важные профессиональные, социальные, этические и материальные интересы учителей и педагогов: прием на работу, продвижение по службе, дисциплинарные меры, работа на неполной ставке, профессиональные свободы, контроль и оценка работы, права и обязанности, социальное страхование и др.
Различными институтами ЮНЕСКО накоплен большой и ценный опыт в области образования. Сегодня одна из главных задач — исключить «параллельное существование» сфер ЮНЕСКО и практики российского образования (впрочем, таково положение дел и во всем мире) и обеспечить перенос, трансфер передовых разработок ЮНЕСКО в образовательную деятельность. Этим сегодня и занимается Герценовский университет.
Н. Ф. Золотухина
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЮНЕСКО В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ НОВОГО ГУМАНИЗМА
Деятельность ЮНЕСКО осуществляется на основе Устава ООН по вопросам образования, науки и культуры, принятого 16 ноября 1945 года. Формулировка целей этой международной организации дает ясное представление о тех гуманистических идеалах, которыми руководствуется ЮНЕСКО на протяжении своей более чем полувековой истории: «...содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций для всех народов без различия расы, пола, языка или религии» [1. С. 6].
В преамбуле Устава провозглашается, что «мир, основанный на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» [1. С. 5].
Принцип интеллектуальной и нравственной солидарности человечества составляет одно из методологических оснований преемственности культурно-образовательной политики ЮНЕСКО на разных этапах ее развития и задает единую смысловую направленность различным формам деятельности этой организации.
В процессе развития организации сформировался ряд механизмов деятельности ЮНЕСКО, позволяющих объединять усилия ученых, специалистов, практиков в определенных организационно-синергетических формах. Рассмотрим некоторые из них.
1. Лаборатория идей: осмысление проблем, прогнозирование и разработка стратегий развития образования, науки и культуры на основе анализа мировых тенденций и глобальных вызовов современности в различных формах взаимодействия международного академического сообщества. В настоящее время в центре внимания ЮНЕСКО находятся такие проблемы, как:
• противодействие международному терроризму;
• преодоление углубляющихся различий между развитыми и развивающимися странами;
• ликвидация неграмотности;
• сохранение экологического равновесия и биоразнообразия планеты;
• этические аспекты научно-технического прогресса и развития информационно-коммуникативных технологий;
• сохранение природного и культурного наследия;
• проблемы народонаселения и урбанизации.
2. Центр обмена информацией и передовым опытом. ЮНЕСКО аккумулирует и осуществляет совместное использование информационных и культурно-образовательных ресурсов, трансляцию передового опыта и инновационных подходов в сфере своей компетенции, инициирует развитие сетевого сотрудничества, проводит международные конференции и форумы с привлечением соответствующих экспертов для решения сложных проблем современности, к которым прежде всего относятся проблемы, требующие междисциплинарного подхода:
• изменение климата;
• культура мира;
• предвидение и прогнозирование;
• диалог между цивилизациями;
• образование в целях устойчивого развития;
• гендерное равенство;
• молодежь;
• использование ИКТ в образовании;
• языки и мультилингвизм;
• последствия конфликтов и природных бедствий;
• ВИЧ/СПИД;
• научное образование, национальные научно-исследовательские системы.
3. Содействие созданию потенциала государств-членов в областях компетенции ЮНЕСКО ориентировано прежде всего на развивающиеся страны, которым ЮНЕСКО оказывает консультационную и институциональную помощь в реализации национального потенциала в области науки, образования и культуры. Одним из приоритетных направлений здесь является помощь странам Африки и островным государствам.
4. Катализатор международного сотрудничества. В рамках этого направления осуществляются различные научные и культурно-образовательные проекты и программы ЮНЕСКО, в том числе и программа кафедры ЮНЕСКО/УНИТВИН — «Породненные университеты», в которой с 1993 года принимает участие кафедра ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена, выступая как центр координации и трансляции передового опыта подготовки педагогических кадров, развития традиций и инноваций в педагогике, образовательных системах на национальном и международном уровнях.
Миссия, цели и институты ЮНЕСКО, таким образом, способствуют формированию нового мирового порядка, ориентированного на гуманистические перспективы развития человечества. Эта сверхзадача находит отражение в концептуализации политики ЮНЕСКО. Так, в программе «Культура мира» наметились основные контуры нового мирового порядка, в центре которого формируется новая культура межнационального и межкультурного общения, предполагающая новый тип человеческого общежития, основанный на взаимной терпимости, ненасилии, уважении многообразия культур, традиций и религий, соблюдении прав человека.
Именно в этом контексте следует рассматривать и концепцию «Нового гуманизма» [2, 3, 4], выдвинутую и развиваемую Ириной Боковой с момента ее вступления в 2009 году в должность Генерального директора ЮНЕСКО: «Для меня ЮНЕСКО всегда была одним из важнейших институтов Организации Объединенных Наций, который стремится быть гарантом всего того, что мы называем духовными, интеллектуальными и моральными ценностями современного мира... На мой взгляд, в начале ХХ1 века человечество
нуждается в большей солидарности, оно должно проявлять больше гуманизма, больше уважения друг к другу, налаживать диалог между различными культурами, но в то же время поощрять культурное разнообразие, с тем чтобы мир не стал одноцветным. И все это, не претендуя на некие философские обобщения, мне показалось возможным выразить в одном слове — гуманизм» [2. С. 2, 5].
