Научная статья на тему 'Магистерская программа ЮНЕСКО по образовательным технологиям как компонент сетевого взаимодействия вузов'

Магистерская программа ЮНЕСКО по образовательным технологиям как компонент сетевого взаимодействия вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / ONLINE-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистерская программа ЮНЕСКО по образовательным технологиям как компонент сетевого взаимодействия вузов»

ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ

Г. А. Бордовский

магистерская программа юнеско по образовательным технологиям как компонент сетевого взаимодействия вузов

По инициативе Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и при активном участии кафедры ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Образование в поликультурном обществе» в 2011 году была создана Сетевая ассоциация кафедр ЮНЕСКО, занимающихся развитием информационных образовательных технологий, в которую вошло около 30 университетов России, Украины, Белоруссии, Армении, Молдовы и Казахстана. Эта Сеть ставит перед собой следующие задачи:

1) содействовать комплексной системе исследований, обучения, информатизации и документооборота в области применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании и инновационных информационных технологиях, направленных на решение вопросов академического потенциала, качества образования и компетенций;

2) создать базу данных в области образования и ресурсов, доступную внутри и вне Сети, способствуя сотрудничеству Север-Юг, Юг-Юг и сотрудничеству внутри регионов;

3) совершенствовать механизмы взаимодействия с ассоциированными школами ЮНЕСКО, принимая во внимание соответствующие решения, принятые на международной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в Казани 26-27 апреля 2011 года;

4) развивать сотрудничество с международными, региональными и национальными комитетами программ ЮНЕСКО, в особенности реализуя программы «Информация для всех» и «Память Мира»;

5) учредить дискуссионный форум по вопросам направления развития партнеров Сети, включающих 1Т-компании, тренинг-центры, государственные органы и профессиональные агентства;

6) заложить механизм обмена идеями, ресурсами и положительным опытом, включая обмен кадрами, с целью создания нового потенциала;

7) способствовать международному сотрудничеству в области исследований, синтеза политики и стратегии развития для решения международных проблем устойчивого развития;

8) обеспечить обмен информацией по всем вопросам, указанным выше.

Сеть кафедр УНИТВИН/ЮНЕСКО, работающих в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогики, представляет собой структуру, открытую для участия заинтересованных сторон.

Членами Сети являются не только ее учредители. Ими могут стать кафедры ЮНЕСКО и учебные заведения, в которых эти кафедры функционируют и область компетенций которых соответствует стратегии совершенствования работы Сети.

Ассоциированными членами Сети могут стать организации и структуры, не являющиеся кафедрами ЮНЕСКО, но осуществляющие свою деятельность в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогики, в том числе под эгидой ЮНЕСКО:

• ассоциированные школы ЮНЕСКО, гимназии, школы, колледжи;

• сети и члены сетей ЮНЕСКО (ЮНЕВОК, Педагогическое образование: поликультурный диалог и под.);

• педагогические сообщества или структуры общественно-государственного партнерства (учебно-методические объединения, структуры в области инклюзивного образования и др.);

• представители 1Т-индустрии, профессиональная деятельность которых ориентирована, в том числе на систему образованию.

Координатором Сети является Институт ЮНЕСКО, расположенный в Москве. Для достижения поставленных целей предусмотрено:

1. Проведение совместных научных исследований по проблемам:

• развития и применения ИКТ в общем и профессиональном образовании;

• развития инновационной педагогики;

• рисков применения ИКТ, в том числе интернет- и гейм-аддикции и мер по их предупреждению и преодолению;

• современного состояния и перспектив формирования и развития информационной образовательной среды.

2. Совместная разработка научно-методического обеспечения применения ИКТ в образовании:

• современных методик и перспективных моделей применения ИКТ в общем и профессиональном образовании (мобильное обучение, смешанное обучение и т. д.);

• методик образовательной деятельности в виртуальной среде различных целевых групп педагогических работников системы общего образования (административных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников основной и старшей школы) и системы начального, среднего и высшего профессионального образования;

• инновационных методик подготовки учителей-предметников к применению ИКТ в профессиональной педагогической деятельности;

• современных методик и моделей применения ИКТ в общем и профессиональном образовании, ориентированном на

подготовку обучающихся со специальными потребностями;

• программ повышения квалификации и учебно-методического обеспечения их реализации для проведения совместного повышения квалификации учителей по применению ИКТ в образовании (создание совместных многоязычных учебных ресурсов на базе открытых платформ).

3. Совместная реализация образовательных программ повышения квалификации и международной магистратуры.

