Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ИМИДЖ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМООЦЕНКА / САМОВЫРАЖЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Е.С., Абушкин Б.М.

Статья посвящена использованию психологической диагностики как инструмента построения студентами своего имиджа. Образовательная программа, предполагающая подготовку обучающихся по вопросам формирования собственного имиджа с целью повышения личной конкурентоспособности, основывается на диагностико-развивающей работе с использованием валидных психологических тестов. В рамках апробации программы работы со студентами было проведено тестирование, направленное на построение оценочных характеристик на основании полученных результатов. Самооценка личностного потенциала проводилась путем ранжирования измеренных личностных качеств по степени их соответствия представлениям о себе, а также на основе оценки уровня выраженности личностных качеств в контексте обеспечения конкурентоспособности. Первичные факторы были обобщены в интегральные факторы, характеризующие реальный уровень развития личностного потенциала студентов. В качестве контрольного диагностического инструмента понимания студентами своего личностного потенциала был использован Оксфордский тест анализа личности (Oxford capacity analysis test). Материалы, представленные в статье, являются продолжением научного обобщения практики формирования конкурентоспособности студентов[31]. В работе представлены результаты сравнительного анализа предварительной и последующей диагностики после обсуждения первичных индивидуальных результатов. Согласно полученным данным диагностико-развивающая работа со студентами способствует росту показателей индивидуальных результатов в области высоких значений (от 0,7 до 1 по относительной шкале). Проведенное исследование показывает, что использование метода перекрестного анализа позволяет каждому студенту получить объективную информацию о своем личностном профиле, т. е. содействует осознанию такого уровня развития личностных качеств, который необходим для формирования конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Е.С., Абушкин Б.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS AS A TOOL FOR BUILDING STUDENTS OF THEIR OWN IMAGE

The article is devoted to the use of psychological diagnostics as a tool for students’ building their image. The educational program, which involves training students on the formation of their own image in order to increase personal competitiveness, is based on diagnostic and developmental work using valid psychological tests. As part of the approbation of the program of work with students, testing was conducted in order to build evaluation characteristics formed on the results obtained. Self-assessment of personal potential was carried out by students on the basis of ranking the measured personal qualities according to the degree of their compliance with the self-image, as well as on the basis of assessing the level of expression of personal qualities in the context of ensuring competitiveness. The primary factors were generalized into integral factors characterizing the real level of development of students’ personal potential. Oxford Personality Analysis test (Oxford capacity analysis test) was used as a control diagnostic tool for students’ understanding of their personal potential. Materials presented in the article are the continuation of the scientific generalization of the practice of forming the competitiveness of students. The paper presents the results of a comparative analysis of the preliminary and subsequent diagnostics after discussing the initial individual results. According to the obtained data, diagnostic and developmental work with students contributes to the growth of individual results in the field of high values (from 0.7 to 1 on a relative scale). The performed research shows that the use of the cross-analysis method allows each student to obtain objective information about their personal profile, i. e. helps realize the level of personal qualities development which is necessary for the formation of competitiveness.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА»

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА1

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

Статья посвящена использованию психологической диагностики как инструмента построения студентами своего имиджа. Образовательная программа, предполагающая подготовку обучающихся по вопросам формирования собственного имиджа с целью повышения личной конкурентоспособности, основывается на диагностико-развивающей работе с использованием валидных психологических тестов. В рамках апробации программы работы со студентами было проведено тестирование, направленное на построение оценочных характеристик на основании полученных результатов. Самооценка личностного потенциала проводилась путем ранжирования измеренных личностных качеств по степени их соответствия представлениям о себе, а также на основе оценки уровня выраженности личностных качеств в контексте обеспечения конкурентоспособности. Первичные факторы были обобщены в интегральные факторы, характеризующие реальный уровень развития личностного потенциала студентов. В качестве контрольного диагностического инструмента понимания студентами своего личностного потенциала был использован Оксфордский тест анализа личности (Oxford capacity analysis test).

Материалы, представленные в статье, являются продолжением научного обобщения практики формирования конкурентоспособности студентов2. В работе представлены результаты сравнительного анализа предварительной и последующей диагностики после обсуждения первичных индивидуальных результатов. Согласно полученным данным диагностико-развивающая работа со студентами способствует росту показателей индивидуальных результатов в области высоких значений (от 0,7 до 1 по относительной шкале). Проведенное исследование показывает, что использование метода перекрестного анализа позволяет каждому студенту получить объективную информацию о своем личностном профиле, т. е. содействует осознанию такого уровня развития личностных качеств, который необходим для формирования конкурентоспособности.

