Научная статья на тему 'Формирование профессионального самоопределения осужденных подростков в воспитательных колониях'

Формирование профессионального самоопределения осужденных подростков в воспитательных колониях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PRE-PROFESSIONAL TRAINING / SELF-REALIZATION / SOCIALIZATION / VALUES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна, Чириков Анатолий Геннадьевич, Бабушкин Михаил Михайлович

Основной миссией неоклассической парадигмы образования XXI в. становится обеспечение условий для самоопределения, самореализации и социализации молодежи. В связи с изменением знаниево-ориентированной парадигмы образования на практико-ориентированную открываются перспективы поэтапного формирования профессионального самоопределения осужденных подростков в пенитенциарных учреждениях, их самореализации и социализации после освобождения. Предлагается средство повышения мотивации осужденных подростков к профессиональному обучению, овладению профессией через разные аспекты ценности образования, условия самореализации и социализации: профориентацию, включение подростков в профессиональные пробы и в предпрофессиональную подготовку с учетом возрастных и психологических возможностей и требований будущей профессиональной деятельности. Современный подход к организации трудового и профессионального обучения подростков в воспитательных колониях по ряду причин не учитывает потребности, желания, интересы, склонности осужденных подростков и потребности конкретных регионов в кадрах с разным уровнем профессионального образования. Предпрофессиональная подготовка обеспечивает подростков знаниевой информацией о профессиях, требованиях разных профессий к человеку (процесс профориентации), формирует готовность к выбору и практическому овладению профессией и смежными специальностями в воспитательной колонии или после освобождения. Предпрофессиональная подготовка сопровождается мониторингом профессиональных интересов, склонностей, потребностей и желаний, что позволяет выявить индивидуальный профориентационный и профессиональный потенциал подростков и им самим оценить профессиональные намерения о профессиональном будущем и построить траекторию дальнейшего профессионального обучения после освобождения. Условием подготовки осужденных подростков к профессиональному самоопределению является комплексный подход к изучению личностных особенностей: ценностных ориентаций, предпочтительных областей профессиональной деятельности, мотивов выбора профессии, профессиональных интересов, профессиональных склонностей и желаний. Представлены результаты экспериментальных исследований ценностных ориентаций, предпочтительных областей профессиональной деятельности, мотивов выбора профессии, профессиональных интересов, профессиональных склонностей, желаний осужденных подростков экспериментальных воспитательных колоний Алтайского края, Кемеровской, Иркутской, Красноярской, Новосибирской и Тюменской областей. Выявлена высокая склонность у осужденных подростков к профессиям типа «человек знаковая система», «человек человек» и «человек художественный образ». Важными ценностями при выборе профессии являются хорошие взаимоотношения с другими осужденными подростками, воспитателями, учителями, мастерами производственного обучения, а также интересная работа и хорошая зарплата. Низкая самооценка ограничивает выбор интересных профессий и привлекательных сфер деятельности. Анализ содержания ответов в анкетах выявил когнитивный диссонанс у осужденных подростков при попытке выбора профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна, Чириков Анатолий Геннадьевич, Бабушкин Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CONVICTED JUVENILES IN A REFORMATORY

