Научная статья на тему 'Педагогическое измерение развития информационной среды в сетевом взаимодействии образовательных институтов ЮНЕСКО'

Педагогическое измерение развития информационной среды в сетевом взаимодействии образовательных институтов ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / КАФЕДРА ЮНЕСКО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОТРУДНИЧЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое измерение развития информационной среды в сетевом взаимодействии образовательных институтов ЮНЕСКО»

мастер-программы «Применение информационных и коммуникационных технологий для повышения профессиональной квалификации преподавателей», которая будет осуществляться в вашем университете.

Все мы знаем, что ничто не может заменить хорошего учителя. Сегодня это утверждение является еще более актуальным, чем прежде, — мир нуждается в квалифицированных преподавателях, которые, говоря словами Ивана Бецкого, помогут воспитывать «новую породу людей». При этом особое внимание следует уделять девочкам и женщинам, которые продолжают сталкиваться с серьезной дискриминацией и трудностями. Решение этой проблемы является целью глобального партнерства по образованию девочек и женщин, о котором я объявила в мае этого года. В центре внимания этого партнерства находятся слабые звенья в работе по обеспечению среднего образования девочек и распространению грамотности среди женщин.

Дамы и господа!

Инклюзивное и качественное образование является стратегической задачей XXI века. Под этим лозунгом будет развернута глобальная инициатива по вопросам образования, которую Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций представит в сентябре. Особое внимание в рамках этой инициативы уделяется трем основным аспектам: равенству и инклюзивности, качеству и учителям, а также глобальной гражданственности.

По существу, как утверждал Иван Бецкой, вопрос образования — это вопрос гражданственности. Речь идет об общих ценностях, о том, чтобы учиться жить вместе.

Лев Толстой писал: «Единственным смыслом жизни является служение человечеству». Все мы, собравшиеся здесь, разделяем это гуманистическое убеждение — веру в способность каждой женщины и каждого мужчины положительно воспринимать мир и соответственно этому формировать реальность. Этот подход требует от нас приверженности и поддержки. Для его реализации необходимы такие высшие учебные заведения, как ваш университет, посвящающие себя идеалам, вдохновляющим человека, идеалам создания знаний и их совместного использования, идеалам служения всему обществу.

Благодарю за оказанную мне честь вступить в ряды представителей Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Спасибо.

Г. А. Бордовский

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ЮНЕСКО

В реализации миссии ЮНЕСКО значительная роль отводится формированию современной информационной среды. Новая методология проектирования таких информационно-образовательных сред должна базироваться на сочетании и взаимодополнительности педагогических подходов, эффективных в классической традиционной образовательной среде и в ее новой виртуальной модификации.

Решение данного комплекса проблем вот уже более пяти лет является предметом наших совместных с Институтом по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО (ИИТО) поисков, которые аккумулируются кафедрой ЮНЕСКО Герценовского университета на основе обобщения опыта других подразделений: факультета информационных технологий, факультета коррекционной педагогики, института детства, НИИ непрерывного педагогического образования и др.

Роль ЮНЕСКО в развитии современного образования

Импульсом к расширению нашего сотрудничества и выведению его на новый уровень сетевого взаимодействия стало проведение по инициативе ИИТО в ноябре 2010 года на базе нашего университета международной научно-практической конференции «Информационно-коммуникативные технологии в педагогическом образовании: политика, открытые образовательные ресурсы, развитие сотрудничества», в которой приняли участие специалисты в области ИКТ из более чем 30 стран мира.

Руководствуясь рекомендациями этой конференции, кафедра ЮНЕСКО Герценовского университета включилась в совместные с ИИТО исследования, направленные на подготовку педагогических кадров нового поколения, способных активно использовать современные ИКТ в образовательном процессе и компетентно участвовать в построении международных информационно-образовательных сетей.

