Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Абушкин Борис Михайлович

Психологическая работа со школьниками своей главной целью ставит обеспечение их личностного и социального развития, отвечающее современным и перспективным запросам общества. Научные и практические разработки в психологии должны целевым образом преломляться в организации конкретной психологической помощи учащимся школ. Последовательная развивающая работа с ними должна обязательно включать в себя совершенствование системы представлений школьников о личностном потенциале и личностных компетенциях. Необходимость такой работы обусловлена общей современной практикой оценки возможностей человека при его поступлении на работу. Агентства по персоналу используют разнообразные психологические тесты, результаты которых влияют на трудоустройство человека. В статье обсуждается системный целенаправленный процесс формирования у школьников навыков самооценивания в категориях личностных черт с развитием представлений о компетенциях. Вектор этого процесса обусловлен задачей овладения необходимыми компетенциями для самореализации в конкурентных социальных условиях. Рассматривается ряд последовательных обязательных этапов развивающей работы со школьниками. Опыт такой работы в школах показывает высокую заинтересованность учащих ся в развитии своего потенциала самоутверждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Абушкин Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WORK WITH SCHOOLCHILDREN ON THE FORMATION OF PERSONAL SELF-AFFIRMATION COMPETENCES

The main goal of psychological work with schoolchildren is to ensure personal and social development of schoolchildren that meets modern and promising needs of society. Scientific and practical developments in psychology should be purposefully reflected in the organization of specific psychological assistance to schoolchildren. Consistent developmental work with schoolchildren should definitely include the development of a system of students’ ideas about personal potential and personal competencies. The need for such work is due to the general modern practice of assessing the capabilities of a person when he enters a job. HR agencies use a variety of psychological tests, the results of which affect persons’ employment. The article discusses the systematic purposeful process of forming students' self-assessment skills in the categories of personal traits using concepts of competencies. The vector of this process is determined by the need for students to master competencies for self-realization in competitive social conditions. A number of sequential, mandatory stages of developing work with schoolchildren are considered. The experience of such work in schools shows a high interest of schoolchildren in developing their self-affirmation potential.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ»

Психологические исследования

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва, AbushkinBM@mgpu.ru

Психологическая работа со школьниками своей главной целью ставит обеспечение их личностного и социального развития, отвечающее современным и перспективным запросам общества. Научные и практические разработки в психологии должны целевым образом преломляться в организации конкретной психологической помощи учащимся школ. Последовательная развивающая работа с ними должна обязательно включать в себя совершенствование системы представлений школьников о личностном потенциале и личностных компетенциях. Необходимость такой работы обусловлена общей современной практикой оценки возможностей человека при его поступлении на работу. Агентства по персоналу используют разнообразные психологические тесты, результаты которых влияют на трудоустройство человека.

В статье обсуждается системный целенаправленный процесс формирования у школьников навыков самооценивания в категориях личностных черт с развитием представлений о компетенциях. Вектор этого процесса обусловлен задачей овладения необходимыми компетенциями для самореализации в конкурентных социальных условиях. Рассматривается ряд последовательных обязательных этапов развивающей работы со школьниками. Опыт такой работы в школах показывает высокую заинтересованность учащихся в развитии своего потенциала самоутверждения.

Ключевые слова: личностные качества; компетенции; система представлений; социальная среда; саморазвитие; система представлений; самосознание.

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по формированию компетенций личностного самоутверждения // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 5-14. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

© Романова Е. С., Абушкин Б. М., 2022

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01

PSYCHOLOGICAL WORK WITH SCHOOLCHILDREN ON THE FORMATION OF PERSONAL SELF-AFFIRMATION COMPETENCES

E. S. Romanova,

MCU, Moscow, RomanovaES@mgpu.ru,

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow, AbushkinBM@mgpu.ru

The main goal of psychological work with schoolchildren is to ensure personal and social development of schoolchildren that meets modern and promising needs of society. Scientific and practical developments in psychology should be purposefully reflected in the organization of specific psychological assistance to schoolchildren. Consistent developmental work with schoolchildren should definitely include the development of a system of students' ideas about personal potential and personal competencies. The need for such work is due to the general modern practice of assessing the capabilities of a person when he enters a job. HR agencies use a variety of psychological tests, the results of which affect persons' employment.

