Научная статья на тему 'Культура мира - основа социального воспитания молодёжи в условиях возрождения традиционных ценностей русского мира'

Культура мира - основа социального воспитания молодёжи в условиях возрождения традиционных ценностей русского мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МИРА / WORLD CULTURE / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION AND TRAINING / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГРАЖДАНИН МИРА / WORLD CITIZEN / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY / INDIVIDUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинович Виктор Григорьевич

Автор статьи обращается к анализу воспитания личности в духе идей культуры мира, акцентируя внимание на его проблемах и тенденциях в условиях современной поликультурной среды и глобализации. Актуальность заявленной проблемы связана с вызовами человеческой цивилизации, стоящими перед современной молодёжью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD CULTURE AS THE BASIS OF SOCIAL EDUCATION OF YOUTH IN THE REVIVAL OF TRADITIONAL VALUES OF THE RUSSIAN AND BELARUSIAN SOCIETIES

The author undertakes the analysis of the education of the individual in the spirit of world culture focusing on the problems and trends in today’s multicultural environment and globalization. The relevance of the problem under study is connected with human civilization chal-lenges the youth is facing today.

Текст научной работы на тему «Культура мира - основа социального воспитания молодёжи в условиях возрождения традиционных ценностей русского мира»

УДК 370.1 ББК 74.04 (2 Рос)

КУЛЬТУРА МИРА - ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОГО МИРА

Литвинович Виктор Григорьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, зав.

кафедрой ЮНЕСКО

(г. Минск, Республика Беларусь)

Аннотация. Автор статьи обращается к анализу воспитания личности в духе идей культуры мира, акцентируя внимание на его проблемах и тенденциях в условиях современной поликультурной среды и глобализации. Актуальность заявленной проблемы связана с вызовами человеческой цивилизации, стоящими перед современной молодёжью.

Ключевые слова: культура мира, обучение и воспитание, поликультурная среда, глобализация, гражданин мира, самоопределение личности.

WORLD CULTURE AS THE BASIS OF SOCIAL EDUCATION OF YOUTH IN THE REVIVAL OF TRADITIONAL VALUES OF THE RUSSIAN AND

BELARUSIAN SOCIETIES

Litvinovich V.G.,

Ph.D., Associate Professor, Head of UNESCO Department (Minsk, Belarus)

Abstract. The author undertakes the analysis of the education of the individual in the spirit of world culture focusing on the problems and trends in today's multicultural environment and globalization. The relevance of the problem under study is connected with human civilization chal-lenges the youth is facing today.

Key words: world culture, education and training, multicultural environment, globalization, the world citizen, individuation, self-determination of personality.

«Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности; передача накопленного опыта от старших поколений к младшим; направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых ЗУНов, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни; специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него

заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач; специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры» [5, с. 207].

Задача культуры мира - воспитание целостной личности, гражданина мира, т. е. человека-миротворца, с высшей миссией ответственности не

» -

95 -

только за свою судьбу, но и за судьбу людей планеты, за всеобщий мир. На наш взгляд «воспитание студентов в духе культуры мира» можно трактовать как воспитание человека на общечеловеческих ценностях, в духе гуманизма и демократии, прав человека и его достоинства в сочетании с особенностями социокультурной среды общностей людей, народов и наций, цивилизаций с целью международного взаимопонимания и сотрудничества, в интересах устойчивого мира и общественного прогресса. Для выполнения программы действий требовалось, чтобы молодые люди пользовались в полном объеме всеми правами человека и основными свободами и чтобы правительства принимали эффективные меры для борьбы с нарушениями этих прав и свобод и поощряли отказ от дискриминации, терпимость, уважение к многообразию, различным религиозным и этническим ценностям, культурной принадлежности и философским убеждениями молодых людей, равенство возможностей, солидарность, безопасность и участие.

