Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ИСКУССТВ'

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
398
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕР ИСКУССТВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / VALUE-ORIENTED APPROACH / ART CLUSTER / STATE CULTURAL POLICY / CULTURAL ENVIRONMENT / CRITERIA FOR THE QUALITY OF THE CULTURAL ENVIRONMENT / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Костюк Наталья Васильевна, Марков Виктор Иванович, Волкова Татьяна Александровна, Тельманова Анастасия Сергеевна, Ахметгалеева Зульфия Мансуровна

Ценностно-ориентированный подход в реализации государственной культурной политики Российской Федерации определяет культуру важнейшим фактором национальной безопасности и успешного социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение страны в современном мире. Однако реализация указанного подхода сталкивается с отсутствием на данный момент научно обоснованной и апробированной методики измерения эффективности культурной политики. В силу объективно регионального формата модернизации сферы культуры и актуализации кластерного подхода авторы обратились к анализу проблемы качества культурной среды и его критериев. Обозначив исследовательскую позицию в развернувшейся научной дискуссии по понятию «культурная среда» (подход А. Я. Флиера), авторы сформулировали свое представление о качестве культурной среды (используя методологические подходы Г. М. Галуцкого о качественных параметрах культуры и позицию О. Н. Астафьевой о месте культурной политики). Далее в статье проанализированы проблемы в разработке корпуса критериев качества культурной среды: необходимость одновременного учета экономического и социального эффекта продуктов культуры и искусства; трудности в характеристиках качества человеческого капитала и формирования индивидуальных и групповых ценностных установок. Отмечено преобладание количественных методик в имеющихся на сегодняшний день разработках, что противоречит ценностно-ориентированному подходу в культурной политике. Вследствие чего авторы обратились к рассмотрению апробирующихся в отечественной науке вариантов оценки качества культурной среды и проанализировали результаты собственного пилотного исследования, проведенного на территории Кемеровской области в рамках проекта гранта. В работе сформулированы выводы и намечены направления дальнейших исследований и апробации методик измерения качества культурной среды, что настоятельно диктуется практикой создания кластера искусств и культурно-образовательного центра в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Костюк Наталья Васильевна, Марков Виктор Иванович, Волкова Татьяна Александровна, Тельманова Анастасия Сергеевна, Ахметгалеева Зульфия Мансуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-ORIENTED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF CULTURAL POLICY AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL CLUSTER OF ARTS

Stating the formation of a new value-oriented model of state cultural policy in modern Russia, the authors address the problem of studying its effectiveness, since the existing measurement methods do not correspond to the specified value-oriented approach. The objective practice of regional development of the sphere of culture and the actively implemented cluster approach allowed us to find a solution to the formulated problem through the analysis of criteria for the quality of the cultural environment. Based on a thorough study of the current scientific discussion, the article clearly defines the author’s understanding the cultural environment and the quality of the cultural environment, which allowed to identify problematic aspects in the development of criteria for the quality of the cultural environment. These include taking into account the economic and social effects of cultural products, difficulties in assessing the quality of human capital, and the formation of individual and group values. Without denying the existing quantitative methods, the authors point to the need for mandatory addition of qualitative indicators. In this regard, the paper considers options for using qualitative criteria for measuring the cultural environment that are being tested. The article analyzes the results of its own pilot research conducted in Kemerovo region as part of the grant project. Based on its results, understanding the need for a comprehensive study of the quality of the cultural environment on the part of producers and consumers of the cultural product and its long-term nature. In the light of current practice of creating the arts cluster and cultural and educational center in Kuzbass, the paper outlines the directions for further research and testing methods for measuring the quality of the cultural environment.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ИСКУССТВ»

CULTUROLOGY

УДК 130.2

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ИСКУССТВ1

Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: kostuk1978@mail.ru

Марков Виктор Иванович, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: vikt-markov@yandex.ru

Волкова Татьяна Александровна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, права и социально-политических дисциплин, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: tatyanaolkowa@yandex.ru

Тельманова Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: astel-75@mail.ru

Ахметгалеева Зульфия Мансуровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: zula_a@ inbox.ru

