Научная статья на тему '«Культурная среда» и «Культурное пространство»: целесообразность использования понятий в исследовании театральной культуры российской провинции'

«Культурная среда» и «Культурное пространство»: целесообразность использования понятий в исследовании театральной культуры российской провинции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1701
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНЫ / CULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL SPACE / THEATRICAL CULTURE / REGIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сабелев Михаил Михайлович

В статье рассматривается целесообразность использования понятий «культурная среда» и «культурное пространство» в исследовании театральной культуры российской провинции. Выделяются основные составляющие понятий, прослеживаются общие и отличительные черты, анализируются определения. Упоминаются и перечисляются основные научные работы и исследователи проблем, связанных с терминами «культурная среда» и «культурное пространство». Приводится история воз никновения, использования, толкования и научной трансформации данных понятий. Рассматриваются подходы к проблеме определения понятий «культурная среда» и «культурное пространство» у ведущих исследователей в области культурологии. Театральное искусство анализируется как коммуникативная система, при которой происходит взаимодействие «художественный акт зритель». Автор упоминает влияние театрального и музыкального искусства на ассоциативный ряд зрителя, замечая, что смысл, заложенный автором произведения, может преломляться и восприниматься в индивидуализированном виде. Приводятся доказательства воздействия театра как социально-культурного института в процессах формирования культурной среды российской провинции. В статье выделяются основные формы взаимодействия театра на публику. В выводе приводится аргументация целесообразности использования термина «культурная среда» при описании и анализе процессов, происходящих в российской провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Cultural Environment” and “Cultural Space”: Feasibility of Using the Terminology in the Study of Russian Provincial Theater Culture

The article examines the feasibility of using the concepts of “cultural environment” and “cultural space” in the study of theater culture of the Russian province. It singles out the main components of the concepts, definitions are analyzed. The author explores the similarities and differences in the definitions referred to in the article. Reference is made and transferred to the main scientific work of the researchers and the problems associated with the terms “cultural environment” and “cultural space”. The article is about the history of the origin, use, interpretation and scientific transformation of these concepts. It approaches to the problem of the definition of the concepts of “cultural environment” and “cultural space” among the leading researchers in the field of cultural studies. One of the main theses of the article is the proof of the involvement of theater art in the process of forming the cultural environment of the Russian province. Dramatic art is analyzed as a communicative system in which the interaction occurs “artistic act viewer”. Proved impact on the sociocultural layer components such as the value-hierarchic system of social concepts, space and social rituals of social mimesis. The author mentions the influence of theatrical and musical art in the associative array audience, noting that sense, founded by the author of a work can be refracted and perceived individualized form and gives evidence of the theater as a social and cultural institution in the formation of the cultural environment of the Russian province. The article highlights the main forms of cooperation of the theater with the public. The conclusion follows from the argument whether to use the term “cultural environment” in the description and analysis of the processes occurring in the Russian province.

Текст научной работы на тему ««Культурная среда» и «Культурное пространство»: целесообразность использования понятий в исследовании театральной культуры российской провинции»

References

1. Ageeva E.I., Patsevich G.I. Iz istorii osedlykh poseleniy i gorodov Yuzhnogo Kazakhstana [From the history of settled settlements and cities of Southern Kazakhstan]. Trudy Instituta istorii, arkheologii i etnografii AN Kaz. SSR [Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Academy of Sciences of Kaz. SSR]. Alma-Ata, 1958, pp. 107-108. (In Russ.).

2. Baypakov K.M., Smagulov E.A., Erzhigitova A.A. Rannesrednevekovye nekropoli Yuzhnogo Kazakhstana [Early medieval necropolis of South Kazakhstan]. Almaty, Baur Publ., 2005, 236 p. (In Russ.).

3. Baypakov K.M., Voyakin D.A. Goroda Priaral'ya: Dzhend, Asanas, Barchkent [Cities of Priaralye: Dzhend, Asanas, Barchkent]. Vestnik Mezhdunarodnykh Tsentral'noaziatskikh issledovaniy [International Journal of Central Asian Studies (MICAI)]. Samarkand, 2009, vol. 10, pp. 26-33. (In Russ.).

4. Bartol'd V.V. Turkestan v epokhu mongol'skogo nashestviya [Turkestan in the epoch of the Mongol invasion]. Sochineniya [Compositions]. Moscow; Leningrad, 1963, vol. I. 761 p. (In Russ.).

