Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИИ ВРАЧА'

ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИИ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врач / медицина / вуз / профессия / ценностная составляющая / морально-этические качества / профессионализм / компетентность / приверженность благополучию пациента / doctor / medicine / university / profession / value component / moral and ethical qualities / professionalism / competence / commitment to well-being of patient

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.Л. Исаева, Н.У. Ярычев

Многогранная деятельность медицинской практики связана с решением всевозможных задач, причем зачастую не имеющих четкого ответа и требующих принятия нестандартных решений. Клиническое мышление как специальная мыслительная деятельность, позволяющая врачам достигать диагностические и терапевтические цели с использованием опыта и знаний, представляет собой одну из особенностей медицинской практики. Очевидно, что квалифицированные медицинские специалисты настоящего времени должны обладать высоким уровнем научной подготовки, владеть современными профессиональными знаниями, регулярно проходить профессиональное усовершенствование, а также активно участвовать в научных исследованиях. При соблюдении этих условий становится возможной осуществление эффективной и качественной медицинской помощи пациентам и сдерживания угрозы заболеваний, сохранения здоровья. Но кроме качественных знаний, умений и навыков, врачи должны обладать полноценной духовно-нравственной составляющей, ценностной базой. Анализу категории «ценностная составляющая» посвящена данная статья. Авторы делают вывод о том, что важной составляющей ценности врачебного сообщества является процесс создания эффективной коммуникации, настойчивое слушание и неукоснительное соблюдение конфиденциальности больного. Благодаря этим ценностям становится возможным сбор необходимой медицинской информации, и, как результат, возникают условия, способствующие более эффективному лечению и профессиональному развитию врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE COMPONENT OF THE MEDICAL PROFESSION

The multifaceted activities of medical practice are associated with solving all kinds of problems, and often do not have a clear answer and require non-standard solutions. Clinical thinking as a special mental activity that allows doctors to achieve diagnostic and therapeutic goals using experience and knowledge is one of the features of medical practice. It is obvious that qualified medical specialists of the present time should have a high level of scientific training, possess modern professional knowledge, should regularly undergo professional improvement, as well as actively participate in scientific research. If these conditions are met, it becomes possible to provide effective and high-quality medical care to patients and contain the threat of diseases and preserve health. But in addition to high-quality knowledge, skills and abilities, doctors must have a full-fledged spiritual and moral component, a value base. This article shares an analysis of the category of “value component.” The authors conclude that an important component of the value of the medical community is the process of creating effective communication, persistent listening and strict observance of patient confidentiality. Thanks to these values, it becomes possible to collect the necessary medical information and, as a result, conditions arise that contribute to more effective treatment and professional development of doctors.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИИ ВРАЧА»

УДК 378

Isaeva E.L., Cand. of Sciences (Chemistry), Senior Lecturer, Head of Department of Chemical Disciplines and Pharmacology of the Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: elina6868@mail.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Head of Department of Theory and Technology of Social Work, Vice-Rector for Academic Affairs of the Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

VALUE COMPONENT OF THE MEDICAL PROFESSION. The multifaceted activities of medical practice are associated with solving all kinds of problems, and often do not have a clear answer and require non-standard solutions. Clinical thinking as a special mental activity that allows doctors to achieve diagnostic and therapeutic goals using experience and knowledge is one of the features of medical practice. It is obvious that qualified medical specialists of the present time should have a high level of scientific training, possess modern professional knowledge, should regularly undergo professional improvement, as well as actively participate in scientific research. If these conditions are met, it becomes possible to provide effective and high-quality medical care to patients and contain the threat of diseases and preserve health. But in addition to high-quality knowledge, skills and abilities, doctors must have a full-fledged spiritual and moral component, a value base. This article shares an analysis of the category of "value component." The authors conclude that an important component of the value of the medical community is the process of creating effective communication, persistent listening and strict observance of patient confidentiality. Thanks to these values, it becomes possible to collect the necessary medical information and, as a result, conditions arise that contribute to more effective treatment and professional development of doctors.

