Научная статья на тему 'Политико-правовая культура личности - фактор формирования гражданского общества'

Политико-правовая культура личности - фактор формирования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2712
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LAW CULTURE / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LAW STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВО / LAW / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Ольга Викторовна

В статье рассматривается влияние политико-правовой культуры личности на формирование и развитие гражданского общества, раскрывается ее роль в становлении социально-активной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political and law culture of personality - the factor of formation of civil society

The article covers influence of political and law culture of personality for forming and development of civil society and shows the importance of their in the process of formation of socio-active personality.

Текст научной работы на тему «Политико-правовая культура личности - фактор формирования гражданского общества»

О.В. Орлова*

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ -ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Одна из проблем современного этапа формирования гражданского общества в России состоит в переводе внешней активности личности во внутреннюю. Под первой, как правило, понимается конкретная позитивная деятельность, направленная на достижение той или иной цели. Вторая - внутренняя - означает способность личности воспринимать воздействие правовой нормы и формировать правовую установку на сознательную реализацию прав и свобод, превращая это в личную потребность и жизненную позицию.

Говорить о самореализации личности в гражданском обществе можно только тогда, когда внешняя и внутренняя активность совпадают (хотя бы частично). Однако такой идеальный вариант на практике встречается достаточно редко (примерно 3-5% всего населения России). В известной мере самореализация личности в обществе обусловлена профессионально-карьерными, социально-статусными мотивами или альтруистскими побуждениями. Низкая политико-правовая активность личности является следствием не в полной мере продуманной правовой политики государства и слабой правовоспитательной работы со стороны институтов гражданского общества. Вместе с тем сегодня политико-правовая активность является критерием национальной безопасности современного общества, под которой следует понимать и безопасность личности, и безопасность общества и государства.

Национальная безопасность общества во многом зависит как от социально-психологического компонента - сложившихся в определенной мере стихийно социальных желаний и ожиданий, так и от общественного сознания (в том числе политического и правового).

Старший научный сотрудник сектора теории государства и права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.

Труды Института государства и права 215

Российской академии наук № 1/2013

Взаимодействие политики и права в гражданском обществе предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность политической и правовой культуры, предопределяя правовую политику государства. Более того, для личности политическая и правовая культура практически неразделимы.

В широком смысле под политической культурой личности понимается знание, умение и желание участвовать в тех или иных формах в управлении государственными и общественными делами на основе самоорганизации и саморегуляции. Политическая культура проявляется в реальном политическом участии (поведении), осознании, развитии и самоопределении человека как участника общественной и политической жизни, т.е. в культуре участия.

Характерной чертой политической культуры личности является также то, что она впитывает в себя накопленный исторический политический опыт людей и фиксирует повторяющиеся связи между индивидами и политическими институтами, между обществом и государством. При этом элементы политической культуры, особенно политические ценности, постоянно воспроизводятся в каждом новом поколении в виде традиций, обычаев, стандартов и стереотипов поведения. Политическая культура - это не только весьма устойчивое, но и постоянно развивающееся и динамичное явление, но отнюдь не гомогенное, хотя и состоящее из различных субкультур в зависимости от национального и социального состава, религиозной принадлежности и других особенностей населения. Политическая культура индивида «является своеобразным политико-правовым экраном, через который он воспринимает окружающий его мир и происходящие в нем события»1. Необходимо заметить, что это только одна сторона «медали», ибо индивид - не только субъект политической культуры (как и любой иной), но и ее объект. Само становление человека как участника политического действия в известной мере есть не что иное, как результат политико-правового культурного развития личности.

1 Смирнов В.В. Правовая культура: теоретико-методологическая эволюция и практика // Труды Института государства и права РАН. 2007. № 7. С. 164.

В политической культуре проявляются особенности выражения социально-политической личности, группы в общественной жизни, отражаются средства и методы (институциональные и функциональные), приемы участия гражданина в политике, осуществляется соединение политического сознания и практической деятельности в управлении государством и обществом. Но главное заключается в том, что политическая культура личности есть умение индивида предвидеть последствия своих действий, а также осознавать свою ответственность (гражданскую) за них.

