Научная статья на тему 'Научно-организационная деятельность сети кафедр ЮНЕСКО и межуниверситетской сети УНИТВИН РАО'

Научно-организационная деятельность сети кафедр ЮНЕСКО и межуниверситетской сети УНИТВИН РАО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ ВОБРАЗОВАНИИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЮНЕСКО / КАФЕДРЫ ЮНЕСКО / МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКАЯСЕТЬ УНИТВИН / ICT IN EDUCATION / UNESCO GLOBAL NETWORKS / UNESCO CHAIRS / INTERUNIVERSITY NETWORK UNITWIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич, Роберт Ирэна Веньяминовна, Хорошилов Александр Владиевич

В статье представлена модель взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО с сетью кафедр ЮНЕСКО и межуниверситетской сетью УНИТВИН РАО по применению ИКТ в образовании и инновационной педагогике. Рассмотрены основные направления сотрудничества для решения актуальных задач информатизации образованияи профессионального развития педагогических работников на основе применения ИКТ. Общая схема взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО и участников сети предполагает формирование базовых площадок или координационных центров, обеспечивающих проведение соответствующих исследований и реализацию практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND ORGANIZATIONAL ACTIVITIES OF UNESCO CHAIRS AND UNITWIN NETWORK

The article presents the model of interaction and the main directions of cooperation between the UNESCO IITE, the Network of UNITWIN/UNESCO Chairs and the Interuniversity network UNITWIN RAO on ICT application in education and innovative pedagogics. The main areas of activities of the participants of the UNESCO global network are education, research, and innovationin thesphere of integration of ICT and pedagogy. The general scheme of interaction of the UNESCO IITE and participants of the Network assumes establishment of basic platforms or the coordination centers providing the corresponding researches and implementation of practical tasks.

Текст научной работы на тему «Научно-организационная деятельность сети кафедр ЮНЕСКО и межуниверситетской сети УНИТВИН РАО»

Интернационализация образования

147

Г.А. БОРЦОВСКИЙ, академик РАО, президент РГПУ им. А.И. Герцена И.В. РОБЕРТ, академик РАО Институт информатизации образования РАО

А.В. ХОРОШИЛОВ, профессор Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

Научно-организационная деятельность сети кафедр ЮНЕСКО и межуниверситетской сети УНИТВИН РАО

В статье представлена модель взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО с сетью кафедр ЮНЕСКО и межуниверситетской сетью УНИТВИН РАО по применению ИКТ в образовании и инновационной педагогике. Рассмотрены основные направления сотрудничества для решения актуальных задач информатизации образования и профессионального развития педагогических работников на основе применения ИКТ. Общая схема взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО и участников сети предполагает формирование базовых площадок или координационных центров, обеспечивающих проведение соответствующих исследований и реализацию практических задач.

Ключевые слова: ИКТ в образовании, глобальные сети ЮНЕСКО, кафедры ЮНЕСКО, межуниверситетская сеть УНИТВИН

В структуре ЮНЕСКО особое место занимают УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО (UNITWIN/UNESCO Chairs), а также Ассоциированные школы ЮНЕСКО (ASPnet) и центры ЮНЕСКО-ЮНЕВОК по профессионально-техническому обучению и образованию (UNESCO UNEVOC). Они относятся к так называемым глобальным сетям ЮНЕСКО. Сотрудничество ИИТО ЮНЕСКО с глобальными сетями ЮНЕСКО способствует развитию диалога в области применения ИКТ в образовании с международными, неправительственными и общественными организациями, профессиональными ассоциациями и объединениями, исследовательскими и научными центрами, университетами и институтами повышения квалификации работников образования, а также с государственными структурами и частными компаниями, партнерами из государственного и частного секторов (рис. 1).