В конце 1998 года Генеральная Ассамблея ООН на своей 53-й сессии поддержала ранее выдвинутую ЮНЕСКО программу «На пути к культуре мира», в которой акцент был сделан на образование и воспитание молодых поколений в духе терпимости, ненасилия, сотрудничества в решении конфликтных ситуаций. При этом освоение новых ценностей и новой культуры предполагалось решать в условиях реального и активного участия молодежи в демократическом обновлении общества, развитии прав человека, воспитании гражданина мира. Эти мощные импульсы, идущие уже в течение многих лет от международного сообщества, способствовали началу осуществления активной политики во многих странах мира, где были разработаны и приняты специальные законы, направленные на улучшение положения молодежи, защиту ее прав и интересов. Ясно, что те общие положения молодежной политики, которые обозначены в документах ООН, не могут быть абсолютным эталоном для всех стран, ибо в каждой из них свои возможности и свои проблемы. Но есть тенденции в судьбах молодого поколения, которые переживает весь мир. Сегодняшняя молодежь - это первое поколение в новой истории, живущее не в условиях глобальной конфронтации двух социально-политических систем, а во все более очевидной интеграции мирового сообщества. Это поколение может рассчитывать на открытый доступ к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам всей планеты для того, чтобы сделать процесс социального развития более рациональным и эффективным. Это поколение, как никогда ранее являющееся проводником и ускорителем но-

вых идей, инициатив, новых форм жизни, претендует и на доступ к политическим центрам принятия решений. Ведь цель молодости и заключается в реализации возможности саморазвития, самовыражения, признания.

Перед человечеством и белорусским обществом стоит немыслимо сложная задача формирования нового поколения молодежи исторического типа. Проблема «нового человека» возникает всякий раз, когда происходит радикальная ломка старой системы социальных отношений и обществу предстоит решать принципиально новые задачи. Определяющим фактором всех социальных процессов и перемен, всей стратегии развития современной Беларуси является человек. Участвовать в экономических, политических, социальных и культурных переменах должны люди вполне осознающие, что, почему и зачем они делают. Это требует разработки новой концепции реформ, огромной идеологической и образовательно-воспитательной работы, но самое главное - опережающего перспективного развития новых поколений, ибо обещание вывести страну из кризиса за несколько лет ничем другим, кроме популизма, быть не может. На это может уйти целая жизнь. Поэтому основной участник в реализации идеи опережающего перспективного развития - дети и молодежь.

Молодежь Беларуси лишь частично включена в существующие общественные отношения и структуры, у нее практически нет собственного прошлого опыта, ее сознание поэтому более открыто переменам. Современная молодежь быстро адаптируется к качественно новым обстоятельствам. В этом и состоит основная социальная функция молодежи в обществе. Помочь осознать эту функцию, поверить в себя перед лицом больших грядущих перемен, снять тревогу и неуверенность за свое будущее - в этом должны помочь молодежи все, кто с ней работает, прежде всего, школы и вузы.

1990-е годы в Республике Беларусь сопровождались поиском приемлемой и привлекательной идеологической альтернативы, содержание которой вбирало бы в себя нравственно-мировоззренческие общечеловеческие ценности, позитивный опыт гражданского, патриотического, интернационального воспитания, воспитания на традициях народа, сохранив наработанные десятилетиями формы и методы работы с молодежью. В связи с этим встала задача определения новых теоретико-методологических и практических подходов к современному воспитанию, которые определены в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь» [3, с. 118]. Основополагающими документами, из которых исходит

96

Концепция, являются Конституция Республики Беларусь и законы «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребёнка», «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь», «О культуре в Республике Беларусь» и др.

В каждом социуме и культуре воспитание обретает свою специфическую предметность и объект, предполагает особые методы и средства. Уже в силу поликультурной ситуации в обществе оно не может быть раз и навсегда однозначно определённым и единым. В одном случае ставка делается на усвоение групповых образцов и норм коллективной деятельности, стиля мышления той или иной общности; в другом - на духовное развитие личности в соответствии с теми или иными идеалами; в третьем - на развитие структуры потребностей и способностей в зависимости от стадии развития личности, имеющих биологическую, психологическую и социальную основу. Современная ситуация подсказывает, что воспитание должно иметь поликультурную основу. Социальная обусловленность воспитания позволяет говорить о социальном воспитании как важнейшей функции социальной педагогики. Новая воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности, и развиваясь посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам. При этом в государстве воспитание выступает первоочередной гражданской общегуманной заботой, которая проявляется в интеграции усилий всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, политических партий, структур производства и бизнеса, конфессий, государственных, общественных организаций и объединений).

Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия.

Большое значение в воспитании культуры мира имеют принципы патриотического воспитания молодёжи, заложенные в «Концепции патриотического воспитания молодёжи в Республике Беларусь», а именно:

- миротворчество через патриотизм. Молодёжь в ходе патриотического воспитания приходит

к неизбежному выводу, что процветание его Отечества без мира весьма проблематично. Таким образом, истинный патриот - всегда миротворец, это означает, что патриотическое воспитание молодёжи и миротворчество должны существовать не только на паритетной основе а и во взаимосвязи;

- единство патриотизма и интернационализма. Истинный патриот, пекущийся о процветании своего Отечества, не может не признавать такого же права за патриотами иных государств. В этих противоположностях их единство. Патриотическому воспитанию молодёжи должно соответствовать и воспитание интернациональное.

Многие исследователи (А.Е. Белобородова, М.В. Кабатченко, О.В. Лешер, Э.Р. Тагиров, И.Е. Булатников, А.В. Репринцев и др.) указывают на связь экстремизма с инфантилизмом, незрелостью, неразвитостью моральных и гражданских качеств молодых людей, что предъявляет высокие требования к обучению и воспитанию молодежи. «Самые значительные деструктивные процессы произошли в системе нравственных координат бытия человека, вступающий в мир юноша оказался на распутье, не видя и не понимая конкретно и ясно тех социально-нравственных смыслов и границ, ориентируясь на которые только и можно стать Человеком, сохранить в себе человеческое» [1, с.10].

Выход из создавшегося положения видится в усилении «воспитывающего» потенциала учебных занятий, их содержания и формы, нравственного влияния личности педагога на обучаемых им студентов. Гуманистические ценности и идеи культуры мира - отказ от агрессии и насилия в разрешении конфликтов, толерантность и веротерпимость, диалог, альтруизм и гражданственность, приоритеты демократии и прав человека - очень привлекательны своей возможностью заполнить идейный вакуум в молодежной среде. Требуются немалые средства для подготовки и переподготовки педагогических кадров, создания системы пропаганды идей культуры мира, обучения и воспитания детей и юношества. Новые гуманистические ценности нельзя «вносить» сверху, как когда-то предполагалось вносить коммунистическую идеологию в ряды пролетариата. Идеалы культуры мира близки и понятны большинству молодых людей. Необходимо привлечь саму молодежь к увлеченному участию в работе, что создаст решающие предпосылки успеха.

Выбор Программы культуры мира в качестве идейно-нравственной платформы работы с молодежью приблизит белорусское образование к международным гуманистическим стандартам качества, ибо повсюду в мире оно выходит на сформулиро-

97

ванные ЮНЕСКО идеалы культуры мира. Они хорошо согласуются с опытом работы многих школ, институтов и кафедр, особенно кафедр общественных наук, осваивавших в последние годы направление гуманитаризации высшей школы. Именно поэтому культура мира может стать и уже становится платформой воспитания специалистов новой генерации, способных ответить на вызовы новой эпохи. Вуз - эта своего рода творческая лаборатория формирования прогрессивного стиля мышления и рационального поведения специалистов новой генерации, которым предстоит вносить коррективы в стратегию развития белорусского общества, обеспечивая его устойчивое и динамичное развитие. Идеи культуры мира не ограничены проблематикой смены ценностной ориентации. Освоение технологий решения проблем с помощью диалога, обретение практических навыков эффективного общения, прежде всего, происходит в процессе обучения и воспитания. Преподаватель, его культура, манеры и стиль отношений со студентами могут служить примером корректности, уважения достоинства своих учеников [4, с.110-112].

Работа по воспитанию молодежи в духе культуры мира только разворачивается и будет, несомненно, стержнем воспитательного процесса в учебных заведениях еще долгие годы. Основой этого процесса будет служить Декларация ООН о культуре мира, Международное десятилетие за культуру мира и ненасилия в интересах детей планеты, Программа действий в области культуры мира. Овладение культурой мира поможет поколению, вступившему в XXI век в расцвете творческих сил, предотвращать и разрешать конфликты путем сотрудничества, по крайней мере, локализовать их и переводить в мирное русло, переводить споры и конфликты в русло делового обсуждения проблемы. В вузах необходимо настойчиво добиваться уважительного «Вы» в обращении к студенту, исключить авторитарность, сделать общение преподавателей и студентов эталоном цивилизованного делового общения. Бесспорно, здесь очень большие резервы для воспитания культуры мира.

