ББК 60.55.325
Н. В. Подвойская Астраханский государственный университет
ЦЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В современном социогуманитарном знании пристальное внимание уделяется аксиологической проблематике, что особенно характерно для социологии, поскольку анализ функционирования конкретно-исторического общества, перспектив и направленности его развития достаточно тесно связан с исследованием существующей системы ценностей, ценностных ориентаций, установок населения в целом и различных социальных групп в частности (в том числе молодежи). Возрастание научного интереса к ценностной проблематике, к изучению человека на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стимулируют, с одной стороны, кардинальные изменения в общественном развитии, а с другой - эволюция научной картины мира и способов его познания.
В условиях социально-экономической, политической и культурной нестабильности в современной России актуализируются вопросы о новых способах выживания человека, его жизне-осуществления, формирования его нового образа жизни и системы ценностей, характера взаимодействия со средой обитания. Естественно, эти проблемы касаются и молодежи как неотъемлемой части любого общества, которая активно вовлечена в многочисленные процессы его реформирования. В связи с этим особенно значимыми становятся вопросы, связанные с формированием жизненных сил современной российской молодежи, экономический, политический и культурный выбор которой обусловливает основные закономерности общественного и культурного развития страны.
Для анализа условий формирования и развития жизненных сил современной российской молодежи целесообразно, на наш взгляд, применить в качестве методологической основы вита-листскую социологию как разновидность неклассической социологической теории рубежа ХХ-ХХ1 вв. Современная виталистская социология предлагает концепцию жизненных сил человека и новый теоретико-методологический подход к характеристике социальной жизни человека, его социальных отношений, а также взаимодействия человека, культуры и социальной среды. Данная концепция позволяет более разнообразно и целостно исследовать виталистский потенциал личности и общества.
Прежде всего следует отметить, что в рамках социологического витализма человек рассматривается как биопсихосоциальное существо в единстве его общих и личностноиндивидуальных черт, что позволяет учитывать физическое, психическое и социальное здоровье личности. При этом, во-первых, акцент сделан на системно-целостной сущности человека, единстве его биологических, психологических и социальных качеств, создающих социокультурный феномен; во-вторых, признается тот факт, что, различаясь по биопсихическим характеристикам, человек как представитель той или иной социальной или демографической группы реализует в системе общественных ролей свои как социальные, так и жизненные силы в целом [1, с. 202-203].
Отличительной чертой концепции жизненных сил человека является рассмотрение взаимозависимости и взаимодействия жизненных сил человека и жизненного пространства его бытия. С помощью категории «жизненные силы человека» в социологии выясняется реальное существование человека в определенном социальном пространстве и времени. Жизненные силы человека понимаются как способности, умения людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Главными характеристиками жизненных сил человека выступают его индивидуальная и социальная субъектность, которые не могут существовать одна без другой [1, 2]. Жизненное пространство - это среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь, совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу воспроизводства жизни человека как биопсихосоциального существа [1, 2].
Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что жизненные силы и жизненное пространство находятся в неразрывном единстве их взаимодействия. Речь идет о том, что в процессе воздействия жизненных сил человека на жизненное пространство, средства осуществления жизни возникают первичные социальные отношения владения, пользования и распоряжения, что, в свою очередь, влечет за собой обратное воздействие жизненного пространства на жизненные силы человека, порождая первичные социальные отношения распределения, присвоения, потребления. Взаимодействие жизненных сил человека и жизненного пространства происходит по трем основным каналам: во-первых, «слепого» или природного их взаимодействия; во-вторых, взаимодействия с помощью систем культурных символов и констант культуры; в-третьих, социально-творческого и социально-преобразующего взаимодействия [1, 2].
Вполне обоснованно в рамках данной концепции акцентируется внимание на развитости жизненных сил человека, которые представляют собой совокупность физического, психического и социального здоровья личности. В современных условиях все большее значение приобретает социальная культура человека как биопсихосоциального существа, субъекта общественных отношений и ее влияние на динамику общественных систем. Социальная культура человека, характеризующая все сферы его жизнедеятельности, рассматривается как реальная жизненная сила и осознается как общественная потребность, как способ сохранения и развития социальной системы общества. Таким образом, в качестве императива выживания общества и человека сторонниками современного социологического витализма предлагается рассматривать культуроцен-тричность как основу понимания мира в его различных ракурсах, а культура человека должна стать своеобразным свидетельством жизнеспособности общества [3, с. 85], т. е. способом жизне-осуществления человека как биопсихосоциального существа.
