Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИЯХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИЯХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIAL VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ / METHOD OF PAIRED COMPARISONS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / САМОВЫРАЖЕНИЕ / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Абушкин Борис Михайлович

В статье рассматриваются психологические особенности социального поведения подростка на основе двух ведущих факторов: организации своего поведения в настоящем с учетом своих текущих социальных интересов и осознанного и предпочтительного для себя содержания своей будущей профессиональной деятельности. Авторы ставили задачу организовать психологическую работу с подростками в ситуациях их профессионального самоопределения с опорой на уже накопленный ими социальный опыт, представленный текущими интересами (в виде социальных ценностей) и интересами, которые они видят в своей будущей профессиональной деятельности (в виде выбора предпочтительных для себя профессиональных областей). Психологическая работа с подростками предъявляет большие требования к диагностическим подходам, объективизирующим их индивидуальный мир настоящих и будущих интересов. В работе показано, что для выбранной области исследования существенное значение имеет содержательная валидность, основанная на глубоком осмыслении содержания предлагаемого испытуемым стимульного материала, охватывающего все сферы социального взаимодействия. Доказательства, что методика обладает содержательной валидностью, формируются на основе многоплановой (и многолетней) работы по выстраиванию содержательного психологического контента. Итоги предыдущих исследований, факторизация результатов различных опросников позволили авторам определить перечень социальных ценностей, которых придерживаются подростки в рамках текущей жизнедеятельности, и перечень профессиональных областей, где востребованы различные личностные и интеллектуальные качества подростков, а также их интересы. Диагностическая ценность представленных списков может проявиться только в ситуации выявления индивидуальных предпочтений подростков в отношении ценностей и профессиональных областей. В качестве методического приема используется метод парных сравнений. В работе представлены два авторских списка ценностей и профессиональных областей. Экспериментальное исследование на выборке 107 школьников показало высокую эффективность предлагаемых методик для диагностики особенностей профессионального самоопределения подростков. В работе представлены статистически обработанные результаты, которые дополняют методику материалом для критериального оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Абушкин Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COUNSELLING FOR ADOLESCENTS IN SITUATIONS OF THEIR PROFESSIONAL CHOICE

The article is devoted to the issue of psychological features of social behavior of adolescents based on two leading factors: the organization of their behavior at present on the basis of their current social interests and their conscious understanding of future professional activities. The present study has a task to organize a psychological work with adolescents in situations of their professional self-determination based on their accumulated social experience, represented by current interests (social values) and interests in their future professional activities (their career choices). A psychological work with adolescents requires the high quality to diagnostic approaches, to their opportunity to objectifying adolescents’ individual interests at present and future. The present work shows that in-depth validity matters to the chosen field of research and it is based on a deep understanding of the content of the stimulus material offered to subjects, as a material covering all spheres of their social interaction. The evidences that this methodology has in-depth validity are based on a long-run researches to build meaningful psychological content. The results of previous studies, factorization of the results of various questionnaires allowed the authors to determine the list of social values held by adolescents in the framework of their current life, and a list of professional areas where different personal and intellectual qualities of adolescents are in demand, as well as their interests. The diagnostic value of the presented lists can only be defined in the situation of adolescent’ individual choice. The method of paired comparisons is used as a methodical reception in this work. There are two author’s lists of values and professional areas in the article. An experimental study among 107 students showed the high efficiency of the proposed methods for diagnosing the features of professional self-determination in adolescents. The article presents the statistically processed results that complement the methodology with the material for the criterion evaluation.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИЯХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИЯХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва

В статье рассматриваются психологические особенности социального поведения подростка на основе двух ведущих факторов: организации своего поведения в настоящем с учетом своих текущих социальных интересов и осознанного и предпочтительного для себя содержания своей будущей профессиональной деятельности. Авторы ставили задачу организовать психологическую работу с подростками в ситуациях их профессионального самоопределения с опорой на уже накопленный ими социальный опыт, представленный текущими интересами (в виде социальных ценностей) и интересами, которые они видят в своей будущей профессиональной деятельности (в виде выбора предпочтительных для себя профессиональных областей).