Объем политического сознания расширяется или сужается под влиянием приобретения или утраты доверия к тем или иным политическим деятелям, прежде всего обладающим определенной харизмой, а также под влиянием практического опыта, стабильности (нестабильности) правительства, роста (упадка) материального благополучия населения и темпов экономического развития, состояния внешней и внутренней национальной безопасности.

Политическая культура ведет к формированию способности индивида приспосабливаться к постоянно изменяющейся политической установке. Процесс формирования политической культуры достаточно длительный и, более того, избирательный в плане того, что он зиждется на определенных пристрастиях и убеждениях индивида, связанных с его правом внутреннего выбора. Индивидуальное политическое сознание (и культура) зависит и от уровня образования личности, национального менталитета, социокультурных, религиозных традиций, стереотипов, мифов и т.д., от социальной среды (субкультуры), т.е. от повседневных условий жизни индивида. Политическое сознание формируется путем практического осмысления индивидом политической действительности, под влиянием средств массовой информации, участия в политических объединениях, в зависимости от ожиданий своего участия в выборах, психологической установки «быть как все» или «не отбиваться от стаи».

В политико-правовом сознании одновременно могут существовать взаимоисключающие ориентации и установки. Это проявляется не только на макроуровне (обществе), но и на микроуровне (личности). Гражданское общество не предполагает одно-ликость и стереотипность демократического участия в государ-

ственном и общественном управлении. Политической активности индивида может противостоять как уклонение от политического участия, так прямое или косвенное, активное или пассивное препятствие и противодействие.

Такое положение рождает особый тип личности, которой «присуще явное или скрытое... стремление к славе, к известности, к паблисити»2. Речь идет о людях, постоянно стремящихся быть в центре внимания. Подобное поведение нередко ведет к деструктивному влиянию на политические отношения или не совпадает с интересами общества3, а в ряде случаев и противоречит им. Хотя с точки зрения гражданского общества подобное поведение не противоречит его сущности, если при этом не нарушаются правовые нормы.

Личность обладает, как известно, свободой воли, которая отнюдь не абсолютна. В силу различного уровня политической и правовой культуры индивиды по-разному воспринимают те или иные политические решения: одни - негативно (часто вполне заслуженно), другие - пассивно, т.е. ожидая и подчас желая политических перемен, но тем не менее ничего для этого не делая, третьи - позитивно (их меньшинство). К сожалению, значительная часть общества (по крайней мере, российского) полностью отвергает и, главное, отторгает большинство политических решений и сосредоточивается на решении личных проблем. Это ведет к тому, что человек не ассоциирует себя с обществом и не принимает никакого политического участия в жизни государства и общества. Причина такой политической установки во многом связана со слабой самоорганизацией самого общества, преобладанием в нем застойных явлений, отсутствием перспектив дальнейшего политического развития, а также с сильнейшим социальным расслоением общества, в силу которого личность не верит в равные возможности всех и каждого.

Политические ценности, лежащие в основе политической культуры (равенство, справедливость, свобода, политические права

2 Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения // Социологические исследования. 2004. № 12. С. 10.

3 См.: Тощенко Ж.Т. Указ. соч. С. 11-14.

и свободы, демократия и т.д.), имеют четко выраженный ориента-ционный и мотивировочный характер, что позволяет признать их «вечными» и непреходящими. Наличие тех или иных устоявшихся политических ценностей дает человеку возможность действовать самостоятельно, не «обижая» себя и в то же время стремясь «очеловечить» отношения, принести ту или иную общественную пользу.

Политическая культура российского общества исторически складывалась и развивалась под влиянием православия, коллективизма, неразвитости правовых традиций, монархического сознания. Поэтому в ее основе лежит как иждивенческое отношение к государству и пассивное свободомыслие в сочетании с достаточно выраженным патриотизмом, так и отрицание возможности защиты своих, в том числе политических, интересов с помощью правовых средств. Все это тормозит становление гражданского общества в России, влияет на состояние национальной безопасности государства.

