022).

школьников в плане их личностного самоутверждения в современном мире [4].

Современный подход к оценке личностного развития основывается на понятии «личностный потенциал». Личностный потенциал соотносится с ресурсами, которые активизируются в условиях необходимости преодоления кризисных событий, вызываемых различными обстоятельствами внешней среды. При этом ресурсы личности можно рассматривать как средства, которыми обладает сама личность или ее окружение. Наличие ресурсов личности может коррелировать с успешностью достижения ею конкретных результатов, однако не определяет достижения конкретной цели однозначно, так как личность может обладать ресурсами, но не знать о них или не уметь ими воспользоваться в нужный момент для достижения поставленной цели.

Личностный потенциал позволяет раскрыть внутренний источник собственной деятельности, осознавать себя и свои компетенции как ресурс и уметь ими пользоваться. При развитом личностном потенциале происходит осознанное присвоение ресурсов как собственного капитала (знания, навыки, компетенции), которым можно распоряжаться. При низком личностном потенциале ресурсы человека остаются незадействоваными.

В последние годы выделяются следующие ключевые тенденции в области личностного развития, необходимого для самоутверждения в профессиональной сфере.

Во-первых, это развитие самостоятельности, поскольку в современном мире на первый план выходит экзистенциальный принцип свободы и ответственности. Проективные действия сотрудников организаций играют важнейшую роль в повышении эффективности труда и внедрении новых технологий. Профессионалу важно уметь действовать самостоятельно в различных контекстах, ставить цели, принимать решения, оценивая риски, нести ответственность за полученные результаты.

Во-вторых, развитие смежных компетенций. Ситуация неопределенности, постоянные изменения вынуждают работников брать на себя новые функции. Узконаправленные специалисты, замкнутые на решении небольшого круга задач, остаются невостребованными.

Компаниям нужны универсальные сотрудники, компетенции которых позволяют удовлетворить многоплановые потребности организации. На наш взгляд, это очень оптимистичный тренд. Многолетний опыт работы со студентами подтверждает наличие мотива саморазвития в разных направлениях в рамках нового контекста работы, желание освоить новые горизонты своей профессии или даже новую специальность. Это делает человека более адаптивным и гибким: ему намного легче, чем другим, найти работу или занять другую позицию внутри своей компании.

В-третьих, тотальная цифровизация, развитие 1Т-компетенций. Цифровые знания и навыки включены в состав практически любой профессиональной компетенции, они стали базовыми требованиями к должности. Прежде всего, это владение основным программным обеспечением, используемым в профессии. Кроме этого, оценивается уровень цифровой грамотности в целом, навыки онлайн-комму-никации. В современных реалиях важно обладать способностью к быстрому обучению новым функциям программного обеспечения, а также изучать с нуля новые инструменты.

В-четвертых, развитие коммуникативных компетенций. Подавляющее большинство различных профессий опосредованы прямыми и косвенными межличностными взаимодействиями. Соответственно, возрастает и удельный вес определенных профессионально важных качеств (ПВК) в разных профессиях.

В-пятых, развитие управленческих компетенций, а именно: способность контролировать ситуацию, расстановка приоритетов, тактическое планирование, постановка задач, обратная связь, риск-менеджмент, работа с командой.

В-шестых, тренд на саморазвитие и самообучение. Во многих компаниях создается и поддерживается самообучающая профессиональная среда. Активно стимулируется взаимообучение при решении совместных задач, наставничество, внешнее обучение. Кроме того, важным элементом является скорость приобретения новых компетенций.

Требования к личностному развитию молодого поколения в настоящее время достигли почти предела возможного уровня,

ориентированного на высокую эффективность трудовой деятельности [3].

Современный диагностический инструментарий, используемый международными компаниями, представляющими консалтинговые услуги в области управления персоналом, не ограничивается измерением отдельных личностных качеств человека, оторванных от реальных требований практической деятельности. Инструменты оценки личности имеют структурную организацию, в которой выделяют до 5-7 основных областей (факторов), разделяющихся на более частные компетенции, включающие в себя личностные качества, количество которых при диагностике может доходить до 140 и более отдельных черт.

Содержание компетенций состоит из профессиональных и личностных качеств работника, определяющих успешность решения профессиональных задач [1; 2].

