Культурвитализм как методологическая основа исследования духовно-нравственной составляющей качества жизни
Kulturvitalizm As a Methodological Basis for the Study of Spiritual and Moral Component of Quality of Life
Получено 12.05.2016 Одобрено 21.06.2016 Опубликовано 15.08.2016 УДК 316.7 DOI: 10.12737/20763
ГОВОРУХИНА Г.В.
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента информационных ресурсов и социальной работы Алтайского государственного института культуры E-mail: [email protected]
ГУСЛЯКОВА Л.Г.
доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры, международный магистр социальной работы E-mail: [email protected]
ГРИГОРЬЕВ С.И.
доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зам. директора АНО Учебно-консультационный центр «Труд» E-mail: [email protected]
ЦВЕТКОВ Л.Н.
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
и социологии гуманитарного факультета Алтайского
государственного технического университета
им. И. И. Ползунова
E-mail: [email protected]
Аннотация
Методология. Культурвитализм - методологическая основа в анализе духовно-нравственного измерения качества жизни в стране, регионе, городе.
Социологические исследования. Эмпирические социологические данные о росте активности населения в социальной сфере деятельности, о возвышении гражданской позиции как доминирующей социально-психологической характеристики регионального социума.
Доминирующее положение духовно-нравственной составляющей качества жизни. В менталитете регионального социума духовно-нравственные ценности являются главной аксиологической опорой.
Гпавенство патриотизма в духовно-нравственном сплочении населения. Ядром духовного единства общества является патриотизм, обретающий приоритетное значение в мировосприятии молодых людей. Результирующая задача. Пути дальнейшего повышения эффективности патриотического воспитания молодежи в современных условиях.
Ключевые слова:
культурвитализм, качество жизни, патриотизм, патриотическое воспитание, ценности молодежного сознания, гражданская позиция.
GOVORUKHI^ G.V.
PhD in Sociology, Associate Professor, Chair of Information Resources Management and Social Work of the Altay State Institute of Culture E-mail: [email protected]
GUSLYAKOVA L.G.
Doctor of Sociology, Professor, Chair of Information Resources Management of the Altay State Institute of Culture, International Master of Social Work
E-mail: [email protected]
GRIGOR'IEV S.I.
Doctor of Sociology, Professor, Corresponding Member of the RAE, Deputy Director of the Trud Training and Consulting Centre
E-mail: [email protected]
TSVETKOV L.N.
PhD in Sociology, Associate Professor, Chair of Philosophy and Sociology, Faculty of Humanities Polzunov Altay State Technical University
E-mail: [email protected] Abstract
Methodology. Kulturvitalizm - methodological basis of the analysis of the spiritual and moral dimension of the quality of life in the country, (region, city).
Sociological Studies. Empirical sociological data on the growth of the population active in the social sphere of activity, the rise of civic position as the dominant sociopsychological characteristics of the regional society.
The Dominant Position of Spiritual and Moral Component of Quality of Life. The mentality of the regional society of spiritual and moral values are the main axiological support. The Primacy of Patriotism in the Spiritual and Moral Cohesion of the Population. The core of the spiritual unity of society is patriotism, acquiring priority in the worldview of young people. The Resulting Problem. Ways to further enhancing the effectiveness of patriotic education of youth in current conditions.
Keywords:
kulturvitalizm, the quality of life, patriotism, patriotic education, value consciousness of young people, citizenship.
Приоритетным направлением социально-экономического развития многих государств в конце XX - начале XXI веков было названо повышение качества жизни населения. В соответствии с чем качество жизни стало основой разработки многих социальных программ, проектов, критерием их эффективности.
Современное науковедение, ориентирующее ученых и практиков на интеграцию, использование достижений развития основных форм общественного сознания, отражающих эволюцию всех сфер общества, на масштабное обновление методологии и технологий социального управления, научно-образовательной и социально-просветительской деятельности развивается на основе культурвитализма как интегративной социогума-нитарной метатеории, обеспечивающей решение проблем защищенности, безопасности и качества жизни современного человека и общества в контексте единения основных сфер их жизнедеятельности.
Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена следующими основными причинами: во-первых, масштабным умножением глобальных и локальных рисков для жизни современного человека и общества, угроз их самоуничтожения во второй половине ХХ века - начале XXI столетия, что потребовало радикального повышения грамотности, этики деловых и гражданских, социокультурных отношений, эффективности социального, политического и экономического управления; во-вторых, ростом темпов, новой динамикой личностного, корпоративного и государственного, общественного развития на основе достижений науки, образования, производства, отраслей социальной сферы и управления; в-третьих, возникновением в современном мире, в отдельных его социокультурных пространствах, странах и поселениях нового сочетания глобального, национального и регионального, а также социально-исторического, социогенетического и актуально-сетевого, повседневно-прагматического; в-четвертых, произошедшей в последней трети ХХ века информационно-коммуникационной революцией, приведшей к новой динамике, формам и содержанию коммуникаций с использованием сети Интернет, систем авиаперевозок, наличием мобильных телефонов, планшетов, современных компьютеров; в-пятых, трансформацией развития в современном обществе, в том числе и в России, основных социальных институтов, систем государственного управления, их взаимодействия с бизнесом и гражданским обществом, общественными организациями, эволюцией воспроизводства семьи, семейно-бытовых
отношений, развитием коренных народов в отдельных регионах, типах поселений (одиночные поселения и села, малые, средние и большие города, города-миллионники и др.), сочетаемости основных форм собственности и др.
В этой связи нельзя не отметить и тех аспектов данной проблематики, которые, во-первых, связаны с вхождением России в Болонский процесс и принятием нескольких новых форматов образовательных Госстандартов, приведших к ослаблению позитивной роли стандартизации образовательной деятельности, ее взаимодействия со специфическим развитием сфер труда и социального развития в различных национально-культурных и социально-территориальных условиях; во-вторых, с ослаблением эффективности социального воспитания, дезориентацией молодежи в поисках личностных и общественных социальных идеалов, трансформацией представлений о справедливости и смыслах жизни, о миграционных планах населения и патриотизме.
Анализ этой проблематики был осложнен на рубеже XX-XXI веков не только развитием по-липарадигмальности научного знания, новым сочетанием его с монизмом каждой из наук, но и основных форм общественного сознания, спецификой их эволюции, использованием в различных национально-культурных и социально-территориальных контекстах. А это, в свою очередь, актуализировало, стимулировало повышение значимости, роли культурвитализма как современной социогуманитарной метатеории, востребованной временем, результатами развития общества и человека, научно-образовательных практик, цивилизационной эволюции в целом. Культура чувств, мышления, деятельности, организации общественной и личной жизни, коммуникаций стала основой безопасности бытия, приоритетов социального развития, интеграции всех основных сфер общества, что выдвинуло перед социологией и педагогикой, особенно перед социологией культуры и социальной педагогикой, а также социальной психологией и социальной антропологией, социальной работой и организацией безопасности жизнедеятельности значительное количество новых методологических [Гуслякова, 1], [2] и прикладных, технологических и образовательно-просветительских задач [Новиков, 3] [Субетто, 4].
Особое значение в этой связи приобрело развитие не только отраслевых и специальных теорий, концепций базовых отраслей современного гуманитарного знания (виталистской психологии, виталистской педагогики, виталистской антропологии, виталистской социальной работы,
виталистской социальной педагогики и др.), но и интегративных социогуманитарных метатеорий. Это, в частности, касается такой из них, как куль-турвитализм, создающий методологические основы и новые технологические возможности для развития гуманитарных и социальных наук в XXI столетии, так как обеспечивает для них не только условия, основания интеграции, взаимодействия именем решения проблем сохранения жизни, но и воспроизводства многообразия современного гуманитарного и социального знания, его взаимодействия с естественно-научным и точным, математическим знанием, основными сферами общественного сознания.
Культурвитализм во второй половине XX века начал свое развитие на основе достижений социологии и культурологии, социальной работы и социальной медицины, социальной психологии и социальной педагогики, а также демографии, этнографии и экологии. Этому содействовало возникновение и развитие целого ряда новых научных дисциплин [Григорьев, 5], а также новых парадигм гуманитарного, социального и социогу-манитарного знания [Григорьев, 6]; [7].
Особую роль в этой связи сыграло возникновение социологии жизненных сил человека и общества, социологического витализма [Григорьев, 8]; [Григорьев, 9], формирование в рамках этой социологической парадигмы специальных и отраслевых теорий виталистской социологии: ви-талистской социологии культуры, виталистской социологии социальной работы, виталистской социологии образования и др.