Key words: doctor, medicine, university, profession, value component, moral and ethical qualities, professionalism, competence, commitment to well-being of patient

Э.Л. Исаева, канд. хим. наук, доц., зав. каф. химических дисциплин и фармакологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: elina6868@mail.ru

Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., член-корр. РАО, зав. каф. теории и технологии социальной работы, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИИ ВРАЧА

Многогранная деятельность медицинской практики связана с решением всевозможных задач, причем зачастую не имеющих четкого ответа и требующих принятия нестандартных решений. Клиническое мышление как специальная мыслительная деятельность, позволяющая врачам достигать диагностические и терапевтические цели с использованием опыта и знаний, представляет собой одну из особенностей медицинской практики. Очевидно, что квалифицированные медицинские специалисты настоящего времени должны обладать высоким уровнем научной подготовки, владеть современными профессиональными знаниями, регулярно проходить профессиональное усовершенствование, а также активно участвовать в научных исследованиях. При соблюдении этих условий становится возможной осуществление эффективной и качественной медицинской помощи пациентам и сдерживания угрозы заболеваний, сохранения здоровья. Но кроме качественных знаний, умений и навыков, врачи должны обладать полноценной духовно-нравственной составляющей, ценностной базой. Анализу категории «ценностная составляющая» посвящена данная статья. Авторы делают вывод о том, что важной составляющей ценности врачебного сообщества является процесс создания эффективной коммуникации, настойчивое слушание и неукоснительное соблюдение конфиденциальности больного. Благодаря этим ценностям становится возможным сбор необходимой медицинской информации, и, как результат, возникают условия, способствующие более эффективному лечению и профессиональному развитию врачей.

Ключевые слова: врач, медицина, вуз, профессия, ценностная составляющая, морально-этические качества, профессионализм, компетентность, приверженность благополучию пациента

Актуальность исследования. Медицинская деятельность имеет весьма сложную природу Объясняется это тем, что любая профессиональная группа имеет первичные стандарты, так называемые профессиональные ценности. Такие ценности являются ориентиром и мотивацией профессионального поведения работников конкретной профессии [1-7]. Многие исследователи считают профессиональные ценности стандартами действий, принимаемыми профессиональными сообществами и отдельными специалистами и используемыми для того, чтобы оценить добросовестность каждого индивида или организации. Одновременно, существование профессиональных ценностей является необходимым в укреплении профессиональной идентичности и результативности отдельных людей [1; 2; 3].

Цель данной статьи заключается в исследовании ценностной составляющей профессии врача.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- изучить сущность ценностных составляющих профессии врача.

- рассмотреть основные категории профессиональных ценностей врача.

В ходе исследования автором применялись следующие методы:

- изучение профессиональной литературы, посвященной тематике исследования;

- анализ процесса ценностного развития личности во время обучения в медицинском вузе.

Научная новизна статьи заключается в том, что на ее страницах проанализирована сущность и содержание ценностных составляющих профессии врача.

Теоретическая значимость состоит в определении роли ценностных ориен-таций в процессе подготовки будущих врачей.

Практическая значимость видится в анализе процессе формирования у будущих врачей ценностных составляющих.

Не вызывает сомнения огромная роль профессии врача в общественной жизни любого государства, ведь значительный моральный авторитет его личности весьма весом. Врачу должны быть присущи морально-этические качества, так как от его работы зависят жизнь и здоровье людей. Многие исследователи (П.П Воронцов [4], Л.П. Гадзаова [5; 6]) отмечают, что формирование нравственных качеств специалистов может осуществляться успешно только в том случае, когда это будет реализовываться комплексно, средствами различных учебных дисциплин.

