Научная статья на тему 'Культурвитализм и виталистская социология - концептуальная основа анализа современной национально-культурной, производственноэкономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России'

Культурвитализм и виталистская социология - концептуальная основа анализа современной национально-культурной, производственноэкономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРВИТАЛИЗМ / ВИТАЛИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЩНОСТЕЙ / ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЩНОСТЕЙ / ЖИЗНЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПРОСТРАНСТВО БЫТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьев Святослав Иванович, Даровских Ольга Владимировна, Гришина Анна Сергеевна

Объект исследования. Концептуальные основания теоретико-методологического анализа современной национально-культурной, производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России на основе культурвитализма как социально-гуманитарной метатеории и виталистской социологии научной школы жизненных сил современного человека и общества (регистрационный номер №96-15-98-629). Предмет исследования. Специфика теоретико-методологического обеспечения современного анализа формирования и развития, функционирования в регионах России жизненных сил и жизненного пространства, национально-культурных, производственно-экономических и социально-территориальных образований населения страны, их участия в эволюции всех основных сфер современного общества. Теоретическая сторона предмета. Концептуальные основания теоретико-методологического анализа современной национально-культурной, производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России на основе культурвитализма как социально-гуманитарной метатеории и виталистской социологии научной школы жизненных сил современного человека и общества. Специфика теоретико-методологического обеспечения современного анализа формирования и развития, функционирования в регионах России жизненных сил и жизненного пространства, национально-культурных, производственно-экономических и социально-территориальных образований населения страны, их участия в эволюции всех основных сфер современного общества. Цель. Охарактеризовать особенности теоретико-методологического обеспечения современного анализа формирования и развития, функционирования в регионах России жизненных сил и жизненного пространства, национально-культурных, производственно-экономических и социально-территориальных образований населения страны, их участия в эволюции всех основных сфер современного общества. Основные теоретические положения статьи. Цивилизационное развитие человека и общества, формирование новой научной картины мира, развивающейся на основе достижений системной синергетики, анализа базовых тенденций, требует эффективного применения культурвитализма как современной социогуманитарной метатеории. Основы социологического витализма как парадигмы социологии XXI века рассматриваются в контексте становления образовательного общества знаний, интеграции основных форм общественного сознания формирующейся цивилизации управляемой социоприродной эволюции, ориентированной на приоритеты социальной эффективности, преодоление экономоцентризма и вульгарно-либерально-рыночного прагматизма традиционного потребительского стихийно-эксплуататорского общества. Культурвитализм и виталисткая социология становятся концептуальной основой анализа и совершенствования социально-культурной, производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации, развития населения России, современного мирового социокультурного пространства в целом. На основе приоритетов социальной эффективности, формирования базовых социальных отношений людей по поводу средств воспроизводства жизни, жизненного пространства бытия формируется новая система взаимовлияния жизненного пространства. Количество, качество и мера развитости жизненных сил и жизненного пространства человека определяют специфику взаимовлияния в контексте развития отношений владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения, потребления ресурсов жизнеобеспечения. Развитие взаимоотношений субъектов социальной жизни осуществляется по трем основным формам: 1) природного, «слепого» взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства; 2) взаимодействия с помощью устойчивых социокультурных взаимовлияний жизненного пространства и жизненного потенциала; 3) социально-творческого, взаимопреобразующего взаимодействия жизненного пространства. Культурвитализм и виталисткая социология как концептуальная основа позволяют обеспечивать современный анализ национально-культурной производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России начала XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Григорьев Святослав Иванович, Даровских Ольга Владимировна, Гришина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурвитализм и виталистская социология - концептуальная основа анализа современной национально-культурной, производственноэкономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России»

Культурвитализм и виталистская социология -концептуальная основа анализа современной национально-культурной, производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России

Culturvitalism and Vitalist Sociology As a Conceptual Basis of the Analysis of Contemporary National and Cultural, Productive and Economic, Social and Territorial Differentiation of the Population in Regions of Russia

Получено 01.03.2016 Одобрено 20.03.2016 Опубликовано 25.03.2016 УДК 316.4, 316.7

ГРИГОРЬЕВ СВЯТОСЛАВ ИВАНОВИЧ

д-р социол. наук, профессор; директор Сибирско-Дальневосточного представительства АНО УКЦ «Труд», вице-президент Российской социологической ассоциации, чл.-кор. РАО Е-mail: garry_2005@mail.ru