5. Bashtannik S.V. Zemledel'cheskaya kul'tura Iuzhnogo Kazakhstana epokhi srednevekov'ya [Medieval agriculture of South Kazakhstan]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2007, 126 p. (In Russ.).

6. Bashtannik S.V. Arkheobotanicheskie issledovaniya na srednevekovykh pamyatnikakh doliny reki Arys' [Archaeobo-tanical studies at medieval sites in the Arys river valley]. Arkheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii [Archaeology, Ethnology and Anthropology ofEurasia], 2008, no. 1, pp. 85-92. (In Russ.).

7. Bashtannik S.V. Semirechenskiy otrezok Velikogo Shelkovogo puti [Semirechye shortcut of the Great Silk Road]. Vestnik Kemerovskogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state university of culture and arts], 2016, no. 34, pp. 134-141. (In Russ.).

8. Kovtun I.V., Bashtannik S.V., Zharonkin V.N., Fribus A.V. Samus'koe vremya Ust'ya Kozhukha-1, yugo-vostoch-nyy faktor i "granito-agal'mtalitovyy" put' [Samus' time of Ust'ye Kozhuha-1, the southeast and the factor of "granite-agalmatolit" way]. Istoriko-kul'turnoe nasledie Kuzbassa: aktual'nye problemy izucheniya i ohrany pam'yatnikov arkheologii [Historical and cultural heritage of Kuzbass: actual problems of study and preservation of archaeological monuments]. Kemerovo, 2011, pp. 104-113. (In Russ.).

9. Lubo-Lesnichenko E.I. Velikiy Shelkovyy put' [Great Silk Road]. Vostochnyy Turkestan v drevnosti i rannem Srednevekov'e. [East Turkestan in antiquity and the early Middle Ages]. Moscow, 1988, pp. 352-356. (In Russ.).

10. Sarianidi V.I. O velikom lazuritovom puti na Drevnem Vostoke [About lazurite great way in the Ancient East]. Kratkie soobshcheni'ya o dokladakh i polevykh issledovaniyakh Instituta arkheologii AN SSSR. [Summary of the reports and field studies of the Institute of Archaeology of the USSR]. Moscow, 1968, vol. 114, pp. 3-9. (In Russ.).

11. Svod pamyatnikov istorii i kul'tury Respubliki Kazakhstan. Yuzhno-Kazakhstanskaya oblast' [Corpus of historical and cultural monuments of the Republic of Kazakhstan. South-Kazakhstan region]. Almaty, 1994. 368 p. (In Russ.).

12. Tolstov S.P. Goroda guzov [Cities of Guzes]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 1947, no. 3, pp. 55-102. (In Russ.).

УДК 304.5

«КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА» И «КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО»: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ

Сабелев Михаил Михайлович, аспирант, кафедра культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ) E-mail: [email protected]

В статье рассматривается целесообразность использования понятий «культурная среда» и «культурное пространство» в исследовании театральной культуры российской провинции. Выделяются основные составляющие понятий, прослеживаются общие и отличительные черты, анализируются определения. Упоминаются и перечисляются основные научные работы и исследователи проблем, связанных с терминами «культурная среда» и «культурное пространство». Приводится история воз-

никновения, использования, толкования и научной трансформации данных понятий. Рассматриваются подходы к проблеме определения понятий «культурная среда» и «культурное пространство» у ведущих исследователей в области культурологии. Театральное искусство анализируется как коммуникативная система, при которой происходит взаимодействие «художественный акт - зритель». Автор упоминает влияние театрального и музыкального искусства на ассоциативный ряд зрителя, замечая, что смысл, заложенный автором произведения, может преломляться и восприниматься в индивидуализированном виде. Приводятся доказательства воздействия театра как социально-культурного института в процессах формирования культурной среды российской провинции. В статье выделяются основные формы взаимодействия театра на публику. В выводе приводится аргументация целесообразности использования термина «культурная среда» при описании и анализе процессов, происходящих в российской провинции.

Ключевые слова: культурная среда, культурное пространство, театральная культура, регионы.