Психологическая работа с подростками предъявляет большие требования к диагностическим подходам, объективизирующим их индивидуальный мир настоящих и будущих интересов. В работе показано, что для выбранной области исследования существенное значение имеет содержательная валидность, основанная на глубоком осмыслении содержания предлагаемого испытуемым стимульного материала, охватывающего все сферы социального взаимодействия. Доказательства, что методика обладает содержательной валидностью, формируются на основе многоплановой (и многолетней) работы по выстраиванию содержательного психологического контента.

Итоги предыдущих исследований, факторизация результатов различных опросников позволили авторам определить перечень социальных ценностей, которых придерживаются подростки в рамках текущей жизнедеятельности, и перечень профессиональных областей, где востребованы различные личностные и интеллектуальные качества подростков, а также их интересы. Диагностическая ценность представленных списков может проявиться только в ситуации выявления индивидуальных предпочтений подростков в отношении ценностей и профессиональных областей. В качестве методического приема используется метод парных сравнений.

В работе представлены два авторских списка ценностей и профессиональных областей. Экспериментальное исследование на выборке 107 школьников показало высокую эффективность предлагаемых методик для диагностики особенностей профессионального самоопределения подростков. В работе представлены статистически обработанные результаты, которые дополняют методику материалом для критериального оценивания.

Ключевые слова: социальные ценности; профессиональное самоопределение; метод парных сравнений; социализация; самореализация; самовыражение.

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая помощь подросткам в ситуациях их профессионального самоопределения // Системная психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 45-54.

Введение

Успешная профессиональная перспектива подрастающего поколения все в большей мере связывается с высокими требованиями к уровню интеллектуальных, личностных и социальных компетенций выпускников общеобразовательных организаций [1; 8]. Ключевым моментом здесь является правильное использование подростками своего потенциала в ситуации выбора профессионального будущего [10; 11]. На этом этапе особенно важна психологическая помощь подростку в его профессиональном самоопределении.

Самоопределение личности понимается как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в значимых ситуациях. В основе профессионального самоопределения лежит осознанный выбор профессии с учетом своих личностных особенностей, знаний, умений и навыков, а также требований, которые предъявляются к профессиональной деятельности [3].

Профессиональное самоопределение рассматривается как основополагающее условие профессионального развития личности [4; 9; 16; 17]. Многочисленные исследования в рамках теории самоопределения обеспечивают

основу для понимания факторов, способствующих мотивации и здоровому психологическому и поведенческому функционированию. В работах показано как поддержка или нарушение основных потребностей людей в компетентности, связанности и автономии влияет на их развитие и благополучие [5; 12; 13; 17; 18; 20].

В рамках процесса профессионального самоопределения можно выделить компетенции, необходимые подросткам при оценке соответствия своих способностей критериям выбранной профессиональной области:

1) представления о своих индивидуальных возможностях и наличие представлений о требованиях профессий к личностным и социальным качествам работников;

2) ценностные ориентации в отношении своего будущего профессионального пути;

3) способности к саморазвитию, волевой саморегуляции;

4) способность целенаправленно, активно работать в направлении поиска наиболее подходящей профессиональной сферы [2].

Общий теоретический анализ свидетельствует о недостаточности исследований, в которых бы разрабатывалась проблема профессионального самоопределения в подростковом возрасте через формирование ценностно-смысловых установок личности [19; 21; 22]. Разный и не очень богатый жизненный опыт подростков, узконаправленные социальные контакты, «цифровое» воспитание ставят серьезные проблемы в их самоопределении в отношении своего профессионального будущего. Организация работы психологов с подростками, предполагающая использование технологий вовлечения школьников в специально организованные измерения (диагностические процедуры) в отношении их способностей, возможностей и предпочитаемых форм поведения, открывает дополнительные каналы «погружения» школьников в еще не осознаваемые ими социальные возможности, что, в свою очередь, предопределяет эффективность формирования ценностно-смысловой сферы личности подростков.

Необходимо дополнительно отметить, что диалог с подростками, опосредованный диагностическими процедурами, осуществляется на фоне исходных предустановок подростков в отношении своей социальной принадлежности.

