Научная статья на тему 'Ценностно синергетический подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета'

Ценностно синергетический подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / АКСИОЛОГИЯ / СИНЕРГЕТИКА / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховая Татьяна Александровна

В статье представлен результат синтеза методологических идей аксиологии и инноватики, позволяющий исследовать проблему становления субъектности в образовательном пространстве университета как сложный, изменчивый, самоорганизующийся феномен. Ведущей идей ценностно синергетической концепции становления субъектности автор определяет идею о роли аксиологических структур личности как источника и механизма самоорганизации личностного и профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно синергетический подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета»

Ольховая Т.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье представлен результат синтеза методологических идей аксиологии и инноватики, позволяющий исследовать проблему становления субъектности в образовательном пространстве университета как сложный, изменчивый, самоорганизующийся феномен. Ведущей идей ценностно-синергетической концепции становления субъектности автор определяет идею о роли аксиологических структур личности как источника и механизма самоорганизации личностного и профессионального роста.

Ключевые слова: субъектность, аксиология, синергетика, университетское образование, субъектная позиция

В современном мире определяется новая человекоориентированная парадигма развития общества, ярче обозначающая сущностные характеристики человека как субъекта собственного и социального развития в ситуации, сочетающей в себе условия свободы выбора с объективной жесткостью требований, предъявляемых к человеку. Проблема человека - осевой принцип понимания, познания современного мира, в основе которого лежат два взаимосвязанных процесса: рост информации и информационных технологий и изменение прежних схем взаимодействия человека и окружающей его реальностью. Сам по себе рост информации информационного общества не создает. Информация должна быть социализирована, то есть, обнаружена, востребована и использована человеком, (таким образом, лавинообразное развитие информации и техники делает мир зависимым от человеческого фактора, человеческого ресурса).

Сказанное выше находит отражение в глобальных тенденциях развития образования, в частности в Болонском процессе, согласно которому университет нельзя понимать исключительно утилитарно - как некое место, где студент приобретает профессию под руководством преподавателей. Условия неопределенности современного информационного общества требуют ориентации профессиональной подготовки студента не столько на усвоение «готовых» знаний определенного предмета, сколько на подготовку к решению постоянно возникающих новых и неожиданных задач. Вхождение в Болонский процесс - это решительный поворот россий-

ского университетского образования к осознанию роли студента в собственной образовательной деятельности, к конструированию и реализации им собственного образовательного маршрута в соответствии с меняющимися жизненными и профессиональными ситуациями. Поэтому один из ведущих ориентиров университетского образования на сегодня определен как создание пространства становления субъектности студента.

Проведенный теоретический анализ и концептуальный синтез позволили нам определить сущностные характеристики феномена субъектности. И так в понимании субъек-тности мы основываемся на том, что:

- субъектность является уровневой характеристикой человека, субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериориза-ции, континуумом внешнего и внутреннего. Развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления «объектности», т.е. тотальной зависимости человека от внешних условий;

- субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям;

- субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности человека; целостность субъекта означает единство, ин-тегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности;

- природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни;

- субъектность отражается в способности человека производить взаимообусловленные изменения во внешнем мире и себе самом. Термином «субъектность» подчеркивается ак-тивно-преобразующая сущность человека как субъекта жизни; субъектность человека означает, что он неотделим от мира, включен в него, но вместе с тем сознательно противостоит обращению с собой как с бездушной вещью, объектом манипуляций;

- функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивностью выполняемой им деятельности; причем не всякое отношение к деятельности раскрывает субъектные свойства человека: деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер, т.е. одна из функций субъектости конгруэнтна креативности человека;

- в педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, так как субъектность может быть определена как свойство личности не только присваивать, транслировать, но и порождать смыслы деятельности как актуальные ценности;

- субъектность - свойство, определяющее меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества;

- субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям. Это идея взаимозависимости меня и другого, идея становления субъек-тости студента через отношение к нему другого. Динамика субъектности во времени связана с установлением меры соотношения полюсов «Я» - «Другой». Фиксация на полюсе «Другой» означает потерю себя, отрицание субъекта в себе. Фиксация исключительно на полюсе «Я» приводит к отрицанию субъект-ности в Другом и, в конечном счете, в самом себе, поскольку подобный вариант приводит к «замыканию на себе» и процесс становления субъектности оказывается не состоявшимся;

- становление субъектности студента университета предполагает наличие возможных вариантов восхождения к качественно новому (ценностно-ориентированному) состоянию его бытия. Становление - это процесс, не имеющий заданного конечного ре-

зультата и представляющий собой постоянно длящийся, бесконечный поток событий.

Имеющееся широкое, поликонцептуаль-ное пространство научного решения проблемы становления субъектности, возможность ее многообразных трактовок обусловили необходимость определения авторской методологической позиции.