The article discusses the systematic purposeful process of forming students' self-assessment skills in the categories of personal traits using concepts of competencies. The vector of this process is determined by the need for students to master competencies for self-realization in competitive social conditions. A number of sequential, mandatory stages of developing work with schoolchildren are considered. The experience of such work in schools shows a high interest of schoolchildren in developing their self-affirmation potential.

Keywords: personal qualities; competencies; representation system; social environment; self-development; self-awareness.

For citation: Romanova E. S. Abushkin B. M. Psychological work with schoolchildren on the formation of personal self-assertion competencies // Systems Psychology and Sociology. 2022. № 3 (43). P. 5-14. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01

Romanova Evgeniya Sergeevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor. Head of the Department of general and practical psychology, Head of the Laboratory of Social-and-Psychological Researches in Education at the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Abushkin Boris Mikhailovich, PhD in Psychology, Associate Professor. Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology, Chief Researcher of the Laboratory of Social and Psychological Research in Education, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

Введение

Высокую научную и практическую значимость имеет задача выявления сущности и содержания личностного самоутверждения школьника в современном конкурентном мире. Эта проблема

рассматривается как потребность школьников в самопознании себя на желаемом уровне в социальной, психологической и физической сферах.

В настоящее время школьники практически не владеют навыками соотнесения своих личностных возможностей с принятыми

в психологии классификациями личностных качеств и, соответственно, личностных компетенций, характеризующих социальную практику личностного поведения. Со школьниками необходимо на определенном методическом уровне организовывать и постоянно проводить работу по самоанализу своих личностных возможностей и проекции их на социальную сферу деятельности. Эта работа связана с современными научными подходами выделения отдельных компетенций по всем вопросам социального взаимодействия [1; 12].

Современные модели личности, оценивающие человека по большому количеству показателей, основываются на диспозицио-нальном подходе в изучении личности, предполагающем, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях [3; 11]. Авторы современных моделей личности пошли по пути расширения списка черт личности для более полного отражения личностного многообразия [2; 8; 9: с. 27]. На этих правилах построен один из ведущих тестов, использующихся при профотборе, — личностный опросник OPQ32, который оценивает 32 фактора, основанных на пяти базовых типах личности (BigFive) [4; 10].

Все существующие подходы к выявлению личностных качеств представляют собой практически одинаковый набор требований

к личностному и социальному поведению человека в реальном социальном мире. Все эти личностные качества формируются и реализуются каждым человеком, при этом в субъективном мире человека они не дифференцируются и уровень проявления этих качеств определяется ценностными установками субъекта деятельности и его природными задатками и способностями [5; 6: с. 24; 7].

Методические подходы к формированию у школьников компетенций самоопределения

Обобщение научных и практических результатов, представленных в работах разных научных направлений, позволило выделить необходимый набор личностных качеств, школьников и связанных с ними компетенций личностного самоутверждения. В целях последовательного решения задачи актуализации компетенций для обучающихся и развития их до требуемого уровня все выбранные компетенции были разделены на три уровня, обусловленных разной готовностью школьников к сознательной активности, своему личностному и социальному развитию, необходимому для личностного самоутверждения. Выбранные компетенции представлены в таблицах 1-3.

Личностные качества Личностные компетенции

Энергичность (выносливость) Способность демонстрировать и поддерживать высокий уровень энергии, несмотря на усталость

Ответственно сть Высокий самоконтроль как способность осознанно ставить соответствующие цели и достигать их при выполнении конкретной деятельности

Общительность Эффективность и легкость в общении. Инициирование контактов, уверенность в способности взаимодействовать с людьми

Личностная уравновешенность Стремление к поддержанию внутреннего равновесия, комфорта

Альтруизм, дружелюбие Способность к бескорыстной помощи во благо других людей. Стремление иметь наилучшие намерения по отношению к другому человеку

Заботливость (эмпатия) Способность сопереживания другим людям в разных социальных обстоятельствах

Доверчивость (межличностное доверие) Способность человека положиться на других при их доброжелательности и готовности помочь

Таблица 1

Компетенции самоопределения, отражающие способности адекватного оценивания собственных возможностей для социальной и профессиональной деятельности

Личностные качества Личностные компетенции

Нормативность Поведение в соответствии с социальными правилами. Соблюдение договорных обязательств

Сензитивность Эстетический взгляд на вещи, чувствительность к красоте, оттенкам в отношениях

Таблица 2

Компетенции самореализации, характеризующие ресурсы личности для успешного достижение цели в деятельности