ДАРОВСКИХ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

старший преподаватель кафедры психологии и социальной работы психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского государственного университета Е-mail: dov.olgacc@mail.ru

ГРИШИНА АННА СЕРГЕЕВНА

член редколлегии журнала «Образование и социальное развитие региона» Е-mail: hanna.grischina@mail.ru

Аннотация

Объект исследования. Концептуальные основания теоретико-методологического анализа современной национально-культурной, производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России на основе культурвитализма как социально-гуманитарной метатеории и виталистской социологии научной школы жизненных сил современного человека и общества (регистрационный номер - №96-15-98-629).

Предмет исследования. Специфика теоретико-методологического обеспечения современ-

GRIGOR'YEV SVYATOSLAV IVANOVITCH

Director of the Siberian and Far Eastern Representation ANO ECC «Trud», Vice President of the Russian Sociological Association, Corresponding Member of the RAE, Doctor of Sociology, Professor Е-mail: garry_2005@mail.ru

DAROVSKIKH OL'GA VLADIMIROVNA

Senior Lecturer, Chair of Psychology and Social Work, Psycho-Pedagogical Faculty, Gorno-Altay State University

Еmail: dov.olgacc@mail.ru

GRISHINA ANNA SERGEYEVNA

member of the Editorial board of the journal «Education and Social Development of the Region» Еmail: hanna.grischina@mail.ru

Abstract

Оbject of the Study. The conceptual bases of the theoretic-methodological analysis of modern national and cultural, productive and economic, social and territorial differentiation of the population of regions of Russia on the basis of a culturevitalism as a social and humanitarian metatheory and vitalist sociology of school sciences of vital forces of the contemporary person and society (registration number - No 96-1598-629).

Subject of the Study. Specifics of theoretic-methodological providing of the modern analysis of formation and development, functioning in regions

ного анализа формирования и развития, функционирования в регионах России жизненных сил и жизненного пространства, национально-культурных, производственно-экономических и социально-территориальных образований населения страны, их участия в эволюции всех основных сфер современного общества. Теоретическая сторона предмета. Концептуальные основания теоретико-методологического анализа современной национально-культурной, производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России на основе культурвитализ-ма как социально-гуманитарной метатеории и виталистской социологии научной школы жизненных сил современного человека и общества. Специфика теоретико-методологического обеспечения современного анализа формирования и развития, функционирования в регионах России жизненных сил и жизненного пространства, национально-культурных, производственно-экономических и социально-территориальных образований населения страны, их участия в эволюции всех основных сфер современного общества. Цель. Охарактеризовать особенности теоретико-методологического обеспечения современного анализа формирования и развития, функционирования в регионах России жизненных сил и жизненного пространства, национально-культурных, производственно-экономических и социально-территориальных образований населения страны, их участия в эволюции всех основных сфер современного общества. Основные теоретические положения статьи. Цивилизационное развитие человека и общества, формирование новой научной картины мира, развивающейся на основе достижений системной синергетики, анализа базовых тенденций, требует эффективного применения культурвита-лизма как современной социогуманитарной метатеории. Основы социологического витализма как парадигмы социологии XXI века рассматриваются в контексте становления образовательного общества знаний, интеграции основных форм общественного сознания формирующейся цивилизации управляемой социоприродной эволюции, ориентированной на приоритеты социальной эффективности, преодоление экономоцентриз-ма и вульгарно-либерально-рыночного прагматизма традиционного потребительского стихийно-эксплуататорского общества. Культурвитализм и виталисткая социология становятся концептуальной основой анализа и совершенствования социально-культурной, производственно-экономической и социально-тер-

of Russia, vital forces and vital space, national and cultural, productive and economic, social and territorial educations of the population of the country, their participation in evolution of all main spheres of contemporary society.

Theoretical Aspect of the Subject. The conceptual bases of the theoretic-methodological analysis of contemporary national and cultural, productive and economic, social and territorial differentiation of the population of regions of Russia on the basis of a culturevitalism as a social and humanitarian metatheory and vitalist sociology of school sciences of vital forces of the contemporary person and society. Specifics of theoretic-methodological providing the modern analysis of formation and development, functioning in regions of Russia, of vital forces and vital space, national and cultural, productive and economic, social and territorial formations of the population of the country, their participation in evolution of all main spheres of contemporary society. Purpose of the Study. Describing the features of the theoretic-methodological support of modern analysis of formation and development, functioning in the regions of Russia and the vitality of living space, national, cultural, industrial and economic, social and territorial units of the population, their participation in the evolution of all the major areas of contemporary society.

