Научная статья на тему 'Ценностно-ориентационная составляющая психологии профессиональной элиты'

Ценностно-ориентационная составляющая психологии профессиональной элиты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / ЭЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Н.Б., Чхиквадзе Т.В.

В статье представлены результаты исследования ценностно-ориентационного компонента элитологической компетентности профессиональной элиты методом поперечных срезов. Обнаружены особенности ценностных ориентаций профессиональной элиты на различных этапах профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELITOLOGICAL COMPETENCE AND ITS VALUE-ORIENTED COMPONENT IN FORMATION OF PROFFESSIONAL ELITE

The article presents the results from a cross-sectional survey of the value-oriented component of the elitological competence of the professional elite. Peculiarities of individual value-orientations among professional elite on different stages of professionalization are revealed.

Текст научной работы на тему «Ценностно-ориентационная составляющая психологии профессиональной элиты»

УДК 159.99

Карабущенко Н.Б., Чхиквадзе Т.В.

Российский университет дружбы народов E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ

В статье представлены результаты исследования ценностно-ориентационного компонента элитологической компетентности профессиональной элиты методом поперечных срезов. Обнаружены особенности ценностных ориентаций профессиональной элиты на различных этапах профессионального становления.

Ключевые слова: элита, профессиональная элита, элитологическая компетентность, ценностные ориентации.

Современное профессиональное сообщество в ситуации текущей реформы системы образования сталкивается с вопросом об изменении процесса формирования новой профессиональной элиты и развития элитологической компетентности будущих профессионалов [1], [3], [4], [6]. Ранее мы определили элитологичес-кую компетентность, как «способность личности к интеграции знаний, умений и навыков в области изучения физического, психического и духовного в человеке, социальных процессов и межкультурных взаимодействий, общественного устройства и жизнедеятельности природного мира, а также готовность человека к историко-культурной, национально-религиозной, приро-до-экологической сохранительной деятельности, решению социальных, политических, экономических, экологических, культурно-эстетических и духовных проблем».

Важным структурно-содержательным компонентом элитологической компетентности профессионала является ценностные ориентации личности. Этот компонент содержит в себе нравственно-этические, гуманистические, социопри-родные, эколого-охранные, культуро-сберегаю-щие, религиозно-терпимые, этно-толерантные ценностные ориентации; ценности существования в социуме и природе, определения жизненной стратегии, физического и духовного развития, практической элитоориентированной деятельности [4]. Критериями сформированности данного компонента выступают характер проявления элитологических ценностей, степень сформированности нравственно-этических и гуманистических ценностных ориентаций, готовности их реализации в элитоориентриованной деятельности.

Для подробного изучения ценностно-ори-ентационного компонента элитологической

компетентности в становлении профессиональной элиты нами был использован метод поперечных срезов. С помощью методики Шварца для изучения ценностных ориентаций личности за последние 8 лет были опрошены 1156 человек, из которых 280 являются доцентами и профессорами РУДН (ППС), 876 являются студентами РУДН (376 - студенты 1 курса, 356 человек оканчивают бакалавриат, 144 человек оканчивают магистратуру). Таким образом, охвачены основные вехи становления профессионала в период обучения и особенности профессиональной элиты, участвующей в данном процессе.

В ходе статистического анализа полученных данных было произведено сравнение группы ППС и студентов, а также студенческой выборки по этапу овладения профессией: 1 курс, оканчивающие бакалавриат и оканчивающие магистратуру.

Сравнение выборок ППС и студентов с помощью критерия хи-квадрат подтвердило значимые различия по всем шкалам, а именно в ори-ентациях на конформность (%20001=86,17), традиции (%2оооо=179,73), доброту ^^ШДЗ), универсализм (х2о 000=245,38), самостоятельность (%2оооо=148,17), стимуляцию (х2о,ооо=196,26), гедонизм (%20 000 = 4 0 8,28), достижения (%20000=103,16), власть (%20000=283,98), безопасность (%2оооо=149,08). На рис. 1 для сравнения представлены средние значения обеих выборок по вышеуказанным ценностным ориентациям.

У преподавателей более ярко выражены ориентации на универсализм, безопасность и самостоятельность, в то время как студенты больше ориентированы на доброту, достижения, конформность, традиции, власть, гедонизм и стимуляцию.

Карабущенко Н.Б. и др.

Ценностно-ориентационная составляющая психологии...

Для преподавателей имеет большее значение ценности благополучия всех людей и природы (ориентация на универсализм), безопасности и стабильности общества, отношений и самого себя (ориентация на безопасности), а также самостоятельность мышления и выбора способов действия в творчестве и исследовательской активности. Полученные результаты указывают на стремление к реализации своего потенциала на благо общества и активную жизненную позицию в этом вопросе.