Личностные качества Личностные компетенции

Самообладание Способность к активному контролю своего эмоционального реагирования в ситуациях преодоления неожиданных препятствий

Социальная креативность Способность к гибкой организации новых форм социального взаимодействия и быстрому разрешению проблемных ситуаций. Стремление к самоактуализации

Доминирование Способность контролировать ситуацию в преследовании интересов. Способность добиваться поставленной цели

Настойчивость Способность ставить цели и защищать свои права перед лицом возможного давления других

Индивидуализм и свободомыслие (самостоятельность) Способность самостоятельно выбирать методы действия, не подпадая под внешнее влияние

Амбициозность Требовательность к другим людям. Чувствительность к неудачам

Радикализм, стремление к новизне Стремление к оригинальности. Готовность к риску. Способность ставить под сомнение и пересматривать устоявшиеся методы и модели

Ориентация на успех Стремление к успеху. Стремление к оказанию поддержки

Конкурентность (склонность к соревновательности) Стремление превзойти всех

Решительность Способность уверенно принимать решения и исполнять их

Таблица 3

Компетенции личностной устойчивости, характеризующиеся сохранением цельности личности при неблагоприятных социальных воздействиях

Личностные качества Личностные компетенции

Широта и комплексность мышления Способность делать прогнозы с учетом возможных различных результатов в будущем

Рациональность (аналитические навыки) Умение использовать логику в анализе информации и принятии решений

Настойчивость (упорность в достижении результата) Способность достигать цель последовательно и постоянно, без страха перед препятствиями и трудностями

Стремление к разнообразию, переменам Стремление к разнообразию интересов в повседневной и профессиональной деятельности

Самоконтроль (и стабильность) Способность подавлять чувства и мысли, которые мешают выполнению задачи. Поддержание стабильности психики во время стресса или опасности

Оптимистичность Создание положительного отношения ко всему в целом и к будущему в частности

Приспособляемость (гибкость) Способность к перестройке и исправлению себя как ответ на внешние изменения и внутренние условия

Психологическая работа со школьниками основывалась на их последовательном вовлечении в практику самоактуализации своего Я на основе анализа своих личностных черт.

Апробация программы психологической работы со школьниками проводилась с участием учащихся 10-х классов четырех московских школ.

На первом этапе осуществлялась диагностика по пяти валидным личностным опросникам. Через эти диагностические тесты все формы повседневного поведения человека и его отношения к окружающим переводились в конкретные личностные черты с оценкой меры их выраженности. Обсуждение результатов со школьниками было направлено на развитие у них навыков правильного понимания содержания каждой личностной черты. В таблице 4 представлены используемые методики и диагностируемые с помощью их личностные показатели.

На втором этапе у школьников формировалось представление и понимание социальной значимости своих личностных качеств. Данная задача решалась на основе сравнения школьником своего личностного профиля с усредненным профилем других школьников с использованием принятых в психологии психометрических технологий. При таком

сравнении актуализируется картина с выделением доминирующих личностных качества, предопределяющих общую направленность поведения школьника и качеств, получивших невысокие баллы (и, соответственно, плохо осознаваемых школьниками).

Для решения задач конструктивной деятельности школьников в направлении их социализации был проведен следующий, третий этап работы. На этом этапе проводилась целенаправленная работа по осмыслению школьниками содержания отдельных составляющих социального поведения, выраженных в виде компетенций, которыми человек должен обладать, чтобы быть эффективным в своей созидательной деятельности. Решение этой задачи на прагматическом уровне связано с развитием у школьников представлений о компетенциях как социальной проекции своих личностных качеств, определяющих конкретное поведение в социуме.

В рамках индивидуальной работы со школьниками осуществлялась оценка уровня сфор-мированности у них личностных компетенций на основе данных диагностики по представленным выше методикам.

Каждый из диагностируемых личностных показателей оказывает влияние на формирование нескольких компетенций, отражающих

Таблица 4

Методики, используемые в диагностике школьников

Методика Диагностируемые личностные показатели

1. Опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана Волевой самоконтроль. Настойчивость. Самообладание

2. Опросник эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова Общительность, жизнерадостность. Удовлетворение учебой. Чувство превосходства. Азарт, решительность. Стремление к постижению нового

3. Тест жизнестойкости (версия Д. А. Леонтьева -Е. И. Рассказовой) Вовлеченность. Контроль. Принятие риска

4. Методика исследования самоотношения С. П. Пантелеева Самоуверенность. Саморуководство. Самопринятие. Самоудовлетворенность Самооценка

5. Опросник толерантности к неопределенности Т. А. Корниловой Толерантность к неопределенности. Интолерантно сть

социальную практику школьника. В таблице 5 представлена связь личностных показателей и компетенций, представленных и описанных выше, полученная на основе теоретического осмысления содержания личностного показателя и содержания компетенции. Как видно из таблицы, в формировании каждой компетенции участвует по нескольку личностных показателей.

