Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2278
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / СМИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Репникова К. А.

В данной статье изучается процесс формирования жизненных ценностей молодежи в условиях нестабильности внешней среды. Рассматриваются изменения социокультурного пространства в период глобализации, в условиях которой трансформируется менталитет российской молодежи. Выявляется роль новых технологий, Интернета и СМИ в процессе ценностного ориентирования молодых людей. Также отражено влияние событий 2020 г. на изменение жизненных приоритетов современного поколения. В ходе исследования был проведен опрос молодежи в возрасте 17-20 лет, который позволил определить их главные жизненных ценности и факторы, влияющие на их формирование. Результаты проведенного исследования позволили обосновать вывод о том, что именно внешняя среда выступает одним из ключевых факторов формирования жизненных ценностей современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUES OF MODERN YOUTH IN CONDITIONS INSTABILITY OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

This article examines the process of forming the life values of young people in the context of the instability of the external environment. Changes in the socio-cultural space during the period of globalization, in the context of which the mentality of Russian youth is being transformed, are considered. The role of new technologies, the Internet and the media in the process of value orientation of young people is revealed. It also reflects the impact of the events of 2020 on the change in life priorities of the modern generation. In the course of the study, a survey was conducted of young people aged 17-20 years, which made it possible to determine their main life values and factors influencing their formation. The results of the study made it possible to substantiate the conclusion that it is the external environment that is one of the key factors in the formation of life values of modern youth.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Репникова К. А.*

студент

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В данной статье изучается процесс формирования жизненных ценностей молодежи в условиях нестабильности внешней среды. Рассматриваются изменения социокультурного пространства в период глобализации, в условиях которой трансформируется менталитет российской молодежи. Выявляется роль новых технологий, Интернета и СМИ в процессе ценностного ориентирования молодых людей. Также отражено влияние событий 2020 г. на изменение жизненных приоритетов современного поколения. В ходе исследования был проведен опрос молодежи в возрасте 17-20 лет, который позволил определить их главные жизненных ценности и факторы, влияющие на их формирование. Результаты проведенного исследования позволили обосновать вывод о том, что именно внешняя среда выступает одним из ключевых факторов формирования жизненных ценностей современной молодежи.

Ключевые слова:

жизненные ценности, молодежь, СМИ, Интернет, социальная сеть, глобализация, внешняя среда

УДК 304.2

Р01: 10.24411/2658-6932-2021-10000

Для цитирования: Репникова К.А. Ценности современной молодежи в условиях нестабильности внешней среды / К.А. Репникова // Контентус. - 2021. - № 2. - С. 34 - 42.

Молодёжь можно рассматривать как группу людей, выделяемую на основе возрастных характеристик, положения в обществе, рода занятий, специфических интересов и ценностей. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 определяет молодежь и молодых граждан как социально-демографическую группу лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской

Федерации. Возраст в 16-27 лет, можно охарактеризовать как период становления социальной зрелости, вхождения в «мир взрослых» и адаптации в нем. Среди особенностей социального положения молодёжи выделяются:

1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм;

2) освоение новых социальных ролей;

3) высокий уровень социальной мобильности;

4) формирование жизненных ценностей и приоритетов;

5) активный поиск своего места в жизни.

Молодежь, будучи вовлеченной в многочисленные социальные процессы, является не только своеобразным индикатором происходящих перемен, но и формирует потенциал будущего общества. Важную роль в интеграции системы личности и социума играют ценности.

Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Жизненными ценностями индивида можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выстраивает и оценивает свою жизнь. Система ценностей - это некий набор убеждений и взглядов, которого человек придерживается при совершении действий и поступков. В таком случае, понятие «ценности» тесно связано с понятием «мотивация».

Общество динамично, и молодежь представляет собой наиболее подвижную его часть. У них переосмысление и переоценка ценностей происходит постоянно. Сейчас, как и в прошлом, существуют и признаются такие вечные ценности, как любовь, вера, семья, добро, справедливость. Однако эти ценности в последнее время уступают стремлению человека к абсолютному комфорту, стабильности, материальному богатству, эгоизму, власти.

По мнению многих исследователей, индивид не рождается с готовым набором представлений о ценностях и нормах, он осваивает их постепенно, в процессе социализации, который напрямую зависит от окружающей среды, где развивается личность. Ценностная ориентация молодежи находится под влиянием множества факторов.

Первичная социализация индивида происходит в семье. Ребенок еще не имеет нравственных представлений, поэтому родители прививают ему такие духовные ценности, как уважение к старшим, умение дружить, вежливость, поведение в обществе, мораль. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации.

