УДК 316.346.3
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ VITALVALUESOFYOUTH
СаиноваА.Г., Снопок Е.В. Факультет управления, 2 курс ЮРИУ РАНХиГС
SainovaA.G., SnopokE.V. Management faculty, 2course South-Russian Management Institute-branch Russian Presidential Academy of NationalEconomyand PublicAdministration
В статье анализируются самые важные жизненные ценности современной молодёжи. Рассмотрена проблема формирования жизненных ценностей среди молодежи, а такжефакторы, под влиянием которых происходит это формирование.Делаются выводы о преобладающих жизненных ценностях современной молодёжи.
Ключевые слова: жизненные ценности, ценности молодёжи, жизненная позиция, преобразования, условия формирования.
In the article the most important vital values of the modern youth are analyzed. The problem of formation of vital values among the youth, and also factors under the influence of which this formation takes place is considered. Conclusions on prevailing vital values of the modern youth are given.
Key words: vital values, youth values, living position, transformations, formation conditions.
Тема нашего социологического исследования это жизненные ценности современной молодежи.
Жизненные ценности очень важны, потому что они формируют наши отношения, поведение, решения и нас самих. Не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что для неё просто не будет фундамента. Многие не могут понять, почему они не достигают целей, о которых так мечтают. Другие же достигают успеха, но все же чувствуют пустоту и неудовлетворенность.
Необходимо сначала определить ваши жизненные ценности, чтобы понять, что действительно для вас важно в жизни. И иногда даже самый решительный человек может не сразу определить, что для него важно, а что второстепенно. Попробуйте определить свои жизненные ценности, потратьте на это какое-то время — это значительно облегчит вам задачу постановки цели [1].
Вы спросите, почему именно молодежь? Молодежь находится в центре происходящих в социуме событий: с ней связываются основные надежды, она реализует основные идеи и ценности социума. Общество, благодаря своим разнообразным институтам (семья, образовательные учреждения, массовые коммуникации и т.д.) осуществляет воздействие, создает условия для формирования и развития молодежи.
Именно поэтому мы посвятили наш проект молодежи и выбрали темой нашего исследования: «Жизненные ценности современной молодёжи».
Интерес к данной теме сохраняется на протяжении многих лет. Сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных ценностей, в меркантилизме и т.п. Подобные упреки отражают актуальность исследований ценностных ориентаций у молодого поколения.
Практическая значимость работы состоит в том, что изучение представлений о жизненных ценностях молодежи позволит проводить эффективную политику, нацеленную на создание условий их реализации.
Гарантировать достойное пополнение общества полноценными гражданами, которые могут и готовы принимать решения, активно участвовать в жизни страны, так как имеют четкие жизненные позиции.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней выявляются особенности представлений о жизненных перспективах и ценностях молодежи на современном этапе развития общества.
Жизненные ценности человека-это фундамент, на котором базируется вся его жизнь, это результат нашего опыта. Огромную роль в формировании жизненных ценностей играют родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем[2].
Понимание своих главных жизненных ценностей - очень важная вещь. Если вы прожили большую и трудную жизнь, а в конце ее поняли, что такая жизнь вам не нужна и не интересна, то что-то менять будет уже поздно... Если же, напротив, вы хорошо знаете, что вы в жизни хотите, что для вас по-настоящему дорого, каждый день вашей грамотно выстроенной жизни станет для вас наполненным смыслом. Только развитая личность живет, руководствуясь своими ценностями: из ее ценностей вытекают ее цели, цели разворачиваются в планы, планы конкретизируются в порядок дел, после чего личность - действует. Чем большее количество времени вы действуете не случайным образом, а в соответствии со своими обдуманными ценностями, тем в большей степени вы действуете, какчеловек-личность [3].
Нами было проведено социологическое исследование с помощью анкетирования молодежи, непосредственно молодежи ЮРИУ РАНХиГС.
В исследовании приняло участие 36 человек. Респондентами выступили: 80% девушек и 20% юношей. Данное социологическое исследование преследует своей целью получение информации, которая поможет выяснить каковы жизненные ценности молодых граждан, существует ли проблема формирования жизненных ценностей среди молодежи, под влиянием каких факторов это самое формирование
происходит.
Основным объектом исследования являются молодежь г. Ростова - на -
Дону.
Из такого выявления объекта, следует определение предмета исследования - жизненные ценности молодежи в целом, конкретно молодежь ЮРИУ РАНХиГС (г.Ростов -на -Дону)
Для достижения цели исследования была выдвинута гипотеза.
Поскольку мы сами являемся молодежью ЮРИУ РАНХиГС, то позволим себе выдвигать, гипотезы исходя из личного опыта. Мы считаем, что основными ценностями современной молодежи являются терминальные ценности: надежда, вера и любовь .
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть(сформулировать) понятия ценности, "жизненные ценности".
2. Провести социологическое исследование среди молодёжи на предмет их жизненных ценностей.