Одним из ключевых предположений в теории социальной идентичности является то, что индивидуумы внутренне мотивированы для достижения положительной отличительной способности, то есть стремятся к позитивной самооценке, при этом точный характер этого стремления к позитивной самооценке может выступать предметом обсуждения [14]. Согласно теории социальной идентичности, люди склонны оценивать себя и окружающих на основании принадлежности к определенной социальной группе. Социальная идентификация выполняет две функции. Во-первых, она позволяет мысленно сегментировать и упорядочить социальную среду, обеспечивая индивида системой критериев для оценивания других людей. Человеку приписываются характеристики социальной группы, к которой он относится. Во-вторых, социальная категоризация позволяет человеку найти свое место и определить свое Я в социальном окружении [15].

В наших ранних исследованиях показано, что во временном аспекте социальное поведение подростка определяется тремя факторами: уже сформированными у него чертами характера, отражающими типичные для него стереотипы поведения и диагностируемыми с помощью личностных опросников; организацией своего поведения в настоящем на основе своих текущих социальных интересов, диагностируемых с помощью опросников ценностных ориентаций; осознанным и предпочтительным для себя содержанием своей будущей профессиональной деятельности, диагностируемым прямыми опросами относительно личных предпочтений в мире профессий [7].

Опыт практической работы в данном направлении выводит исследователей на одну из главных проблем — проблему надежности и валидности получаемых в ходе диагностики материалов [6]. Подростки не в состоянии однозначно определиться со своими предпочтениями в случаях, когда им предстоит ответить на утверждения опросников, неясно и неоднозначно сформулированные или адресованные к примитивным аспектам разных жизненных ситуаций. В последнее время проблемы доказательства валидности (конст-руктная и критериальная валидности) в значительной мере связаны с психометрическими

процедурами на основе сравнительных измерений, где «субъективная честность» испытуемых подтверждается результатами большой стандартизированной выборки с опорой на среднестатистический результат по конкретным пунктам опросников. На второй план уходит содержательная валидность, связанная с тем, в какой форме и о чем мы спрашиваем респондентов. Вместе с тем доказательства, что методика обладает содержательной валидностью, формируются на основе многоплановой (и многолетней) работы по выстраиванию содержательного психологического контента, полностью охватывающего проблемное поле исследования.

Проводя свое исследование, авторы ставили перед собой задачу организовать психологическую работу с подростками по проблеме их профессионального самоопределения с опорой на уже накопленный ими социальный опыт, представленный их текущими интересами (в виде социальных ценностей) и их интересами, которые они видят в своей будущей профессиональной деятельности (в виде описания различных профессиональных областей). Очевидные (и неявные для подростков) противоречия между текущими и будущими интересами выступали движущим фактором для их последующего самоанализа и преодоления на уровне формирования Я-концепции.

В работе представлен один из подходов решения сформулированной выше задачи с опорой на авторский диагностический инструментарий, обладающий необходимой содержательной валидностью благодаря использованию опыта предыдущих исследований.

Методики исследования

Факторизация результатов проведенных ранее исследований позволила определить социальные ценности, которых придерживаются подростки в рамках текущей жизнедеятельности, и перечень профессиональных областей, где востребованы различные личностные и интеллектуальные качества подростков, а также их интересы (см. табл. 1 и 2). Представленные в таблицах ценности и профессиональные области корректировались на основании теоретического содержательного анализа. Формулировки,

в которых представлены ценности и профессиональные области, многократно редактировались для обеспечения их максимальной ясности для подростков. Уровень содержательного обобщения формулировок был направлен на обеспечение наиболее полного охвата всех значимых для подросткового возраста социальных ценностей.

Диагностическая ценность представленных списков может проявиться только в ситуации выявления индивидуальных предпочтений подростков в отношении ценностей и профессиональных областей. Выявление этих предпочтений наиболее эффективно в ситуации сознательного выбора для себя наиболее предпочтительных (ведущих) ценностей (профессиональных областей) из представленных списков. На примере списка ценностей подросток получает возможность осмыслить запросы окружающего социального мира и на эмоциональном уровне выразить свое отношение к ним в форме демонстрации степени своего предпочтения одних ценностей в сравнении с другими.