Ценностно-ориентированный подход в реализации государственной культурной политики Российской Федерации определяет культуру важнейшим фактором национальной безопасности и успешного социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение страны в современном мире. Однако реализация указанного подхода сталкивается с отсутствием на данный момент научно обоснованной и апробированной методики измерения эффективности культурной политики. В силу объективно регионального формата модернизации сферы культуры и актуализации кластерного подхода авторы обратились к анализу проблемы качества культурной среды и его критериев. Обозначив исследовательскую позицию в развернувшейся научной дискуссии по понятию «культурная среда» (подход А. Я. Флиера), авторы сформулировали свое представление о качестве культурной среды (используя методологические подходы Г. М. Галуцкого о качественных параметрах культуры и позицию О. Н. Астафьевой о месте культурной политики). Далее в статье проанализированы проблемы в разработке корпуса критериев качества культурной среды: необходимость одновременного учета экономического и социального эффекта продуктов культуры и искусства; трудности в характеристиках качества человеческого капитала и формирования индивидуальных и групповых ценностных установок. Отмечено преобладание количественных методик в имеющихся на сегодняшний день разработках, что противоречит ценностно-ориентированному подходу в культурной политике. Вследствие чего авторы обратились к рассмотрению апробирующихся в отечественной науке вариантов оценки качества культурной среды и проанализировали результаты собственного пилотного исследования, проведенного на территории Кемеровской области в рамках проекта гранта. В работе сформулированы выводы и

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кемеровской области - Кузбасса в рамках научного проекта № 20-413-420004.

намечены направления дальнейших исследований и апробации методик измерения качества культурной среды, что настоятельно диктуется практикой создания кластера искусств и культурно-образовательного центра в регионе.

Ключевые слова: ценностно-ориентированный подход, кластер искусств, государственная культурная политика, культурная среда, критерии качества культурной среды, человеческий капитал.

VALUE-ORIENTED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF CULTURAL POLICY AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL CLUSTER OF ARTS2

Kostyuk Natalya Vasilyevna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kostuk1978@mail.ru

Markov Viktor Ivanovich, Dr of Culturology, Professor, Professor of Department of Culturology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: vikt-markov@yandex.ru

Volkova Tatyana Aleksandrovna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Philosophy, Law and Social and Political Subjects, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tatyanaolkowa@yandex.ru

Telmanova Anastasiya Sergeevna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Management and Economy in Sociocultural Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: astel-75@mail.ru

Akhmetgaleeva Zulfiya Mansurovna, PhD in Psychology, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: zula_a@inbox.ru

Stating the formation of a new value-oriented model of state cultural policy in modern Russia, the authors address the problem of studying its effectiveness, since the existing measurement methods do not correspond to the specified value-oriented approach. The objective practice of regional development of the sphere of culture and the actively implemented cluster approach allowed us to find a solution to the formulated problem through the analysis of criteria for the quality of the cultural environment.

Based on a thorough study of the current scientific discussion, the article clearly defines the author's understanding the cultural environment and the quality of the cultural environment, which allowed to identify problematic aspects in the development of criteria for the quality of the cultural environment. These include taking into account the economic and social effects of cultural products, difficulties in assessing the quality of human capital, and the formation of individual and group values. Without denying the existing quantitative methods, the authors point to the need for mandatory addition of qualitative indicators. In this regard, the paper considers options for using qualitative criteria for measuring the cultural environment that are being tested.

The article analyzes the results of its own pilot research conducted in Kemerovo region as part of the grant project. Based on its results, understanding the need for a comprehensive study of the quality of the cultural environment on the part of producers and consumers of the cultural product and its long-term nature. In the light of current practice of creating the arts cluster and cultural and educational center in Kuzbass, the paper outlines the directions for further research and testing methods for measuring the quality of the cultural environment.

Keywords: value-oriented approach, art cluster, state cultural policy, cultural environment, criteria for the quality of the cultural environment, human capital.

DOI: 10.31773/2078-1768-2020-51-14-22

2 The reported study was funded by RFBR and Kemerovo region - Kuzbass, project number № 20-413-420004.

В современной России формируется новая ценностно-ориентированная модель государственной культурной политики, включающая ее региональное измерение и учитывающая федеративное устройство Российского государства. Современная культурная политика направлена на создание эффективного механизма развития государственно-частного партнерства, обеспечения доступности и качества услуг культуры и модернизацию ее инфраструктуры.

