Научная статья на тему 'Проблема профессиональной компетентности будущего врача в вопросах взаимодействия с ВИЧ-инфицированными пациентами'

Проблема профессиональной компетентности будущего врача в вопросах взаимодействия с ВИЧ-инфицированными пациентами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
931
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таджиева Ирина Игоревна, Сердюков Анатолий Гаврилович

Каждому врачу необходимо обладать определенным уровнем сформированности профессиональной компетентности в работе с ВИЧ-инфицированным пациентом, как составляющей его профессионализма. Профессиональная компетентность интегративное свойство личности врача, включающее совокупность компетенций в области знаний и готовность к профессиональной деятельности (мотивационный, гностический, операционный и эмоционально-ценностный компоненты), проявляющуюся в ее результатах и качестве. Мультидисциплинарный подход к обучению позволил разработать модель подготовки врачей по проблеме ВИЧ-инфекции. Результаты исследования подтвердили необходимость преемственности во взаимодействии между специалистами различного профиля при ведении ВИЧ-инфицированного пациента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таджиева Ирина Игоревна, Сердюков Анатолий Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной компетентности будущего врача в вопросах взаимодействия с ВИЧ-инфицированными пациентами»

УДК 614.253.83

© И.И. Таджиева, А.Г. Сердюков, 2010

И.И. Таджиева1, А.Г. Сердюков2

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ВОПРОСАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМИ ПАЦИЕНТАМИ

1ГУЗ «Областной Центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», г. Астрахань 2ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Росздрава»

Каждому врачу необходимо обладать определенным уровнем сформированности профессиональной компетентности в работе с ВИЧ-инфицированным пациентом, как составляющей его профессионализма. Профессиональная компетентность - интегративное свойство личности врача, включающее совокупность компетенций в области знаний и готовность к профессиональной деятельности (мотивационный, гностический, операционный и эмоционально-ценностный компоненты), проявляющуюся в ее результатах и качестве. Мультидисциплинарный подход к обучению позволил разработать модель подготовки врачей по проблеме ВИЧ-инфекции. Результаты исследования подтвердили необходимость преемственности во взаимодействии между специалистами различного профиля при ведении ВИЧ-инфицированного пациента.

Ключевые слова: профессиональная компетентность врача, ВИЧ-инфицированный пациент, компоненты профессиональной компетентности, модель подготовки врача.

I.I. Tadjieva, A.G. Serdyukov

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE AMONG FUTURE DOCTORS IN QUESTIONS OF CORRELATION WITH HIV-INFECTED PATIENTS

Professional competence, the integrative property of doctor's personality including the combination of competence in the sphere of knowledge and readiness to professional activity (motivative, gnostic, operative, emotional-estimative components), should be the necessary part of work and its quality. Multidisciplined way to education gave the possibility to find out the model of doctors' training in the problem of HIV-infection. The results of investigation confirmed the proposals.

Key words: professional competence of a doctor, HIV-infected patient, components of professional competence, model of doctors' training.

Эпидемия ВИЧ-инфекции привела к появлению в обществе предубеждения по отношению к «инфицированным лицам». Начало распространения заболевания характеризовалось «истерическим отношением» к нему. В настоящее время есть все основания говорить о том, что инфекция ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) сопровождается стигматизацией и дискриминацией [1].

Специфика социального характера распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации проявляется в недостаточной подготовленности части медицинских работников к эффективному взаимодействию с ВИЧ-инфицированными пациентами. Врачу любой специальности приходится сталкиваться с инфекцией, вызываемой вирусом иммунодефицита человека, осваивать особенности медицинского ухода и лечения этих пациентов, что ведет к необходимости специальной подготовки врачей [5].

Целью нашего исследования являлась актуализация модели профессиональной компетентности врача в работе с ВИЧ-инфицированными пациентами в практике учреждений здравоохранения Астраханской области. Среди задач исследования нами решались следующие:

- на основе анализа библиографических источников дифференцировать характеристики профессиональной компетентности врачей разных профилей в работе с ВИЧ-инфицированными больными;

- построить и апробировать модель профессиональной компетентности врача в работе с ВИЧ-инфицированными;

- разработать рекомендации по формированию профессиональной компетенции врача в работе с ВИЧ-инфицированными.

Объекты исследования: студенты старших курсов, интерны, ординаторы АГМА, медицинские работники с высшим образованием во всех структурах здравоохранения Астраханской области.

