ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ
Г. А. Бордовский
магистерская программа юнеско по образовательным технологиям как компонент сетевого взаимодействия вузов
По инициативе Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и при активном участии кафедры ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Образование в поликультурном обществе» в 2011 году была создана Сетевая ассоциация кафедр ЮНЕСКО, занимающихся развитием информационных образовательных технологий, в которую вошло около 30 университетов России, Украины, Белоруссии, Армении, Молдовы и Казахстана. Эта Сеть ставит перед собой следующие задачи:
1) содействовать комплексной системе исследований, обучения, информатизации и документооборота в области применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании и инновационных информационных технологиях, направленных на решение вопросов академического потенциала, качества образования и компетенций;
2) создать базу данных в области образования и ресурсов, доступную внутри и вне Сети, способствуя сотрудничеству Север-Юг, Юг-Юг и сотрудничеству внутри регионов;
3) совершенствовать механизмы взаимодействия с ассоциированными школами ЮНЕСКО, принимая во внимание соответствующие решения, принятые на международной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в Казани 26-27 апреля 2011 года;
4) развивать сотрудничество с международными, региональными и национальными комитетами программ ЮНЕСКО, в особенности реализуя программы «Информация для всех» и «Память Мира»;
5) учредить дискуссионный форум по вопросам направления развития партнеров Сети, включающих 1Т-компании, тренинг-центры, государственные органы и профессиональные агентства;
6) заложить механизм обмена идеями, ресурсами и положительным опытом, включая обмен кадрами, с целью создания нового потенциала;
7) способствовать международному сотрудничеству в области исследований, синтеза политики и стратегии развития для решения международных проблем устойчивого развития;
8) обеспечить обмен информацией по всем вопросам, указанным выше.
Сеть кафедр УНИТВИН/ЮНЕСКО, работающих в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогики, представляет собой структуру, открытую для участия заинтересованных сторон.
Членами Сети являются не только ее учредители. Ими могут стать кафедры ЮНЕСКО и учебные заведения, в которых эти кафедры функционируют и область компетенций которых соответствует стратегии совершенствования работы Сети.
Ассоциированными членами Сети могут стать организации и структуры, не являющиеся кафедрами ЮНЕСКО, но осуществляющие свою деятельность в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогики, в том числе под эгидой ЮНЕСКО:
• ассоциированные школы ЮНЕСКО, гимназии, школы, колледжи;
• сети и члены сетей ЮНЕСКО (ЮНЕВОК, Педагогическое образование: поликультурный диалог и под.);
• педагогические сообщества или структуры общественно-государственного партнерства (учебно-методические объединения, структуры в области инклюзивного образования и др.);
• представители 1Т-индустрии, профессиональная деятельность которых ориентирована, в том числе на систему образованию.
Координатором Сети является Институт ЮНЕСКО, расположенный в Москве. Для достижения поставленных целей предусмотрено:
1. Проведение совместных научных исследований по проблемам:
• развития и применения ИКТ в общем и профессиональном образовании;
• развития инновационной педагогики;
• рисков применения ИКТ, в том числе интернет- и гейм-аддикции и мер по их предупреждению и преодолению;
• современного состояния и перспектив формирования и развития информационной образовательной среды.
2. Совместная разработка научно-методического обеспечения применения ИКТ в образовании:
• современных методик и перспективных моделей применения ИКТ в общем и профессиональном образовании (мобильное обучение, смешанное обучение и т. д.);
• методик образовательной деятельности в виртуальной среде различных целевых групп педагогических работников системы общего образования (административных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников основной и старшей школы) и системы начального, среднего и высшего профессионального образования;
• инновационных методик подготовки учителей-предметников к применению ИКТ в профессиональной педагогической деятельности;
• современных методик и моделей применения ИКТ в общем и профессиональном образовании, ориентированном на
подготовку обучающихся со специальными потребностями;
• программ повышения квалификации и учебно-методического обеспечения их реализации для проведения совместного повышения квалификации учителей по применению ИКТ в образовании (создание совместных многоязычных учебных ресурсов на базе открытых платформ).
3. Совместная реализация образовательных программ повышения квалификации и международной магистратуры.
4. Развитие ресурсной базы.