"CULTURAL ENVIRONMENT"AND "CULTURAL SPACE": FEASIBILITY OF USING THE TERMINOLOGY IN THE STUDY OF RUSSIAN PROVINCIAL THEATER CULTURE

Sabelev Mikhail Mikhaylovich, Postgraduate, Department of Culturology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation) E-mail: [email protected]

The article examines the feasibility of using the concepts of "cultural environment" and "cultural space" in the study of theater culture of the Russian province. It singles out the main components of the concepts, definitions are analyzed. The author explores the similarities and differences in the definitions referred to in the article. Reference is made and transferred to the main scientific work of the researchers and the problems associated with the terms "cultural environment" and "cultural space". The article is about the history of the origin, use, interpretation and scientific transformation of these concepts. It approaches to the problem of the definition of the concepts of "cultural environment" and "cultural space" among the leading researchers in the field of cultural studies. One of the main theses of the article is the proof of the involvement of theater art in the process of forming the cultural environment of the Russian province. Dramatic art is analyzed as a communicative system in which the interaction occurs "artistic act - viewer". Proved impact on the socio-cultural layer components such as the value-hierarchic system of social concepts, space and social rituals of social mimesis. The author mentions the influence of theatrical and musical art in the associative array audience, noting that sense, founded by the author of a work can be refracted and perceived individualized form and gives evidence of the theater as a social and cultural institution in the formation of the cultural environment of the Russian province. The article highlights the main forms of cooperation of the theater with the public. The conclusion follows from the argument whether to use the term "cultural environment" in the description and analysis of the processes occurring in the Russian province.

Keywords: cultural environment, cultural space, theatrical culture, regions.

Понятие «культурная среда» не часто встречается в исследованиях в области культурологии, социологии и антропологии, однако определенное количество работ, в которых используется данный термин, существует. В качестве примера можно привести исследования О. Б. Ершовой «Социально-культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи» по специальности «Теория, методика

и организация социально культурной деятельности», Ю. В. Величко «Феномен культурной среды малых городов западной Сибири» специальности «Теория и история культуры» и ряд других. Термин «культурное пространство» более распространён в культурологической исследовательской среде. В качестве примера можно привести такие работы, как «Культурное пространство и механизмы формообразования региональной куль-

туры» А. Г. Лазарева по специальности «Теория и история культуры», «Глобальное культурное пространство: философский анализ» П. А. Гончарова и т. д. В контексте данной статьи попробуем проследить целесообразность использования одного и другого термина при исследовании культуры российской провинции.

Цель данной статьи - аргументация целесообразности использования понятий «культурная среда» и «культурное пространство» в исследовании театральной культуры российской провинции.

Задачи статьи можно сформулировать следующим образом:

1. Выявление позиций в понятии «культурная среда» и «культурное пространство».

2. Разграничение понятий «культурная среда» и «культурное пространство».

3. Отбор определений «культурной среды», наиболее целесообразных контексту исследования театральной культуры российской провинции.

4. Экспликация рабочего определения «культурной среды», соответствующего задачам исследования театральной культуры российской провинции.

Изначально понятие «среда» применялось исключительно по отношению к географическому положению. Например, в работах французского философа Ж. Бодена, первым сделавшего попытку рассмотреть вопрос о географической среде в формировании общественных и политических отношений (см. [11]). Впоследствии термин используется философом И. Тэном в сфере философии и социологии (см. [3, с. 350]), и, наконец, его применение распространяется на смежные науки, такие как культурология, искусствознание, антропология и другие. При этом в самом термине «культурная среда» присутствует неоднозначность. Исследователи, например, П. Н. Савицкий соотносят понятие «культурная среда» и «культура», подчёркивая способность культуры к динамическому обновлению и синтезу (см. [3, с. 350]). Однако в контексте данного исследования следует разграничить эти понятия, воспользовавшись определением, предложенным А. Я. Флие-ром в работе «Культурная среда и ее социальные черты»: «Культурная среда - это не просто территория разных культурных взаимодействий, а

особое пространство социальных ритуалов, социального мимесиса, ценностно-иерархизирован-ной системы социальных понятий» [10]. Также А. Я. Флиер обращает внимание на то, что «познавательные возможности по исследованию динамических процессов изменчивости культурой среды и перспективы ее модернизации следует искать где-то в пределах этого проблемного поля» [10]. Приведенная цитата задает направление размышлениям, дает отправную точку для научной рефлексии на тему компонентов понятия «культурная среда» и ее функции, позволяет в дальнейших рассуждениях осуществлять трактовку термина «культурная среда» с позиции пространства социально-культурных взаимодействий.