Предмет исследования - профессиональная компетентность врача в работе с ВИЧ-инфицированными пациентами.

Методы исследования. В нашей работе мы использовали такие методы, как анкетирование, включенное и невключенное наблюдение, изучение источников, изучение медицинской документации, констатирующий и пилотный эксперименты, моделирование и методы статистической обработки результатов.

Зарубежные исследователи за последние годы отмечают тенденцию к изменению отношения общества к людям, инфицированным ВИЧ. Под влиянием успехов современной комбинированной антиретровирусной терапии люди стали относиться к инфекции ВИЧ как к хроническому заболеванию, а не как к «чуме XX века». К сожалению, такое изменение отношения к этому заболеванию пока не может быть отнесено к России [1], в том числе и к Астраханской области.

В основу борьбы с распространением эпидемии положен принцип социальной интеграции и взаимопомощи [4]. Сейчас с уверенностью можно сказать, что нет такой врачебной специальности, которая не имела бы отношение к ВИЧ-инфекции, все больше медицинских работников начинают заниматься лечением больных СПИДом (синдром приобретенного иммунодефицита). А стигматизация и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия для медицинского ухода за больными и осуществления эффективной профилактики этой инфекции, поэтому борьба с этим явлением считается неотъемлемой задачей, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, муниципальных образований и отдельных лечебно-профилактических учреждений, в равной степени - каждого медицинского работника.

В Астраханской области (АО) за весь период наблюдения с 01.01.1987 г. по 31.12.2009 г. зарегистрирован 801 случай ВИЧ-инфекции, из них 575 случаев выявлено впервые, где доля местных жителей составляет 68,4% (393 чел.); умерло 86 ВИЧ-инфицированных (в т.ч. от СПИДа - 27 чел.).

По состоянию на 31.12.2009 г. показатель пораженности составил 35,4 (на 31.12.2008 г. - 29,2) на 100 тыс. населения, что в 9,3 раза ниже показателя по стране (339,2) и в 3,5 раза - по округу (124,8). Астраханская область находится на 76 ранговом месте по вышеуказанному показателю среди 89 субъектов РФ и на 6 - среди 6 субъектов Южного Федерального округа (Постановление правительства РФ от 20.01.2010 г.). Показатель заболеваемости в 2009 году составил 6,1, по сравнению с 4,7 в 2008 г. (табл. 1).

Практически вся эпидемия сосредоточена в максимально активной части населения. Новые случаи ВИЧ-инфекции регистрировались в основном среди городского населения области - 80%; мужское население составило 58%. Большинство ВИЧ-инфицированных (67,2%) не состоят в браке.

Свыше 72% ВИЧ-инфицированных составляют лица в возрасте от 20 до 40 лет. Вместе с тем в последние годы не регистрируются случаи ВИЧ-инфекции в возрасте 15-20, что косвенным образом свидетельствует об эффективности профилактической работы, проводимой совместно учреждениями здравоохранения, образования, молодежными организациями.

Ведущим путем распространения ВИЧ-инфекции продолжает оставаться половой путь. Среди установленных причин в 76,9% случаев заражение произошло при незащищенном гетеросексуальном, в 3,8% -при гомосексуальном контактах, в 15,4% - при совместном использовании инструментария для внутривенного введения наркотиков.

Изменение с 2002 года в области ведущих путей передачи ВИЧ-инфекции в сторону увеличения полового пути повлекло за собой увеличение распространения инфекции среди женщин. При этом в возрастных группах 15-19 и 20-24 года уже отмечено превышение числа случаев среди женщин по сравнению с мужчинами в 4,5 раза. Феминизация эпидемии ВИЧ/СПИДа ведет к росту числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями (на территории АО от ВИЧ-инфицированных матерей рождено 59 детей), что порождает ряд проблем социально-экономического характера.

В 2009 году отмечается снижение случаев ВИЧ-инфекции среди неработающих с 45,1% до 31,1%, увеличение доли выявленных среди лиц рабочих специальностей с 12,8% до 23%. Вновь зарегистрированы случаи среди студентов - 4,9%.

В 2009 году заражение ВИЧ-инфекцией в 64,2% случаев происходило на территории Астраханской области. Это свидетельствует о сформированном на территории области резервуаре ВИЧ-инфекции, когда развитие эпидемического процесса все меньше зависит от других территорий и грозит дальнейшим распространением заболевания среди местных жителей.