Ключевые слова: личная работоспособность; имидж; личность; личностный потенциал; самооценка; самовыражение; психологическая диагностика; обучающиеся.

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая диагностика как инструмент построения студентами своего имиджа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 39-49. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.37.1.3

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

1 Статья публикуется при поддержке гранта № ГСГК-89/20 Благотворительного фонда Владимира Потанина.

2 Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27-38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

© Романова Е. С., Абушкин Б. М., 2021

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395

UDC 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.3

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS AS A TOOL FOR BUILDING STUDENTS OF THEIR OWN IMAGE3

E. S. Romanova,

MCU, Moscow, RomanovaES@mgpu.ru,

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow, AbushkinBM@mgpu.ru

The article is devoted to the use of psychological diagnostics as a tool for students' building their image. The educational program, which involves training students on the formation of their own image in order to increase personal competitiveness, is based on diagnostic and developmental work using valid psychological tests. As part of the approbation of the program of work with students, testing was conducted in order to build evaluation characteristics formed on the results obtained. Self-assessment of personal potential was carried out by students on the basis of ranking the measured personal qualities according to the degree of their compliance with the self-image, as well as on the basis of assessing the level of expression of personal qualities in the context of ensuring competitiveness. The primary factors were generalized into integral factors characterizing the real level of development of students' personal potential. Oxford Personality Analysis test (Oxford capacity analysis test) was used as a control diagnostic tool for students' understanding of their personal potential.

Materials presented in the article are the continuation of the scientific generalization of the practice of forming the competitiveness of students.4 The paper presents the results of a comparative analysis of the preliminary and subsequent diagnostics after discussing the initial individual results. According to the obtained data, diagnostic and developmental work with students contributes to the growth of individual results in the field of high values (from 0.7 to 1 on a relative scale). The performed research shows that the use of the cross-analysis method allows each student to obtain objective information about their personal profile, i. e. helps realize the level of personal qualities development which is necessary for the formation of competitiveness.

Keywords: personal performance; image; personality; personal potential; self-esteem; self-expression; psychological diagnostics; students.

For citation: Romanova E. S., Abushkin B. M. Psychological diagnostics as a tool for building students of their own image // Systems Psychology and Sociology. 2021. № 1 (37). P. 39-49. DOI: 10.25688/22236872.2021.37.1.3

Romanova Evgeniya Sergeevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor. Head of the Department of General and Practical Psychology, Head of the Laboratory of Social-and-Psychological Researches in Education at the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

3 The article is published with the support of grant № GSGK-89/20 of the Vladimir Potanin Charitable Foundation.

4 Romanova E. S. Developing social skills in students to provide an advantage in the competitive labor market segments // Systems Psychology and Sociology. 2020. № 3 (35). P. 27-38. DOI: 10.25688/22236872.2020.35.3.2

Abushkin Boris Mikhailovich, PhD in Psychology, Associate Professor. Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology, Chief Researcher of the Laboratory of Social and Psychological Research in Education, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395

Введение

Диагностическая практика является основой психологической работы с обучающимися. Стандартизованные диагностические методики построены таким образом, чтобы основная масса тестируемых (70 %) по выраженности исследуемых качеств оказалась в середине диагностической шкалы. Утверждения относительно прошлого поведенческого опыта, представленные в конкретной измерительной шкале опросника, составлены так, чтобы человек с типичным для популяции поведением соглашался только с половиной этих утверждений и по итоговым баллам попадал в середину шкалы. Таким образом выявляются стереотипы поведения человека, основанные на прошлом опыте. Результаты этой диагностики позволяют различать личностные профили человека на статистически значимом уровне, что создает иллюзию надежности такой диагностики. Во многих личностных опросниках типичное для человека поведение оценивается без привязки к ценностным ориентирам и связанным с ними поведением. В разных ситуациях тестирования выбор участника может варьироваться. Повторное тестирование в ряде случаев рассматривается как необходимый этап диагностики, подтверждающий факт осознанности осуществляемого тестируемым выбора.

В практическом плане цель диагностиче-ско-развивающей работы состоит в формировании необходимых личностных и социальных качеств студентов. Наиболее высокие требования к личностному развитию молодых специалистов связаны с современной практикой эффективного профессионального самоутверждения на основе высокой личной конкурентоспособности студентов. Современная психологическая наука использует различные методологические подходы, способствующие формированию личной

конкурентоспособности студентов. В работе рассматривается подход, связанный с возможностью обучающихся заниматься коррекцией субъективной оценочной шкалы личностных и социальных качеств, наиболее значимых для развития личной конкурентоспособности.