При этом было бы неправильно ограничиваться лишь терминологией А. Я. Флиера и игнорировать мнение других исследователей. Например, Э. А. Орлова рассматривает понятие «социокультурная среда». Она трактует этот термин как «как результат коммуникативных актов, в котором «Я» обращается к «Другому», постигая его как личность, которая обращена к нему самому, причем оба понимают это» [6, с. 21]. Это ценное дополнение, поскольку процессы взаимодействия на социально-культурном уровне являются неотъемлемой частью формирования культурной среды. В культурологическом словаре А. И. Кравченко дается следующее определение «Культурная среда - совокупность социально культурных объектов, связанных с созданием и распространением культурных ценностей, а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовно-нравственная атмосфера в обществе» [4, с. 278]. Далее Кравченко делает акцент на количественных характеристиках, присущих культурной среде. Имеется в виду число культурных объектов на одного жителя страны или на один квадратный километр. Недостаток определения - ограничение содержания понятия культурная среда материальной составляющей культуры, поскольку остается обойденным социальный аспект этого определения. Целесообразность видится в соединении социально-культурного и материально-ценностного аспектов. Следует уточнить, что под материально-ценностным аспектом понимается совокупность

физических объектов культуры, выполняющих определенную функцию и представляющих известную ценность, разделяемую большинством общества. Предпочтение одного из рассмотренных выше определений, а также оперирование каждым из них по отдельности не представляется целесообразным при изучении театральной культуры российской провинции. В связи с тем, что театральное искусство объединяет в себе и материально-ценностную и социально-культурную функции есть основания опираться на оба определения. Кроме того, стоит учитывать, что театр сочетает в себе и материально-ценностные (идеологическую, эстетическую и аксиологическую), и социально-культурные (гносеологическую, коммуникативную, стратифицирующую и игровую) функции. В связи с этим, помимо указанного выше, в понятие «культурной среды» следует включить семиотическую составляющую, поскольку культурная среда в данном исследовании рассматривается как составляющая театральной культуры и несет в себе семиотическую функцию [1, с. 93]. Названные аргументы подводят к необходимости отталкиваться от трех обозначенных выше составляющих культурной среды, опираться на социально-культурный аспект, предложенный А. Я. Флиером, и при этом, не упускать из внимания ту часть определения А. И. Кравченко, где акцентированно внимание на материальных составляющих. Таким образом, в дальнейших рассуждениях с термином «культурная среда» будем соотносить материально-ценностный, социально-культурный и семантический аспекты культуры определенного общества.

Для выяснения целесообразности использования понятий «культурная среда» и «культурное пространство» в исследовании театральной культуры российской провинции есть смысл проанализировать несколько типов определений «культурной среды». Существует множество типологий в определении «культуры» и «культурной среды», однако мы остановимся на двух, характеризующих основные подходы к пониманию данного термина. Первый тип связан с институциональным (территориальным) пониманием культурной среды как ареала ее зарождения, формирования и развития. В институциональном понимании культурная среда формируется под влиянием заимствований, благодаря организации новых инсти-

тутов, распространению их в социокультурном пространстве. Этот подход свойственен работам таких исследователей, как Л. Н. Коган и Б. С. Ера-сов. Относительно театральной культуры российской провинции будет рассматриваться процесс зарождения театра как социально-культурного института в той или иной географической области, анализироваться качество и количество заимствований, а также влияние на общекультурный фон.

Второй тип определений связан с пониманием культурной среды как способа формирования ценностных ориентаций. Человек здесь выступает создателем ценностей. В процессе культурной деятельности происходит их опредмечивание, закрепление в форме социальных норм, создавая, таким образом, возможность накопления и передачи ценностей культуры последующим поколениям. Ценностное понимание фиксирует важный подход, близкий к определению А. И. Кравченко, подразумевающий материально-ценностный аспект. Театральное искусство тоже может выступать в роли ценностно-формирующего механизма в обществе, транслируя и опредмечивая смысловую, моральную и этическую информацию в творческой форме посредством сценического воплощения какого-либо произведения. Также театр выполняет функцию накопления и передачи ценности последующим поколениям. Это еще один аргумент для рассмотрения театральной культуры в контексте понятия «культурная среда».