В гражданском обществе далеко не все в обязательном порядке участвуют в политической жизни. Здесь главное - формирование демократического типа политического сознания и культуры, который характеризуется признанием свободы личности, политической толерантностью, готовностью личности в случае необходимости отстаивать свои права. Политическим сознанием (равно как и правовым) обладает каждый индивид, подчас даже не подозревая об этом. Политическое сознание отражает внутреннее отношение человека к политике, политическим лидерам, к осуществлению им своих политических прав, свобод и обязанностей и может проявляться только в конкретных действиях, имеющих как позитивный, так и негативный характер.

Применительно к российскому обществу можно утверждать, что политическое сознание и политическая культура носят в первую очередь протестный характер со стороны индивида или той или иной социальной группы в связи с неэффективностью деятельности государственного аппарата по решению экономических, социальных и политических вопросов.

Одно из личностных проявлений политической культуры свя-

„ 4

зано с политической апатией и политическим отчуждением , проявляющимися в попытке индивидов компенсировать несовершенство политического участия, с пассивностью или внешним участием при внутреннем безразличии к политике5. Это явление свойственно современной России.

Достаточно распространенное явление, характерное не только для России, - «принцип усталости», выражающийся в быстром росте интереса к участию в политическом процессе и таком же быстром его спаде. И в результате люди, как само собой разумеющееся, подчиняются ходу событий и не делают попыток что-либо изменить.

Политическая культура требует заинтересованности, готовности личности к тем или иным политическим действиям (политическая ориентация), активной реализации политических прав и свобод (как завершающий этап), а отнюдь не «исполнительской культуры» (хотя и очень важном компоненте социальной культуры). Здесь речь идет именно об осознанном участии индивида на основе политических и правовых знаний в политической деятельности, о таком участии, которое способно оказать воздействие на власть, на процесс принятия управленческих решений, на формирование гражданского общества6.

4 См.: Колесников А.В. Политическое отчуждение, политика и государство // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 91; Гулиев В.Е., Колесников А.В. Отчужденное государство. М., 1998. С. 43.

5 См.: Гулиев В.Е., Колесников А.В. Указ. соч. С. 47.

6 Что касается молодежи, то политическое участие для нее представляет достаточно низкую ценность и слабый интерес. По данным социологических опросов, примерно 58% опрошенных молодых людей не интересуются политикой вообще. В известной мере это связано с тем, что у молодежи, особенно только что достигшей совершеннолетия, еще не было юридической и фактической возможности, например, участвовать в выборах или вступить в партию; ее интересы далеки от политики - учеба, любовь, поиски работы или развлечений и другие чисто «житейские» интересы (см.,

220

Экстремистские действия, включая погромы, терроризм, создание националистических формирований и т.п., безусловно, являются отражением политического сознания, но ни в коей мере не политической культуры и не могут свидетельствовать о наличии гражданского общества. В результате налицо порождение неоправданных ожиданий, ведущих либо к абсолютной политической апатии и к тотальному отчуждению от политики, государства, либо к неприятию власти и протестному поведению в весьма экстремистских формах.

Для формирования гражданского общества и становления социально активной личности не менее важно наличие правовой культуры. Правовая культура представляет собой аксиологическую категорию, ибо подразумевает качественное состояние правовой жизни гражданского общества (должный уровень законодательства, правоприменительной деятельности и т.д.), что уже само оказывает позитивное влияние на психологию и поведение индивида. В то же время правовая культура предполагает достаточно высокий уровень правосознания, уважение к правовой активности индивида, тесно связанные с правовым менталитетом общества.

Именно правовой менталитет в значительной мере обеспечивает баланс интересов и потребностей личности, государства и общества, дополняет правосознание индивида, определяет стремление человека к справедливому порядку, формирует уровень правовой активности. Правовой менталитет личности представляет собой ценностно-правовые ориентации социума и личности, складывающиеся под влиянием исторических реалий правовой жизни общества, особенностей национального характера.

