Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ ОТ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ ОТ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ / ОБЩЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Абушкин Борис Михайлович

В статье представлен комплексный психологический подход к защите школьников от агрессивных проявлений среды, включающий в себя выбор ключевых личностных показателей оценки ценностной сферы и жизненных установок учащихся, характеризующих их актуальный личностный потенциал; проведение опроса старшеклассников и осуществление комплексного психологического анализа особенностей личностного развития современных школьников; определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование личностных установок на противодействие деструктивному воздействию социальной среды. В статье представлены результаты системного анализа личностных профилей старшеклассников. Анализ построен на индивидуальных личностных профилях, основанных на данных об отклонении конкретного результата конкретного школьника от среднего значения по выборке школьников. Оценочным является вторичный показатель - стен (стандартная десятка), отражающий меру отклонения результата от среднего значения показателя по выборке школьников. В ходе анализа личностных профилей были выделены устойчивые типологические индивидуальные особенности школьников, свидетельствующие о направленности их активности и возможностях противодействия разнообразной социально-деструктивной информации. Все личностные профили были сведены к шести устойчивым личностным профилям, которые рассматриваются как типологии личностных профилей школьников. Проведенное исследование показывает, что только примерно у 30 % школьников все показатели находятся в пределах значений, характеризующихся как норма для детей их возраста. Результаты системного анализа содержательных особенностей профилей позволили выйти на содержание и критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Абушкин Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PRACTICE OF PROTECTING SCHOOLCHILDREN FROM AGGRESSIVE MANIFESTATIONS OF THE ENVIRONMENT

The article presents a comprehensive psychological approach to protecting schoolchildren from aggressive manifestations of the environment, including: the selection of key personal indicators for assessing the value sphere and life attitudes of schoolchildren characterizing their actual personal potential; the conducting a high school students surway and carrying out a comprehensive psychological analysis of the characteristics of modern schoolchildren personal development ; the determining of the directions and the content of correctional and developmental work aimed at forming personal attitudes to counteract the destructive impact of the social environment. The article introduces the results of a system analysis of the high school students personality profiles. The analysis was based on the construction of individual personality profiles founded on the data of the deviation of a particular student result from the average value for a sample of schoolchildren. The evaluation indicator is a secondary indicator - a sten (standard ten), reflecting the measure of deviation of the result from the average value of a sample of schoolchildren indicator. During the analysis of personality profiles, stable typological individual characteristics of schoolchildren, indicating the direction of their activity and the possibilities of countering various socially destructive information were identified. All personality profiles were reduced to six stable personality profiles, which are considered typical for schoolchildren personality profiles. The conducted research shows that only about 30 % of schoolchildren have all indicators within the values characterized as the norm for schoolchildren. The results of a system analysis of the content features of these profiles allowed us to reach the content and criteria for the effectiveness of correctional and developmental work.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ ОТ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДЫ»

Психологические исследования

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ ОТ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДЫ

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, AbushkinBM@mgpu.ru

В статье представлен комплексный психологический подход к защите школьников от агрессивных проявлений среды, включающий в себя выбор ключевых личностных показателей оценки ценностной сферы и жизненных установок учащихся, характеризующих их актуальный личностный потенциал; проведение опроса старшеклассников и осуществление комплексного психологического анализа особенностей личностного развития современных школьников; определение направлений и содержания коррекцион-но-развивающей работы, направленной на формирование личностных установок на противодействие деструктивному воздействию социальной среды.

В статье представлены результаты системного анализа личностных профилей старшеклассников. Анализ построен на индивидуальных личностных профилях, основанных на данных об отклонении конкретного результата конкретного школьника от среднего значения по выборке школьников. Оценочным является вторичный показатель — стен (стандартная десятка), отражающий меру отклонения результата от среднего значения показателя по выборке школьников. В ходе анализа личностных профилей были выделены устойчивые типологические индивидуальные особенности школьников, свидетельствующие о направленности их активности и возможностях противодействия разнообразной социально-деструктивной информации. Все личностные профили были сведены к шести устойчивым личностным профилям, которые рассматриваются как типологии личностных профилей школьников. Проведенное исследование показывает, что только примерно у 30 % школьников все показатели находятся в пределах значений, характеризующихся как норма для детей их возраста.

Результаты системного анализа содержательных особенностей профилей позволили выйти на содержание и критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Ключевые слова: системный анализ; личностные показатели; личностный профиль; общение в социальных сетях; психолого-педагогические подходы; коррекционно-развивающая работа.