Объектом виталистской социологии как науки выступает совокупность процессов и явлений развития жизненных сил общества и человека как биопсихосоциального существа в конкретно-историческом социокультурном пространстве - времени [Григорьев, 10, с. 54-55]. Предметом социологического витализма выступает специфика взаимозависимости жизненных сил, социального потенциала субъекта социокультурного развития и его пространства - бытия в исторически конкретном пространстве - времени. Виталистская социология ориентирует исследователя на куль-туроцентричность и поликультурализм анализа социальных явлений и процессов, в том числе проблем социализации и социального воспитания, что выступает главной проблематикой социальной педагогики и, прежде всего, виталист-ской социальной педагогики, в центре внимания которой - разработка теории и практики патриотического воспитания молодежи в современной России, осмысление особенностей управления процессом развития социального воспитания
молодежи в современном обществе, ее социализации [11].
В 2015 году с участием авторов было проведено социологическое исследование по выявлению тенденций духовно-нравственного развития и патриотического воспитания молодежи в г. Барнауле. Было опрошено 350 обучающихся в образовательных организациях г. Барнаула в возрасте 17-29 лет.
При анализе результатов опроса были выделены блоки, условно названные: «Патриотизм и его проявление у молодежи»; «Гражданская позиция»; «Ценности молодежного сознания».
В блоке «Патриотизм и его проявление у молодежи» на вопрос: «Вы считаете себя патриотом своей страны?», - были получены следующие ответы: да - 75,6%; скорее да, чем нет - 20,4%; скорее нет, чем да - 0,4%; нет - 0,4%. Затруднились с ответом - 3,2%.
Как можно заметить, большинство молодых людей считают себя патриотами своей страны и гордятся победой советского народа в Великой Отечественной войне (99,2%).
На вопрос: «Какие формы проявления истори-ко-патриотической активности являются наиболее популярными среди молодежи, на Ваш взгляд?», -опрошенные указали следующие формы:
■ участие в создании экспозиций школьных, муниципальных музеев патриотической и военно-патриотической направленности - 72,0%;
■ участие в исследовательских и поисковых мероприятиях историко-краеведческой, природ-но-краеведческой и этнографической направленности, в литературно-фольклорных экспедициях - 58,8%;
■ нетерпимость к различным проявлениям неуважительного отношения к стране и её гражданам - 56,8%;
■ участие в кружках народного творчества -41,6%;
■ участие в традиционных обрядах и праздниках - 33,2%;
■ участие в спортивных и туристических мероприятиях патриотической направленности -24,4%;
■ празднование памятных дат и годовщин событий патриотической направленности - 16,4%;
■ работа в архивах - 14,0%;
■ участие в деятельности детских и молодёжных общественных организаций патриотической направленности - 8,8%.
Среди форм проявления историко-патрио-тической активности популярными среди молодежи являются такие формы, которые имеют видимый результат - экспозиции, муниципальные
музеи патриотической и военно-патриотической направленности.
На вопрос: «По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие «патриотизм»?», - ответы респондентов распределились следующим образом:
■ национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу - 51,2%;
■ любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни - 39,2%;
■ бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения - 37,2%;
■ стремление трудиться для процветания Родины, для того чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире - 28,8%;
■ непримиримость к представителям других наций и народов - 26,4%;
■ интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины - России - 23,6%;
■ патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи - 2,4%;
■ патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка - 0,4%;
■ затрудняюсь ответить - 0,4%.
Большинство молодых людей под патриотизмом понимают гордость за свой народ, любовь к родному дому, городу, служение Родине.
