ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ
«ДОМУ, ОСНОВАННОМУ НА БЛАГОДЕЯНИИ» — ПРИЗНАТЕЛЬНОЕ ОТЕЧЕСТВО
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ведет свою историю со 2 (13) мая 1797 г., когда император Павел I издал указ о придании самостоятельного статуса Санкт-Петербургскому воспитательному дому и о передаче его под личное покровительство императрицы Марии Федоровны. Инициатором создания Императорского воспитательного дома был знаменитый русский просветитель, педагог и общественный деятель И. И. Бецкой. Это образовательное
учреждение было размещено на базе уникальных дворцово-парковых ансамблей, созданных великими архитекторами Ф.-Б. Растрелли, Ж.-Б. Вален-Деламотом и П. С. Плавовым и выкупленных у графов К. Г. Разумовского и А. Г. Бобринского. Здесь, в центре Санкт-Петербурга, на Мойке, 48 университет располагается и по сей день, являясь одним из старейших учебных заведений России. Его не поколебали ни революции, ни войны, ни другие потрясения.
Учреждение Воспитательного дома широко приветствовалось российской общественностью. Великий русский ученый М. В. Ломоносов посвятил этому событию свою оду, в которой отметил, что Отечество этим актом приобрело «сокровище бесценно».
Действительно, «бесценность» Санкт-Петербургского воспитательного дома возрастала с каждым днем: он развивался как комплексное воспитательно-образовательное учреждение, структура которого вскоре привела к созданию целого Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. До последних дней жизни не покидала императрицу забота об учрежденном ею институте: «В особенности прошу попечения об основанном мною Институте < . > который обещает принести большую пользу России < . > потому это заведение и названо — Дом, основанный на благодеянии».
Все последующие венценосные особы опекали Дом, посещали его и оказывали всяческую помощь.
В 1837 г. в структуре Воспитательного дома открылся Сиротский женский институт (с 1855 г. — Николаевский Сиротский институт). Его новая покровительница, императрица Мария Александровна, обращаясь к надзирательнице (директору) института, писала в своем письме: «<...> Меня особенно радует то, что доверие публики к выпущенным из института юным наставницам малолетних детей с каждым годом возрастает, доказательством чему служат получаемые еще задолго до выпуска воспитанниц из заведения многочисленные требования из разных концов России о принятии таких воспитанниц».
На празднование пятидесятилетия института со всех концов страны в его адрес пришли поздравления от бывших воспитанниц. «.Храмом воспитания и просвещенья» называли они свой родной институт. Приветствуя Санкт-Петербургский Николаевский институт на торжественном праздновании юбилея, император Александр III, в частности, сказал: «Государыня императрица и я вменяем себе в особое удовольствие объявить сему заведению нашу монаршую признательность за неуклонное и успешное следование по указанному ему пути и, благодарно вспоминая заслуги деятелей, уже почивших, изъявляем нашу благодарность всем, коих трудам и заботам институт обязан своим добрым именем в ряду дорогих нашему сердцу учреждений Ведомства императрицы Марии».
Знаменательным событием стало создание на базе педагогических курсов высшего Женского педагогического института, попечителем которого был великий князь Константин Константинович. На выпускном вечере курсисток в мае 1879 г. побывал писатель И. С. Тургенев. По окончании праздника он подарил одной из выпускниц свой портрет с автографом написанного в этот вечер стихотворения в прозе «Камень».
Помимо этого в Воспитательном доме развивалось дошкольное образование, было открыто первое в России училище глухонемых.
В 1864 г. по инициативе главноуправляющего Ведомства принца П. Г. Ольденбургского была открыта учительская семинария Воспитательного дома для подготовки учителей сельских школ. В 1868 г. основано женское училище для подготовки воспитательниц, учительниц сельских школ и младшего медицинского персонала.
Опыт этих учреждений стал началом женского педагогического образования в России и в дальнейшем был использован при создании других педагогических институтов, унаследован соответствующими факультетами РГПУ им. А. И. Герцена.
После революционных событий система образовательных учреждений Воспитательного дома частично распалась, частично раздробилась на ряд самостоятельных мелких учреждений педагогического образования. Начиная с 1918 г. пошел процесс их объединения. Уже в 1919-1924 гг. существовавшие прежде и вновь созданные педагогические институты были объединены в одно высшее учебное заведение — Государственный педагогический институт им. А. И. Герцена (с 1925 г. — Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена).
