Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №1
профессиональное педагогическое образование
основания и принципы конструирования организационной модели среды профессионального самоопределения школьников
в. в. Афанасьев, М. А. васильева, т. с. Фещенко, с. М. КуницынА, и. в. Афанасьев
(Институт педагогики и психологии образования МГПУ; Московский институт открытого образования; Академия социального управления; Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ); e-mail: vvafv@ya.ru)
В статье рассматривается одна из важнейших проблем современного образования - профессиональное самоопределение личности школьника и причины, которые лежат в основе выбора профессии. В соответствии с этим предложена дорожная карта по конструированию организационной модели среды профессионального самоопределения в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой обучающихся; описывается компонентный состав модели, способствующий появлению выпускника «нового типа» - молодого человека, обладающего способностью осознанного выбора профессионального пути в единстве с профессиональной мобильностью; рассмотрены общие и частные принципы, обеспечивающие наибольшую продуктивность формирования организационной инфраструктуры модели среды профессионального самоопределения школьников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, многопрофильные общеобразовательные организации, организационная модель среды профессионального самоопределения, принципы построения организационной модели среды профессионального самоопределения.
В жизни любого человека профессия занимает особое место: предоставляет ему возможности удовлетворения потребностей, помогает человеку осуществлять связь с миром, обществом . В тоже время, высокое развитие экономики и социальной сферы невозможно без эффективной профессиональной деятельности членов общества . Следовательно, возникает во-
прос выбора профессии . Внимание ученых и практиков всегда привлекали проблемы выбора профессии, достижения в ней высоких результатов, реализация в профессиональной деятельности способностей и потенциальных возможностей личности, получение удовлетворения от собственного труда
Актуальность проблемы профессионального самоопределения обусловлена и практическим запросом, который встает на повестку дня особенно остро в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в мире, когда происходит трансформация номенклатурных профессий и появляются принципиально новые сферы и направления деятельности
Если говорить о проблемах Московского региона, то наблюдается разрыв между потребностями рынка труда в кадрах среднего звена и профессиональным выбором молодежи . Имеет место так называемый «академизм» образования: дефицит включения школьников в реальные профессиональные практики; несформированность осознанного выбора профессии, воспитания у подрастающего поколения ценностей труда и профессионализма
Система образования не лишена и «консерватизма»: обращенность содержания образования и методов обучения в прошлое, недостаток «практик будущего», прорывных технологий для профессиональной ориентации и самоопределения школьников . Образовательные организации г. Москвы, реализуя основную образовательную программу, ориентируются, в большинстве своем, на предметоцентрированный подход, не связывая подготовку школьника с жизнью в будущем, успешным профессиональным самоопределением и социализацией в мире высоких технологий.
«Мир высоких технологий» — это прежде всего конвергенция наук и технологий (НБИК-технологии, где Н - это нано, Б - био, И -информационные, К - когнитивные технологии, основанные на изучении сознания, поведения живых существ), на которых базируется шестой технологический уклад [4]. Переход к шестому технологическому укладу открывает перед человечеством большие возможности Синтез достижений по основным технологическим направлениям (био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, микромеханика, фотоника, термоядерная энергетика) может привести, например, к созданию квантового компьютера или
искусственного интеллекта . Возможен также выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой . «Информатизация приводит к перераспределению труда. Мы идём к тому, чтобы повышалось качество жизни людей . Всё изменится: машина будет делать трудную работу, человек - умную», - отмечает генеральный директор российского представительства компании «CiscoSystems» Павел Бетсис [4].
Очевидно, что изменения, происходящие в сфере наук и технологий, а следовательно и в общественном развитии, не могут не оказывать влияния на сферу образования Очевидно, что школа должна подготовить выпускника, способного успешно социализироваться и быть готовым к жизни в будущем, которого мы ещё не знаем сами
Каким должно быть обучение школьников? Как надо организовывать образовательный процесс, ориентированный на профессиональное самоопределение и дальнейшую успешную социализацию подрастающего поколения? Какими знаниями и умениями необходимо владеть педагогу? Как выстроить систему ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников? Как выстроить и обеспечить успешное функционирование среды профессионального самоопределения в столичной системе образования? Все эти вопросы требуют ответа
Пока нет оснований утверждать, что имеется целостная картина, раскрывающая особенности и существенные грани организационной модели среды профессионального самоопределения московских школьников Более того, нет разработок, позволяющих создать отчуждаемую модель такой среды на периоды до 2020 г . и до 2035 г . с учетом востребованных в будущем специалистов в контексте Национальной технологической инициативы [5], «Атласа новых профессий» [1], темпов развития московского мегаполиса, отраслей городского хозяйства Москвы (транспорта, энергетики, строительства зданий и сооружений) . В связи с этим возникает потребность в рассмотрении сущности процесса построения заявленной модели
Конструирование подобной модели представляет собой длительный процесс, в котором объединяются интеллектуальные и практические усилия большого коллектива специалистов -
методологов, педагогов, психологов, методистов, учителей, организаторов образовательного процесса, специалистов различных областей науки, техники, культуры [2, 3, 7].
