смартфонов. Руководство дипломным проектом будет осуществляться, по крайней мере, одним из штатных преподавателей университета Твенте вместе с представителем одного из университетов, участвующих в программе. Защита дипломного проекта будет проходить в присутствии специальной комиссии, состоящей из трех членов (минимум), включая научного руководителя.
Выпускной экзамен и присуждение ученой степени
Защита дипломного проекта будет транслироваться через Интернет, чтобы его результатами могли воспользоваться коллеги в дистанционном режиме. Кроме того, в этом случае они смогут задать вопросы, чтобы получить более подробную информацию по теме. В конце представленной программы приведен список образовательных учреждений и преподавателей из университетов разных стран, готовых к сотрудничеству.
Реальности российской системы высшего образования оказались такими, что данная международная магистерская программа не может быть реализована в обычном порядке, поскольку она не соответвует ФГОС. В Герценовском университете решено реализовывать ее в виде модулей по программе подготовки магистров образования в области информационных технологий и в профессиональных программах повышения квалификации работающих педагогов. Такой подход уже подтвердил востребованность и эффективность представленной программы.
Ч. Хопкинс Перевод И. А. Белозеровой
образование в интересах устойчивого развития (оур) в канаде и соединенных штатах
Ранний период ОУР до начала Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН (1992-2005)
В Канаде и в США образовательные учреждения в значительной степени находятся под контролем штатов или провинций. Поскольку в США 50 штатов, а в Канаде 10 провинций и 3 территории, то если там и было реализовано ОУР, реализация его была непоследовательной. Периодически оказываемая федеральная поддержка исходила, как правило, от Агентства по охране окружающей среды в США или Управления по охране окружающей среды Канады в Канаде. Эти организации выполняют четкие экологические задачи, поэтому их финансовое влияние на ранние проекты ОУР имело преимущественно экологическую направленность. Их существование в сочетании с влиянием крупных экологических неправительственных организаций закрепило доминировавшее в образовательных учреждениях представление о том, что ОУР предполагает, в основном, экологическую устойчивость. Отсутствие поддержки ОУР со стороны министерств по экономике или социальному развитию и неправительственных организаций неэкологического профиля способствовало укреплению восприятия ОУР как синонима или близкого подобия экологического образования. В результате до тех пор, пока ООН не провозгласила Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР), ОУР не включалось непосредственно в основные образовательные дисциплины, а воспринималось многими как близкий «родственник» экологического образования, глобального образования и/или образовательных программ развития и др. Даже те, кто непосредственно занимался социальными проблемами, являвшими собой прямую угрозу устойчивому развитию, такими как расизм, нищета или бездомные, не ощущали себя частью ОУР. В
школах временами рассказывали об устойчивом развитии, но не проводилось обучение для устойчивого развития.
В США для описания ОУР используется два термина. Второе наименование — Образование для устойчивости (ОДУ). В 1994 году Президентский совет по устойчивому развитию оказал финансовую поддержку Национальному форуму по сотрудничеству в целях поддержки экологического образования. Целью этого совещательного процесса было расширение рамок понятия «образование» и включение в него понятия устойчивого развития. По результатам форума был издан отчет, озаглавленный «Образование для устойчивости: программа действий». В этом эпохальном документе ОДУ определялось следующим образом: «...Обучение в течение всей жизни, результатом которого являются просвещенные и неравнодушные граждане, обладающие навыками продуктивного решения проблем, технической и социальной грамотностью и готовностью предпринимать ответственные шаги, как личные, так и общественные».
Неправительственные организации в США часто оказывали прямое воздействие на деятельность ОДУ, внедряя учебные планы, распространяя учебно-методические стандарты, способствуя усвоению опыта ОДУ. Одной из наиболее известных в этом отношении неправительственных организаций была Северо-Американская ассоциация экологического образования, поддержавшая синергию и сформировавшая в своем составе комиссию по ОУР. Это позволило ОУР иметь собственное программное направление. ОУР в США постепенно распространилось, особенно в системах частных школ, таких как Национальная ассоциация независимых школ, и в системе высшего образования под руководством Ассоциации продвижения устойчивости в высшем образовании. Благодаря работе этих и других ассоциаций, ОДУ получило признание и пользуется все большим авторитетом. Однако и сегодня сосредоточение основного внимания на школьной успеваемости, главным элементом которой являются баллы по математике и языку, препятствует развитию ОУР во многих школах.