С точки зрения опрошенной молодежи, патриот должен обладать, прежде всего, следующими качествами:
■ активная деятельная жизнь - 48,0%;
■ исполнительность - 33,2%;
■ творчество (возможность творческой деятельности) - 31,6%;
■ независимость - 24,4%;
■ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) - 24,0%;
■ жизненная мудрость - 23,2%;
■ жизнерадостность - 23,2%;
■ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи) - 22,4%;
■ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) -21,2%;
■ ответственность (чувство долга, умение держать слово) - 20,8%;
■ интересная работа - 18,4%;
■ образованность - 18,4%;
■ воспитанность (хорошие манеры) - 17,6%;
■ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) - 15,2%;
■ смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов - 15,2%;
■ честность (правдивость, искренность) -14,8%;
■ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - 14,0%;
■ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 13,6%;
■ познание (образование, кругозор) - 12,0%;
■ аккуратность (чистоплотность) - 12,0%;
■ развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) - 11,6%;
■ продуктивная жизнь - 8,8%;
■ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) - 8,4%;
■ чуткость (заботливость) - 8,0%;
■ здоровье (физическое и психическое) - 7,2%;
■ материальное обеспечение жизни - 6,8%;
■ общественное признание - 6,8%;
■ развлечения - 6,4%;
■ счастливая семейная жизнь - 6,0%;
■ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) - 5,2%;
■ наличие хороших и верных друзей - 4,8%;
■ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - 4,0%;
■ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа) -3,6%;
■ непримиримость к недостаткам в себе и других - 3,6%;
■ любовь (духовная и физическая) - 3,2%;
■ красота природы и искусства - 2,0%.
Среди качеств, которыми должен обладать
патриот, молодые люди, прежде всего, выделяют активную жизненную позицию.
В блоке «Гражданская позиция» на вопрос: «Вы знаете основные гражданские права и обязанности граждан РФ?», - респонденты ответили следующим образом: да - 50,8%; скорее да, чем нет - 48,0%; скорее нет, чем да - 1,2%; нет - 0%.
Причем, большинство молодых людей (98,4%) считает, что они активно отстаивают свои гражданские права и 98,0% готовы отстаивать гражданские права окружающих. Так, на вопросы «Вы готовы вести шефскую, благотворительную или волонтерскую деятельность в пользу нуждающихся?» и «Вы считаете своим долгом оказывать посильную помощь пожилым и престарелым людям?» молодые люди ответили «Да», соответственно, 93,6% и 98,4%. Эта позиция свидетельствует о социальной зрелости студенческой молодежи.
Одной из форм проявления гражданской позиции молодые люди считают участие в выборах.
Так, на вопрос: «Вы считаете, что участие в выборах - это проявление активной гражданской позиции?», - респонденты ответили следующим образом: да - 56,0%; скорее да, чем нет - 37,2%; скорее нет, чем да - 2,4%; нет - 1,6%. Затруднились ответить - 2,8%.
На вопрос: «Вы хотите сменить гражданство?», - респонденты ответили следующим образом: да - 13,2%; скорее да, чем нет - 13,2%; скорее нет, чем да - 4,4%; нет - 66,8%. Не ответили - 2,4%.
На вопрос: «Вы готовы уехать за границу на постоянное место жительства?», - респонденты ответили следующим образом: да - 16,8%; скорее да, чем нет - 10,4%; скорее нет, чем да - 6,0%; нет -66,4%. Не ответили - 0,4%.
Как можно заметить, большинство молодых людей не хотят менять свое гражданство и выезжать на постоянное место жительства из своей страны.
В блоке «Ценности молодежного сознания» на вопрос: «Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором Вы живете?», - респонденты ответили следующим образом: да, безусловно - 48,4%; да, но хотелось бы узнать больше - 48%; нет - 1,6%. Не ответили - 2,0%.
Ответы молодых людей свидетельствуют, что они недостаточно хорошо знают о городе, в котором живут. Но в то же время 93,6% - считает, что хорошо знают народную культуру, традиции. Так, на вопрос: «Интересуетесь ли Вы историческим прошлым нашей страны, региона, города, семьи?», - респонденты ответили следующим образом: да - 52,4%; скорее да, чем нет - 46,8%; скорее нет, чем да - 0,8%; нет - 0%.
На вопрос: «Интересуетесь ли Вы культурными ценностями (литература, искусство, архитектура и т.п.) своей страны?», - респонденты ответили следующим образом: да - 34,8%; скорее да, чем нет - 63,2%; скорее нет, чем да - 2,0%; нет -0%.
На вопрос: «Вы проявляете бережное отношение к историческому наследию и общественному достоянию страны, города?», - респонденты ответили следующим образом: да - 57,6%; скорее да, чем нет - 41,6%; скорее нет, чем да - 0,8%; нет - 0%.
На вопрос: «Вы регулярно следите за политическими и культурными событиями в жизни нашей страны, города?», - респонденты ответили следующим образом: да - 44,4%; скорее да, чем нет - 49,6%; скорее нет, чем да - 4,8%; нет - 0,8%. Не ответили - 0,4%.