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая практика защиты школьников от агрессивных проявлений среды // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 5-18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

© Романова Е. С., Абушкин Б. М., 2022

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1

PSYCHOLOGICAL PRACTICE OF PROTECTING SCHOOLCHILDREN FROM AGGRESSIVE MANIFESTATIONS OF THE ENVIRONMENT

E. S. Romanova,

MCU, Moscow, RomanovaES@mgpu.ru,

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow, AbushkinBM@mgpu.ru

The article presents a comprehensive psychological approach to protecting schoolchildren from aggressive manifestations of the environment, including: the selection of key personal indicators for assessing the value sphere and life attitudes of schoolchildren characterizing their actual personal potential; the conducting a high school students surway and carrying out a comprehensive psychological analysis of the characteristics of modern schoolchildren personal development ; the determining of the directions and the content of correctional and developmental work aimed at forming personal attitudes to counteract the destructive impact of the social environment.

The article introduces the results of a system analysis of the high school students personality profiles. The analysis was based on the construction of individual personality profiles founded on the data of the deviation of a particular student result from the average value for a sample of schoolchildren. The evaluation indicator is a secondary indicator — a sten (standard ten), reflecting the measure of deviation of the result from the average value of a sample of schoolchildren indicator. During the analysis of personality profiles, stable typological individual characteristics of schoolchildren, indicating the direction of their activity and the possibilities of countering various socially destructive information were identified. All personality profiles were reduced to six stable personality profiles, which are considered typical for schoolchildren personality profiles. The conducted research shows that only about 30 % of schoolchildren have all indicators within the values characterized as the norm for schoolchildren.

The results of a system analysis of the content features of these profiles allowed us to reach the content and criteria for the effectiveness of correctional and developmental work.

Keywords: system analysis; personal indicators; personal profile; communication in social networks; psychological safety; psychological and pedagogical approaches; correctional and developmental work.

For citation: Romanova E. S., Abushkin B. M. Psychological practice of protecting schoolchildren from aggressive manifestations of the environment // Systems Psychology and Sociology. 2022. № 1 (41). P. 5-18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1

Romanova Evgeniya Sergeevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor. Head of the Department of general and practical psychology, Head of the Laboratory of Social-and-Psychological Researches in Education at the Institute of Special Education and Psychology of the the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Abushkin Boris Mikhailovich, PhD in Psychology, Associate Professor. Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology, Chief Researcher of the Laboratory of Social and Psychological Research in Education, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395

Введение

В целях улучшения психологического здоровья детей и подростков обычно используются мероприятия, направленные на устранение конкретного рискованного для здоровья поведения, такого как употребление табака, алкоголя и наркотиков, насилие, участие в преступных группах и др. Тем не менее результаты растущего числа исследований показывают, что большее воздействие на здоровье может быть достигнуто путем усиления защитных факторов, которые помогают детям и подросткам избегать множественных видов поведения, которые подвергают их риску получения неблагоприятных результатов для здоровья и образования. Усиление защитных факторов может также обезопасить детей и подростков от потенциально вредных последствий негативных ситуаций и событий, таких как подверженность насилию.

Семейные, школьные и индивидуальные факторы, в частности связь со школой, связь между родителями и семьей, высокие родительские ожидания в отношении академических достижений и уровень участия подростка в общественных мероприятиях защищают от целого ряда неблагоприятных поступков. Учащиеся с большей вероятностью будут придерживаться социально одобряемых форм поведения и успешно учиться, когда они вовлечены во все школьные проекты и мероприятия.

Значимым организующим и координирующим фактором в решении этой задачи является работа психологической службы школы. Представленный в статье материал затрагивает одну из главных задач психологии — развитие личностного потенциала школьников.

Психологическая безопасность школьников

Основной и актуальной задачей психологии является формирование социально-психологических основ личностной самостоятельности

в подростковом возрасте. В обеспечение этих требований психологические технологии развития школьников в их противодействии агрессивным проявлениям среды направлены на обеспечение общей, психологической и информационной безопасности школьников [12; 16].

Общая безопасность рассматривается как обеспечение сохранности жизни и здоровья школьников от угроз, отсутствие опасности, состояние защищенности, как условие-гарант жизнедеятельности человека, как способность противостоять угрозам и опасности. Смысловая интерпретация понятия «безопасность» раскрывается в нескольких позициях: безопасность бытия, защита от опасности, безопасное состояние. Как научная категория безопасность отражает определенное состояние и уровень защищенности объекта, достаточность средств для преодоления ситуаций угрозы, характеристики психологической устойчивости и независимости субъекта безопасности. Безопасность выступает одной из базовых потребностей личности и связана с определенными эмоциями, переживаниями, чувствами и психическими состояниями человека [11; 13].