Таким образом, статистические данные указывают на продолжение развития эпидемии ВИЧ-инфекции в Астраханской области среди потребителей наркотиков и на расширение эпидемии за счет активизации гетеросексуального пути распространения [3, 6].

Анализ ситуации, сложившейся по ВИЧ-инфекции в Астраханской области, показывает, что сегодня единственным относительно доступным способом борьбы с эпидемией заболевания является профилактика. На настоящем этапе, когда все еще не созданы радикально излечивающие лекарства и эффективные вакцины, говорить о специфической профилактике ВИЧ/СПИДа приходится лишь в плане перспективы, остается ориентироваться на способы неспецифической профилактики. Основными являются меры первичной профилактики, направленные на предотвращение заражения населения. Широкое информирование и санитарное просвещение населения о СПИДе, консультативная помощь являются в настоящее время практически единственными и важнейшими средствами противодействия распространению ВИЧ-инфекции: передача вируса иммунодефицита человека может быть предотвращена благодаря осознанному и ответственному отношению людей к своему поведению.

Таблица 1

Распределение ВИЧ-инфицированных по месту жительства (показатель заболеваемости)

2008 год 2009 год Динамика +/-

№ Территория Абс. число П/з на 100тыс. населения Абс. число П/з на 100тыс. населения

г. Астрахань, в т.ч. районы 25 5,0 42 8,3 +17 сл., рост в 1,5 раза

1 Кировский 3 2,9 12 11,4 +7 сл., рост в 2,4 раза

2 Ленинский 9 6,3 12 8,4 +5 сл., рост в 1,7 раза

3 Советский 8 5,4 13 8,8 +5 сл., рост в 1,6 раза

4 Трусовский 5 4,7 5 4,6 Без динамики

2 Сельские районы, в т.ч. 22 6,7 19 3,8 -3 сл., снижение в 1,2 раза

1 Ахтубинский 2 2,7 5 6,8 +3 сл., рост в 2,5 раза

2 Володарский 2 4,2 -2 сл., снижение в 2 раза

3 Енотаевский 1 3,6 +1 случай

4 ЗАТО г. Знаменск Без динамики

5 Икрянинский 6 12,5 2 4,1 -4 сл., снижение в 3 раза

6 Камызякский 3 6 3 5,9 Без динамики

7 Красноярский 1 2,7 +1 случай

8 Лиманский 2 6 -2 случая

9 Наримановский 3 6,8 3 6,5 Без динамики

10 Приволжский 2 5 1 2,3 -1 сл., снижение в 2 раза

11 Харабалинский 2 5 2 4,9 Без динамики

12 Черноярский 1 4,9 +1 случай

3 Всего жителей АО 47 4,7 61 6,1 +14 сл., рост в 1,3 раза

В общественном сознании часто фиксируется мнение, что медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным оказывают исключительно в центрах по борьбе со СПИДом и поэтому в районных поликлиниках пациентов с ВИЧ-инфекцией быть не может. Это происходит, несмотря на то, что Федеральный закон от 30.04.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» гарантирует конституционные права ВИЧ - инфицированных граждан РФ, в том числе и при получении ими медицинской помощи. Часто работники органов здравоохранения имеют недостаточно знаний о ВИЧ-инфекции и необходимых мерах предосторожности. Наличие центров по борьбе со СПИДом в территориях формирует убежденность, что им не придется сталкиваться с заболеванием в своей практике. Несмотря на то, что главный принцип предупреждения распространения инфекций, передаваемых с кровью, - соблюдение санитарных норм и правил (использование одноразовых или стерильных инструментов, одноразовых резиновых перчаток при манипуляциях с каждым пациентом вне зависимости от его состояния здоровья и др.), даже в условиях стремительно растущей эпидемии санитарные нормы и правила зачастую не соблюдаются, а встреча с ВИЧ-инфицированным пациентом вызывает неадекватную реакцию у рядового медработника. Все это создает объективные трудности по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции, усложняет установление контакта врача и больного [2, 4, 5], что говорит о его недостаточной профессиональной компетентности.

В нашем исследовании мы рассматриваем профессиональную компетентность (ПК) как интегративное свойство личности врача, включающее совокупность компетенций в области знаний и готовность к профессиональной деятельности, проявляющуюся в ее результатах и качестве. На наш взгляд, основными компонентами ПК врача, работающего с ВИЧ-инфицированными больными, являются мотивационный, гностический, операционный и эмоционально-ценностный.