Нельзя не согласиться с выводом, подчеркнутым в документах Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО, что, несмотря на развитие новых информационных технологий и появление возможности дистанционного обучения, студенты и преподаватели остаются главными действующими лицами высшего образования, а их взаимодействие - сердцевиной деятельности высших учебных заведений. Значение прямого человеческого контакта между студентом и преподавателем и между самими студентами не снижается.

Напротив, этот контакт приводит к связи, которая становится активным и часто решающим фактором, определяющим качество и результаты процесса обучения и воспитания. В документах Всемирного форума по образованию (2000 г., Дакар, «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств») задача повышения качества образования на основе реализации идей, ценностей и принципов культуры мира выступает как общемировая педагогическая установка. Люди, хорошо усвоившие на практике приоритеты культуры мира, будут активными сторонниками продвижения в стране демократии, цивилизованного рынка, гражданского общества и правового государства. Владение технологиями конструктивного разрешения конфликтов, ведения переговоров и посредничества, высокая деловая и общегуманитарная культура предоставят выпускникам возможность для реализации этого престижного набора знаний, навыков и умений как у себя в стране, так и за рубежом.

Научная и педагогическая общественность вузов должна по-новому взглянуть на «хорошо забытое старое», т. е. грамотно определить стратегические и тактические ориентиры воспитательной работы. Высокогуманные идеалы культуры мира, в которых сконцентрированы основные общечеловеческие ценности, помогут вновь собрать в единое целое триединую задачу образования: обучение, воспитание и развитие. Работа вузовских педагогов по формированию культуры мира должна опираться на уже появившиеся в печати исследования, проанализировавшие и сконструировавшие контуры модели «педагогики мира». Правда, эта модель выглядит пока слишком расплывчато, но тем не менее может служить в качестве общей схемы, которую каждый преподаватель исходя из собственного опыта наполнит содержанием и конкретикой. Да и сама концепция культуры мира еще находится в стадии поисков и исследований, самой важной задачей которых, по-видимому, является выяснение проблемы «совместимости»: есть ли у нее шанс найти в Беларуси «социальную базу», быть понятой и принятой, а не отторгнутой.

Фундаментальные исследования современной гуманитаристики да и наш собственный опыт подтвердили, что любые кардинальные общественные изменения имеют своим результатом длительный, положительно-созидательный и подлинно гуманный эффект лишь в случае, если они опираются на устойчивую систему культурно-исторических ценностей и традиций нации, учитывают специфику национального характера, улавливают глубинные структуры духовного склада народа, т. е. народного

98

менталитета. И, напротив, механическое заимствование чужих норм, ценностей и стандартов жизни приводит к крайне негативным последствиям. При этом весьма важно суметь использовать наработки опыта вузовской работы прошлых лет.

Сотрудничество высшей школы Беларуси с ЮНЕСКО по программе культуры мира требует существенных изменений в содержании, методике и направлении всех форм работы. Вузовские педагоги должны разработать ясные и привлекательные принципы педагогики культуры мира, предложить авторские учебные лекции, программы и практикумы для аудиторного и дистанционного обучения, инновационные технологии, формы и методы воспитания студентов. Большинство учебных аудиторий в вузах Беларуси представляют собой «микрокосмос» культурного многообразия. Поэтому давно назрела проблема обновления содержания системы обучения и воспитания, отражающего знание других народов, их истории и культуры, понимание общности единства судеб человеческих сообществ.