Важнейшими морально-этическими качествами являются следующие:

- ответственность перед пациентами, которая представляет собой осознание того, что врач обязан предотвратить всякий вред, угрожающий здоровью больного;

- любовь к профессии, способствующая постоянному развитию навыков и знаний, в результате чего врач сможет решить любые трудные ситуации, возникающие в его профессиональной деятельности;

- доверительные отношения с пациентами, основанные на уважении и способности проявлять эмпатию;

- высокий уровень профессиональной компетенции, который позволит врачу оказать полноценную медицинскую помощь;

- усердие, трудолюбие, целеустремленность для успешной работы врача и достижения поставленных целей;

- способность самопожертвования, так как врачу необходимо уметь своевременно принять решение в сложных условиях, зачастую рискуя своим здоровьем и жизнью;

- готовность проявить высокий уровень профессионального мужества и решительности, способность оказывать помощь в любых непредвиденных ситуациях;

- большая степень наблюдательности и интуиции, позволяющая врачу профессионально осуществлять лечение больного в различных ситуациях.

Вместе с тем медицинская деятельность характеризуется высоким уровнем корпоративизма, строгой субординацией, обособленностью медицинского сообщества. В связи с серьезностью функций, выполняемых медициной, врачи должны обладать тщательной подготовкой, нуждаются в сопровождении консультаций коллег, обладающих большим опытом, должны быть защищены от проявления произвола власти или общества.

Этим объясняется значимость корпоративной культуры и коллегиальности для медицинского сообщества в таких ситуациях. В процессе деятельности медицинского сообщества появляется ряд собственных ценностных ориентаций. Они характеризуют круг сущностных аспектов медицинской практики, направляя деятельность медицинского персонала в пределах профессионального поля деятельности, а также за его пределами. Круг профессиональных ценностей, представленных моральными, этическими и эстетическими ориентациями, представляет собой группу важнейших личностных ценностей и целей медицинской профессии, которые составляют в конечном итоге идеологический фундамент

медицинской субкультуры. Группа ценностей, сформированных в пространстве медицинской субкультуры, определяет эталон врачебного профессионализма.

Примечательно построение каждой профессиональной среды на определенном перечне своих стандартов, своих образцов поведения. Нормы, идеалы и стереотипы в результате превращаются в типичные для определенной группы людей. Понятию «ценность» отводится ключевая роль в структуре культурных моделей. Его можно определить всевозможными способами, например, форма, соответствие следующим понятиям: «предназначение», «идеал», «норма».

В свете этого ценностями можно назвать ряд общепринятых социокультурных моделей, указывающих на круг целей и направлений деятельности специалистов. Роль медицинских знаний, коммуникации и практики весьма существенна для определения таких областей, как специфический стиль мышления, требования к уровню знаний, ценностей, навыков, личностных качеств и поведения врача. Вместе с тем наблюдается формирование медицинской деятельностью своеобразной субкультуры, в которую входят работники исследовательских лабораторий, врачи, медицинские студенты и другие специалисты, принимающие участие в процессе усовершенствования имеющихся навыков и получения новых знаний.

Другими словами, медицинскую субкультуру можно охарактеризовать как независимую систему общественной культуры, базирующейся на ряде специфических черт медицинской деятельности. В нее входят медицинские работники, прежде всего врач, обладающий набором собственных знаний, ценностей, идеалов, индивидуально-психологических качеств, а также уникальных символов, социокультурных норм, традиций, стереотипов, сложившихся под действием порядков взаимодействия и особых институтов. Итак, понятием «медицинская субкультура» характеризуются ценности, идеалы, нормы и образцы поведения, свойственные врачам и определяющие мировоззрение этих сотрудников. Под «медицинской субкультурой» подразумевается также ряд кодов и символов, социальных традиций, обычаев и образов жизни, характерных для врачебной деятельности.

Другими словами, составляющая медицинской субкультуры основывается на ценностях, нормах, идеалах и образцах поведения, регулирующих практические действия сотрудников медицинского профиля, включая ряд символов, знаний и идей, характеризующих особую значимость индивидуальности профессии и роль, выполняемую в обществе.