Высоко оценивая создание педагогического института нового типа (университетского) и правильный выбор методов преподавания в нем, первый народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский сказал: « Чтобы воспитывать других, педагог должен заняться самовоспитанием, для педагога это является проклятой обязанностью, "проклятой " я сказал для того, чтобы подчеркнуть, что если бы он и не хотел, то само его ремесло толкает его в эту сторону, и кто не захочет этим заняться, тот должен быть, как плевел, выдернут из семьи педагогов. Но вместе с тем и благословенная обязанность, ибо что может быть прекраснее, чем эта задача самосовершенствования во имя заражения этим совершенством других людей, подрастающего поколения».
Уже в 30-е гг. ХХ в. институт становится флагманом педагогической науки для всей страны. В годы Великой Отечественной войны институт внес значительный вклад в развитие Уральского региона и был отмечен почетными грамотами руководством города Челябинска и области. В послевоенные и последующие годы в ЛГПИ им. А. И. Герцена сложились и получили развитие авторитетные научно-педагогические школы, расширялась и углублялась подготовка педагогических кадров.
В 1967 г. заслуги института были отмечены высокой наградой — орденом Трудового Красного Знамени. Приветствие министра просвещения СССР М. А. Прокофьева передает общий смысл поступивших поздравлений: «Поздравляю коллектив Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена с награждением орденом Трудового Красного Знамени.
Многочисленную семью педагогических институтов страны возглавляют теперь орденоносные коллективы Ленинградского и Московского институтов.
Широкий взгляд на советскую педагогическую науку, стремление строить учебный процесс на фундаменте современной науки, постоянная связь со школой — замечательные характерные черты деятельности вашего института. Правительственная награда достойно оценивает ваши успехи.
Впереди огромная работа по дальнейшему совершенствованию школы. Уверен, что ваш орденоносный коллектив добьется новых выдающихся успехов и внесет свой вклад в дело развития народного просвещения».
В 1991 г. решением коллегии Министерства образования РФ институт был аттестован как Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, т. е. был признан главным вузом страны по подготовке педагогических кадров.
«Искренне рад новой встрече в государственном педагогическом университете Герцена. На меня произвела огромное впечатление атмосфера встречи и особенно неподдельный интерес к судьбе России. Спасибо! Ваш М. Горбачев» — такую запись оставил в книге почетных посетителей первый президент СССР во время своего визита в Герценовский университет 21 марта 1996 г.
В 1997 г. университет широко отметил свой двухсотлетний юбилей. Получил огромное количество поздравлений, в том числе от первых лиц государства, с высокой оценкой выдающихся заслуг Герценовского университета перед Отечеством.
«Преподавателям, студентам, аспирантам, сотрудникам, ветеранам, выпускникам Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена
Дорогие друзья!
Сердечно поздравляю Вас с 200-летним юбилеем университета — одного из старейших российских педагогических учреждений. Созданный в 1797 году по Указу Павла I как Императорский воспитательный дом, сейчас РГПУ имени А. И. Герцена — один из лидеров отечественного педагогического образования, по праву носящий имя "Российский".
Трудно переоценить вклад в российское образование, который внес за свою долгую историю ваш университет. Выпускники Российского государственного педагогического университета работают в тысячах школ по всей России и за её рубежами. Среди них — Герои России, герои войны и труда, заслуженные учителя и работники культуры, государственные и общественные деятели. По учебникам и пособиям, созданным в РГПУ, учатся многие школьники и студенты страны.
Университет по праву гордится своим научным и педагогическим потенциалом. Своей благородной деятельностью он заслуженно снискал высокий авторитет и признание.
Желаю всему коллективу Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена плодотворной работы на ниве просвещения, успехов в учебе и новых научных достижений во имя нашей Родины!
Президент Российской Федерации Б. Ельцин».
«Сердечно поздравляю профессорско-преподавательский состав, всех сотрудников и студентов Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена с 200-летним юбилеем.
За двухвековой период своего развития университет стал учебным, научным и педагогическим центром всероссийского и мирового значения, аккумулировав в себе огромный теорети-
ческий и практический опыт отечественного образования. В нем работали и работают известные ученые, создавшие и возглавившие, нашедшие мировое признание научные школы, внесшие неоценимый вклад в развитие российской и мировой науки.
Искренне желаю всем преподавателям, сотрудникам и студентам университета дальнейшей плодотворной деятельности на благо воспитания новых поколений россиян во имя процветания России.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г. Н. Селезнев».
«Дорогие друзья!
От имени Правительства Российской Федерации и от себя лично сердечно поздравляю вас с 200-летним юбилеем университета — знаменательным событием для всего российского образования и культуры.