Значение правовой культуры состоит в том, что это не только и не столько знание своих прав и обязанностей, но и умение и же-

например, данные опроса, проведенного молодежной газетой «Акция» (Поколение У.Пу. Coogle // Акция. 2011. № 5. С. 4). Среди «взрослых» членов общества картина практически такая же. Число лиц, интересующихся политикой, составляет 7,2% (среди пользователей Интернета - 11,7%). См.: Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей // Политические исследования. 2011. № 5. С. 159.

лание воспользоваться ими. Критерием правовой культуры личности является возможность и желание проявлять собственные инициативы (самореализацию), осознание собственной ценности, реальное уважение к праву и готовность ему следовать в рамках своего правового статуса. Правовая культура обеспечивает реальное участие человека во всех сферах государственной и общественной жизни, порождает культуру демократии, высокую гражданственность и ответственность. Правовая активность личности - всегда инициативное полезное поведение, результатом которого является удовлетворение не только частных интересов, но и интересов того или иного коллектива, государства и общества в целом. В силу этого она носит созидательный или преобразовательный характер, что соответствует целям национальной безопасности.

Критерием правовой культуры являются права и свободы человека не в конкретном, а в сущностном и ценностном измерении. Суть права отражает его предназначение и место в системе социо-нормативной регуляции. Права человека, будучи правовым явлением, неотделимы от нравственности, религии, обычаев и традиций и не в последнюю очередь от политики. Национальная безопасность России предполагает безопасность личности, которая во многом обеспечивается возможностью реализации прав и свобод человека.

Проблема формирования правовой культуры (в духе гражданского общества) всегда была актуальна, особенно это касается сохранения самобытности7. Но сегодня этого недостаточно - необходимо, чтобы у индивида сформировалось осознание собственной ценности и ценностей человеческой культуры, в том числе через систему прав человека, желание отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, коллектива, общества и государства всеми законными способами. Правосознание выступает как личностный регулятор юридически значимого поведения8, выявляя отношение ин-

7 См.: Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностное измерение. М., 2009; Мартышин О.В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 9.

8 См.: Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11-12. С. 2.

дивида к праву, правам и свободам. Это отношение формируется под влиянием (позитивным или негативным) познания и оценки действия норм права в повседневной жизни, в политической деятельности. Оно подразумевает и определенную эмоциональную и прагматическую самооценку индивидом своего поведения и способствует выработке правовой установки, в соответствии с которой он будет действовать.

Правосознание не является раз и навсегда устоявшимся. По мере изменения внешних обстоятельств, внутреннего психологического состояния меняется и личностная оценка политико-правовой действительности. На формирование правосознания влияет также интерес личности. Осознав тот или иной интерес (экономический, политический, правовой), индивид пытается его реализовать в правовых рамках, т.е. воплощает свой интерес в конкретное поведение.

Ценность правосознания состоит в том, что оно обеспечивает действие механизма правового регулирования9, ибо предполагает получение информации о правах, свободах и обязанностях личности. Действие права невозможно без перевода абстрактных правовых предписаний в реальное правовое поведение индивида.

Правосознание является «источником» реализации прав, свобод и обязанностей. В правосознании отражается соотношение между должным и справедливым, понимание права как необходимого условия свободы личности (личной свободы) в обществе и достижения общего блага (интересов гражданского общества), в той или иной мере происходит отождествление с естественными правами и свободами. Оно служит адаптации личности и предполагает как бы наслоение новых представлений и взглядов. Этот новый уровень правосознания может обеспечивать сохранение, поддержку и воспроизводство уже сложившихся общественных отношений или их слом (что, кстати, не всегда «зло»), возникновение других, более отвечающих формированию гражданского об-

9 См.: Касаткин С.Н. Правосознание в структуре правового мира: социально-конструктивистский подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 2. С. 140.

щества. Здесь четко прослеживается процесс сохранения и самовоспроизводства правовой системы.

Следует отметить одну особенность правового сознания личности. Не всегда оно поспевает за действиями государства в плане укрепления правопорядка, что негативно сказывается на становлении гражданского общества и повышении политико-правовой активности его членов. Для российского общества в целом характерно (с древних времен) представление о том, что право (закон) предназначено не для разрешения каких-либо споров между людьми, между людьми и государством, а для защиты интересов тех, кто стоит у кормила власти.