В психологическом контексте безопасность трактуется в науке неоднозначно. Так, психологическая безопасность рассматривается как положительное самоощущение человека, его психологическое благополучие в конкретных условиях, способность сохранять психологическую устойчивость и сопротивляемость в психотравмирующей среде, а также наличие жизненно благоприятных ситуаций. В широком смысле безопасность определяется как динамическая внутренняя характеристика субъекта, обеспечивающая его защищенность и преобразующаяся под воздействием внешних и внутренних факторов. В исследованиях психологическая безопасность личности анализируется в контексте ее уровней, содержания, параметров, функций, структуры, критериев и особенностей развития и формирования [6: с. 114].

Многообразие проявлений человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности ставит вопрос о безопасности в соответствии с уровнем развития человека. На уровне индивида безопасность человека регулируется его потребностью в самосохранении [8: с. 142] и обеспечивается в ситуациях вне социально-психологического аспекта. На уровне субъекта психологическая безопасность актуализируется в ходе деятельности и обеспечивается развитием качеств, которые дают возможность эффективно реализовывать необходимые формы разнообразной активности. Личностный уровень — это ценностно-смысловая система отношений человека к людям, себе, миру и разным сторонам действительности. Личность является базовым показателем отношений безопасности, что определяет возможности его развития и совершенствования. Уровень индивидуальности связан с выбором индивидуальных способов обеспечения безопасности. Таким образом, психологическая безопасность выступает как интегральное, динамическое психологическое образование, обеспечивающее защищенность в опасной среде на всех уровнях психической и психологической организации [5: с. 92].

В исследованиях психологическая безопасность рассматривается как структурно организованное образование. В качестве компонентов структуры безопасности выступают характеристики темперамента и характера, личностные характеристики, эмоциональная лабильность, устойчивость к отрицательным внешним и внутренним воздействиям, самосознание, саморегуляция. Структуру психологической безопасности личности представляют в виде двух взаимодополняющих параметров — социального обеспечения безопасности и личностных характеристик человека, отражающих ощущение безопасности [9; 14].

В качестве критериев психологической безопасности в исследованиях рассматриваются индивидуально-психологические характеристики человека, индивидуальный опыт, условия взаимоотношений человека со средой1.

1 Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5-17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01;

Изучение критериев безопасности основывается на исследовании уровня отношений субъекта с внешним миром, самим собой, с другими людьми. Ведущим критерием психологической безопасности выступает целостность человека как совокупность его физических, социально-психологических и психических характеристик [7: с. 14]. Не менее важным критерием является личностное развитие человека, обусловливающее адекватный ответ на различные угрозы и опасности [15].

Формирование и развитие психологической безопасности предполагает отражение и индивидуальное осмысление человеком внешних и внутренних факторов безопасности, что выступает основой активизации психологических механизмов развития и саморазвития качеств и свойств, обеспечивающих защищенность человека [1]. Выбор механизмов определяется особенностями поведения человека в различных условиях жизнедеятельности [3; 10].

В целом, подводя итог проведенному анализу, можно сказать, что психологическая безопасность является сложноструктурированным психологическим образованием, функционально обеспечивающим защищенность человека в сложных, опасных, психотравмирующих ситуациях жизни.

Информационная безопасность призвана обеспечить социальную устойчивость школьника в информационной среде благодаря сформированным навыкам противодействия негативным внешним факторам. Активное развитие способов и методов воздействия на человека актуализировало выделение этой проблемы как самостоятельного предмета теории и социально-психологической практики. Необходимо противодействовать разным активным формам воздействия на школьника и его эмоционально-волевую сферу с целью побуждения к асоциальным действиям. Последствиями негативных информационных воздействий может стать искажение знаний о мире, себе, людях, социальных норм, потребностей, интересов, склонностей,

Романова Е. С., Рычихина Э. Н. Типологизация московских школьников на основе социально-психологического портрета // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12. С. 32-35.

самооценки, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, психических состояний, мышления, характера общения и поведения. Проявление ущерба заключается в дезориентации, отказе от индивидуальности и независимости, нарушениях психического и психологического здоровья, формировании разного рода зависимостей, разрушении субъектности и личностной определенности [2: с. 68; 4].

Выделенные внешние и внутренние угрозы информационно-психологической безопасности в значительной мере усиливаются в подростковом возрасте в силу своеобразия его психологических характеристик. Особая возрастная незащищенность подростков не может быть понята вне процессов их психофизиологического и личностного развития.