Новую культуру и новую ментальность невозможно построить по приказу сверху, они «выращиваются» по инициативе снизу, на себе и своих детях, своих учениках. Нужна очень хорошо продуманная работа, опирающаяся на опыт и достижения педагогики, психологии, конфликтологии, чтобы убедить молодых людей в необходимости смены парадигм и стереотипов мышления, ненавязчиво, но умно - в расчете на здравый смысл юношей и девушек - показать преимущества и выгоды ненасильственного урегулирования конфликтов, компромисса и созидательного сотрудничества. Это не может не вызвать «встречного движения» со стороны молодежи, ибо в согласии, содружестве и мире более всего заинтересована сама молодежь. В огне войн, независимо от их причин, характера и масштабов, гибнут, прежде всего, молодые люди. Войны и конфликты превращают их жизнь в предмет страха и несбывшихся надежд. Поэтому не стоит смотреть на молодое поколение лишь как на объект воспитания, оно может и должно стать активным автором истории, деятельным субъектом в распространении и утверждении культуры ненасильственного разрешения конфликтов, терпимости, мира.

Школа и вузы Беларуси, как и все ее общество, несмотря на все трудности прошедшего жизненного периода, сохранили школу как главный институт социализации личности. Надежной нравственно-мировоззренческой основой этой работы все чаще выступают концепция и программа ЮНЕСКО о культуре мира, представляющие синтез общечеловеческих ценностей. Решение данной проблемы

в педагогическом аспекте мы видим в воспитании культуры мира, которое на данном этапе развития общества является новым аксиологическим направлением воспитательной работы ввиду социальной актуальности, обусловленной культурно-политической ситуацией в стране и мире; насущной личностной потребности жить в мире с представителями иных культур; наличия педагогических предпосылок, позволяющих дифференцировать воспитание культуры мира от миротворческого, интернационального, поликультурного, межкультурного, гражданского воспитания, установить его сущность. Сказанное ставит перед необходимостью сместить общественные и педагогические приоритеты в сторону воспитания культуры мира, объединяющего людей, принадлежащих к различным культурам, общественным системам, социальным стратам; сделать идеологию культуры мира ценностным ориентиром для всех членов общества, занятых в различных сферах социальной деятельности.

Система воспитания студентов в духе культуры мира есть процесс формирования личности учителя-воспитателя - проводника идей мира, характеризующейся убеждениями в единстве и целостности мира, осознанием данной категории как аксиологического императива современности, обладающей устойчивыми умениями осуществлять воспитание культуры мира на основе педагогических отечественных и зарубежных теорий и опыта.

В ходе исследования установлено наличие у большинства студентов потребности в воспитании культуры мира, их интерес к лучшим образцам отечественного и зарубежного педагогического опыта и стремление использовать его в своей будущей работе. При этом студенты отдавали себе отчёт в том, что применить теорию или опыт возможно, «преломляя его сквозь призму конкретных условий», «с учётом собственных знаний и опыта», «руководствуясь научно-педагогическими комментариями и разъяснениями, помогающими определить идею, которую можно позаимствовать» и т. д. В ходе поискового эксперимента отбиралось, структурировалось и конкретизировалось содержание программы воспитания у студентов культуры мира, уточнялись методы и формы организации вариативной учебно-воспитательной деятельности.

С теоретико-практических позиций воспитанию в духе культуры мира предшествовали интернациональное, поликультурное, межкультурное, миротворческое воспитание. Оно соответствует уровню развития самосознания современного общества и имеет нравственную основу. Культура мира включает в себя межкультурную коммуникацию,

99

поликультурное образование, интернациональное воспитание; гражданскую культуру, правовую культуру, национальную культуру; миротворческое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание. На данном этапе развития педагогической науки система воспитания студентов в духе культуры мира ещё не является достаточно разработанной. В ходе исследования обоснована необходимость создания структурно-функциональной модели воспитания студентов в духе культуры мира. Разработка структурно-функциональной модели позволит нам более чётко представить систему воспитания студентов в духе культуры мира, а также определить приоритетные направления в воспитании личности студента как будущего учителя-воспитателя. В основе предлагаемой нами модели воспитания студентов в духе культуры мира лежат идеи системного, аксиологического личностно-ориентированного, дея-тельностного, компетентностного подходов.