Концепция «Нового гуманизма» строится на преемственности и развитии идеи прогресса, предполагающей новые подходы:
• к вопросам инновационного развития общества;
• к использованию возможностей глобализации путем поиска решений, отвечающих всеобщим интересам;
• к повышению жизнестойкости человека как оптимального ответа на вызовы современности.
Как подчеркивает И. Бокова, «Инновации и жизнестойкость — важнее, чем финансовые, экономические или материальные ценности. Они заставляют нас размышлять о человеческом потенциале на более широком уровне. Призыв к "новому гуманизму" — это призыв инвестировать в потенциал каждого человека как богатейшего источника инноваций и жизнестойкости, равно как и прав человека и человеческого достоинства...
Человеческий потенциал является возобновляемым источником энергии высшего порядка, однако сегодня эта энергия во много остается заблокированной и невостребованной.
Главной задачей сегодня остается создание в мире единого человеческого сообщества, где каждому обеспечено достоинство и уважение. Только так можно защитить мир в ХХ1 веке. Новый гуманизм должен стать ориентиром для всех программ ЮНЕСКО» [3. С. 4, 5].
Концепция «Нового гуманизма» задает новый импульс синергии культурных и образовательных стратегий деятельности ЮНЕСКО, поскольку взаимопроникновение этих областей знания и социальной практики является необходимой методологической основой разработки любой современной программы в сфере образования.
В связи с этим ключевой задачей культурно-образовательной политики ЮНЕСКО становится поддержка инклюзивных систем образования, в которых понятие инклюзии приобретает широкое культурно-образовательное и гуманитарно-экологическое значение, предполагая охват всех групп населения воспитанием чувства гражданской ответственности и солидарности, уважения прав человека и человеческого достоинства, вовлекая их в освоение норм и ценностей жизни в поликультурном обществе.
Именно на эти направления культурно-образовательной политики ЮНЕСКО нацелены новые проекты, инициированные кафедрой ЮНЕСКО Герценовского университета, такие как национальный конкурс «ЮНЕСКО в школе» и «Диалог как основа построения поликультурной образовательной системы и нового поколения учебников для начальной и средней школы». Эти проекты ориентированы на более тесное сотрудничество кафедр ЮНЕСКО и ассоциированных школ ЮНЕСКО, вовлечение в межкультурный диалог широких слоев молодежи и педагогической общественности на основе внедрения инновационных педагогических технологий в реализацию программ ЮНЕСКО по сохранению природного и культурного наследия, по формированию толерантного сознания молодежи, способности современных молодых специалистов жить и работать в поликультурном обществе. Все эти вопросы стали предметом обсуждения на заседании круглого
стола «Современное образование — путь к идеалам ЮНЕСКО», проходившего 14 мая 2012 года в рамках II Всероссийской педагогической ассамблеи «Образование ХХ1 века: развитие человеческого потенциала», посвященной 215-й годовщине образования РГПУ им. А. И. Герцена, и нашли отражение в резолюции этого представительного форума научно-педагогического сообщества.
Библиографический список
1. Организация Объединенных Наций по вопросам культуры, науки и образования. Основные документы . Издание 2010 г., включающее тексты документов и изменения, приняты Генеральной конференцией на 35-й сессии (Париж, 2009 г.). ЮНЕСКО, Париж, 2010.
2. Новый гуманизм ХХ1 века (Избрание Генерального директора ЮНЕСКО) // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. 2009. № 10.
3. Выступление гендиректора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю присуждения ей звания почетного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова (9 сентября 2011 г.) «Новый гуманизм и защита мира в ХХ1 веке» — http://www. unesco mid. ru/
4. Бокова И. Передовая статья // Курьер ЮНЕСКО. 2011. Октябрь-декабрь.
А. А. Оводенко, О. В. Мухина, С. В. Беззатеев
ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КАФЕДР ЮНЕСКО
Кафедра ЮНЕСКО ГУАП «Дистанционное инженерное образование» организована в 1999 году как экспериментальная площадка дистанционного технического образования на территории РФ и стран СНГ. Для реализации этой задачи были созданы интерактивные системы обучения и тестирования по естественнонаучным дисциплинам, что позволило кафедре приобрести опыт работы с удаленными учащимися и отработать методику преподавания предметов технического цикла.
С годами цели расширились и теперь можно говорить об интеграции инженерного образования и о сетевом взаимодействии с кафедрами ЮНЕСКО с целью соответствия приоритетным программам ЮНЕСКО «Образование для всех», «Обучение на протяжении всей жизни», «Открытые образовательные ресурсы».
В течение последних нескольких лет кафедра не только активно работает над созданием дистанционных курсов в области инженерных наук, но и занимается организацией международных форумов, конференций и семинаров по актуальным проблемам науки и образования, по итогам которых публикуются сборники докладов и аналитические обзоры.
Совместно с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) был подготовлен аналитический обзор в сотрудничестве с экспертами из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Российской Федерации и Украины. В обзоре обобщен передовой опыт в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в высшем образовании стран, участвующих в проекте, и подробно изложены особенности формирования политики по использованию современных информационных технологий в высшей школе. Своеобразие данного аналитического обзора состоит в том, что в нем не только обобщен передовой опыт в области применения средств ИКТ в высшем образовании стран, участвующих в проекте, но и подробно изложены особенности формирования полити-