Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных'

Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ПОДГОТОВКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барышева А. В.

В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных, а также сформулированы задачи деятельности по социальному сопровождению названного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных»

Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных

А.В. БАРЫШ ЕВА - преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы ВИПЭ ФСИН России

В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных, а также сформулированы задачи деятельности по социальному сопровождению названного процесса.

Ключевые слова: пенитенциарная социальная работа; профессиональное самоопределение; несовершеннолетний осужденный; подготовка несовершеннолетних осужденных к освобождению из воспитательной колонии; социальное сопровождение профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных.

Социальное и профессиональное самоопределение - очень трудный и ответственный этап в жизни каждого молодого человека. Именно поэтому, вероятно, данный процесс является объектом профессионального внимания и педагогов, и психологов, и специалистов в области социальной работы.

Имеющиеся научные подходы позволяют определить сущность профессионального самоопределения, выделить его основные движущие силы, обозначить направления профессиональной помощи самоопределяющихся.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими важными категориями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью. Например, А. Мас-лоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»1; К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И.С. Кон утверждает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность»2. Е.А. Климов, характеризуя сущность профессионального самоопределения, выделяет два его уровня: 1) гностический (состоящий в перестройке сознания и самосознания); 2) практический (предполагающий реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение включает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансцендентацию» (по В. Франклу): «полноценность человеческой жизни определяется через ее трансценденталь-ность, то есть способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни»3.

С учетом вышесказанного профессиональное самоопределение - это «процесс поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения»4. Успех профессионального самоопределения во многом зависит от влияния внешних (благоприятных) условий. И.В. Дубровина предлагает классифицировать их следующим образом:

- социально-экономические (требования общества);

- социально-психологические (влияние окружения на выбирающего профессию человека);

- собственно психологические (склонности, интересы, направленность и т.д.);

- индивидуально-психологические особенности (характеристики протекания у человека психологических процессов, связанных с дея-тельностью)5.

В современных условиях профессиональное самоопределение несовершеннолетних осложнено наличием ряда новых обстоятельств, особенно тяжело приходится подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации6 (из группы риска), в которую, прежде всего, входят отбывающие наказание в воспитательных колониях (далее - ВК). Пенитенциарная практика свидетельствует, что в большинстве своем это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но многие не воспитанны, уровень их образования часто не соответствует возрасту, так как нередко у них слабо развиты память, мышление и воображение. Исследователи утверждают, что они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать и не могут заниматься систематически - делают только то, что им интересно. Они склонны к нарушению дисциплины и порядка, проявляют отрицательное или безразличное отношение к учебе и труду, считают себя неудачниками7. Данные характеристики существенно осложняют жизнь несовершеннолетним и в условиях ВК, и в период после освобождения. Они

не позволяют им включаться в новые отношения, самореализовываться и в конечном итоге выбирать стратегию самостоятельной жизни.

Все вышесказанное определяет актуальность профориентационной работы в ВК. Она должна быть направлена не столько на оказание помощи подросткам из группы риска в выборе определенных видов профессиональной деятельности, сколько на формирование их психологической готовности к самостоятельной жизни после освобождения, развитие у них социальной компетентности, социальной активности, умения принимать на себя ответственность за собственное будущее, а также на выработку мотивации трудового образа жизни вообще8.

Ответственность за решение всех этих задач возлагается не столько на сотрудников психологических лабораторий и педагогический коллектив ВК (начальников отрядов, воспитателей и т.п.), сколько на специалистов группы социальной защиты осужденных. Основной целью деятельности данного подразделения является «создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы»9. Содействие профессиональному самоопределению несовершеннолетних осужденных фактически является одним из определяющих направлений данной работы.

В современной профориентационной работе вне зависимости от того, в каком учреждении она осуществляется, выделяется несколько этапов (стадий):

1. Сбор информации о профессии и о себе, постановка вопросов относительно задач и цели самоопределения.

2. Определение приоритетов и сферы интересов, в том числе альтернатив, в выборе профессии и путей достижения цели.

3. Встраивание профессионального самоопределения в личностное (план жизни, смысло-жизненные ориентации).