В условиях современного российского общества крайне важны анализ и осмысление воспроизводства и совершенствования культуры социальной жизни именно молодежи, а также, на наш взгляд, необходимо выявление степени развитости ее жизненных сил и условий их формирования. Как отмечают многие российские исследователи, социализация молодежи происходит в обществе высоких социальных рисков и неопределенностей и характеризуется рядом существенных особенностей. Среди таких особенностей, например, В. И. Добрынина и Т. Н. Кухтевич выделяют: удлинение сроков социализации; изменение приоритетности и значимости социальных институтов и организаций в процессе первичной и вторичной социализации и т. п. Обращается внимание также на отсутствие необходимого духовно-нравственного контроля общества за деятельностью средств массовой информации, т. к. в современном российском обществе они заняли первое место в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений. Кроме того, освоение культурных норм и стандартов одобряемого поведения реализуется преимущественно в среде сверстников, в малых социальных группах. Особо отмечается, что современная российская молодежь является группой риска, поскольку меняются все сферы бытия, а недостаток социогуманитарных знаний у старшего поколения и властных структур делает их управленческие усилия в отношении молодежи малоэффективными и не способствует успешной социализации молодежи, ее социокультурной адаптации и инкультурации [4, с. 6-8].
Рассматривая вопрос об условиях формирования жизненных сил молодежи в нынешней России, следует учитывать все уровни отношения «культура и человек». Эта связь, как подчеркивает М. С. Каган, проявляется двусторонне - «человек творит культуру и культура творит человека», «человек является прямым культурогенным субъектом, воплощающим себя в культуре, делающим ее своим инобытием и ею же формируемым» [5, с. 110, 123].
В социогуманитарном знании существует многообразие трактовок культуры, в зависимости от того, какой аспект выделяется. Особый интерес, на наш взгляд, представляет аксиологическое понимание культуры, имеющее солидную философскую и социологическую традицию. Его разрабатывали отечественные, а также зарубежные философы и социологи: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ф. Знанецкий и др. Так, например, К. Клакхон понимает культуру как идеальную систему ценностей и норм, а Т. Парсонс и А. Кре-бер культурой называют создаваемые людьми системы ценностей, идей, норм и символов. Р. Мертон определяющую структуру культуры видит в общепринятых нормах и ценностях. Согласно же П. Сорокину, ценность служит основой и фундаментом всякой культуры, а существование мира ценностей и значений чистых культурных систем детерминирует определенный об-
раз жизни, стиль поведения и единство людей в определенную эпоху. Н. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, как известно, предлагают рассмотрение культур в качестве замкнутых локальных образований, базирующихся на системах специфических ценностных представлений. М. М. Бахтин, тесно увязывая культуру и ценности, пишет: «...Ни один культурный творческий акт не имеет дела с совершенно индифферентной к ценностям, совершенно случайной и неупорядоченной материей... но всегда с чем-то уже оцененным и как-то упорядоченным, по отношению к чему он должен ответственно занять теперь свою ценностную позицию» [6, с. 44]. Мысль об аксиологическом контексте культуры выражена здесь весьма явно.
В современном социогуманитарном знании также признается ценностный характер культуры, что отражается в трудах В. С. Барулина, Г. П. Выжлецова, П. С. Гуревича, В. И. Добрыниной, Т. П. Мальковой, Ю. М. Смоленцева, Н. З. Чавчавадзе, А. Г. Эфендиева и др. Ссылаясь на то истолкование культуры, которое приводил Н. З. Чавчавадзе, П. С. Гуревич заключает: «Культура по своей природе и в самом деле ценностна» [7, с. 34]. Нельзя не согласиться с положением А. Г. Эфендиева о том, что «культура - это способ, метод ценностного освоения действительности» [8, с. 140], хотя она не сводится только лишь к способу освоения. Культура в качестве феномена человеческого бытия понимается Г. П. Выжлецовым как «осуществление ценностей и основа цивилизации», «практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей в людских делах и отношениях». Ценности и определяют изнутри, из глубин индивидуальной и социальной жизни то, что мы называем культурой народа и общества, и именно так ценности становятся ядром этой культуры» [9, с. 64-66].