Российский государственный педагогический университет — старейший среди педагогических вузов Отечества, является уникальным учебным заведением Российского государства, оказавшим большое влияние на подготовку педагогических кадров нашей Родины и развитие педагогической науки. Мы гордимся международным авторитетом университета и профессионализмом его выпускников, среди которых известные учителя, писатели, поэты, композиторы, художники, спортсмены, крупнейшие ученые, общественные деятели, герои России.
Будущее наших детей, будущее России прямо связаны с вашей благородной и сложной работой. Пусть преумножается ваш вклад на благо нашей Родины, пусть Дом на Мойке, 48 будет всегда теплым и уютным домом для Российского педагогического образования.
Всем выпускникам, студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам желаю здоровья, благополучия, счастья, успехов, неугасимой веры в избранном служении!
Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин»».
«Дорогие друзья!
От имени Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации я рад поздравить вас с юбилеем, исключительная важность которого определена тем, что Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена является первым учебным заведением России, поставившим своей целью подготовку воспитателей молодого поколения.
Пройдя за 200 лет славный путь от Воспитательного дома до педагогического университета, вы сберегли лучшие традиции, благотворную атмосферу учебного заведения, ставящего превыше всего подготовку учителей, которые по завету основателя Санкт-Петербургского воспитательного дома Ивана Ивановича Бецкого должны быть "таковыми, чтоб воспитывающееся юношество любило их и почитало и во всем добрый пример от них получало".
Расположенный в самом центре северной столицы, в историческом, архитектурном плане университет сохраняет наследие народов России, память о людях и событиях, серьезно повлиявших на развитие мирового и российского образования. В стенах университета учились и преподавали такие выдающиеся представители русской науки, образования и культуры, как И. В. Курчатов, В. П. Семенов-Тян-Шанский, Г. М. Фихтенгольц, В. В. Струве, Л. С. Выготский, С. И. Ожегов, А. М. Горький, Е. И. Замятин и многие другие.
В настоящее время Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — один из лидеров в использовании передовых технологий образования, достижений науки и культуры. На благо образования и воспитания молодежи свои знания и огромный опыт передают более 1400 преподавателей, из них 19 академиков и членов-корреспон-дентов РАН и РАО, более 220 докторов наук и профессоров, более 700 кандидатов наук, доцентов, около 500 докторантов и аспирантов. Более 15 тысяч студентов университета — это целая армия будущих хорошо подготовленных специалистов, в которых очень нуждается Россия XXI века.
Всем им в этот знаменательный день желаю счастья, здоровья, благополучия, успехов, светлого будущего!
Министр общего и профессионального образования Российской Федерации В. Кинелев»».
«Дорогие герценовцы!
Вот уже два столетия первый педагогический вуз России созидает в Санкт-Петербурге и вместе с ним духовные богатства народа, его культуру, науку, образование.
Учитель — это тот человек, с которого начинается сознательная жизнь каждого ребенка. Именно от него во многом зависит, как сложится личность, каким будет отношение человека к самому себе и другим, своему сыновнему и гражданскому долгу, будет ли счастлив, найдет ли свое место в обществе. А это значит, что именно от вас — наших учителей, в высокой степени зависит не только жизнь города, его духовный и экономический потенциал, но и историческая судьба России.
В процессах трудной реформы российской государственной и экономической системы, в момент радикальной смены ценностных ориентиров отечественная школа переживает один из самых сложных периодов своей истории. Но и в этой ситуации она развивается как никогда интенсивно и деятельно. И в этом — огромная заслуга педагогического университета, который живет проблемами петербургской и российской школы, воспитывает учителя, чей бескорыстный подвижнический труд, нравственная высота и неутомимый интеллект позволяют надеяться и верить в грядущее процветание России.
Сегодня герценовцев можно встретить не только в каждой школе Санкт-Петербурга и области. Нет, пожалуй, в России города или села, где не трудились бы ваши выпускники, где не знали бы имени вашего замечательного университета. Петербург высоко ценит не только ваш вклад в развитие образования города, но и в развитие культуры, науки и спорта. Имена ваших преподавателей, студентов, аспирантов и выпускников часто звучат на международном уровне как достижения петербургской культуры.
В конце XX века, оглядываясь на два столетия славного пути, который прошел вместе с Петербургом Герценовский университет, мы понимаем, как значителен его вклад в отечественную культуру. Стены вашего университета на Мойке, 48, в историческом центре нашего города, в уникальном дворцово-парковом ансамбле помнят выдающихся деятелей русской культуры, политики, искусства. Аура педагогического университета пронизана творческой силой многих поколений людей, которыми гордится наш город и вся Россия.