Однако для перехода к области исследования, театральной культуры регионов, следует проанализировать термин «культурное пространство» и сравнить его с описанными выше характеристиками культурной среды. В статье Е. В. Орловой «Культурное пространство: определение, специфика, структура» дается достаточно полный разбор исторического происхождения термина, его отличительных признаков, приводится несколько определений предложенных различными исследователями. Е. В. Орлова не предлагает собственного определения термина, сосредоточив внимание на анализе определений других авторов. Рассмотрим определения «культурного пространства», встречающиеся в статье Е. В. Орловой, охватывающие различные аспекты этого термина. Задачей анализа будет целесообразность использования данного понятия

для исследования театральной культуры регионов. Первое - определение А. Н. Быстровой из работы «Культурное пространство как пред мет философской рефлексии»: «Культурное пространство - это пространство реализации человеческой виртуальности, осуществления социальных программ, целей и интересов, распространения идей и взглядов, языка и традиций, верований и норм, и т. д.» (см. [5, с. 43]). Анализируя данное определение, можно сделать вывод о более широких возможностях употребления термина «культурное пространство», не ограничиваясь географическими рамками. При употреблении термина «культурное пространство» в контексте театральной культуры скорее речь бы шла о Театре как о культурном явлении европейской цивилизации. Следующее определение «культурного пространства» принадлежит А. С. Кармину, представлено в работе «Основы культурологии. Историография культуры»: «Культурное пространство - это все многообразие моделей и идеалов человеческой деятельности и все отношения культуры» (см. [5, с. 44]). В данном определении акцент направлен на внутренние культурные процессы и его использование в контексте изучения театральной культуры является нецелесообразным. Следующее определение сформулировано Н. А. Бердяевым в «Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России»: «Культурное пространство - это реальная протяженность территориального сообщества, которое состоит из определенного количества дистрибутивно сопрягающихся в параметрах времени "текстов" культуры» (см. [5, с. 44]). Н. А. Бердяев делает акцент на географических характеристиках пространства, проводя параллель с его культурной составляющей. Данный подход мог бы быть использован при анализе сходств и различий разных театральных культур, например, запада и востока. И последнее из рассматриваемых определений «культурного пространства» принадлежит А. С. Кармину: «Культурное пространство - пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих между собой» (см. [5, с. 45]). Содержание вышепредставленного определения открывает возможность рассуждения о театраль-

ной культуре как об одной из многих составляющих культурного пространства, но в этом случае следует рассматривать театр в комплексе других явлений культуры российской провинции.

Исходя из приведенных выше определений можно говорить о «культурном пространстве» как о совокупности всех проявлений культуры, свойственных определенной группе людей, объединенных несколькими общими признаками - например, такими как территориальная, национальная и языковая идентичность. Понятие «культурная среда» в свою очередь является более конкретным термином, характеризует определенный культурный слой и может быть применимо к какой-либо области человеческой деятельности или к определенной социальной группе исходя из институционального или территориального принципа группировки. Однако не стоит исключать из внимания тот факт, что большинство культурных процессов на практике, пресекаются между собой и зачастую не имеют столь точного разграничения. И, тем не менее, в целях аргументации правомерности использования термина «культурная среда» в исследовании театрального искусства осуществим данное разграничение.

Искусство в своих разных видах является способом коммуникации, при котором осуществляется трансляция определенных смыслов, представленных в конкретной или художественно выраженной форме. В статье А. Я. Флиера «Культура как среда: опыт аналитического структурирования» авторитетный исследователь отмечает: «Символическая деятельность и ее продукция в ее основных проявлениях (искусство, религия, этнографические ритуалы, социальный этикет) нужны обществу, в первую очередь, для обучения людей правилам нормативного социального поведения и стимулирования их добровольного исполнения этих правил, демонстрации эталонных примеров одобряемого и осуждаемого поведения, иерархии предпочитаемых ценностных построений и т. п.» [9, с. 106]. Применяя размышления А. Я. Флиера к исследованию театральной культуры российской провинции, можно отметить следующее. Театр в своей символической деятельности выполняет социокультурную миссию не только транслирования социального поведения, но и формирует систему ценностей общества. Кроме того, опреде-

