РОЛЬ ЮНЕСКО В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ЮНЕСКО г-жи ИРИНЫ БОКОВОЙ ПО СЛУЧАЮ ПРИСУЖДЕНИЯ ЕЙ СТЕПЕНИ ПОЧЕТНОГО ДОКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
им. А. И. ГЕРЦЕНА (Санкт-Петербург, 25 июня 2012 года)
Уважаемый ректор, профессор Валерий Павлович Соломин!
Уважаемые преподаватели и студенты!
Дамы и господа!
Я считаю большой честью присвоение мне степени почетного доктора наук Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Принимаю это как знак поддержки деятельности ЮНЕСКО по продвижению мира посредством сотрудничества в области образования, культуры, науки и коммуникации.
Я растрогана тем, что эту степень мне присваивает один из самых известных университетов России, расположенный в величественном городе Санкт-Петербурге.
Вчера я имела честь открыть 36-ю сессию Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проводимую в вашем городе.
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним памятники, включая здания вашего университета, вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.
В облике Санкт-Петербурга нашла свое выражение беспредельная изобретательность человеческого духа. В нем воплощена сама идея «выдающейся универсальной ценности» наследия, которое ЮНЕСКО стремится сохранять.
Как известно, Санкт-Петербург был одним из главных «персонажей» поэзии Осипа Мандельштама. В произведении «Утро акмеизма» он сравнил силу слова в поэзии с силой камня при строительстве этого города: и то и другое, писал он, есть способы «бороться с пустотой, гипнотизировать пространство».
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена отмечает свою 215-ю годовщину. Деятельность университета уходит корнями в присущие вашей стране традиции гуманизма.
Благодаря поддержке императора Павла I педагог и мыслитель Иван Иванович Бецкой основал Санкт-Петербургский воспитательный дом, ставший предшественником вашего университета.
В «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества», представленном им Екатерине II в 1764 году, Бецкой утверждал, что широкое общее образование является наилучшим способом создать то, что он называл «новой породой людей».
Эта мысль всегда была руководящим принципом деятельности вашего университета. В ней заложена убежденность в том, что образование — это неиссякаемый источник знаний, и доступ к нему должен быть открыт для всех членов общества. Это и идея о том, что образование является основой для формирования гражданственности. Такой подход столь же актуален сегодня, как и в те времена.
Мир претерпевает стремительные и глубокие перемены. Сегодня открываются широкие возможности для обмена идеями, совместного использования знаний и диалога. Но
при этом возникают и новые вызовы. Повсюду в мире нарастает давление глобального экономического кризиса, и усиливаются последствия изменения климата.
На прошлой неделе я находилась в Рио на конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, на которой представители мирового сообщества попытались определить контуры устойчивого развития в XXI веке. На этой конференции прозвучала одна четкая и ясная мысль, мысль о важности образования в деле создания «зеленой экономики» и «зеленого общества», мысль о необходимости использования всех возможностей образования. Эта идея заложена в самом «генетическом коде» ЮНЕСКО.
В Уставе ЮНЕСКО указано, что конструктивный и прочный мир должен базироваться, я цитирую, «на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Вся деятельность этой организации пронизана духом гуманизма. В нашем Уставе записано, что мысли о войне возникают в умах людей, поэтому именно в сознании людей следует укоренять идею защиты мира. Образование же является мощнейшим ключом к освобождению сознания.
Обратимся, например, к вопросу о воздействии изменения климата на мировую экономику. Реагирование на изменение климата должно включать изменение промышленной политики и энергетической стратегии. Но этого недостаточно — менять нужно в первую очередь наш образ мышления и поведения. Изменения должны начинаться на школьной скамье и продолжаться в аудиториях университетов.
ЮНЕСКО стремится к достижению этих целей посредством своей руководящей роли в рамках десятилетия образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005—2014 годы).
Качественное образование является одним из основных прав человека и также создает условия, необходимые для устойчивого развития.
Эти цели положены и в основу начавшейся в 2000 году глобальной кампании « Образование для всех», руководящая роль в проведении которой принадлежит ЮНЕСКО. Значительный прогресс в этой области наблюдается во всем мире, в том числе в наименее развитых странах. За период с 2000 года число детей, не охваченных школьным образованием, сократилось почти на 37 миллионов. Сокращаются гендерные диспропорции в формальном образовании. Впечатляющие результаты достигнуты в области начального образования.
Все эти изменения являются положительными, но недостаточными. Мировому сообществу не удалось в установленные сроки достичь намеченных целей. В 2009 году 61 миллион детей по-прежнему не были охвачены начальным образованием, и такое же количество подростков — средним образованием. Равный доступ девочек и мальчиков к образованию обеспечивается менее чем в 40% стран. Во всем мире неграмотными остаются 796 миллионов взрослых, из них две трети — женщины.
Для обеспечения к 2015 году всеобщего начального образования потребуется дополнительно 1,9 миллиона учителей.
Многие учащиеся сегодня, завершая образование, не получают навыков, помогающх им реализовать свой потенциал, в том числе в сфере трудовой деятельности.
Во многих странах развитие образования по-прежнему сдерживается неравенством, связанным с уровнем доходов, гендерными аспектами, этническим происхождением, языком, местонахождением и инвалидностью.
Для достижения намеченных нами целей к 2015 году мы должны повысить качество образования и обеспечить равный доступ к нему всех граждан. Для этого требуются крепкие национальные системы образования.
Добиваться этого нужно еще на начальной ступени, осуществляя качественное воспитание и образование детей младшего возраста.