В качестве методического приема используется метод парных сравнений. В таблице 1 представлен список из 14 ценностей, каждая из которых в паре с другой ценностью предъявляется испытуемым для выбора наиболее предпочтительной. Каждая ценность встречается в паре с остальными 13 ценностями (испытуемым предъявляется 91 пара). Испытуемые знакомились с фразами, представленными в левой части таблицы, в которых отражено содержание конкретной ценности. Степень значимости одной ценности по отношению к другой оценивалась посредством двухбалльной шкалы.

С использованием этого же метода оценивалось предпочтение школьников относительно профессиональных областей своей деятельности в будущем (см. табл. 2).

Третьим фактором, повышающим содержательную валидность исследования, стал комплексный анализ результатов работы подростков с первым и вторым списками. Оценивалась близость содержательных аспектов в ведущих ценностях и ведущих профессиональных областях (4-5 первых позиций в иерархических списках для конкретного подростка).

Таблица 1

Список социальных ценностей

Предъявляемая испытуемому формулировка Краткое название

Пунктуальность, стремление к порядку в жизни и делах Пунктуальность

Высокие требования к качеству жизни Высокие притязания

Ориентация на соблюдение всех норм и правил Исполнительность

Стремление к независимости во всем Независимость в поступках

Непримиримость к недостаткам в себе и других Непримиримость к недостаткам

Широта знаний, высокая общественная культура Образованность

Чувство долга, умение держать слово Ответственность

Ориентация на обдуманные и рациональные решения Рационализм

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов Отстаивание своего мнения

Полное использование своих возможностей, сил и способностей Полная самоотдача

Стремление не отступать перед трудностями Твердая воля

Терпимость к взглядам и убеждениям других Терпимость к чужим убеждениям

Стремление к творческой деятельности Творчество

Трудолюбие с ориентацией на результат Ориентация на результат

Таблица 2 Список профессиональных областей

Предъявляемая испытуемому формулировка Краткое название

Иметь профессию, предполагающую физический труд Физический труд

Иметь профессию, полностью соответствующую Вашим способностям и интересам Работа, соответствующая моим интересам

Иметь профессию, предполагающую постоянное взаимодействие с людьми Постоянное взаимодействие с людьми

Стремиться к профессии с экстремальными условиями деятельности Экстремальные условия деятельности

Стремиться получить интеллектуальную и престижную профессию Престижная профессия

Выбрать редкую, уникальную специальность, чтобы лучше проявить свою индивидуальность Редкая, уникальная специальность

Стремиться к деятельности, требующей нестандартных решений Предпочтение нестандартных решений

Иметь профессию, которая обеспечит стабильность на длительный период времени Стабильность на длительный период

Выбрать такой профессиональный путь, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены Уравновешенные интересы

Создавать в будущем интеллектуальные продукты, которые будут всецело моим произведением Создание авторского продукта

Выбрать профессию где есть возможность соревноваться с другими и побеждать Соревновательный характер деятельности

Стремиться к деятельности, предполагающей свободу и предпринимательство Свобода и предпринимательство

Связать свою судьбу с театральным искусством Театральное искусство

Стремиться к карьерному росту и высокой руководящей должности Карьерный рост

Выявление связи профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов с их ценностными установками

В исследовании приняли участие 107 учащихся 9-11 классов московской гимназии. Представленная в исследовании выборка характеризуется тем, что для учащихся характерна выраженная мотивация достичь в будущем высокого социального положения. Этот фактор можно рассматривать как основной, с позиций которого дети осуществляли ранжирование предъявленных им списков.

На рисунке 1 и 2 представлены обобщенные данные относительно характерных для данной выборки предпочтений по социальным ценностям.

Отправным моментом анализа является то, что наибольший интерес с точки зрения значимости для учащегося составляют ценности, которые он поставил (учитывая особенности случайного выбора) на первые 3 места в своем иерархическом списке. Наиболее отвергаемые — ценности в конце списка (11-14 места). Ценности, оказавшиеся на местах с 4 по 10, — это ценности, принимаемые школьниками

во внимание, признаваемые ими, однако не имеющие большого значения для их социального развития. Проценты, соответствующие каждой группе мест, показывают, сколько испытуемых выделили конкретную ценность как значимую.