В психологическом плане этот возраст весьма противоречив и характеризуется ломкой прежних отношений, перестройкой самосознания, изменением мотивации, интенсификацией процессов становления психосексуальной идентичности, появлением чувства взрослости как центрального в личности детей. Эти процессы актуализируют переориентацию на взрослые нормы, ценности, смыслы и усложняют характер личностных свойств подростков. Особое значение в преобразовании ценностно-смысловой сферы в этом возрасте отводится эмоциям, поскольку именно эмоции связаны с новым направлением интересов подростка. Переориентация мышления подростков на поиск потенциальных возможностей расширяет его внутренний мир и наполняет его новыми образами.

Выделяют несколько противоречивых сфер в жизни подростка: это общение со взрослыми, интимно-доверительные отношения, ориентация на будущее. Доминантными становятся интерес к себе и поиск своего Я; масштабность замыслов; проявление негативизма, категоричности; рискованность, иллюзорный героизм; потребность в свободе. Нестабильный эмоциональный фон проявляется в резкой смене настроения, демонстрации полной независимости и одновременно неуверенности в себе, повышенной тревожности, чувствительности к различного рода препятствиям. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, для подростка интимно-доверительное общение со сверстниками

становится ведущим в освоении норм и правил2. В поисках собственной идентичности подростки прикладывают к себе и другим людям психологические мерки о ценностях и идеалах. Эти представления еще не интер-нализированы, они проверяются в условиях реальной жизни и внутренних противоречий подростка.

Перечисленные возрастные особенности определяют исключительную сензитивность подростков по отношению к информационному пространству, где есть возможность получить ответы на многие мучительные для них вопросы. Интернет становится для них средством познания себя, окружающего мира и начинает занимать определенное место в общей структуре их социализации, выступает источником общественной ориентации, социальных представлений, определенной программы действий, что может привести к сопряжению виртуального и реального мира.

Индивидуализация подростков связана с формированием своей картины мира, поэтому дети этого возраста очень чувствительны к новизне, разнообразию информации и ее присвоению. Современные средства сетевого общения дают подросткам возможность включиться в референтную группу, субкультура которой может стать ведущей и преимущественно социализирующей.

Психологическая работа со школьниками

на основе их личностных профилей

Психологическая работа со школьниками основывалась на выделении личностных качеств человека, определяющих его основное поведение. Особенности этих качеств содержат в себе пороговые величины необходимого уровня их развития, обеспечивающего учащимся возможность контролировать социальное окружение и противодействовать социальной практике, основанной на агрессивной политике противостоящей стороны.

2 Неустроева О. В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна // European Research. 2015. № 6 (7). С. 64-66.

Многолетние исследования позволили выделить группу личностных показателей, дающих школьникам возможность оценить свои реальные ресурсы в значимых сферах современного социального взаимодействия.

Было выбрано шесть психологических методик оценки ценностной сферы и реальных жизненных установок школьников, обеспечивающих комплексную диагностику по совокупности 20 психологических показателей (см. табл.).

Методики и регист]

свидетельствующие о направленности их активности и возможностях противодействия разнообразной социально деструктивной информации.

Использование техники психологического оценивания школьников на основе выявленных индивидуальных личностных профилей существенно отличается от практик ориентации по отдельным психологическим показателям. В ходе анализа всех протоколов выявлена группа личностных профилей с характерными пропорциями в выраженности показателей

Таблица

руемые показатели

Методики Показатели

Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Диннер) 1. Удовлетворенность жизнью

Методика диагностики мотивации личности к успеху (Т. Элерс) 2. Мотивация к успеху

Ценностный опросник Ш. Шварца (часть 2): состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей 3. Ценность власти (доминирование) 4. Ценность достижения (личный успех) 5. Ценность гедонизма (наслаждение жизнью) 6. Ценность стимуляции (новые переживания) 7. Ценность самостоятельности (независимость мышления) 8. Ценность универсализма (понимание, терпимость) 9. Ценность доброты (полезность и доброта) 10. Ценность традиций (уважение традиций) 11. Ценность конформности (послушание и уважение старших)

Опросник волевого самоконтроля (А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман) 12. Эмоциональная зрелость, независимость 13. Настойчивость в достижении целей 14. Самообладание, уверенность в себе

Опросник толерантности к неопределенности (Т. В. Корнилова) 15. Стремление к изменениям, новизне 16. Стремление к упорядоченности 17. Стремление к ясности во взаимоотношениях

Опросник исследования тревожности у школьников (Ч. Д. Спилбергер, адаптация А. Д. Андреева) 18. Познавательная активность 19. Личностная тревожность 20. Негативные эмоциональные переживания

В исследовании участвовали 198 старшеклассников, из них 76 юношей и 122 девушки.

По итогам диагностики были построены индивидуальные личностные профили в десятибалльной шкале вторичных показателей — стенов, являющихся мерой отклонения конкретного результата школьника от среднего значения по выборке школьников с учетом характера разброса данных (среднеквадратичного отклонения).

