Научная статья на тему 'Элитологическая компетентность: сущность, составляющие, функции и уровни'

Элитологическая компетентность: сущность, составляющие, функции и уровни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / ЭЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭЛИТОЛО2 ГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна

В статье раскрыта сущность элитологической компетентности как социально2психологичес2 кого явления и базового фактора формирования профессиональной элиты, включающая струк2 турно2содержательные компоненты, функции, уровни и критерии ее сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элитологическая компетентность: сущность, составляющие, функции и уровни»

Карабущенко Н.Б.

Российский университет дружбы народов Е-mail: n_karabushenko@inbox.ru

ЭЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ:

СУЩНОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ФУНКЦИИ И УРОВНИ

В статье раскрыта сущность элитологической компетентности как социально-психологического явления и базового фактора формирования профессиональной элиты, включающая структурно-содержательные компоненты, функции, уровни и критерии ее сформированности.

Ключевые слова: элита, профессиональная элита, элитологическая компетенция, элитологическая компетентность.

Современная социокультурная ситуация отличается социально-политическими и духовными переменами, происходящими в обществе. Смена ценностных приоритетов и общественно-политических, экономических ориентиров в XXI веке стала источником изменения парадигмы общественного сознания, что повлекло за собой глобальные перемены в сфере образования. Перед вузами возникла проблема качества профессиональной подготовки будущих специалистов, конкурентноспособных в различных сферах жизнедеятельности и востребованных не только на внутреннем, но и мировом рынках труда. В связи с этим назрела потребность в переосмыслении философии и политики образования и разработке новой концепции развития российского высшего образования.

Высшее образование в России на сегодняшний момент интегрировано в единое мировое образовательное пространство, что само по себе определяет высокую планку развития и модернизации образовательной системы в нашей стране. Путь развития может быть представлен в единстве ключевых составляющих: стратегия модернизации, ценностно-смысловые, нравственно-этические, духовные ориентиры, профессионально-инновационный подход к качеству образовательного процесса, равноправный диалог в едином информационно-образовательном пространстве, определенные критерии и признаки оценки подготовленности профессионала (компетентностный подход), новые условия и средства организации образовательной среды - все это характеризует новый подход к системе образования и уровню образованности личности.

Формирование компетентностей приобретает особую важность на этапе становления

информационного и гражданского общества в современной России. Это обусловлено изменением отношения к личности, к ее статусу, месту в системе общественных отношений, расширением степени личной свободы. Таким образом, каждая сформированная компетенция приобретает субъективный характер, тем самым способствует порождению внутренних механизмов самоориентации, саморегуляции и самореализации личности.

Компетентностный подход - это метод моделирования целей и результатов образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности (В.И. Байденко, Т.М. Балы-хина, А.А. Деркач, Д.С. Ермаков [1], А.В. Иващенко [2], И.А. Зимняя, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Ж. Делор, Дж. Равен, В. Хутмахер и др.).

В современных условиях модернизации российского образования встает вопрос о повышении требований к подготовке будущих специалистов, которые должны быть подготовлены не только в профессиональном, но и общекультурном планах. Выпускник престижного вуза стремится попасть в элитные слои своего профессионального сообщества. А для этого он должен обладать элитологической компетентностью.

Термин «элитологическая компетентность личности» вводится нами впервые.

Сформулируем основные теоретические позиции, позволяющие разграничить понятия «элитологическая компетенция» и «элитологическая компетентность».

Элитологическая компетенция - совокупность качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для осуществления различ-

ных видов практической деятельности с позиций социальной, общественной, культурно-духовной, национально-этнической, религиозной, экологической целесообразности, включающей культуросохранную, природоохранительную, национально-миротворческую деятельность.

Элитологическая компетентность - способность личности к интеграции знаний, умений и навыков в области изучения физического, психического и духовного в человеке, социальных процессов и межкультурных взаимодействий, общественного устройства и жизнедеятельности природного мира, а также готовность человека к историко-культурной, национально-религиозной, природо-экологической сохранитель-ной деятельности, решению социальных, политических, экономических, экологических, культурно-этических и духовных проблем.

Элитологическая компетентность в структуре личности связана с важнейшими образованиями, такими как элитное сознание [4], элитологическая культура, элитоориентированное мировоззрение [3]. Она является определяющим уровнем развития элитной личности, способствующим достижению высшего уровня элито-ориентированности мировоззрения человека.

На наш взгляд, элитологическая компетентность - это интегральное явление, включающее в себя различные компетентности (профессиональную, управленческую, коммуникативную, конфликтологическую, творческую, этнокультурную, межкультурную, экологическую и др.), т. е. предполагает выработку высоких требований, предъявляемых к формированию профессиональной элиты.

Сущность элитологической компетентности нами рассматривается с позиций онтологического подхода, т. к. в данной парадигме человек - общество - природа предстают как целостный, совместный субъект, реализующий в своем развитии и проявлении гуманистические и общеприродные принципы, тем самым способный к самосовершенствованию и саморазвитию через формирование целостного субъекта психической реальности. Таким образом, компетентность выступает в качестве сущностной основы бытия личности, стимулирующей процессы самосозидания (человек - творец своей собственной жизни, ответственный за принятие решений и совершение поступков) (табл. 1).

