Научная статья на тему 'Ценности как условие формирования жизненных сил современной российской молодежи'

Ценности как условие формирования жизненных сил современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
452
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подвойская Наталья Владимировна

Рассматриваются ценности как необходимое условие формирования жизненных сил молодежи в современной России. Для их анализа в качестве методологической основы применяется виталистская социология как разновидность неклассической социологической теории в конце XX начале XXI в. Библиогр. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Подвойская Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES AS A CONDITION OF FORMATION OF VITAL FORCES OF YOUTH IN PRESENT-DAY RUSSIA

In the article the author examines values as a necessary condition of formingation of youth's vital forces in modern Russia. The vitalism as a sort of non-classical sociological theory at the end of the 20th beginning of the 21st cc. is used as a methodological basis for the values analysis.

Текст научной работы на тему «Ценности как условие формирования жизненных сил современной российской молодежи»

ББК 60.55.325

Н. В. Подвойская Астраханский государственный университет

ЦЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В современном социогуманитарном знании пристальное внимание уделяется аксиологической проблематике, что особенно характерно для социологии, поскольку анализ функционирования конкретно-исторического общества, перспектив и направленности его развития достаточно тесно связан с исследованием существующей системы ценностей, ценностных ориентаций, установок населения в целом и различных социальных групп в частности (в том числе молодежи). Возрастание научного интереса к ценностной проблематике, к изучению человека на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стимулируют, с одной стороны, кардинальные изменения в общественном развитии, а с другой - эволюция научной картины мира и способов его познания.

В условиях социально-экономической, политической и культурной нестабильности в современной России актуализируются вопросы о новых способах выживания человека, его жизне-осуществления, формирования его нового образа жизни и системы ценностей, характера взаимодействия со средой обитания. Естественно, эти проблемы касаются и молодежи как неотъемлемой части любого общества, которая активно вовлечена в многочисленные процессы его реформирования. В связи с этим особенно значимыми становятся вопросы, связанные с формированием жизненных сил современной российской молодежи, экономический, политический и культурный выбор которой обусловливает основные закономерности общественного и культурного развития страны.

Для анализа условий формирования и развития жизненных сил современной российской молодежи целесообразно, на наш взгляд, применить в качестве методологической основы вита-листскую социологию как разновидность неклассической социологической теории рубежа ХХ-ХХ1 вв. Современная виталистская социология предлагает концепцию жизненных сил человека и новый теоретико-методологический подход к характеристике социальной жизни человека, его социальных отношений, а также взаимодействия человека, культуры и социальной среды. Данная концепция позволяет более разнообразно и целостно исследовать виталистский потенциал личности и общества.

Прежде всего следует отметить, что в рамках социологического витализма человек рассматривается как биопсихосоциальное существо в единстве его общих и личностноиндивидуальных черт, что позволяет учитывать физическое, психическое и социальное здоровье личности. При этом, во-первых, акцент сделан на системно-целостной сущности человека, единстве его биологических, психологических и социальных качеств, создающих социокультурный феномен; во-вторых, признается тот факт, что, различаясь по биопсихическим характеристикам, человек как представитель той или иной социальной или демографической группы реализует в системе общественных ролей свои как социальные, так и жизненные силы в целом [1, с. 202-203].

Отличительной чертой концепции жизненных сил человека является рассмотрение взаимозависимости и взаимодействия жизненных сил человека и жизненного пространства его бытия. С помощью категории «жизненные силы человека» в социологии выясняется реальное существование человека в определенном социальном пространстве и времени. Жизненные силы человека понимаются как способности, умения людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Главными характеристиками жизненных сил человека выступают его индивидуальная и социальная субъектность, которые не могут существовать одна без другой [1, 2]. Жизненное пространство - это среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь, совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу воспроизводства жизни человека как биопсихосоциального существа [1, 2].

Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что жизненные силы и жизненное пространство находятся в неразрывном единстве их взаимодействия. Речь идет о том, что в процессе воздействия жизненных сил человека на жизненное пространство, средства осуществления жизни возникают первичные социальные отношения владения, пользования и распоряжения, что, в свою очередь, влечет за собой обратное воздействие жизненного пространства на жизненные силы человека, порождая первичные социальные отношения распределения, присвоения, потребления. Взаимодействие жизненных сил человека и жизненного пространства происходит по трем основным каналам: во-первых, «слепого» или природного их взаимодействия; во-вторых, взаимодействия с помощью систем культурных символов и констант культуры; в-третьих, социально-творческого и социально-преобразующего взаимодействия [1, 2].

