Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение и социальная защита - целостный процесс воспитания осужденных подростков'

Профессиональное самоопределение и социальная защита - целостный процесс воспитания осужденных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / РАЗРАБОТКА ЭТАПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / DEVELOPMENT STAGES OF PROFESSIONAL SELF-IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / PROFESSIONAL SAMPLES / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна, Прусский Леонид Сергеевич

На основе теоретических исследований и изучения нормативно-правовых документов в статье описывается специфика профессионального самоопределения осужденных подростков в контексте их социальной защиты. Обсуждаются подходы реализации сценариев и этапов формирования профессионального самоопределения в условиях воспитательных колоний. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена необходимостью совершенствования педагогических средств социальной защиты несовершеннолетних осужденных в процессе их профессионального самоопределения и предпрофессиональной подготовки, что в конечном итоге будет способствовать их исправлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-identity and social support - a holistic process of juvenile offenders` education

On the basis of theoretical research and law documents study the questions of professional self-identity of convicted juveniles in the context of the their social support are considered in the article. We discuss scenarios and stages of formation of professional self-identity. The necessity of upgrading the methods of social support of juvenile offenders for their correction makes this aspect rather actual.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение и социальная защита - целостный процесс воспитания осужденных подростков»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

General pedagogics, history of pedagogics and education

УДК 343.815

Л. И. Кундозерова, Л. С. Прусский

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

На основе теоретических исследований и изучения нормативно-правовых документов в статье описывается специфика профессионального самоопределения осужденных подростков в контексте их социальной защиты. Обсуждаются подходы реализации сценариев и этапов формирования профессионального самоопределения в условиях воспитательных колоний.

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена необходимостью совершенствования педагогических средств социальной защиты несовершеннолетних осужденных в процессе их профессионального самоопределения и предпрофессиональной подготовки, что в конечном итоге будет способствовать их исправлению.

Ключевые слова: социальная защита; профессиональное самоопределение; разработка этапов профессионального самоопределения; профессиональная ориентация; профессиональные пробы; предпрофессиональная подготовка.

L. I. Kundozerova, L. S. Prussky

PROFESSIONAL SELF-IDENTITY AND SOCIAL SUPPORT — A HOLISTIC PROCESS OF JUVENILE OFFENDERS' EDUCATION

On the basis of theoretical research and law documents study the questions of professional self-identity of convicted juveniles in the context of the their social support are considered in the article. We discuss scenarios and stages of formation of professional self-identity.

The necessity of upgrading the methods of social support of juvenile offenders for their correction makes this aspect rather actual.

Keywords: social support; professional self-identity; development stages of professional self-identity; professional orientation; professional samples; pre-professional education.

© Кундозерова Л. И., Прусский Л. С., 2016.

Профессиональное самоопределение является одним из основных компонентов социализации человека. Умение ориентироваться в профессиях, понимать свои возможности и желание развивать склонности к определенным видам деятельности помогают человеку осознано и самостоятельно выбрать будущую профессию. От правильного выбора профессии во многом определяется его дальнейший жизненный путь.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и в связи с присоединением России к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей государство обязано предоставить благоприятные условия для полноценного образования и развития подростков, подготовки к самостоятельной жизни и их безболезненной социализации [1]. Выполнение данной задачи по отношению к осужденным подросткам, оказавшимся в воспитательной колонии, представляется крайне непростым делом.

В уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее — УИК РФ) в ст. 9 средства исправления (установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа с осужденными, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка, общественное воздействие [7]) в определенной мере обеспечивают социальную защиту освободившимся подросткам.

Закон определяет эти средства исправления как формирование правопо-слушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития и отражает принцип соединения наказания с исправительным воздействием на осужденных. Это особые педагогические средства воздействия на осужденных с целью их исправления и предупреждения совершения ими новых преступлений, применяемые в условиях ограничения прав, свобод и интересов осужденных.

В то же время ученые-пенитенциаристы (Э. В. Зауторова, В. М. Литвишков, А. В. Митькина, А. В. Пищелко, М. П. Стурова,

Н. А. Тюгаева и др.) в своих исследованиях убедительно доказали, что процесс исправления и воспитания осужденных подростков основывается на взаимосвязи принципов, методов и содержания общей и пенитенциарной педагогики с учетом их специфики, психолого-педагогических и криминалистических особенностей.