Особенности ценностных ориентаций студенчества отражают жизненные задачи, с которыми они столкнулись в период ранней зрелости. Проблема определения дальнейшего личностного и профессионального роста выражается в сосредоточенности на благополучия близких людей (доброта). Забота о благе всего общества еще не является настолько актуальной для студентов как у преподавателей, поскольку они еще не обладают достаточными знаниями, умениями, навыками и компетентностью для этого, а ориентация на универсализм начнет проявляться по мере обучения и дальнейшего включения в профессиональное сообщество.

Кроме того, студентам предстоит найти свое место в обществе, что возможно только через овладение профессией. В связи с этим актуальны ценности достижения и власти. Эти ценностные ориентации могут стать основой активности студентов в общественной жизни и профессиональной деятельности.

Ориентация на достижения характеризуется стремлением к личному успеху через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Центральная

ности власти и достижения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии.

Помимо всего прочего, у студентов более ярко выражены ориентации на традиции и конформность. Мотивационной целью ориентации на традиции является уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в обществе и следование им. Она позволяет максимально полно усвоить передаваемый преподавателям материал, избегая излишней критичности.

Сравнительный анализ результатов студентов на разных этапах профессионализации проводился с помощью критерия Крускала-Уоллиса. Он показал высоко значимые различия в ориентациях на доброту (Н0000=24,455), самостоятельность (Н0000=16,317), достижения (Н0006=10,343), конформность (Н0000=18,819), традиции (Н0001=13,334, р=0,001), власть (Н0 005=10,734) и гедонизм (Н0008=9,664). На рисунке 2 для сравнения представлены средние значения по указанным ценностным ориента-циям у студентов 1 курса, оканчивающих бакалавриат (4 курс) и магистратуру (6 курс).

В целом характерно, что у выпускников 4 курса данные ценностные ориентации выражены наиболее ярко, а у выпускников 6 курса -менее остальных.

к

й X

т <ч К

X

«

и а О

80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Студенты I Преподаватели

ИШм

цель ориентации на власть заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами. Ценность власти фокусируются на социальном уважении и достижение доминантной позиции в рамках целой социальной системы. Цен-

п

и

о р

е в и

£

о

о н

о

а п о

п

е

Ш

о н

Л

ле т

«

о

а С

ут

о р

ю

о

н

е

о

о

Л

т £ л

И

Л

т

о

о н

2

р

о

н о

и и Я и

да р

н

п

и н

о

д

е

1-4

1

2

и

я «

л у

С

Ориентация на

Рисунок 1. Диаграмма средних значений ценностных ориентаций, статистически значимо отличающихся у ППС и студентов РУДН

Педагогика

Четвертый курс является выпускающим и выполняет функцию включения студента в профессиональное сообщество [5]. По окончании бакалавриата студент получает право на профессиональную деятельность. Этот период становиться важной вехой для человека, поскольку он совершает выбор пути дальнейшего профессионального развития: обучение в магистратуре и интеграция в научное профессиональное сообщество или поиск работы и реализация себя в практической и прикладной сфере деятельности. В связи с этим определенные категории ценностных ориентаций у четверокурсников выше, чем у студентов 1 и 6 курса.

Ориентация на доброту считается производной от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы [3]. Его мотивацион-ная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, ответственность, дружба, зрелая любовь и т. д.). То, что она наиболее ярко выражена у студентов 4 курса, вероятно, объясняется тем, что на 4 курсе совершается выбор приоритетной задачи: профессиональное развитие и поступление в магистратуру или работа, личностное развитие и создание семьи. На 6 курсе данная ориентация выражена даже меньше, чем у студентов 1 курса, поскольку в магистратуре обучается первая категория студентов, т. е. те, кто решает проблему профессионального роста в поисках элитологической компетентности.

о К И о Г св И п о о И Ч

о £

60 50 40 30 20 10 0

_—Г"^_Ш 6 курс

ЯШа

ж

Студенты выпускного 4 курса стремятся к самостоятельности как важнейшему качеству, позволяющему начать работу по профессии, однако студент выпускного 6 курса уже имеют представление о своей дальнейшей профессиональной карьере, поскольку активно включены в жизнь научного и профессионального сообщества. Они ценят помощь и эффективность совместной работы в решении профессиональных задач.

Тенденция изменений ориентаций на власть и достижения может объясняться параметром предсказуемости - непредсказуемости ситуации дальнейшего профессионального становления.