The main mission of the neoclassical paradigm of education of the 21st century is to provide conditions for self-determination, self-realization and socialization of young people. The movement from the knowledge-oriented paradigm of education toward the practice-oriented concept gives the chance to use the gradual formation of professional self-determination of convicted teenagers in penal institutions and their self-realization and socialization after their release. It offers a way to increase the convicted teens’ academic motivation, master the profession through various aspects of the educational values, conditions of self-realization and socialization: vocational guidance, the juveniles’ inclusion in professional tests and in pre-vocational training taking into account age and psychological capabilities and requirements of their future professional activities. The modern approach to the organization of the juveniles’ labour education and vocational training in educational colonies for some reasons doesn’t take into account the juveniles’ needs, desires, interests and aptitudes as well as the needs of specific regions in the employees of different levels of education. Pre-professional training provides juveniles with knowledge of professions, the requirements of different professions to a person (vocational guidance process), forms the readiness for choosing and practical mastering a profession, related specialties in an educational colony or after release. Pre-professional training is accompanied by monitoring professional interests, aptitudes needs and desires, which allows identifying individual vocational guidance and professional potential of convicted juveniles and assessing their own professional intentions about their professional future and figuring out their path of further vocational training after release. A prerequisite for preparing convicted juveniles for professional self-determination is a comprehensive approach to the study of personal characteristics: value orientations, preferred areas of professional activity, motives for choosing a profession s, professional interests, professional inclinations and desires. The results of experimental research of the convicted juveniles’ value orientations, preferable areas of professional activity, motives for choosing a profession, professional interests, vocational inclinations, desires of the experimental educational colonies of Altai Krai, Kemerovo, Irkutsk, Krasnoyarsk, Novosibirsk and Tyumen regions are presented. The convicted teenagers showed a high level of inclination to the professions such types as «person sign system», «person person» and «person artistic image». Important values when choosing a profession are good relationships with other convicted teens, educators, teachers, industrial training masters, as well as interesting work and good salary. Low self-esteem limits the choice of interesting professions and attractive fields of activity. Analysis of the content of the answers in the questionnaires revealed cognitive dissonance among the convicted juveniles while trying to choose a profession.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального самоопределения осужденных подростков в воспитательных колониях»

УДК 378

Кундозерова Людмила Ивановна

доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры пенитенциарной психологии

и пенитенциарной педагогики,

Кузбасский институт ФСИН России,

654066, Россия, г. Новокузнецк, пр-т Октябрьский, д. 49,

e-mail: kundozerova@gmail.com

Чириков Анатолий Геннадьевич

кандидат педагогических наук, доцент,

заместитель начальника института по учебной работе,

Кузбасский институт ФСИН России,

654066, Россия, г. Новокузнецк, пр-т Октябрьский, д. 49,

e-mail: chirikov_ag@rambler.ru

Бабушкин Михаил Михайлович

начальник отделения информационно-технического

обеспечения, связи и вооружения,

Кузбасский институт ФСИН России,

654066, Россия, г. Новокузнецк, пр-т Октябрьский, д. 49,

e-mail: tombraider666@mail.ru

Liudmila I Kundozerova

Doctor of Pedagogy, Professor,

Professor of the Department of penal psychology

and penal pedagogics,

Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Oktyabrsky av., 49, Novokuznetsk, Russia, 654066, e-mail: kundozerova@gmail.com

Anatoliy G. Chirikov

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Deputy Head of educational work,

Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Oktyabrsky av., 49, Novokuznetsk, Russia, 654066, e-mail: chirikov_ag@rambler.ru

Head of IT support, communication and armament division, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Oktyabrsky av., 49, Novokuznetsk, Russia, 654066, e-mail: tombraider666@mail.ru

Mikhail M. Babushkin

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Аннотация. Основной миссией неоклассической парадигмы образования XXI в. становится обеспечение условий для самоопределения, самореализации и социализации молодежи. В связи с изменением знани-ево-ориентированной парадигмы образования на практико-ориентированную открываются перспективы поэтапного формирования профессионального самоопределения осужденных подростков в пенитенциарных учреждениях, их самореализации и социализации после освобождения. Предлагается средство повышения мотивации осужденных подростков к профессиональному обучению, овладению профессией через разные аспекты ценности образования, условия самореализации и социализации: профориентацию, включение подростков в профессиональные пробы и в предпрофессиональную подготовку с учетом возрастных и психологических возможностей и требований будущей профессиональной деятельности.