5. Создание единого информационно-образовательного интернет-пространства
и т д Направления деятельности Сети
' - , кафедр УНИТВИН/ЮНЕСКО,
Более п°др°бная ^ инф°рмация пред- работающих в области ИКТ в образовании ставлена на рисунке: и инновационной педагогики
Одним из первых результатов сетевого взаимодействия стала «Международная образовательная программа подготовки магистра образования в области информационно-коммуникативных технологий». Программа несет основную миссию по содействию профессиональному развитию работников образования в России путем формирования ИКТ компетентности преподавателей, а также связанных с ней знаний, умений и подходов. Кроме того, проект предполагает наличие эффективной стратегии, которая обеспечивает использование существующих институтов, систем сертификации и экспертных сообществ в России, Европе и США. Авторы программы отталкивались от ключевых ИКТ компетенций для учителей. Преподавателям этого курса приходится очень быстро овладевать сверхновыми информационно-коммуникационными технологиями, такими, как поисковые системы, системы сбора и обработки данных, метаинформация, мобильные компьютерные среды, использование GPS, приложения для планшетных ПК, социальные медиа и 3D миры в виртуальной реальности.
Разработчики программы убеждены, что в современном образовании с широким использованием ИКТ должны быть заложены гуманистические ценности, которые воспитывали бы ответственное отношение к природе. Этот курс подготовки магистров исходит из осознания того факта, что обучение, как пища или мода, не является целью жизни. Оно должно отражать ценности, принятые в обществе, так, чтобы давать возможность и учителям, и ученикам построить собственную идентичность, сочетая традиции своей культуры и толерантность по отношению к «другим», будь то наши соседи, представители далеких стран или другие живые существа. Авторы подчеркивают, что нынешнее поколение должно обеспечить благоприятные стартовые условия для будущих, используя «зеленые» технологии.
В основе представленного курса подготовки магистров в сфере образования лежит понимание того, что потенциальные студенты уже являются профессионалами с определенным набором компетенций в своей области. Новые умения, навыки и методы, такие как ИКТ, следует скорее ассимилировать, чем механически добавлять к уже имеющимся. Это подразумевает, что студенты будут ознакомлены с образцом структуры данного курса заранее, как это принято в западных университетах.
Можно отметить и некоторые другие особенности этой программы.
1. Программа отражает признание того факта, что интеграция ИКТ в процесс обучения не является чем-то второстепенным или поверхностным. Из данной программы понятно, что успех ее зависит, как от таланта, имеющихся знаний и опыта, творческих способностей обучающихся, так и от их стремления включить новые веб-приложения в программы обучения, преподавание и методы оценки.
2. Она также подразумевает, что получение степени магистра в этой области означает, что такой специалист овладел необходимыми знаниями, приобрел соответствующий менталитет, интуицию и имеет полномочия стать лидером в этой сфере среди своих коллег. Кроме того, предполагается, что он должен уметь убеждать руководителей учреждений образования внедрять необходимые новые методы обучения, объясняя связь таких методов с повышением качества учебного процесса в целом.
3. Присвоение степени магистра предполагает способность работать автономно, а также владение навыками проверки новых методов, основанных на ИКТ, путем регистрации и критического осмысления результатов обучения. Для такой инновационной позиции, базирующейся на фактах, необходим так называемый эмпирический подход, в котором первоначальная идея проекта, его осуществление и рассмотрение окончательных результатов встречаются в экспериментальном цикле.
Программа разработана с учетом рекомендаций ЮНЕСКО и с опорой на европейский опыт, поэтому она существенно расходится с требованиями федеральных образовательных стандартов Российской Федерации, о чем свидетельствует календарный план курса.
календарный план курса
Первый год обучения (всего 30 академических кредитов):
Основные учебные курсы (3 академических кредита каждый; 1 европейский академический кредит = 28 часов)
1-я четверть:
1. Образовательное проектирование: обучение, преподавание, составление учебных планов и система оценивания.
2. Образовательные технологии: медиа, компьютерные симуляции и проведение игр.
3. Экспериментальное проектирование: экспериментальные данные, опирающиеся на теорию и наоборот.
2-я четверть:
4. Средства поддержки метакогнитивного обучения.
5. Наблюдение процесса обучения: интерпретация диалога, групповое обучение.
6. Системы поддержки проблемно-ориентированного обучения и совместного обучения.
3-я четверть:
7. Обучение с помощью мобильных устройств и виртуальной реальности.
8. Социальные медиа и электронная педагогика для гибкого обучения online.
9. Управление человеческими ресурсами.