Существенные шаги в данном направлении уже сделаны: утверждены «Основы государственной культурной политики» (декабрь 2014), «Стратегия национальной безопасности» (декабрь 2015), «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (февраль 2016), во исполнение президентского Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и активно реализуется Нацпроект «Культура». Из указанных документов вытекают следующие выводы:

- культура, искусство, религия признаются основой суверенного бытия России;

- политика государства в области образования, культуры и искусства становится одной из его стратегических целей, сравнимых с национальной безопасностью [16, с. 8].

Нормативная правовая база культурной политики зафиксировала принципиальное положение, что культура является не только одним из значимых ресурсов социально-экономического развития, позволяющих обеспечить лидирующее положение страны, но и национальным приоритетом и «важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России» [13].

Важно понять, что при реализации названного подхода дело не столько в процентах расходов ВВП на культуру, сколько в содержании культурного продукта. Обеспечение культурного развития вне конкретного содержательного ценностного понимания культурной политики становится пустой декларацией.

Государственная политика на основе традиционных ценностных приоритетов реализуется

в оценке образов, представленных в современном отечественном художественном процессе, на ТВ и в Интернете, в их продвижении и финансировании, то есть в целенаправленном формировании всего художественного, информационного и образовательного пространства.

Увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, если их интерпретация в социокультурном пространстве будет противоречить национально-государственным ценностям и идеалам, а мотивацией являться праздное туристическое любопытство, не приведет к качественному прорыву в культурной политике.

Отсюда вытекает необходимая установка: все объекты государственной культурной политики (материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов РФ, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное и информационное пространства, международные культурные и гуманитарные связи) должны рассматриваться в контексте ценностного подхода не просто как объекты, но как средства и инструменты культурного просвещения, как способы и формы, направленные на духовно-нравственное совершенствование, воспитание в гражданах России приверженности высшим духовным ценностям [16, с. 261].

Провозглашение ценностно-ориентированного подхода не должно быть формальным и декларативным. Последовательная ценностно-ориентированная культурная политика не только может, но и должна опираться на духовные основания, что предполагает структурирование ценностного содержания, его конкретное наполнение, создание реального механизма его проектирования и контроля.

В нынешней культурной политике среди целевых показателей до сих пор преобладают чисто количественные: среднее число зрителей на мероприятиях, доля театров, имеющих сайт в сети Интернет, среднее число посещений киносеансов и т. д. (целевые показатели Стратегии государственной культурной политики см. в [7]). А таких целевых показателей, которые бы оценивали ценностно-смысловое содержание проектов, программ, практически нет.

Принимая во внимание региональную составляющую государственной культурной политики, приближающиеся сроки окончания реализации многочисленных программ и концепций в сфере культуры, а также развернувшиеся работы по созданию культурных кластеров и культурно-образовательных центров в регионах Российской Федерации, все более актуализируется проблема разработки практического инструментария для измерения эффективности культурной политики. В данном контексте представляется возможным обратиться к активно разрабатываемой в отечественной науке проблеме качества культурной среды.

Понятие культурной среды, его содержание и сущность довольно активно прорабатываются сегодня как отечественными, так и зарубежными исследователями в различных научных направлениях и подходах [2; 3; 5; 6; 11; 12; 15]. Поскольку целью нашего исследования являются критерии качества культурной среды, то, указав выше участников научной дискуссии, отметим, что в своей работе мы руководствуемся понятием, сформулированным А. Я. Флиером: «Культурная среда - комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определенного пространства» [15, с. 302]. В данной дефиниции культурная среда рассматривается как конкретная территория со своей культурной иерархией, ограниченная условными географическими или административными границами и изменяющаяся во времени.

Под качеством культурной среды здесь и далее понимается совокупность признаков, соответствующих свойствам человеческой сущности, условиям бытия или способам удовлетворения потребностей человека, коррелирующая с принципами, целями и задачами государственной культурной политики. Данный подход сформулирован на основе представлений Г. М. Галуцкого о качественных параметрах культуры [4, с. 229] и тезиса О. Н. Астафьевой: «Для нынешнего века, насыщенного глобальными вызовами и проблемами, характеризирующимся изменением роли государств, взаимозависимостью народов и их культур, значение философских оснований для соединения теории и практики, мышления и действия, познания реальности и проектирования будущего повышается. При этом повышает-

ся и ответственность государства за избираемую стратегию, за ценностно-смысловые основания, которые определяют ориентиры культурной политики как одного из видов стратегической управленческой деятельности» [1].