Как можно заметить, молодых людей интересуют народная культура, традиции, историческое наследие, прошлое и будущее своего города и страны.
Молодые люди считают важным для себя делать нечто значимое для других людей и страны в целом. Так, на вопрос: «Вы считаете, что главное в жизни - делать нечто важное, значимое для других и страны в целом», - большинство (98,8%) ответили утвердительно. Причем, большинству (76,0%) молодых людей нравится, когда другие люди их ценят.
На вопрос: «Что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?», -опрошенные ответили следующим образом:
■ умение ценить настоящую дружбу - 80,0%;
■ готовность помочь другу в трудную минуту -72,0%;
■ смелость - 71,6%;
■ сила воли - 68,4%;
■ взаимопонимание - 46,8%;
■ решительность - 43,2%;
■ честность, порядочность, принципиальность -27,6%;
■ хорошие манеры - 20,8%;
■ способности - 16,0%;
■ умение модно одеваться - 10,8%;
■ интерес, знание литературы, искусство, музыка - 10,4%;
■ интерес к политике - 10,4%;
■ приятная внешность - 7,2%;
■ наличие фирменных вещей, дисков и т. п. -0,8%;
■ наличие денег на всякие расходы - 0,8%.
Как можно заметить, среди молодежи ценится настоящая дружба (80,0%), готовность помочь другу в трудную минуту (72,0%), смелость (71,6%) и сила воли (68,4%); менее всего ценится наличие фирменных вещей, дисков, денег на всякие расходы и т. п. (0,8%).
В настоящее время обсуждается проект Концепции новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Концепция], которая является логическим продолжением ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Новизна этой программы заключается в том, что в ней закладываются основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества по решению проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма, а также придание патриотическому воспитанию динамики, соответствующей современному развитию российского общества. В связи с чем базой этой программы является направленность на процессы интеграции различных институтов социализации, участвующих в
патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и её отдельных субъектов, так как сегодня идея консолидации общества важный ресурс формирования патриотизма в России.
В концепции новой программы подчеркивается, что инновационный характер развития патриотического воспитания как социального института невозможно без научной разработки и реализации современных моделей воспитания патриотизма на всех уровнях. В соответствии с этим стратегической целью новой программы является формирование установки граждан на потребность в ценностях патриотизма.
С учётом инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях возрастает значимость научно-теоретической и методической базы патриотического воспитания, что, в свою очередь, предполагает: во-первых, продолжение исследований в сфере сложившейся системы патриотического воспитания; во-вторых, изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания; в-третьих, проведение экспертизы проектов патриотической направленности; в-четвертых, совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания; в-пятых, разработку и внедрение комплекса учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания; в-шестых, разработку Стратегии развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2025 года; и др.
Результативность реализации Программы будет измеряться степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими на благо Отечества.
Государственная политика по патриотическому воспитанию граждан России является основой для разработки региональных долгосрочных программ с учетом особенностей регионов, что позволит осуществлять плановую, непрерывную и согласованную деятельность органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Для повышения эффективности этой деятельности представляется важным формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, а также создание общественных информационно-аналитических центров, аккумулирующих проблемы формирования и развития личности гражданина - патриота Родины. Это позволит, во-первых, учитывать специфику социализации и социального воспитания различных национально-этнических групп, коренных и некоренных народов России, а также их имущественную и социально-бытовую, духовно-культурную дифференциацию; во-вторых, консолидировать и координировать деятельности общественных объединений и органов власти по патриотическому воспитанию разных групп населения, прежде всего, молодежи; в-третьих, совершенствовать процесс патриотического воспитания в России, что предполагает определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию в современных условиях, развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
Таким образом, важной составляющей качества жизни является духовно-нравственное развитие человека, опирающееся на свободу, справедливость и патриотизм. В современных условиях в соответствии с этим одним из методологических подходов к исследованию качества жизни населения является культурвитализм.
Список литературы
1. Гуслякова Л.Г. Виталистская модель теории и практики социальной работы : монография / Л.Г. Гуслякова. - Барнаул: «АзБука», 2006. - 196 с.
2. Социологические основания трансформации общества / под ред. А.И. Субетто. - Кострома ; Санкт-Петербург, 2004. - 464 с.
