Ноосферная социология жизненных сил, благополучия человека и общества - концептуальная основа социальной работы в XXI столетии
The Noospheric Sociology of Life Forces, the Wellbeing of Man and Society Is the Conceptual Basis of Social Work in the 21st Century
Получено 07.10.2018 Одобрено 21.10.2018 Опубликовано 30.11.2018 УДК: 316.4 DOI: 10.24411/1999-9836-2018-10048
ГРИГОРЬЕВ СВЯТОСЛАВ ИВАНОВИЧ
доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования Email: [email protected]
ГУСЛЯКОВА ЛЮДМИЛА ГЕРАСИМОВНА
доктор социологических наук, профессор, международный магистр социальной работы, профессор кафедры менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры Email: [email protected]
ГОВОРУХИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента информационных ресурсов Алтайского государственного института культуры Email: [email protected]
GRIGOR'YEV, SI
Doctor of Sociology, Professor, Corresponding Member of RAO, Leading Research Worker of the Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education Email: [email protected]
GUSLYAKOVA, LG
Doctor of Sociological Sciences, Professor, International Master of Social Work, Professor at the Chair of Information Resources Management of the Altay State Institute of Culture Email: [email protected]
GOVORUKHINA, GV
PhD in Sociology, Associate Professor, Chair of Information Resources Management at the Altay State Institute of Culture Email: [email protected]
Аннотация
Объект исследования. Ноосферная социология. Предмет исследования. Особенности ноосферной социологии жизненных сил, благополучия человека и общества как концептуальной основы социальной работы в XXI столетии. Теоретическая сторона предмета. Обоснование ноосферной социологии как новой парадигмы социальной работы в XXI веке.
Эмпирическая сторона предмета. Опрос населения 17 регионов России о смысле жизни и справедливости для повышения эффективности разработки виталистской модели социальной работы в современном обществе. Цель исследования. Выявление мнения населения о смысле жизни и справедливости в современных регионах России. Основные теоретические и эмпирические положения статьи. В начале статьи авторы обозначили факторы, которые актуализируют рассмотрение тематики статьи. Авторы, во-первых, раскрывают особенности социальной защиты населения в мировом социальном пространстве во второй половине ХХ века, обосновывая тезис о том, что виталистская социология играет интегративную роль в формировании виталистской модели социальной работы. Социологическое сопровождение характерно не только для российской, но и зарубежной теории и практики социальной работы. Во-вторых, в начале XXI века изменяется миссия социальной работы в мире - от социальной помощи к социальному благополучию. При этом авторы отмечают, что современная социальная культура предполагает разнообразие форм и масштабов обеспечения социального благополучия человека и общества в различных исторических и социокультурных контекстах. Это подтверждают результаты опросов населения в 17 регионах России относительно смысла жизни и справедливости. В-третьих, на основе анализа результатов этих опросов авторы обосновывают необходимость использования ноосферной социологии как концептуальной основы разработки виталистской модели социальной работы в условиях становления общества ноосферной цивилизации управляемой социоприродной эволюции. При этом подчеркивают, что базовым исследовательским методом ноосферной социологии как науки выступает принцип определения характера взаимодействия жизненных сил
Abstract
The Object of the Study. Noosphere sociology. The Subject of the Study. Features of the noospheric sociology of vital forces, well-being of man and society as a conceptual basis of social work in the XXI century.
The Theoretical Aspect of the Subject. The rationale for noospheric sociology as a new paradigm of social work in the XXI century.
The Empirical Aspect of the Subject. Survey of the Population of 17 Regions of Russia on the Meaning of Life with Justice to Increase the Efficiency of Developing a Vitalistic Model of Social Work in Modern Society.
The Purpose of the Study is to identify public opinion about the
meaning of life from justice in modern regions of Russia.
The Main Theoretical and Empirical Provisions of the Article.