4. Развитие ресурсной базы.

5. Создание единого информационно-образовательного интернет-пространства

и т д Направления деятельности Сети

' - , кафедр УНИТВИН/ЮНЕСКО,

Более п°др°бная ^ инф°рмация пред- работающих в области ИКТ в образовании ставлена на рисунке: и инновационной педагогики

Одним из первых результатов сетевого взаимодействия стала «Международная образовательная программа подготовки магистра образования в области информационно-коммуникативных технологий». Программа несет основную миссию по содействию профессиональному развитию работников образования в России путем формирования ИКТ компетентности преподавателей, а также связанных с ней знаний, умений и подходов. Кроме того, проект предполагает наличие эффективной стратегии, которая обеспечивает использование существующих институтов, систем сертификации и экспертных сообществ в России, Европе и США. Авторы программы отталкивались от ключевых ИКТ компетенций для учителей. Преподавателям этого курса приходится очень быстро овладевать сверхновыми информационно-коммуникационными технологиями, такими, как поисковые системы, системы сбора и обработки данных, метаинформация, мобильные компьютерные среды, использование GPS, приложения для планшетных ПК, социальные медиа и 3D миры в виртуальной реальности.

Разработчики программы убеждены, что в современном образовании с широким использованием ИКТ должны быть заложены гуманистические ценности, которые воспитывали бы ответственное отношение к природе. Этот курс подготовки магистров исходит из осознания того факта, что обучение, как пища или мода, не является целью жизни. Оно должно отражать ценности, принятые в обществе, так, чтобы давать возможность и учителям, и ученикам построить собственную идентичность, сочетая традиции своей культуры и толерантность по отношению к «другим», будь то наши соседи, представители далеких стран или другие живые существа. Авторы подчеркивают, что нынешнее поколение должно обеспечить благоприятные стартовые условия для будущих, используя «зеленые» технологии.

В основе представленного курса подготовки магистров в сфере образования лежит понимание того, что потенциальные студенты уже являются профессионалами с определенным набором компетенций в своей области. Новые умения, навыки и методы, такие как ИКТ, следует скорее ассимилировать, чем механически добавлять к уже имеющимся. Это подразумевает, что студенты будут ознакомлены с образцом структуры данного курса заранее, как это принято в западных университетах.

Можно отметить и некоторые другие особенности этой программы.

1. Программа отражает признание того факта, что интеграция ИКТ в процесс обучения не является чем-то второстепенным или поверхностным. Из данной программы понятно, что успех ее зависит, как от таланта, имеющихся знаний и опыта, творческих способностей обучающихся, так и от их стремления включить новые веб-приложения в программы обучения, преподавание и методы оценки.

2. Она также подразумевает, что получение степени магистра в этой области означает, что такой специалист овладел необходимыми знаниями, приобрел соответствующий менталитет, интуицию и имеет полномочия стать лидером в этой сфере среди своих коллег. Кроме того, предполагается, что он должен уметь убеждать руководителей учреждений образования внедрять необходимые новые методы обучения, объясняя связь таких методов с повышением качества учебного процесса в целом.

3. Присвоение степени магистра предполагает способность работать автономно, а также владение навыками проверки новых методов, основанных на ИКТ, путем регистрации и критического осмысления результатов обучения. Для такой инновационной позиции, базирующейся на фактах, необходим так называемый эмпирический подход, в котором первоначальная идея проекта, его осуществление и рассмотрение окончательных результатов встречаются в экспериментальном цикле.

Программа разработана с учетом рекомендаций ЮНЕСКО и с опорой на европейский опыт, поэтому она существенно расходится с требованиями федеральных образовательных стандартов Российской Федерации, о чем свидетельствует календарный план курса.

календарный план курса

Первый год обучения (всего 30 академических кредитов):

Основные учебные курсы (3 академических кредита каждый; 1 европейский академический кредит = 28 часов)

1-я четверть:

1. Образовательное проектирование: обучение, преподавание, составление учебных планов и система оценивания.

2. Образовательные технологии: медиа, компьютерные симуляции и проведение игр.

3. Экспериментальное проектирование: экспериментальные данные, опирающиеся на теорию и наоборот.

2-я четверть:

4. Средства поддержки метакогнитивного обучения.

5. Наблюдение процесса обучения: интерпретация диалога, групповое обучение.

6. Системы поддержки проблемно-ориентированного обучения и совместного обучения.

3-я четверть:

7. Обучение с помощью мобильных устройств и виртуальной реальности.