На самом деле внешним видимым выражением медицинской субкультуры выступает профессионализм, основанный на компетентности, навыках, поведении, свойственных профессиям или профессионалам со своими ценностями: целями, стремлениями. Надо отметить, что наблюдается определенная нехватка литературных ресурсов, посвященных понятию профессионализма в медицине, а эта тема в большинстве случаев не освещается в вузах медицинской направленности. В результате быстро меняющийся мир порой не дает возможности формирования у врачей четкого понимания ожиданий общественности от специалистов-медиков. И, как следствие, наблюдается недостаточное понимание врачами своих обязательств для соответствия общественным ожиданиям и поддержания своего профессионального статуса.

За последнее время в медицинской отрасли наблюдаются существенные трансформации, вызванные постоянными изменениями в обществе. Это и развитие технологий, и динамичные изменения на рынке здравоохранения, и нарушения в предоставлении качественной медицинской помощи, и, в некоторой степени, угрозы биотерроризма и глобализации. Такие изменения в отрасли способствуют возникновению проблем для ценностной составляющей профессионализма. На самом деле возможно возрастание риска того, что врачи будут испытывать трудности при выполнении своих обязанностей перед пациентами и обществом. В результате профессионалам-медикам все сложнее работать в медицинской сфере, и все чаще слышен призыв представителей медицинской профессии в различных странах возродить чувство медицинского профессионализма.

Необходимо отметить очень добросовестное отношение большинства врачей к своим профессиональным обязанностям, в основе которого лежит собственный идеализм, чувство служения и самодисциплина, саморегуляция в пределах собственной практики. Однако из этого правила есть исключения: некоторые врачи клинически неадекватны, иные не умеют общаться, а некоторые не могут должным образом относиться к пациентам. Возложенная общественностью обязанность регулировки себя медицинской профессией подразумевает необходимость осуществления каждым врачом практики на основе стандартов. Если это невозможно, действия врача должны быть быстры и решительны в целях защиты пациента от возможного вреда. Такой вид коллективной ответственности характеризует медицинский профессионализм. Соответственно, можно выделить два компонента профессионализма врача: один опирается на личную ответственность врача за степень собственной компетентности, отношения и поведения; другой - на коллективную ответственность каждого врача. Такое видение медицинского профессионализма подтверждает специфичность профессии врача, которой соответствуют определенные привилегии и моральный статус.

Пациент и врач соотносятся между собой на основе трех явлений: факта болезни, профессиональной деятельности и врачебной практики. Альянс этих явлений способствует целительным отношениям, направленным на благо пациента. Главный факт медицины состоит в том, что человек подвержен заболева-

ниям, а суть человеческой жизни сводится к таким составляющим, как заражение, болезнь и смертность. Учеными признается универсальность этих аспектов существования людей, не зависящих от отличий культурного или исторического характера.

Суть болезни сводится к субъективному состоянию, которому свойственно восприятие явлений «благополучие» и «способность к адаптации заболеванию» под угрозой или уже скомпрометировано. Больному человеку присуще ограничение в свободе делать что-то, так как у него боль и дискомфорт, а вследствие этого - беспокойство, инвалидность и страх смерти. Болезни характерно соответствие или несоответствие объективной патологии, что способствует подрыву представления о физическом и эмоциональном целостном состоянии человека. Больному человеку не до привычных занятий, это дезорганизует и нарушает равновесие в его существовании.

В дальнейшем наблюдается возникновение неравноправных отношений пациентов и медицинских работников, обладающих набором специальных знаний и умений, необходимых для лечения. В результате заболевший человек намного более уязвим, внушаем и готов принять помощь. Необходимо отметить уникальность изменения экзистенциального состояния людей, возникающего в таких ситуациях, не аналогичного никаким другим состояниям.

Прежде всего, перед врачом стоит задача определения причин и симптомов страданий больного с целью достижения облегчения. Для пациентов очень важно почувствовать, что врачу важны их беспокойство, они сами, и тогда больной лучше реагирует на лечение.