Большинство ценностей у человека формируются под влиянием авторитета. И если на ранних этапах жизни, авторитетно мнение родителей и семьи, то в последующем большую роль играют сверстники и друзья. Осо-

бое влияние оказывают знакомые старшего возраста, с ними дружить интересно и престижно, а их мнение по любому вопросу котируется весьма высоко. Желая сохранить круг общения и иметь поле деятельности для самоутверждения, ребенок будет всячески подстраиваться под правила поведения конкретной группы лиц, а, следовательно, перенимать те или иные ценности, носящие как положительный, так и в некоторых случаях отрицательный характер.

Одним из факторов, влияющих на формирование жизненных ценностей подростков, можно назвать субкультуру. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, социальной группы, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультура является носителем собственных целей, ценностей, идеалов, иллюзий. Она оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения человека. Однако стоит отметить, что субкультуры в последние годы видоизменились. Сейчас их место активно занимают новые общественные движения. В связи, с чем происходит переоценка ценностей под влиянием новых идей и мыслей.

Определенную роль в формировании жизненных ценностей у индивида играют культура и искусство. Просмотренные фильмы, прочитанные книги, прослушанные музыкальные композиции - все это оставляет след в нашем разуме. Под их влиянием формируется мировоззрение человека, нравственность и другие жизненные ценности и приоритеты.

С процессом взросления индивида изменяется и влияние того или иного фактора на формирование жизненных ценностей. На молодежь в большей степени оказывает влияние внешняя среда. Особая роль отводится общественным институтам: школам, ВУЗам, государству, партиям, церкви, СМИ. Внешняя среда, в которой находится современная молодежь, нестабильна. Это связано и с распадом СССР. С 1991 г. страна претерпела множество изменений различного характера. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и социальных отношений. Отмена определенной идеологии, переход к рыночной экономике, либерализация, интеграция России в мировое пространство, глобализация, информатизация - все эти процессы оказали значительное влияние на жизненные ценности молодежи.

Мир не стоит на месте, его правила и законы динамичны, молодежь как самая активная и подвижная часть населения в первую очередь реагирует на эти изменения. 2020 г. был богат на события: это и экологические проблемы, и пандемия, локдаун, мировой кризис, политические измене-

ния. В совокупности эти события оказали значительное влияние на молодежь, их интересы и приоритеты в развитии.

Пандемия серьезно изменила нашу действительность, эксперты уже оценивают ее последствия. Коронавирус заставил нас совершить переоценку ценностей. Пандемия и меры по борьбе с ней изменили привычное течение жизни, под угрозой оказались наши базовые потребности: безопасность и социальные связи. В результате мы стали больше ценить и предпринимать конкретные меры по сохранению своего здоровья, осознали, какую важную роль в нашей жизни играют друзья и родные, почувствовали, насколько тяжела социальная изоляция. Пандемия перестраивает мир и сознание человечества, заставляет задуматься о смысле бытия, вспомнить о духовной составляющей социума, гуманности по отношению ко всему живому [10].

Говоря о внешней среде, необходимо отметить, что социокультурное пространство, в условиях которого формируется менталитет современной молодежи, во многом обусловлены процессом глобализации. Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ускорением глобальных процессов, высоким динамизмом международной жизни, усилением взаимосвязи и взаимозависимости наций и государств [4].

Технический прогресс изменяет состояние ментальности, прежде всего молодежной. Молодежь в большей степени, чем другие демографические группы, включена в транснациональные потоки информации. Подавляющее большинство пользователей Интернета - это молодые люди, у которых происходит изменение сознания и поведения под влиянием данного источника информации.

Характеризуя современное общество как информационное, стоит отметить, что средства массовой информации стали главным инструментом влияния на него. Социологи выделяют несколько позитивных моментов влияния СМИ на молодежное поведение:

1) оперативное предоставление информации о происходящих в мире процессах;

2) повышение уровня культуры населения;

3) выступают каналом связи между населением и властью;

4) снимают социальную напряженность[6].

СМИ играют важную роль в интеллектуальном развитии общества и сокращении проблем. Однако не стоит забывать о качестве предоставляемой информации. Если взрослому населению легче разбираться и фильтровать получаемый контент, то молодежь более восприимчива к их влиянию.