С целью обеспечения результативности создания заявленной модели предлагается следующая дорожная карта, схематично изображенная на рис. 1, где показано, что во времени должны разворачиваться три последовательных этапа. На первом, на основе необходимого финансирования происходит подбор кадров - разработчиков модели и создание материально-технической базы, включая необходимое оборудование и программно-методическое обеспечение . На втором этапе обеспечивается мотивация всех субъектов среды профессионального самоопределения на основе ранней профилизации обучающихся на решение поставленной задачи На третьем этапе это позволит обеспечить появление выпускника «нового типа», обладающего осознанным выбором своего профессионального пути в единстве с профессиональной мобильностью
Рис. 1. Дорожная карта «Школа лидерства или школа потерянного времени?»
Перечисленные временные этапы могут рассматриваться как своеобразные динамические блоки - модули, из которых и конструируются подобные модели . Такой организацион-
но-временной форсайт обусловлен базовыми тенденциями (трендами) социально-политических, научно-технических, экономических и в целом общекультурных особенностей современного развития мировой и в том числе российской действительности (рис . 2) . Сложнейшие взаимосвязи представленных на рис 2 трендов, позволяют сформулировать различные группы требований к организации среды профессионального самоопределения школьников и определить условия её эффективного функционирования Кроме того, возникает возможность выявления компонентов модели, как системного объекта и формулировки принципов ее создания и существования
Рис. 2. Базовые тренды и госполитика
На рис 3 показана структура первого компонента блока 1 «Ресурсы», а именно детально структурирован процесс формирования кадрового обеспечения организационной модели среды профессионального самоопределения московских школьников Из широкого круга специалистов, вовлекаемых в среду профессионального самоопределения, выбраны энтузиасты -педагоги, преподаватели, научные сотрудники и представители производства . Верхняя горизонтальная «строка» в предлагаемой структуре включает необходимые шаги, организационные формы и технологии, реализация которых
позволит сформировать институт волонтерства и наставничества (с привлечением студентов и аспирантов) .
Среди множества форм и технологий особую роль призваны сыграть кадровый аудит, институт кураторов проектной деятельности, концепция «перевернутого класса», включенные в систему смешанного обучения (очная и дистанционная формы) . Они позволят обеспечить смещение вектора образования с трансляции знаний на процесс совместных (обучающего и обучающихся) практик в соответствии со схемой «думай, действуй, достигай, делись» . Центральная горизонтальна «строка» на рис . 3 раскрывает проблемы преемственности кадрового состава, активного вовлечения в образовательную деятельность специалистов других областей, в первую очередь, представителей промышленности . Решение данных проблем возможно на базе независимой аттестации слушателей программ дополнительного образования, самоорганизации на принципах краудсорсинга, проектного обучения и пр
БЛОК 1 «РЕСУРСЫ»
КАРТА ВРЕМЕНИ
Кадры: ПЕДАГОГИ, преподаватели вузов и научные сотрудники, представители производсва— энтузиасты
Проектноеобучение
1 с
Балинтовская группа
Интенсивный информационный обмен между по содержательным и методическим аспектам деятельности по профессиональному самоопределению _______
2017
2018
2019
2030
Рис. 3. Блок 1 «Ресурсы»: Кадры
И наконец третья горизонтальная структурная «строка» (рис 3) раскрывает необходимое условие успешного создания и эффективного функционирования организационной модели среды профессионального самоопределения московских школьников, а именно развитие системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей системы ДПО прежде всего в направлении подготовки к организации научно-технического творчества обучающихся Данное развитие предполагает сетевое Интернет-взаимодействие, опору на технологии искусственного интеллекта и повышение мощностей вычислительной техники, на нейросетевые технологии и организацию выездных обучающих форсайт-сессий
Схема на рис. 3 завершается «стрелой времени», указывающей основные вехи в решении поставленной задачи создания модели на базе интенсивного информационного обмена по содержательным и методическим аспектам деятельности по обеспечению условий для профессионального самоопределения обучающихся