В таблице 5 в качестве примера также представлена информация о результатах диагностики по выбранным показателям одного школьника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Набранные по показателю баллы (второй столбец) переводились в относительную шкалу, отражающую меру выраженности показателя по отношению к максимально возможному значению и представлены в процентах от максимального значения. Далее осуществлялся перенос полученных количественных характеристик личностных качеств на соответствующие компетенции. Чтобы количественно охарактеризовать меру освоения школьником соответствующей компетенции, баллы по личностным показателям этой компетенции

Таблица 5

Диагностируемые личностные качества Набранный балл (%) Личностные компетенции Средний балл (%)

Волевой самоконтроль 40,0 1. Способность демонстрировать и поддерживать 36,3

Настойчивость 18,8 высокии уровень энергии, несмотря на усталость

Азарт, решительность 50,0

Волевой самоконтроль 40,0 2. Высокий самоконтроль как способность осознан- 35,3

Настойчивость 18,8 но ставить соответствующие цели и достигать их

Контроль 12,5 при выполнении конкретной деятельности

Самоуверенность 70,0

Общительность, жизне- 3. Эффективность и легкость в общении, иниции- 54,3

радостность 70,0 рование контактов, уверенность в способности

Чувство превосходства 50,0 взаимодействовать с людьми

Толерантность к неопре-

деленности 42,9

Самообладание 38,5 4. Стремление к поддержанию внутреннего равно- 59,2

Контроль Самоудовлетворенность 12,5 60,0 весия, комфорта

Интолерантно сть 66,7

Общительность, жизне- 5. Способность к бескорыстной помощи во благо 70,0

радостность 70,0 других людей. Стремление иметь наилучшие намерения по отношению к другому человеку

Толерантность к неопре- 6. Способность сопереживания другим людям 42,9

деленности 42,9 в разных социальных обстоятельствах

Вовлеченность 41,7 7. Способность человека положиться на других при их доброжелательности и готовности помочь 41,7

Контроль 12,5 8. Поведение в соответствии с социальными прави- 43,1

Саморуководство 50,0 лами. Соблюдение договорных обязательств

Интолерантно сть 66,7

Стремление к постиже- 9. Эстетический взгляд на вещи, чувствительность 83,3

нию нового 83,3 к красоте, оттенкам в отношениях

Волевой самоконтроль 40,0 10. Способность к активному контролю своего эмо- 49,5

Самообладание 38,5 ционального реагирования в ситуациях преодо-

Самоуверенность 70,0 ления неожиданных препятствий

Общительность, жизне- 11. Способность к гибкой организации новых форм 60,0

радостность 70,0 социального взаимодействия и быстрому разре-

Азарт, решительность 50,0 шению проблемных ситуаций

Количественная оценка сформированности компетенций самоутверждения на основе данных по личностной диагностике

Диагностируемые личностные качества Набранный балл (%) Личностные компетенции Средний балл (%)

Настойчивость 18,8 12. Способность контролировать ситуацию в пре- 45,3

Удовлетворение учебой 80,0 следовании интересов. Способность добиваться

Контроль 12,5 поставленной цели

Самоуверенность 70,0

Азарт, решительность 50,0 13. Способность ставить цели и защищать свои права 57,0

Самоуверенность 70,0 перед лицом возможного давления других

Саморуководство 50,0

Чувство превосходства 50,0 14. Способность самостоятельно выбирать методы 50,0

Азарт, решительность 50,0 действия, не подпадая под внешнее влияние

Настойчивость 18,8 15. Требовательность к другим людям. Чувствитель- 46,1

Чувство превосходства Самоуверенность 50,0 70,0 ность к неудачам

Стремление к постиже- 16. Стремление к оригинальности. Готовность к риску. 50,4

нию нового 83,3 Способность ставить под сомнение и пересматри-

Принятие риска 25,0 вать устоявшиеся методы и модели

Толерантность к неопре-

деленности 42,9

Чувство превосходства 50.0 17. Стремление к успеху. Стремление к оказанию 37,5

Контроль Саморуководство 12,5 50,0 поддержки

Настойчивость 18,8 18. Стремление превзойти всех 18,8

Волевой самоконтроль 40,0 19. Способность уверенно принимать решения и испол- 34,2