Летняя школа в июле/августе (4-я четверть):
Подготовка учителей: синхронное и online-консультирование. Теория и практика развития человеческих ресурсов, включающая основные понятия о непрерывной профессиональной подготовке учителей, карьере учителя и управлении образованием.
Второй год обучения (всего 30 академических кредитов):
Два специализированных курса (5 академических кредитов каждый)
Эти два курса должны компенсировать те важные и интересные для студентов темы, которые не были рассмотрены в течение первого года. Это, например, такие темы, как доменная дидактика, специальное образование, технические специальности. Можно выбирать темы из имеющихся в распоряжении Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) веб-курсов, созданных в разных странах. На этом этапе со студентами будут работать кураторы из числа преподавателей университета Твенте. Цель данных курсов предварить тему итогового проекта.
Интересно, что темы для итогового проекта можно найти в отчетах ИИТО ЮНЕСКО.
Дипломный проект по программе магистратуры (20 академических кредитов)
Работа над дипломным проектом начинается тогда, когда пройдены все основные курсы, т.е. с начала второго года обучения. Прежде всего, студентам необходимо сформулировать проблему, которая, с опорой на литературу, могла бы послужить отправной точкой для исследования. Предпочтительно, чтобы дипломный проект был связан с преподавательской работой магистранта. В идеале исследуемая проблема должна быть актуальна и с теоретической, и с прагматической точки зрения. Предполагается, что эта работа, в итоге, приведет к тому, что выпускники программы повысят уровень преподавания в школах и будут готовы пользоваться такой инновационной инфраструктурой, как системы поддержки обучения с использованием интернет-технологий, а также осуществлять обучение, насыщенное медиа-контентом с применением планшетных ПК и
смартфонов. Руководство дипломным проектом будет осуществляться, по крайней мере, одним из штатных преподавателей университета Твенте вместе с представителем одного из университетов, участвующих в программе. Защита дипломного проекта будет проходить в присутствии специальной комиссии, состоящей из трех членов (минимум), включая научного руководителя.
Выпускной экзамен и присуждение ученой степени
Защита дипломного проекта будет транслироваться через Интернет, чтобы его результатами могли воспользоваться коллеги в дистанционном режиме. Кроме того, в этом случае они смогут задать вопросы, чтобы получить более подробную информацию по теме. В конце представленной программы приведен список образовательных учреждений и преподавателей из университетов разных стран, готовых к сотрудничеству.
Реальности российской системы высшего образования оказались такими, что данная международная магистерская программа не может быть реализована в обычном порядке, поскольку она не соответвует ФГОС. В Герценовском университете решено реализо-вывать ее в виде модулей по программе подготовки магистров образования в области информационных технологий и в профессиональных программах повышения квалификации работающих педагогов. Такой подход уже подтвердил востребованность и эффективность представленной программы.
Ч. Хопкинс Перевод И. А. Белозеровой
образование в интересах устойчивого развития (оур) в канаде и соединенных штатах
Ранний период ОУР до начала Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН (1992-2005)
В Канаде и в США образовательные учреждения в значительной степени находятся под контролем штатов или провинций. Поскольку в США 50 штатов, а в Канаде 10 провинций и 3 территории, то если там и было реализовано ОУР, реализация его была непоследовательной. Периодически оказываемая федеральная поддержка исходила, как правило, от Агентства по охране окружающей среды в США или Управления по охране окружающей среды Канады в Канаде. Эти организации выполняют четкие экологические задачи, поэтому их финансовое влияние на ранние проекты ОУР имело преимущественно экологическую направленность. Их существование в сочетании с влиянием крупных экологических неправительственных организаций закрепило доминировавшее в образовательных учреждениях представление о том, что ОУР предполагает, в основном, экологическую устойчивость. Отсутствие поддержки ОУР со стороны министерств по экономике или социальному развитию и неправительственных организаций неэкологического профиля способствовало укреплению восприятия ОУР как синонима или близкого подобия экологического образования. В результате до тех пор, пока ООН не провозгласила Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР), ОУР не включалось непосредственно в основные образовательные дисциплины, а воспринималось многими как близкий «родственник» экологического образования, глобального образования и/или образовательных программ развития и др. Даже те, кто непосредственно занимался социальными проблемами, являвшими собой прямую угрозу устойчивому развитию, такими как расизм, нищета или бездомные, не ощущали себя частью ОУР. В