В ходе анализа личностных профилей были выделены устойчивые типологические индивидуальные особенности школьников,

ценностной сферы и жизненных установок. Личностные профили охватывают всю выборку и отражают особенности и результат современной мировоззренческой и социальной практики школьников. Группа составляет шесть личностных профилей, типологические особенности которых обусловлены тем, что каждый из них в своей основе охватывает от 10 до 25 % выборки.

Содержательные аспекты этих профилей представлены на рисунках 1- 6. По вертикальной оси располагается шкала стенов от 1 до 10.

Зеленым контуром выделена зона стенов от 4 до 7, что соответствует области статистической нормы выборки школьников. На горизонтальной оси находятся 20 измеряемых в исследовании показателей.

Выделение группы наиболее характерных, контрастных личностных профилей не связано с задачей определения типологии в личностном развитии школьников. Предлагаемый маршрут психологической работы с учащимися, наоборот, обеспечивает высокую чувствительность в дифференциации школьников в их предрасположенности к тем или иным факторам агрессивного проявления среды. Полученный таким образом материал в сочетании с реальным поведением школьника и его реагированием на разнообразные факторы среды позволяет обеспечить высокую прогностическую надежность в оценках дальнейшего развития ребенка и необходимости организации консультационно-развивающей работы с ним.

Профиль первого типа (рис. 1) характеризуется достоверно высокими мотивацией к достижениям, ценностью доминирования, независимостью и настойчивостью и одновременно достоверно низкими ценностями уважения традиций, послушания, доброты, стремления к взаимопониманию во взаимоотношениях.

Школьники с таким личностным профилем для достижения своих целей могут под видом новых и интересных для себя решений использовать в определенных границах любые асоциальные формы поведения. Социальная пропаганда экстремистской идеологии может стать значимой для них в их личностных устремлениях Их исходная неограниченная активность в сочетании с игнорированием традиций и отсутствием уважения к наследию поколений может лечь в основу деструктивного манипулирования своими сверстниками для безусловного обеспечения своих ценностных установок.

Высокая волевая саморегуляция может быть отражением проблем во взаимоотношениях с ближайшим окружением как проявление нежелательных форм взаимодействия. Таких школьников надо направлять на значимые для общества цели на основе всех ресурсов воспитательной работы в школе и вне ее.

Для этого личностного профиля акцент должен быть сделан на развитии нравственной составляющей их социального поведения и преодолении возможного выбора ими своего поведения через создание разнообразных конфликтных ситуаций. Особенно важно развивать в таких детях понимание и терпимость, уважение к традициям и старшим.

Рис. 1. Профиль первого типа (примерно 20 % от выборки)3

3 На рисунках 1-6 выраженность показателей представлена в стенах.

Профиль второго типа (рис. 2) характеризуется средней удовлетворенностью жизнью, достоверно высоким уровнем тревожности, понимания и терпимости, послушанием и уважением, взаимопониманием во взаимоотношениях и одновременно достоверно низкими мотивацией к достижениям, волевыми качествами (независимостью, настойчивостью, уверенностью), стремлением к новизне, ценностями доминирования, личного успеха, наслаждения жизнью.

Профиль третьего типа (рис. 3) характеризуется очень низкой удовлетворенностью жизнью, отсутствием мотивации к успеху, ярко выраженной тревожностью и склонностью к оценке всего в негативном эмоциональном плане; в ценностной сфере все показатели, кроме ценности уважения традиций, достоверно ниже типичных для группы; характерно стремление к достижению взаимопонимания во взаимоотношениях.

Школьники с таким личностным профилем, несмотря на экстремально контрастные

Рис. 2. Профиль второго типа (примерно 15 % от выборки)

Для школьников с таким личностным профилем характерен повышенный уровень тревожности, обусловленный отсутствием типичных для школьников интересов, увлечений, стремления к успеху, независимости, что компенсируется активным участием в групповых взаимоотношениях, во время которых такие учащиеся проявляют терпимость и согласие с другими.

Для этого личностного профиля акцент должен быть сделан на развитии форм саморегуляции и контроля за своим эмоциональным состоянием за счет смены ведущих ценностных ориентиров. Важно развивать у школьников навыки независимого поведения и формирования личностной устойчивости. Существенное значение имеет индивидуальная работа по преодолению разных форм субъективной зависимости от чрезмерных требований окружения и среды Интернета.

