Научная статья на тему 'Ценностно-гуманитарные аспекты образования'

Ценностно-гуманитарные аспекты образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕТИРЫ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-гуманитарные аспекты образования»

Л. А. Балясникова,

заведующая кафедрой ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе»

Н. Ф. Золотухина, доцент кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе»

ЦЕННОСТНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Особенностью и вызовом процессов глобализации на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стало возрастание рисков «выпадения» личности из различных структур социума из-за несовпадения ценностных ориентиров и темпов социализации личности с глобальными изменениями. Одним из следствий этих тенденций стало возникновение проблемы социальной инклюзии.

В связи с этим необходимо учитывать, что в глобализации следует разделять две противоположные по своим ценностным ориентирам тенденции. Первая — это эволюция человеческой цивилизации к единому целому на основе сохранения этнокультурного многообразия, возрастания общего в духовной жизни людей, интенсификации взаимообмена и сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности. Вторая — это формируемая в лоне транснациональной экономики экспансия идеологии общества потребления с ее диктатом потребностей рынка, культом насилия, навязыванием низкопробных образцов массовой культуры, коммерциализацией сферы культуры и образования.

На наш взгляд, именно в результате наступления идеологии общества потребления — одного из главных виновников нарушения экологического баланса как между природой и обществом, так и между сферой материального потребления и культурным, духовным самоопределением личности — проблемы экологии, возникшие во второй половине ХХ в. и носившие сначала локальный характер, к началу ХХ1 в. обрели уже общемировые масштабы и стали рассматриваться в контексте процессов глобализации.

В конце ХХ в. академик Д. С. Лихачев выступил с предложением о принятии мировым сообществом «Декларации прав куль-

туры» как международного правового документа, защищающего культурное наследие человечества. В ХХ1 в. в связи с наступлением идеологии общества потребления на духовное пространство, культурно-образовательные права личности, диктатом рынка, блокирующего доступ подавляющего числа населения к культурным ценностям и к качественному образованию, актуальным становится введение нравственно-экологического измерения социализации личности как показателя социальной инклюзии.

Г онка за фантомами общества потребления привела к забвению того, что именно духовные принципы отличают образование человека от простого научения, на которое, как известно, способны и животные. Отличием человека от животного, руководимого лишь биологическими инстинктами, является не просто наличие у людей интеллекта или знаний, а их способность осознать свою духовную миссию в этом мире, развивать гуманистические традиции общественного служения, бескорыстной взаимопомощи и милосердия.

Эту глубокую взаимосвязь между воспитанием молодежи в духе культурнонравственных ценностей и благополучием всего общества в целом постоянно подчеркивал в своих выступлениях Д. С. Лихачев: «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы... Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши уси-

МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

лия в любой области. Не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь». Именно поэтому концептуальной основой подготовки экспертов и специалистов для сферы инклюзивного образования должно стать признание биосоциодуховной структуры личности, где духовный уровень необходимо рассматривать в широком нравственно-ценностном значении как фундаментальную основу человеческого бытия.

Анализ проблем социализации личности в контексте процессов глобализации показывает, что без ясных нравственно-ценностных ориентиров в государственной образовательной политике, без поддержки государством гуманитарно-ценностной

миссии культурно-образовательных институтов теряют свою почву усилия педагогов, воспитателей, социальных работников, родителей в деле приобщения к жизни общества детей, молодежи и многих других категорий людей, по тем или иным причинам испытывающим социальное отчуждение. При этом необходимо осознавать, что обострение или смягчение проблем социальной инклюзии и инклюзивного образования является показателем духовного здоровья общества, определяемого прежде всего нравственной позицией его политических, культурных и духовных лидеров.

Несмотря на то, что за последние годы проблемы институализации инклюзивного образования стали предметом обсуждения мирового академического сообщества на разных международных форумах, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, по-прежнему остается открытым вопрос о том, какие социальные институты могут выступить в качестве связующего звена между различными сферами и уровнями инклюзивного образования в процессе его перестройки в соответствии с более широким пониманием социальной инклюзии.

На наш взгляд, одним из таких социальных институтов, который может объединить усилия всех участников этого процесса по выработке стратегии решения данных проблем в переходный период, должна стать педагогическая сеть ЮНЕСКО, осу-

ществляющая свою деятельность в рамках международной программы ЮНЕСКО «УНИТВИН». Эта сеть «Педагогическое образование: поликультурный диалог»

учреждена в России на базе РГПУ им. А. И. Герцена и объединяет педагогические вузы и университеты России и стран СНГ. Опыт участия в этом международном движении кафедры ЮНЕСКО нашего университета убедительно свидетельствует о том, что межкультурный диалог между педагогами, политиками, учеными, представителями академического сообщества из разных стран, ведущийся на базе кафедр ЮНЕСКО по широкому спектру гуманитарных проблем, является конструктивной основой экспертной оценки тенденций развития современных образовательных процессов.