Современный подход к организации трудового и профессионального обучения подростков в воспитательных колониях по ряду причин не учитывает потребности, желания, интересы, склонности осужденных подростков и потребности конкретных регионов в кадрах с разным уровнем профессионального образования. Предпрофессиональная подготовка обеспечивает подростков знаниевой информацией о профессиях, требованиях разных профессий к человеку (процесс профориентации), формирует готовность к выбору и практическому овладению профессией и смежными специальностями в воспитательной колонии или после освобождения. Предпрофессиональная подготовка сопровождается мониторингом профессиональных интересов, склонностей, потребностей и желаний, что позволяет выявить индивидуальный про-фориентационный и профессиональный потенциал подростков и им самим оценить профессиональные намерения о профессиональном будущем и построить траекторию дальнейшего профессионального обучения после освобождения. Условием подготовки осужденных подростков к профессиональному самоопределению является комплексный подход к изучению личностных особенностей: ценностных ориентаций, предпочтительных областей профессиональной деятельности, мотивов выбора профессии, профессиональных интересов, профессиональных склонностей и желаний. Представлены результаты экспериментальных исследований ценностных ориентаций, предпочтительных областей профессиональной деятельности, мотивов выбора профессии, профессиональных интересов, профессиональных склонностей, желаний осужденных подростков экспериментальных воспитательных колоний Алтайского края, Кемеровской, Иркутской, Красноярской, Новосибирской и Тюменской областей. Выявлена высокая склонность у осужденных подростков к профессиям типа «человек - знаковая система», «человек - человек» и «человек - художественный образ». Важными ценностями при выборе профессии являются хорошие взаимоотношения с другими осужденными подростками, воспитателями, учителями, мастерами производственного обучения, а также интересная работа и хорошая зарплата. Низкая самооценка ограничивает выбор интересных профессий и привлекательных сфер деятельности. Анализ содержания ответов в анкетах выявил когнитивный диссонанс у осужденных подростков при попытке выбора профессии.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, предпрофессиональная подготовка, самореализация, социализация, ценности образования.

© 2019 Кундозерова Л. И., Чириков А. Г., Бабушкин М. М.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CONVICTED JUVENILES

IN A REFORMATORY

Summary. The main mission of the neoclassical paradigm of education of the 21st century is to provide conditions for self-determination, self-realization and socialization of young people. The movement from the knowledge-oriented paradigm of education toward the practice-oriented concept gives the chance to use the gradual formation of professional self-determination of convicted teenagers in penal institutions and their self-realization and socialization after their release. It offers a way to increase the convicted teens' academic motivation, master the profession through various aspects of the educational values, conditions of self-realization and socialization: vocational guidance, the juveniles' inclusion in professional tests and in pre-vocational training taking into account age and psychological capabilities and requirements of their future professional activities. The modern approach to the organization of the juveniles' labour education and vocational training in educational colonies for some reasons doesn't take into account the juveniles' needs, desires, interests and aptitudes as well as the needs of specific regions in the employees of different levels of education. Pre-professional training provides juveniles with knowledge ofprofessions, the requirements of different professions to a person (vocational guidance process), forms the readiness for choosing and practical mastering a profession, related specialties in an educational colony or after release. Pre-professional training is accompanied by monitoring professional interests, aptitudes needs and desires, which allows identifying individual vocational guidance and professional potential of convicted juveniles and assessing their own professional intentions about their professional future and figuring out their path of further vocational training after release. A prerequisite for preparing convicted juveniles for professional self-determination is a comprehensive approach to the study of personal characteristics: value orientations, preferred areas of professional activity, motives for choosing a profession s, professional interests, professional inclinations and desires. The results of experimental research of the convicted juveniles' value orientations, preferable areas ofprofessional activity, motives for choosing a profession, professional interests, vocational inclinations, desires of the experimental educational colonies of Altai Krai, Kemerovo, Irkutsk, Krasnoyarsk, Novosibirsk and Tyumen regions are presented. The convicted teenagers showed a high level of inclination to the professions such types as «person - sign system», «person - person» and «person - artistic image». Important values when choosing a profession are good relationships with other convicted teens, educators, teachers, industrial training masters, as well as interesting work and good salary. Low self-esteem limits the choice of interesting professions and attractive fields of activity. Analysis of the content of the answers in the questionnaires revealed cognitive dissonance among the convicted juveniles while trying to choose a profession.