Main Theoretical Aspects of the Article.

Civilization development of the person and society, formation of the new scientific picture of the world developing on the basis of achievements of system -synergetic, the analysis of basic tendencies, demand effective application of culturevitalism as a modern sociohumanistic metatheory. Fundamentals of sociological vitalism as paradigms of sociology of the 21st century are considered in the context of formation of educational society of knowledge, integration of the main forms of public consciousness of the formed civilization of the operated socionatural evolution focused on priorities of social efficiency, overcoming economic centrism and vulgar and liberal and market pragmatism of traditional consumer spontaneous -exploiter society.

Culturevitalism and vitalist sociology become a conceptual basis of the analysis and improvement of welfare, productive and economic and social and territorial differentiation, development of the population of Russia, contemporary world socio cultural space as a whole. On the basis of priorities of social efficiency, formation of the basic social relations of people concerning means of reproduction of life, vital space of life the new system of interference of vital space is formed. The quantity, quality and a measure of development of vital forces and vital space of the

риториальной дифференциации, развития населения России, современного мирового социокультурного пространства в целом. На основе приоритетов социальной эффективности, формирования базовых социальных отношений людей по поводу средств воспроизводства жизни, жизненного пространства бытия формируется новая система взаимовлияния жизненного пространства. Количество, качество и мера развитости жизненных сил и жизненного пространства человека определяют специфику взаимовлияния в контексте развития отношений владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения, потребления ресурсов жизнеобеспечения.

Развитие взаимоотношений субъектов социальной жизни осуществляется по трем основным формам:

1) природного, «слепого» взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства;

2) взаимодействия с помощью устойчивых социокультурных взаимовлияний жизненного пространства и жизненного потенциала;

3) социально-творческого, взаимопреобразующе-го взаимодействия жизненного пространства. Культурвитализм и виталисткая социология как концептуальная основа позволяют обеспечивать современный анализ национально-культурной производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России начала XXI века.

person define specifics of interference in the context of development of the relations of possession, use, the order, distribution, assignment, consumption of resources of life support.

Development of relationship of subjects of social life is carried out in three main forms: 1) natural, «blind» interaction of vital forces and vital space; 2) interactions by means of steady sociocultural interferences of vital space and vital potential; 3) social and creative, mutually reformative interaction of vital space.

Culturevitalism and vitalist sociology as a conceptual basis allow to provide the up-to-date analysis of national and cultural productive and economic and social and territorial differentiation of the population of regions of Russia in the early 21st century.

Ключевые слова:

культурвитализм; виталистская социология; жизненное пространство национально-культурных общностей; жизненные силы национально-культурных общностей; жизненный потенциал и пространство бытия производственно-экономических общностей; жизненное пространство и жизненные силы социально-территориальных общностей.

Keywords:

culturevitalism; vitalist sociology; vital space of national and cultural communities; vital forces of national and cultural communities; vital potential and space of life of productive and economic communities; vital space and vital forces of social and territorial communities.

1. Вызов времени - потребность в виталистской парадигме

Масштабное ослабление в современной России развития культуры, социального мышления и управления гуманитарных и социальных наук, рост рисков для жизни людей во всех сферах жизнедеятельности выдвинули на передний план необходимость развития и применения культурвитализма как современной социогуманитарной метатеории, как

основы развития социологического витализма и социологии жизни. При этом ключевая роль отводится развитию социальной культуры мышления, эволюции виталистской модели социального образования, его социологической базы в особенности.

Означенная проблематика масштабно проявляет себя в контексте изучения современной российской национально-культурной, производственно-экономической и со-

циально-территориальной, поселенческой дифференциации населения, в котором наблюдается не только рост социального и имущественного неравенства, но и его совпадение с национально-этническим и поселенческим, социально-территориальным делением. Это становится стратегически значимым не только в научно-исследовательском, концептуальном, но и в прикладном, практическом плане:

■ во-первых, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в современном социологическом и, в целом, соци-огуманитарном знании обострились проблемы теоретико-методологического характера, связанные с экспансией постмодернизма, возникновением в научном социогуманитарном знании нового, более слаженного сочетания полипарадигмальности и монизма научного знания, а также различных отраслей социогу-манитарного знания, его пограничных научных дисциплин;