В свете комплексного изучения элитологической компетентности были рассмотрены ее базовые функции:

- интегративная, включающая в себя ряд общекультурных компетенций (профессиональную, управленческую, коммуникативную, конфликтологическую, творческую, этнокультурную, межкультурную, экологическую и др.), позволяющих комплексно подойти к пониманию и практической реализации элитологической компетентности как системному феномену формирования и саморазвития личности в единстве составляющих «человек - общество - природа», представленных как единый субъект жизнедеятельности;

- социальная, выявляющая способы адаптации, социализации, саморазвития, самоактуализации человека как природного и социального существа, обеспечивающая формирование элитного сознания и элитоориентированного мировоззрения личности в рамках определенного социального сообщества, определяющая цели, содержание, условия, способы, критерии оценки жизнедеятельности человека в социальной и природной среде;

- методологическая, отражает взаимосвязь и интеграцию факторов, свойств, отношений в системах функционально-деятельностной организации систем: «человек - человек», «человек - общество», «человек - природа», «социум - человек - мир природы», использование методологического интегративного элитопсихологического подхода к выявлению уровня сформированности элитологической компетентности личности, системы методов, средств, приемов, форм организации в процессе познания и преобразования социального и природного мира;

- прогностическая, отражающая способность личности предугадывать последствия социальных изменений, техногенных катастроф, природных катаклизмов, готовность ответственно относиться к принятию решений и совершению поступков и действий, способных произвести изменения как в общественном сознании, так и в природной среде;

- мировоззренческая, раскрывающая социум и природный мир в единстве взаимосвязей, человек же предстает как результат социо-при-родной интеграции, как элемент целостного, неделимого субъекта жизнедеятельности планеты

Таблица 1. Структурно-содеражательные компоненты элитологической компетентности личности

Компонент Содержание Критерии сформированности

Потребностно- мотивационный Потребность в самоактуализации, самосовершенствовании, познавательные, нравственноэстетические, духовные, мировоззренческие потребности, гражданские, природоохранные, социально-гуманистические, экономические, практические мотивы элитоориентированной деятельности Устойчивый интерес к элитоориентированной деятельности как на личностном, так и на социальном уровнях, готовность ответственно относиться к принятию решений, руководствоваться нравственно-этическими и гуманистическими принципами

Когнитивный Понимание единой, целостной, неделимой сущности «человеческого - социального - природного», знание закономерностей функционирования общества, знание истории развития человечества, культурных традиций и ценностей, религиозных картин мира, понимание сущности и предназначения человека на земле в его единстве с природой. Характеристики элитологического мышления - аналитические, прогностические, диагностические, проектные особенности, рефлексивные умения, способы выявлять и решать проблемы общемирового, природного масштаба Объем усвоенных знаний о человеке, обществе и природе. Степень освоения способов и приемов мыслительных действия, способствующих прогнозированию, выявлению и решению социально-политических, экономических, культурно-этических, экологических и гуманистических проблем

Деятельностно- поведенческий Практическое освоение различных видов (созидательной, преобразовательной, охранительной, восстановительной, инновационной, образовательной) и функций (прогностической, креативно-продуктивной, практической, информационной, профессиональнотрудовой, социально-экономической, политической, здоровьесберегающей, развивающей, социализирующей) элитоориентированной деятельности Практическое освоение различных видов элитоориентированной деятельности, наличие опыта в разработке и реализации учебно-производственных проектов, нацеленных на стабилизацию социальнополитического, экономического, межкультурного климата в стране, на стимулирование инновационнопрактической деятельности в различных сферах жизнедеятельности, на улучшение состояния окружающей среды

Эмоционально- волевой Волевые качества (дисциплинированность, организованность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность), необходимые для реализации элитоориентированнной деятельности; возникающие при этом эмоциональные состояния (эмоции, чувства, настроения, симпатии, антипатии, привязанности, негативное отношение к не гуманным поступкам, вредным привычкам) Степень мобилизации энергии, воли, эмоциональная настроенность на элитоориентированную деятельность

Ценностно- ориентационный Нравственно-этические, гуманистические, социоприродные, эколого-охранные, культуросберегающие, религиозно-терпимые, этно-толерантные ценностные ориентации; ценности существования в социуме и природе, определения жизненной стратегии, физического и духовного развития, практической элитоориентированной деятельности Характер проявления элитологических ценностей, степень сформированности нравственно-этических и гуманистических ценностных ориентаций, готовность их реализации в элитоориентированной деятельности

Смысловой Экзистенциальные элитологические смыслы, ориентация в первую очередь не на материальные и социальные блага и привилегии, а на духовное самосовершенствование, самоактуализацию личности. Личностный смысл строится на интеграции трех равноценных начал «человеческом - общественном -природном», единство которых обеспечивает глубину проникновения в сущность природного и социального в человеке Отражает степень проявления смысла элитоориентировнной деятельности, ее личностной значимости для индивида, а также место в ценностно-смысловой системе структуры личности