Несмотря на существенную методологическую проработанность, определение критериев качества культурной среды осложняется рядом проблем, в числе которых - необходимость одновременного учета экономического и социального эффекта продуктов культуры и искусства. С экономической точки зрения качество культурной среды оценивается через вклад сферы творческих индустрий в соответствующую экономику (региональную, национальную). Социальный эффект выражается через показатели качества человеческого капитала, уровня жизни населения, обеспечения устойчивости экономического роста, модернизации социальной сферы. В долгосрочной перспективе социальный эффект выражается в содействии институтов культуры формированию таких сложных социально-культурных аспектов, как индивидуальные и групповые ценностные установки: национальная идентичность, толерантность, веротерпимость, а также, как показано в работе Г. В. Сменцарева, в обеспечении национальной безопасности страны [10].

Относительно качества культурной среды существуют значительные методологические трудности и проблемы в разработке его критериев в силу того, что культура является особой отраслью создания творческого продукта, который обладает специфическими характеристиками. К таковым можно отнести: неопределенность и непредсказуемость конечного результата, глубокую гуманистическую составляющую, уникальность, символический характер, неотрывность от творца, неоднозначную, индивидуальную оценку качества различными потребителями.

Большинство отечественных разработок в указанной сфере относится к группе количественных методов и основаны на применении экономико-математического моделирования и составлении интегральных индикаторов, отражающих различные аспекты финансовой и ресурсной эффективности [10]. Однако исключительно количественные критерии не дают представления об уровне предложения или спроса на услуги организаций культуры и искусства, об их эффек-

тивности без сочетания с традиционными методами качественного анализа продуктов культуры, который соотносится с ценностно-ориентированным подходом в культурной политике.

Указанные проблемы обусловили вариативность подходов в определении критериев качества культурной среды. На наш взгляд, достойными серьезного внимания в этом отношении являются исследования Т. Т. Фисюк, Е. Ю. Захаровой (Алтайский государственный институт культуры) [14], Н. В. Сабельниковой (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) [9], научного коллектива Южного филиала ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва» под руководством Горловой Ирины Ивановны. Результаты работы последнего представлены в коллективной монографии [8] и являются наиболее методологически близкими нашим представлениям об изучении качества культурной среды.

Монография посвящена вопросам, связанным с созданием методического аппарата по выявлению степени эффективности реализации региональной культурной политики в контексте ценностно-ориентированного подхода. Региональная культурная политика здесь исследована с учетом социокультурного развития современного российского общества. Авторы подробно рассмотрели и проанализировали проблемы, связанные с методологическими аспектами ценностно-нормативного анализа региональной культурной политики, представили методику аксиологического анализа нормативных правовых документов, определяющих региональную культурную политику, эффективность которой выявляется посредством исследований культурной жизни социума на основе эмпирических данных.

Научный анализ нормативных правовых актов разного уровня, учитывающий их ценностную компоненту, авторы указанной монографии предлагают базировать не столько на специальных методах, применяемых в теории государства и права (формально-правовой, сравнительно-правовой методы, метод правового моделирования и т. д.), сколько на различных научных инструментах, позволяющих выявить и исследовать содержащееся в них ценностное наполнение. Среди предложенных инструментов - контент-анализ, дающий возможность трансформировать изначально не

структурированную информацию в специально организованный массив данных, а также методы герменевтики, связанные с определением как правового, так и ценностного смысла тех или иных норм [8, с. 107].

Аксиологический анализ нормативной базы региональной культурной политики коллектив авторов рекомендует дополнить определением специфических для каждого региона вызовов, обладающих потенциальной опасностью для ценностной сферы, и выделением основных характеристик модели региональной культуры. При этом учет количественных показателей, измеряющих эффективность региональной культурной политики, представляется явно недостаточным, поскольку ясно, что при анализе ее результатов необходимо исходить из того, насколько планомерные и последовательные инвестиции в человека привели к качественному обновлению его личности. Отсюда выводится необходимость использования методов, основанных на изучении изменений, происходящих с обществом и индивидом под влиянием культуры и ценностной матрицы, задающей приоритеты региональной культурной политики.