Keywords: professional orientation, professional self-determination, pre-professional training, self-realization, socialization, values of education.

В отечественной педагогической науке и практике накоплен значительный опыт в области развития теории профессиональной ориентации, жизненного, личностного, социального, профессионального самоопределения, а также практики формирования профессионального самоопределения подростков (Н. Н. Захаров, Е. А. Климов, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Н. Н. Чистяков, С. Н. Чистякова и др.) [1, 2, 3, 4]. В XXI в. в теории профессионального самоопределения возникли новые категории, например, общественно-гражданское самоопределение; обогатилось понятие категории социального и профессионального самоопределения; разработана концепция психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения. Смена классической образовательной парадигмы на неоклассическую образовательную парадигму, вызванная потребностями общества в мобильных специалистах, готовых к быстрому освоению новых знаний и умений их практического применения в новых сферах профессиональной деятельности, привела к необходимости повышения мотивации осужденных подростков к обучению, осознанному выбору сферы профессиональной деятельности и профессии в целях успешной самореализации и социализации.

Повышение мотивации осужденных подростков к обучению, овладению профессией - задача сложная. Если понимать образование как личностную и общественную ценность, то повышать мотивацию осужденных к обучению и получению профессии (требуется экспериментальная проверка) можно через различные аспекты ценностей образования.

Сегодня содержание понятия «социальное самоопределение осужденных подростков» определено как выбор социальных связей, социальных взаимодействий, социальных взаимоотношений, которые позволяют им действовать сообща, осваивать организованный в колонии социальный опыт и развивают способность и самостоятельность для решения проблем после освобождения. Более того, социальные связи, взаимоотношения, взаимодействия влияют на развитие норм, ценностей, убеждений, установок, поведение, мотивации, приобретение знаний и компетенций, являющиеся общепринятыми и значимыми в социуме. В этой связи важной функцией сотрудников колоний является забота и помощь в социальном самоопределении освобождающихся лиц.

Помощь в социальном самоопределении могут оказать начальники отрядов, воспитатели, учителя, преподаватели и мастера ПТУ в процессе учебной деятельности, организации производительного труда, досуговой и спортивно-оздоровительной среды, в которой подростки общаются и взаимодействуют.

Рис. 1. Ценности образования

Ученые С. Кон, А. В. Мудрик, В. Н. Шубкин и др. профессиональное самоопределение рассматривали как процесс социализации личности.

У современных подростков высока потребность в самореализации и социализации, но немногие понимают, какой путь необходимо пройти, чтобы самореализоваться в социуме.

Основой самореализации личности является человеческий и социальный капитал.

Рис. 2. Человеческий и социальный капитал

Человеческий капитал осужденных подростков - это здоровье, знания, самооценка, внутренняя мотивация, что позволяет им функционировать в экономической и социальной жизни. Социальный капитал - социальные связи, взаимодействия, нормы и доверие, которые позволяют осужденным подросткам действовать сообща более эффективно для достижения целей. Социальный капитал в воспитательных колониях рассматривается как социальные взаимоотношения между участниками исправительно-воспитательного взаимодействия.

Профессиональное самоопределение - это выбор сферы профессиональной деятельности, овладение профессиональными компетенциями, коммуникативными навыками в процессе учебной, трудовой, предпрофессиональной и профессиональной деятельности.

Для подростков, находящихся в воспитательных колониях, профессиональное самоопределение является значимым, но формируется в соответствии с организационно-педагогическими условиями жизни в колонии. Известно, что для осужденных подростков банк профессий для выбора ограничен в силу разных причин (возраст, низкий уровень образования и мотивации овладения рабочей профессией, удаленность колоний от социальной среды, недостаточная техническая обеспеченность производственной базы).

Как показали наши исследования, начальная профессиональная подготовка осужденных подростков осуществляется без учета профессиональных интересов, склонностей, а также потребностей в рабочих кадрах конкретных регионов. Выбор профессии осужденными подростками с учетом перспективных потребностей рынка труда открывает возможность дальнейшего профессионального образования по смежным специальностям.