Необходимо заметить, что правосознание имеет конкретный характер и продуцируется на правовое поведение личности, порождая либо активность, либо пассивность в осуществлении индивидом своих прав и свобод, формируя либо законопослушного гражданина, либо правонарушителя. В основе правового сознания гражданского общества лежат взаимопомощь и доверие между людьми, которые считаются одной «из наиболее важных синтетических сил в обществе»10.

Правовая культура для личности - это своего рода четко определенный ценностный ориентир социального развития. В отличие от правосознания «она содержит лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально-полезного и ценного»11. В то время как правосознание может носить и право-нарушающий характер. Правовая культура - это понимание права и его возможностей как меры свободы, приоритета личности и ее прав и свобод, уважения достоинства других индивидов; это определенный уровень правосознания как каждого индивида, так и общества в целом. При этом необходимо учитывать специфику правового регулирования в российском государстве, состоящую в том, что в отличие от западных стран, в которых гражданское общество является основой формирования права, у нас право закрепляет изначально модель гражданского общества.

10 Simmel G. The sociology of Georg Simmel. N.Y., 1950. P. 326.

11 Гранат Н.Л. Указ. соч. С. 7.

Правовая культура личности в современном обществе выполняет следующие функции: познавательную - знание своих прав, свобод и обязанностей, процессов правового развития и регулирования; преобразовательную - через реализацию своих прав и свобод человек удовлетворяет как свои собственные интересы и потребности, так и интересы государства и общества и тем самым способствует правовому прогрессу12; ценностно-ориентационную -выработка политической или правовой ценностной установки на конкретную деятельность; регулятивно-прогностическую - обеспечение правопорядка и стабильного функционирования всех институтов гражданского общества и государства. Перечисленные функции направлены на социализацию и активность личности, являясь одновременно и результатом активности индивидов.

Ценность правовой культуры (реализация индивидом своих прав и свобод, соблюдение запретов) состоит в том, что правовая активность личности способствует достижению ее «частных» интересов и потребностей, а также ведет к развитию демократии, достижению компромиссов. Тем самым реализуется стремление человечества построить такое общество, «где всем будет хорошо», где право (и государство) стоит на страже свободы граждан и обеспечивает привычку и потребность действовать не просто правомерно, а посильно участвовать в решении как повседневных дел, так и более общественно значимых.

Личность в гражданском обществе - человек действия, в том числе и в правовой сфере. Это человек, который не только активно овладевает соответствующими знаниями и имеет высокий уровень правосознания, но и активно действует в правовой сфере. При этом признание важности и необходимости использования юридических обязанностей - один из показателей ответственного отношения человека к своему поведению, что также служит показателем правовой культуры в гражданском обществе. О правовой культуре личности можно судить по тому, насколько она сознательно со-

12 Поскольку сфера политики практически полностью регулируется нормами права, активное плодотворное политическое участие (реализация политических прав и свобод) свидетельствует в этом контексте о совпадении политической и правовой культуры.

блюдает действующие запреты, превратилось ли это в привычку. Наконец, надо иметь в виду, что важнейшим элементом правовой культуры гражданского общества является как признание и защита прав и свобод индивида со стороны государства, так и утверждение уважения к ним со стороны каждого человека.

Что касается правовой культуры общества, то она, во-первых, адекватна духовному (внутреннему) миру каждого отдельно взятого человека или социальной группы, во-вторых, отражает степень цивилизованности человеческого общества, во многом определяемой развитостью права, демократических институтов, положением личности в обществе и государстве, в-третьих, способствует усвоению и претворению в жизнь социальных норм поведения человека в семье, на работе, в общественных местах и т.д.

Результатом существования правовой культуры в обществе является преодоление обособленности, отчуждения между людьми и между людьми и обществом. Достаточно высокий уровень и индивидуальной, и общественной правовой культуры порождает готовность сопротивляться негативным явлениям, имеющим место в современном мире, противостоять правовому нигилизму. По словам Н.В. Гоголя, жизнь основана на том, чтобы «учиться самому и научить других, и самому вознестись, и другого вознести. »13.