Структура воспитания включает ценност-но-мотивационный, целевой, когнитивный, орга-низационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты. Компоненты предлагаемой нами модели раскрывают внутреннюю организацию процесса воспитания студентов - цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов - и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Предлагаемая структурно-функциональная модель системы воспитания студентов в духе культуры мира представлена инвариантной и вариативной частями. Инвариантная часть отражает обязательные для студентов содержание и формы работы по культуре мира, предусматривает изучение проблемы в процессе освоения обществоведческих, культурологических, лингвистических и психолого-педагогических дисциплин, педагогической практики, внеаудиторной работы. Вариативная часть ориентируется на интересы, способности, возможности и потребности студентов, их уровень образования, специфику получаемой специальности и предполагает дополнительное освоение проблемы культуры мира в процессе изучения курсов по выбору, участия в научно-исследовательской работе, конкурсах, проектах, выполнения индивидуальных творческих заданий в период практики.

Следует определить важные составляющие структурно-функциональой модели системы воспитания студентов в духе культуры мира. Под структурно-функциональной моделью системы воспитания студентов в духе культуры мира понимается целостный педагогический процесс, в котором совокуп-

ность подходов, компонентов, условий и средств направлена на приобретение студентами определённых знаний, умений и навыков, а также на воспитание и развитие личности студента как будущего участника профессиональной деятельности. Предложенная модель позволяет выделить следующие функции процесса воспитания студентов в духе культуры мира: образовательную - формирует у студентов систему знаний о культуре мира; воспитательную - формирует в будущем специалисте жизненные установки и принципы, представления о социально-нравственных нормах, ценностях, идеалах в духе культуры мира и соответствующего личностного социального и профессионального поведения; развивающую -способствует формированию студента как личности и подготовке его к самостоятельной профессиональной деятельности, самореализации в современном мире; инновационную - формирует в сознании студента его способности к решению профессиональных задач нового класса и способствует развитию таких качеств, как профессиональная мобильность и возможность адаптации к новым изменяющимся социокультурным условиям в контексте идей культуры мира [2, с. 90-107].

Формирование гражданственности как основного и интегрального качества в воспитании гражданина мира, характеризующего его взаимоотношения с обществом, государством, следует рассматривать как необходимый этап в развитии полноценной личности.

Список литературы:

1. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности. -Курск: Мечта, 2011.

2. Булатников, И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. - 2013. -№2 (26). - С. 99-112.

3. Булатников, И.Е. Кризис культуры и русское образование: социально-нравственные основы сохранения и воспроизводства русского мира / И.Е. Булатников // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философско-педаго-гическую антропологию Е.П. Белозерцева. - М.: АИ-РО-ХХ1, 2015. - 367 с. - С.11-27.

4. Булатников, И.Е. Проблемы социально-нравственного развития молодёжи в условиях деструкции общественной морали: личность между традициями национальной культуры и реалиями современной жизни. // Социально-нравственное развитие личности в условиях трансформации культуры и образования: проблемы и опыт. Материалы X международной научно-практической конференции / Под ред. И.Е. Булатникова, О.А. Воробьёвой, А.В. Репринцева: в 2 тт. - Т.1. - Курск: Мечта, 2014. - с.10

100

5. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 207 с.

6.Литвинович, В.Г. Организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира: Дис... к.пед.н. / В.Г. Литвинович. - Кострома, 2010. - С. 90-107.

7. Молодёжные и детские инициативы - опыт гражданственности: сб.материалов / под ред. Н.М. Беляевой. - Минск: Пачатковая школа, 2008. - 118 с.

8.Репринцев, А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С. 26-39.

9.Репринцев, А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? / А.В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - №3 (11).

10. Репринцев, А.В. Миссия современного российского учителя в контексте педагогического наследия А.С. Макаренко // Психолого-педагогический поиск. -2013. - №2 (26). - С.129-142.

11. Репринцев, А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). -С. 24-42.

12. Репринцев, А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №5. - С.18-27.

13. Репринцев, А.В. Смыслы и ценности русского мира как основа созидания национально ориентированной системы образования человека: идеи и открытия научно-педагогической школы Е.П. Бело-зерцева / А.В. Репринцев // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философско-педагогическую антропологию Е.П. Белозерцева. - М.: АИРО-ХХ1, 2015. -368 с. - С. 28-70.

14. Тагиров, Э. Р. Культура мира - идеология развития человечества / Э.Р. Тагиров. - Казань: Центр оперативной печати, 2002. - С. 110-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.