Таблица 1

Категории профессиональных ценностей врача

Категория Характеристика

Этика Врач должен следовать нормам профессиональной этики, чтобы обеспечить правильное и беспристрастное взаимодействие с пациентами и другими медицинскими специалистами

Компетентность Врач должен быть компетентным в знаниях и навыках, необходимых для оказания медицинской помощи, а также постоянно совершенствовать свои знания и навыки

Доверие Врач должен выступать как доверенное лицо для пациентов и коллег обладать честностью и профессиональной ответственностью

Профессионализм Врач должен стремиться поддерживать высокий уровень профессионального стандарта и соответствовать требованиям профессиональной практики

Приверженность благополучию пациента Врач должен иметь высокую мотивацию заботиться обо всех своих пациентах наиболее подходящим, научно обоснованным и эффективным образом

Сотрудничество Врач должен уметь работать в коллективе, уважать мнение и знания других медицинских специалистов и учиться у своих коллег

Самоотверженность Врач должен быть готовым посвятить себя и свой труд профессии, и иметь высокую мотивацию и ответственность за заботу о здоровье пациентов

Итак, можно выделить некоторые выводы:

- ценностному измерению профессии врача соответствует набор принципов и убеждений, ориентирующих медицинских работников на ряд приоритетов в работе с пациентами. Суть этих ценностей, определяющих практику врачебного действия, базируется на ряде универсальных нравственных принципов: доброте, сострадании, справедливости и неукоснительном следовании этическим стандартам. Врачу должны соответствовать чувства профессионализма и ответственности, которые несут защиту жизни и здоровья пациентов на своих плечах, также чувства уважения и толерантности, не допускающие предубеждение и унижение по отношению к пациентам. Важной составляющей ценности врачебного сообщества является процесс создания эффективной коммуникации, настойчивое слушание и неукоснительное соблюдение конфиденциальности больного. Благодаря этим ценностям становится возможным сбор необходимой медицинской информации и, как результат, возникают условия, способствующие более эффективному лечению и профессиональному развитию врачей. Ключевой элемент врачебной практики базируется на этих ценностях при работе с пациентами, что обеспечивает надежные и честные взаимоотношения между врачом и пациентом, способствует доверию и уважению между ними;

- суть медицинского профессионализма в концептуальном походе к практике медицины, основанном на высоких стандартах профессионального поведения и этических принципах, опирающихся на особые знания, навыки и умения. Набор профессиональных ценностей врача выступает как фундаментальные принципы, ориентиры и убеждения, на которых базируется медицинская прак-

тика. Они лежат в основе взаимодействия врачей и пациентов, коллег и других представителей медицинской сферы;

- для формирования успешного, конкурентоспособного врача в процессе профессиональной подготовки необходимо, чтобы в ходе обучения, с одной стороны, будущие учителя узнавали о сущности и содержании ценностных со-

Библиографический список

ставляющих профессии врача (например, в рамках изучения таких дисциплин, как «Биоэтика» и др.), а с другой стороны, необходимо, чтобы обучение в рамках различных дисциплин (прежде всего гуманитарных) осуществлялось на основе принципов гуманистической парадигмы [8; 9], способствующих формированию ценностных ориентаций у будущих врачей.

1. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

2. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-13.

3. Байханов И. Образование в Чеченской республике: от восстановления - к развитию. Образовательная политика. 2015; № 2 (68): 120-124.

4. Воронцов П.Г Соотношение профессионально-нравственной и физической культуры студентов медицинского вуза. Теория и практика физической культуры. 2023; № 3.

5. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

6. Гадзаова Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 52-55.

7. Исаева Э.Л., Ярычев Н.У. Основы формирования профессионально-нравственных ценностей в медицинском вузе. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 398-400.

8. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

9. Сорокопуд Ю.В., Коломиец О.М., Канюк А.С., Соколова Н.И. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 2 (105): 320-324.

References

1. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosocium imezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.

2. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.