Учеными (Н.Ф. Басов, А. Г. Слом-чинский, В. В. Ляпустина и др.) понятие «социальной защиты» несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях рассматривается с позиций «социальной адаптации» в условиях лишения свободы (адаптация к новой среде, криминальному сообществу, разным социальным ролям, разным взаимоотношениям и др.) и адаптации после освобождения (новые законы, правила, нормы, ценности, потребности, социальные связи и др.).

Обеспечение гарантий осужденным подросткам на получение общедоступного образования и профессии определено в ст. 141 УИК РФ «Организация учебно-воспитательного процесса»: «В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, профессиональное обучение и получение среднего профессионального образования, повышение образовательного и культурного уровня» [7].

По сути, в ст. 141 УИК РФ речь идет о создании условий, обеспечивающих социальную защиту осужденных: «Человек, имеющий общее образование, профессиональную подготовку, профессионально и нравственно (всесторонне) подготовлен к самостоятельной жизни, социально защищен».

Социальная защита — это забота общества, государства о тех, чье существование омрачено материальными нехватками, жизненными невзгодами, временными трудностями, и неважно — педагогического, психологического, физического или экономического характера.

Социальная защита осужденных подростков характеризуется как постоянная помощь в раскрытии и развитии способностей, обеспечивающих возможность справляться с собственной жизнью, адекватно вести себя в формах правопослушного поведения в плохо предсказуемой среде, умении защищать себя в будущем при выходе из воспитательной колонии. К. Роджерс и А. Маслоу, опираясь на принципы гуманистической психологии, педагогическую защиту рассматривают как «готовность и способность педагога прийти на помощь подростку, незащищенному и ранимому в критических ситуациях» [2].

Однако педагогическая защита осужденных подростков направлена не на создание «тепличной среды», изолирующей их от проблем, трудностей и невзгод, а должна осуществляться в совместном с сотрудниками исправительного учреждения поиске конкретных способов выхода из критических жизненных ситуаций на основе психологической, педагогической и социальной реабилитации. Необходимо создавать условия для реализации подростков в труде в соответствии с имеющимися профессиональными интересами, намерениями, психофизиологическими и физическими возможностями.

Принципиальная сущность социальной работы с осужденными заключается не только в оказании необходимой социальной помощи и поддержке, но также в формировании и развитии умений человека, осужденного к лишению свободы, эффективно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы [6, с. 47].

В исследованиях А. М. Прихожан, С. А. Беличевой, В. С. Мухиной и др.,

посвященных социальной защите подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профессиональному самоопределению отводится значительное место. Профессиональное самоопределение рассматривается как «взгляд человека на мир профессий, на конкретную интересующую профессию, на ее возможности в окружающем мире», это намерения человека в отношении самореализации внутри определенной профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

Обобщив вышеизложенное, считаем целесообразным социальную защиту осужденных подростков рассматривать в контексте профессионального самоопределения, так как его результатом является правильный и осознанный выбор профессии. Профессиональное самоопределение является одним из основных компонентов социализации человека. Выбор профессии — первый социально и личностно значимый выбор в жизни каждого человека [8].

Существуют различные трактовки понятия профессионального самоопределения. Остановимся на определении И. В. Дубровиной, в котором профессиональное самоопределение рассматривается следующим образом: это самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии [5].

Общность целей и задач социальной защиты осужденных подростков и профессионального самоопределения позволяет рассматривать подготовку подростков к профессиональному самоопределению как важнейшее средство их социальной защиты, а воспитательные колонии — как учреждения, обеспечивающие помощь и поддержу при формировании профессионального самоопределения. Таким образом, оба феномена — профессиональное самоопределение и социальная защита — являются взаимосвязанными и взаимообусловленными явлениями.

Процесс формирования профессионального самоопределения личности —

сложный и многоуровневый. Условия воспитательных колоний позволяют этот процесс реализовать в три этапа. На первом этапе средствами профориентации (профессиональная информация и просвещение, профессиональная консультация, профотбор и др.) у подростков формируются представление о рынке труда, о профессионально важных качествах, предъявляемых избранной профессией, умение соотнести знание о себе со знанием о будущей профессиональной деятельности.

Безусловно, содержание программы профессионального самоопределения должно включать изучение профессиональных интересов, склонностей, потребностей подростков.

На втором этапе подростки включаются в процесс выполнения профессиональных проб, который повышает интерес и активность при выборе направления предпрофессиональной подготовки.

Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии [8].