Итогом работы по развитию идеи сетевого сотрудничества в области применения ИКТ в образовании стал «Меморандум о взаимопонимании между ИИТО и кафедрами УНИТВИН/ЮНЕСКО, работающими в области ИКТ в образовании», подписанный участниками международной конференции «Партнерство кафедр ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании: инновации и передовой опыт», проведенной ИИТО в июне 2011 года в Санкт-Петербурге. Выступая с намерением создать такую сеть, участники конференции определили основные задачи будущего сотрудничества:

1. Содействовать формированию комплексной системы исследований, обучения, информатизации и документооборота в области применения ИКТ в образовании и инновационных информационных технологиях, направленных на повышение академического потенциала, качества образования и компетенций;

2. Создать базу данных в области образования и образовательных ресурсов, доступную как внутри сети, так и вне ее, способствуя сотрудничеству Север — Юг, Юг — Юг и сотрудничеству внутри регионов;

3. Совершенствовать механизмы взаимодействия с ассоциированными школами ЮНЕСКО, учитывая соответствующие решения, принятые на международной конференции ИИТО ЮНЕСКО и ассоциированных школ ЮНЕСКО;

4. Развивать сотрудничество с международными, региональными и национальными комитетами программ ЮНЕСКО, особенно обращая внимание на реализацию программы «Информация для всех» и «Память Мира»;

5. Учредить дискуссионный форум по вопросам развития партнеров сети, включающих ИТ-компании, тренинг-центры, государственные органы и профессиональные агентства;

6. Разработать механизм обмена идеями, ресурсами и положительным опытом, включая обмен кадрами, с целью создания необходимого потенциала. Данные мероприятия должны содействовать гендерному равенству и дать возможность женщинам-ученым активно участвовать в исследованиях и политике развития.

7. Способствовать международному сотрудничеству в области исследований, синтеза политики и стратегии развития для решения международных проблем устойчивого развития;

8. Обеспечить обмен информацией по вопросам, указанным в пункте 2 и по всем мероприятиям и программам.

На реализацию комплекса этих задач была направлена разработанная учеными РГПУ им. А. И. Герцена по инициативе ИИТО концепция «Сети кафедр ЮНЕСКО, работающих в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогике». Создание этой сети ориентировано на установление долгосрочного сотрудничества между указанными

в концепции кафедрами, с одной стороны, и ассоциированными школами ЮНЕСКО — с другой, что должно стать специальным направлением работы сети.

Данная концепция включает в себя разработку механизмов взаимодействия кафедр, школ и IT-индустрии, позволяющих сформировать особую синергетическую информационно-образовательную среду общения учащихся и учителей на региональных уровнях, что будет способствовать обеспечению поддержки школьного образования в менее развитых странах.

Создание сети ориентировано также на разработку материалов, направленных на развитие высшего, общего и среднего профессионального образования, улучшение качества подготовки специалистов в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогики, повышение эффективности научных исследований в области информатизации образования, развитие инновационной технологической среды в образовательных учреждениях.

В рамках концепции планируется организация международной магистратуры на базе ИИТО при экспертном участии РГПУ им. А. И. Герцена, главной целью которой является создание возможностей для карьерного и профессионального развития учителей и преподавателей нового типа в первую очередь для развивающихся стран. Данная магистерская программа является инновационной, так как основана на передовом мировом опыте и достижениях педагогической и информационной науки и практики и предполагает интенсивное использование передовых образовательных и ИК-технологий. На основе этой программы будет осуществляться подготовка специалистов нового поколения и международного уровня (учителей, преподавателей, тьюторов, исследователей и научных работников), ориентированных на применение широкого спектра ИКТ.

Благодаря нашему сотрудничеству с ИИТО и развитию на этой базе сетевого взаимодействия новое качество начинает приобретать информационно-образовательная среда нашего университета. Так, в 2010 году на его базе была открыта IT-академия и университет получил сертификат корпорации Майкрософт. Ряд наших преподавателей прошли стажировку в CISCO, что позволило нам открыть новую учебную программу и проводить занятия в оснащенном современным оборудованием кабинете.

В процессе развития информационной образовательной среды необходимо использовать принцип новых задач, адекватных многообразному потенциалу этой среды в ее международном и педагогическом измерениях. Одной из актуальных задач на будущее является создание системы мониторинга накопления и эффективного использования электронных образовательных ресурсов из информационного банка ЮНЕСКО в сетевом взаимодействии различных образовательных институтов ЮНЕСКО.

Д. Бадарч

ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО (пилотный проект ИИТО ЮНЕСКО)

Впервые необходимость создания нового пилотного проекта по информационно-коммуникационным технологиям для ASPnet была озвучена на Международной конференции «ИКТ и качество образования: ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего», которая проводилась в Казани 26—27 апреля 2011 года. Акцент был сделан на интеграции ИК-технологий в школах и укреплении потенциала учителей. Особое внимание было уделено вопросам преодоления текущего цифрового неравенства между студентами, родителями, учителями и гражданским обществом. Участники кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.