3. Выявить состав наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных ценностей;
4. Выявить иерархию этих ценностей (их положение на шкале более или менее значимых) в массовом сознании;
5. Провести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, и выявить наиболее распространённые жизненные ценности среди молодёжи.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- опрос путем анкетирования;
- статистическая обработка информации и её графическое оформление.
Анализ полученных результатов.
1)Распределение респондентов по половому признаку: (Рис. 1)
23% ■
ш Я женский
77% А ■ мужской
>
Рис. 1 2)Возрастная группа: Большинство респондентов - молодые люди в возрасте от 19 до 22 лет.
Таблица 1
Возрастная группа 16-18 лет 19-22 года 23-26 лет
Количество человек 10 23 3
Это означает, что основная категория опрошенной молодежи - студенты, что, предположительно, окажет позитивное влияние на дальнейший ход исследования.
3)Что является наиболее важной жизненной ценностью? (Рис. 2) Когда респондентам был задан этот вопрос мнения разделились таким образом: почти равное количество человек (они в большинстве)выбрали семью и любовь, что говорит об этих ценностях как о самых крепких и важных для нашего молодого населения, далее идут здоровье 61%, жизнь 58% и друзья 50%,набравшие приблизительно равное количество голосов, что видимо говорит о том, что эти ценности равно важны для молодежи, ну и к сожалению такие ценности как красота (13%), комфорт(16%) и престиж (11%) не представляются важными для молодого населения, что на мой взгляд весьма странно.
Рис. 2
4)Что в большей степени влияет на формирование ваших жизненных
ценностей? (Рис. 3)
Рис. 3
Очень отрадно замечать, что самым важным фактором, влияющим на формирование жизненных ценностей молодежи является воспитание(83%
респондентов дали именно такой ответ).Общественное мнение влияет на молодежь гораздо меньше (5%) ,а влияние СМИ вообще ничтожно (0%).
5)Считаете ли вы высшее образование главным критерием успешности
современного человека? (Рис. 4)
42% ^^ ■ да, это
необходимо
56% |
■ это важно, но
не главное
Рис. 4
Радостно, что большинство молодых людей(55,56%)считают высшее образование необходимым, что говорит о высоком уровне просвещенности населения и похвальной тяге к повышению образовательного уровня государства. Немного меньшее количество опрошенных (44% не считают высшее образование необходимым.
6)«Считаете ли вы важным для современного человека саморазвитие и
духовное просвещение?»( Рис. 5) Выяснилось, что большинство(55%) считают просвещение необходимым, что не может не радовать, ведь это означает что молодежь стремится к самосовершенствованию, хочет повысить свой культурный уровень, но к сожалению 41% опрошенных считают, что это важно, но не является главным и лишь 2 % не нуждаются в просвещении, а это уже совершенно не радостно, хотя процент таких людей и не велик.
2% ■ да, это необходимо
42%
56% , ■ это важно, но не
главное
нет
Рис. 5
7)«Что по вашему мнению каждый должен оставить после своей
жизни?» (Рис. 6)
Выяснилось, что большинство опрошенных считаю важным оставить после
себя здоровое потомство (таких 64%) - это очень радостная перспектива для нашей страны, ведь будущее за нашими детьми, огромное денежное состояние и вклад в науку хотят после себя оставить 0% опрошенных. Хотя было предложено множество своих вариантов, таких как:
> хорошие воспоминания и детей
> потомство и наследство
> что-то полезное для общества
> вечную память!
> хоть немного справедливости в этом мире
> все три варианта
> здоровое потомство и денежное состояние
> результат своей жизненной миссии.
> хорошую память о себе, которая, прежде всего, должна выражаться в детях, но так же и в остальном тоже.
Данное социологическое исследование было посвящено самым важным понятиям - ценностям повседневной жизнедеятельности студентов и эта тема была полностью раскрыта.
А также поставленные задачи и цель выполнены. По результатам исследования были сделаны аналитические выводы по каждой из поставленных задач и были проверены исследовательские гипотезы, был сделан анализ.
Семья, с большим отрывом, лидирует среди самых значимых для
■ здоровое потомство
0%
■ огромное денежное состояние
вклад в науку
■ другое
Рис. 6
студентов понятий, вот что самое важное. В этом социологам признались больше половины участников опроса. На втором месте в рейтинге ценностей находится любовь. А уже потом люди вспоминают о здоровье, жизни и дружбе. В середине списка прочно обосновались такие понятия, как свобода и духовное просвещение и саморазвитие. И лишь немногих студентов нашей академии заботят мудрость, молодость и красота.
Подводя итог, отметим значимость того, что сам факт постановки подобных вопросов заставляет задуматься респондентов о важности определения своих жизненных ценностей.
Список литературы::
1. URL: http: //improve-me.ru/24 (дата обращения 08.12.2013)
2. URL:http://prednaznachenie-cheloveka.com/zhiznennyie-czennosti-
URL:http://www.psychologos обращения 05.12.2013)