4. Формирование независимых суждений о труде и о том, что такое успех; отделение своих установок от мнения других).

5. Идентичность с профессией, принятие ценностей профессии, ее теневых сторон10.

Диагностика является определяющим направлением, потому что позволяет выявить имеющиеся у несовершеннолетних личные ресурсы и трудности в самоопределении, уточнить (или сформировать) цели сопровождения профессионального самоопределения конкретного воспитанника (или всей группы в целом). Одним из условий эффективности профориен-тационной работы в ВК, на наш взгляд, является проведение социальной диагностики.

В мае 2009 г. в рамках пилотного этапа диссертационного исследования нами было осу-

ществлено исследование специфики профессионального самоопределения воспитанников Костромской ВК. Его целями стали выявление особенностей и типичных проблем, влияющих на процесс профессионального самоопределения у подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также выработка на этой основе предложений по оптимизации организации профориентационной работы в ВК.

Респондентами стали 42 осужденных в возрасте от 14 до 18 лет (средний возраст - 16,5 лет).

В исследовательских целях был модифицирован опросник, включающий 12 пунктов, позволяющих выявить готовность подростка к профессиональному самоопределению, его информированность о ситуации на рынке труда и возможностях получения профессионального образования, а также охарактеризовать представления подростка о качествах личности, необходимых для достижения успеха в различных видах профессиональной деятельности.

Данные опроса позволяют утверждать, что 36% воспитанников определяющими для своего профессионального будущего считают собственные возможности, а 41% - потребности рынка труда. Это в целом верно. Построение профессионального пути (и карьеры), несомненно, должно основываться на изучении состояния трудового рынка, однако соответствовать высоким темпам его развития достаточно сложно. Помимо прочего, такая позиция свидетельствует о достаточно высоком уровне уверенности в себе (либо выработанном защитном механизме) или неадекватной оценке своих возможностей (завышенной самооценке), что выдает некоторую личностную незрелость и психологическую неподготовленность к выбору профессии.

Эти предположения подтверждает и тот факт, что 88% респондентов после освобождения планируют действовать по заранее продуманному плану, рассчитывая исключительно на свои силы, 10% будут устраивать свою жизнь по обстоятельствам и лишь 2% прибегнут к помощи родственников и государственных учреждений. Действительно, важным условием успешного выбора профессии является наличие у несовершеннолетнего сформированного личного профессионального плана, включающего и основные цели жизни, и действия по их достижению, и так называемые запасные варианты (на случай неудачи). Однако следует понимать, что ответы большинства воспитанников были несколько формальными и в них высок показатель социальной желательности.

По утверждениям целого ряда исследователей (В.Р. Шмидт, М.Е. Цыганков и др.), учебный труд является для воспитанников ВК серьезным испытанием. При этом 78% опрошенных нами подростков понимают значимость профессио-

нальных знаний. Однако это скорее декларация, нежели оформившаяся жизненная позиция. Следует отметить, что опрошенными были высказаны и иные мнения: 23% респондентов уверены, что для достижения успеха необходимы полезные знакомства, 10% - предприимчивость и активность, 10% - хорошее здоровье, 8% - удачная женитьба.

Эти ответы свидетельствуют о иждивенческой позиции несовершеннолетних. Для них характерны не столько желание самостоятельно предпринять грамотные действия и получить соответствующее образование, обеспечивающее правильный (качественный) профессиональный выбор, сколько ориентация на получение комфортных условий, в которых все личностные и социальные проблемы решаются сами.

Подавляющее большинство подростков (78%) знают, где можно получить интересующую их профессию, и имеют четкое представление о требованиях, предъявляемых специальностью. Однако респонденты не уверены в том, что смогут окончить соответствующие учебные заведения после освобождения из ВК.

В то же время есть подростки (22%), чьи профессиональные интересы сформированы недостаточно. Это воспитанники интернатных учреждений. Их профессиональные планы значительно более слабо структурированы, чем у детей, выросших в семьях.