результаты при общем сходстве с профилем второго типа, выделились в отдельную группу ввиду высокой повторяемости этих результатов в выборке. Профиль свидетельствует о серьезных деструктивных сдвигах в самооценке школьниками своих возможностей, обусловленных отсутствием типичных для школьников интересов, увлечений, стремлений к успеху, независимости. Для них характерен очень высокий уровень проявления тревожности и негативных эмоций, возможно, обусловленных их положением в коллективе. Отмечается выраженное стремление к достижению взаимопонимания с одноклассниками, полное признание складывающихся традиций. Эти школьники не удовлетворены своей жизнью. Такой выбор, являясь в значительной мере субъективным, может рассматриваться как протест против реалий этого мира, причем протест

Рис. 3. Профиль третьего типа (примерно 10 % от выборки)

активный, связанный не с преобразованием мира, а с уходом из него. Особенностью детей с этим профилем является высокая осознанность совершившегося выбора и однозначность своих суждений по разным методикам.

В работе с такими школьниками необходимо восстановление устойчивой, характерной для всех школьников ценностной ориентации. Основной акцент должен быть сделан на преимущественное развитие саморегуляции собственных эмоциональных переживаний для сдерживания негативных поведенческих реакций.

Профиль четвертого типа (см. рис. 4) характеризуется высокой познавательной активностью, стремлением к новизне, высокими требованиями к упорядоченности жизни, высокой значимостью социальных ценностей доминирования, наслаждения жизнью, уважения социальных норм, высокими запросами к независимости, демонстрирующий типичную для группы уверенность и удовлетворенность жизнью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школьники с таким личностным профилем при достаточно высокой амбициозности и среднем уровне волевой регуляции вполне комфортно взаимодействуют с одноклассниками и взрослыми. Выбор социального и профессионального развития характеризуется обоснованностью и доминированием собственных решений. Твердая убежденность в своем выборе

может стать серьезным препятствием в преодолении асоциального выбора.

Для этого личностного профиля, который включает в себя и высокую познавательную активность, акцент должен быть сделан на переоценке собственного выбора, противоречащего нравственным правилам общественной жизни. Эти школьники выделяются своими лидерскими качествами при неустойчивом различении положительных и отрицательных факторов общественного развития. Они осознают перспективные направления своего развития. Целевые лекции и разработка проектов по разным направлениям развития могут оказаться наиболее эффективной формой преодоления возможных негативных последствий влияния большого количества разных мнений.

Профиль пятого типа (см. рис. 5) характеризуется высокой удовлетворенностью жизнью, высокими волевыми качествами (независимостью, настойчивостью, уверенностью), выраженными ценностями наслаждения жизнью, терпимости, полезности и доброты, уважения традиций.

Школьники с таким личностным профилем при достаточно высокой самостоятельности достаточно скрытны, поскольку у них стремление к доминированию и достижению ясности во взаимоотношениях находится на нижней границе нормы.

Рис. 5. Профиль пятого типа (примерно 15 % от выборки)

Рис. 4. Профиль четвертого типа (примерно 15 % от выборки)

Для школьников с таким личностным профилем акцент должен быть сделан на преодолении возможных противоречий между удовлетворенностью жизнью в силу ее соответствия ценностным установкам и определенным дистанцированием от жизни школьного коллектива. Центральным направлением работы в данном случае является привлечение учащихся к дополнительному образованию для более внимательного осмысления ими своей будущей профессиональной перспективы.

Профиль шестого типа (рис. 6) характеризуется проявлением личностных качеств на типичном для выборки уровне (соответствующего статистической норме для выборки). Однородность выбора по всем показателям свидетельствует о наличии двух разных противоположных тенденций в развитии школьников. Первая — безразличие в самооценке, что в силу психометрических качеств методик приводит к средним оценкам. Вторая демонстрирует характерный жизненный стиль. Такие школьники

Рис. 6. Профиль шестого типа (примерно 25 % выборки)

склонны плыть по течению и, соответственно, подчиняться воле большинства.

Для обладателей этого личностного профиля принципиальные акценты в их личностном развитии не требуются. Для них не характерно демонстрировать неожиданные, яркие асоциальные поступки. Сетевое взаимодействие этих школьников со всем остальным миром, вероятнее всего, обусловливается стремлением к положительным эмоциям. Основным направлением работы с этими школьниками является расстановка правильных ориентиров в вопросах морали, этики, социальной ответственности за свои поступки и формирование устойчивой оценочной гражданской платформы.

Выделенные типологические особенности развития личностного и социального потенциала школьников предполагают возможность выбора из всего существующего в психологии арсенала активных форм работы со школьниками адресных развивающих практик.

На основе проведенной работы сформированы критерии эффективности коррекционно-развивающей работы со школьниками. Пороговые значения этих критериев, достаточные для устойчивого противодействия агрессивному проявлению среды, должны достигать верхней границы диапазона нормы для школьников по соответствующим показателям.