Эта мысль четко прозвучала на прошедшей в Москве в сентябре 2010 года первой Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста, в которой приняли участие около 60 министров из различных стран мира.
Мы должны также максимально использовать инновационные подходы и применять новые формы партнерского взаимодействия с частным сектором.
Образование должно готовить учащихся к жизни в обществе знаний ХХ! века.
ЮНЕСКО сыграла ведущую роль в организации третьего Международного конгресса по техническому и профессиональному образованию и подготовке (ТПОП), состоявшегося в прошлом месяце в Шанхае (Китай). Конгресс стал важной вехой в деле формирования нового содержания ТПОП для ХХI века.
Непосредственно на местах ЮНЕСКО оказывает поддержку 35 наименее развитым странам в разработке общесекторальной политики, содействует распространению грамотности и расширению неформального образования, подготовке педагогов и освоению ими навыков, необходимых для трудовой деятельности.
Создание обществ знаний требует максимального использования новых технологий для преподавания и обучения. Как известно, технология может быть мощным средством повышения эффективности образования, но для этого она должна стать неотъемлемой частью обучения и сопровождаться использованием новых методов преподавания.
Жизненно важным звеном для решения этой задачи являются учителя — тот уникальный мощнейший ресурс, от которого зависит обеспечение равенства, доступности и качества образования. Именно поэтому ЮНЕСКО приступает к осуществлению двух новых инициатив, концентрируя внимание в первую очередь на развитии потенциала учителей в наиболее нуждающихся странах, особенно в странах Африки к югу от Сахары, и на реализации глобальной стратегии в отношении учителей, с тем чтобы поддержать работу по подбору и расстановке кадров, по их обучению и профессиональному совершенствованию.
Другой целью нашей работы с учителями является совершенствование их навыков в плане применения новых технологий. В Мексике, Сенегале, Нигерии и Пакистане мы сотрудничаем с компанией «Кок1а» в освоении информационных и коммуникационных технологий с целью совершенствования навыков и профессиональной подготовки учителей, особенно для уязвимых групп населения.
Нашей флагманской программой в этой области являются «Рамки компетенции преподавателей в области информационных и коммуникационных технологий».
Я рада сообщить, что этот документ был подготовлен и представлен на русском языке в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в декабре прошлого года. Сотрудничество между этим институтом ЮНЕСКО и Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена является давней и плодотворной традицией, чем мы в немалой степени обязаны кафедре ЮНЕСКО и профессору Г. А. Бордовскому.
Мы продолжаем совместную работу в целях развития потенциала педагогических работников в Республике Саха (Якутия).
В ноябре 2010 года мы совместно организовали в Санкт-Петербурге Международную конференцию «Информационные и коммуникационные технологии в подготовке учителей и преподавателей: политика, открытые образовательные ресурсы, развитие сотрудничества».
Кафедра ЮНЕСКО Герценовского университета играет ведущую роль в формировании глобальной сети кафедр, занимающихся информационными и коммуникационными технологиями в образовании. Кроме того, эта кафедра станет руководителем новой
мастер-программы «Применение информационных и коммуникационных технологий для повышения профессиональной квалификации преподавателей», которая будет осуществляться в вашем университете.
Все мы знаем, что ничто не может заменить хорошего учителя. Сегодня это утверждение является еще более актуальным, чем прежде, — мир нуждается в квалифицированных преподавателях, которые, говоря словами Ивана Бецкого, помогут воспитывать «новую породу людей». При этом особое внимание следует уделять девочкам и женщинам, которые продолжают сталкиваться с серьезной дискриминацией и трудностями. Решение этой проблемы является целью глобального партнерства по образованию девочек и женщин, о котором я объявила в мае этого года. В центре внимания этого партнерства находятся слабые звенья в работе по обеспечению среднего образования девочек и распространению грамотности среди женщин.
Дамы и господа!
Инклюзивное и качественное образование является стратегической задачей XXI века. Под этим лозунгом будет развернута глобальная инициатива по вопросам образования, которую Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций представит в сентябре. Особое внимание в рамках этой инициативы уделяется трем основным аспектам: равенству и инклюзивности, качеству и учителям, а также глобальной гражданственности.
По существу, как утверждал Иван Бецкой, вопрос образования — это вопрос гражданственности. Речь идет об общих ценностях, о том, чтобы учиться жить вместе.
Лев Толстой писал: «Единственным смыслом жизни является служение человечеству». Все мы, собравшиеся здесь, разделяем это гуманистическое убеждение — веру в способность каждой женщины и каждого мужчины положительно воспринимать мир и соответственно этому формировать реальность. Этот подход требует от нас приверженности и поддержки. Для его реализации необходимы такие высшие учебные заведения, как ваш университет, посвящающие себя идеалам, вдохновляющим человека, идеалам создания знаний и их совместного использования, идеалам служения всему обществу.
Благодарю за оказанную мне честь вступить в ряды представителей Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Спасибо.
Г. А. Бордовский
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ЮНЕСКО
В реализации миссии ЮНЕСКО значительная роль отводится формированию современной информационной среды. Новая методология проектирования таких информационнообразовательных сред должна базироваться на сочетании и взаимодополнительности педагогических подходов, эффективных в классической традиционной образовательной среде и в ее новой виртуальной модификации.
Решение данного комплекса проблем вот уже более пяти лет является предметом наших совместных с Институтом по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО (ИИТО) поисков, которые аккумулируются кафедрой ЮНЕСКО Герценовского университета на основе обобщения опыта других подразделений: факультета информационных технологий, факультета коррекционной педагогики, института детства, НИИ непрерывного педагогического образования и др.