На рис 4 показана структура второго компонента блока 1 «Ресурсы», где представлен процесс создания системы оборудования и программно-методического обеспечения рассматриваемой модели Данный процесс с необходимостью призван обеспечить соответствие материально-технической базы рассматриваемой модели современному этапу научно-технического прогресса . Это предполагает опору на конвергентные технологии, компьютеризованные и компьютерные цифровые образовательные ресурсы, создание на этой основе совместных проектов смежных направлений Далее последуют формирование единой системы мониторинга материально-технического обеспечения, возникновение информационных центров с доступом к базам данных, вычислительным ресурсам, источникам научной и технической литературы, виртуальных лабораторно-исследовательских комплексов на основе целевого финансирования материально-технической базы организационной модели среды профессионального самоопределения
Рис. 4. Блок 1 «Ресурсы»: Оборудование и программное
обеспечение
Создание материально-технической базы такой модели потребует использования оборудования и программно-методического обеспечения специальных центров научно-технической поддержки, вовлечения в развитие системы образования большинства профильных структурных подразделений, сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики . Таким образом, будет использоваться оборудование и средства программно-методического обеспечения на площадках партнеров образовательных организаций, решающих задачу создания условий для профессионального самоопределения школьников и выпускников общеобразовательной школы . Весь процесс создания материально-технической базы разворачивается как бы в ещё одной своеобразной «стреле времени» .
«Деятельностный» блок модели представлен на рис. 5 .
Рис. 5. Блок 2 «Деятельность»
Ведущим принципом деятельности всех субъектов среды профессионального самоопределения выступает соответствие образовательного процесса (по содержанию и образовательным технологиям) направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, отраженным в «Атласе новых профессий» [1]
Адаптация к образовательной реальности математического моделирования, аддитивных технологий, робототехники и автоматики, современных технологий разработки приложений для мобильных устройств, включение в содержательные и процессуальные компоненты образовательной системы таких во-
просов, как энергия будущего, нанотехнологии, космические технологии, когнитивные технологии, биоинформатика, ан-дроидная техника, нейротехнологии и пр , приведет к принципиальной междисциплинарности образовательного контента Это потребует применения в образовательной практике методов современной ТРИЗ-педагогики, языковой подготовки в технической области, организации проектных групп педагогов из представителей различных предметных областей Средством для решения этих задач выступят карты компетенций для конкретных направлений подготовки к участию в предпро-фессиональных конкурсных соревновательных мероприятиях .
В деятельности в рамках среды профессионального самоопределения будет реализована тесная взаимосвязь образовательного контента с основной образовательной программой Школа выступит интегратором образовательных ресурсов города, площадкой для апробации новых образовательных инструментов Это сделает актуальным создание специализированного издания (журнала) с материалами лучших передовых практик в обсуждаемой области
Схема на рис . 5 так же, как и схемы на рис. 3 и 4, завершается «стрелой времени» . Это логически объединяет дорожную карту с моделями блока «Ресурсы» и моделью блока «Деятельность» организационной модели среды профессионального самоопределения на основе ранней профориентации и пред-профессиональной подготовки московских школьников
Третий этап, отраженный в дорожной карте - это результат, который позволит новой подсистеме Московского образования обеспечить появление выпускника «нового типа» - молодого человека, обладающего способностью осознанного выбора профессионального пути в единстве с профессиональной мобильностью
Далее возникает вопрос: какие конкретно компоненты будут входить в модель, которая будет реализовываться в многопрофильных общеобразовательных организациях?
Например, она может быть представлена как совокупность целевого, аналитического, организационно-управленческого, научно-методического, опытно-экспериментального и диагностического компонентов деятельности образовательных организаций и различных структур, обеспечивающих создание ус-
ловий для профессионального самоопределения выпускников московских школ
Целевой компонент организационной модели отражает трансформацию проблемы профориентации (включающей профинформацию, профконсультацию и предпрофессио-нальную подготовку) обучающихся в общеобразовательных школах в проблему обеспечения профессионального самоопределения молодого человека - подростка, юноши, девушки .