Интернет - это всемирная информационная система, которая образует киберпространство, особую реальность. Возникает киберкультура со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком. В таком виде Интернет является одной из главных составляющих становления современного информационного общества. Одним из факторов, оказывающим влияние на ценности молодёжи выступают социальные сети. Блоги и новостные порталы способны влиять на формирование общественного мнения. Люди следуют советам блогеров, придерживаются их взглядов и, тем самым формируют свои ценности и представления о событиях, явлениях, ценностях. Молодежь значительную часть времени проводит в социальных сетях, в среднем 4 - 7 часов в день. С помощью виртуального пространства для них открываются новые перспективы для развития и самореализации [7].

При длительном пребывании в сети у молодого человека может формироваться равнодушное отношение к обществу и окружающим, личные интересы будут находиться в приоритете общественных. Живое общение, взаимопомощь и выручка могут быть исключены из жизни таких людей. Человек, находясь длительное время в Интернете, постепенно обесценивает ценность реальной жизни, заменяя живое общение общением в веб-пространстве.

Говоря о непрерывных изменениях внешней среды и мировой и государственной обстановке, следует отметить и динамичность молодежных ценностей. Эксперты, проанализировав динамику жизненных целей молодежи на основе комплекса эмпирических исследований, получили следующие результаты:

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Чего бы вы хотели добиться в жизни?» [2]

Варианты ответов Доля ответивших

1997г. 2009г. 2014г.

Семейного счастья 69.73 % 65.00% 57.47%

Сделать карьеру 24.84 % 41.29% 41.20%

Богатства 32.78 % 33.00% 34.60%

Иметь возможность реализовать свой талант и способности 22.55 % 27.43% 27.67%

Быть свободным и независимым в своих решениях и поступках 37.16 % 26.57% 25.67%

Стать квалифицированным специалистом 19.21 % 18.14% 19.20%

Принести пользу человечеству и своей стране 15.87 % 11.29% 16.20%

Власти 7.72 % 11.29% 17.07%

Славы 6.68 % 10.29% 12.20%

Покоя и возможности ни во что не вмешиваться 14.82 % 5.86% 12.53%

Сравнительный анализ результатов исследований, представленный в таблице, дает основание для следующих выводов:

1. На протяжении последних лет приоритетной целью молодых людей остается семейное счастье. Однако, если в 1997 году, на эту цель ориентировались 69,73 % респондентов, то в 2014 - только 57,47 %. Снижение показателя, как нам представляется, является, прежде всего, следствием влияния глобальных тенденций, в рамках которой снижается авторитет традиционных социальных институтов;

2. По сравнению с 1997 годом в 2009 и в 2014 годах существенно выросла и остается стабильной доля респондентов, стремящихся сделать карьеру. Это изменение довольно ожидаемо и вполне объяснимо, поскольку связано с утверждением в молодежной среде целерациональной модели поведения. Многие исследования подтверждают, что индивидуализм и прагматизм сегодня остаются базисными ценностями, определяющими духовное развитие большей части молодых людей;

3. Во все большей степени молодежь связывает свое будущее с властью. В целом относясь к власти негативно, или, по меньшей мере, равнодушно, молодые российские граждане готовы работать в органах власти, используя представляемые ресурсы в своих интересах [2].

В рамках нашего исследования также был опрос среди молодежи г. Саранска в возрасте от 17 до 20 лет. В опросе принимали 2 группы:

1. учащиеся 11 класса - будущие абитуриенты;

2. студенты, обучающиеся в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»

Общее количество респондентов - 100 человек.

Целью опроса было изучить жизненные ценности молодежи и оценить влияние внешней среды на процессы их формирования. Для определения структуры ценностных ориентаций было предложено проран-жировать ценности в порядке убывания их важности. Анализ данных опроса показал, что большинство опрошенных среди перечисленных ценностей наиболее важными считают:

1. "Семья и дети" - 41% от общего числа респондентов;

2. "Карьера и социальный статус" - 23%;

3. "Образование" - 10%.

Самыми незначительными были выбраны следующие ценности:

1. "Патриотизм" - 51%;

2. "Идеалы и вера" и "Слава и общественное признание" - по 23%.

Таким образом, можно сделать вывод, что на первом месте для большинства респондентов находятся семейные ценности и материальная стабильность. Однако такие духовные ценности, как патриотизм и вера имеют наименьший вес в современной системе ценностей.

В качестве основных факторов, под влиянием которых происходит формирование ценностей, 40% респондентов выбрали "Семью" и 36% -"Друзья и окружение". СМИ оказывает воздействие на 13% опрошенных, учебные заведения на 10%. У 18% опрошенных произошла переоценка жизненных ценностей и интересов с момента начала пандемии.