The authors identified the factors that actualize the consideration of the topic of the article. The authors, first, reveal the features of social protection of the population in the world social space in the second half of the twentieth century, justifying the thesis that vitalist sociology plays an integrative role in shaping the vitalist model of social work. Sociological support is characteristic not only for Russian, but also for foreign theory and practice of social work. Secondly, at the beginning of the 21st century, the mission of social work in the world changes from social assistance to social well-being. At the same time, the authors note that social culture today involves a variety of forms and scales of ensuring the social wellbeing of a person and society in various historical and socio-cultural contexts. This is confirmed by the results of population polls in 17 regions of Russia regarding the meaning of life and justice. Thirdly, on the basis of an analysis of the results of these surveys, the authors substantiate the need to use noospheric sociology as a conceptual basis for developing a vitalist model of social work in the conditions of the formation of a noospheric civilization of controlled socio-natural evolution. At the same time, they emphasize that the basic research method of noospheric sociology as a science is the principle of determining the nature of the interaction of the vital forces of man and society with the space of their existence in specific sociohistorical, natural and socio-cultural conditions.
человека и общества с пространством их бытия в конкретных социально-исторических, природных и социокультурных условиях.
Ключевые слова: ноосферная социология; виталистская социология социальной работы; социальное благополучие.
Говоря об актуальности и росте сложности проблем социальной работы в условиях становления ноосферного общества цивилизации управляемой социоприродной эволюции, его концептуального осмысления в современной социологии, необходимо учитывать и общую мировоззренческую ситуацию в мире, а также в России, переживающей с 1991 года очередную революционную ломку уклада общественной жизни, каждого человека, доминирующих смыслов его бытия, представлений о справедливом и несправедливом. Что касается доминирующей научной картины мира, то сегодня в такой роли оказалась диатро-пика - диатропическое видение мира, опирающееся на системно-синергетическую картину мира, доминировавшую большую часть второй половины ХХ века.
Такая доминирующая научная картина мира, формируя современные мировоззренческие основания научного мышления, взаимодействует со всеми основными формами общественного сознания: религией, мифологией, моралью, идеологией, искусством, философией, обыденным сознанием. В связи с формированием ноосфер-ной социологии жизненных сил, благополучия человека и общества, ее влиянием на социальную работу такое развитие событий становится особо важным, принципиально значимым, стратегически и технологически инновационным, а также интегрирующим традиции и новации, консерватизм и модернизацию. Все это сегодня неизбежно должно быть реализовано и концептуально, методологически и социально-технологически, на практике [Абрамян, 2007, 1; Вернадский, 2013, 3; Ноогенез, 1996, 13; Проблемы, 1996, 15; Русский, 1989, 16; и др.].
Такие масштабы теоретико-методологического и социально-технологического обновления социальной работы, сочетая социогенетику, социально-исторический опыт и новации, актуально-сетевую модернизацию, потребовали и более обстоятельного осмысления полипарадигмаль-ности и монизма социологии как одной из базовых научных дисциплин, определивших развитие социальной работы и как теории, и как практики социальной помощи.
Keywords: noospheric sociology; vitalist sociology of social work; social well-being.
Виталистская социология играет в этих процессах масштабно значимую интегративную и дифференцирующую роль [Григорьев, 2001, 4; Неклассическая, 2003, 12; Ноосферизм, 2017, 14; Субетто, 1998, 18; и др.]. Она в зависимости от развитости жизненных сил человека и среды его обитания, наличия или отсутствия аномалий физического, психического и социального здоровья, а также стандартизации социальной помощи разным категориям нуждающихся задает стратегии и выбор технологий такой помощи, характер социальной поддержки. В России на рубеже XX-XXI веков сформировалась не только виталистская теория социальной работы, основанная на социологическом витализме, но и виталистская модель социальной работы, новой культуры социальной помощи [Григорьев, 2002, 6; Гуслякова, 2006, 7; и др.].
Изучение истории и теории социальной работы в России, а также за рубежом в последние 2-3 десятилетия показало, что и в прошлом элементы социологического витализма, виталистской теории и практики социальной работы были достаточно значимы, сохранялись постоянно. Эта тенденция развивалась в создании специальной виталистской теории социальной работы, вита-листской модели практики социальной работы, о чем свидетельствует и опыт, и научно-образовательные практики, представленные в различных публикациях [Бондер, 2003, 2; Келли, 1997, 9; Леннеер-Аксельсон, 1992, 10; 2010 Joint, 2010, 19; Payne, 1991, 20; Selected, 2002, 21; и др.]. Это - характерное явление не только российской, но и зарубежной теории и практики социальной работы, ее социологического сопровождения.