Профессиональная адаптация является одной из характеристик мотивационного компонента ПК, к которому относятся профессиональные ценности, идеалы, менталитеты; понимание значимости профессии, профессиональное мировоззрение, владение этическими нормами в профессии, позиция профессионала -стремление к профессиональному росту; готовность к гибкой переориентации в рамках профессии; профессиональные межличностные отношения, ожидания; удовлетворенность трудом как осознание соответствие уровня достигаемых результатов требованиям профессии.

Каждая из областей профессиональной адаптации врача, работающего с ВИЧ-инфицированными предполагает наличие определенного уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. Нами было проведено анкетирование среди студентов 6 курса лечебного факультета АГМА, врачей разных ЛПУ города Астрахани (всего 72 респондента). Анкета включала в себя 34 вопроса, которые помогают раскрыть уровень сформированности профессиональной компетентности врача в работе с ВИЧ-инфицированными больными. Проанализировав ответы врача (будущего врача) на вопросы анкеты, можно сделать предположение об уровне его профессиональной компетентности. Нами разработаны критерии и определены уровни сформированности

ПК (табл. 2). Если ответы респондента не отвечают определенному уровню, то предполагается, что врач непрофессионально компетентен при работе с ВИЧ-инфицированными (НПКВ). В соответствии с уровнем ПК врача мы предлагаем оценивать адаптационный потенциал респондентов.

Таблица 2

«Весовой» эквивалент компонентов профессиональной компетентности врача при работе с ВИЧ-инфицированным пациентом

Уровень сформированности профессиональной компетентности Мотивационный Гностический Операционный Эмоционально-ценностный

0 уровень ПК (нулевой) 4-6

1 уровень ПК (низкий) 4-8 6-8

2 уровень ПК (средний) 6-9 7-11 1-3

3 уровень ПК (высокий) 7-9 9-11 4-7 4-7

Результаты анкетирования показали, что среди респондентов большинство, независимо от принадлежности к определенной возрастной группе имеют нулевой уровень сформированности ПК - 50,066,7%, низкий уровень - 11,1-38,9%; средний уровень ПК - 11,1-27,8%; высокий уровень сформированности ПК не показал никто (диаграмма). НПКВ (отсутствие профессиональной компетентности в работе с ВИЧ-инфицированными) не выявлено ни у кого.

В соответствии с вышеизложенным, мы считаем, что в процессе обучения в медицинском вузе должны быть созданы условия для развития профессиональной компетентности будущего врача. Получаемое образование представляет собой соединение профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств и является основой готовности будущего врача осознавать и выбирать оптимальные способы деятельности, соотносить свои возможности с преодолением трудностей, которые возникают при решении профессиональных задач и достижении результатов в лечении ВИЧ-инфицированных пациентов. Такая подготовка является значимым показателем профессиональной адаптации личности врача и представляет собой систему, включающую следующие элементы: профессиональные личностные качества, профессиональные ценности, установки и интересы, профессиональную направленность, профессиональные знания, умения и навыки, эмоционально-волевые процессы, способности. Сформированный мотивационный компонент профессиональной компетентности позволяет эффективно работать с ВИЧ-инфицированными.

Одним из основных направлений в реабилитации и адаптации ВИЧ-инфицированных является социально-психологическая поддержка, способствующая ослаблению социальной напряженности и созданию благоприятных отношений в семье. При появлении инфицированного лица в его окружении прослеживается реакция отторжения, что еще более угнетающим образом воздействует на его психику. Заражение влечет за собой серьезные последствия эмоционального и социального характера, изменяет привычное поведение инфицированного лица, сказывается на семейном положении и юридическом статусе. Приспособление к жизни в условиях ВИЧ-инфекции предполагает постоянную борьбу с психотравмирующими воздействиями. Вследствие этого с момента возникновения подозрения на заражение ВИЧ-инфекцией больной подвергается постоянному психогенному стрессу, в связи, с чем необходимо принять меры, чтобы смягчить его медицинские и социальные последствия. Необходимо максимально ограничить круг лиц, имеющих доступ к информации о личности ВИЧ-инфицированного и принять меры к его социальной адаптации. Социальная адаптация больного, включающая психологическую помощь, предотвращает его агрессивность по отношению к обществу, желание «отомстить путем распространения СПИДа», предотвращает соблазн заняться проституцией или торговлей наркотиками для компенсации финансовых потерь вследствие утраты средств к существованию.