8. Социальные медиа и электронная педагогика для гибкого обучения online.

9. Управление человеческими ресурсами.

Летняя школа в июле/августе (4-я четверть):

Подготовка учителей: синхронное и online-консультирование. Теория и практика развития человеческих ресурсов, включающая основные понятия о непрерывной профессиональной подготовке учителей, карьере учителя и управлении образованием.

Второй год обучения (всего 30 академических кредитов):

Два специализированных курса (5 академических кредитов каждый)

Эти два курса должны компенсировать те важные и интересные для студентов темы, которые не были рассмотрены в течение первого года. Это, например, такие темы, как доменная дидактика, специальное образование, технические специальности. Можно выбирать темы из имеющихся в распоряжении Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) веб-курсов, созданных в разных странах. На этом этапе со студентами будут работать кураторы из числа преподавателей университета Твенте. Цель данных курсов предварить тему итогового проекта.

Интересно, что темы для итогового проекта можно найти в отчетах ИИТО ЮНЕСКО.

Дипломный проект по программе магистратуры (20 академических кредитов)

Работа над дипломным проектом начинается тогда, когда пройдены все основные курсы, т.е. с начала второго года обучения. Прежде всего, студентам необходимо сформулировать проблему, которая, с опорой на литературу, могла бы послужить отправной точкой для исследования. Предпочтительно, чтобы дипломный проект был связан с преподавательской работой магистранта. В идеале исследуемая проблема должна быть актуальна и с теоретической, и с прагматической точки зрения. Предполагается, что эта работа, в итоге, приведет к тому, что выпускники программы повысят уровень преподавания в школах и будут готовы пользоваться такой инновационной инфраструктурой, как системы поддержки обучения с использованием интернет-технологий, а также осуществлять обучение, насыщенное медиа-контентом с применением планшетных ПК и

смартфонов. Руководство дипломным проектом будет осуществляться, по крайней мере, одним из штатных преподавателей университета Твенте вместе с представителем одного из университетов, участвующих в программе. Защита дипломного проекта будет проходить в присутствии специальной комиссии, состоящей из трех членов (минимум), включая научного руководителя.

Выпускной экзамен и присуждение ученой степени

Защита дипломного проекта будет транслироваться через Интернет, чтобы его результатами могли воспользоваться коллеги в дистанционном режиме. Кроме того, в этом случае они смогут задать вопросы, чтобы получить более подробную информацию по теме. В конце представленной программы приведен список образовательных учреждений и преподавателей из университетов разных стран, готовых к сотрудничеству.

Реальности российской системы высшего образования оказались такими, что данная международная магистерская программа не может быть реализована в обычном порядке, поскольку она не соответвует ФГОС. В Герценовском университете решено реализо-вывать ее в виде модулей по программе подготовки магистров образования в области информационных технологий и в профессиональных программах повышения квалификации работающих педагогов. Такой подход уже подтвердил востребованность и эффективность представленной программы.

Ч. Хопкинс Перевод И. А. Белозеровой

образование в интересах устойчивого развития (оур) в канаде и соединенных штатах

Ранний период ОУР до начала Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН (1992-2005)

В Канаде и в США образовательные учреждения в значительной степени находятся под контролем штатов или провинций. Поскольку в США 50 штатов, а в Канаде 10 провинций и 3 территории, то если там и было реализовано ОУР, реализация его была непоследовательной. Периодически оказываемая федеральная поддержка исходила, как правило, от Агентства по охране окружающей среды в США или Управления по охране окружающей среды Канады в Канаде. Эти организации выполняют четкие экологические задачи, поэтому их финансовое влияние на ранние проекты ОУР имело преимущественно экологическую направленность. Их существование в сочетании с влиянием крупных экологических неправительственных организаций закрепило доминировавшее в образовательных учреждениях представление о том, что ОУР предполагает, в основном, экологическую устойчивость. Отсутствие поддержки ОУР со стороны министерств по экономике или социальному развитию и неправительственных организаций неэкологического профиля способствовало укреплению восприятия ОУР как синонима или близкого подобия экологического образования. В результате до тех пор, пока ООН не провозгласила Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР), ОУР не включалось непосредственно в основные образовательные дисциплины, а воспринималось многими как близкий «родственник» экологического образования, глобального образования и/или образовательных программ развития и др. Даже те, кто непосредственно занимался социальными проблемами, являвшими собой прямую угрозу устойчивому развитию, такими как расизм, нищета или бездомные, не ощущали себя частью ОУР. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.