■ во-вторых, наблюдается интеграция различных отраслей не только научного социо-гуманитарного, но и точного, математического знания, а также естественных наук;

■ в-третьих, в условиях обострения техногенных последствий развития производства, приобретением оружия массового поражения различных видов (от атомного, термоядерного до химического, биологического и даже психического) у современного человека и общества возрастают риски для жизни;

■ в-четвертых, информационно-коммуникационная революция второй половины XX века, достижения научно-технического прогресса явно усложнили и обострили жизнедеятельность людей во всех основных сферах общества;

■ в-пятых, с точки зрения цивилизацион-ных изменений в мире, несмотря на угрозы стихийного, хаотического в усложняющемся постмодернистском и кризисно-экологическом жизненном пространстве с возросшими рисками бытия человека и общества в целом, происходит постепенный переход традиционно потребительских обществ в социум цивилизации управляемой социоприродной

эволюции, в общество интеграции знаний, образования, культуры и производства.

В России эта проблема на рубеже ХХ-ХХ1 столетий осложнена тем, что в результате глобалистской революционной трансформации «маятникового» характера в 1990-е годы она оказалась отброшенной в свое ци-вилизационное историческое прошлое в эпоху первоначального накопления капитала, в которой происходит становление рыночного механизма как единственного универсального регулятора всей системы общественных отношений на базе частной собственности как основы свободы и справедливости. Это не могло не сказаться на общественном и личностном развитии человека в России на проблемах научно-образовательного, теоретико-методологического и технологического обеспечения.

На этом проблемном поле в стране актуализировались задачи концептуального, стратегического осмысления задач сохранения жизни не только индивида, личности, но и общества, государства, его социальных институтов в целом. Востребованным стало интегрированное научное социогуманитарное и естественно-научное, точное математическое знание, современная культура обеспечения благополучия человека и общества на основе интеграции социокультурной организации основных сфер общества: экономики и политики, социально-бытовой и духовно-эстетической сфер, а также природно-экологиче-ского, демографического развития человека и общества, всех основных форм их общественного сознания (мифологии и морали, искусства и религии, идеологии и философии, науки и массового обыденного сознания). Акцентируется социальная эффективность развития личности и общества.

Данная проблема активно исследуется как в контексте современного науковедения, анализа современных представлений о доминирующей научной картине мира [Розин, 2008, 15, с. 258; Общественный разлом ..., 2008, 14, с. 7], так и в обществознании, гуманитарных

науках [Российская социология ..., 2007, 16; Волгин, 2015, 2, с. 7].

На междисциплинарном уровне особое значение и роль приобрели разработки ученых-обществоведов, исследующих проблематику безопасности жизни и культурологии, культурвитализма как современной социогу-манитарной метатеории [Иванов, 2014, 11], а также социоэкологии витализма [Яницкий, 2007, 21, с. 10; Григорьев, 2007, 3, с. 9-10; Бобков, Волгин, Григорьев и др., 2015, 1, с. 191-192].

Эти направления современного социогу-манитарного знания, современной социологии плодотворно способствуют преодолению экспансии постмодернизма и экономоцентризма, вульгарно-либерально-рыночного прагматизма, навязанных в России в 1990-х годах. Сегодня происходит возврат России в контекст мирового цивилизационного развития, где все более масштабно начинают доминировать приоритеты социального, интегрирующего начала социокультурного компонента деятельности людей во всех сферах общества. Данное направление развития наук о человеке и обществе породило культурвитализм - современную интегративную социогуманитарную метатеорию, основанную на приоритетах культуры как способа решения людьми с древних времен их проблем жизнеобеспечения, прогрессивного развития, совершенствования деятельности во всех сферах общества, развития всех основных форм общественного сознания от науки и философии до массового, обыденного сознания, а также искусства и морали, идеологии и мифологии, религии.

2. Приоритеты культурвитализма в анализе

социокультурной дифференциации

населения регионов

Культурвитализм как современная со-циогуманитарная метатеория сохраняет и развивает базовые константы, универсалии культуры, созданные не только отдельными народами, их национально-культурными сообществами, но и человеческой цивилизацией в целом. Приоритетными признаются

базовые константы (памятники, социальные институты материальной культуры), которые присутствуют во всех сферах общества: экономике, политике, социальной сфере, социально-экологическом и семейно-быто-вом, демографическом развитии общества. В свою очередь, духовная культура и жизнь человека сохраняют и эволюционируют на основе констант духовно-культурного развития, где важными становятся универсалии культуры: представления о смысле жизни и справедливости, о Добре и Зле, Прекрасном и Безобразном, о национальной идее и культурном национализме, Поликультурализме и Толерантности, ценностях семьи и профессиональной деятельности.