Практика подготовки

конкурентоспособного специалиста

Эффективное развитие профессиональных, личностных и социальных качеств, обеспечивающих молодым специалистам преимущества в процессе трудоустройства, сопряжено с необходимостью решения ряда серьезных психологических вопросов. Если профессиональный потенциал молодых специалистов формируется через систему образования, саморазвитие, участие в конкурсных мероприятиях и сертификацию, гарантирующих подтверждение у специалиста соответствующих компетенций, то личностный и социальный потенциал специалиста, востребованный в профессиональных сферах, плохо осознается и, соответственно, недостаточно контролируется молодежью, поскольку студенты не проходят соответствующую подготовку по формированию представлений о себе в научно обоснованных психологических категориях. Попадая на рынок труда, молодые специалисты сталкиваются с неожиданными и зачастую негативными результатами психодиагностики.

Формирующееся в сознании человека обыденное представление о своих личностных возможностях практически никогда не совпадает с получаемыми в ходе использования психологических тестов результатами. В этой связи развитие личностных и социальных качеств, обеспечивающих формирование конкурентоспособности выпускников следует рассматривать как наиболее

актуальную задачу в саморазвитии студентов5 [3]. При этом особую роль играет развитие у студентов эмоционального интеллекта как системы навыков и способностей эффективного социального взаимодействия и интернальности, как механизма контроля за собственными действиями [7].

Современный социальный запрос по отношению к личностным качествам студентов можно охарактеризовать следующим образом: повышение креативности в решении разноплановых практических задач, формирование стратегического мышления, развитие самостоятельности, стрессоустойчивости и потребности в успешной деятельности [6]. Личная конкурентоспособность определяется тем, что представляет собой человек и какую социальную позицию он демонстрирует [4]. Данные аспекты составили суть понятия «имидж», предложенного С. Болдуином. В настоящее время определенный имидж рассматривается не столько как способ для достижения определенных целей, сколько как «этическая содержательность личности, которая внешне представлена соответствующими средствами» [8: с. 56]. Таким образом, формирование позитивного имиджа сопряжено с демонстрацией лучших личностных качеств человека с ориентацией на имеющиеся психологические и физические возможности.

Теории самоопределения выделяют базовые психологические потребности, способствующие формированию успешности в профессиональном плане: автономию, компетентность и построение грамотных взаимоотношений с окружающими [12]. Данные теории устанавливают, что способность личности эффективно удовлетворять перечисленные потребности содействует развитию самодетерминированных видов мотивации, которые выступают фундаментом для достижения успеха в профессиональном плане. Исследования показывают, что сфор-мированность этих потребностей наиболее

5 Программа повышения конкурентоспособности НИ ТГУ на 2013-2020 годы: дорожная карта. 4-й этап: 2018-2020 годы. С. 72. [Электронный ресурс] // Офис стратегического управления. URL: http://viu.tsu.ru/documents (дата обращения: 12.01.2021).

характерна для студентов, обладающих критическим и адаптивным мышлением [11].

Подростковый возраст является сенситивным периодом для самоопределения личности, однако динамика данного процесса в переходном периоде остается открытой темой. Подход к личностному развитию через самоопределение, основанное на развитии духовной самореализации личности как основного этапа формирования целостной личности (самости), является одним из способов раскрытия личностного потенциала [15]. Значимым фактором в саморазвитии студента являются особенности его саморефлексии. В проведенных исследованиях показано, что адекватная самооценка формируется только в результате системной саморефлексии [13].

Основной конструкт психологического капитала личности, или PsyCap, состоит из позитивных психологических ресурсов эффективности, надежды, оптимизма и устойчивости [9]. Большая группа исследований посвящена анализу социальной значимости психологического капитала человека, который формируется на основе специальной подготовки и социального опыта [14]. Результаты исследований показывают, что пожилые сотрудники имеют значительно более высокие баллы по психологическому капиталу, чем молодые, что важно для ответственной управленческой практики [10]. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости сложной и длительной работы человека над собственным имиджем [1].

Таким образом, формирование конкурентоспособности предполагает активную самостоятельную работу студентов по раскрытию личностного потенциала наряду с внедрением специальных образовательных программ, направленных на построение собственного имиджа.