Основная тенденция, наблюдающаяся в современном рекрутменте, заключается в смещении акцентов при диагностике и в прогнозе профессиональной успешности со стабильных, жестко заданных свойств на гибкие переменные, потенциальные характеристики адаптации работника к новым условиям на конкретном рабочем месте для решения конкретных задач, на принятие им корпоративной культуры, на психологическую готовность интегрировать свою деятельность и поведение в определенную профессиональную среду с данными партнерами при решении данных задач. Вышесказанное демонстрирует преобразование психодиагностики из ретроспективной (с опорой на имеющийся опыт) на проективную, перспективную (ориентированную на будущие задачи, новые требования, новые модели деятельности и поведения).

Организация и методическое обеспечение исследования

Исследование было направлено на оценку актуальных личностных ресурсов школьников для развития компетенций самоутверждения в современном мире.

В исследовании использовались следующие методики:

1) опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана;

2) опросник эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова;

3) тест жизнестойкости (версия Д. А. Леонтьева - Е. И. Рассказовой);

4) методика исследования самоотношения С. П. Пантелеева;

5) опросник толерантности к неопределенности Т. А. Корниловой.

В тестировании приняли участие 204 школьника 10-х классов московских школ. С помощью опросников регистрировались 17 показателей.

Оценка полученных результатов осуществлялась на основании определенных критериев:

1) критерия интерпретации первичного показателя. Каждый первичный показатель характеризуется количеством набранных баллов в абсолютном выражении. В соответствии с величиной набранного балла дается интерпретация поведения, соответствующего личностной черте. При значениях показателя менее 30 % (первая категория) делается предварительный вывод о слабой сформирован-ности конкретного качества; при значениях более 70 % (третья категория) — о высокой сформированности. Результаты в средней части шкалы (вторая категория, от 30 до 70 %) свидетельствуют о недостаточной осознанности школьниками отдельных аспектов своего поведения, характеризующих личностную черту;

2) критерия интерпретации вторичного показателя. Первичные показатели переводятся во вторичные на основе расчета величины относительного отклонения первичного показателя от среднего значения для сравниваемой группы школьников. Величина отклонения оценивается по десятибалльной шкале — шкале стенов на основе расчета Z-показателя как меры отклонения показателя от среднего значения по выборке. Стены в диапазоне от 4 до 7 характеризуют зону общегрупповой нормы, где выраженность качества у разных школьников примерно одинакова (различия недостоверны). Стены 8-10 свидетельствуют о достоверно высоком уровне сформированности

соответствующих качеств. Стены 1-3 указывают на достоверно недостаточный уровень сформированности личностных качеств.

Обсуждение результатов исследования

Статистическим показателем индивидуальных результатов школьников является их частотное распределение по баллам измерительной шкалы каждого показателя. Было определено количество школьников, показавших свои результаты в пределах первой (1), второй (2) и третьей (3) категории (в % от общего количества). Распределение результатов учащихся по 17 измеряемым показателям представлено в таблице.

Представленная в таблице реальная картина распределения ответов позволяет каждому школьнику соотнести свой индивидуальный результат со всей группой, определив, в какой категории он находится, и оценить перспективу своей целенаправленной работы по развитию соответствующего личностного качества.

Представленные в таблице личностные качества расположены в убывающей последовательности процентной характеристики для третьей категории выраженности качества. Диапазон изменений этого показателя составляет от 67,6 до 17,8 %. Вначале идут личностные качества школьников, для которых характерна хорошая выраженность измеряемого качества (наибольший процент).

Общий анализ распределений показал, что по отдельным личностным качествам, наиболее понятным и актуальным для школьников, наблюдается наибольший процент в категории высоких результатов и, наоборот, личностные качества, недостаточно хорошо осознаваемые школьниками, увеличивают процент в категории низких результатов. В соответствии с полученными данными у школьников наиболее выражены следующие личностные качества: принятие риска; склонность к активной мыслительной деятельности; самоудовлетворенность достигнутым уровнем развития; стремление к общению; самопринятие. Значительно более слабо сформированы у школьников волевой самоконтроль;

Таблица

Распределение ответов школьников по трем категориям их значимости

в поведении

Принятие риска, характеризующее важность любого опыта для своего личностного и социального развития

Склонность к активной мыслительной деятельности, решению сложных познавательных проблем

Самоудовлетворенность достигнутым уровнем развития и нежелание меняться

Стремление к общению, открытости, оптимизму и эмпатии

Самопринятие со всеми своими достоинствами и недостатками, одобрение своих планов и желаний

Мера увлеченности основной деятельностью, требующей напряжения воли для достижения желаемых результатов