Методологически важно учитывать, что культурвитализм акцентирует внимание на взаимодействие жизненного, социокультурного потенциала субъекта жизнедеятельности и его жизненного пространства бытия. Это взаимодействие видится: во-первых, как «слепое», природно-экологическое взаимовлияние жизненных сил и жизненного пространства субъекта жизнеосуществления; во-вторых, как взаимодействие и взаимовлияние с использованием устойчивых социокультурных стимулов, констант культуры в ее материальной и духовной формах бытия; в-третьих, в контексте социально-творческого социокультурного взаимовлияния жизненных сил, потенциала субъекта жизнедеятельности и его жизненного пространства, его инфраструктуры, других субъектов социокультурного развития.

Целостное видение взаимодействия жизненного потенциала субъектов социокультурного развития и их жизненного пространства конкретизируется на основе взаимозависимости базовых социальных отношений между людьми по поводу пространства бытия, средств обеспечения жизни. Количество, качество и мера, которыми характеризуются средства жизнеобеспечения человека в определенном жизненном пространстве, диктуют и определяют развитие базовых социальных

отношений владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения и потребления.

В данном контексте базовые социальные отношения характеризуют только распределительно-потребительские отношения. Культурвитализм требует видеть и учитывать культуру, характер отношений владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления во всех основных сферах жизнедеятельности людей, в т.ч. духовно-культурной, природно-эколо-гической, общественно-политической, что в общественном сознании обеспечивается его главными формами: религиозным и мифологическим сознанием, идеологией и моралью, искусством и наукой, а также обыденным, массовым сознанием.

В отношении анализа специфики развития различных социокультурных слоев, национально-этнических общностей на основе культурвитализма весьма плодотворно может и должен использоваться социологический витализм как виталистская парадигма современной социологии [Словарь виталистской социологии, 2006, 17, с. 8-9; Марченко, Григорьев, 2010, 12; Григорьев, 2014, 4]. Важно учитывать тенденции в современном социальном и гуманитарном знании, которые выражаются в возникновении в последние полвека вита-листски ориентированных научных дисциплин: виталистская социальная работа и вита-листская психология, виталистская педагогика и виталистская конфликтология, виталистская ювенология и виталистская антропология, ви-талистская социальная педагогика, виталист-ская социология девиаций и др. [Социологический витализм ..., 2006, 19; Тощенко, 2008, 20; Гуслякова, 2010, 9; Жизненные ..., 2015, 10; Молодиченко, 2012, 13].

В рамках социологического витализма как социологической парадигмы возникли и продолжают развиваться такие специальные и отраслевые теории, как виталистская социология социальной работы, виталист-

ская социология молодежи, виталистская социология семьи, виталистская социология культуры, виталистская социология социального здоровья, виталистская социология образования и др. [вг^огуеу, Ма^ееуа, 2007, 22; Григорьев, Миронова, Петрова, 2015, 7; Социальная квалиметрия ..., 2015, 18; Григорьев, Миронова, 2015, 7; Григорьев, Болозин, 2015, 5; Григорьев, Колокольцев, Колокольце-ва, 2015, 6].

Эти новые научные дисциплины в рамках современной социологии акцентируют внимание на рост значимости социальной культуры, социального знания для обеспечения безопасности и благополучия жизни. Это в полной мере относится и к основам концептуального анализа современной национально-культурной, производственно-экономической и социально-территориальной дифференциации населения регионов России, в т.ч. и административно-территориальных и поселенческих образованиях Сибири.

С учетом взаимопроникновения и органичного сосуществования различных означенных социальных слоев современного российского общества, их целостный анализ возможен на основе социологического витализма, где особую роль и значение приобретает интегративный характер социологического знания. При этом важно учитывать как преемственность функционирования и развития социальных сообществ, так и их модернизацию, инновационное развитие, обновление, которые имеют свою специфику в социально-профессиональных, социокультурных, природно-географических и социально-территориальных условиях.