Поздравляю вас, педагоги и студенты Герценовского университета, которым по праву гордится наш город! Желаю вам неустанного творческого поиска, веры и сил, успехов, благодарных учеников, здоровья и счастья!
Губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев».
«Уважаемый Геннадий Алексеевич!
Уважаемые преподаватели и сотрудники, выпускники и студенты!
Сердечно поздравляю вас с 200-летним юбилеем со дня основания Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена — волнующим праздником российских педагогов.
Уникальность вашего педагогического университета заключается, прежде всего, в его непосредственной связи с российской, и особенно, с сельской школой. Изначально, в своих истоках, Императорский воспитательный дом уделял большое внимание подготовке сельских учителей и воспитательниц, заложил систему образовательно-воспитательных учреждений, расположенных в области: впервые в России организовал бесплатную педиатрическую помощь крестьянским детям губернии и впервые в России в Красносельском уезде был открыт сельский детский сад. Многое было сделано впервые, и эти традиции развивались на протяжении двух веков, питая Петербургскую губернию, затем Ленинградскую область духом благородного подвижнического труда учительства.
В год, когда Ленинградская область празднует свой 70-летний юбилей, мы можем с гордостью сказать, что более десяти тысяч выпускников за эти годы пополнили учительский корпус области. Отрадно, что они всегда показывали и показывают пример профессионализма и педагогического мастерства, высокую культуру мышления учителя.
Сегодня в стенах вашего университета создаются сотни учебников и пособий, разрабатываются новые учебные курсы и программы, по которым обучаются школьники области и будущие учителя, повышают свою квалификацию действующие учителя, в том числе традиционно и из Ленинградской области. Каждый год более полутора тысяч выпускников начинают учебный год в качестве учителей школ, гимназий, лицеев, училищ и техникумов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других городах России.
Современное развитие Ленинградской области невозможно без высокообразованных учителей, и мы надеемся, что традиции наших отношений будут и дальше плодотворно развиваться.
Мы гордимся нашей общей историей и нашим сотрудничеством сегодня и желаем вам, оставаясь старейшим вузов России, сохранять энергию и дерзновение молодости! Успехов вам!
Губернатор Ленинградской области В. Густов».
«Дорогие друзья!
Примите самые искренние поздравления с 200-летием со дня основания старейшего высшего педагогического учебного заведения России.
За свою славную историю ваш университет прошел путь от созданного Указом Павла I в 1797 году Воспитательного дома до крупнейшего образовательного центра российского и международного значения. Становление и развитие университета связано с такими именами всемирно известных ученых, как педагоги К. Д. Ушинский и В. Н. Сорока-Росинский, психолог Л. С. Выготский, филологи и лингвисты С. И. Ожегов и Н. Я. Марр, историки А. Б. Пресняков и Е. В. Тарле, физики И. В. Курчатов и П. А. Знаменский, писатели А. М. Горький и Е. И. Замятин. Именно у вас зародились и получили развитие отечественное дефектологическое, дошкольное и начальное образование; созданы первые и единственные в стране факультеты: народов Крайнего Севера, организаторов народного образования и философии человека.
Среди более чем 110 тысяч выпускников-герценовцев — Герои Советского Союза и Социалистического труда, свыше 2000 заслуженных учителей России. Из ваших стен вышли поэты Н. Заболоцкий и А. Кушнер, писатели Л. Хаустов и А. Чепуров, композиторы В. Резников и А. Морозов, выдающиеся спортсмены Л. Белоусова и О. Протопов, Л. Егорова.
Чувство гордости вызывает и то, что ваш университет, опираясь на лучшие традиции высшей школы Санкт-Петербурга, не только стал одним из лидеров среди вузов города, но и получил широкую известность как в России, так и за рубежом.
В день 200-летия университета желаю всем герценовцам творческих удач, успехов в развитии отечественного образования, здоровья и благополучия.
Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю. Кравцов».
«Президиум Российской академии образования сердечно поздравляет коллектив Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена со славным юбилеем — 200-летием со дня основания.
Педагогический университет прошел большой и славный путь в науке. На протяжении двух столетий вы подготовили сотни тысяч учителей, воспитавших не одно молодое поколение нашей страны.
Ваш университет расположен в колыбели российской науки — городе Санкт-Петербурге, в котором находятся известные во всем мире научные учреждения. Но и среди них Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена является выдающимся учебным заведением, славным своим профессорско-преподавательским составом, отдавшим всю свою жизнь служению на благо Российского образования.