Креативный Отражает характер творческой созидательной активности личности в системе «человек - общество -природа» Г отовность к преодолению трудностей в познавательной и творческой деятельности; самостоятельность и независимость в творческих начинаниях; потребность расширить кругозор и развить в себе творческие способности

Рефлексивный Способность личности к самооценке отношения к другому человеку, к социуму, природному миру, к этническим и религиозным традициям других народов, историческим и культурным ценностям Готовность к осуществлению социально- и экологоориентированной профессиональной деятельности, к достижению результатов и получению опыта социального, профессионального, экологического. Стремление к самосознанию, самопознанию и самопониманию в системе «человек -общество - природа», а также к саморазвитию личности

Земля, а в силу разумности человек несет ответственность за действия, производимые в общественной и природной среде, за негативные изменения социально-политического, экономического, культурного и экологического характера;

- профессионального самоопределения, характеризующаяся потребностью личности в профессионализации, в накоплении знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессиональной элитоориентировн-ной деятельности, характеризующейся способностью личности к достижению профессионального акме, с целью иннновацинно-преобразовательного изменения окружающего мира и общественного устройства;

- ценностно-смысловая, обеспечивающая нравственно-этическую и духовную ориентацию личности, обуславливающую смысложизненную направленность деятельности в целостной системе «человек - общество - природа»;

- культурная - фактор формирования норм, ценностей, культурных традиций, форм поведения, связанных с развитием различных типов (социальной, экономической, политической, эстетической, духовной, профессиональной, экологической и др.) культуры, является источником преобразования и созидания, способствует развитию творческого потенциала личности, стимулирует сохранение и создание культурных ценностей, является двигателем технического и научного прогресса;

- профессиональная - способствует осуществлению осознанного выбора профессии и овладению знаниями, умениями и навыками в выбранной профессиональной деятельности, а также характеризует готовность личности квалифицированно и ответственно подходить к решению профессиональных задач.

Наряду с выделенными функциями элитологической компетентности также были выделены уровни ее сформированности:

- базовый, отражающий совокупность знаний о человеке и окружающем его мире, о системе общественных отношений и роли субъектов элиты в социально-политической, экономической и культурной сферах жизнедеятельности социума, характере взаимодействия или степе-

ни воздействия (влияния) человека в системе «общество - природа», о сущности стратификации, социальном неравенстве, феноменологического единства «лидер - подчиненный», «элита - масса»;

- элитарный, раскрывающий представления об элите как некой закрытой общности, обладающей социальными привилегиями, имеющей материальный достаток, использующий властный, политический, экономический ресурсы. Это своего рода: «элита крови» (элитарный статус, титул передается по наследству), «элита богатства» (все социально-политические привилегии приобретаются при помощи денег и связей с влиятельными людьми). Система образования элитарного типа также строится по принципу - в престижное учебное заведение имеют доступ лишь избранные (из именитых династий или дети состоятельных родителей);

- элитный (акме), отражающий меритокра-тическую (ценностную) основу развития компетентности. Осознание личностью необходимости профессионального, социального, духовного, культурного, творческого, нравственно-этического, художественно-эстетического, экологического, политического, экономического и др. совершенствования; развитие в себе способностей и талантов, данных от природы; понимание необходимости непрерывного самообразования и самовоспитания; готовности и способности квалифицированно и ответственно подходить к выполнению деятельности; воспринимать систему «человек - общество - природа» как единый субъект взаимодействия, где каждая составляющая самоценна, а сама система нуждается в грамотной модернизации (совершенствовании), но при разумном сохранении культурного, исторического, природного богатства. Элитная личность осознает необходимость социо-природно-го равновесия для устойчивого развития всех живых систем.

Таким образом, важнейшим фактором формирования субъекта профессиональной элиты является сформированная элитологическая компетентность, включающая структурно-содержательные компоненты, функции, уровни и критерии ее сформированности.

16.05.2012

Работа выполнена при поддержке совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых -

докторов наук. МД-481.2012.6.

Список литературы:

1. Ермаков, Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетенции учащихся: автореф. дис. ... док. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2009.

2. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: монография. - М.: РУДН, 2008.

3. Карабущенко, Н.Б. Уровни элитологического формирования личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2011. - №4. - С. 12-16.

4. Карабущенко, Н.Б. Феномен «элитного сознания» как особая форма отражения окружающей действительности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - № 3 (28). - С. 193-198.

Сведения об авторе:

Карабущенко Наталья Борисовна, заведующий кафедрой психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов, доктор психологических наук, доцент 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, каб. 3, тел. (495) 4343266, 9368520, e-mail: n_karabushenko@inbox.ru

UDC 159.99 Karabuschenko N.B.

Е-mail: n_karabushenko@inbox.ru

ELITOLOGICHESKAYA COMPETENCE: NATURE, COMPONENTS, FUNCTIONS AND LEVELS

This article revealed the essence of elitologicheskoy competence as a social-psychological phenomena and the underlying factor in the formation of the professional elite, which includes structural and content components, functions, levels and criteria of formation.

Key words: elite, professional elite elitologicheskaya competence, competence elitologicheskaya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.