Анализ данных, представленных на рисунке 1 и рисунке 2, показывает, какие ценности и профессиональные области наиболее значимы для современных подростков, нацеленных на эффективную профессиональную карьеру (это примерно 25 % от выборки). Как правило, это ценности и профессиональные области, предъявляющие к личностным и интеллектуальным качествам школьников максимальные требования, что подтверждает предположение относительно ведущего мотива таких школьников.

Характерным диагностическим результатом, который трудно получить с помощью других диагностических технологий, является факт, что для другой группы подростков (примерно 15 %) эти ценности являются неприемлемыми.

Более точная дифференциация ценностной сферы подростков и их профессионального самоопределения осуществлена на основе выявления предпочтений в социальной сфере у подростков,

Отстаивание своего мнения Творчество Полная самоотдача Высокие притязания Образованность Ответственность Независимость в поступках Твердая воля Рационализм Ориентация на результат Пунктуальность Непримиримость к недостаткам Терпимость к чужим убеждениям Исполнительность

1

20 % 40 % 60 % 80 % 100 %

места 1-3

□ места 4-10

□ места 11-14

0

Рис. 1. Иерархия социальных ценностей в соответствии с местами, на которые школьники поставили эти ценности

Работа, соответствующая моим интересам Карьерный рост Престижная профессия Стабильность на длительный период Свобода и предпринимательство Уравновешенные интересы Предпочтение нестандартных решений Постоянное взаимодействие с людьми Создание авторского продукта Редкая, уникальная специальность Соревновательный характер деятельности Экстремальные условия деятельности Театральное искусство Физический труд ^_1

1

ш

ш

н ■

ш

ш ш

0 20 % 40 % 60 % 80 % 100 % ■ места 1-3 □ места 4-10 □ места 11-14

Рис. 2. Иерархия профессиональных областей в соответствии с местами, на которые школьники поставили эти профессиональные сферы

поставивших конкретную профессиональную область в своем выборе на 1-е, 2-е или 3-е место (среди прочих).

Дальнейший анализ в целом по выборке школьников позволил противопоставить каждой профессиональной области наиболее значимые социальные ценности (цифра обозначает число человек, поставивших эту ценность на первые три места).

Карьерный рост: высокие притязания — 14; полная самоотдача — 10; образованность — 8; отстаивание своего мнения — 8; рационализм — 8.

Постоянное взаимодействие с людьми: полная самоотдача — 9; творчество — 8; образованность — 7.

Предпочтение нестандартных решений: твердая воля — 9; отстаивание своего мнения — 8; независимость в поступках — 7; творчество — 7.

Престижная профессия: высокие притязания — 13; отстаивание своего мнения — 9; полная самоотдача — 9; ориентация на результат — 8.

Редкая, уникальная специальность:

творчество — 9; независимость в поступках — 9; отстаивание своего мнения — 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свобода и предпринимательство: независимость в поступках — 9; отстаивание своего мнения — 8; ответственность — 7; полная самоотдача — 7.

Создание авторского продукта: независимость в поступках — 8; творчество — 8; полная самоотдача — 7.

Соревновательный характер деятельности: отстаивание своего мнения — 6.

Стабильность на длительный период: высокие притязания — 12; образованность — 9; пунктуальность — 9; рационализм — 8; независимость в поступках — 8; творчество — 7.

Театральное искусство: творчество — 6.

Уравновешенные интересы: отстаивание своего мнения — 11; творчество — 10; высокие притязания — 8.

Сопоставление осознанно выбираемых ценностей (первые три места) с наиболее предпочтительной профессиональной направленностью (поставленной на первое место) позволяет оценить субъективную глубину правильности профессионального выбора подростка в ситуации анализа индивидуальных интересов.

В качестве примера представлены иерархии ценностей и профессиональных областей

для мальчика 14 лет и для девушки 16 лет (см. табл. 3-4). В скобках представлен суммарный балл, определяющий место ценности (профессиональной области) в общем списке. Чем выше баллы, тем более значима для испытуемого конкретная ценность.

