3. Развивать новые образовательные подходы, экспериментировать и с помощью ИК-технологий создавать новые учебные материалы в поддержку устойчивого будущего и «нового гуманизма».
В результате реализации пилотного проекта:
• будут продемонстрированы возможности практической интеграции и применения ИК-технологий для обеспечения качественного образования для будущего, устойчивого развития и «нового гуманизма»; показано значение включения вопросов образования в основные предметы, которые изучаются на низшем уровне средней школы; разработан новый междисциплинарный подход к обучению для будущего;
• повысится уровень компетенции учителей по эффективному использованию ИК-технологий в целях повышения эффективности процессов обучения и изучения с учетом этической составляющей образования;
• будут разработаны новые инновационные подходы для использования в других школах;
• будет обеспечено широкое распространение полученных результатов во всех странах мира через публикацию ИИТО «Краткие стратегии для лиц, принимающих решения».
С. А. Гончаров
ИНИЦИАТИВЫ ЮНЕСКО В ОБРАЗОВАНИИ (на примере деятельности Герценовского университета)
Участие кафедры ЮНЕСКО Герценовского университета в программе УНИТВИН (учреждена в 1993 году на основе соглашения с Генеральным директором ЮНЕСКО при поддержке Министерства образования РФ) открыло для университета обширный доступ к новым партнерским связям и источникам информации, позволило ощутить возрастающее значение ЮНЕСКО в современном мире и практически учитывать потенциал международного сотрудничества ЮНЕСКО, в сфере которого лежат долгосрочные стратегические вызовы и ответы на многие вызовы образования ХХ1 столетия, в совершенствовании деятельности университета в целом, в том числе в разработке перспективных программ развития университета.
20 лет участия Герценовского университета в реализации программы УНИТВИН/ка-федры ЮНЕСКО — это значительный период, в который происходила оптимизация деятельности коллектива университета путем привлечения специалистов разных областей научного знания к разработке международных проектов ЮНЕСКО, к распространению педагогического опыта сотрудников университета на международном уровне через использование механизмов работы с ЮНЕСКО и ее учреждениями.
Отмечу основные образовательные инициативы ЮНЕСКО, результативность внедрения которых способствовала и способствует оптимизации работы университета в плане его инновационного и опережающего развития.
• Проведение по договору с Бюро ЮНЕСКО Международной конференции «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы» (Москва, 2008).
Результат: укрепление позиций университета как международного центра ЮНЕСКО по подготовке педагогических кадров нового типа для инклюзивного образования в широком социальном понимании. Разработка магистерских программ по межкультурной
Роль ЮНЕСКО в развитии современного образования
коммуникации и этнообразовательной инклюзии для коренных малочисленных народов, организация курсов повышения квалификации учителей и педагогов, работающих в по-лиэтничной среде, открытие в университете «Центра адаптации мигрантов» и др.
• Участие в качестве соорганизатора в Международной конференции ИИТО ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО «ИКТ в подготовке учителей и преподавателей: разработка политики, открытые образовательные ресурсы, развитие сотрудничества» (Москва, 2009); разработка для ИИТО ЮНЕСКО концепции сети кафедр ЮНЕСКО, работающих в области применения ИКТ и инновационной педагогики (2011).
Результат: включение университета в рабочие планы ИИТО ЮНЕСКО с целью реализации учебных программ, организации совместных стажировок, поддержки развития информационной среды Герценовского университета, создания экспертного совета на базе кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена для осуществления педагогической экспертизы и оценки научно-методической эффективности образовательных программ и электронно-образовательных ресурсов; начало работы по созданию в рамках сети распределенной международной магистратуры и согласованию статуса международного диплома выпускников магистратуры.
• Организация и проведение по поручению Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО круглого стола «Деятельность кафедр ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития современного общества» в рамках Международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Ханты-Мансийск, 2009).
Результат: поддержка инициативы университета, предполагающей реализацию на базе педагогической сети ЮНЕСКО в РГПУ им. А. И. Герцена нового этапа проекта «Кафедры ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития». Утверждение проекта в ЮНЕСКО, в который вошли около 20 стран (2010).
• Экспертно-аналитическая работа и участие по рекомендации Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в Международном научно-практическом совещании «Кафедры ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития» и Международном совещании руководителей кафедр ЮНЕСКО «Образование в интересах устойчивого развития общества: мониторинг и оценка деятельности» на базе штаб-квартиры ЮНЕСКО (Париж, 2009).
Результат: вступление университета в международную сеть учреждений подготовки учителей, действующую совместно с кафедрой ЮНЕСКО в Канаде «Переориентация подготовки учителей на устойчивое развитие», в которой университет представляет российскую систему образования как эксперт в области дошкольного и начального образования.
Вместе с тем аналитические материалы, программные достижения и рекомендации ЮНЕСКО далеко не всегда рассматриваются в контексте стратегического развития образовательной политики как фактор опережающего и инновационного развития. Международные рекомендации и правовые стандарты ЮНЕСКО в области образования чрезвычайно редко используются при разработке национальных директив или не учитываются вообще.
Например, до сих пор не создан документ, регламентирующий деятельность учителей и педагогов. Представляется, однако, что учет международных рекомендаций, касающихся положения учителей и статуса преподавательских кадров, разработанных ЮНЕСКО и МОТ, в значительной степени способствовал бы его созданию. В этих документах прописаны международные стандарты по широкому кругу вопросов, затрагивающих наиболее
важные профессиональные, социальные, этические и материальные интересы учителей и педагогов: прием на работу, продвижение по службе, дисциплинарные меры, работа на неполной ставке, профессиональные свободы, контроль и оценка работы, права и обязанности, социальное страхование и др.
Различными институтами ЮНЕСКО накоплен большой и ценный опыт в области образования. Сегодня одна из главных задач — исключить «параллельное существование» сфер ЮНЕСКО и практики российского образования (впрочем, таково положение дел и во всем мире) и обеспечить перенос, трансфер передовых разработок ЮНЕСКО в образовательную деятельность. Этим сегодня и занимается Герценовский университет.
Н. Ф. Золотухина
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЮНЕСКО В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ НОВОГО ГУМАНИЗМА
Деятельность ЮНЕСКО осуществляется на основе Устава ООН по вопросам образования, науки и культуры, принятого 16 ноября 1945 года. Формулировка целей этой международной организации дает ясное представление о тех гуманистических идеалах, которыми руководствуется ЮНЕСКО на протяжении своей более чем полувековой истории: «...содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций для всех народов без различия расы, пола, языка или религии» [1. С. 6].
В преамбуле Устава провозглашается, что «мир, основанный на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» [1. С. 5].
Принцип интеллектуальной и нравственной солидарности человечества составляет одно из методологических оснований преемственности культурно-образовательной политики ЮНЕСКО на разных этапах ее развития и задает единую смысловую направленность различным формам деятельности этой организации.
В процессе развития организации сформировался ряд механизмов деятельности ЮНЕСКО, позволяющих объединять усилия ученых, специалистов, практиков в определенных организационно-синергетических формах. Рассмотрим некоторые из них.
1. Лаборатория идей: осмысление проблем, прогнозирование и разработка стратегий развития образования, науки и культуры на основе анализа мировых тенденций и глобальных вызовов современности в различных формах взаимодействия международного академического сообщества. В настоящее время в центре внимания ЮНЕСКО находятся такие проблемы, как:
• противодействие международному терроризму;
• преодоление углубляющихся различий между развитыми и развивающимися странами;
• ликвидация неграмотности;
• сохранение экологического равновесия и биоразнообразия планеты;
• этические аспекты научно-технического прогресса и развития информационно-коммуникативных технологий;