Исторически сложилось так, что наиболее востребованными рабочими профессиями в Кузбассе являются профессии строительного производства, ремонта оборудования, электрики и электромонтеры, монтажники, сварщики, каменщики, бетонщики, крановщики, стекольщики, штукатуры, маляры, горнорабочие очистного забоя, проходчики, машинисты горных выемочных машин, машинисты подземных установок, мастера-взрывники, стволовые, электрослесари, подземные машинисты экскаватора, машинисты подъема, бурильщики, проходчики, машинисты комбайнов, водители, бульдозеристы; профессии предприятий металлургической, химической, сельскохозяйственной промышленности, нефтяной, химической, пищевой и перерабатывающих отраслей промышленности, металлообработки ( слесарь, токарь, фрезеровщик, сверлильщик, сварщик) и деревообработки (столяр, плотник, строгальщик, мебельщик).

Кузбасс как крупный промышленный регион не только Сибири, но и России испытывает острый дефицит рабочих кадров в разных сферах профессиональной деятельности. Молодые специалисты, имеющие начальное и среднее профессиональное образование, всегда востребованы на рынке труда.

Педагогическому эксперименту в воспитательных колониях предшествовал анализ теории и практики формирования профессионального самоопределения подростков группы.

В научных исследованиях по профессиональной ориентации обучающихся 60-80-х гг. ХХ в. использовали понятия «профессиональный интерес», «профессиональное намерение», «профессиональная направленность».

Начиная с 1990-х гг. ученые стали рассматривать понятие «профессиональное самоопределение» через развитие профессиональных интересов, профессиональных намерений, профессиональной направленности.

Подходы к понятию профессиональное самоопределение, данное разными авторами, имеют отличия поскольку оно постоянно дополняется, развивается и изменяется. Круг наших научных интересов на протяжении 40 лет находится в поле профессионального самоопределения подростков группы риска: подростков с наркозависимостью [5, 6], детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей [7], осужденных несовершеннолетних подростков, а также подростков гимназий [8]. Так, в исследованиях А. П. Полуэктова, Т. И. Помыткиной, О. В. Игумновой теоретически и экспериментально доказана эффективность формирования социально-профессионального самоопределения осужденных подростков в процессе рессоциализации, в процессе преодоления наркозависимости в исследовании Л. И. Кундозеро-вой рассмотрены педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот в системе социальной защиты детства.

Подготовку осужденных подростков к профессиональному самоопределению мы рассматриваем как профессиональную ориентацию с постепенным включением подростков в предпрофес-сиональную подготовку, с учетом психологических возможностей, профессиональных интересов, склонностей, требований будущей профессиональной деятельности, материально-технических и кадровых возможностей воспитательных колоний.

В результате формирования профессионального самоопределения осужденных подростков, по замыслу авторов, должна быть сформирована готовность к выбору будущей профессии после освобождения и дальнейшее профессиональное обучение. Важной составляющей профессионального самоопределения осужденных подростков в воспитательных колониях является развитие способностей к социализации и адаптации, которая предполагает активное приспособление освободившихся подростков к условиям социальной среды и социализации к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям внешней среды.

Осужденные подростки, сознательно вступившие на путь исправления, становятся субъектами исправления, самовоспитания, самостоятельного выбора будущей профессии и профессионального самоопределения.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года трудовое воспитание и профессиональное самоопределение рассматриваются как необходимые условия осмысленного выбора профессии в социально значимой деятельности [9]. Эту задачу решают общественные структуры, социальные институты, учебные заведения, предприятия, службы занятости населения. В процессе профессиональной ориентации осужденные подростки получают знания о рынке труда и профессий, о профессионально важных качествах, предъявляемых избираемой профессией, таким образом, готовятся к профессиональному самоопределению.