На уровне ООН устойчивое развитие как таковое обычно относилось к ведению ми-
«-» г~\ «-»
нистерств охраны окружающей среды. Эта связь с министерствами окружающей среды, Агентством по охране окружающей среды США и Управлением по охране окружающей среды Канады по-прежнему отражала восприятие ОУР в качестве прямого продолжателя экологического образования, осложняя процесс включения в основные отрасли знаний, выделяемые министерствами образования, вопросов социальной и экономической устойчивости. Во многих случаях эти социальные и экономические вопросы рассматривались, но не в рамках ОУР. В обеих странах до сих пор обсуждается вопрос, что относится, а что не относится к области ОУР. Северо-Американские неправительственные организации и агентства профессиональной подготовки, такие как Северо-Американская ассоциация экологического образования и Канадская система образования и коммуникации в области охраны окружающей среды, до сих пор не имеют рабочих связей с другими адъективными организациями, которые могли бы способствовать ОУР.
В Канаде в преддверие Декларации Рио-де-Жанейро была создана одна неправительственная организация, чья деятельность непосредственно сосредотачивалась на ОУР. Обучение для устойчивого будущего (ОУБ) — некоммерческая организация, созданная для интеграции ОУР в учебные планы всех этапов обучения в Канаде. ОУБ была основана работниками образования, предпринимателями и представителями правительства в 1991 году в предвидении необходимости ОУР.
После начала ДОУР ООН
Когда началось Десятилетие образования в интересах устойчивого развития ООН, были сделаны новые попытки связать ОУР и систему обучения в образовательных учреждениях. Канадская Комиссия по ЮНЕСКО сыграла активную роль в широком представ-
лении ОУР на своей годичной конференции 2005 года, и каждый год этого Десятилетия включает ОУР в свою программу. Комиссия также способствует включению ОУР в область рассмотрения Канадского совета министров образования. В США дело обстояло совсем по-другому.
Как только в системе образования начали изучать концепт ОУР для проведения ДОУР ООН и осознали первую из четырех основных идей ОУР как получение постоянного доступа к качественному образованию, министерства увидели, что их задачи в этой области намного шире, чем просто экологическое образование. Канадский совет министров образования сделал ОУР одним из приоритетных направлений и создал межрегиональную рабочую группу для разработки рамочной программы ОУР и помощи провинциям и территориям в разработке собственных программ.
В последнее время появились свидетельства того, что федеральное правительство США вновь хочет взять на себя роль лидера ОДУ. На Всемирной конференции ЮНЕСКО в Бонне в 2009 году министр образования США Арне Дункан написал письмо, подтверждающее его поддержку ОУР. В 2010 году Дункан заявил, что будет предпринято несколько новых инициатив, например, включение подготовки специалистов для работы на местах, способствующих сохранению или восстановлению окружающей среды, в программы профессионального образования. Однако он апеллирует к экологическому образованию, а не ОУР, и не ОДУ.
Для более внимательного рассмотрения вопроса об ОУР в Канаде было организовано восемь региональных рабочих групп по обучению в целях устойчивого развития. Они получили название ОУР Канада, их общей целью было культивировать ОУР, привлекая лидеров региональных министерств, федерального правительства, формального и неформального образования, бизнеса и общественных организаций к пропагандирующим ОУР дискуссиям и мероприятиям. На сегодняшний день рабочие группы ОУР приняли активное участие в финансировании общественных форумов, предоставлении данных для обзоров региональных учебных планов, разработке ресурсов и создании вебсайтов.
Интеграция ОУР в систему начального и среднего образования
Если бы нужно было классифицировать различные подходы к ОУР в школах США и Канады, можно было бы выделить следующие категории:
1. Школа полностью игнорирует потребность в ОУР.
2. В школе существует кружок или проект, в котором занято несколько учеников и преподаватель.
3. В школе реализуется расширенный проект или ключевое направление, касающееся энергосбережения, переработки отходов или привлечения денежных средств для стран третьего мира.
4. Устойчивое развитие и глобальные проблемы освещаются в ряде основных предметов, таких как естественные и социальные науки, гражданское право и география. Это рассматривается как обучение, в рамках которого рассказывают об устойчивом развитии.
5. Общешкольный подход, предполагающий сертификацию, например, «Зеленая школа», «Эко-школа», «Безопасная школа» или «Школа против расизма/агрессии». Это рассматривается как обучение для устойчивого развития.
6. Общешкольный системный подход к образованию для устойчивого развития. Множество вопросов, например, что именно преподавать, что оценивать, о чем отчитываться, а также стратегические решения, начиная от снабжения и заканчивая продвижением, являются системными и выходят за рамки общешкольного подхода;
7. Общественный подход. Работники образования не являются собственниками системы образования. Это служба, которая принадлежит всему обществу.
С началом ДОУР ООН Университет Организации Объединенных Наций начал проводить общественно-региональное исследование в рамках ОУР для изучения возможности совместной работы школ, а также всех деятелей формального и неформального образования региона в целях создания более устойчивых регионов. Этот проект, получивший название Региональных центров экспертизы ОУР и включавший в 2005 году 7 участников, к 2012 году охватывал 120 подразделений по всему миру. (В настоящий момент насчитывается семь таких центров в Канаде и два в США).
