Научная статья на тему 'Ценности правовой культуры в контексте социокультурного развития современного Таджикистана'

Ценности правовой культуры в контексте социокультурного развития современного Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LAW CULTURE / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солихджонов Расулджон

В статье раскрывается содержание ценностей как общей, так и правовой культуры в условиях трансформации таджикского общества, процесс перехода к новой социокультурной парадигме, соответствующей построению правового демократического государства в Республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Values of Law Culture in the Context of Socio-Cultural Development in Contemporary Tajikistan

The article discloses the contents of values in reference to both general and law cultures under the conditions of the transformation of the Tajik society; the author reveals the process of transition to the new social-cultural paradigm corresponding, to the bulding of law-abiding democratic state in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Ценности правовой культуры в контексте социокультурного развития современного Таджикистана»

ФАЛСАФА ВА СИЁСАТШИНОСЙ ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Солихджонов Расулджон,

кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук ИЭТ ТГУК

ЦЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА

Среди актуальных проблем современной социальной философии социокультурный анализ общества занимает одно из ведущих мест. Это обусловлено тем, что современное теоретическое познание выявляет большую роль культуры, общественного сознания, менталитета и т.д. в историческом процессе.

Современное информационное общество задает новые форматы социальных отношений. Современность уже не обозначается только некими историческими идеалами и ценностями, она имеет вполне определенное качественное содержание. Отличительной чертой современного общества являются масштабные, стремительно разворачивающиеся инновационные преобразования. Инновационные процессы охватывают не только сферу материального производства, но практически все сферы общества. И в этом отношении право как социокультурная ценность не является исключением. Более того, практика социума все более обнаруживает, что без учета уровня сформированности правосознания, а, следовательно, и правовой культуры невозможно успешное осуществление задачи построения правового и демократического общества.

Разумеется, проблема взаимоотношения культуры и социальных отношений является обширной темой и в рамках одной статьи не представляется возможным рассмотрение всех ее аспектов. Поэтому, нес-

колько ограничивая свою задачу, в рамках данной статьи попытаемся рассмотреть феномен культуры в плоскости правовых отношений трансформирующегося общества, прежде всего роль ценностей правовой культуры в контексте социокультурного развития современного Таджикистана.

В этой связи следует отметить два момента. Во-первых, подлинно человеческое бытие - это жизнь в соответствии с идеалами и ценностями, осмысленное бытие. Человек не может жить и творить, не осмысливая бытия. Поэтому социально-философское познание - это не только истолкование различных эмпирических проявлений человеческого бытия, но и выявление, и обоснование смысла существующего. Но этот смысл может быть раскрыт лишь исходя из ценностей. Ни один акт сознания, ни один феномен культуры не может быть понят вне соотнесения их с ценностями, смысловым единством человеческого бытия. Поэтому метод отнесения к ценности, т.е. уяснение социально-практической значимости того или иного явления в рамках целого, занимает существенное место в структуре гуманитарного исследования. Во-вторых, правовое сознание имеет свое специфическое содержание и особенности, обусловленные спецификой господствующих общественных отношений. Мерилом правосознания выступает уровень сформированности политической культуры.

В каком соотношении находятся культура, в том числе политическая, и социальные отношения? Нам представляется, что это вопрос не праздный, поскольку культура, особенно ее традиционная форма, в условиях построения правового демократического общества и перехода к рыночной экономике вступает в противоречие с формирующимися новыми социальными отношениями. Трагические события начала 90-х годов, имевшие место в Республике Таджикистан, являются яркой иллюстрацией обострения противоречия между наличными на тот период социальными отношениями и уровнем правовой культуры. Демократическое общество - это общество высокообразованных и законопослушных людей. В условиях демократизации общества резко возрастает социально-политическая деятельность. Однако в нашем случае начавшиеся процессы демократизации общественной жизни вступили в противоречие с низким уровнем правовой культуры. Отсюда и стала возможной общественно-политическая ситуация 90-х годов, которая явилась не только результатом социальной напряженности, но и серьезного отставания правосознания, и именно это дало возможность определенным силам втянуть население в эти события. Значимость осмысления правовой культуры связана с переходом таджикского общества к новой социокультурной парадигме. Соответствующий данному процессу поворот к иному типу правовых отношений осуществляется крайне противоречиво и болезненно. Приходится констатировать, что мы жили и продолжаем жить пока еще не в правовом государстве