На данной проблематике акцентируется внимание культурвитализма и связанных с ним гуманитарных и социальных наук, в т.ч. и социологии. Виталистская парадигма гуманитарных и социальных наук востребована временем, потребностями сохранения жизни и повышения культуры бытия современного человека и общества.

Список литературы

1. Бобков В.Н., Волгин Н.А., Григорьев С.И., Меньшикова О.И. Социальный и трудовой потенциал России. Социально-экономический потенциал как основа поступательного развития постперестроечной России. Ред. В.А. Черешнев, А.А. Татаркин. М.: Изд. «Экономика», 2015. С. 190-229.

2. Волгин Н.А. Рынок труда или рынок безработицы? / Н.А. Волгин // Уровень жизни населения регионов России. Научно-практический журнал. 2015. N 2 (196). С. 7-12.

3. Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века. М.: Изд. «Гардарики», 2007. 239 с.

4. Григорьев С.И. Поиски истины, правды и справедливости в верхнем слое политической власти современной России / С.И. Григорьев // Социально-гуманитарные знания. 2014. N 1. С. 247-253.

5. Григорьев С.И., Болозин А.А. Явления несправедливости и социальной дискриминации в сфере физической культуры и спорта как проблема качества жизни в современной России / А.А. Болозин, С.И. Григорьев // Уровень жизни населения регионов России. 2015. C. 77-83.

6. Григорьев С.И., Колокольцев М.Е., Колокольцева Н.Ю. Социальная экономия и моральная экономика-альтернатива развития российского общества, основанная на социально-исторической эволюции / С. И. Григорьев, М.Е. Колокольцев, Н.Ю. Колокольцева // Уровень жизни населения регионов России: Научно-практический журнал. 2015. N 3 (197). С. 123-130.

7. Григорьев С.И., Миронова Г.В., Петрова Т.Э. Вита-листская социология образования XXI века. М.: Изд. «Магистр-Пресс», 2015. 215 с.

8. Григорьев С.И., Миронова С.В. Культурвитализм -методологическая основа возникновения и развития виталистской социологии рубежа XX-XXI веков // Образование и социальное развитие региона. 2015. N 3-4. С. 7-18.

9. Гуслякова Л.Г. Виталистская модель социальной работы. М.: Русаки, 2010. 217 с.

10. Жизненные силы социолога. Ред. Л.Г. Гуслякова. М.: Изд. «Русаки», 2015. 130 с.

11. Иванов В.Н. Социология в СССР. Записки директора института. М.: Изд. ИПО «У Никитских ворот», 2014. 288 с.

12. Марченко, Ю.Г., Григорьев, С.И. Культурология русского мира. Спецкурс для студентов факультетов социогуманитарного профиля. М.: Изд. «Русаки», 2010. 432 с.

13. Молодиченко Г.А. Социоакмеологическое конструирование развития высшего педагогического образования. Саратов: Изд. Саратовского государственного университета, 2012. 227 с.

Refereces

1. Bobkov V.N., Volgin N.A., Grigoriev, S.I, Menshikov O.I. Social and labor potential of Russia. Socio-economic potential as a basis for the progressive development of postperestroika Russia. Ed. V.A. Chereshnev, A.A. Tatarkin. M.: Publishing. «Master-Press», Economy, 2015. P. 190-229.

2. Volgin N.A. The labor market and the market of unemployment? / N.A. Volgin // The standard of living of the population of regions of Russia: scientific and practical journal. Vol. 2(196), 2015. P. 7-12.

3. Grigoriev, S. I. Fundamentals of the vitalist sociology of the XXI century. M.: Publishing. «Gardariki», 2007. 239 p.

4. Grigoriev S.I. The search for truth, for truth and justice in the upper layer of the political power of modern Russia // Socially-humanitarian knowledge. 2014. N 1. P. 247-253.

5. Grigoriev, S. I., Bolotin, A. A. The phenomena of social injustice and discrimination in the sphere of physical culture and sports as a problem of quality of life of the population of regions of Russia: scientific and practical journal. 2015. Vol. 1(195). P. 77-84.

6. Grigoriev S.I., Kolokoltsov M.E., Kolokoltseva N.Y. Social economy and moral economy, alternative development of Russian society, based on the socio-historical evolution // The standard of living of the population of regions of Russia: Scientific and Publishing Journal, 2015. Vol. 3(197). P. 123-130.