В итоге «оценку культурной политики в регионе предлагается проводить по следующим направлениям:

- анализ ее соответствия федеральной и региональной нормативно-правовой базе в сфере культурной политики;

- измерение ценностного потенциала путем анализа ценностно-идентификационной основы объединения населения региона, анализа воздействия культуры и искусства на формирование ценностных установок жителей региона;

- социокультурное исследование инфраструктуры отрасли культуры региона, которое включает оценку деятельности подведомственных учреждений, востребованность их различными социально-демографическими группами населения региона» [8, с. 126].

Имеется определенный методологический и эмпирический задел проработки сформулированных проблем и в Кемеровском государственном институте культуры. Так, в 2019 году были опубликованы результаты социологических исследований культурных потребностей и культурных интересов молодёжи и подрастающего поколения, в частности подростковой возрастной

группы, в городе Кемерово в связи с созданием культурного кластера в Кузбассе, включающего в себя культурно-образовательные и музейные комплексы. Авторами данного исследования стали А. И. Юдина и А. С. Тельманова [17]. Они сформулировали основные положения своего исследования в контексте определения культурных потребностей подростков г. Кемерово и востребованности инфраструктуры будущего культурного кластера.

Также в Кемеровском государственном институте культуры в сентябре 2019 года временным научным коллективом был апробирован методический инструментарий изучения качества культурной среды региона с установкой на качественные показатели, впоследствии использованный при проведении пилотного исследования в рамках грантового проекта. Для решения поставленной научной задачи был организован комплекс научно-исследовательских мероприятий:

- мониторинг с целью выявления влияния культурной среды на социально-культурные установки граждан и определения качества реализации государственной культурной политики в регионе;

- социологический опрос с целью анализа степени вовлеченности респондентов в культурную среду региона, осведомленности о проводимых в регионе культурных мероприятиях, выявления социально-культурных предпочтений и степени удовлетворенности респондентов качеством реализации государственной культурной политики.

Мониторингу подверглись деятельность учреждений культуры области (театр, музей, кинотеатр, филармония, библиотека, парк культуры и отдыха), средства массовой информации (региональное телевидение, радиоканалы, печатные СМИ), а также места пребывания граждан (торговый центр, магазины, автозаправочная станция, учреждение здравоохранения, транспорт, отделение банка, предприятие общественного питания, центр предоставления государственных услуг и др.).

В качестве примера приведем несколько критериальных показателей, использованных в мониторинге:

- культура обслуживания, в том числе вежливость и доброжелательность работников учреждения;

- внешний вид работников учреждения (чистота, опрятность, наличие форменной одежды);

- дизайнерское оформление пространства;

- содержание мероприятий учреждения, направленных на культурное просвещение и воспитание граждан;

- работа на базе учреждения обществ, клубов, общественных объединений просветительской, краеведческой, творческой направленности;

- привлекательность и наполнение сайта культурно-просветительской информацией;

- привлечение волонтеров;

- соотношение постановок отечественных и иностранных авторов в репертуаре за квартал (то же по кинофильмам, то же по музыкальному оформлению);

- реакция зрителей на постановку/кинофильм/мероприятие;

- наполненность зала;

- доля спектаклей/кинофильмов/мероприятий для детей в репертуаре за квартал;

- наличие скидок для посещения учреждения семьями с детьми;

- использование новых технологий культурной деятельности;

- соответствие в целом деятельности учреждения государственной культурной политике.

Мониторинг проводился группой экспертов.

В опросе приняли участие респонденты разных социальных (учащиеся, рабочие, служащие, деятели культуры, представители бизнес-класса, общественных организаций и др.) и возрастных групп (молодежь от 15 лет, средняя возрастная группа, старшая возрастная группа - более 70 лет). Всего было опрошено 227 человек. Поскольку содержательный анализ результатов реализованного проекта не входит в задачу данного исследования, постольку вновь акцентируем внимание на показателях, предложенных респондентам для оценки культурной среды региона:

- формы проведения досуга;

- систематичность/случайность отслеживания культурных событий в регионе;

- частота посещения культурных мероприятий/учреждений;

- виды посещаемых мероприятий/учреждений культуры;

- цель посещения культурных мероприятий;

- причины, мешающие посещать культурные мероприятия;

- удовлетворенность качеством культурных мероприятий, проводимых в регионе;

- общая оценка культурного уровня жителей региона.