Эта идея послужила основанием рассматривать воспитательные колонии как социальные институты, обеспечивающие свойственными им задачами, содержанием, методами, в том числе и профориентационными, помощь осужденным подросткам в профессиональном самоопределении.

Целью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное решение в выборе будущей профессии, работы и всей жизнедеятельности в сложившихся социально-экономических условиях.

В ст. 141 УИК РФ актуализируются условия, обеспечивающие социальную защиту осужденных: «Человек, имеющий общее образование, профессиональную подготовку, профессионально и нравственно подготовлен к самостоятельной жизни, социально защищен» [10].

Формирование профессионального самоопределения является не только средством исправления и воспитания, но и средством социальной защиты после освобождения и успешной социализации [7].

Первый этап формирования профессионального самоопределения осужденных подростков предполагает овладение знаниями по профориентации:

- знания о содержании выбираемых профессий и специальностей, ориентировке в мире профессионального труда и востребованности выбираемой профессии в районе или городе, куда после освобождении возвращаются подростки;

- развитие убеждения в необходимости овладения профессией для успешной социализации в условиях социума;

- понимание ценности трудовой деятельности.

Важным условием формирования профессионального самоопределения является комплексный подход к изучению личностных особенностей осужденных подростков: ценностных ориентаций, предпочтительных областей профессиональной деятельности, мотивов выбора профессии, профессиональных интересов, профессиональных склонностей и желаний.

Методом анкетирования (диагностический инструментарий адаптирован авторами с учетом психолого-педагогических и физиологических качеств осужденных подростков) выявили предпочтительные ценности при выборе профессии из 15 предлагаемых ценностных ориентаций.

Дело в том, что при выборе профессии ценностные ориентации выполняют важную роль. Ценностные ориентации - это цель жизни и формирование ценностных ориентаций является основным средством достижения этой цели.

Степень предпочтения оценивалась в баллах: «0» - не имеют никакого значения; «1» -иногда имеет некоторое значение; «2» - иногда имеет большое значение; «3» - имеет значение для всей жизни; «4» - имеет большое значение для всей жизни.

Ценности «иметь интересную работу», «хорошо выполнять любую работу», «получать хорошую зарплату» имеют для осужденных подростков важное значение и получили высокие баллы (средний балл - 3). Значимыми ценностями при выборе профессии осужденными подростками являются сложившиеся хорошие взаимоотношения с другими осужденными подростками, воспитателями, учителями, мастерами производственного обучения (средний балл 3,7). Дело в том, что отношения, складывающиеся в воспитательных колониях между подростками, имеют своеобразный и сложный характер (общение с достаточно узкой группой), определяемый личностными качествами осужденных подростков, новой социальной средой (в колониях - криминальной), новым коллективом, новой системой учебных и профессиональных отношений и новыми социальными и постоянно меняющимися ролями, которые существенно влияют на выбор ценностей. Осужденные подростки ценность «получить высшее образование» оценили в 2,1 балла, несмотря на то что в 10-х классах практически никто не учится. При анализе ответов мы понимали, что ценностные ориентации относятся к глубинным характеристикам личности и во многих случаях проявляют себя как латентные структуры (привычки, чувства, черты и др.), которые мотивируют специфическую деятельность подростков или их мысли. Они оказывают руководящее влияние на все

приспособительные и экспрессивные поступки, через которые познается личность. В дальнейшем мы выявили, что «желание получить высшее образование» связано с возможностью достижения материальной обеспеченности.