Во второй половине XX века в мировом социальном пространстве развития систем социальной защиты внимание и роль человека труда в государствах социалистического содружества привело к доминированию понимания социального благополучия как благополучия человека и общества, обеспечиваемого включенностью личности во все основные сферы общественных отношений как субъектов социальной жизни, обладающих достойным уровнем и качеством жизни. Организация общества и государства, активность
и культура личности выступают основой социального благополучия человека и общества, показателями этого благополучия.
Вместе с тем современная социальная культура предполагает наличие разнообразия форм и масштабов обеспечения социального благополучия человека и общества в различных исторических и социокультурных контекстах, социальных микрорайонах жизни, бытия каждого индивида, что имеет прямое отношение к доминирующим смыслам жизни каждого из нас. В связи с чем, говоря о благополучии человека и общества, нельзя игнорировать их доминирующие смыслы жизни и социальные идеалы.
Это подтверждают результаты опросов населения о смысле жизни и справедливости, проведенных в 17 регионах России в 2013-2017 годах под руководством С.И. Григорьева.
Участники опросов выбирали следующие определения смысла жизни, которые им близки:
■ ориентация на ценности семьи, семейно-бы-товое благополучие, служение родным и близким -20%;
■ стремление к достижению личного успеха в бизнесе, предпринимательской деятельности, получении прибыли, эффективности личностного развития - 18%;
■ ориентация на получение различных видов наслаждений, гедонизм личной и общественной жизни - 16%;
■ ориентации, интерес к политической деятельности, участию в работе органов власти (12%);
■ стремление к достижению общественно-значимых целей, служение обществу и государству, людям, общему благу (10%).
Реже других по массовости были упомянуты следующие доминирующие на личностном уровне ориентации: во-первых, интерес, увлеченность деятельностью по защите природы, решению экологических проблем - 5%; во-вторых, стремление к истине, глубоким научным знаниям, открытиям, новым изобретениям - 6%; кроме того, здесь оказались и такие смысложизненные ориентации, как служение Богу, высшим духовно-религиозным ценностям (7%). Затруднившихся с ответом оказалось 2%.
Очевидно, что без учета специфики означенных представлений о смысле жизни решение задач обеспечения благополучия общества и человека не может быть эффективным. И не только потому, что восприятия людьми своего благополучия связывается, в главном, с реализацией смысложизненных ориентаций, но и в силу того обстоятельства, что благополучие общества
в ориентациях переменных нередко сочетается с благополучием личности весьма противоречиво, а порой и вовсе противоречит одно другому. Разумеется, эта проблема требует решения с участием целого ряда государственных инструментов и гражданского общества.
Не менее сложны в этой связи сочетания представлений о справедливости и задач обеспечения благополучия человека и общества в современной России:
■ справедливость как соблюдение нравственных норм, моральных правил поведения личности, человеческая порядочность в личной и общественной жизни - 18%;
■ справедливость как законность, соблюдение законов, юридическое равноправие - 16%;
■ справедливость как обеспечение естественных различий, разнообразия социального и имущественного положения представителей различных слоёв населения - 13%;
■ справедливость как воздание по заслугам, соответствующее поощрение или наказание -12%;
■ справедливость как социальное равенство положения жителей, населения страны - 11%;
■ справедливость как сохранение и защита, развитие жизни, обеспечение её безопасности, благополучия - 10%;
■ справедливость как социально справедливое равенство и неравенство социального положения, благополучия людей - 6%.
Менее других оказались распространенными такие представления о справедливости как служение подлинным ценностям и целям духовно-культурного национально-государственного развития (4%); как служение прекрасному, его творение и защита в жизни человека и общества (3%); как служения Богу религиозным истинам, святым верованиям (1%).
Трактовки этих характеристик справедливости связаны с решением проблем обеспечения благополучия человека и общества. Они в значительной мере корреспондируются с определением смысложизненных ориентаций, характеристикой смыслов жизни, которые также связаны с решением вопросов обеспечения благополучия человека и общества.
Всё это в полной мере отражает содержание анализа проблем благополучия, справедливости и развития смыслов жизни, их реализации в жизни людей в контексте социологии витализма.
Виталистская теория социальной работы в конце ХХ века возникла и оформилась в России в контексте новой социологической парадигмы -виталистской социологии, которая основывается
на специфическом определении ее объекта, предмета и базового исследовательского метода, а также исходных, первичных категорий. Определение этих категорий и понятий дает хорошие основания, фундамент для понимания особенностей не только виталистской теории и модели практики социальной работы, но и ее ноосферной концепции и моделей реализации в условиях становления культурвитализма мышления и бытия ноо-сферного общества цивилизации управляемой социоприродной эволюции.