и не по нормативам современной правовой культуры. В этой связи российский исследователь А.С. Кармин замечает, что «кризис современного общества - это не только кризис экономики, но и кризис права. Пока нет порядка в юридической системе государства, не могут быть успешно решены ни экономические, ни политические задачи общественного развития» 1.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, повседневной, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Мы разделяем мнение Г.В. Назаренко, который понятие «правовой культуры» рассматривает как в широком, так и в узком смысле. По его мнению «правовая культура в широком смысле - это все правовые ценности, в том числе ясные законы, законодательная технология, правовая наука, развитое юридическое образование, совершенная юридическая практика и стабильный правопорядок». А «правовая культура в узком смысле - это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного пове-дения».2

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

В зависимости от носителя правовой культуры различают правовую культуру личности и правовую культуру общества. Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правовым применением, иными сторонами правового бытия общества.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек

1 Кармин А.С. Культура социальных отношений. - СПб., 2000, с. 94.

2

Назаренко Г.В. Теория государства и права. - М.: Познавательная книга плюс, 1999, с.176.

лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру.

В условиях построения демократического и правового государства особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности, гражданина нашего общества. От правовой культуры личности следует отличать правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом. Групповая правовая культура характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Она ощущает на себе воздействие господствующих в обществе ценностных ориентаций и влияние отдельных личностей, которые придают этим ориентациям тот или иной характер. Правовая культура общества - это составная часть созданных им духовных ценностей. Она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто определяется не только территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиции общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем, в каждом конкретном случае на первый план выдвига-

ется строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

В условиях глобализации правовая культура формируется не только под воздействием внутренних, но и внешних факторов. Глобализация соединяет все ценности, в том числе правовые, в единый социокультурный «узел», который, с одной стороны, обогащает содержание правосознания, а с другой как сложнейший процесс, привносит в правовое поле общества угрозы и риски. В этих условиях правовое поле является открытой системой, куда проникают как положительные, так и отрицательные элементы других культур (особенно массовой и экранной культуры), придающие правовым отношениям неравновесный и противоречивый характер. Поэтому в условиях глобализации исследование особенностей формирования правовой культуры людей, особенно целенаправленная работа по формированию правосознания людей значима как в теоретическом, так и в практическом плане.

Правовая культура регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Она включает в себя систему норм и ценностей, укоренившихся в сознании, мотивациях, обусловливающих поведение индивида и выражающихся в традициях, стиле взаимоотношений, складывающихся между личностью и правом.

В контексте социокультурного развития правовая культура имеет глубокие цивилизационные корни, в значительной степени определяющие историю человечества. Уникальным примером содружества народов на основе ценностей культуры мира является арийская цивилизация. Несмотря на обилие этносов, языков, субкультур, в этом регионе на основе общности социокультурных ценностей в целом выработался социальный механизм совместного проживания народов. Согласно концепции социолога В.А. Ядова, социокультурные ценностные ориентации представляют собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого являются отдельные жизненные цели, связанные с основными социальными сферами деятельности человека, -в области труда, познания, семейной и общественной жизни. Правда, помимо целей жизнедеятельности (более отдаленных, относительно близких и ближайших), в структуру ценностных ориентаций В.А. Ядовым включены также и средства достижения этих целей - представления о нормах поведения, которые он рассматривает в качестве инструмента их реализации. Вместе это составляет «жизненный план человека», социально-политический и нравственный образ желаемого будущего.1

1 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. /Под ред. В.А.Ядова. -Л.: Наука, 1979, с.157.

Правовая культура функционирует на уровне общества в целом, социальных групп и организаций, а также личности. Проблема ценностей неизбежно возникает в эпоху обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Проблемы и противоречия построения демократии в Таджикистане заставляют впервые поставить вопрос: что есть благо? Это основной вопрос общей ценностной теории. Ценностная ориентация образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностной ориентации, политическое, философское (мировоззренческое) - это нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремлений личности, в наиболее общей форме, выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственности и утилитарного порядка. В социологии изучается распространенность ценностных ориента-ций и сила их мотивационного воздействия на массовое сознание. С этой точки зрения выделяют ценностные ориентации на труд, семью, образование, общественную деятельность и иные сферы самоутверждения индивида.

Конец ХХ века ознаменован стремительными и масштабными конституционными преобразованиями во многих странах. Принятие Конституции РТ в 1994г. путем всеобщего референдума, изменения и дополнения в Конституцию 1997 и 2003 гг. явились важными вехами вступления таджикского социума в конституционно-правовое поле.