На вопрос «Какой профессией вы желали бы овладеть в результате профессионального обучения в воспитательной колонии?» получен минимальный набор ответов: швея, повар, воспитатель детского сада, водитель, строитель, медсестра, тракторист. Более 50 % осужденных подростков не сделали профессиональный выбор, не смогли определиться, по какой специальности и в какой отрасли хотели бы работать. Эти данные подтверждают исследования ученых о низкой самооценке подростков и недостаточном уровне знаний о мире профессий. Из предложенных 48 основных профессий и сфер деятельности (промышленность, строительство, транспорт, связь, сфера обслуживания, культура, сельское хозяйство, образование, здравоохранение) самыми привлекательными для подростков профессиям, безотносительно к своему выбору, оказались профессии в сфере экономики и менеджмента (экономист, банковский работник, бухгалтер, программист) -9,75 баллов; специальности по направлению юриспруденция - 7,5 - 9,75 баллов; в сфере здравоохранения (младшая медицинская сестра, медицинская сестра, врач) - 5,3 - 8,5 баллов; образования - 4,8 - 7,75 баллов. Высокий рейтинг этим профессиям, по мнению подростков, обеспечила заработная плата, но для себя они исключают выбор престижных профессий в связи с призрачной перспективой получения высшего образования и средними отметками по учебным дисциплинам. Самыми непрестижными профессиями оказались специальности сельского хозяйства: агроном, доярка, комбайнер, тракторист - 4,75 баллов. К профессиям средней привлекательности осужденные подростки отнесли: электромонтера, токаря, слесаря, столяра, водителя, автомеханика, горняка, металлурга, повара, официанта, швею, медицинской сестры, продавца - 3,75 - 6,5 баллов.

Выявляя отношение осужденных подростков к разным профессиям, их профессиональные предпочтения, нам удалось определить, что подростки отдают предпочтение многим творческим специальностям и обосновывают свой выбор достижениями в досуговой сфере деятельности в колонии. Интерес и успехи в досуговой деятельности у подростков объясняют высокую склонность к профессиям типа «человек - человек». Наибольшее значение для осужденных подростков имеют мотивы, связанные с удовлетворением материальных потребностей (84,8 %), стремлением к своей материальной независимости; потребностью к самоутверждению (72,2 %), стремлением к предпринимательской деятельности (33,2 %), желанием приобрести опыт работы в негосударственном учреждении (27,2 %) и в индивидуальной деятельности (18,1 %). Мотивы, связанные с высоким престижем профессий в обществе, оказались для осужденных подростков на последнем месте.

Осужденные подростки понимают, что для выбора в будущем престижных профессий необходимо получить не только общее, но и среднее профессиональное образование. Выбор профессии, профессиональное обучение и производительный труд подростков в воспитательных колониях ограничен и является функцией администрации. Поэтому более 80 % подростков не имеют реальных намерений относительно выбора будущей профессии. Большинство осужденных подростков полагают, что ответственные решения за них должны принимать воспитатели. Привычка к иждивенчеству, не желанию брать на себя ответственность за выбор профессии подтвердили ответы подростков на вопрос «На какую помощь вы можете рассчитывать в дальнейшей жизни?»: рассчитывают на себя 32 % подростков; на центры занятости - 33 %; на друзей - 7 %; на знакомых -5 %; на родителей - 4 %; не знают - 19 % подростков. В связи с этим у готовящихся к освобождению подростков растет чувство неуверенности, заниженной самооценки, тревожности, страха, в отдельных случаях - агрессивности.

В воспитательных колониях подростки сталкиваются с социальным неравенством, социальным клеймением, жесткой борьбой за самоутверждение. В социальном плане эту ситуацию можно объяснить, прежде всего. потерей социального статуса, так как личность подростка в воспитательных колониях модифицируется в личность осужденного. Личностный статус подростков в криминальной среде определяется физической силой осужденных, криминальным опытом, что еще более усугубляет тревожность, эмоциональную неустойчивость, демонстративность, взвинченность, жестокость. Одни подростки равнодушны, пассивны, недоверчивы, другие - конфликтны, лицемерны и лживы, и это повлияло на результаты нашего исследования: одни подростки отказались от участия в эксперименте, другие испортили анкеты.

В воспитательных колониях осужденные подростки не только чувствуют свою отстраненность от семьи, социальной и профессиональной жизни социума, но и переживают за свое будущее. Важным условием успешной социализации освободившихся подростков является поэтапное формирование профессионального самоопределения в воспитательных колониях (профориентация, профессиональные пробы, предпрофессиональное и профессиональное обучение).