Акцентуация социологическим витализмом значимости социального здоровья человека и общества, социальной культуры, обеспечивающей оптимальное сочетание в жизни людей, человека, общества и государства природно-экологического и социокультурного, общественного и личностного, социально-исторического, социогенетического и актуально-сетевого, повседневно-прагматического, закономерно объективно-неизбежно привела к возникновению ноосферной социологии. Это стало и отражением требований современного общественно-цивилизационного развития, в котором еще в ХХ веке был начат процесс перехода человечества от традиционного потребительского стихийно-эксплуататорского общества к ноосфер-ной цивилизации управляемой социоприродной эволюции, где Разум и Духовность, интегрируясь, будучи востребованы именем спасения жизни на Земле, определили на основе витализма, социологии жизненных сил человека и общества возникновение ноосферной социологии, ноосферного обществознания и человекознания в целом.
Эти отрасли научного знания под влиянием доминирующей новой научной картины мира, которая, как и цивилизационные трансформации общественного развития, стимулирует развитие ноосферологии, отдельных отраслей науки, ориентированных на знания о путях перехода человечества к ноосферной цивилизации, требующей от людей, живущих на планете Земля, нового образа жизни, интеграции Разума и Духовности, Этики и Рационализма, сочетания общественного и личностного, новых форм общественного устройства, государственности и международного сотрудничества, взаимодействия бизнеса, государства и общественных организаций «третьего сектора». Все это, как никогда в прошлом, на фоне усложнения современного общества и человека, их социальных коммуникаций и содержания деятельности, роста рисков для жизни повышает значимость развития социологии, которая превращается в ноосферную социологию, опирающуюся на социологический витализм, ноосферо-логию как интегративное течение современного
научного знания, где доминирующей научной картиной на рубеже XX-XXI веков стала диатро-пика, пришедшая на смену системной, а, точнее говоря, системно-синергетической научной картине мира, доминировавшей большую часть второй половины ХХ столетия [Материалы, 2018, 11].
Объектом ноосферной социологии в современных условиях выступают процессы формирования и функционирования общества, личности ноосферной цивилизации управляемой социо-природной эволюции, их жизненных сил и пространства жизнедеятельности, социальных отношений как взаимозависимости людей по поводу их жизненного пространства, средств к жизни, обеспечиваемых интеграцией Разума и Духовности, Рационального и Морального.
Предметом ноосферной социологии сегодня является совокупность закономерностей и специфика процессов формирования и функционирования общества и личности в контексте становления ноосферной цивилизации управляемой социоприродной эволюции, их жизненных сил и пространства бытия, социальных отношений как взаимозависимости людей по поводу их жизненного пространства, средств обеспечения жизни, гарантируемых интеграцией Разума и Духовности, Рационального и Морального.
Базовым исследовательским методом ноос-ферной социологии как науки выступает принцип определения характера взаимодействия жизненных сил человека и общества с пространством их бытия в конкретных социально-исторических, природных и социокультурных условиях под влиянием интеграции в жизни людей Рационального и Духовного, Разума и Морали, социально-исторического, социогенетического и актуально-сетевого, повседневно-прагматического.
Растущая значимость ноосферной социологии и социологического витализма в условиях усложнения общества и человека на этапе перехода человечества от традиционного потребительского стихийно-эксплуататорского общества к ноосферной цивилизации управляемой социо-природной эволюции не могла не повысить роль такой специальной среднеуровневой социологической теории как ноосферная виталистская социология социальной работы, где сегодня активно формируется терминология и технологии виталистской ноосферной модели социальной помощи и поддержки различных групп населения. В России это происходит чаще в контексте развития научной школы виталистской теории и практики социальной работы, возникшей на основе достижений Алтайской социологической школы 1990-х годов.
Виталистская теория и практика социальной работы, разработанная на Алтае, активно стимулировала развитие ноосферной виталистской стратегии и технологий социальной помощи, эволюции ноосферных практик социальной поддержки различных групп населения.