Вполне обоснованно в рамках данной концепции акцентируется внимание на развитости жизненных сил человека, которые представляют собой совокупность физического, психического и социального здоровья личности. В современных условиях все большее значение приобретает социальная культура человека как биопсихосоциального существа, субъекта общественных отношений и ее влияние на динамику общественных систем. Социальная культура человека, характеризующая все сферы его жизнедеятельности, рассматривается как реальная жизненная сила и осознается как общественная потребность, как способ сохранения и развития социальной системы общества. Таким образом, в качестве императива выживания общества и человека сторонниками современного социологического витализма предлагается рассматривать культуроцен-тричность как основу понимания мира в его различных ракурсах, а культура человека должна стать своеобразным свидетельством жизнеспособности общества [3, с. 85], т. е. способом жизне-осуществления человека как биопсихосоциального существа.

В условиях современного российского общества крайне важны анализ и осмысление воспроизводства и совершенствования культуры социальной жизни именно молодежи, а также, на наш взгляд, необходимо выявление степени развитости ее жизненных сил и условий их формирования. Как отмечают многие российские исследователи, социализация молодежи происходит в обществе высоких социальных рисков и неопределенностей и характеризуется рядом существенных особенностей. Среди таких особенностей, например, В. И. Добрынина и Т. Н. Кухтевич выделяют: удлинение сроков социализации; изменение приоритетности и значимости социальных институтов и организаций в процессе первичной и вторичной социализации и т. п. Обращается внимание также на отсутствие необходимого духовно-нравственного контроля общества за деятельностью средств массовой информации, т. к. в современном российском обществе они заняли первое место в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений. Кроме того, освоение культурных норм и стандартов одобряемого поведения реализуется преимущественно в среде сверстников, в малых социальных группах. Особо отмечается, что современная российская молодежь является группой риска, поскольку меняются все сферы бытия, а недостаток социогуманитарных знаний у старшего поколения и властных структур делает их управленческие усилия в отношении молодежи малоэффективными и не способствует успешной социализации молодежи, ее социокультурной адаптации и инкультурации [4, с. 6-8].

Рассматривая вопрос об условиях формирования жизненных сил молодежи в нынешней России, следует учитывать все уровни отношения «культура и человек». Эта связь, как подчеркивает М. С. Каган, проявляется двусторонне - «человек творит культуру и культура творит человека», «человек является прямым культурогенным субъектом, воплощающим себя в культуре, делающим ее своим инобытием и ею же формируемым» [5, с. 110, 123].

В социогуманитарном знании существует многообразие трактовок культуры, в зависимости от того, какой аспект выделяется. Особый интерес, на наш взгляд, представляет аксиологическое понимание культуры, имеющее солидную философскую и социологическую традицию. Его разрабатывали отечественные, а также зарубежные философы и социологи: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ф. Знанецкий и др. Так, например, К. Клакхон понимает культуру как идеальную систему ценностей и норм, а Т. Парсонс и А. Кре-бер культурой называют создаваемые людьми системы ценностей, идей, норм и символов. Р. Мертон определяющую структуру культуры видит в общепринятых нормах и ценностях. Согласно же П. Сорокину, ценность служит основой и фундаментом всякой культуры, а существование мира ценностей и значений чистых культурных систем детерминирует определенный об-

раз жизни, стиль поведения и единство людей в определенную эпоху. Н. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, как известно, предлагают рассмотрение культур в качестве замкнутых локальных образований, базирующихся на системах специфических ценностных представлений. М. М. Бахтин, тесно увязывая культуру и ценности, пишет: «...Ни один культурный творческий акт не имеет дела с совершенно индифферентной к ценностям, совершенно случайной и неупорядоченной материей... но всегда с чем-то уже оцененным и как-то упорядоченным, по отношению к чему он должен ответственно занять теперь свою ценностную позицию» [6, с. 44]. Мысль об аксиологическом контексте культуры выражена здесь весьма явно.