Следствием должного уровня правового сознания и правовой культуры является правовая активность личности. Гражданское общество и правовое государство требует (не стоит бояться применять данный глагол) реальной дисциплины, основанной на сознательном поведении личности в соответствии с теми социальными нормами (и прежде всего правовыми), которые действуют в том или ином обществе и государстве. Необходимо помнить, что гражданское общество - это арена не только реального воплощения прав и свобод личности, но и ответственного выполнения обязанностей, в том числе юридических, ибо «обязанности индивида перед обществом - естественная плата за пользование теми ценными благами, которые общество. предоставляет ему»14. В этом

13 Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992. С. 391-392.

14 Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. 2009. № 1. С. 13.

также проявляется правовая культура и личности, и общества в целом.

Правовая культура личности складывается подчас стихийно под влиянием как правовой действительности, так и индивидуальных жизненных обстоятельств, интеллектуально-эмоционального состояния индивида. При этом между правовой культурой гражданского общества (общественной) и правовой культурой личности (индивидуальной) существует прямая и обратная связь. Правовая культура личности и правовая культура общества неотделимы, питают друг друга и взаимно определяют свое содержание. Общество (и государство) по своей природе предназначено для того, чтобы учитывать правосознание населения. И одновременно оно его формирует, если в обществе соблюдается законность и налицо прочный демократический правопорядок.

Для гражданского же общества в сфере обеспечения национальной безопасности характерны: 1) правовая свобода личности как равная такой же свободе другого индивида; 2) предоставление широких возможностей действовать в рамках права. В Конституции РФ содержится 48 статей, в которых определяется конституционно-правовой статус человека и гражданина; 3) действие древнего принципа «нет прав без обязанностей» или «нет обязанностей без прав». При этом действующее право ориентировано на восприятие правовых установлений лично значимых, хотя правомерное, особенно законопослушное поведение - это тоже показатель правовой культуры как личности, так общества в целом; 4) для правовой культуры свойственна толерантность как важная составляющая прав человека15.

Что касается современного периода формирования гражданского общества и правового государства в России, то можно утверждать, что старые идеологические, культурные, политические и правовые ценности еще не забыты, а новые не нашли должной легитимации в общественном правосознании. Такое положение помогает личности адаптироваться, к примеру, к политической демократии и правовой свободе. Однако российская привычка «до основания старый мир разрушить» и на его обломках «новый мир

15 См.: Толерантность. М., 2004. С. 78-109.

построить» отнюдь не способствует достижению целей, которые сформулированы в ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей человека и его права высшей ценностью. Реализация данного конституционного положения свидетельствует о должном уровне правосознания и правовой культуры общества, о наличии правового государства и гражданского общества и в конечном итоге направлена на обеспечение национальной безопасности России.

Одной из проблем современного гражданского общества является то, что в общественном правосознании не сформировался взгляд на право как на ценность. Правовая культура в российском обществе всегда была слабо востребована. И сегодня по-прежнему непопулярно следовать праву. Можно утверждать, что уровень общественного правосознания, правовой деятельности, степень гарантированности прав и свобод граждан и уровень индивидуального сознания, степень активности в осуществлении прав и свобод находятся явно не на высоте. Это порождает правовой нигилизм, который наиболее ярко проявляется в поведении (активном или, наоборот, пассивном, криминальном или вполне легитимном) личности. Правовой нигилизм представляет опасность для общества, для его безопасности, в частности, потому, что он, как правило, носит стойкий и постоянный характер и отличается массовостью, учитывая, что правосознание, особенно российских граждан, весьма неустойчиво.

Характеризуя состояние правосознания и правовой культуры в России, нельзя не отметить определенные тенденции, которые в наибольшей степени мешают формированию гражданского общества и правового государства: кризис общей культуры; «мода» на криминальные ценности, которые широко культивируются, в том числе через институты гражданского общества; низкий авторитет чиновничества; привыкание к криминогенности окружающей жизни. В результате определенная часть населения присваивает себе «право» не соблюдать закон. Не менее значимы в этом плане половинчатость, непродуманность, а в ряде случаев ущербность и вред-

ность проводимых реформ (взять хотя бы реформирование средней и высшей школы)16.