Саморуководство, когда источником активности и результативности в деятельности является сам человек

Принятие новизны и противостояние неопределенности жизненных ситуаций

Склонность воспринимать среду как угрозу или источник дискомфорта

Стремление к лидерству и превосходству в значимых социальных средах

Самооценка как готовность ставить себе в вину свои промахи, неудачи и собственные недостатки

Контроль в деятельности, характеризующий убежденность в правильности выбора своего пути и необходимости настойчивого преодоления препятствий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волевой самоконтроль, характеризующий меру достижения поставленных в деятельности задач в различных ситуациях

Самообладание, характеризующее способность к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний и реакций

Настойчивость, характеризующая сознательное вовлечение в деятельность необходимых энергетических ресурсов

Социальный потенциал для стойкого совладания со стрессами

Уверенность в себе как в самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке

самообладание; настойчивость; навыки использования социальных ресурсов для совла-дания со стрессами; самоуверенность.

По итогам системного анализа с использованием вторичных показателей — сте-нов — были выделены группы школьников с характерными профилями выраженности индивидуальных показателей (рис. 1-5).

1. Первая группа школьников составляет примерно 27 %. Они показали высокие результаты по показателям «волевой самоконтроль», «настойчивость», «самообладание».

Это свидетельствует об эффективности в достижении поставленных задач в различных ситуациях, сознательном вовлечении в деятельность необходимых энергетических ресурсов, способности к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний и реакций.

Пример профиля, где по этим показателям у школьников от 8 и выше стенов, представлен на рисунке 1. Результаты школьников по остальным показателям соотносятся с этим фактом.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

^ <3?> Л дЧ Л х-О лО .е л-С .ф х-О

„о^ гР ^ <о° л гР # „о^ -У „С4 .<?> л* „О4 „о- „С

ДУШ

/ N

\ \ А

\ \ /\ _ _ _ -

-^-- ^ \ / ьЛ А--'" / /

\ \ 4 ' ^ _1 ^ \ / / У

\

\

^ л-о

О

/

Рис. 1. Пример профиля школьника с высокими показателями волевой сферы

По показателю «общительность, открытость, оптимизм» результат чаще всего находится в пределах от 4 до 7 стенов (общегрупповая норма для школьников) или немного выше этого диапазона. Это ожидаемый результат при обнаруженном энергетическом потенциале школьника. Когда этот показатель ниже нормы, появляется основание для признания ответов по данному показателю не соответствующими реальному поведению учащегося. Этот момент выделяется при обсуждении результатов со школьниками.

Показатель «увлечение учебой» находится на верхней границе статистической нормы или немного выше. Это относится и к показателям «азарт, решительность», «увлеченность» и «контроль».

Показатель «стремление проникнуть в сущность явления», как правило, не выражен в этой подгруппе и чаще находится ниже общегрупповой нормы. Особенности достигнутого результата по этому показателю отражают личностную ценностную ориентацию школьника и могут рассматриваться как основание для анализа и оценки результатов по другим показателям.

Группа показателей, связанных с отношением школьников к себе по ряду содержательных аспектов, также стремится к верхней границе нормы для данной группы учащихся. Особое значение в анализе профиля школьника имеет показатель «самооценка». Низкие баллы свидетельствуют об отсутствии самокритики в контексте своих возможностей и успехов. Высокие баллы отражают высокую меру недовольства школьника собой. В рассматриваемом профиле этот показатель значительно ниже нормы.

2. Вторая группа составляет примерно 21 %. Вошедшие в нее школьники, в отличие от учащихся из первой группы, продемонстрировали низкие результаты по показателям «волевой самоконтроль», «настойчивость», «самообладание».

Пример профиля, где по этим показателям у школьников от 3 и ниже стенов, представлен на рисунке 2. Их результаты по остальным показателям соотносятся с этим фактом. Данные личностные профили характерны для школьников со слабовыраженной волевой сферой (достоверно ниже средних значений для всех школьников), однако у них значимо

Рис. 2. Пример профиля школьника с низкими показателями волевой сферы

стремление к напряженной интеллектуальной деятельности. Характерным для этого профиля является показатель «самооценка» со средними по шкале баллами, которые отражают умеренную степень недовольства школьника собой.

3. Третья группа школьников составляет примерно 25 %. Для нее характерно то, что большинство показателей не выходит за пределы общегрупповой нормы. Пример профиля по этим показателям у школьников представлен на рисунке 3.