Все предложенные респондентам вопросы представляли смешанный тип (прописанные варианты ответов с возможностью сформулировать свой вариант).

Опять-таки отвлекаясь от содержательных результатов пилотного проекта, необходимо отметить, что предложенная «двухсторонняя» методика изучения качества культурной среды (со стороны производителей и со стороны потребителей культурного продукта) представляется действенной, перспективной, естественно, требующей доработки в соответствии с новыми культурными практиками развития региона. Однако в ходе реализации пилотажа выяснилась также и ограниченность предложенных исследовательских ин-

струментов в оценке ценностной составляющей культурной среды региона, ее корреляции с установками государственной культурной политики. В связи с этим научным коллективом определена задача на разработку и апробирование еще более комплексного инструментария (с привлечением методики Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва; специальных методик пролонгированных исследований ценностных предпочтений и потребностей различных слоев населения региона). Решение поставленной исследовательской задачи также реализуется в рамках гранта РФФИ - Кемеровская область - Кузбасс «Социально-культурные потребности населения Кузбасса в условиях развития кластера искусств: социально-философские и психолого-педагогические аспекты выявления и формирования аттракторов».

Литература

1. Астафьева О. Н. Культурная политика: теоретические аспекты и практика реализации [Электронный ресурс] // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». -2013. - № 1-2. - URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13-01/717-a (дата обращения: 20.02.2020).

2. Астафьева О. Н., Флиер А. Я. Социокультурная модернизация: формирование новой культурной среды [Электронный ресурс] // Культурол. журн. - 2013. - № 1 (11). - URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/ 182.html&j_id=13 (дата обращения: 25.02.2020).

3. Бежовец Э. В. Факторы формирования культурной среды региона (на примере Великого Новгорода) [Электронный ресурс] // Тр. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. - 2015. - Т. 211. - С. 44-47. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/faktory-formirovaniya-kulturnoy-sredy-regiona-na-primere-velikogo-novgoroda/viewer (дата обращения: 20.02.2020).

4. Галуцкий Г. М. Методологическое обоснование параметров для моделирования социокультурного развития региона // Вестн. МГУКИ. - 2014. - № 1 (58). - С. 227-235.

5. Ирхен И. И. Балетный сегмент в структуре культурной среды российских регионов [Электронный ресурс] // Вестн. Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. - 2016. - № 5 (46) - С. 12-19. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/baletnyy-segment-v-strukture-kulturnoy-sredy-rossiyskih-regionov/viewer (дата обращения: 25.02.2020).

6. Неценко О. В., Реушенко А. А. Направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона [Электронный ресурс] // Азимут науч. исслед.: педагогика и психология. -2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 166-168. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n7napravleniya-sotsialno-pedagogicheskoy-diagnostiki-hudozhestvenno-kulturnoy-sredy-regiona/viewer (дата обращения: 02.03.2020).

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html (дата обращения: 25.02.2020).

8. Региональная культурная политика: методология, институты, практики: Ценностно-нормативный подход: моногр. / И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, А. В. Крюков и др. - М.: Ин-т Наследия, 2019. - 206 с.

9. Сабельникова Н. В. Управление эффективностью деятельности в сфере культуры в условиях экономической нестабильности [Электронный ресурс] // Петерб. эконом. журн. - 2016. - № 4. - С. 168-175. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-effektivnostyu-deyatelnosti-v-sfere-kultury-v-usloviyah-ekonomicheskoy-nestabilnosti/viewer (дата обращения: 02.03.2020).

10. Сменцарев Г. В. К вопросу о возможности измерения эффективности культуры современной России [Электронный ресурс] // Культурол. журн. - 2012. - № 4 (10). - URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/161.html&j_ id=12 (дата обращения: 06.03.2020).

11. Сметанина М. Д. Феномен культурной среды [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. - 2019. - № 3 (59). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fenomen-kulturnoy-sredy/viewer (дата обращения: 06.03.2020).

12. Стрелкова Е. И. Культурная среда и ее системообразующие компоненты // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 13. - С. 122.

13. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_172706 (дата обращения: 25.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Фисюк Т. Т., Захарова Е. Ю. Проблема оценки эффективности результатов деятельности учреждений культуры в условиях интеграции культурно-досуговой сферы в новые общественные отношения и рыночную экономику [Электронный ресурс] // Уч. зап. (Алт. гос. акад. культуры и искусств). - 2017. - № 2 (12). -С. 92-72. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otsenki-effektivnosti-rezultatov-deyatelnosti-uchrezh deniy-kultury-v-usloviyah-integratsii-kulturno-dosugovoy-sfery-v-novye/viewer (дата обращения: 15.03.2020).

15. Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты // Флиер А. Я. Избр. раб. по теории культуры. - М.: Согласие, 2014. - 556 с.

16. Фундаментальные основания государственной культурной политики России: историко-философский аспект / А. Л. Казин, Г. В. Скотникова и др. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2017. - 288 с.

17. Юдина А. И., Тельманова А. С. Культурный кластер как средство приобщения детей и молодежи к культурным ценностям и продуктам современной культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. -2019. - № 3(76). - С. 154-156.

References

1. Astafyeva O.N. Kul'turnaya politika: teoreticheskie aspekty i praktika realizatsii [Cultural policy: theoretical aspects and implementation practice]. Sovremennaya nauka: Aktual'nye problem teorii i praktiki. Seriya"Gumanitarnye nauki" [Modern science: Actual problems of theory and practice. Series "Humanitarian Sciences"], 2013, no. 1-2. (In Russ.). Available at: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13-01/717-a (accessed 20.02.2020).

2. Astafyeva O.N., Flier A.Ya. Sotsiokul'turnaya modernizatsiya: formirovanie novoy kul'turnoy sredy [Socio-cultural modernization: formation of a new cultural environment]. Kul'turologicheskiy zhurnal [Cultural magazine], 2013, no. 1 (11). (In Russ.). Available at: http://cr-journal.ru/rus/journals/182.html&j_id=13 (accessed 25.02.2020).

3. Bezhovets E.V. Faktory formirovaniya kul'turnoy sredy regiona (na primere Velikogo Novgoroda) [Factors of formation of the cultural environment of the region (on the example of Veliky Novgorod)]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituía kul'tury [Proceedings of the Saint Petersburg state Institute of culture], 2015, vol. 211, рр. 44-47. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-kulturnoy-sredy-regiona-na-primere-velikogo-novgoroda/viewer (accessed 20.02.2020).

4. Galutskiy G.M. Metodologicheskoe obosnovanie parametrov dlya modelirovaniya sotsiokul'turnogo razvitiya regiona [Methodological justification of parameters for modeling the socio-cultural development of the region]. Vestnik MGUKI[Bulletin ofMGUKI], 2014, no. 1 (58), рр. 227-235. (In Russ.).

5. Irkhen I.I. Baletnyy segment v strukture kul'turnoy sredy rossiyskikh regionov [Ballet segment in the structure of the cultural environment of Russian regions]. Vestnik Akademii russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoy [Bulletin of the Vaganov Russian Ballet Academy], 2016, no. 5 (46), рр. 12-19. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/baletnyy-segment-v-strukture-kulturnoy-sredy-rossiyskih-regionov/viewer (accessed 25.02.2020).

6. Netsenko O.V., Reushenko A.A. Napravleniya sotsial'no-pedagogicheskoy diagnostiki khudozhestvenno-kul'turnoy sredy regiona [Directions of socio-pedagogical diagnostics of the artistic and cultural environment of the region]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2018, vol. 7, no. 4 (25), рр. 166-168. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7napravleniya-sotsi-alno-pedagogicheskoy-diagnostiki-hudozhestvenno-kulturnoy-sredy-regiona/viewer (accessed 02.03.2020).

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.02.2016 № 326-r "Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda" [Order of the Government of the Russian Federation dated 29.02.2016 No. 326-R "On approval of the Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030"]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru/ law/hotdocs/45830.html (accessed 25.02.2020).

8. Gorlova I.I., Kovalenko T. V., Kryukov A.V., Bychkova O.I., Tretyakova E.Yu., Gutsalov A.A., Zorin A.L., Kostina N.A. Regional'naya kul'turnaya politika: metodologiya, instituty, praktiki: tsennostno-normativnyy podkhod [Regional cultural policy: methodology, institutions, practice: Value-normative approach]. Moscow, Institut Naslediya Publ., 2019. 206 р. (In Russ.).