Нигилизм, особенно в последнее время, приобретает еще и националистическую окраску, способствует образованию соответствующих объединений, в первую очередь молодежных. К тому же правовой нигилизм предполагает как неуважение, непризнание или недооценку права в целом или отдельных законов, так и неприятие и отторжение того или иного типа правопонимания (мировоззренческая или идеологическая форма).

Кроме того, в России «все знают, что надо разрушать, упразднять, реформировать, и почти никто не знает, что же необходимо создавать, строить, чтобы жизнь стала лучше»17. Примечательно в связи с этим высказывание В.О. Ключевского о том, что «реальная русская жизнь не знает никакого права»18. Правовой нигилизм в современном российском обществе носит массовый и как бы демонстративно-разрушительный характер и пронизывает как сферу частной жизни, так и властные структуры, что вызывает в массовом политическом и правовом сознании к ним недоверие.

Нигилизм, будь то политический, нравственный или правовой, с одной стороны, является проявлением определенного мировоззрения, основанного на обесценивании политики, права, общечеловеческих ценностей, а с другой - ведет к абсолютизации «эгоистического начала» и в известной мере порожден недооценкой права по самым разным причинам: «во имя самодержавия или

16 В современном российском обществе в известной мере произошла смена демократических ценностных ориентаций. Подавляющее большинство граждан (59,1%) отдают предпочтение приоритету государства, и только 14,5% - либеральным ценностям и приоритету правовой свободы (см.: Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. 2009. № 4. С. 21).

17 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Политология. М., 2002. С. 541.

18 Письма. Дневники. Афоризмы. М., 1968. С. 378.

анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства»19.

Нигилизм проявляется также в том, что свобода человека, в том числе политическая или правовая, ограничена только сознанием, а само поведение человека исключает какую-либо свободу в осуществлении прав, свобод и обязанностей. Индивид подчас безразлично относится к своим субъективным правам и свободам20. Причины такого состояния личности разнообразны. Одни из них вытекают из исторического российского опыта, другие связаны с довольно частым несоответствием между законодательством и практикой его применения, третьи - с отсутствием знаний о правах и свободах, и, как следствие, с неумением и нежеланием защищать себя и бороться за свои права и интересы, в том числе используя судебную систему.

Правовой нигилизм - тормоз на пути формирования гражданского общества и не только в силу отрицания значимости права и государства. Правовой нигилизм - это «неспособность. понять смысл правовой свободы, осознать смысл прав и свобод личности, юридическая некомпетентность»21. Отсутствие ответа на вопрос «Что делать?», говорит не в пользу наличия политической и правовой культуры в российском обществе. Это как раз и есть так называемый обыденный правовой нигилизм, неразвитость человеческого достоинства, отсутствие умения отстаивать свои права и интересы легитимным путем.

19 Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала ХХ вв. // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 25.

20 В связи с этим в юридической литературе появился специальный термин «правовое отчуждение», под которым понимается «поведенческий стереотип, характеризующийся неспособностью, нежеланием, неумением, а то и просто невозможностью человека отстаивать свои законные права и интересы или оказывать какое-либо влияние на законодательные процессы в стране» (Выгорбина А.Е. Этика права. М., 2005. С. 86).

21 Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2003. С. 141.

Сегодня в российском обществе наблюдается «коктейль» из правового нигилизма и правового идеализма22. Последний выливается в индивидуальном и общественном правосознании в стремление принимать все новые и новые законы по принципу «больше законов, и наступит «рай» на Земле» (по аналогии «вот приедет барин, барин нас рассудит»). А будет ли закон эффективно действовать - об этом не задумываются. И как следствие - правовой нигилизм, подчас в самых крайних формах его проявления, ведущий к криминализации общества и отчуждению личности от политики, власти. Сущности правовой культуры и природе гражданского общества противоречит еще одно явление. Речь идет о том, что индивид подчиняется правовым предписаниям (как силе), не уважая и не признавая их полезности и необходимости.