4. Четвертая группа школьников составляет примерно 20 %. Показатель по шкале «самооценка» выходит за верхнюю границу общегрупповой нормы.

Для этих школьников характерна готовность ставить себе в вину свои промахи, неудачи и собственные недостатки. Этот аспект является ключевым для оценки и интерпретации результатов по другим шкалам. Пример профиля по этому показателю у школьников представлен на рисунке 4.

5. Пятая группа школьников составляет примерно 12 %. Им свойственна очень низкая активность мыслительной деятельности для решения сложных познавательных

проблем. Этот аспект является ключевым для оценки и интерпретации результатов по другим шкалам. Пример профиля по этому показателю у школьников представлен на рисунке 5.

Типологические особенности, представленные в выделенных пяти группах, могут рассматриваться как показатели существующего личностного потенциала школьников с учетом сложившейся жизненной практики. Выраженность проявления одних личностных качеств по отношению к другим дает возможность проводить целенаправленную работу по развитию или актуализации слабовыра-женных качеств, что необходимо для развития компетенций самоутверждения в современном мире.

Заключение

На основе обобщения научных и практических результатов по проблеме самоутверждения подростков, представленных в работах разных научных направлений в современной психологии, выбраны наиболее

Рис. 3. Пример профиля школьника с показателями в пределах статистической нормы

Рис. 4. Пример профиля школьника с высоким значением показателя «самооценка»

Рис. 5. Пример профиля школьника с низким значением показателя «стремление проникнуть

в сущность явления»

адекватные для подросткового возраста диагностические методики. Результаты системной оценки старшеклассников позволили выделить характерное типологическое разнообразие в личностных профилях, отражающее реальную картину понимания школьниками своих

личностных возможностей в контексте своего самоутверждения в будущем. Полученные данные, характеризующие личностный потенциал школьников, позволяют организовать с ними высокоэффективную работу, направленную на развитие новых компетенций.

Литература

1. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 87-102.

2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13. URL: https://cyberleninka.m/article/n/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 12.12.2022).

3. Непомнящая Д. О. Использование компетентостного подхода при оценке персонала методом «360 градусов» // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 2 (10). C. 49-53. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompetentostnogo-podhoda-pri-otsenke-personala-metodom-360-gradusov (дата обращения: 06.12.2022).

4. Перевозчикова Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. C. 138-145. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ konstruktivnoe-samoutverzhdenie-lichnosti-kak-filosofskaya-problema (дата обращения: 06.12.2022).

5. Практическая психология образования: учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

6. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5-17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01

7. Романова Е. С., Макшанцева Л. В. Оценка и развитие личностного и социального потенциала обучающихся общеобразовательных организаций // Проблемы общей и педагогической психологии: коллективная монография. М.: РИТМ, 2019. С. 7-32.

8. Романова Е. С., Рычихина Э. Н. Типологизация московских школьников на основе их социально-психологического портрета // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12 (80). С. 32-35.

9. Чурекова Т. М. Компетентностный подход в современном образовании как необходимость // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 4. С. 59-63. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-sovremennom-obrazovanii-kak-neobhodimost (дата обращения: 06.12.2022).

10. Blanton H., Cooper J., Slkurnik I., Aronson J. When bad things happen to good feedback: Exacerbating the need for self-justification with self-affirmations // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 7. P. 684-692. DOI: 10.1177/0146167297237002

11. Cohen G. L., Sherman D. K. The psychology of change: Self-affirmation and social psychological intervention // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 65. № 1. P. 333-371. DOI: 10.1146/an-nurev-psych-010213-115137

12. Critcher C. R., Dunning D. Self-affirmations provide a broader perspective on self-threat // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41. № 1. P. 3-18. DOI: 10.1177/0146167214554956

13. Knowles M. L. There's no substitute for belonging: Self-affirmation following social and non-social threats / M. L. Knowles et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. № 2. P. 173-186. DOI: 10.1177/0146167209346860

14. Heine S. J., Lehman D. R. Culture, dissonance, and self-affirmation // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 4. P. 389-400. DOI: 10.1177/0146167297234005

15. Nail P. R., Misak J. E., Davis R. M. Self-affirmation versus self-consistency: A comparison of two competing self-theories of dissonance phenomena // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. № 8. P. 1893-1905. DOI: 10.1016/j.paid.2003.08.019

References

1. Bazarov T. Yu., Erofeev A. K., Shmelev A. G. Kollektivnoe opredelenie ponyatiya «kompetencii»: popy'tka izvlecheniya smy'slovy'x tendencij iz razmy'togo e'kspertnogo znaniya [Collective definition of the concept of "competence": an attempt to extract semantic tendencies from fuzzy expert knowledge] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psixologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. 2014. № 1. P. 87-102.