3. Bajhanov I. Obrazovanie v Chechenskoj respublike: ot vosstanovleniya - k razvitiyu. Obrazovatel'naya politika. 2015; № 2 (68): 120-124.

4. Voroncov P.G. Sootnoshenie professional'no-nravstvennoj i fizicheskoj kul'tury studentov medicinskogo vuza. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2023; № 3.

5. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

6. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 52-55.

7. Isaeva 'E.L., Yarychev N.U. Osnovy formirovaniya professional'no-nravstvennyh cennostej v medicinskom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 398-400.

8. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

9. Sorokopud Yu.V., Kolomiec O.M., Kanyuk A.S., Sokolova N.I. Genezis razvitiya professional'nogo obrazovaniya Rossii: determinanty i veduschie tendencii razvitiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105): 320-324.

Статья поступила в редакцию 05.05.24

УДК 378.02

Lukinova N.F., teacher, Kindergarten No. 74 "Scarlet Flower" (Stavropol, Russia), E-mail: nad50@mail.ru

Gavrilova K.A., teacher-psychologist, Kindergarten No. 57; postgraduate, Institute of Economics and Management, North Caucasian Federal University

(Stavropol, Russia), E-mail: gondarenko.ksenlya@mail.ru

"MORNING CIRCLE" AS A FORM OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN. The article discusses how to use a pedagogical technology "Morning Circle" to develop communicative culture in older preschool children, which promotes mutual understanding and cooperation between children and adults. This is a routine communication between children and adults, during which you can discuss problems, make joint decisions and plan educational activities together. The authors have identified the purpose of this technology. Tasks of the "Morning Circle" are highlighted. A detailed description of the stages of their implementation is presented, and the possibilities of using this technology to form a communicative culture in older preschool children are considered. The article will be useful for teachers in organizing the educational process. The conclusion is made about the importance of the "Morning Circle" technology, during which children learn to express their thoughts, listen to others, work in a team and make informed decisions, which contributes to the development of their communicative culture.

Key words: preschool age, communicative culture, morning circle, pedagogical technology

Н.Ф. Лукинова, воспитатель, МБДОУ д/с № 74 «Аленький цветочек», г. Ставрополь, E-mail: nad50@mail.ru

К.А. Гаврилова, педагог-психолог МБДОУ д/с 57 г. Ставрополя, аспирант Северо-Кавказского федерального университета Института экономики

и управления, E-mail: gondarenko.kseniya@mail.ru

«УТРЕННИЙ КРУГ» КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются возможности использования педагогической технологии «Утренний круг» в работе развития коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста, которая способствует взаимопониманию и сотрудничеству между детьми и взрослыми. Это режимное общение детей с взрослыми, в ходе которого можно обсуждать проблемы, принимать совместные решения и планировать образовательные мероприятия. Авторами обозначена цель данной технологии. Выделены задачи «Утреннего круга». Представлена подробная характеристика этапов их осуществления, рассмотрены возможности использования данной технологии для формирования коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Сделан вывод о важности технологии «Утренний круг», в процессе которого дошкольники учатся выражать свои мысли, слушать других, работать в коллективе и принимать взвешенные решения, что способствует развитию их коммуникативной культуры. Статья будет полезна педагогам при организации образовательного процесса.

Ключевые слова: дошкольный возраст, коммуникативная культура, утренний круг, педагогическая технология

Актуальность статьи состоит в том, что развитие ребенка в дошкольном возрасте играет ключевую роль в формировании его личности. Взаимодействие с окружающим миром, другими детьми и взрослыми в этот период имеет огромное значение для развития его когнитивных, социальных и эмоциональных навыков.

Эмоциональный контакт и коммуникативные навыки, формирующиеся в дошкольном возрасте, имеют определяющее значение для социальной адаптации в будущем. Они позволяют детям развивать эмпатию, умение понимать чувства других, а также выражать свои мысли и эмоции. Взаимодействие с окружающими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.