В соответствии с видением ЮНЕСКО и миссией ИИТО в отношении использования ИКТ в образовании институт в 2011 г. выступил с инициативой создания специализированной сети Кафедр ЮНЕСКО, при-

званной осуществлять деятельность в области инновационной педагогики, открытой для новых альянсов в пределах университетского сообщества, а также предложил разработать механизмы взаимодействия Ассоциированных школ ЮНЕСКО и центров ЮНЕВОК с кафедрами ЮНЕСКО. Итогом большой работы ИИТО по развитию идеи сетевого сотрудничества в области применения ИКТ в образовании стал «Меморандум о взаимопонимании между ИИТО ЮНЕСКО и кафедрами УНИТВИН/ ЮНЕСКО, работающими в области ИКТ в образовании», подписанный участниками международной конференции «Партнерство кафедр ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании: инновации и передовой опыт» (3 июня 2011 г., Санкт-Петербург) в рамках XII международного форума «Формирование современного информационного общества: проблемы, перспективы, инновационные подходы».

Выступая с намерением создать такую сеть, участники конференции определили основные задачи будущего сотрудничества:

■ содействовать созданию комплекс-

148

Высшее образование в России • № 10, 2014

Рис. 1. Модель взаимодействияИИТО ЮНЕСКО с партнерами

ной системы исследований, обучения, информатизации и документооборота в области применения ИКТ в образовании, направленной на решение вопросов повышения академического потенциала, качества образования и формирования компетенций;

■ создать базу данных в области образования и ре-сурсов,доступную внутри и вне сети, способствуя сотрудничеству Север-Юг, Юг-Юг и внутри регионов;

■ совершенствовать механизмы взаимодействия с ассоциированными школами ЮНЕСКО, принимая во внимание соответствующие решения, принятые на международной конференции ИИТО ЮНЕСКО и ассоциированных школ ЮНЕСКО (Казань, 26-27 апреля 2011 г.);

■ развивать сотрудничество с международными, региональными и национальными комитетами программ ЮНЕСКО, в особенности в сфере реализации программ «Информация для всех» и «Память Мира»;

■ учредить дискуссионный форум по вопросам определения направлений развития партнеров сети (ИТ-компании, тренинг-центры, НГО, государственные органы и профессиональные агентства);

■ заложить механизмы обмена идеями, ресурсами, кадрами и положительным опытом с целью создания необходимого потенциала сотрудничества. Соответствующие мероприятия должны содействовать, в частности, гендерному равенству и дать возможность женщинам-ученым активно

участвовать в исследованиях и выработке политики развития;

■ способствовать установлению плодотворных международных связей при решении глобальных проблем устойчивого развития;

■ обеспечить обмен информацией по всем вопросам, касающимся соответствующих мероприятий и программ.

На сегодняшний день в сеть кафедр входят более 40 кафедр ЮНЕСКО и кафедральных сетей УНИТВИН, а также ведущие государственные и негосударственные высшие учебные учреждения из 18 стран-членов ЮНЕСКО. Ежегодно на своих конференциях участники сети обсуждают результаты работы и перспективы взаимодействия для решения актуальных задач информатизации образования и профессионального развития педагогических работников на основе применения ИКТ. Партнерами сети, кроме ассоциированных школ ЮНЕСКО и центров ЮНЕС-КО-ЮНЕВОК, стали национальные ко-

Интернационализация образования

149

миссии по делам ЮНЕСКО ряда государств-членов ЮНЕСКО, представители международных и профессиональных организаций, федеральных и региональных структур.

Важнейшими направлениями деятельности участников сети являются образовательная, исследовательская и инновационная деятельность в области интеграции ИКТ и педагогики. Общая схема взаимодействия ИИТО и участников сети предполагает формирование базовых площадок или координационных центров, обеспечивающих проведение соответствующих исследований и реализацию практических задач. При этом ИИТО ЮНЕСКО осуществляет координацию деятельности участников сети и их партнеров из государственного и частного секторов. В свою очередь, участники сети должны содействовать повышению эффективности взаимодействия с ассоциированными школами ЮНЕСКО и центрами ЮНЕСКО-ЮНЕВОК.