В большинстве случаев медицинские работники не могут решить материальные и личные проблемы ВИЧ-инфицированных, но могут уберечь их от неправильных действий, воздействуя на их психологическое состояние. В этом случае речь идет как об операционном, так и об эмоционально-ценностном компонентах профессиональной компетентности врача.

Специалисты по социальной работе Астраханского Областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями постоянно реализуют меры социальной реабилитации, позволяющие ВИЧ-инфицированным адаптироваться к измененным в результате болезни условиям существования. Так осуществляется тесный контакт с заинтересованными организациями и частными лицами, которые принимают участие в решении проблем пациентов [2, 4, 7].

Для успешной борьбы с распространением ВИЧ-инфекции необходимо сочетать профилактические мероприятия с обеспечением широкого доступа уязвимых групп к антиретровирусной терапии (АРВТ). Обеспечение универсального доступа к профилактике, АРВТ, уходу и поддержке для всех нуждающихся -приоритетные направления противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции на национальном уровне. От эффективности деятельности, направленной на обеспечение универсального доступа, зависит снижение количества новых случаев ВИЧ-инфекции.

Таким образом, профилактика, диагностика и лечение тяжелого заболевания - ВИЧ-инфекции -являются целеобразующим звеном многих медицинских проблемам. Для успешной их реализации необходимо решение следующих задач (формирование и развитие компонентов профессиональной компетентности):

- обеспечение доступности медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, включая организацию полноценного диспансерного наблюдения, диагностики, лечения с контролем его качества и эффективности, а также проведения химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку (мотивационный компонент);

- безусловное и обязательное выполнение требований стандартов оказания медицинской помощи детям, больным ВИЧ-инфекцией, профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией (операционный компонент);

- организация и проведение обучения специалистов общей лечебной сети навыкам работы с ВИЧ-инфицированными пациентами, их консультирование с целью оценки уровня готовности и повышения приверженности лечению и собственно проведению АРВТ (гностический компонент);

- обеспечение подготовки и создания команд (врач-инфекционист, психолог, социальный работник) для развития системы социального сопровождения людей, живущих с ВИЧ/СПИД (мотивационный и операционный компоненты);

- работа групп поддержки и самопомощи ВИЧ-инфицированных пациентов в области формирования и поддержания приверженности АРВТ (эмоционально-ценностный компонент).

Проведение этой работы свидетельствует о необходимости включения в сферу профессиональной компетентности медицинского персонала содержания образования, нацеленного на готовность к эффективной работе с ВИЧ-инфицированными на любом уровне оказания медицинской помощи.

Учитывая, что пациент с ВИЧ имеет право на свободный выбор медицинского учреждения, каждому врачу необходимо обладать определенным уровнем сформированности профессиональной компетентности в работе с ВИЧ-инфицированным пациентом, как составляющей его профессионализма.

При подготовке модели обучения будущих врачей к эффективному взаимодействию с ВИЧ-инфицированным пациентом, мы исходили из мультимодальности самого объекта исследования. С одной стороны, важно учесть ряд характеристик, описывающих взаимодействие врача с ВИЧ-инфицированным как целое, с другой стороны, для эффективной организации взаимодействия не менее значим анализ индивидуальных проблем как людей, живущих с ВИЧ, так и врачей.

Мы применили общую теорию систем к практике взаимодействия врача с ВИЧ-инфицированным пациентом. Модель нескольких уровней предполагает выдвижение частных гипотез с позиции каждого из уровней. Будучи применен к анализу взаимодействия, такой подход обеспечивает стереоскопическое видение ситуации и помогает разработать программу оказания необходимой помощи.

Уровень 1: Взаимодействие с окружающим миром (интерперсональный уровень). Это означает взаимодействие в контексте микросоциальных связей. Взаимодействие с окружающим миром актуализирует проблемы взаимодействия членов системы «Врач - ВИЧ-инфицированный» (далее - Диполь) с микросоциумом, что нарушает ранее достигнутый баланс отношений каждого из участников Диполя, т. е. интерперсональные трудности их коммуникации переходят в хроническое состояние. Помощь членам Диполя связана с формированием или актуализацией социально-поддерживающих сетей, т.е. такой системы социальных отношений, которая способна удовлетворить специфические потребности «Диполя в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи и т.д.)».