Так, например, в процессе дискуссий между участниками международной конференции «Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе», проходившем в Герценовском университете на базе кафедры ЮНЕСКО в ноябре 2007 г., международный эксперт — региональный менеджер по России и СНГ Австрийского центра качества Е. Соболева на вопрос «Что такое продукт университета? Должен ли университет менять мир к лучшему? Должен ли он воздействовать на общество? Должны ли мы это оценивать и как мы это будем оценивать? Или университет выдает в качестве продукта знания, которые оценивать достаточно просто?» дала положительный ответ: «Безусловно, миссия, цели и политика в области качества — это не просто важно, это обязательно».

Тем не менее в целом результаты дискуссии показали, что в странах на постсоветском пространстве, принимавших участие в данной конференции, наблюдается нарушение баланса между ценностногуманитарными и экономическими функциями институтов высшего образования в сторону экономоцентризма. Признание этого факта полностью совпадает с прогнозом международных экспертов о неблагоприятных для общества последствиях коммер-

циализации сферы высшего образования, опубликованным в программном документе ЮНЕСКО «Высшее образование в глобализованном обществе», где отмечается, что вызовы, которые возникают в контексте экспансии трансграничного образования как товара в системе международных торгово-экономических отношений, «затрагивают не только вопросы, связанные с доступом, равенством, финансированием или качеством образования, но также и проблемы, связанные с национальным суверенитетом, культурным разнообразием, нищетой и устойчивым развитием. Перенос образования в сферу рыночных отношений может серьезным образом сказаться на способности государства регулировать высшее образование в рамках принятой государственной политики».

Высказанная в данном документе озабоченность международных экспертов по поводу возникших рисков в сфере высшего образования, которая в 2004 г. звучала как предупреждение, в 2008 г. подтвердила свою полную обоснованность. Появление проблемы социальной инклюзии свидетельствует о том, что на глобальном общечеловеческом уровне образование не может быть сведено к какой-либо узкой социальной функции, к информационной или экономической.

Тем не менее анализ комплекса социально-педагогических проблем, связанных с необходимостью расширения сферы инклюзивного образования, свидетельствует о дальнейшем наступлении рынка и потребительской идеологии на духовные права личности не только в развивающихся странах, но и в развитых странах Европы. Так, разработанная политиками Совета Европы и Европейского союза в последнее десятилетие ХХ в. концепция «Активного гражданского долга» явилась результатом их признания крушения идеи о построении государства благоденствия посредством установления демократии сверху и узкоэкономической ориентации институтов образования.

На смену адаптивным моделям идентификации личности в европейском сообщест-

ве была предложена модель активного солидарного взаимодействия, построенного как форма объединения усилий, творческих потенций людей в местном самоуправлении и других социальных микроструктурах. Идея солидарности в данной концепции рассматривалась как основа современной гражданственности, формируемой на всех уровнях системы образования и направленной на решение проблем бедности, здоровья, жилья, окружающего мира, образования, т. е. именно в тех сферах общества, в которых наиболее остро стали ощущаться проблемы социальной инклюзии уже на рубеже ХХ1 в.

Признание приоритета культурной, духовной миссии образования в современном мире стало основным направлением движения кафедр ЮНЕСКО в рамках международной программы «:УНИТВИН» («Породненные университеты»), объединяющей мировое академическое сообщество в утверждении ценностей высшей школы. В этом движение вот уже 15 лет участвует и созданная в РГПУ им. А. И. Герцена кафедра ЮНЕСКО по педагогическим наукам. Проведение на базе нашей кафедры международных конференций с участием представителей образовательных институтов стран СНГ и Европы убедительно подтверждает необходимость объединения усилий преподавателей вузов, учителей, ученых, представителей общественных и государственных организаций как формы гражданского института, который бы смог полноправно участвовать не только в выработке национальной политики в сфере инклюзивного образования, но и выступать в качестве экспертного сообщества в выборе ценностных ориентиров международной образовательной политики. Одним из таких новых направлений в деятельности кафедр ЮНЕСКО может стать обмен опытом, координация научных исследований по проблемам социальной инклюзии и инклюзивного образования, в том числе в системе сетевого сотрудничества и в рамках создания международного форума «Социальная инклюзия и инклюзивное образование: межкультурный диалог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.