Российская Федерация представлена в сети семью кафедрами ЮНЕСКО и девятью государственными и негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, ведущими подготовку к открытию новых кафедр ЮНЕСКО. Всего в научно-исследовательских институтах, университетах и других высших учебных заведениях России действует 51 кафедра ЮНЕСКО. Среди них - межуниверситетская сеть УНИТ-ВИН по достижению целей программы «Образование для всех » / Кафедра ЮНЕСКО Российской академии образования (далее - Межуниверситетская сеть УНИТ-ВИН РАО), которая была создана 1 сентября 2009 г. Целью ее создания является участие в программе ЮНЕСКО «Образование для всех» (концептуальные разработки, конференции, проекты) и в смежных программах ЮНЕСКО по образованию, науке, культуре, а также содействие законодательным и исполнительным органам России в осуществлении программы

«Образование для всех» на территории России и других государств. Участники межуниверситетской сети УНИТВИН РАО взаимодействуют также с другими НИИ и университетами из России и стран Европы.

Совместная научно-методическая деятельность российских и иностранных научных и образовательных учреждений, вхо-дящихв межуниверситетскую сеть УНИТ-ВИН РАО, ориентирована на участие в фундаментальных и прикладных исследованиях широкого профиля по темам:

• методологические основания изменения целей, содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания в соответствии с задачами интеллектуализации и социализации обучающегося в современных условиях информационного общества, глобализации и массовой сетевой коммуникации;

• совершенствование методических систем обучения, ориентированных на целенаправленное включение обучающихся в коллективную образовательную деятельность на основе информационного взаимодействия в сетевых сообществах для обеспечения научных, социальныхи профессионально-ориентированных результатов

150

Высшее образование в России • № 10, 2014

обучения, а также на формирование умений самостоятельно осуществлять информационную деятельность по продуцированию информации, по формализации и представлению знания;

• предотвращение возможных негативных последствий педагогического, медико-психологического, социального характера со стороны СМИ, тематических Интернет-порталов, сетевых игровых порталов и прочих слабо контролируемых, с точки зрения научности и этики, источников сетевых информационных ресурсов, порождающих угрозу манипулирования поведением и сознанием человека, а также предупреждение издержек информационно емкого и эмоционально насыщенного информационного воздействия, оказываемого на обучаемого и обучающего;

• интеллектуализация информационных систем, обеспечивающих автоматизацию и управление технологическими процессами в сфере образования;

• активизация использования сетевых распределенных ресурсов, связанная с постоянным совершенствованием и расширением интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в электронном виде в информационных банках и базах результатов научной, образовательной, производственной, социальной, культурной и других видов деятельности его членов;

• интеграция информационных и коммуникационных технологий с развивающимися научными и производственными технологиями, технологиями бизнеса, различных видов искусств, педагогическими технологиями, инициирующая как развитие всех сфер жизнедеятельности современного человека за счет интеллектуализации его трудовой деятельности, так и повышение его общекультурного и профессионального уровня;

• конвергенция традиционных наук и наукоемких технологий (нано-, инфо-, когнитивных технологий), определяющая со-

вершенствование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, развитие умений самостоятельного извлечения и продуцирования знаний при использовании средств ИКТ.

Основополагающим документом, описывающим направления деятельности и развития межуниверситетской сети УНИТ-ВИН РАО, является Меморандум, подписанный 12 декабря 2013 г. между ИИТО и Институтом информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО). В подписании документа, помимо руководителей и сотрудников названных учреждений, приняли участие представители Национальной комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Минобрнауки России, Министерства связи и телекоммуникаций РФ, руководители вузов и научных организаций, координаторы и представители сетей ассоциированных школ, а также партнеры ИИТО из сферы ИТ-бизнеса, коллеги из центров ЮНЕВОК ЮНЕСКО, общественных и профессиональных сообществ. В рамках данного мероприятия была организована презентация научно-аналитического издания «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и монографии И.В. Ро-

Интернационализация образования

151

берт «Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты».