Традиционные средства формирования опыта профессиональной деятельности игнорируют ее личностную основу, обращаясь непосредственно к «техническим» следствиям деятельности сознания, к его инструменту -мышлению. В связи с этим возникает феномен технократичного внедрения неосознаваемых на личностном уровне средств и способов действий. Это принуждает студента (будущего профессионала) к копированию чужого опыта, лишает необходимости производить его творческое осмысление, переосмысление, понимание, отторжение (или принятие), т.е. лишает необходимости включать механизм сознания, а не только мышления. В свою очередь традиционный процесс «внедрения» на уровне мыслительных операций, снимает необходимость обращения к источникам работы сознания - смысловым, ценностным, рефлексивным и тому подобным составляющим как самого опыта, так и идеи, его обусловившей. Однако одной из задач современного университетского образования является переход от усовершенствования традиционных методов, форм трансляции содержания фундаментальных и прикладных дисциплин к созданию условий педагогического востребования личностных ресурсов студентов, разработке вариантов сопровождения становления субъектнос-ти студентов. В содержании университетского образования необходимо представить ценности: интеллектуальные, нравственные, этические, профессиональные. Их поиск, обнаружение, осмысление и делают образование субъектным, развивающим активность личности студента на уровне смысложизненных ценностных ориентаций. Для этого требуется новый методологический инструментарий, позволяющий представить содержательные и процессуальные характеристики становления субъектности как нелинейного процесса.

В научной литературе последних лет наблюдается все возрастающий интерес к иссле-

дованиям самоорганизующихся систем, явлений устойчивого неравновесия, антиэнтро-пийных механизмов, процессов нелинейности и хаоса как продуктивного фактора развития. Синергетика и предмет ее изучения исследуется как естественными, так и обществоведческими науками (В. Арнольдов, В.И. Аршинов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И. При-гожин, И. Стенгерс и др.). Синергетические законы обнаруживают себя как в материальном мире неорганической природы, так и в мире живой природы, в социуме и в мире духовных явлений. От Бытия к Становлению -такова, согласно И. Пригожину, ориентация новой научной парадигмы, в контексте которой акцент переносится с изучения инвариантов системы, положений равновесия на изучение состояний неустойчивости, механизмов возникновения нового, рождения и перестройки структур [5].

Синергетика, по определению Г. Хакена, предстает как конкретно-научная дисциплина, но область явлений, рассматриваемых синергетикой, не вещна, а принадлежит к классу отношений. Это позволяет рассматривать ее по аналогии с математикой как язык науки. Синергетика изучает взаимосвязи, процессы самоорганизации. Предмет синергетики - это реальность, но реальность, имеющая другой модус существования, это реальность взаимосвязей.

И так, синтез идей аксиологии и синергетики позволяет исследовать становление субъектности студента в образовательном пространстве университета как сложный, изменчивый, самоорганизующийся феномен. Методологический потенциал избранных подходов представляется наиболее оптимальным для исследования и определения совокупности педагогических путей, условий и средств педагогического содействия на процесс становления субъектности студента университета.

В построении концепции мы исходили из того, что методологически значимыми для разработки проблемы становления субъект-ности студентов университета, с одной стороны, являются следующие положения педагогической интерпретации синергетического подхода:

- система (личности, образования, субъек-тности) сама формирует свою границу;

- развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично;

- концепции самоорганизации открывают новое измерение в управлении стихийными процессами становления и саморазвития, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования; наиболее важным элементом такого регулирования мы рассматриваем ценностный потенциал университетского образования;

- регулирование (управление) процессом становления субъектности должно быть направлено, прежде всего, на «запуск» механизмов самоорганизации, потенциально заложенных в личностной системе индивида;

- регулирование должно учитывать «деликатность» механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его человечной, т.е. гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию.

С другой стороны, обозначены следующие методологические ориентиры аксиологии, позволяющие рассмотреть университетское образование как реальную возможность становления субъектности студентов, как создание условий самоорганизации предстоящей профессиональной деятельности (изучение типичных стимулов и барьеров в становлении субъектности студентов): личностные смыслы получаемых знаний, определяемых перспектив, целей; восхождение к личностным и профессиональным ценностям; поиск вариантов субъектной реализации целей и ценностей; мотивация достижений; культура смыслопорождения собственной деятельности студента. В исследовании мы опираемся на теорию ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая дает педагогическую интерпретацию закономерностей развития ценностных ориентаций личности на основе диалектического закона возвышения потребностей [2].