В социологии культурвитализма культура, например, по мнению А. В. Авдеевой, «представляет собой систему, в которой образующие ее элементы составляют единство», причем «ядро» культуры включает в себя идеи, принципы, ценности, имеющие системообразующий и системовоспроизводящий характер, обеспечивающий устойчивость и стабильность культуры [10, с. 126]. Как отмечает Т. А. Семилет, «если одна из составляющих комплекса жизненных сил культуры «ослабевает» из-за перерождения, мутации, переориентации, редукции, насильственного воздействия извне, вытеснения периферийными явлениями и процессами, то весь комплекс жизненных сил культуры и вся система трансформируется», в результате чего «...культурная система приходит в состояние кризиса» [11, с. 57].
Таким образом, с точки зрения многих исследователей, ценности являются определяющим, базовым элементом, ядром и сутью культуры. Несмотря на различия в подходах к рассмотрению ценностей, можно выделить одну общую черту - осмысление ценностей как сущностей, с которыми можно сверять все остальное, результатом чего становится их осознание как критериев оценок и правил соотнесения одних явлений с другими.
Система ценностей человека представляет собой «фундамент» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [12, с. 40]. «Ценности, -писал В. П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [13, с. 271].
Таким образом, под ценностями мы понимаем разделяемые в обществе (социальной группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения, а также социально значимые объекты, символы и идеи. По словам Н. Г. Багдасарь-ян, ценность - это «общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами» [14, с. 123]. Можно предположить, что ценности - одна из составляющих духовных сил личности, которая существенно воздействует на конструирование ею и реализацию своих социальных сил, т. е. они (ценности) могут выступать как условие формирования жизненных сил человека, и в первую очередь современной российской молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Словарь виталистской социологии / Под ред. чл.-корр. РАО С. И. Григорьева. - М.: Гардарики, 2006.
2. Григорьев С. И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). - Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАН, 2001. - 230 с.
3. Попов Е. А. Виталистские основания культуроцентричности в социальном познании // Социологический витализм: новые направления развития: Сб. науч. ст. - М.; Барнаул: ООО «Азбука», 2006. - 214 с.
4. Добрынина В. И., Кухтевич Т. Н. Социализация молодых россиян и формирование их систем ценностей // Глобализация и социальные изменения в современной России: Тез. докл. и выступлений на Всерос. социолог. конгрессе. - Т. 12. Социология молодежи. - М.: Альфа-М, 2006. - 216 с.
5. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
6. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М.: Худ. лит., 1986. - 544 с.
7. Гуревич П. С. Философия культуры. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.
8. ЭфендиевА. Г. Культура // Основы социологии. - Ч. 1. - М.: Общ-во «Знание» России, 1993. - 384 с.
9. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 150 с.
10. Авдеева А. В. Русская культура в виталистской перспективе // Социологический витализм: новые направления развития: Сб. науч. ст. - М.; Барнаул: ООО «Азбука», 2006. - 214 с.
11. Семилет Т. А. Культурвитализм - концепция жизненных сил культуры. - Барнаул: Изд-во Барнаул. ун-та, 2004. - 144 с.
12. Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи // Тугариновские чтения: Материалы науч. сессии. - Вып. 1. - СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2000. - 98 с.
13. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - 344 с.
14. Багдасарьян Н. Г., Литвинцева А. В. Мир человека как культура // Культурология. - М.: Высш. шк., 2004. - 710 с.
Статья поступила в редакцию 18.10.2006
VALUES
AS A CONDITION OF FORMATION OF VITAL FORCES OF YOUTH IN PRESENT-DAY RUSSIA
N. V. Podvoiskaya
In the article the author examines values as a necessary condition of formation of youth’s vital forces in modern Russia. The vitalism as a sort of non-classical sociological theory at the end of the 20th - beginning of the 21st cc. is used as a methodological basis for the values analysis.