Тенденция изменений ориентаций на конформность и традиции также может отражать этапы профессионального становления студентов. К выпускному 4 курсу приходит осознание роли профессионального сообщества в учебной и профессиональной деятельности, а к 6 курсу в результате тесного взаимодействия с профессиональным сообществом студент осознает широту профессиональных рамок и возможности творческого подхода. Таким образом, студенты 4 курса стремятся выйти из-под влияния своих наставников, а студенты 6 курса способны оценить компетентность профессиональной элиты.

Динамика по снижению выраженности ориентации на гедонизм, т. е. наслаждению и чувственному удовольствию представляется закономерной с точки зрения и профессионального и личностного становления. В частности, юношеский возраст с ведущим процессом самоопределения личности и установления личностной автономии и независимости предполагает познание себя, в том числе через поиск стимулов чувственного наслаждения. Однако к концу обучения пе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 1 курс

□ 4 курс

Л?

V

/

Л"

«г

#

#

#

СГ

Ориентация на

Рисунок 2. Диаграмма средних значений ценностных ориентаций, статистически значимо отличающихся у студентов 1 курса, 4 курса и 6 курса

ред студентами встает проблема интимно-личностных отношений, а именно взятие на себя ответственности за другого человека и создание семьи, что снижает интерес к внешнему миру как источнику удовольствий.

Карабущенко Н.Б. и др.

Ценностно-ориентационная составляющая психологии..

Полученные результаты указывают на стремление профессиональной элиты к реализации своего потенциала на благо общества и активную жизненную позицию в этом вопросе.

Для периода становления и процесса овладения базовыми профессиональными навыками в ходе обучения в высшем учебном заведении характерна тенденция усиления ориента-ций на ценности доброты, самостоятельности, достижений, конформности, традиций, власти и гедонизма к выпуску из бакалавриата и снижению их значимости к выпуску из магистратуры. В этот период начинается процесс сближения с профессиональной элитой по ценностной ориентации на самостоятельность.

Студенты выпускного курса бакалавриата стремятся к самостоятельности как важнейшему качеству, позволяющему начать работу по

профессии. Однако студенты выпускного курса магистратуры уже имеют представление о своей дальнейшей профессиональной карьере, поскольку активно включены в жизнь научного и профессионального сообщества. Они ценят помощь и эффективность совместной работы в решении профессиональных задач.

Что касается ориентаций на безопасность и универсализм, то значительных изменений по данному параметру в процессе обучения не наблюдается. Вероятно, что процесс изменения ценностно-ориентационного компонента эли-тологической компетентности личности происходит по мере включения личности в активную профессиональную деятельность, а также процесс передачи своих знаний, умений, навыков и элитологической компетентности следующим поколениям профессиональной элиты.

15.01.2013

Работа выполнена при поддержке совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых - докторов наук. МД-481.2012.6.

Список литературы:

1. Вечтомов, Е. Интеллектуальная элита и гуманитарное образование / Е. Вечтомов // Интеллектуальная элита России XX века : столица и провинция : материалы межрегион. науч. конф. - Киров : Вят. гос. гуманитар. ун-т, 2003. - С. 31-37.

2. Иващенко, А. В. Специфика проявления духовности у студентов с разной профессионально направленностью / А. В. Иващен-ко, Т. В. Чхиквадзе // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. - 2012. - № 1. - С. 50-57.

3. Карабущенко, Н. Б. Уровни элитологического формирования личности / Н. Б. Карабущенко // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. - 2011. - № 4. - С. 12-16.

4. Карабущенко, Н. Б. Элитологическая компетентность : сущность, составляющие, функции и уровни / Н. Б. Карабущенко // Вестник ОГУ. - 2012. - № 7 (143). - С. 136-140.

5. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - СПб. : Речь, 2004. - 70 с.

6. Пряжников, Н. С. Психология элитарности / Н. С. Пряжников. - М. : Изд-во Института практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000 - С. 98.

Сведения об авторах:

Карабущенко Наталья Борисовна, заведующий кафедрой психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор психологических наук, профессор 117198, г. Москва, ул. Миклухо Маклая, 6, каб. 3, тел. (495) 4343266, e-mail: n_karabushenko@inbox.ru Чхиквадзе Тинатин Владимировна, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, кандидат психологических наук, e-mail: tv.chkhikvadze@yandex.ru

UDC 159.99

Karabuschenko N.B.,Chkhikvadze T.V.

E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

ELITOLOGICAL COMPETENCE AND ITS VALUE-ORIENTED COMPONENT IN FORMATION OF PROFFESSIONAL ELITE

The article presents the results from a cross-sectional survey of the value-oriented component of the elitological competence of the professional elite. Peculiarities of individual value-orientations among professional elite on different stages of professionalization are revealed.

Key words: elite, professional elite, elitological competence, value-orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.