Методические подходы по развитию личностной конкурентоспособности студентов

На первом этапе диагностико-развиваю-щей работы со студентами в направлении построения своего имиджа осуществлялась

самооценка их личностных качеств по 29 первичным показателям диагностических методик, охватывающих наиболее важные личностные характеристики для обеспечения личной конкурентности.

На втором этапе проходило обсуждение и построение оценочных характеристик индивидуальных результатов студентов. Осуществлялась самооценка на основе ранжирования измеренных личностных качеств по степени их соответствия личностным представлениям студента о себе и на основе оценки уровня их сформированности в контексте обеспечения личной конкурентоспособности [5].

На третьем этапе производилась комплексная самооценка студентами своих личностных особенностей на основе семи интегральных факторов личностного потенциала, полученных в ходе факторизации 29 первичных показателей проведенной диагностики. Студенты должны были сравнить результаты своей диагностики с необходимым профилем для успешной личной конкурентоспособности. Эта работа требовала от них высокой заинтересованности в улучшении показателей на формально-диагностическом уровне.

Содержание и первичные усредненные результаты этой работы представлены в статье Е. С. Романовой «Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда»6.

Практика оценки личностного потенциала претендента на ответственные должности связана с использованием профессиональных стандартизованных опросников. Результаты, полученные по этим опросникам, при прочих формах и видах самопрезентации претендента, предопределяют мнение работодателя о конкурентоспособности человека, предлагающего свои услуги. В этой связи обеспечение готовности студента к конкурентной борьбе в значительной мере связано с тем, чтобы знание и понимание своего личностного потенциала совпадало с результатами диагностической проверки.

6 Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27-38.

На четвертом этапе в качестве контрольного диагностического инструмента понимания студентами своего личностного потенциала был использован Оксфордский тест анализа личности (Oxford capacity analysis test), включающий 200 вопросов, исходя из ответов на которые строится график по десяти основным личностным характеристикам: стабильность, счастье, самообладание, уверенность, активность, настойчивость, ответственность, правильность оценки, чуткость, общительность. Опросник построен таким образом, что противоположный полюс каждой личностной характеристики оценивается как нежелательный для человека. Такая особенность опросника делает его надежным индикатором меры понимания человеком своих базисных, социально значимых личностных качеств или индикатором сформированности личностного потенциала человека.

Респонденту необходимо убедиться в том, что он понимает вопрос, при этом его следует прочитать столько раз, сколько необходимо. При обработке индивидуальные результаты соотносятся с результатами выборки стандартизации и в итоге адресуются к четырем оценочным уровням: 1 — хорошее состояние; 2 — приемлемое состояние; 3 — состояние оставляет желать лучшего; 4 — нужно обратить пристальное внимание. Данный тест ориентирован на оценку как слабых, так и сильных сторон личности, что способствует определению направлений саморазвития.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 1 представлены результаты первичного (1-й тест) и повторного (2-й тест) тестирований после анализа студентами своих результатов в первом тестировании по семи интегральным факторам, полученным в ходе факторизации 29 показателей выбранных диагностических методик. Переход к семи факторам повышает надежность и объективность оценки эффективности развивающей работы со студентами.

В таблице 1 показано распределение показателя (в %) для разных уровней его выраженности на относительной шкале по каждому

Таблица 1

Сравнительные данные тестирования студентов по семи интегральным факторам личностного потенциала

Уровень фактора 1-й тест 2-й тест Критерий х2

1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ

0,2-0,4 9,4 % 8,2 % 0,193

0,5 21,9 % 18,4 %

0,6 40,6 % 22,4 %

0,7-0,9 28,1 % 51,0 %

2. АЛЬТРУИЗМ, ДРУЖЕЛЮБИЕ

0,2-0,4 9,4 % 0,0 % 0,095

0,5 18,8 % 14,3 %

0,6 40,6 % 36,7 %

0,7-0,9 31,3 % 49,0 %

3. АМБИЦИОЗНОСТЬ

0,2-0,4 15,6 % 14,3 % 0,980

0,5 25,0 % 26,5 %

0,6 25,0 % 22,4 %

0,7-0,9 34,4 % 36,7 %

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

0,2-0,4 3,1 % 6,1 % 0,195

0,5 12,5 % 14,3 %

0,6 56,3 % 32,7 %

0,7-0,9 28,1 % 46,9 %

5. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

0,2-0,4 9,4 % 6,1 % 0,600

0,5 18,8 % 18,4 %

0,6 25,0 % 38,8 %

0,7-0,9 46,9 % 36,7 %

6. ОТКРЫТОСТЬ НОВОМУ ОПЫТУ

0,2-0,4 3,1 % 2,0 % 0,020

0,5 18,8 % 40,8 %

0,6 53,1 % 53,1 %

0,7-0,9 25,0 % 4,1 %

7. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,2-0,4 9,4 % 2,0 % 0,181

0,5 21,9 % 12,2 %

0,6 28,1 % 24,5 %

0,7-0,9 40,6 % 61,2 %

показателю от 0 до 1. Чем ближе этот показатель у конкретного студента к единице, тем больше влияние осознанного подхода в оценке данного показателя.

