УДК 159.923.3
ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Кукубаева А.Х., Бердыбекова Н.С.
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова
Бегимбай Т.С.
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова
(г.Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы проявления ценностей в структуре личности. Выделены основные подходы к изучению данного феномена в зарубежной и отечественной науке. Акцентировано внимание на ценностные ориентации как показателя направленности личности. Показана роль ценностей в условиях формирования личности молодежи.
Ключевые слова - ценностные ориентации, направленность, общечеловеческие и национальные ценности, молодежь, гуманитаризация современного образования.
Ценностная сфера личности относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся изучением человека и общества. Ценности пронизывают буквально все направления общественной жизни, все социальные структуры и отношения, выступая в качестве объединяющего, сплачивающего общество начала. Разрушение ценностной основы, прежде всего нравственной, ведет к кризису, как самой личности, так и общества в целом.
Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на определенные виды социальных ценностей.
Ценности выступают в обществе стратегических целей, побуждающих людей к совместным действиям, социальной жизни. Это такие цели, которые обеспечивают интеграцию общества и способствуют осуществлению личностью социально одобряемого выбора поведения в жизненно важных ситуациях .
В зарубежной науке было установлено (Брунер, Г. Хофстед, Шведер, Борн), что культуры различаются особенностями мировоззрения. В частности, факторы коллективизма и индивидуализма как полярности одного конструкта влияют на Я-концепцию. Одним из первых положил начало подобным исследованиям Леви-Брюль, который определил перцептивные и когнитивные эталоны, принятые культурой, лежащие в основе коллективных знаний и верований, составляющих компонент менталитета [1].
Активно изучалась структура ценностных предпочтений. Так, Г.Олпорт при изучении ценностей основывается на системе шесть основных интересов (интерес к политике, экономике и идеологии и т.д.). М. Рокич выделяет два класса ценностей: ценности - цели (терминальные) и ценности - средства (инструментальные), которые исследовались в зависимости от различных факторов (пол, возраст, мировоззрение, политика) и определялись их соотношением с личностными характеристиками и типами поведения [2].
Г. Триандис отмечает, что в одной культуре могут сосуществовать как коллективистские, так и индивидуалистские модели, но процентное соотношений одной из них будет всегда преобладать. Данный конструкт был отнесен им к культурным синдромам, которые он понимал как общепринятую систему убеждений, установок, Я-определений, норм, ролей и ценностей, объединенных какой-либо темой [3].
С. Московичи считает, что представления являются ведущей характеристикой общественного и индивидуального сознания [4].
В современной российской психологии ведутся исследования различных сторон феномена ценностей. Особую роль играют работы по психологии сознания и социальной психологии К.А. Абульхановой, Г.М. Горячевой, Г.Г. Димиченского, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, Б.Ф. Поршнева, Е.В. Шороховой, в методологическом контексте которых можно раскрыть ценностные ориентации как социально-психологический феномен.
Рассматриваются такие направления данной проблемы как роль ценностей в механизме регуляции поведения (В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Д. Узнадзе и др.), взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности (К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова) и профессиональной направленностью (В.С. Собкин, З.И. Файнбург), вопросы ценностного пространства (В.Д. Ольшанский, И.М. Попова, И.А. Сурина), природа социальных установок (А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, М.Х. Титма), ценности как элементы мотивационно-потребностной сферы человека (Т.А. Тиханандрицкая, А.К. Маркова, Б.Г. Ананьев), этнические аспекты идентичности (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.И. Ковалев, Н.Л. Лебедева, З.В. Сикевич) [5].
Учеными Средней Азии также активно разрабатываются общие закономерности формирования ценностей и анализируются специфические особенности их проявления у представителей разных этносов (С.А. Нурматов, О.М. Мухамметбердиев, Р.Н. Суннатова, П.А. Бакиева, Ч.А. Шакеева, Н.Н. Палагина, М.Е.Николаев, А.И. Гоголев и др.) [6-7].