Азарт, решительность 50,0 нять их

Контроль 12,5

Стремление к постиже- 20. Способность делать прогнозы с учетом возможных 65,4

нию нового Самоуверенность 83,3 70,0 различных результатов в будущем

Толерантность к неопре-

деленности 42,9

Удовлетворение учебой 0,0 21. Умение использовать логику в анализе информа- 46,2

Контроль 12,5 ции и принятии решений

Настойчивость 18,8 22. Способность достигать цели последовательно 33,9

Чувство превосходства 50,0 и постоянно, без страха перед препятствиями

Принятие риска Толерантность к неопре- 24,0 и трудностями

деленности 42,9

Общительность, жизне- 23. Стремление к разнообразию интересов в повсед- 67,8

радостность 70,0 невной и профессиональной деятельности

Азарт, решительность Стремление к постиже- 50,0

нию нового 83,3

Волевой самоконтроль Самообладание 40,0 38,5 24. Способность подавлять чувства и мысли, которые мешают выполнению задачи. Поддержание стабиль- 30,3

Контроль 12,5 ности психики во время стресса или опасности

Общительность, жизне- 25. Создание положительного отношения ко всему 57,0

радостность 70,0 в целом и к будущему в частности

Азарт, решительность Самопринятие 50,0 50,0

Вовлеченность 41,7 26. Способность к перестройке и исправлению себя 51,5

Самоуверенность 70,0 как ответ на внешние изменения и внутренние

Толерантность к неопре- условия

деленности 42,9

усреднялись и рассматривались как балл по компетенции. Данные баллы в обобщенном виде дают качественное представление об уровне возможностей школьника в реализации отдельных компетенции. Анализ суммарного результата по каждой компетенции дает основание школьнику перевести компетенции на уровень оценки своих возможностей для самоутверждения в современных социальных условиях. Эффективность использования этого показателя наиболее полно проявляется в сравнении балльных оценок разных школьников (см. рисунок).

Сравнительный анализ результатов разных школьников является основой субъективного осознания школьниками своих ресурсов по развитию компетенций для достижения целей самоутверждения.

Пример сравнительного анализа для двух школьников представлен на рисунке. На графике по вертикали представлены порядковые номера обсуждаемых компетенций. По горизонтали — суммарный балл, набранный школьником по этой компетенции. В одном случае средний балл составляет 70,9 %, а в другом — 48,7 %. Эта информация отражает меру

Рис. Пример сравнения результатов сформированности компетенций двух разных школьников

(пронумерованы в соответствии с таблицей 5)

готовности школьника осмысливать и принимать для себя как значимую работу по развитию своего личностного потенциала, или, иными словами, осознания своих личностных ресурсов и направлений работы по их актуализации в различных практических ситуациях.

Школьник, оценивая полученные результаты, выделял компетенции с наибольшими баллами, которые характеризовали более высокий его уровень осознания и овладения этой компетенцией. Компетенции с низкими баллами становились для школьников мотивировкой специальной работы в обеспечении развития своих личностных качеств. Решение этой задачи основывалось на системе социальных ценностей школьников,

на их личностных и социальных интересах и складывающейся практике взаимодействия с обществом.

Заключение

Психологическая работа со школьниками на основе предлагаемого последовательного и целенаправленного подхода развития у них навыков самооценивания своих личностных качеств и связанных с ними компетенций позволила активно развивать у них необходимые представления о направлениях реализации своего личностного самоутверждения в современном мире.

Литература

1. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 87-102.

2. Глотова Г. А. Сравнительный анализ некоторых отечественных и зарубежных моделей изучения личности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. № 22. С. 78-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-nekotoryh-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-modeley-izucheniya-lichnosti (дата обращения: 29.09.2022).

3. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-dispozitsionnyy-podhod-k-izucheniyu-lichnosti-i-ee-svoystv (дата обращения: 29.09.2022).

4. Пояркова А. С. Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 519-521. URL: https://moluch.ru/archive/363/81431/ (дата обращения: 29.09.2022).

5. Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27-38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

6. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Креативная проектная практика самопрезентации молодого специалиста в профессиональной среде: методическое пособие. М.: Спутник+. 2021. 241 с.

7. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Системный методический подход к самоактуализации студентов при формировании имиджевых качеств // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 5-13. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.38.2.01

8. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с.

10. Bartram D. A cross-validation of between country differences in personality using the OPQ32 // International Journal of Quantitative Research in Education. 2013. Vol. 1 (2). Р. 182. DOI: 10.1504/ ijqre.2013.056460

11. McCrae R. R., John O. P. An introduction to the five-factor model and its applications // Journal of Personality. 1992. Vol. 60. P. 175-215. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00970.x

12. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 68-78. DOI: 10.1037/0003-066x.55.1.68

References

1. Bazarov T. Yu., Erofeev A. K., Shmelev A. G. Kollektivnoe opredelenie ponyatiya «kompetencii»: popy'tka izvlecheniya smy'slovy'x tendencij iz razmy'togo e'kspertnogo znaniya [Collective definition of the concept of "competence": an attempt to extract semantic tendencies from fuzzy expert knowledge] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psixologiya [Bulletin of Moscow University. Issue 14. Psychology]. 2014. № 1. P. 87-102.

2. Glotova G. A. Sravnitel'ny'j analiz nekotory'x otechestvenny'x i zarubezhny'x modelej izucheniya lichnosti [Comparative analysis of some domestic and foreign models of personality study] // Novoe slovo v nauke i praktike: gipotezy' i aprobaciya rezul'tatov issledovanij [New word in science and practice: hypotheses and approbation of research results]. 2016. № 22. P. 78-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 sravnitelnyy-analiz-nekotoryh-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-modeley-izucheniya-lichnosti (date of access: 29.08.2022).

3. Krupnov A. I. Sistemno-dispozicionny'j podxod k izucheniyu lichnosti i ee svojstv [System-dispo-sitional approach to the study of personality and its properties] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya: Psixologiya i pedagogika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy]. 2006. № 1. P. 63-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-dispozitsion-nyy-podhod-k-izucheniyu-lichnosti-i-ee-svoystv (date of access: 29.08.2022).

4. Poyarkova A. S. Analiz primeneniya lichnostny'x oprosnikov dlya ocenki soft skills kandidatov pri prieme na rabotu v rossijskix kompaniyax [Analysis of the use of personal questionnaires to assess the soft skills of candidates when applying for a job in Russian companies] // Molodoj ucheny'j [Young scientist]. 2021. № 21 (363). P. 519-521. URL: https://moluch.ru/archive/363/81431/ (date of access: 29.09.2022).

5. Romanova E. S. Formirovanie social'ny'x kachestv studentov, obespechivayushhix im preimu-shhestva v konkurentny'x segmentax ry'nka truda [Developing social skills in students to provide an advantage in the competitive labor market segments] // Sistemnaya psixologiya i sociologiya [Systems Psychology and Sociology]. 2020. № 3 (35). P. 27-38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

6. Romanova E. S., Abushkin B. M. Kreativnaya proektnaya praktika samoprezentacii molodogo specialista v professional'noj srede: metodicheskoe posobie [Creative project practice of self-presentation of a young specialist in a professional environment. Handbook]. M.: Sputnik+. 2021. 241 p.

7. Romanova E. S., Abushkin B. M. Sistemny'j metodicheskij podxod k samoaktualizacii studentov pri formirovanii imidzhevy'x kachestv [A systemic methodological approach to students' self-actualization in the formation of image qualities] // Sistemnaya psixologiya i sociologiya [Systems Psychology and Sociology]. 2021. № 2 (38). P. 5-13. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.38.2.01

8. Ryzhov B. N. Sistemnaya struktura lichnosti [The systemic structure of personality] // Sistemnaya psixologiya i sociologiya [Systems Psychology and Sociology]. 2017. № 3 (23). P. 5-11.

9. Shmelev A. G. Psixodiagnostika lichnostny'x chert [Psychodiagnostics of personality traits]. SPb.: Rech', 2002. 480 p.

10. Bartram D. A cross-validation of between country differences in personality using the OPQ32 // International Journal of Quantitative Research in Education. 2013. Vol. 1 (2). P. 182. DOI: 10.1504/ijqre.2013.056460

11. McCrae R. R., John O. P. An introduction to the five-factor model and its applications // Journal of Personality. 1992. Vol. 60. P. 175-215. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00970.x

12. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 68-78. DOI: 10.1037/0003-066x.55.1.68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.