Высшее образование
Образование в интересах устойчивого развития включено в программы университетов и колледжей обеих стран. Базы данных университетов и колледжей насчитывают сотни специальностей, относящихся к наукам об окружающей среде. Множество других специальностей, относящихся к устойчивому развитию, можно найти среди программ различных факультетов, включая факультеты естественных наук, педагогики, социальных наук, политологии, искусств, архитектуры. Муниципальные двухгодичные колледжи в обеих странах также предлагают сотни специальностей, связанных с вопросами устойчивого развития.
Образование учителей
Отдельные вопросы устойчивого развития, такие как качественное образование или равенство полов, десятилетиями изучались на педагогических факультетах и в институтах подготовки учителей (ИПУ) в обеих странах, однако первая в мире специализированная кафедра ОУР ЮНЕСКО была открыта в Йоркском университете в Торонто в Канаде в 1999 году. В ее задачи входила разработка рекомендаций для ЮНЕСКО по глобальному переориентированию подготовки учителей на решение проблем ОУР. Этот проект, в котором принимали участие 35 организаций в 35 странах, был завершен в 2005 году. Сегодня объединенная вокруг кафедры ЮНЕСКО сетевая структура насчитывает сотни ИПУ в более чем 70 странах.
Национальная сетевая организация ИПУ Канады была сформирована в 1999 году и получила название РАЖіАКпеї:. Она подняла авторитет ОУР в Канаде, охватив вниманием такие вопросы, как образование аборигенов, равенство и пол. В область изучения также вошли подготовительные курсы педагогики и проблема включения ОУР в основные дисциплины. В США аналогичная сеть ИПУ начала создаваться в 2010 году.
Хотя все ИПУ занимаются программами качественного образования, мало кто видит в них продолжение ОУР. У многих есть программы, касающиеся равенства, глобального гражданства и природоохранного образования, но опять-таки они в большинстве случаев не имеют контекстуальных связей с ОУР. В некоторых ИПУ есть дисциплины ОУР для студентов, в некоторых других даже есть дипломная специализация по ОУР. Наилучший пример ОУР в ИПУ можно увидеть в сети ИПУ в Манитоде, Канада, где ОУР провозглашается приоритетной задачей региональной системы образования. Полный обзор ОУР в системе подготовки учителей под названием «Образование в интересах устойчивого развития на педагогических факультетах в Канаде» можно найти на сайте Совета министров образования Канады.
Нужно сделать еще очень многое. Однако ни в той, ни в другой стране нет достаточного финансирования для развития таких сетей подготовки учителей. На научные исследования выделяется мало средств, и прогресс зависит от добровольческой деятельности и поддержки каждой отдельно взятой организации.
Информированность общества
Информированность и сознательность общества является третьей ключевой идеей ОУР. Вопросы устойчивого развития привлекают все больше внимания общественности благодаря транслированию новостей о таких близких родственных проблемах, как из-
менение климата, кризис природных ресурсов и промысел трески и лосося. Нерациональная добыча ископаемых и производство энергии занимают умы все большей части населения. Документальные телепрограммы и даже популярные фильмы типа «Аватара» затрагивают тему устойчивости и тесно переплетенные с ней вопросы социальной справедливости.
Идею повышения информированности и сознательности общества трудно подвергнуть планированию, поскольку она непосредственно связана с образованием и развитием общества.
Обучение — государственный и частный секторы
Четвертая ключевая идея ОУР заключается в обучении. В обеих странах значительная часть работ в рамках ОУР посвящена обучению решению проблем устойчивого развития в государственном, неправительственном и частном секторе. Целью может являться соблюдение требований, или повышение прибыльности и эффективности, или улучшение репутации, или желание компании или учреждения принести пользу обществу или своим клиентам. Неправительственные организации, такие как Международная организация стандартизации (ISO), организация «Natural Step» и большинство государственных учреждений, проводят программы обучения ОУР. Многие из них работают на основе самоокупаемости в результате экономии энергии, воды и переработки отходов.
У крупного бизнеса есть необходимый капитал для финансирования таких образовательных программ, однако политика «новых рубежей» позволяет привнести эти программы в область малого и среднего бизнеса обеих стран. Конечно, для реализации социальных программ, таких как доступность обучения и широкого спектра социальных услуг для молодежи и новых трудовых мигрантов, необходимо намного больше, чем самоокупаемые экологические программы.
Делается еще очень многое, но ограниченный объем данной статьи не позволяет рассказать обо всем. Более подробную информацию можно найти на сайтах ЮНЕСКО обеих стран.