Таким образом, в настоящее время приоритетность развития теории и практики социальной работы представляется наиболее актуальным на основе ноосферной социологии жизненных сил, благополучия человека и общества. И эта ориентация дает хорошие результаты в развитии социальной работы не только как науки, но и как образовательной технологии, а также социаль-
но-технологической практики, что подтверждено созданием целого ряда новых моделей социальной работы, ее концептуальной модернизации, образовательного и рекламно-просветительского обеспечения [Григорьев, 2006, 5; Гуслякова, 2017, 8; Ноогенез, 1996, 13; Современная, 2016, 17; и др.].
Сегодня вполне очевидно, что ноосферная социология жизненных сил, благополучия человека и общества становится наиболее перспективной концептуальной основой социальной работы в XXI столетии. Иного в условиях становления общества ноосферной цивилизации управляемой социоприродной эволюции, ноосферного социализма - не дано!
Список литературы
1. Абрамян А. Космическая одиссея XXI века: путь к спасению / А. Абрамян. Москва: ИД Магистр-Пресс, 2007. 108 с.
2. Бондер С. Социальная работа в экологической перспективе: от общественного благосостояния к качеству жизни / С. Бондер // Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-ХХI веках (отечественный и зарубежный опыт): хрестоматия / сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. - 2-е изд., доп. и перераб. Москва: Издательский дом Магистр-Пресс, 2004. С. 98-105.
3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. Москва: Айрис-пресс, 2013. 576 с.
4. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего / С. И. Григорьев. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2001. 229 с.
5. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. Москва: Гардарики, 2006. 208 с.
6. Григорьев С.И. Социология для социальной работы / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. Москва: ИД Магистр-Пресс, 2002. 164 с.
7. Гуслякова Л.Г. Виталистская модель теории и практики социальной работы : монография / Л. Г. Гуслякова. Барнаул : Азбука, 2006. 196 с.
8. Гуслякова Л.Г. Социальное образование : учебное пособие по направлению подготовки 51.04.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень магистратура) / Л. Г. Гуслякова, Г. В. Говорухина, С. И. Григорьев. Барнаул : Изд-во АГИК, 2017. 201 с.
9. Келли Дж. А. Проблема социальной работы на селе: американский взгляд / Дж. А. Келли // Социальная работа в сельских регионах и образование в области социальной работы / под ред. Л. Г. Гусляковой. Барнаул: День, 1997. 177 с.
10. Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная работа с детьми и подростками / Б. Леннеер-Аксельсон // Социальная работа. Вып.1. Москва, 1992. С. 21-28.
11. Материалы международной научно-практической конференции «В. И. Вернадский и перспективы развития российской науки» (к 155-летию со дня рождения В. И. Вернадского), Санкт-Петербург, 12-13 марта 2018 г. / СЗИУ РАНХиГС. СПб. : ИПЦСЗИу РАНХиГС, 2018. 244 с.
12. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / под ред. С. И. Григорьева. Москва ; Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003. 288 с.
13. Ноогенез и образование. Построение ноосферной школы : [В 2 т.] / под ред. А. М. Буровского. Т. 1. Красноярск : Изд-во НМЦНЭО, 1996. 233 с.
References
1. Abrahamyan, A. The Cosmic Odyssey of the 21st Century: The Way to Salvation / A. Abrahamyan. - Moscow: ID Magister-Press, 2007. - 108 p.
2. Bonder, S. Social work in the ecological perspective: from public welfare to quality of life / S. Bonder // Theory and practice of social work: the main directions of development in the XX-XXI centuries (domestic and foreign experience): reader / comp. and scientific ed. S.I. Grigoryev, L.G. Guslyakova. - 2 nd ed., ext. and pererab. - Moscow: Magister Press Publishing House, 2004. - P. 98-105.
3. Vernadsky, V.I. Biosphere and noosphere / V.I. Vernadsky; preface by R.K. Balandin. - Moscow: Iris Press, 2004. - 576 p.
4. Grigoryev, S.I. Vitalistsky sociology: the paradigm of the present and the future / S.I. Grigoryev. - Barnaul: Publishing house of ARNC SO RAE, 2001. - 229 p.
5. Grigoriev, S. I. Social work with youth: a textbook / S. I. Grigoriev, L. G. Guslyakova, S. A. Gusova. Moscow: Gardariki, 2006. - 208 p.
6. Grigoriev, S. I. Sociology for social work / S. I. Grigoriev, L. G. Guslyakova. Moscow:Magister Press Press, 2002. - 164 p.
7. Guslyakova, L. G. The vitalist model of the theory and
Practice of social work: monograph / L. G. Guslyakova. -arnaul: ABC, 2006. - 196 p.