Формирование правовой культуры личности (равно как и общества в целом) - длительный процесс. Повышение правовой культуры как фактор становления и развития гражданского общества, самореализации личности зависит от многих обстоятельств. Но при этом критерием правовой культуры была и остается правовая свобода личности. По словам Гегеля, свобода и культура обладают характером всеобщности и являются абсолютными ценностями23. Перефразируя знаменитые слова П.И. Новгородцева, нельзя не отметить, что самое дорогое и ценное для правовой культуры

24

- «это доверие к идеи права» .

Вместе с тем многочисленные социологические исследования, проводимые за последние 10-15 лет, показали, что идея прав человека в России так и не стала консолидирующей, в гражданском

22 По словам Н.И. Матузова, нигилизм и идеализм образуют «безрадостную картину политико-правового бескультурья» (Матузов Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания // Правовая культура. 2008. № 2/5. С. 40).

23 См.: Гегель. Философия права. М., 1990. С. 83.

24 Новгородцев П.И. Демократия на распутье // П.И. Новгородцев. Введение в философию права. Об общественном идеале. М., 1991. С. 549.

обществе до сих пор преобладает критическая оценка реальных возможностей для защиты прав и свобод граждан25.

Политическая и правовая культура современной России, впитывая опыт, накопленный человечеством, тем не менее не может не отражать национальные традиции. В связи с эти необходимо разработать национальную концепцию прав человека с учетом происходящих в мире глобализационных (в том числе информационных) процессов, ведущих к универсализации прав человека, а также особенностей сосуществования в России одновременно нескольких цивилизаций, плюрализма религий, национального менталитета, экономических и политических условий жизни. Эта концепция должна представлять собой программу по обеспечению реализации разносторонних интересов личности и формирования ее нравственного и правового сознания в духе уважения права, прав и свобод других. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Современное российское законодательство, в первую очередь конституционное, отражает либеральные ценности, приоритет личности, естественные и неотчуждаемые права как некие международные стандарты, признание человеческого достоинства, определенный набор фундаментальных прав.

Сегодня необходимо сделать следующий шаг - перейти от носителя и пассивного потребителя прав и свобод к творческой самореализующейся личности. Национальная концепция должна быть основана на всестороннем анализе существующих отношений, положении дел в сфере прав человека. Это предполагает взаимодействие всех социокультурных компонентов (экономических, политических, демографических, нравственно-психологических, правовых и др.) и ориентацию на политико-правовое и социально-экономическое устойчивое развитие российского общества и повышение его политико-правовой культуры.

25 См., например: Савин М.С. Международные и национальные механизмы обеспечения прав человека в оценках общественного мнения // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М., 2009. С. 299-301.

Национальная концепция должна быть направлена на то, чтобы права человека были бы не только задекларированы, но и обеспечены, преодолена исторически сложившаяся антиличностная направленность социума. Реализация этой концепции будет способствовать адаптации, социализации, самоидентификации и интеграции личности, а также разрешению конфликтов личности с правом в современном обществе. В ее основе должна лежать определенная нравственная или политическая (лучше - нравственно-политическая) идея, которая была бы нацелена на сохранение и воспроизводство традиционных ценностей российского общества.

Разработка данного документа будет способствовать обеспечению на практике национальной безопасности, признанию личности не только как объекта, но и, главное, как субъекта национальной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Б. Крылов*

МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ВООРУЖЕННАЯ СИЛА И МАССОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Одной из важнейших проблем современности является прекращение массовых и грубых нарушений прав человека. Международное право предусматривает разные формы ... и контроля, институционные механизмы и проверки. К сожалению, это не может искоренить массовое нарушение прав человека. Возникает закономерный вопрос о возможности использования вооруженной силы государства для обеспечения прав человека в другом государстве.

Данная проблема не является абсолютно новой, поскольку вооруженная сила неоднократно использовалась для защиты жизни граждан другого государства и ранее. Например, в 18271830 гг. Россия вместе с Великобританией и Францией осуществила военную интервенцию в Турцию для защиты греков-

Заведующий сектором международно-правовых исследований Института государства и права РПАН, доктор юридических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.