Результаты такого содержательного (качественного) сравнительного анализа в конечном итоге определяют социальную готовность подростка к осознанному профессиональному самоопределению. Данная информация может быть использована для диагностики и последующего формирования социальной зрелости подростка

на основе сравнения с его индивидуальными результатами.

Заключение

Рассмотренный в статье подход по организации психологической работы с подростками в ситуациях их профессионального самоопределения основан на методе парного сравнения социальных ценностей и профессиональных областей с последующим качественным анализом тождественных связей в полученных иерархиях.

Таблица 3

Пример результата опроса по методике парного сравнения, в котором ценности и профессиональные области ранжированы по степени значимости предпочтений (мальчик 14 лет)

Ранг Ценности Профессиональные области

1 Отстаивание своего мнения Работа, соответствующая моим интересам

2 Ответственность Предпочтение нестандартных решений

3 Ориентация на результат Экстремальные условия деятельности

4 Твердая воля Уравновешенные интересы

5 Рационализм Редкая, уникальная специальность

6 Полная самоотдача Соревновательный характер деятельности

7 Независимость в поступках Свобода и предпринимательство

8 Пунктуальность Стабильность на длительный период

9 Творчество Постоянное взаимодействие с людьми

10 Непримиримость к недостаткам Престижная профессия

11 Исполнительность (-8) Карьерный рост

12 Образованность Создание авторского продукта

13 Высокие притязания Театральное искусство

14 Терпимость к чужим убеждениям Физический труд

Таблица 4

Пример результата опроса по методике парного сравнения (девушка 16 лет)

Ранг Ценности Профессиональные области

1 Полная самоотдача Редкая, уникальная специальность

2 Твердая воля Предпочтение нестандартных решений

3 Творчество Постоянное взаимодействие с людьми

4 Рационализм Карьерный рост

5 Образованность Создание авторского продукта

6 Отстаивание своего мнения Престижная профессия

7 Ориентация на результат Соревновательный характер деятельности

8 Пунктуальность Стабильность на длительный период

9 Ответственность Работа, соответствующая моим интересам

10 Терпимость к чужим убеждениям Уравновешенные интересы

11 Независимость в поступках Свобода и предпринимательство

12 Исполнительность Театральное искусство

13 Высокие притязания Экстремальные условия деятельности

14 Непримиримость к недостаткам Физический труд

Анализ результатов исследования показал высокую информативную достоверность в отношении диагностики особенностей профессионального самоопределения подростков. Общий характер ценностей, наиболее значимых для школьников, участвовавших в исследовании, свидетельствует

об их высокой социальной ответственности в отношении своего профессионального самоопределения. Обобщенные данные по выборке исследования, представленные в работе, могут рассматриваться как критериальная основа для индивидуальной диагностики.

Литература

1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 2-6.

2. Володина Ю. А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. C. 80-86.

3. Магомедова М. Г. Профессиональное самоопределение личности // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. C. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2016/86905.htm.

4. Маслоу А. Х. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 2011. 496 с.

5. Овчаренко Л. Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 44-56.

6. Романова Е. С. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие для учителей. М.: Академия, 2013. 304 с.

7. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологические особенности формирования профессионального выбора в средней школе // Системная психология и социология. 2016. № 2 (18). С. 32-47.

8. Татаринцев Е. А., Рогачева В. И. Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте общества массового потребления // Системная психология и социология. 2014. № 2 (10). С. 111-117.

9. Abery B. H., Stancliffe R. J. An ecological theory of self-determination: theoretical foundations / M. L. Wehmeyer, B. H. Abery, D. E. Mithaug, R. J. Stancliffe (eds.). Theory in self-determination foundations for educational p ractice. Springfield, IL: Charles C. Thomas. 2003 P. 25-42.

10. Alters S., Schiff W. Essential concepts for healthy living update. Jones and Bartlett Publishers, LLC. 2011. 628 p.

11. Bartlett S. J. Normality does not equal mental health: the need to look elsewhere for standards of good psychological health. Santa Barbara. 2011. 296 p.