Согласно представленным результатам только для двух факторов различия в результатах двух тестирований недостоверны. Для четырех факторов выявлена тенденция достоверности, и для фактора «Открытость новому опыту» различия достоверны. Студенты стали

более внимательно идентифицировать свои реальные личностные возможности в ситуациях повседневного поведения и социального выбора, представленные в утверждениях разных личностных опросников. Это проявилось в увеличении цифровых значений по измеряемым показателям, в частности:

- энергетический потенциал: студенты стали лучше осознавать возможности в продвижении своих целей;

- альтруизм, дружелюбие: студенты стали лучше понимать значимость этого качества для построения своего имиджа;

- ответственность - качество: заняло более высокий уровень в рейтинге других личностных характеристик как необходимое для реализации всех задач обеспечения личной конкурентоспособности;

- организаторские способности: студенты стали лучше осознавать свои волевые возможности при решении профессиональных и социальных проблем как обязательные при построении своего имиджа;

- эмоциональная стабильность получила качественное преобразование в направлении увеличения оперативной мобильности при выборе и принятии важных для себя решений;

- открытость новому опыту при достоверном различии в результатах двух тестирований как обобщенный фактор.

Результаты, полученные в ходе проведения Оксфордского теста анализа личности, использовались в качестве контрольного диагностического инструмента понимания студентами своего личностного потенциала. Стабильность, счастье, самообладание, уверенность, активность, настойчивость, ответственность, правильность оценки, чуткость, общительность — качества, лежащие в основе имиджа студентов и предопределяющие личную конкурентоспособность. Инструкция перед тестированием была направлена на то, чтобы респонденты оценивали свое поведение в ситуациях, представленных в вопросах опросника с учетом имеющихся у них представлений о своих личностных качествах и понимания значимости отдельных качеств для построения своего имиджа. При хорошем понимании ими своего поведения,

характеризующего определенное личностное качество, и при желании усилить это качество выбор ответа будет аккумулироваться в соответствующей личностной шкале опросника и суммарный результат достигнет высокого оценочного уровня. При нечетком осознании респондентом своего личностного ресурса суммарный результат окажется на более низком оценочном уровне.

На рисунках 1-3 представлены результаты проведенного исследования при тестировании группы из 28 обучающихся, которые на основе предварительных практических занятий с девятью разными личностными опросниками на основе технологий перекрестной валидиза-ции выявили свои индивидуальные личностные особенности по показателям, тождественным показателям Оксфордского теста.

Представленный ниже качественный анализ по каждому показателю опросника позволяет оценить особенности понимания студентами тех личностных качеств, которые преимущественно оцениваются в агентствах по подбору персонала. Некоторые качества достаточно легко идентифицируются студентами, другие требуют более длительного специального анализа на основе работы с тождественными показателями из других опросников.

Как следует из рисунка 1, по показателю «Стабильность - рассеянность» получены следующие результаты: 35 % студентов от всей выборки, чьи результаты оказались

в первом оценочном секторе, показали, что обладают твердым устойчивым характером; 25 % студентов достигли второго уровня, что свидетельствует о наличии у них достаточно стабильного характера. Эти два наиболее значимых для личной конкурентоспособности уровня представлены в сумме 60 % от выборки студентов. На третьем уровне 20 % студентов продемонстрировали, что у них нестабильный характер, и последние 20 % — очень нестабильный характер (сумма двух последних (нежелательных) уровней — 40 %). Представленное распределение ответов студентов можно оценить как недостаточное почти для половины опрошенных и требует дополнительной практической работы с разными диагностическими методиками для более отчетливого выделения ключевых компонентов персональной социальной деятельности, подтверждающих фактор личной стабильности.