1. Умение школьника различать социальную направленность и нравственный потенциал воздействия в ситуациях прямого контакта с окружением и в ситуациях неограниченного информационного влияния в Интернете.

2. Способность контролировать свои эмоциональные реакции и управлять своим поведением.

3. Способность ставить социально значимые цели и достигать их.

4. Способность выстраивать эффективные взаимоотношения в ближнем социуме.

5. Умение противостоять негативному воздействию любого контента, содержащего противоправную информацию.

6. Умение противодействовать негативному или преступному поведению.

7. Удовлетворенность своей жизнью.

8. Высокая самооценка в ситуациях переживания позитивных или негативных психических состояний как фактор защищенности личности.

7. Ценностная ориентация на личный успех в учебной, творческой и общественной деятельности.

8. Ценностная ориентация на понимание и терпимость во взаимоотношениях.

9. Ценностная ориентация на уважение традиций.

10. Настойчивость при достижении целей.

Заключение

Разработанный комплексный психологический подход показал эффективность организации коррекционно-развивающей работы со школьниками по преодолению деструктивного влияния социальной среды на основе анализа особенностей их личностного потенциала. Многолетняя практика исследования ценностно-смысловой направленности личности обучающихся легла в основу выделения 20 основных личностных показателей, отражающих готовность школьников противостоять агрессивным проявлениям среды.

По итогам диагностики учащихся была выявлена устойчивая типология взаимозависимости этих показателей в виде шести характерных личностных профилей для отдельных групп школьников (в пределах от 10 до 25 % от выборки).

Результаты системного анализа содержательных особенностей личностных профилей позволили выйти на критерии эффективности коррекционно-развивающей работы со школьниками и обозначить пороговые значения этих критериев.

С учетом полученных результатов для школьников, родителей и учителей организуются семинары и циклы лекций по следующим темам: «Что такое психологическая безопасность?»; «Агрессивность в подростковом возрасте»; «Я учусь не конфликтовать»; «Я сегодня и завтра: факторы уверенности»; «Можно ли жить без конфликтов?»; «Школьная и социальная дезадаптация»; «Безопасные правила поведения в социальных сетях»; «Психологическое и психическое здоровье»; «Ложь. Как распознать обман и мошенничество?»; «Как строить эффективные коммуникации»; «Как сохранять спокойствие в агрессивном информационном потоке».

Литература

1. Бакланова Н. К., Иванова Т. С., Колот В. В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник МГОУ Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13-24.

2. Геворкян Е. Н., Романова Е. С., Вачкова С. Н. Психологическое сопровождение семейного образования. М.: Неолит, 2020. 288 с.

3. Добровидова Н. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с тенденцией поведения в группе сверстников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). С. 341-344.

4. Кисова В. В. Проблема регуляции поведения и деятельности в зарубежной психологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 484-487.

5. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

6. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Креативная проектная практика самопрезентации молодого специалиста в профессиональной среде: методическое пособие. М.: Спутник +, 2021. 241 с.

7. Романова Е. С., Абушкин Б. М., Решетина С. Ю. Развитие личностного и социального потенциала обучающихся: методическое пособие. М.: Ритм, 2021. 104 с.

8. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

9. Bandyopadhyay S., Cornell D. G., Konold T. R. Validity of three school climate scales to assess bullying, aggressive attitudes, and help seeking // School Psychology Review. 2009. Vol. 38 № 3. P. 338-355. DOI: 10.1080/02796015.2009.12087819

10. Bowes L., Arseneault L., Maughan B. et al. School, neighborhood, and family factors are associated with children's bullying involvement: A nationally representative longitudinal study // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2009. Vol. 48. № 5. P. 545-553. DOI: 10.1097/CHI. 0b013e31819cb017

11. Bradshaw C. P., Waasdorp T. E., Debnam K. J. et al. Measuring school climate in high schools: A focus on safety, engagement, and the environment // Journal of School Health. 2014. Vol. 84. № 9. P. 593-604. DOI: 10.1111/josh.12186

12. Ebbert A. M., Luthar S. S. Influential domains of school climate fostering resilience in high achieving schools // International Journal of School & Educational Psychology. 2021. Vol. 9. № 4. P. 305-317. DOI: 10. 1080/21683603.2021.1898501

13. Gottfredson D. C., Dipietro S. M. School size, social capital, and student victimization // Sociology of Education. 2011. Vol. 84. № 1. P. 69-89. DOI: 10.1177/0038040710392718

14. Luyten H., Visscher A., Witziers H. School effectiveness research: From a review of the criticism to recommendations for further development // School Effectiveness and School Improvement. 2005. Vol. 16. P. 249-279. DOI: 10.1080/09243450500114884