С. Н. Чистякова выделяет три аспекта профессиональной пробы — технологический, ситуативный и функциональный. Их интеграция позволяет воссоздать целостный образ профессии [9].

Включение подростков в профессиональные пробы будет способствовать правильному выбору ими направления предпрофессиональной подготовки.

На третьем, предпрофессиональном этапе подростки в условиях воспитательной колонии овладевают первоначальными знаниями, умениями и навыками по разным профессиям, в соответствии с профессиональными интересами, склонностями, способностями и потребностями в кадрах на рынке труда.

Учитывая особенности и специфику осужденных подростков, процесс фор-

мирования профессионального самоопределения и предпрофессиональную подготовку необходимо сопровождать психолого-педагогической, социальной и правовой поддержкой.

В системе социальной защиты осужденных подростков третий этап — предпрофессиональная подготовка — имеет особое значение, так как результатом предпрофессиональной подготовки является наличие у подростка ясных представлений о наборе профессий, готовность к выбору одного из направлений профессиональной деятельности и мотивация к дальнейшему профессиональному обучению в социуме, овладению профессией и последующему трудоустройству.

Таким образом, основу взаимосвязи и взаимообусловленности предпрофес-сиональной подготовки и социальной защиты составляют общие цели и задачи.

Предпрофессиональная подготовка в воспитательных колониях может осуществляться в рамках досуговой деятельности и дополнительного образования. Предпрофессиональные программы должны быть ориентированы на конкретные профессии и связаны со сферой будущей деятельности, но в условиях воспитательной колонии они не будут позиционироваться в качестве профессионального обучения, а будут являться досуговыми или дополнительными занятиями.

Важность и актуальность развития дополнительного образования в Российской Федерации отмечается в принятой в Российской Федерации Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года. Данная Концепция направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего

конкурентоспособность личности, общества и государства [4].

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность интеграции программ пред-профессиональной подготовки с программами основного общего и среднего образования [3].

В связи с этим содержание программ предпрофессиональной подготовки по разным направлениям может быть интегрировано с содержанием программ дисциплин учебного плана общеобразовательной школы. Так, в процессе предпрофессиональной подготовки по направлению «Ландшафтный дизайн» подростки опираются на знание вопросов ботаники, биологии, географии, истории; «Делопроизводство» — на знание русского языка, информатики (компьютерной грамотности).

В то же время взаимосвязь пред-профессиональной подготовки и общеобразовательной будет мотивировать подростков на обучение в общеобразовательной школе и способствовать

повышению уровня знаний по дисциплинам учебного плана. У подростков появится понимание необходимости и важности изучения общеобразовательных дисциплин.

Другим важным аспектом является психологическая поддержка осужденных подростков в процессе предпрофес-сиональной подготовки. Ее содержание основывается на требованиях профессии к личности: отсутствие агрессии, тревожности, отрицательных эмоций, страха, гнева, и др. и преодоление этих качеств.

Выявленная авторами взаимосвязь профессионального самоопределения и социальной защиты осужденных подростков, этапы формирования профессионального самоопределения (профессиональная ориентация, профессиональные пробы, предпрофессиональная подготовка) позволяют в условиях воспитательных колоний осуществить формирование профессионального самоопределения осужденных подростков как средство их социальной защиты.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // СПС «Консультант Плюс».

2. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. — М.: ИПИ РАО, 1995. — Вып. 1 — 113 с.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53. — Ч. 1. — Ст. 7598; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 10. — Ст. 1320.

4. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 37. — Ст. 4983.

5. Практическая психология образования : учебное пособие. — 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

6. Социальная работа в УИС : учебное пособие / С. А. Лузгин, М. И. Кузнецов и др.; под общ. ред. Ю. И. Калинина. — Рязань: Академия ФСИН России, 2006. — 355 с.

7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ: (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198; Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 48. — Ч. I. — Ст. 6724.

8. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик : учебно-методическое пособие / под ред. С. В. Кривых. — СПб.: Экспресс, 2014. — 130 с.

9. Чистякова С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово, 1995. — 212 с.

Сведения об авторах:

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: Kundozerova@gmail.com

Прусский Леонид Сергеевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), адъюнкт, инженер отделения информационно-технического обеспечения, связи и вооружения. E-mail: prussss@mail.ru

Information about authors:

Kundozyorova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), professor of the chair of penal psychology and penal pedagogics, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: Kundozerova@gmail.com

Prussky Leonid Sergeevich: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk), postgraduate student, an engineer of information technologies department. E-mail: prussss@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.