ление «культурной среды» А. Я. Флиера позволяет рассуждать о театре как о социальном институте, транслирующем определенные смыслы через выразительные средства искусства: актерскую игру, музыку, слово. Функции театра как социального института подробно рассматриваются в статье Т. О. Адриановой «Социальные функции театра». Автор этой работы выделяет такую функцию, как формирование общественного сознания, обращая внимание на то, что «особого подъема театральное искусство достигает тогда, когда отстаивает гуманистические идеи, глубоко и правдиво раскрывает духовные проблемы современного общества, помогает найти ответы на трудные жизненные вопросы» [1, с. 92]. Также Т. О. Адрианова обращает внимание на то, что «театр имеет большое влияние на формирование эстетического вкуса, нравственности и политической зрелости народа» [1, с. 92], тем самым являясь одним из элементов формирующих культурную среду социума путем вербальной коммуникации. Здесь следует внести небольшое уточнение: применительно к данному исследованию музыкальное искусство следует относить к невербальным средствам коммуникации, воспринимая конкретное музыкальное произведение как «художественный текст», несущий в себе определенные смыслы.

Процессы коммуникации в пределах поля взаимодействия «художественный акт - зритель» можно описать, ссылаясь на работу Ю. М. Лот-мана «Семиосфера». Лотман рассматривает коммуникацию как процесс пересечения смысловых кругов говорящего и слушающего, в котором ценность заключается в передаче информации, находящейся за пределами поля пересечения. Искусство передает информацию аналогичным способом, используя и комбинируя ранее знакомые зрителю образы для трансляции заложенного автором смысла. Театральное и музыкальное искусство аналогично взаимодействует со зрителем на ассоциативном уровне. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о социальной роли искусства, состоящей в передаче определенных культурных универсалий в контексте культуры. Аналогичный вывод встречается в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: О. И. Андреева, М. С. Каган, А. Я. Флиер, Г. Блумер, Г. Е. Дебор и других, одна-

ко в данной статье он является необходимым для понимания взаимосвязи театрального искусства и «культурной среды» общества.

В контексте региональной культуры формирование культурной среды можно охарактеризовать как процесс преемственности социально-культурных и ценностных норм или социально-культурный мимесис. И по сей день в большинстве провинциальных театральных трупп главные режиссеры приезжают из европейской части России, из Москвы или Санкт-Петербурга. Отчасти это связанно с наличием в вышеназванных городах профильных высших учебных заведений, подготовкой в них достаточно редких режиссерских специальностей. Приезжие режиссеры в процессе создания спектакля привносят свою эстетику в театральную культуру провинции и тем самым формируют культурную среду. Правда, на рубеже ХХ-ХХ1 веков опыты такого рода не всегда оказывались удачными, и далеко не каждый режиссер-фрилансер способствовал эффективному развитию провинциального театра [8, с. 209], однако подробный искусствоведческий анализ художественной ценности театральных постановок этого периода остается за рамками данной статьи.

Исходя из приведенной выше аргументации, можно сделать вывод о целесообразности использования термина «культурная среда» в вопросе изучения определенных аспектов культуры, в данном случае театральной. Обращение к понятию «культурной среды» допустимо в случаях концентрации исследовательского внимания на специфических, узконаправленных темах, например, на изучении проблем формирования театрального искусства российской провинции. Термин «культурная среда» может быть применен к исследованиям, связанным с формированием театральной культуры регионов, поскольку театральное искусство выступает в роли ценностно-формирующего механизма, оказывая влияние на социум. В процессе формирования и развития культурной среды образуется особое, присущее только ей семиотическое поле, одной из составляющих которого может являться театральная культура. Термин «культурное пространство» имеет широкий охват и применим в случаях исследования более крупного социально-культурного слоя, объединенного общими признаками, например, региона или страны в целом.

Литература

1. Адрианова Т. О. Социальные функции театра // Вестн. Челябин. гос. ун-та. - Челябинск: ЧелГУ, 2012. -Вып. 28. - С. 91-94.

2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники. - М.: Когито-Центр, 2001. - 384 с.

3. Кострица Е. И. История возникновения термина «культурная среда» на примере статьи П. Н. Савицкого «Евразийство» // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 97. - С. 349-356.

4. Кравченко А. И. Культурология: слов. - М.: Академ. Проект, 2000. - 671 с.

5. Орлова Е. В. Культурное пространство: определение, специфика, структура // Аналитика культурологии. -2010. - № 18. - С. 42-53.

6. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект, 2004. -480 с.

7. Палеева О. Л. Обмен культурными ценностями: сущность и механизмы: автореф. дис. ... канд. культурологии. - М., 2011. - 23 с.

8. Прокопова Н. Л. Фрилансеры в театральной режиссуре: попытка осмысления проблемы (на мат-ле театров Кузбасса 2000-2010 годов) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство в культурно-историческом контексте: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова; пер. Т. А. Григорьянц. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - 2013. - Вып. 11. - С. 207-252.

9. Флиер А. Я. Культура как среда: опыт аналитического структурирования // Культура культуры. - 2014. -№ 1 (1). - С. 104-115.

10. Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] // Информ. гуманитар. портал «Знание. Понимание. Умение». - 2013. - № 2 (март - апр.). - URL: http://www.zpu-joumal.ru/e-zpu/2013/2/ Flier_Cultural-Milieu.

11. Энциклопедия культурологии. Теория среды. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/685/ТЕОРИЯ.

References

1. Adrianova T.O. Sotsial'nye funktsii teatra [The social function of the theater]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarst-vennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. Chelyabinsk, ChelGU Publ., 2012, vol. 28, pp. 91-94. (In Russ.).

2. Vil'son G. Psikhologiya artisticheskoy deyatel'nosti: talanty i poklonniki [Psychology for performing artists butterflies and bouquets]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2001. 384 p. (In Russ.).

3. Kostritsa E.I. Istoriya vozniknoveniya termina "kul'turnaya sreda" na primere stat'i P.N. Savitskogo "Evraziystvo" [The history of the term "cultural environment" for example, the article by P.N. Savitsky "Eurasianism"]. Izvesti-ya RGPU imeni A.I. Gertsena [News RGPU named after A.I. Herzen]. St. Petersburg, 2009, no. 97, рр. 349-356. (In Russ.).

4. Kravchenko A.I. Kul 'turologiya: slovar'[Cultural: Dictionary]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2000. 671 p. (In Russ.).

5. Orlova E.V. Kul'turnoe prostranstvo: opredelenie, spetsifika, struktura [The cultural space: definition, specificity, structure]. Analitika kul'turologii [Analysis of Cultural Studies], 2010, no. 18, pp. 42-53. (In Russ.).

6. Orlova E.A. Kul'turnaya (sotsial'naya) antropologiya: uchebnoeposobie dlya vuzov [Cultural (social) anthropology: textbook for high schools]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2004. 480 p. (In Russ.).

7. Paleeva O.L. Obmen kul'turnymi tsennostyami: sushchnost' i mekhanizmy. Avtoref. dis. kand. kul'turologii [The exchange of cultural values: the nature and mechanisms. Author's abstract of diss. PhD of culturology]. Moscow, 2011. 23 p. (In Russ.).

8. Prokopova N.L. Frilansery v teatral'noy rezhissure: popytka osmysleniya problemy (na materiale teatrov Kuzbas-sa 2000-2010 godov) [Freelancers in theater directing: attempt to comprehend the problem (based on the theater Kuzbass 2000-2010)]. Iskusstvo i iskusstvovedenie: teoriya i opyt: Iskusstvo v kul'turno-istoricheskom kontekste: sb. nauch. tr. [Art and art history: Theory and Experience: Art in the cultural and historical context: a collection of scientific papers]. Ed. N.L. Prokopova; transl. T.A. Grigor'yants. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2013, iss. 11, pp. 207-252. (In Russ.).

9. Flier A.Ya. Kul'tura kak sreda: opyt analiticheskogo strukturirovaniya [Culture as a medium: the analytic experience structuring]. Kul'tura kul'tury [Culture of culture], 2014, no. 1 (1), pp. 104-115. (In Russ.).

10. Flier A.Ya. Kul'turnaya sreda i ee sotsial'nye cherty [The cultural environment and its social features (electronic resource)]. Informatsionnyy gumanitarnyy portal "Znanie. Ponimanie. Umenie" [Information Humanitarian Portal "Knowledge. Understanding. Skill"], 2013, no. 2 (March - April). (In Russ.). Available at: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu.

11. Entsiklopediya kul'turologii. Teoriya sredy [Encyclopedia of Cultural Studies. The theory of the environment]. (In Russ.). Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/685/TEORIYa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.