Ведущей идеей ценностно-синергетической концепции становления субъектности студентов университета мы определяем идею о роли аксиологических структур личности как источника и механизма самоорганизации личностного и профессионального роста. Данная идея базируется на необходимости постижения ценностей и смыслов содержания университетского образования студентом. Постигну-

тый личностью студента смысл задает ориентиры его образовательной и предстоящей профессиональной деятельности, определяет принятие им конструктивных решений, как лич-ностно, так и социально значимых. Постижение студентом смысла университетского образования может происходить разными способами, в том числе и «одномоментным обретением нового качества» (ценностей и смыслов). Именно эта особенность выводит нас на базисные понятия синергетического подхода и обоснование правомерности его использования в качестве методологического ориентира в исследовании становления субъектности студента университета.

Кроме того, обращение к синергетическому подходу позволило нам на новом уровне рассмотреть стимулирующую или пробуждающую функцию университетского образования, образования как открытия себя и сотрудничества с самим собой. Концепции самоорганизации открывают новое измерение в педагогическом управлении стихийными процессами становления и саморазвития, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования, наиболее важным элементом такого регулирования мы рассматриваем ценностный потенциал университетского образования. Педагогическая синергетика - это синтез многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся в личности обучающихся.

При обосновании данных положений мы опирались на доказанные в исследованиях А.А. Ворожбитовой, Е.И. Князевой, В.В. Мат-кина выводы о возможностях и перспективах педагогической интерпретации синергетического подхода [1, 3, 4].

Сопоставляя идеи синергетического и аксиологического подходов, мы делаем следующий вывод: синергетический подход не исключает возможностей самоопределения ценностных ориентаций, а ценностный подход обогащается синергетическим рассмотрение самоорганизации, саморазвития личности на основе освоения ценностей.

Мы полагаем возможным определение следующих ценностно-синергетических характеристик субъектности:

1. Субъектность - открытая саморазвива-ющаяся система. Поэтому имеет смысл рассмотреть интенциональность как смыслообразующую причину развития субъектности. Становление субъектности осуществляется не только путем присвоения чего-то извне, но и как самораскрытие, реализация внутренней сущности, актуализации своих потенциальных возможностей, принятие на себя ответственности за самоосуществление. При этом мы подчеркиваем, что становление субъект-ности предполагает не только усиление автономности человека, но одновременно и развитие его социальности, то есть способности быть человеком в мире людей. Становление субъектности - процесс интенциональный, но не самодостаточный и не изолированный, а требующий поддержки, создания оптимальных внешних и внутренних условий.

2. Ценностные ориентации - важнейший, смыслообразующий компонент субъектнос-ти. Под субъектностью в исследовании понимается целостная аксиологическая характеристика личности.

3. Важнейшая синергетическая характеристика субъектности связана с нелинейностью. Нелинейность в математическом смысле означает наличие более одного решения при одинаковых условиях. Педагогический смысл нелинейности субъектности в том, что имеется множество вариантов ее становления, и выбор этих вариантов выглядит спонтанным. Однако возможен не любой путь развития, а лишь определенный набор этих путей, определенный спектр устойчивых состояний. Во-вторых, благодаря нелинейности, имеет силу важнейший принцип «развертывания малого», именно здесь мы можем фиксировать одномоментность, спонтанность возникновение нового качества, воплощающееся в обретении студентом ценностных ориентации и смыслов собственной жизнедеятельности.

4. Субъектности присуща согласованность (когерентность) ее компонентов. Анализ субъектности возможен только при описании ансамбля компонентов субъектности, так как за проявление и функционирование субъектности отвечают не отдельные ее компоненты (присвоение ценностных ориентаций человеком не приведет к проявлению его субъектности, сами по себе образы «Я» и «Я

- будущий профессионал» не предопределяют функционирование субъектности), а только их коллективное обогащение, взаимодействие, согласованное протекание во времени и пространстве личности. Согласованность дополняется оппозиционной характеристикой фрагментарности (дискретности). Как утверждают некоторые исследователи, границ «целого» просто не существует, это доказывается существованием термина «контекст», границы которого могут быть только относительными, но никак не абсолютными. Данная характеристика имеет особое значение при диагностическом исследования феномена становления субъектности студентов университета.

5. Одной из синергетических характеристик субъектности является конструктивность хаоса. Источники субъектности - хаотичные представления о себе, разрозненные ценностные ориентации, фрагментарные образ «Я» и образ мира, случайные проявления активности и внутренней мотивации, эпизодический опыт рефлексии - запускают механизмы актуализации субъектного потенциала, саморазвития и саморегулирования. Динамический хаос как бы открывает системность внутреннего мира человека, обеспечивая возможность получения информации о целом. Это называют коммуникативной функцией хаоса. Мы даем следующую педагогическую интерпретацию: «Не только субъект управляет нелинейной ситуацией, а сама нелинейная ситуация, например, ситуация общения с другим человеком или самим собой, строит самого субъекта. Нелинейное, творческое отношение к миру, таким образом, означает открытие возможности сделать себя творимым. Позволить нелинейной ситуации или другому человеку влиять на себя. Строить себя от другого». Метафоричное определение данной особенности можно найти у Поля Валери: «Творец - это тот, кто творим».

