Научная статья на тему 'Элитологическая культура личности: психологические основания'

Элитологическая культура личности: психологические основания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / TRADITIONAL CULTURE / ELITE CULTURE / MASS CULTURE / ELITOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна

В статье рассматривается сущность традиционной, элитарной и массовой типов культур. Выявлены особенности сформированности элитологической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elitological Culture of Personality: Psychological Basis

The article is devoted to the traditional, mass, elitological culture of personality. The peculiarities of the maturity of the elitilogical culture of the personality are revealed.

Текст научной работы на тему «Элитологическая культура личности: психологические основания»

ЭЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ*

Н.Б. Карабущенко

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается сущность традиционной, элитарной и массовой типов культур. Выявлены особенности сформированности элитологической культуры личности.

Ключевые слова: традиционная культура, элитарная культура, массовая культура, элито-логическая культура личности.

Постановка проблемы соотношения традиционной, элитарной и массовой культуры во многом обусловлена историческими обстоятельствами и необходимостью пересмотра некоторых устоявшихся позиций. Интерес к изучению данных типов культуры впервые проявился на рубеже XIX—XX вв., в момент формирования массового индустриального общества. Примечательно, что исследователи оценивали массовую культуру как угрозу существованию искусства, науки и в целом культуры. В классических трудах Г. Лебона, Г. Тарда, З. Фрейда раскрывается сущность психологии толпы и массы, а в исследованиях О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, К.К. Леонтьева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Н.О. Лос-ского, Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова выявляются причины кризиса культуры.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в работах постмодернистов М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра, У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара ориентация на элитарное сознание, способное раскрывать смыслы культуры, приобретает новый смысл. Постмодернистские авторы рассматривают традиционную культуру как культуру Дара, основанную на принципе траты (Ж. Бодрийяр, Ж. Батай), массовую культуру — как доминирующий дискурс телесности (М. Фуко, Ж. Бодрийяр), элитарную культуру — как культуру власти-знания и источник нарративных практик (М. Фуко).

В настоящее время данная проблема существенно переосмыслена (табл.). Это выражается, во-первых, во взвешенном подходе к массовой культуре и стремлении акцентировать как ее негативные, так и позитивные функции; во-вторых, в снижении актуальности сопоставления массовой и элитарной с традиционной культурой; в-третьих, объективным повышением значимости традиций в обществе с явными глобализирующими тенденциями, наконец, в признании факта культурного многообразия как естественного состояния культуры постиндустриального общества.

* Работа выполнена при поддержке совета по грантам Президента РФ для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых — докторов наук. МД-481.2012.6.

Таблица

Важнейшие признаки традиционной, элитарной и массовой культур

Признак Типы культуры

традиционная элитарная массовая

Функциональный Сохранение социокультурной информации Производство новых значений и смыслов Стабилизация социальных структур

Историко-форми-рующий Оформилась в границах первобытной (эколого-генетиче-ской)стадии развития общества Связана с появлением ранних цивилизаций, управление которыми требовало специфических навыков, специализированных знаний, а также рождения новых способов их трансляции Связана с формированием индустриальных отношений и появлением такого социального актора, как массовизированный индивид

Творческий Простое воспроизводство с элементами творчества Инновационная деятельность, продуктивное творчество, предполагающее наличие ярко выраженной индивидуальности в виде субъекта творчества Ориентирована на воспроизводство (упрощенное) тех смыслов, которые рождены в рамках элитарной культуры

Деятельностный Стремится к сохранению и воспроизводству традиционных форм и смыслов. Она ведет к производству, хранению и трансляции основных значений Преследует цель порождения новых форм и смыслов Ориентирована преимущественно на потребление наличных форм и смыслов

Ценностный (продукты культуры) Ритуалы и обряды, праздники Религиозные, философские, художественные и публицистические тексты, а также ритуалы и символы социальной престижности Мода, доминирующая в разных социальных средах, а также политическая и социальная мифология, имеющая большое влияние на массы

Ориентационный Воспроизводство и консервация Инновативность. Принципиально закрытая Призвана наладить в социокультурной системе механизм циркуляции смыслов и значений

Адаптационный Адаптация к природным условиям существования путем воспроизводства уже исторически оправдавших себя форм продукции и технологий жизнедеятельности Адаптация к высоко подвижным историческим условиям существования посредством постоянного порождения новых форм и технологий Адаптация к экономической и политической конъюнктуре посредством актуального потребления любых доступных форм и использованием любых технологий

Личностный Коллективная личность, выступающая в качестве «суммарной», т.е. распределенной на всех членов коллектива Единичная личность, обладающая ярко выраженными особенностями и воплощающая черты неповторимой индивидуальности Деперсонализированный массовый индивид с не выраженным личностным началом

Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012, № 3

В рамках каждой культуры действует определенный субъект: коллективная личность, единичная личность, деперсонализированный массовый индивид, носитель определенного типа культуры личности. Обратившись в сравнительному анализу различных типов культур, мы преследовали научно-исследовательскую цель: выявить отличительные особенности элитологической культуры личности как особого, не относящегося ни к одному из представленных типов, хотя и несколько созвучному с элитарным, но только в плане написания, но не содержания.

Личность с высоким уровнем сформированности элитологической культуры [1] отличается следующими особенностями:

— разносторонними знаниями, отражающими многоаспектные сведения о человеке как социальном и природном существе, о социуме и особенностях его функционирования, развития, культурно-исторических ценностях и традициях, национальных и религиозных представлениях, о социально-политических, экономических, технологических, инновационных процессах, происходящих в мире, о природе как живом организме планеты, нуждающимся в сохранении и защите и др.;

— навыками и умениями, проявляющимися в профессиональной, хозяйственной, общественной, учебной, досуговой, социально-политической, экономической, производственной, познавательной, природоохранительной и др. видах деятельности; элито-ориентированной направленностью деятельности и поведения;

— готовностью и способностью к осуществлению элито-ориентированной деятельности, направленной на творчество и созидание, на инновационную активность, на улучшение и сохранение естественных условий жизни людей, преодоление социальных, политических, экономических, этнических, религиозных, экологических и др. проблем, в рамках собственных возможностей и достигнутой компетентности;

— элитным сознанием [2], которое позволяет личности быть более конгруэнтной, терпимой, способной к эмпатии, обладать развитым элито-ориентиро-ванным мышлением и творческими способностями, проявлять лидерские качества и наращивать социальный авторитет.

Таким образом, элитологическая культура — это интегральное качество (образование) личности, включающее культуру элито-ориентированного мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, ценностно-смысловую культуру, основанную на ответственности, личностной автономии, потребности в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании, обеспечивающую готовность к выполнению элито-ориентированной деятельности и решению проблем, возникающих в системе «человек — общество — природа».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Карабущенко Н.Б. Уровни элитологического формирования личности // Вестник

РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 4. — С. 12—16.

[2] Карабущенко Н.Б. Элитологическое сознание как разновидность индивидуального сознания личности // European Social Science Journal. — 2011. — № 5. — С. 239—244.

ELITOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY: PSYCHOLOGICAL BASIS

N.B. Karabushchenko

Chair of Psychology and Pedagogy Russian People's Friendship University

Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the traditional, mass, elitological culture of personality. The peculiarities of the maturity of the elitilogical culture of the personality are revealed.

Key words: traditional culture, elite culture, mass culture, elitological culture of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.