12. Deci E., Olafsen A., Ryan R. Self-determination theory in work organizations: the state of a science // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. 4.10.1146/annurev-orgpsych-032516-113108.

13. Deci E. Intrinsic Motivation and Self-Determination / Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology. 2017. 10.1016/B978-0-12-809324-5.05613-3.

14. Haslam S. A., Ellemers N., Reicher S. D., Reynolds K. J., Schmitt M. T., Postmes T., Branscombe N. R. The social identity perspective tomorrow: opportunities and avenues for advance. Rediscovering social identity. Psychology Press: 2010. P. 357-379.

15. Hogg M. A., Williams K. D. From I to we: social identity and the collective self. Group dynamics: theory, research and practice. 2000. № 4 (1). Р. 81-97.

16. Joussemet M., Landry R., Koestner R. A self-determination theory perspective on parenting // Canadian Psychology. № 49. 2008. P. 194-200.

17. Karrie A. Shogren, Michael L. Wehmeyer. Development of Self-Determination Through the Life-Course. 2017. 303 p.

18. Murayama Kou, Matsumoto Madoka, Izuma Keise, Sugiura Ayaka, Ryan Richard, Deci Edward, Matsumoto Kenji. How self-determined choice facilitates performance: a key role of the ventromedial prefrontal cortex // Cerebral Cortex. 2015. № 25 (5). Р. 1241-1251.

19. Nguyen T., Ryan R., Deci E. Solitude as an approach to affective self-regulation // Personality and social psychology bulletin. 2017. № 44. 10.1177/0146167217733073.

20. Richard M. Ryan and Edward L. Deci. Self-determination theory basic psychological needs in motivation, development, and wellness, 2017. 756 p.

21. Wilson P. M., Mack D. E. & Grattan K. P. Understanding motivation for exercise: a self-determination theory perspective // Canadian Psychology. 2008. № 49. P. 250-256.

22. Wehmeyer M. L., Abery B., Zhang D., Ward K., Willis D., Amin Balcazar F., Ball A., Boron A., Calkins C., Heller T., Goude T., Jesien G., McVeigh T., Nygren M., Palmer S. & Walker H. Personal self-determination and moderating variables that impact efforts to promote self-determination . Manuscript submitted for publication in a special series on self-determination, Exceptionality. Berlin: Springer science + business media, 2010. P. 206.

PSYCHOLOGICAL COUNSELLING FOR ADOLESCENTS IN SITUATIONS OF THEIR PROFESSIONAL CHOICE

E. S. Romanova, B. M. Abushkin, MCU, Moscow

The article is devoted to the issue of psychological features of social behavior of adolescents based on two leading factors: the organization of their behavior at present on the basis of their current social interests and their conscious understanding of future professional activities. The present study has a task to organize a psychological work with adolescents in situations of their professional self-determination based on their accumulated social experience, represented by current interests (social values) and interests in their future professional activities (their career choices).

A psychological work with adolescents requires the high quality to diagnostic approaches, to their opportunity to objectifying adolescents' individual interests at present and future. The present work shows that in-depth validity matters to the chosen field of research and it is based on a deep understanding of the content of the stimulus material offered to subjects, as a material covering all spheres of their social interaction. The evidences that this methodology has in-depth validity are based on a long-run researches to build meaningful psychological content.

The results of previous studies, factorization of the results of various questionnaires allowed the authors to determine the list of social values held by adolescents in the framework of their current life, and a list of professional areas where different personal and intellectual qualities of adolescents are in demand, as well as their interests. The diagnostic value of the presented lists can only be defined in the situation of adolescent' individual choice. The method of paired comparisons is used as a methodical reception in this work.

There are two author's lists of values and professional areas in the article. An experimental study among 107 students showed the high efficiency of the proposed methods for diagnosing the features of professional self-determination in adolescents. The article presents the statistically processed results that complement the methodology with the material for the criterion evaluation.

Keywords: social values; professional self-determination; method of paired comparisons; socialization; self-realization; self-expression.

For citation: Romanova E. S., Abushkin B. M. Psychological counselling for adolescents in situations of their professional choice // Systems psychology and sociology. 2018. № 1 (25). P. 45-54.