В современном социогуманитарном знании также признается ценностный характер культуры, что отражается в трудах В. С. Барулина, Г. П. Выжлецова, П. С. Гуревича, В. И. Добрыниной, Т. П. Мальковой, Ю. М. Смоленцева, Н. З. Чавчавадзе, А. Г. Эфендиева и др. Ссылаясь на то истолкование культуры, которое приводил Н. З. Чавчавадзе, П. С. Гуревич заключает: «Культура по своей природе и в самом деле ценностна» [7, с. 34]. Нельзя не согласиться с положением А. Г. Эфендиева о том, что «культура - это способ, метод ценностного освоения действительности» [8, с. 140], хотя она не сводится только лишь к способу освоения. Культура в качестве феномена человеческого бытия понимается Г. П. Выжлецовым как «осуществление ценностей и основа цивилизации», «практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей в людских делах и отношениях». Ценности и определяют изнутри, из глубин индивидуальной и социальной жизни то, что мы называем культурой народа и общества, и именно так ценности становятся ядром этой культуры» [9, с. 64-66].

В социологии культурвитализма культура, например, по мнению А. В. Авдеевой, «представляет собой систему, в которой образующие ее элементы составляют единство», причем «ядро» культуры включает в себя идеи, принципы, ценности, имеющие системообразующий и системовоспроизводящий характер, обеспечивающий устойчивость и стабильность культуры [10, с. 126]. Как отмечает Т. А. Семилет, «если одна из составляющих комплекса жизненных сил культуры «ослабевает» из-за перерождения, мутации, переориентации, редукции, насильственного воздействия извне, вытеснения периферийными явлениями и процессами, то весь комплекс жизненных сил культуры и вся система трансформируется», в результате чего «...культурная система приходит в состояние кризиса» [11, с. 57].

Таким образом, с точки зрения многих исследователей, ценности являются определяющим, базовым элементом, ядром и сутью культуры. Несмотря на различия в подходах к рассмотрению ценностей, можно выделить одну общую черту - осмысление ценностей как сущностей, с которыми можно сверять все остальное, результатом чего становится их осознание как критериев оценок и правил соотнесения одних явлений с другими.

Система ценностей человека представляет собой «фундамент» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [12, с. 40]. «Ценности, -писал В. П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [13, с. 271].

Таким образом, под ценностями мы понимаем разделяемые в обществе (социальной группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения, а также социально значимые объекты, символы и идеи. По словам Н. Г. Багдасарь-ян, ценность - это «общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами» [14, с. 123]. Можно предположить, что ценности - одна из составляющих духовных сил личности, которая существенно воздействует на конструирование ею и реализацию своих социальных сил, т. е. они (ценности) могут выступать как условие формирования жизненных сил человека, и в первую очередь современной российской молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Словарь виталистской социологии / Под ред. чл.-корр. РАО С. И. Григорьева. - М.: Гардарики, 2006.

2. Григорьев С. И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). - Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАН, 2001. - 230 с.

3. Попов Е. А. Виталистские основания культуроцентричности в социальном познании // Социологический витализм: новые направления развития: Сб. науч. ст. - М.; Барнаул: ООО «Азбука», 2006. - 214 с.

4. Добрынина В. И., Кухтевич Т. Н. Социализация молодых россиян и формирование их систем ценностей // Глобализация и социальные изменения в современной России: Тез. докл. и выступлений на Всерос. социолог. конгрессе. - Т. 12. Социология молодежи. - М.: Альфа-М, 2006. - 216 с.

5. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.

6. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М.: Худ. лит., 1986. - 544 с.

7. Гуревич П. С. Философия культуры. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.

8. ЭфендиевА. Г. Культура // Основы социологии. - Ч. 1. - М.: Общ-во «Знание» России, 1993. - 384 с.

9. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 150 с.

10. Авдеева А. В. Русская культура в виталистской перспективе // Социологический витализм: новые направления развития: Сб. науч. ст. - М.; Барнаул: ООО «Азбука», 2006. - 214 с.

11. Семилет Т. А. Культурвитализм - концепция жизненных сил культуры. - Барнаул: Изд-во Барнаул. ун-та, 2004. - 144 с.

12. Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи // Тугариновские чтения: Материалы науч. сессии. - Вып. 1. - СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2000. - 98 с.

13. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - 344 с.

14. Багдасарьян Н. Г., Литвинцева А. В. Мир человека как культура // Культурология. - М.: Высш. шк., 2004. - 710 с.

Статья поступила в редакцию 18.10.2006

VALUES

AS A CONDITION OF FORMATION OF VITAL FORCES OF YOUTH IN PRESENT-DAY RUSSIA

N. V. Podvoiskaya

In the article the author examines values as a necessary condition of formation of youth’s vital forces in modern Russia. The vitalism as a sort of non-classical sociological theory at the end of the 20th - beginning of the 21st cc. is used as a methodological basis for the values analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.