8. Guslyakova, L. G. Social Education: A Manual in the Direction of Training 51.04.03 "Social and Cultural Activity" (Master's Level) / L. G. Guslyakova, G. V. Govorukhina, S. I. Grigoriev. Barnaul: AGIC publishing house, 2017. - 201 p.
9. Kelly, J. A. The Problem of Social Work in the Countryside: An American Perspective / J. A. Kelly // Social Work in Rural Regions and Education in the Field of Social Work / ed. L. G. Guslyakova. Barnaul: Day, 1997. - 177 p.
10. Lenneer-Axelson, B. Psychosocial work with children and adolescents / B. Lenneer-Axelson // Social work. Issue 1. -Moscow, 1992. - p. 21-28.
11. Materials ofthe international scientific-practical conference "V. I. Vernadsky and the Prospects for the Development of Russian Science "(on the 155tn anniversary of the birth of V. I. Vernadsky), St. Petersburg, March 12-13, 2018 / SZIU RANEPA. - SPb. : CPI SZIU RANEPA, 2018. - 244 p.
12. Non-classical sociology in modern Russia: the accumulation of methodological potential and technological capabilities / ed. S. I. Grigorieva. - Moscow; Barnaul: Publishing house of the ARNC SO RAO, 2003. - 288 p.
13. Noogenesis and education. Building a noospheric school: [In 2 t.] / Ed. A.M. Burovsky. T. 1. Krasnoyarsk: Publishing house NMTSNEO, 1996. 233 p.
14. Noosphereism - a new way of development: a collective scientific monograph / for scientific. ed. G.M.Imanov and A.A.Gorbunov (based on the materials of the International
14. Ноосферизм - новый путь развития: коллективная научная монография / под науч. ред. Г.М.Иманова и А.А.Горбунова (по материалам Международной научной конференции, посвященной 80-летию известного ученого Субетто Александра Ивановича, - СУБЕТТОВСКИХ ЧТЕНИЙ, состоявшихся 28 января 2017 г. в Санкт-Петербурге, в Смольном институте РАО). В 2-х книгах. СПб.: Астерион, 2017. 920 с.
15. Проблемы ноосферы и устойчивого развития : материалы Первой международной конференции. Санкт-Петербург: СПбГУ, 1996.
16. Русский космизм и Ноосфера / ред.-сост. О. Д. Куракина. Москва: МФТИ, 1989. 189 с.
17. Современная история: поиск справедливости и благополучия, безопасности и новой культуры жизни?... Или... (российские эксперты о столетии социалистической революции в России 1917 г.). Москва: МФСПиК, 2016. 47 с.
18. Субетто А.И. О внутренней линии генезиса неклассичности социологии - социогенетике / А. И. Субетто, С. И. Григорьев // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований / под ред. С. И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. Москва: Интеллект, 1998. 272 с.
19. 2010 Joint World Conference on Social Work and Social Development: The Agenda: Abstract Book. - IFSW, 10th-14th June 2010. - Hong Kong, 2010. - 456 P.
20. Payne M. Modern Social Work Theory. A critical introduction. Houndmills; Basingstoke; Hampshire; London: Macmillan, 1991. P. 201-224.
21. Selected Abstracts Conference of the International Association ofSchools of Social Work (15-18 joule Montpellier, France). France, 2002. 352 P.
Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of the famous scientist Subetto Alexander Ivanovich -SUBETTOVSKIE READINGS, held on January 28, 2017 in St. Petersburg, at the Smolny Institute of RAO). In 2 books. - SPb .: Asterion, 2017. 920 p.
15. Problems of the noosphere and sustainable development: proceedings of the First International Conference. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 1996.
16. Russian cosmism and Noosphere / ed.-comp. O. D. Kurakin. Moscow: MIPT, 1989. 189 p.
17. Modern history: the search for justice and prosperity, security and a new culture of life? ... Or ... (Russian experts on the centenary of the socialist revolution in Russia in 1917). -Moscow: MFSPiK, 2016. - 47 p.
18. Subetto, A. I. On the inner line of the genesis of non-classical sociology - sociogenetics / A. I. Subetto, S. I. Grigoriev // Sociology on the threshold of the XXI century: new research directions / ed. S.I. Grigorieva, J. Cohenen-Hutter. - Moscow: Intellect, 1998. - 272 p.