Как правило, подростки, воспитывавшиеся в семьях, выбирают профессии типа «человек - человек» (психотерапевт, менеджер и т.п.), воспитанники детских домов, школ-интернатов, напротив, профессии типа «человек - природа», «человек - техника» (каменщик, фермер, слесарь и т.п.). Возможно, одним из решающих факторов, оказывающих влияние на выбор профессионального пути подростками, проживающими в детских домах, является среда учреждения. Ее характерными особенностями выступают среди прочих жесткая регламентация жизни, ограничение личного выбора, отсутствие у детей навыка достигать успеха в группе сверстников.

В связи с тем, что несовершеннолетние чувствительны к собственным неудачам, нередко они останавливают свой выбор на профессиях типа «человек - природа»11.

В ходе опроса также удалось выяснить, что, по мнению подростков, отбывающих наказание в ВК, успешной профессиональной деятельности способствуют: профессиональные знания (66%), сильная воля (43%), законопослушность (43%), уверенность в себе (47%). Данные факторы на самом деле выступают определяющими при построении профессиональной карьеры в современных условиях. В этом плане позиция воспитанника ВК совпадает с точкой зрения несовершеннолетних, не вступавших в конфликт с законом.

Профессионально важными качествами, по мнению опрошенных осужденных, являются: доброта, наглость, хитрость, наличие связей. Такие результаты свидетельствуют как о попытках несовершеннолетних решить проблемы с минимальным затратами собственных усилий, так и о наличии у них достаточно высокого уровня социального интеллекта, социальной адаптированности. При этом стремление к достижению успеха в профессиональном и личном плане не предполагает осознания несовершеннолетними осужденными ценности ограничений или важности особых требований к нравственным качествам.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что пребывание подростков и их воспитание в условиях ВК существенно затрудняют процесс интеграции в социум (в том числе в профессиональную среду).

Помимо социально-психологических особенностей осужденных подростков (личностная незрелость, психологическая неподготовленность к выбору профессии, др.) организацию профориентации в Вк осложняют следующие обстоятельства:

- депривация и социально-педагогическая запущенность не позволяют прогнозировать благоприятное развитие личности в будущем;

- профессиональное определение воспитанников в ВК зачастую преследует цели формального устройства подростка в профессиональное училище;

- первичная профориентация проводится с 14-18-летними, не имеющими того уровня образования, который является нормой для подростков этого возраста;

- применение традиционных батарей психодиагностических методик затруднено из-за недостаточности общего развития подростков и отсутствия у них мотивации к прохождению психологического исследования;

- невозможность раннего трудоустройства подростка.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что наиболее значимой задачей профориентации в ВК является предоставление осужденным возможности диагностировать себя, корректировать собственные ценностные представления, обучить их правильной технологии выбора. Таким потенциалом обладает социальное сопровождение, применяемое в отечественной социальной работе на современном этапе.

Социальное сопровождение самоопределения несовершеннолетних осужденных - это деятельность специалиста по социальной работе (иного специалиста), «ориентированная на взаимодействие с воспитанником с целью оказания ему поддержки в личностном и социальном становлении, социальной адаптации, принятии решения об избираемой сфере про-

фессиональной деятельности и самоутверждения в ней»12.

Содержание социального сопровождения профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных реализуется в следующих направлениях:

- проведение социальной диагностики несовершеннолетних;

- активизация профессионального выбора;

- формирование соответствующих ценностных ориентаций и признание ценностей труда;

- ознакомление с особенностями некоторых профессий, состоянием рынка труда, общей технологией выбора профессии;

- приобретение начального опыта осуществления профессиональной деятельности и др.

Очевидно, что в современных условиях реформирования УИС необходимо разрабатывать как саму модель сопровождения профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных (цель, содержание, механизмы и этапы), так и инструменты ее реализации (программы, технологии и методы работы).

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2002. С. 6.

2 Там же. С. 10.

3 Там же. С. 12.

4 Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М, 2008.

5 См.: Дубровина И.В. Психологическая служба - образованию. М., 1994.

6 См.: Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации: Метод. пособие / Сост. А.К. Лукина. Красноярск, 2004.

7 См.: Там же.

8 См.: Там же.

9 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».

См.: Шмидт В.Р. Профориентация в условиях несвободы. М., 2006.

11 См.: Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

12 Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой. М., 2004. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.