9. Sabelnikova N.V. Upravlenie effektivnost'yu deyatel'nosti v sfere kul'tury v usloviyakh ekonomicheskoy nestabil'nosti [Managing the effectiveness of cultural activities in the context of economic instability]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal [St. Petersburg economic journal], 2016, no. 4, pp. 168-175. (In Russ.). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-effektivnostyu-deyatelnosti-v-sfere-kultury-v-usloviyah-ekonomicheskoy-nesta-bilnosti/viewer (accessed 02.03.2020).

10. Smentsarev G.V. K voprosu o vozmozhnosti izmereniya effektivnosti kul'tury sovremennoy Rossii [Concerning the possibility of measuring the effectiveness of culture in modern Russia]. Kul'turologicheskiy zhurnal [Cultural magazine], 2012, no. 4 (10). (In Russ.). Available at: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/161.html&j_id=12 (accessed 06.03.2020).

11. Smetanina M.D. Fenomen kul'turnoy sredy [The phenomenon of cultural environment]. Obshchestvo:filosofiya, isto-riya, kul'tura [Society:philosophy, history, culture], 2019, no. 3 (59). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/fenomen-kulturnoy-sredy/viewer (accessed 06.03.2020).

12. Strelkova E.I. Kul'turnaya sreda i ee sistemoobrazuyushchie komponenty [Cultural environment and its system-forming components]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2014, no. 13, p. 122.

13. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 № 808 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki" [Decree of the President of the Russian Federation dated 24.12.2014 No. 808 "On approving the Foundations of state cultural policy"]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsultant Plyus" [Legal reference system "Consultant Plus"]. (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706 (accessed 25.02.2020).

14. Fisyuk T.T., Zakharova E.Yu. Problema otsenki effektivnosti rezul'tatov deyatel'nosti uchrezhdeniy kul'tury v usloviyakh integratsii kul'turno-dosugovoy sfery v novye obshchestvennye otnosheniya i rynochnuyu ekonomiku [The problem of evaluating the effectiveness of the results of cultural institutions in the context of integration of the cultural and leisure sphere in the new social relations and market economy]. Uchenye zapiski (Altayskaya gosudarst-vennaya akademiya kul'tury i iskusstv) [Scientific notes (Altai state Academy of culture and arts)], 2017, no. 2 (12), pp. 92-72. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otsenki-effektivnosti-rezultatov-deyatel-nosti-uchrezhdeniy-kultury-v-usloviyah-integratsii-kulturno-dosugovoy-sfery-v-novye/viewer (accessed 15.03.2020).

15. Flier A.Ya. Kul'turnaya sreda i ee sotsial'nye cherty [Cultural environment and its social features]. Izbrannye raboty po teorii kul 'tury [Selected works on the theory of culture]. Moscow, Soglasie Publ., 2014. 556 p. (In Russ.).

16. Kazin A.L., Skotnikova G.V., Gubareva O.V., Dmitrieva M.A., Bespalova T.V., Zakunov YuA. Fundamental'nye os-novaniya gosudarstvennoy kul 'turnoy politiki Rossii: istoriko-filosofskiy aspekt [Fundamental foundations of the state cultural policy of Russia. Historical and philosophical aspect]. St. Petersburg, PETROPOLIS Publ., 2017. 288 p. (In Russ.).

17. Yudina A.I., Telmanova A.S. Kul'turnyy klaster kak sredstvo priobshcheniya detey i molodezhi k kul'turnym tsen-nostyam i produktam sovremennoy kul'turnoy deyatel'nosti [Cultural cluster as a means of introducing children and youth to cultural values and products of modern cultural activities]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2019, no. 3(76), pp. 154-156. (In Russ.).

УДК 008

ИССЛЕДОВАНИЕ И ТВОРЕНИЕ В НАУКЕ И ПРОЕКТИРОВАНИИ

Балабанов Павел Иванович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, права и социально-политических дисциплин, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: philosov416@kemguki.ru

Зауэрвайн Лариса Теодоровна, кандидат философских наук, доцент, заместитель директора Кемеровского областного колледжа культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: lzauervayn@mail.ru

В статье рассматривается проблема взаимоотношения процедур исследования и творения в таких формах человеческой активности, как обыденное познание, наука, проектирование. В обыденном познании исследование - это изучение чего-нибудь, а творение - это осуществление, созидание чего-нибудь нового. В науке исследование - это выработка новых научных знаний, включающая в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.