Почти 20-летний опыт действующей Конституции Республики Таджикистан - срок, достаточный для того, чтобы «переболеть» конституционными иллюзиями и освободиться от необоснованных надежд и ожиданий на ближайшие перспективы, связанные с ее принятием. В то же время это, пожалуй, слишком короткий период, чтобы на основе действия принятой лишь двадцать лет назад Конституции сформировать устойчивую, признаваемую всеми субъектами права систему координат конституционного реализма и - о чем вполне позволительно помечтать - здоровый конституционный прагматизм.

Вместе с тем господствующие в общественном сознании оценки Конституции определяются в своей основе не ее «возрастом», временем принятия и продолжительностью действия. Есть значительно более важные, глубинные причины социокультурного плана, предопределяющие, с одной стороны, сущностные характеристики Конституции как основного закона общества и государства и, с другой - оказывающие решающее влияние на состояние политической и правовой культуры общества, включая господствующую конституционную идеологию, и даже - на социальную психологию. Важно учитывать, что Конституция - при всей космополитичности данного понятия и самого по себе термина «constitution»- представляет собой явление конкретно-историческое, социокультурное и уже в этом смысле всегда -национально-специфическое.

Современный цивилизационный подход, характерный для конституционализма стран развитой демократии, основан на признании того факта, что сущность конституции демократического государства должна проявляться не в регистрации итогов политической борьбы, победы одной политической силы (части общества) над другой, а в юридическом закреплении согласованных интересов и воли всех социальных групп, наций и народностей, составляющих государственно-организованное общество. Согласование, приведение к общему знаменателю интересов и воли различных групп общества происходит на основе объективно складывающегося соотношения социальных сил в обществе. Однако показателем этого соотношения и его результатом должна быть не классовая, национально-этническая, религиозная или иная борьба, а достижение гражданского мира и согласия в обществе, социальная солидарность.

В этом плане новая Конституция 1994 года как юридизированная форма отражения социальных отношений начала 90-х годов имела триединое назначение: а) устранить несоответствие новых общественных отношений сохранившейся на тот момент советской конституционно-правовой системе, преодолеть противоречие между старой юридической формой в лице многократно «латаной» Конституции Таджикской ССР 1978 г. и реальным (материально-политическим) наполнением нового вектора конституционного развития нового таджикского государства; б) с помощью обновленных конституционных средств преодолеть сопротивление экономическим и политическим преобразованиям в обществе; в) создать устойчивую систему конституционных противовесов неизбежным проявлениям негативных тенденций и противоречий в новых условиях зарождающейся рыночной экономики и плюралистической демократии. Качественно новая для таджикского конституционализма сущностная характеристика вновь принятой Конституции - как юридического средства социального компро-

мисса, поддержания и обеспечения гражданского мира и согласия в обществе - получила также институционно - правовое наполнение.

Таким образом, определяя стратегию конституционного регулирования новых явлений общественной жизни, порожденных демократическими преобразованиями, следует исходить из того, что социальные противоречия, конфликты и различия во взглядах на их разрешение - дело нормальное. Конституция и текущее законодательство должны не нивелировать, а официально, на нормативно-правовом уровне признав сам факт существования несовпадающих интересов, конфликтов и социальных противоречий, предложить эффективные правовые средства их разрешения.

Список литературы:

1. Кармин А.С. Культура социальных отношений. - СПб., 2000.

2. Миронов А.В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания. -М., 2007, № 1.

3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /под ред. В.А.Ядова. - Л.: Наука, 1979.

4. Хубиева З.А. Место и роль духовно-нравственных ценностей в социокультурном пространстве Северного Кавказа / Сборник научных трудов Северокавказского государственного технического университета. Сер. гуманитарных наук. - 2005, № 1 (13).

Р. Солихджонов

Ценности правовой культуры в контексте социокультурного развития

современного Таджикистана

Ключевые слова: культура, правовая культура, культурные ценности, ценностные ориентации, социокультурное пространство

В статье раскрывается содержание ценностей как общей, так и правовой культуры в условиях трансформации таджикского общества, процесс перехода к новой социокультурной парадигме, соответствующей построению правового демократического государства в Республике Таджикистан.

R. Solikhjonov

The Values of Law Culture in the Context of Socio-Cultural Development in

Contemporary Tajikistan Key words: culture, law culture, cultural values, valuable orientations, socio-cultural space

The article discloses the contents of values in reference to both general and law cultures under the conditions of the transformation of the Tajik society; the author reveals the process of transition to the new social-cultural paradigm corresponding, to the bulding of law-abiding democratic state in the Republic of Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.