По показателю «Счастье - депрессия» распределение студентов по оценочным уровням свидетельствует о том, что 30 % студентов довольно счастливы и бодры. Следующие 30 % в общем счастливы и бодры. Однако оставшиеся 40 % студентов (на двух нижних уровнях) могут быть охарактеризованы как несчастливые и подавленные, с пессимистическим взглядом на жизнь. Такая ситуация с распределением ответов студентов, очевидно, связана с недостаточным пониманием

СТАБИЛЫЮ СТЪ -РАССЕЯННОСТЬ

35,0

25,0

20 20

12 3 4 оценочные уровни

В

СЧАСТЬЕ -ДЕПРЕССИЯ

30,0 30,0

25,0

15,0

12 3 4 оценочные уровни

САМООБЛАДАНИЕ - НЕРВОЗНОСТЬ

45,0

35,0

10 10,0

12 3 4 оценочные уровни

смысла утверждений опросника по данной шкале, поскольку реальная жизнедеятельность в студенческие годы не предполагает пессимистических настроений.

Показатель «Самообладание - нервозность» демонстрирует разные ситуативные грани личностного отношения во множестве реальных обстоятельств. Он может вызывать избыточные акцентуации у студентов в их реагировании на ситуацию. Этим можно объяснить полученное распределение ответов испытуемых по четырем уровням. Только 10 % студентов всегда спокойны и невозмутимы, при этом 45 % студентов достаточно спокойные люди, однако неприятности иногда их раздражают. Данные показывают, что 35 % испытуемых характеризуются как нервные и чрезмерно возбудимые люди. Кроме того, 10 % из них можно отнести к абсолютно нервному типу людей. Объективная интерпретация полученных данных требует применения перекрестной валидизации с данными других, близких методик и, соответственно, дополнительной самостоятельной работы студентов над более точной оценкой своих ресурсов.

Оценивая распределение студентов по четырем уровням в соответствии с набранными ими баллами по показателю «Уверенность -неуверенность», представленное на рисунке 2, можно отметить незначительный процент учащихся, удовлетворяющих первому и второму уровням. Только 20 % студентов очень

уверены в себе и в стабильности того, что для них важно в жизни. Следующие 20 % респондентов полагаются на свою реалистичность, испытывая при этом небольшие затруднения. На третьем оценочном уровне 40 % студентов характеризуются как независимые люди, и оставшиеся 20 % — как лица с выраженным недостатком уверенности в себе. Очевидно, что последние 60 % студентов, отталкиваясь от реальности, не совсем хорошо понимают значение фактора уверенности в себе для формирования своего имиджа и конкурентных преимуществ. Это обстоятельство должно учитываться при организации практики саморазвития студентов.

Показатель «Активность - пассивность» может рассматриваться как индикатор хорошо понимаемого и осознаваемого личностного качества, напрямую связанного с повседневной практикой. Для молодежной среды этот показатель должен быть на высоком уровне. На первый и второй уровни поднялись 80 % студентов, характеризующиеся как очень активные и просто активные люди, но не всегда завершающие все, что они могли бы или хотели бы сделать. На третьем и четвертом уровнях зафиксированы 15 % неактивных студентов и 5 % — совсем неактивных. Полученные результаты по данной шкале вполне могут соответствовать реальным возможностям молодых людей, участвовавших в диагностике.

и

УВЕРЕННОСТЬ -НЕУВЕРЕННОСТЬ

40,0

20,0 20,0 20,0

12 3 4 оценочные уровни

АКТИВНОСТЬ -ПАССИВНОСТЬ

40,0 40,0

15,0 5,0 1 1

12 3 4 оценочные уровни

НАСТОЙЧИВОСТЬ БЕЗВОЛИЕ

20,0

60.0

15,0

5,0

12 3 4 оценочные уровни

Результаты по показателю «Настойчивость - безволие» в целом отражают ожидаемое проявление данного личного качества в студенческой среде, при этом демонстрируют некоторую осторожность студентов в оценке себя как абсолютно настойчивых людей. Только 10 % студентов были охарактеризованы как способные и открытые люди (по терминологии опросника). Как не в полной мере способные и открытые люди по сравнению с тем, какими бы они хотели быть, оцениваются на втором уровне 60 % учащихся. Фактор безволия личности набрал незначительное число студентов из всей выборки. Как сдержанные и спокойные в отношениях с людьми и поэтому неприспособленные к жизни характеризуются 15 % участников диагностики. Очень плохого мнения о жизни 5 % студентов.