6. Время - внутренняя характеристика, выражающая необратимость процесса становления субъектности. Субъектное (психологическое) значение прошлого, настоящего будущего.

7. Неопределенность (непредсказуемость) сценариев становления субъектности. Данная характеристика связана с нелинейно-

стью становления субъектности. Никому не известны результаты какого бы то ни было педагогического действия, взаимодействия. Предсказать какая именно ситуация, встреча окажется значимой для становления субъек-тности, выбора и принятия ценностей, определения жизненных смыслов проблематично. Синергетика указывает, что главное - не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложную систему (среду). Малые, но правильно организованные резонансные воздействия чрезвычайно эффективны. Поэтому в исследовании мы считаем необходимым обозначение понятия «ценностный резонанс», под которым понимаем совпадение (полное или частичное) ценностных ориентаций, транслируемых преподавателем с «ожиданиями» (осознанными или неосознанными) ценностей студентами. Одним из результатов ценностного резонанса рассмотрено одномоментное (спонтанное) принятие студентом ценностных ориентаций, реализация которых будет происходить в течение всей жизни. То есть, преподаватель по средствам педагогической деятельности создает смысловое пространство ценностей, которое во многом будет определять ценностно-рефлексивное развитие студентов. Ценностное воздействие будет эффективным (резонансным) если оно инициирует поиски смысла. Таким образом, мы получаем возможность говорить о «ценностном ответе» личности студента, позволяющем пересматривать границы собственного «Я».

И так, субъектность представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения, в способности согласовывать замысел и реализацию, в способность преобразовывать себя и окружающую действительность, в ответственном отношении к себе, собственной деятельности и миру. Субъектность студента университета как педагогический феномен представляет собой образовательный результат, определяющий высокую степень жизнетворчества студента независимо от направления выбранной профессиональной специализации. Становление субъектности предполагает изменения в ценностно-смысловом отношении студента к университетско-

му образованию, развитие позитивного образа «Я - будущий профессионал», отражающем восхождение студента к личностным и профессиональным ценностям. Закономерности ценностно-синергетической концепции -взаимосвязь объективного и субъективного, актуального и потенциального; соотношение

повторяющегося и неповторимого; диалектика необходимого и случайного - определяют позитивные стратегии становления субъект-ности как ценностно-смысловой самоорганизации личности студента в пространстве и времени университетского образования.

18.01.2011

Список литературы:

1. Ворожбитова, А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А.А.Во-рожбитова // Вестник высшей школы - 1999. - №2. - С.22-26.

2. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике / А.В. Кирьякова - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.

3. Князева Е.И., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения // http: // www.uni-dubna.ru

4. Маткин, В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности будущих учителей: ценностно-синергетический подход / В.В. Маткин - Автореф. дис...док..пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 41 с.

5. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс: Пер. с англ./ Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», ГК №П 640

Сведения об авторе: Ольховая Татьяна Александровна, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319, тел. (3532) 372591, е-mail: [email protected]

UDC 378 Olkhovaya T.A.

VALUE-SYNERGETIC APPROACH TO THE RESEARCH OF THE PROBLEM OF STUDENT’S SUBJECTIVITY FORMATION AT THE UNIVERSITY

In the article the result of synthesis of the axiology methodological ideas and innovatics is presented, which allows investigating the problem of a subjectivity formation in educational space of university as a difficult, changeable, self-organizing phenomenon. The author defines the leading idea of the axiological-synergetic conception of the subjectivity formation as the idea about a role of the axiological structures of the person as a source and the mechanism of self-organizing of personal and professional growth.

Keywords: subjectivity, axiology, synergetics, university education, subjective position.

Bibliography:

1. Vorozhbitova A.A. Sinergetic Aspect of High School Education in the Light of Linguo-Rhetorical Approach / A.A.Vorozhbitova// Vestnik vysshej shkoly - 1999. - №2. - P22-26.

2. Kirjakova, A.V. Axiology of Education. Basic Researches in Pedagogics / A.V.Kirjakova - М: Dom Pedagogiki, 2008. - 578 p.

3. Knjazeva E.I., Kurdyumov S.P Synergetics and New Approaches to Education Process//http://www.uni-dubna.ru

4. Matkin, V.V. Theory and Practice of Development of Interest to the Professional-Creative Activity of the Future Teachers: Axiological-Synergetic Approach / V.V.Matkin - Avtoref. dis... Dok.ped.nauk. - Ekaterinburg, 2002. - 41 p.

5. Prigozhin, I. Order Out Of Chaos: New Dialogue of the Person with the Nature / I.Prigozhin, I.Stengers: Translation from English / Obshch. red. V.I.Arshinova, J.L.Klimontovicha, Ju. V.Sachkova. - М: Progress, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.