References

1. Asmolov A. G. Personal supplementary education in the era of changes: cooperation, co-creation, self-development // Educational policy. 2014. № 2 (64). P. 2-6.

2. Volodina Yu. A. Competence approach to students' preparing for professional self-determination // Psychological science and education. 2008. № 2. P. 80-86.

3. Magomedova M. G. Professional self-determination of personality // Kontsept: scientific and methodical electronic journal. 2016. Vol. 15. P. 26-30.

4. Maslow A. New frontiers of human nature. M: Meaning, 2011. 496 p.

5. Ovcharenko L. Yu. Problems of success of socio-psychological adaptation in adolescents in the modern environment // Systems psychology and sociology. 2015. № 1 (13). P. 44-56.

6. Romanova E. S. Organization of vocational guidance work at school: a methodological guide for teachers. M.: Academy, 2013. 304 p.

7. Romanova E. S, Abushkin B. M. Psychological features of formation of professional choice in high school // Systems psychology and sociology. 2016. № 2 (18). P. 32-47.

8. Tatarintsev E. A., Rogachev V. I. Value orientations of modern youth in the context of the mass consumption society // Systems psychology and sociology. 2014. № 2 (10). P. 111-117.

9. Abery B. H., Stancliffe R. J. An ecological theory of self-determination: theoretical foundations / M. L. Wehmeyer, B. H. Abery, D. E. Mithaug, R. J. Stancliffe (eds.). Theory in self-determination foundations for educational p ractice. Springfield, IL: Charles C. Thomas. 2003 P. 25-42.

10. Alters S., Schiff W. Essential concepts for healthy living update. Jones and Bartlett Publishers, LLC. 2011. 628 p.

11. Bartlett S. J. Normality does not equal mental health: the need to look elsewhere for standards of good psychological health. Santa Barbara. 2011. 296 p.

12. Deci E., Olafsen A., Ryan R. Self-determination theory in work organizations: the state of a science // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. 4.10.1146/annurev-orgpsych-032516-113108.

13. Deci E. Intrinsic Motivation and Self-Determination / Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology. 2017. 10.1016/B978-0-12-809324-5.05613-3.

14. Haslam S. A., Ellemers N., Reicher S. D., Reynolds K. J., Schmitt M. T., Postmes T., Branscombe N. R. The social identity perspective tomorrow: opportunities and avenues for advance. Rediscovering social identity. Psychology Press: 2010. P. 357-379.

15. Hogg M. A., Williams K. D. From I to we: social identity and the collective self. Group dynamics: theory, research and practice. 2000. № 4 (1). P. 81-97.

16. Joussemet M., Landry R., Koestner R. A self-determination theory perspective on parenting // Canadian Psychology. № 49. 2008. P. 194-200.

17. Karrie A. Shogren, Michael L. Wehmeyer. Development of Self-Determination Through the Life-Course. 2017. 303 p.

18. Murayama Kou, Matsumoto Madoka, Izuma Keise, Sugiura Ayaka, Ryan Richard, Deci Edward, Matsumoto Kenji. How self-determined choice facilitates performance: a key role of the ventromedial prefrontal cortex // Cerebral Cortex. 2015. № 25 (5). P. 1241-1251.

19. Nguyen T., Ryan R., Deci E. Solitude as an approach to affective self-regulation // Personality and social psychology bulletin. 2017. № 44. 10.1177/0146167217733073.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Richard M. Ryan and Edward L. Deci. Self-determination theory basic psychological needs in motivation, development, and wellness, 2017. 756 p.

21. Wilson P. M., Mack D. E. & Grattan K. P. Understanding motivation for exercise: a self-determination theory perspective // Canadian Psychology. 2008. № 49. P. 250-256.

22. Wehmeyer M. L., Abery B., Zhang D., Ward K., Willis D., Amin Balcazar F., Ball A., Boron A., Calkins C., Heller T., Goude T., Jesien G., McVeigh T., Nygren M., Palmer S. & Walker H. Personal self-determination and moderating variables that impact efforts to promote self-determination . Manuscript submitted for publication in a special series on self-determination, Exceptionality. Berlin: Springer science + business media, 2010. P. 206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.