Став одним из крупнейших педагогических коллективов России, вы создали целый ряд научных направлений и научных школ, широко известных как у нас в стране, так и за рубежом.
Труды, опубликованные профессорами и сотрудниками Университета по различным проблемам образования, по праву вошли в золотой фонд педагогической науки.
Российская академия образования высоко оценивает ваш вклад в педагогическую науку, надеется на тесное плодотворное сотрудничество с вами. Мы гордимся тем, что глубокоуважаемый нами ректор Университета, академик РАО Геннадий Алексеевич Бордовский является председателем Северо-Западного регионального отделения Российской академии образования, членом Президиума Академии, активно вовлекая профессорско-преподавательский состав Университета в развитие наук об образовании.
Поздравляя коллектив Университета со столь знаменательной датой, от всей души желаем всем вам, дорогие коллеги, дальнейшей, плодотворной работы на славном пути воспитания молодого поколения нашей страны, творческих успехов, здоровья, благополучия.
Президент Российский академии образования А. Петровский Главный ученый секретарь Российской академии образования Н. Нечаев»». Пять лет назад, в 2002 г., на торжественном вечере, посвященном Дню университета, коллектив РГПУ им. А. И. Герцена с гордостью принимал приветствия по случаю 205-летия Герценовского университета. Приведем текст одного из них.
«Уважаемые преподаватели и сотрудники, студенты и аспиранты Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена!
В эти майские дни исполняется двести пять лет с тех пор, как распахнуло двери ваше высшее педагогическое учебное заведение.
От имени Правительства Российской Федерации тепло и сердечно поздравляю вас с этим знаменательным событием.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена является первым учебным заведением России, поставившим своей целью подготовку воспитателей молодого поколения.
В стенах университета в разные годы учились и преподавали такие выдающиеся представители русской науки, образования и культуры, как И. В. Курчатов и А. И. Иоффе, В. П. Семе-нов-Тян-Шанский и Ю. М. Шокальский, Г. М. Фихтенгольц и А. Д. Александров, В. В. Струве и Е. В. Тарле, В. Л. Комаров и Н. М. Книпович, С. И. Ожегов и А. М. Горький, Е. И. Замятин и многие другие.
Несмотря на солидный возраст, ваш университет остается молодым, потому что несет неистощимый заряд энергии и уверенности в своих силах.
В настоящее время Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — один из лидеров в использовании передовых технологий и инноваций в образовании, достижений науки и культуры. Более 20 тысяч студентов университета — это армия будущих хорошо подготовленных специалистов, в которых так нуждается Россия XXI века.
Желаю всему коллективу Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и его выпускникам больших успехов, оптимизма, здоровья и благополучия!
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. Матвиенко».
Свой юбилей (210-летие со дня основания) Герценовский университет отмечает очередным достижением: он стал победителем конкурса, организованного в рамках приоритетного национального проекта «Образование» среди вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. А значит, коллектив университета ждут новые славные дела и свершения на благо российского образования.
Материал подготовила Е. М. Колосова, директор музея истории университета
С. А. Расчетина,
заведующая кафедрой социальной педагогики
ОТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДОМА
К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Известно, что «история обладает способностью индивидуализировать события и выделять из их бесконечного множества особо значимые для будущего "исторические индивидуумы", под которыми подразумеваются и отдельные исторические личности, и особые объединения людей, учреждения, созданные ими»1. В разные периоды истории формировались образовательно-воспитательные учреждения, отражающие в своей жизнедеятельности сущность системы, частью которой они выступали, и, вместе с тем, несущие на себе печать авторства: «...во всяком создании, где шевельнулся творческий дух, непременно отражается в неуловимых особенностях личность его создателя, не сливающаяся ни с каким другим лицом в истории. Творит человек, то есть привносит нечто новое в мир, всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исключительным, принадлежащим ему одному»2. Поэтому есть возможность раскрыть неповторимые характеристики известных учреждений в их динамике, охарактеризовать те особенности, которые придают им непреходящую ценность, осмыслить качественное своеобразие жизнедеятельности отдельных учреждений поддержки, воспитания и образования ребенка, концентрирующих в себе ведущие идеи эпохи.
Санкт-Петербургский императорский воспитательный дом — РГПУ им. А. И. Герцена — уникальное, развивающееся на протяжении двухсот десяти лет учреждение, отражающее историю развития антропологических идей на материале детства и логику подготовки педагога в русле этих идей с учетом противоречий реальной социальной ситуации развития ребенка в тот или иной период времени. Процессы развития антропологического знания в России и процессы развития учреждения Петербургский Воспитательный дом — Герценовский универси-