Уровень 2: Внутренние проблемы Диполя (интрапсихический уровень). Акцент не на индивидуальные характеристики членов Диполя, а на их взаимодействия и на структурные особенности организации взаимодействия. Социальная и психологическая помощь заключается в реализации системы подбора ресурсной модели Диполя, в подготовке врача и ВИЧ-инфицированного к взаимодействию в сопровождении Диполя.

Уровень 3: Индивидуальные проблемы членов Диполя (интраперсональный уровень). Это уровень становления профессиональной компетенции Врача в Диполе с позиции индивидуальных проблем членов Диполя. Акцент - на индивидуальные изменения ВИЧ-инфицированного [и Врача].

Помощь направлена на актуализацию у ВИЧ-инфицированных личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования.

Подуровни:

3.1 Когнитивные и поведенческие проблемы членов Диполя позволяют определить особенности изменений в эмоциональной, когнитивной и поведенческих сферах у полюсов Диполя.

Мишени помощи: проблемы когнитивного развития ВИЧ-инфицированного и состояние эмоционального неблагополучия у «полюсов» взаимодействия [Я - хороший, Врач - плохой; Я - плохой, Врач - хороший].

3.2 Бессознательные аспекты эмоциональных конфликтов. Необходимо помочь ВИЧ-инфицированному в выработке более адекватных копинг - стратегий совладания со стрессом.

3.3 Нарушения развития и личностные расстройства объясняет влияние депривационных расстройств на изменения личности ВИЧ-инфицированного и Врача и возможности их компенсации.

3.4 Биологические нарушения - являются основными причинами симптоматического поведения, которое и становится мишенью помощи.

Программы обучения, основанные на мультидисциплинарном подходе к проблеме ВИЧ-инфекции и разработанные в период развития эпидемической ситуации с учетом международного опыта и работы проектов, рассчитанные на подготовку акушеров-гинекологов, врачей-лаборантов и других специалистов, позволили разработать модель подготовки медицинских работников по вопросам ВИЧ-инфекции. Результаты проведенного нами микро-исследования подтвердили необходимость преемственности во взаимодействии между специалистами различного профиля при ведении больного с ВИЧ-инфекцией/СПИДом.

В связи с этим проведение дополнительного обучения специалистов лечебной и диагностической службы Центров СПИД, инфекционных больниц, поликлиник и наркологической службы предусматривает возможность работы команды специалистов (включая врача-инфекциониста, психолога, психиатра-нарколога, социального работника, медицинской сестры) по повышению приверженности лечению носит социально-ценностный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева В.В. Особенности социально-психологической адаптации лиц, инфицированных ВИЧ // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 1998. - № 5. - С. 27-29.

2. Галимзянов Х.М., Сердюков А.Г., Таджиев И.Е. [и др.]. ВИЧ-инфекция и СПИД - ассоциированные заболевания // Учебное пособие. - Астрахань, 2004. - С. 5-12.

3. Ежегодный отчет ГУЗ Астраханского ОЦ ПБ СПИД и ИЗ в федеральный НМЦ ПБ СПИД № 124 от 18.02.2010 г. - Астрахань, 2009. - 19 с.

4. Онищенко Г.Г. Приоритеты противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации на современном этапе // Круглый стол. - 2004. - Спецвыпуск. - С. 6-11.

5. Осадчева И.И., Ходжемирова Н.Д., Кучма В.Р. [и др.]. Культурные аспекты профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИД в России. - Москва: Изд-во «Права человека», 2003. - С. 44-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Покровский В.В. ВИЧ/СПИД в России: ситуация и прогноз // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2008. - № 3. - С. 3-6.

7. Doll L.S. and Dillon B.A. Counseling Persons Seropositive for Human Immunodeficiency Virus Infection and Their Families // AIDS (Etiology, Diagnosis, Treatment and Prevention). Philadelphia-New York. - 1997. -Vol. 746. - P. 533-541.

Таджиева Ирина Игоревна, врач-методист отдела организационно-методической работы ГУЗ «Областной Центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Россия, 414041, г. Астрахань, ул. Белгородская, д. 7, тел. (8512) 30-99-89, факс (8512) 30-99-01, e-mail: [email protected]

Сердюков Анатолий Гаврилович, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсами информатики, истории медицины и культурологии ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Росздрава», Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел./факс (8512) 39-41-27, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.