References
1. Guslyakova, LG. Vitalist Model of the Theory and Practice of Social Work: a Monograph / LG Guslyakova. - Barnaul: «ABC», 2006. - 196 p.
2. Sociological Foundation of Society Transformation / ed. AI Subetto. - Kostroma; St. Petersburg, 2004. - 464 p.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - Москва: Издательство «Эгвес», 2008. — 136 с.
4. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке / А.И. Субетто. - Санкт- Петербург: Издательство «Астерион», 2015. - 190 с.
5. Григорьев С.И. Виталистская социология образования XXI века / С.И. Григорьев, С.В. Миронова, Т.Э. Петрова.
- Москва: Издательство «Магистр-Пресс», 2015. - 137 с.
6. Григорьев С.И. Виталистский анализ первичной социальной ячейки общества как основа оптимизации социальной защиты населения России начала XXI века : препринт / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. - Москва ; Барнаул: РНЦ, 2007. - 18 с.
7. Отношение современной педагогической общественности России к реформированию вузовского образования (к итогам всероссийского экспертного опроса октября-декабря 2009 г.) : препринт / под ред. С.И. Григорьева.
- 2-е изд. Москва: Издательство РГСУ, 2011. - 47 с.
8. Григорьев С.И. Базовые категории виталистской ноо-сферной социологии начала XXI века (к формированию основ социальной квалиметрии общества цивилизации управляемой социоприродной эволюции) / С.И. Григорьев.
- 3 изд. - Москва: Издательство «Русаки», 2012. - 45 с.
9. Григорьев С.И. Социологический витализм и социальная эффективность управления в современной России : монография / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Г.В. Говорухина. - Москва: Издательство «Русаки», 2013. - 200 с.
10. Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века : учебное пособие / С.И. Григорьев. - Москва: Гарда-рики, 2007. - 239 с.
11. Концепция новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы / Сайт государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/programma%20 2016-2020/proekt/kontseptsiya-chetvertoy-gosprogrammy. php?type=special.
3. Novikov, AM. Post-industrial Education / AM Novikov. -Moscow: «Egves» Publishing House, 2008. - 136 p.
4. Subetto, AyI. Scientific and Educational Society As a Basis for the Development Strategy of Russia in 21st century / AyI Subetto. - St. Petersburg: «Asterion» Publishing House, 2015. - 190 p.
5. Grigor'yiev SI. Vitalist Sociology of Education of the 21st century / SI, Grigor'yiev, SV, Mironova, TE, Petrova. -Moscow: «Magister-Press» Publishing House, 2015. - 137 p.
6. Grigor'yiev SI. Vitalist Analysis of Primary Social Unit of Society As a Basis for Optimizing the Social Protection of the Population of Russia in the early 21st century: a Preprint / SI, Grigor'yiev, LG, Guslyakova. - Moscow; Barnaul: RRC, 2007. - 18 p.
7. The Attitude of Modern Russian Teaching Community for the Reform of Higher Education (to the Results of the All-Russia Survey in October-December 2009): Preprint / Ed. By SI Grigor'yiev. - 2nd Ed. Moscow: Russian State Social University Press, 2011. - 47 p.
8. Grigor'yiev SI. Basic Categories of Noosphere Vitalist Sociology of the early 21st century (the Formation of the Foundations of Social Civilization Qualimetry Society-Driven Socionatural Evolution) / SI, Grigor'yiev - 3rd Ed. -Moscow: «Rusaki» Publishing House, 2012. - 45 p.
9. Grigor'yiev SI. Sociological Vitalism and Social Effectiveness of Management in Modern Russia: Monograph / SI, Grigor'yiev, LG, Guslyakova, GV, Govorukhina. -Moscow: «Rusaki» Publishing House, 2013. - 200 p.
10. Grigor'yiev SI. Fundamentals of the Vitalist Sociology of the 21st century: a Tutorial / SI, Grigor'yiev - Moscow: Gardariki, 2007. - 239 p.
11. The Concept of the New Fourth State Programme of Patriotic Education of the Russian Federation for 2016-2020 / Website of the State Programme of Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation [Electronic Resource] // Access: http://gospatriotprogramma.ru/programma%20 2016-2020/Proyekt/kontseptsiya-chetvertoy-gosprogrammy. php?type=special.