В соответствии с представленными на рисунке 3 данными результаты по показателю «Ответственность - безответственность» у 80 % ответивших расположены на первом и втором оценочных уровнях, однако только 25 % студентов можно охарактеризовать как довольно ответственных людей, 55 % респондентов недостаточно ответственны. Как безответственные в своей жизни и на работе оцениваются 15 % студентов; 5 % — полностью безответственны. В какой-то мере эти данные можно назвать объективными, характерными для молодежной среды. Студенты, показавшие результаты на третьем и четвертом уровнях, должны

еще раз внимательно проверить свой выбор при ответе на соответствующие утверждения опросника.

Показатель «Правильность оценки - критичность» включает в себя целый ряд личностных и социальных качеств, предопределяющих отношение к принимаемым в обществе решениям. Как показала диагностика, 55 % студентов способны к вынесению объективных оценочных суждений по отношению к изменениям, происходящим в общественной жизни; 10 % — склонны к критике; 35 % — имеют критический взгляд на все нововведения, окружающим трудно с ними, потому что они излишне экспрессивны. Предпочтительность для личной конкурентоспособности студентов верхнего или нижнего полюса показателя может быть определена в совокупности с другими характерными чертами индивида, придающими указанным качествам положительное значение в реальной профессиональной практике.

По показателю «Чуткость - неотзывчивость» практически все студенты (95 %) вышли на первый и второй оценочные уровни, при этом с некоторой сдержанностью в своей оценке (70 % — на втором уровне). Положение на данных уровнях характеризует их как отзывчивых и способных к сочувствию личностей. Как неспособные к сочувствию оцениваются 5 % студентов. Выявленная предпочтительность сдержанных суждений при самооценке не может рассматриваться

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -БЕЗО ГВЕТСТЕЕННОС1Б

25,0

55,0

15,0

5,0

12 3 4 оценочные уровни

Н

ПРАВИЛЬНОСТЬ

ОЦЕНКИ -КРИТИЧНОСТЬ

55,0

35,0

10,0 0,5

12 3 4 оценочные уровни

Г

ЧУТКОСТЬ -

неотзьшчивостъ

70,0

25,0 5.0 | 0,5

12 3 4 оценочные уровни

в качестве корректной. Необходим больший контроль при самооценке по данному показателю.

Анализ полученных результатов показывает, что подавляющему количеству студентов не удается отслеживать выбор своего поведения при ответе на вопросы опросника в направлении достижения тех уровней личностных качеств, которые необходимы для личной конкурентоспособности.

Заключение

Результаты диагностико-развивающей работы со студентами свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию навыка объективного уровня оценки собственных личностных качеств, необходимых для формирования

конкурентоспособности. Согласно полученным данным диагностико-развивающая работа со студентами способствует росту показателей индивидуальных результатов в области высоких значений (от 0,7 до 1 по относительной шкале). Проведенное исследование показывает, что использование метода перекрестного анализа позволяет каждому студенту получить объективную информацию о своем личностном профиле, т. е. содействует осознанию такого уровня развития личностных качеств, который необходим для формирования конкурентоспособности.

Таким образом, формирование конкурентоспособности предполагает активную самостоятельную работу студентов по раскрытию личностного потенциала наряду с внедрением специальных образовательных программ, направленных на построение положительного имиджа индивида.

Литература

1. Захаркина Н. В., Плахова Л. В. SWOT-анализ как инструмент управления профессиональным развитием персонала в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (12). С. 2673-2678.

2. Инновационные процессы в образовании / под ред. Т. Н. Ле-ван. Новосибирск: СибАК, 2013. 142 с.

3. Коноплянский Д. А. Конкурентоспособность как стратегический ориентир выпускника вуза // Высшее образование сегодня. 2016. № 11. С. 23-26.

4. Першина Т. А. Оценка показателей высшего образования, влияющих на конкурентоспособность выпускника на рынке труда // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 10 (55). С. 8-11. DOI: 10.18411/lj-10-2019-190

5. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 251 с.

6. Токарева Е. В. Конкурентоспособность личности — залог успешности в профессиональной деятельности // Психология и школа. 2008. № 3. С. 76-83.

7. Шейнов В. П. Связи эмоционального интеллекта, интернальности и удовлетворенности жизнью // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Психология. 2020. № 15. С. 93-97.

8. Шепель В. М. Имиджелогия: учеб. пособие / В. М. Шепель — сост., науч. ред. М.: Народное образование, 2002. 254 с.

9. Avey J. B. Impact of positive psychological capital on employee well-being over time / J. B. Avey et al. // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 1. P. 17-28. DOI: 10.1037/a0016998

10. Avey J. B., Nimnicht J. L., Pigeon N. G. Two field studies examining the association between positive psychological capital and employee performance // Leadership & Organization Development Journal. 2010. Vol. 31. № 5. P. 384-401. DOI: 10.1108/01437731011056425

11. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination research: reflections and future directions // Handbook of Self-Determination Research. The University of Rochester Press, 2002. Р. 431-441.

12. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. 2005. Vol. 26 (4). P. 331-362. DOI: 10.1002/job.322

13. Leontiev D., Salikhova A. Looking at oneself as inner dialogue // International Journal for Dialogical Science. 2010. Vol. 4. № 2. Р. 95-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. McMurray A. J. Leadership, climate, psychological capital, commitment, and wellbeing in a nonprofit organization / A. J. McMurray et al. // Leadership and Organization Development Journal. 2010. Vol. 31. № 5. P. 436-457. DOI: 10.1108/01437731011056452

15. Skinner E., Edge K. Self-determination, coping, and development // Handbook of Self-Determination Research. The University of Rochester Press, 2002. P. 297-337.

References

1. Zaxarkina N. V., Plaxova L. V. SWOT-analiz kak instrument upravleniya professional'ny'm razvitiem personala v sovremenny'x usloviyax [SWOT-analysis as a tool for managing the professional development of personnel in modern conditions] // Fundamental'ny'e issledovaniya [Basic Research]. 2015. № 2 (12). P. 2673-2678.

2. Innovacionny'e processy' v obrazovanii [Innovative processes in education] / pod red. T. N. Le-van. Novosibirsk: SibAK, 2013. 142 p.

3. Konoplyanskij D. A. Konkurentosposobnost' kak strategicheskij orientir vy'pusknika vuza [Competitiveness as a strategic benchmark of a university graduate] // Vy'sshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2016. № 11. P. 23-26.

4. Pershina T. A. Ocenka pokazatelej vy'sshego obrazovaniya, vliyayushhix na konkurentosposobnost' vy'pusknika na ry'nke truda [Assessment of higher education indicators affecting the competitiveness of a graduate in the labor market] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the Development of Science and Education]. 2019. № 10 (55). P. 8-11. DOI: 10.18411/lj-10-2019-190

5. Reznik S. D., Sochilova A. A. Osnovy' lichnoj konkurentosposobnosti: ucheb. posobie [Fundamentals of personal competitiveness: text. manual]. M.: INFRA-M, 2012. 251 p.

6. Tokareva E. V. Konkurentosposobnost' lichnosti — zalog uspeshnosti v professional'noj deyatel'nosti [Personality competitiveness is the key to success in professional activities] // Psixologiya i shkola [Psychology and School]. 2008. № 3. P. 76-83.

7. Shejnov V. P. Svyazi e'mocional'nogo intellekta, internal'nosti i udovletvorennosti zhizn'yu [Connections of emotional intelligence, internality and life satisfaction] // Vestnik Poloczkogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki. Psixologiya [Bulletin of Polotsk State University. Serie E: Pedagogical Sciences. Psychology]. 2020. № 15. P. 93-97.

8. ShepeF V. M. Imidzhelogiya: ucheb. posobie [Imidgelogy: text. manual] / V. M. Shepel' — sost., nauch. red. M.: Narodnoe obrazovanie, 2002. 254 p.

9. Avey J. B., Luthans, F., Smith R. M., Palmer N. F. Impact of positive psychological capital on employee well-being over time // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 1. P. 17-28. DOI: 10.1037/a0016998

10. Avey J. B., Nimnicht J. L., Pigeon N. G. Two field studies examining the association between positive psychological capital and employee performance // Leadership & Organization Development Journal. 2010. Vol. 31. № 5. P. 384-401. DOI: 10.1108/01437731011056425

11. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination research: reflections and future directions // Handbook of Self-Determination Research. The University of Rochester Press, 2002. R. 431-441.

12. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. 2005. Vol. 26 (4). P. 331-362. DOI: 10.1002/job.322

13. Leontiev D., Salikhova A. Looking at oneself as inner dialogue // International Journal for Dialogical Science. 2010. Vol. 4. № 2. R. 95-104.

14. McMurray A. J., Pirola-Merlo A., Sarros J. C., Islam M. M. Leadership, climate, psychological capital, commitment, and wellbeing in a non-profit organization // Leadership & Organization Development Journal. 2010. Vol. 31. № 5. P. 436-457. DOI: 10.1108/01437731011056452

15. Skinner E., Edge K. Self-determination, coping, and development // Handbook of Self-Determination Research. The University of Rochester Press, 2002. P. 297-337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.