В соответствии с планами деятельности ИИТО ЮНЕСКО и межуниверситетской сети УНИТВИН РАО в 2013-2014 гг. был проведен ряд международных конференций по проблемам образования. Среди них необходимо отметить международную конференцию «Партнерство кафедр ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании » в рамках XV Международного форума «Формирование современного информационного общества: проблемы, перспективы, инновационные подходы», который состоялся в Санкт-Петербурге с 1 по 5 июня 2014 г. В работе форума приняли участие 156 человек из 16 стран, среди них: руководители высших учебных заведений, руководители организаций Российской академии наук и промышленных предприятий, представители и эксперты ЮНЕСКО, руководящие работники, представители деловых кругов, ученые и преподаватели, студенты и аспиранты из Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Г ермании, России, Казахстана, Канады, Китая, Кореи, Латвии, Молдовы, Нидерландов, Узбекистана, Финляндии, Франции.

Перспективы сети ИИТО и кафедр ЮНЕСКО по применению ИКТ в образовании и инновационной педагогике связаны прежде всего с реализацией нового пилотного проекта «Знания и Инновации для Будущего» - «Knowledge and Innovations for the Future», концепция которого была представлена и обсуждена в июне 2014 г. Технологической основой проекта должен стать его портал, представляющий собой инновационный информационно-образовательный ресурс, обеспечивающий поддержку деятельности участников сети по следующим тематическим направлениям:

v ИКТ и качество высшего образования; v Стандартизация в ИКТ-интегриро-ванном образовании;

v Профессиональное развитие научно-педагогических кадров высшего образования на основе ИКТ;

v Открытые образовательные ресурсы (ООР) и Массовые открытые онлайн-курсы (МООК);

v Облачные сервисы и мобильные технологии;

v ИКТ в инновационном инженерном образовании;

v ИКТ в межкультурном и мультилингвистическом образовании;

v Взаимодействие с ассоциированными школами ЮНЕСКО и центрами ЮНЕС-КО-ЮНЕВОК и др.

Кроме того, в рамках пилотного проекта предполагается организация доступа к разработанным участниками МООК материалам, а также учреждение открытого электронного журнала по проблемам применения ИКТ в образовании и инновационной педагогике. Его основное содержание будут составлять публикации на основе результатов деятельности кафедр ЮНЕСКО.

152

Высшее образование в России • № 10, 2014

Авторы:

БОРДОВСКИЙ Геннадий Алексеевич - д-р пед. наук, профессор, академик РАО, президент РГПУ им. А.И. Г ерцена, president@herzen.spb.ru

РОБЕРТ Ирэна Веньяминовна - д-р пед. наук, профессор, академик РАО, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, rena_robert@mail.ru

ХОРОШИЛОВ Александр Владиевич - канд. экон. наук, профессор, врио Директора, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Liste.info.iite@unesco.org

BORDOVSKIY G.A., ROBERT I.V., KHOROSHILOV A.V. RESEARCH AND ORGANIZATIONAL ACTIVITIES OF UNESCO CHAIRS AND UNITWIN NETWORK

Abstract. The article presents the model of interaction and the main directions of cooperation between the UNESCO IITE, the Network of UNITWIN/UNESCO Chairs and the Interuniversity network UNITWIN RAO on ICT application in education and innovative pedagogics. The main areas of activities of the participants of the UNESCO global network are education, research, and innovation in the sphere of integration of ICT and pedagogy. The general scheme of interaction of the UNESCO IITE and participants of the Network assumes establishment of basic platforms or the coordination centers providing the corresponding researches and implementation of practical tasks.

Keywords: ICT in education, UNESCO global networks, UNESCO chairs, Interuniversity network UNITWIN

Authors:

BORDOVSKIY Gennadiy A. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Academician ofRAE, President Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, president@herzen.spb.ru

ROBERT Irena V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., academician of RAE, Institute of Informatization of Education ofRAE, Moscow, Russia, rena_robert@mail.ru

KHOROSHILOV Alexander V. - Cand. Sci. (Economics), Prof., acting Director, UNESCO IITE, Moscow, Russia, Liste.info.iite@unesco.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.