Базисными факторами и агентами социализации молодежи продолжают оставаться семья, друзья и учебные заведения. Такие вечные духовные ценности как семья, дружба и любовь всё еще имеют вес и значимость. Однако наблюдается тенденция к индивидуализму, эгоизму, карьеризму среди молодых людей. Сейчас для построения карьеры необходимы финансовые средства, много усилий и амбиций, и большинство молодых людей имеет необходимый потенциал для достижения профессиональных успехов. Развлечения, комфорт и стабильность - это современные молодежные ценности. Внешняя среда оказывает непосредственное влияние на ценностное ориентирование молодежи, формирование их менталитета и целеориентирование [1].

Нестабильная обстановка приводит к методичному изменению основных жизненных ценностей. Материальные блага опережают духовные. И хотя характер жизненных целей молодежи позволяет заключить, что, в ближайшей перспективе она не будет выступать источником социального напряжения в России, но стоит помнить, что молодежь - самая восприимчивая и уязвимая социальная группа, представляющая основу будущего общества. Именно от их мыслей, идей, целей, приоритетов и ценностей зависит будущее страны и всего мира. Поэтому вопрос нравственного воспитания современного поколения стоит особенно остро и продолжает оставаться актуальным.

Список использованных источников

1. Агафонова Е. Е., Чеджемов Г. А. Трансформация роли карьеры в системе жизненных ценностей современной молодежи / Е. Е. аГАФОНОВА, Г. А. Чеджемов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №44. - с.48-50;

2. Бабинцев В. П., Ушамирская Г. Ф., Ушамирский А. Э. Динамика ценностей и жизненных целей российской молодежи / В. П. Бабинцев, Г. Ф. Ушамирская, А. Э. Ушамирский // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - 2015. - №3;

3. Вараксин А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи / А. В. Вараксин // Преподаватель XXI век. - 2016. - №2. -с.205-2012;

4. Гамидова Н. В. Глобализация и менталитет молодежи / Н. В. Гамидова // Общество и право. - 2016. - №2(56). - с.337-341;

5. Гриценко Г. Д. Динамика ценностей молодежи как проявление цивилизацион-ного развития современной России / Г. Д. Гриценко // Электронный ресурс: URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Grizenko.pdf;

6. Королев П. П. Влияние средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций молодежи / П. П. Королев // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2012.- с.97-115;

7. Кузнецова К. В. Влияние интернета на формирование ценностей молодёжи / К. В. Кузнецова // Форум молодёжной науки. - 2020. - с.20-25;

8. Матвиенко М. А. Ценности современной молодежи / М. А. Матвиенко // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1523-1525;

9. Мороз Н. А. Социальные сети как часть жизненного мира современного студенчества / Н. А. Мороз // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020.;

10. Похилько А. Д., Шабашова Н. М. Изменения общественного сознания под влиянием современной пандемии / А. Д. Похилько, Н. М. Шабашова // Гуманитарные и социальные науки. - 2020.- №2. - с.75-81;

11. Рожкова Л. В., Влазнева С. А., Сальникова О. В., Дубина А. Ш. Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности / Л. В. Рожкова, С. А. Влазнева, О. В. Сальникова, А. Ш. Дубина // Социодинамика. - 2019. - №1. -с.70-80;

12. Саинова А. Г., Снопок Е. В. Жизненные ценности молодежи / А. Г. Саинова, Е. В. Снопок // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014.;

13. Цыбулька А. М. Проблемы ценностных ориентаций современной российской молодёжи в изменяющейся социокультурной среде / А. М. Цыбулька // Система ценностей современного общества. - 2014.;

14. Шамаева К. М. Динамика ценностей студенческой молодежи в постсоветский период / К. М. Шамаева // Теория и практика общественного развития. - 2020;

15. Электронный-ресурс: https://ria.ru/.

16. Электронный-ресурс: https://wciom.ru/.

THE VALUES OF MODERN YOUTH IN CONDITIONS INSTABILITY OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

Repnikova K. A.**

Student

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

This article examines the process of forming the life values of young people in the context of the instability of the external environment. Changes in the socio-cultural space during the period of globalization, in the context of which the mentality of Russian youth is being transformed, are considered. The role of new technologies, the Internet and the media in the process of value orientation of young people is revealed. It also reflects the impact of the events of 2020 on the change in life priorities of the modern generation. In the course of the study, a survey was conducted of young people aged 17-20 years, which made it possible to determine their main life values and factors influencing their formation. The results of the study made it possible to substantiate the conclusion that it is the external environment that is one of the key factors in the formation of life values of modern youth.

Keywords:

life values, youth, mass media, Internet, social network, globalization, external environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.