Профессиональное самоопределение играет ведущую роль по сравнению с выбором профессии, поскольку имеет глубокий личностный смысл и во многом определяет личностное самоопределение в целом В современных условиях функции профинформации и профконсультации во многом выполняют различные формы работы структур досуга и развития: музеи, развлекательные центры, выставки, мастер-классы, интерактивные экспозиции и пр
В связи с этим акценты в функциях общеобразовательных организаций в обсуждаемой области смещаются в сторону создания условий для погружения обучающихся в особую среду, моделирующую профессиональную сферу с разных позиций: с позиций содержания профессиональной деятельности, её структуры, социальных и психологических особенностей
Тем самым подтверждается вывод о взаимосвязи проблем профильного обучения и профессионального самоопределения на основе профориентации обучающихся
Аналитический компонент модели должен содержать итоги и выводы о специфике образовательной среды профессионального самоопределения, полученные на основе экспертно-ана-литической деятельности по изучению тенденций в развитии различных профессиональных сфер современного общества
Организационно-управленческий компонент модели может представлять собой комплекс структурно-логических схем (отражающих внутренние и внешние взаимосвязи и виды взаимодействий общеобразовательных организаций и различных структур, обеспечивающих создание условий для профессионального самоопределения выпускников московских школ), а также рекомендации, инструктивно-нормативные материалы, регламентирующие функционирование среды профессионального самоопределения
Научно-методический компонент как относительно самостоятельная подсистема среды в целом включает теоретическое обоснование и методики (технологии) формирования различных аспектов профессионального самоопределения как важнейшей личностной структуры
Опытно-экспериментальный компонент выступает обобщением результатов широкого спектра опытно-экспериментальной деятельности по созданию различных по структуре и содержанию вариантов среды профессионального самоопределения в зависимости от вида организации или некой структуры, решающих задачу создания условий для профессионального самоопределения школьников и специфики познавательных интересов и профессиональных намерений обучающихся, которые в эту среду погружаются
Диагностический компонент в любом из системных объектов социально-педагогической направленности включает обобщенные представления об эффективности системы, критериях эффективности и конкретизирующие диагностические измерительные средства, применение которых может дать ответ об эффективности функционирования той или иной образовательной среды, в данном случае, среды профессионального самоопределения на основе ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки московских школьников .
Базовыми составляющими компонентов этой инфраструктуры предлагается считать: кадры; информационную составляющую; инструментальную (технологическую) составляющую; здоровьесберегающую составляющую .
Общими принципами конструирования организационной инфраструктуры модели в рамках кадровой составляющей выступают: а) принцип мотивированности на решение задачи создания среды профессионального самоопределения; б) принцип психолого-педагогической компетентности в области профессионального самоопределения; в) принцип признания единства и сбалансированности личностных и социальных интересов в решении проблемы профессионального самоопределения; г) принцип приверженности толерантности при взаимодействии с субъектами, разделяющими разные взгляды
Принципами, имеющими более узкую сферу применимости целесообразно считать: принцип мобильности и динамичности
в принятии конструктивных шагов в процессе решения тактических задач создания и функционирования модели; принцип оптимистичности в преодолении трудностей и преград в среде профессионального самоопределения; принцип открытости к идеям, подходам и требованиям специфичной образовательной среды; принцип признания ведущей роли мотивационного компонента в процессе профессионального самоопределения
Наиболее общие принципы конструирования организационной инфраструктуры модели в рамках информационной составляющей являются следующие: а) принцип многообразия возможностей; б) принцип выявления границ применимости в выборе образовательной и профессиональной траекторий; в) принцип объективной оценки рисков того или иного выбора образовательной и профессиональной траекторий
Менее обобщенными могут выступать такие принципы, как: принцип оптимальности в дозировании информации, необходимой в процессе профессионального самоопределения; принцип интерактивных возможностей для субъекта профессионального самоопределения; принцип обеспечения включенности проблем профессионального самоопределения в широкий спектр других проблем, освещаемых в информационных источниках; принцип смены роли проблемы профессионального самоопределения в информационном потоке -от ведущей к подчиненной и завуалированной
Наиболее обобщенные принципы формирования организационной инфраструктуры модели в рамках инструментальной составляющей формулируются так: а) принцип вариативности и многоуровневости; б) принцип соответствия современному уровню развития науки, техники, культуры и творческой сферы деятельности; в) принцип интерактивности
Несколько менее общими выступают: принцип моделирования реальности; принцип непрерывных развития, модернизации, пополнения; принцип доступности понимания устройства, назначения, правил эксплуатации; принцип соответствия современному состоянию науки, техники, культуры и творческой сферы общества
Общими принципами формирования организационной инфраструктуры модели в рамках здоровьесберегающей составляющей предлагается считать: а) принцип индивидуального
подхода; б) принцип оптимистичности в прогнозах; в) принцип единства объективности оценок перспектив понимания вероятностного характера любого прогноза .