В Казахстане в процессе реформирования общества огромное значение приобретают исследования базовых ценностей казахстанского общества. Актуальной является проблема соотношения общечеловеческих и национальных ценностей [8].
Так, в казахстанской науке обнаружены высокие адаптационные качества и хороший уровень традиционности, независимо от пола и этнической принадлежности (Ж.Т. Уталиева), доминирование открытых социальных связей (Г.С.Абдирайымова), приоритет индивидуальных ценностей учащихся и межличностная направленность студентов (Л.С. Пилипчук), самоконтроль как механизм саморегуляции поведения (А.К. Омирсеитова), стремление молодежи к самопознанию (Р.Ш. Сабирова) [9].
Сознательно или бессознательно люди стремятся как-то организовать свои ценностные ориентации, привести их в более или менее логически упорядоченную систему. Каждый индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их по-своему.
Известно, что в одних и тех же социальных условиях, при одних и тех же экономических отношениях люди ведут далеко не одинаковый образ жизни. У каждого человека свои цели и взгляды, манеры и привычки, наконец, свои собственные потребности. Следовательно, образ жизни как совокупность форм жизнедеятельности людей и способов удовлетворения потребностей, выражающих суть их поведения, регулируется не только моралью и правом, но и иными социальными ценностями.
Ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека. С одной стороны, ценностные ориентации формируются уже на базе сложившихся потребностей человека, с другой усвоение тех или иных ценностей социальной среды может стать базисом для формирования новых потребностей.
О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.
Ценностям присущ динамический характер. То есть, если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постоянно теряются. Условием умножения ценностей служат личностная активность, стремление человека к творческой деятельности.
Сегодня проблема формирования ценностных ориентаций у молодежи приобретает особую актуальность в период нравственной и социальной нестабильности нашего общества, когда стереотипные нравственные установки разрушены, а новые находятся в стадии становления.
Это становится особенно важным в условиях гуманитаризации современного образования и выдвижения личности в центр исследовательского внимания. Гуманитарная подготовка сможет стимулировать развитие обучаемого как творческой личности, если необходимым педагогическим условием будет являться ориентация на социально-значимые ценности.
Главной идеей инновационных образовательных процессов становится идея воспитания личности, а целеполагание связано с реализацией таких общечеловеческих ценностей, как свобода, красота, духовное развитие, любовь, познание, и т.д. Таким образом, система воспитания должна быть ориентирована на усвоение индивидуумом ценностей, значение которых всегда будет актуально. В этой связи назначение воспитания состоит в том, чтобы правильно сориентировать формирование личности на основе движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и нравственных ценностей молодого поколения.
Библиографический список
1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика -Пресс, 1994.
2. Гарванова М.З., Гарванов И.Г. Исследование ценностей в современной психологии //Современная психология: материалы 3-ей межд.научн.конф. (Казань, октябрь 2014). - казань: Бук, 2014. - С.5-20.
3. Triandis, H.C. Individualism and collectivism. Boulder, CO: Westview.-1995.
4. Новикова Г.А. Анализ традиций российской культуры: концепция социальных представлений С. Московичи //Горизонты гуманитарных знаний. 2018. - №5. - С.93-108.
5. Российская молодежь: социально-демографический портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского государства: коллективная монография /под ред. чл.- корр. РАН, д.э.н., проф. С. В. Рязанцева и д. соц. н., проф. Т. К. Ростовской. М.: Перспектива, 2017. 600 с.
6. Суннатова Р.И., Абдуллаева И.Д. Опыт психологической диагностики духовной эволюции человека //От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответств. редактор: Богоявленская Д.Б. М., 2015. Издат.: "Когито-Центр".
7. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 192 с.
8. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. 31 января 2017 г.// http:// www. akorda.kz/ru.
9. Абдирайымова Г.С. Межпоколенные притязания молодежи в современном казахстанском обществе //Вестник КазНУ. Серия Философия. Культурология. Политология. -2011. - № 2. - С. 175 -178.
Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Бердыбекова Нургуль Салимтаевна, магистр образования, преподаватель кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Бегимбай Т.С., магистрант, Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).