В дальнейших исследованиях нуждается мониторинг изменения мотивации выбора и овладения профессией через различные аспекты ценностей образования; изменения / неизменения психологических, педагогических особенностей осужденных подростков в процессе профориентации и включения их в предпрофессиональную деятельность.

Библиографический список

1. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192 с.

2. Кудрявцев Г. В. Психологические основы профобучения. М.: Педагогика, 1988. 286 с.

3. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. № 5. С. 33-37.

4. Шубкин В. Н. Социология и общество: научное познание и этика науки: монография. М., 2010. 424 с.

5. Кундозерова Л. И., Полуэктов А. П. Подростки «группы риска»: монография. Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2008. 66 с.

6. Кундозерова Л. И., Помыткина Т. И., Полуэктов А. П. Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости: монография. Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2008. 154 с.

7. Кундозерова Л. И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот как средства их социальной защиты: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 347 с.

8. Заворин В. В., Игумнова О. В., Кундозерова Л. И. Предпрофильная подготовка обучающихся в учебно-воспитательном процессе школы: коллективная монография. М.: Акад. Естествознания, 2009. 363 с.

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2018).

10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 48.

References

1. Zaxarov N. N., Simonenko V. D. Professionalnaya orientatsiya shkofnikov [Career guidance of schoolchildren]. Moscow: Prosveshchenie, 1989, 192 p. [in Russian].

2. Kudryavtsev G. V. Psikhologicheskie osnovy' profobucheniya [Psychological basis of professional education]. Moscow: Pedagogika, 1988, 286 p. [in Russian].

3. Polyakov V. A., Chistyakova S. N. Professionalnoe samoopredelenie molodezhi [The youth's pro-fessional self-determination]. Pedagogika [Pedagogy], 1993, no. 5, рр. 33-37 [in Russian].

4. Shubkin V. N. Sociologiya i obshhestvo: nauchnoe poznanie i e'tika nauki: monografiya [Sociology and society: scientific knowledge and ethics of science]. Moscow, 2010, 424 p. [in Russian].

5. Kundozerova L. I., Poluektov A. P. Podrostki «gruppy4 riska»: monografiya [Adolescents of the risk group]. Novokuznetsk: Kuzbasskij institut FSIN Rossii, 2008, 66 p. [in Russian].

6. Kundozerova L. I., Pomytkina T. I., Poluektov A. P. Duxovno-nravstvennyj dialog v preodolenii podrostkovoj narkozavisimosti: monografiya [Spiritual and moral dialogue as a means of adolescent's drug addiction overcoming]. Novokuznetsk: Kuzbasskij institut FSIN Rossii, 2008, 154 p. [in Russian].

7. Kundozerova L. I. Pedagogicheskie osnovy' formirovaniya professionalnogo samoopredele-niya detejsirot kak sredstva ikh sociafnoj zashchity\ Diss. doktora ped. nauk [Pedagogical bases of formation of orphans' professional self-determination as a means of their social protection. Doctor's of Pedagogy thesis]. Moscow, 1999, 347 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zavorin V. V., Igumnova O. V., Kundozerova L. I. Predprofilnaya podgotovka obuchayush-chikhsya v uchebno-vospitatelnom processe shkoly': kollektivnaya monografiya [The learners' prepro-file preparation in the teaching and educational process of a school]. Moscow: Akad. Estestvoznaniya, 2009, 363 p. [in Russian].

9. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda [Strategy for the development of upbringing in the Russian Federation for the period up to 2025]: Rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g., no. 996-r g. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 18.11.2018) [in Russian].

10. Ugolovno-ispolnitel'ny'j kodeks Rossijskoj Federatsii: Federalnyj zakon ot 08.01.1997, no. 1-FZ: (red. ot 28.11.2015) [The Federal Law from January 8th, 1997, no. 1-FL "Penal Code of the Russian Federation"]. Sobranie zakonodateFstva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 2015, no. 48 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.