2. Bajdenko V. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo pod-xoda) [Competencies in professional education (towards the development of a competence-based approach)] // Vy'sshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2004. № 11. P. 3-13. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (date of access: 12.12.2022).

3. Nepomnyashhaya D. O. Ispol'zovanie kompetentostnogo podxoda pri ocenke personala metodom «360 gradusov» [The use of a competency-based approach in personnel assessment using the "360 degrees" method] // Biznes-obrazovanie v e'konomike znanij [Business Education in the Knowledge Economy]. 2018. № 2 (10). P. 49-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompetentostnogo-podhoda-pri-otsen-ke-personala-metodom-360-gradusov (date of access: 06.12.2022).

4. Perevozchikova L. S. Konstruktivnoe samoutverzhdenie lichnosti kak filosofskaya problema [Constructive self-assertion of personality as a philosophical problem] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2007. № 1. P. 138-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7konstruktiv-noe-samoutverzhdenie-lichnosti-kak-filosofskaya-problema (date of access: 06.12.2022).

5. Prakticheskaya psixologiya obrazovaniya: uchebnik dlya studentov vysshix i srednix special'nyx uchebnyx zavedenij [Practical psychology of education: textbook for students of higher and secondary specialized educational institutions] / pod red. I. V. Dubrovinoj. 4-e izd. SPb.: Piter, 2004. 592 p.

6. Romanova E. S., Abushkin B. M. Cennostno-smy'slovaya napravlennost' lichnosti obuchayushhixsya kak faktor razvitiya ix lichnostnogo potenciala [Value-semantic orientation of students' personality as a factor for development of their personal potential] // Sistemnaya psixologiya i sociologiya [Systems Psychology and Sociology]. 2019. № 4 (32). P. 5-17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01

7. Romanova E. S., Makshanceva L. V. Ocenka i razvitie lichnostnogo i sociaFnogo potencíala obu-chayushhixsya obshheobrazovatel'ny'x organizacij [Evaluation and development of the personal and social potential of students in educational institutions] // Problemy' obshhej i pedagogicheskoj psixologii: kollek-tivnaya monografiya [Problems of general and pedagogical psychology: collective monograph]. M.: RITM, 2019. P. 7-32.

8. Romanova E. S., Rychixina E'. N. Tipologizaciya moskovskix shkol'nikov na osnove ix social'-no-psixologicheskogo portreta [Typology of Moscow schoolchildren based on their socio-psychological portrait] // Obshhestvo: sociologiya, psixologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics]. 2020. № 12 (80). P. 32-35.

9. Churekova T. M. Kompetentnostny'j podxod v sovremennom obrazovanii kak neobxodimost' [Competence-based approach in modern education as a necessity] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Bulletin of the Kemerovo State University]. 2009. № 4. P. 59-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 kompetentnostnyy-podhod-v-sovremennom-obrazovanii-kak-neobhodimost (date of access: 06.12.2022).

10. Blanton H., Cooper J., Slkurnik I., Aronson J. When bad things happen to good feedback: Exacerbating the need for self-justification with self-affirmations // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 7. P. 684-692. DOI: 10.1177/0146167297237002

11. Cohen G. L., Sherman D. K. The psychology of change: Self-affirmation and social psychological intervention // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 65. № 1. P. 333-371. DOI: 10.1146/an-nurev-psych-010213-115137

12. Critcher C. R., Dunning D. Self-affirmations provide a broader perspective on self-threat // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41. № 1. P. 3-18. DOI: 10.1177/0146167214554956

13. Knowles M. L. There's no substitute for belonging: Self-affirmation following social and non-social threats / M. L. Knowles et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. № 2. P. 173-186. DOI: 10.1177/0146167209346860

14. Heine S. J., Lehman D. R. Culture, dissonance, and self-affirmation // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 4. P. 389-400. DOI: 10.1177/0146167297234005

15. Nail P. R., Misak J. E., Davis R. M. Self-affirmation versus self-consistency: A comparison of two competing self-theories of dissonance phenomena // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. № 8. P. 1893-1905. DOI: 10.1016/j.paid.2003.08.019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.