Более частными - следующие принципы: принцип соблюдения врачебной тайны; принцип отказа от рейтинга при консультировании обучающихся; принцип доступности в получении профессиональной консультации; принцип формирования экологической безопасности личности .
Таким образом, конструирование организационной модели среды профессионального самоопределения школьников (ранняя профориентация и предпрофессиональная подготовка московских школьников) не просто научная инициатива, а насущная потребность, которая обусловлена целым комплексом социально-педагогических оснований и существующих тенденций, которые проявляются в образовательном пространстве Москвы и направлены на достижение высокого уровня качества образования для будущего поколения
Список литературы
1. Атлас новых профессий. М.: АСИ; МШУ «Сколково», 2014. 164 с.
2. Афанасьев В. В., Васильева М. А., Куницына С. М, Фещенко Т. С. Принципы организации системы профильного обучения // Образование и наука в современных условиях: материалы VIII Междунар. науч. - практ. конф., 2016. № 3 (8). С. 35-43.
3. Афанасьев В. В., Васильева М. А., Куницына С. М, Фещенко Т. С. К вопросу о профильном обучении в общеобразовательных организациях города Москвы: современное состояние, проблемы, направления развития // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, 2017. № 2 (40). С. 83-96.
4. Ковальчук М.В. От синтеза в науке - к конвергенции в образовании // Труды Московского физико-технического института, 2011. Т. 3. № 4 (12). С. 16-21.
5. Концептуальные основы Национальной технологической инициативы. Российская академия наук. Научно-организационное управление. (URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/02/ 15.01.2018)
6. Фещенко Т. С., Ермаков Д. С. Разработка организационной модели ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки московских школьников // Проблемы и перспективы развития профессионального образования в XXI веке: материалы VII международной научно-практической конференции. Прага: НИЦ «Социосфера», 2017. С. 93-96.
7. Фещенко Т. С. Профильное обучение: проблемы и перспективы // Успехи современной науки и образования, 2016. № 5. Т. 1. C. 73-82.
FOUNDATIONS AND PRINCIPLES OF DESIGNING THE ORGANIZATIONAL MODEL OF THE ENVIRONMENT FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN
V. V. AfANASYEV, M. A. Vasilyeva, T. s. Feschenko, S. M. Kunitsyna, I. V. Afanasyev
In the article one of the most important problems of modern education is considered - the professional self-determination of the student's personality and the reasons that are the basis for choosing a profession. In accordance with this, a roadmap for designing an organizational model of the environment for professional self-determination in educational organizations with pre-professional training of trainees was proposed; describes the component composition of the model that contributes to the emergence of a graduate of a «new type» - a young man who has the ability to consciously choose a professional path in unity with professional mobility; general and particular principles that ensure the greatest productivity of the organizational infrastructure of the model of the environment for the professional self-determination of schoolchildren are examined.
Key words: professional self-determination; multidisciplinary general education organizations; organizational model of the environment of professional self-determination; principles of building an organizational model of the environment of professional self-determination.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Афанасьев Владимир Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Тел. +7 903-574-31-30. E-mail: vvafv@ya.ru Васильева Марина Алексеевна - специалист по учебно-методической работе учебного отдела ГАОУ ВО г. Москвы «Московский институт открытого образования». Тел. +7 916-164-06-08. E-mail: VasiljevaMA@mioo.ru Фещенко Татьяна Сергеевна - доктор педагогических наук, доцент, начальник отдела прогнозирования и проектирования повышения квалификации ГАОУ ВО г. Москвы «Московский институт открытого образования». Тел. +7 (495) 915-26-89. E-mail: feshchenkots@mioo.ru
Куницына Светлана Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательных систем, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Тел. +7 967-048-17-37. E-mail: svetlana28061979@mail.ru Афанасьев Илья Владимирович - кандидат юридических наук, ассистент кафедры правового и таможенного регулирования на транспорте Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Тел. +7 906-077-57-71. E-mail: ivafv7@gmail.com