15. Romanova E. S., Bershedova L. I., Morozova T. Yu. et al. Psychological problems and features of modern schoolchildren's communication // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2021. Vol. 13. № 1. P. 10-20. DOI: 10.18844/wjet.v13i1.5360

16. Waasdorp T. E., Lindstrom J. S., Shukla K. D. et al. Measuring school climate: Invariance across middle and high school students // Children & Schools. 2019. Vol. 42. № 1. P. 53-62. DOI: 10.1093/cs/cdz026

References

1. Baklanova N. K., Ivanova T. S., Kolot V. V. K probleme sozdaniya psixologicheski bezopasnoj obra-zovateFnoj sredy': celostny'j podxod [To the problem of creating a psychologically safe educational environment: a holistic approach] // Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow State University. Series: Pedagogy]. 2018. № 3. P. 13-24.

2. Gevorkyan E. N., Romanova E. S., Vachkova S. N. Psixologicheskoe soprovozhdenie semejnogo obrazovaniya [Psychological support for family education]. M.: Neolit, 2020. 288 p.

3. Dobrovidova N. A. Vzaimosvyaz' individual'no-psixologicheskix osobennostej starsheklassnikov s tendenciej povedeniya v gruppe sverstnikov [The relationship of the individual psychological characteristics of high school students with the tendency of behavior in the peer group] // Azimut nauchny'x issledo-vanij: pedagogika i psixologiya [Azimut of scientific research: pedagogy and psychology]. 2019. № 1 (26). P. 341-344.

4. Kisova V. V. Problema regulyacii povedeniya i deyatel'nosti v zarubezhnoj psixologii [The problem of regulating behavior and activity in foreign psychology] // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. № 59-3. P. 484-487.

5. Prakticheskaya psixologiya obrazovaniya [Practical psychology of education] / pod red. I. V. Dubrovi-noj. 4-e izd. SPb.: Piter, 2004. 592 p.

6. Romanova E. S., Abushkin B. M. Kreativnaya proektnaya praktika samoprezentacii molodogo specia-lista v professional'noj srede: metodicheskoe posobie [Creative design practice of self-representation of a young specialist in a professional environment: Methodological manual]. M.: Sputnik +, 2021. 241 p.

7. Romanova E. S., Abushkin B. M., Reshetina S. Yu. Razvitie lichnostnogo i social'nogo potenciala obuchayushhixsya. Metodicheskoe posobie [Development of the personal and social potential of students. Methodical manual]. M.: Ritm, 2021. 104 p.

8. Ry'zhov B. N. Sistemnaya psixologiya [Systems psychology]. M.: T8 Izdatel'skie Texnologii, 2017. 356 p.

9. Bandyopadhyay S., Cornell D. G., Konold T. R. Validity of three school climate scales to assess bullying, aggressive attitudes, and help seeking // School Psychology Review. 2009. Vol. 38 № 3. P. 338-355. DOI: 10.1080/02796015.2009.12087819

10. Bowes L., Arseneault L., Maughan B. et al. School, neighborhood, and family factors are associated with children's bullying involvement: A nationally representative longitudinal study // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2009. Vol. 48. № 5. P. 545-553. DOI: 10.1097/CHI. 0b013e31819cb017

11. Bradshaw C. P., Waasdorp T. E., Debnam K. J. et al. Measuring school climate in high schools: A focus on safety, engagement, and the environment // Journal of School Health. 2014. Vol. 84. № 9. P. 593-604. DOI: 10.1111/josh.12186

12. Ebbert A. M., Luthar S. S. Influential domains of school climate fostering resilience in high achieving schools // International Journal of School & Educational Psychology. 2021. Vol. 9. № 4. P. 305-317. DOI: 10.1080/21683603.2021.1898501

13. Gottfredson D. C., Dipietro S. M. School size, social capital, and student victimization // Sociology of Education. 2011. Vol. 84. № 1. P. 69-89. DOI: 10.1177/0038040710392718

14. Luyten H., Visscher A., Witziers H. School effectiveness research: From a review of the criticism to recommendations for further development // School Effectiveness and School Improvement. 2005 Vol. 16. P. 249-279. DOI: 10.1080/09243450500114884

15. Romanova E. S., Bershedova L. I., Morozova T. Yu. et al. Psychological problems and features of modern schoolchildren's communication // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2021. Vol. 13. № 1. P. 10-20. DOI: 10.18844/wjet.v13i1.5360

16. Waasdorp T. E., Lindstrom J. S., Shukla K. D. et al. Measuring school climate: Invariance across middle and high school students // Children & Schools. 2019. Vol. 42. № 1. P. 53-62. D0I:10.1093/cs/cdz026

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.