7. Grigoriev S.I. Mironova G.V. Petrova, T.E. Vitalist sociology of education of the XXI century. M.: Publishing. «Master-Press», 2015. 215 p.

8. Grigoriev S.I. Mironova S.V. Kulturvitalizm -methodological basis of the origin and development of the vitalist sociology abroad XX-XXI centuries. Education and social development of the region. 2015. N 3-4. P. 7-18.

9. Guslyakova L.G. Vitalist model of social work. M.: Rusak, 2010. 217 p.

10. Vitality sociologist. Ed. L. G. Guslyakova. M.: Publishing. «Rusaki», 2015. 130 p.

11. Ivanov V. N. Sociology in the USSR. Notes of the Director of the Institute. M.: Publishing. IPO «Nikitsky Gate», 2014. 288 p.

12. Marchenko Y.G., Grigoriev S.I. Russian Cultural world. Special course for students of social and humanitarian profile. M.: Publishing. «Rusaki», 2010. 432 p.

13. Molodichenko G.A. Sotsioakmeologicheskoe design development of the higher pedagogical education. Saratov: Publishing. Saratov State University, 2012. - 227 p.

14. Public fault and the birth of the new sociology. Twenty years of monitoring. M.: «The new publishing house», 2008. 468 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Rosin, V.M. Science: origin, development, typology, a new conceptualization / V.M. Rosin. - M.: Moscow Psychological and Social InstituteVoronezh: Publishing, Ed. NPO «MODEK», MPSI. 2008. 600 p.

14. Общественный разлом и рождение новой социологии. Двадцать лет мониторинга. М.: «Новое издательство», 2008. 468 с.

15. Розин В.М. Наука: происхождение, развитие, типология, новая концептуализация: Учебное пособие / В.М. Розин. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 600 с.

16. Российская социология: история и современные проблемы. Ред. Н.Г. Скворцов, В.Д. Виноградов, Н.А. Головина. СПб.: Изд. дом С-Петербургского госуниверситета, 2007. 425 с.

17. Словарь виталистской социологии. Ред.-сост. С.И. Григорьев. М.: Изд. «Гардарики», 2006. 279 с.

18. Социальная квалиметрия педагогического образования в России рубежа 2014-2015 гг. Ред. С.И. Григорьев. Москва-Новосибирск-Барнаул: Изд. «Магистр-пресс», 2015. 121 с.

19. Социологический витализм: новые направления развития: сб. науч. ст. / под ред. С.И. Григорьев, О.Т. Коростелева. М.-Барнаул: Изд. ОАО «Азбука», 2006. 214 с.

20. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. Изд. 2-е, доп. М.: Изд. Юнити-Дана, 2008. 543с.

21. Яницкий О.Н. Экологическая культура. Очерки взаимодействия науки и практики. М.: Изд. «Наука», 2007. 271 с.

22. Grigoriev S.I. Matveeva N.A. Sociology of education as a middle-level theory in modern sociological vitalism / S.I. Grigoriev, N.A. Matveeva; RF Min. of education a science [etc.]. M.: «Souz», 2007. 165 p.

16. Russian sociology, history, and contemporary issues. Ed. N.G. Skvortsov, V.D. Vinogradov, N.A. Golovin. SPb.: Publishing. home of the St. Petersburg State University, 2007. 425 p.

17. Dictionary of the vitalist sociology. Ed-status. S.I. Grigorev. M.: «Gardariki», 2006. 279 p.

18. Social qualimetry padagogicheskogo education in Russia in the late 2014-2015. Ed. S.I. Grigoriev. - Moscow-Novosibirsk-Barnaul: Ed. «Master-Press», 2015. 121 p.

19. Sociological vitalism: new directions of development: Sat. scientific. Art. / Ed. S.I. Grigoriev, O.T. Korostelyova. -M.: Publishing, Barnaul. JSC «ABC», 2006. 214 p.

20. Toshchenk Z.T. Paradoxical people. Ed. 2nd, Sub. - M.: «Unity-Dana», 2008. 543 p.

21. Janicki, O.N. Ecological Culture. Essays on the science and practice. M.: Publishing. «Science», 2007. 271 p.

22. Grigoriev S.I. Matveeva N.A. Sociology of education as a middle-level theory in modern sociological vitalism / S.I. Grigoriev, N.A. Matveeva; RF Min. of education a science [etc.]. M.: «Souz», 2007. 165 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.