Научная статья на тему 'Культурвитализм как методологическая основа социологического анализа социальной рекламы'

Культурвитализм как методологическая основа социологического анализа социальной рекламы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
279
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Алла Владимировна, Выдрина Анастасия Сергеевна

Анализируются возможности культурвиталистской модели социологического витализма как методологической основы исследования социальной рекламы, формулируются основополагающие принципы разработки современной социальной рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturevitalism as Methodological Basis of Social Advertising Research

Social culturevitalism consept potential as methodological basis of social advertising research is bee-ing analysed in the article. Basic principles of modern social advertising elaboration are formulated.

Текст научной работы на тему «Культурвитализм как методологическая основа социологического анализа социальной рекламы»

А.В. Ковалева, А.С. Выдрина

Культурвитализм как методологическая основа социологического анализа социальной рекламы

Возросший в последние годы интерес к социальной рекламе стимулировал разработку данной проблематики силами ученых и специалистов в области рекламы в целом и социологии в частности. В социологической науке в последние годы появились работы, в которых анализируется феномен социальной рекламы и осуществляются попытки обоснования научного определения данного понятия.

Большой вклад в исследование социальной рекламы внесла Л. Федотова. Анализируя последствия макроэкономических изменений, она пишет: «Родился и феномен, специально нас интересующий -так называемая социальная реклама. Организационно оформилась специфическая деятельность по созданию текстов, формирующих образ социально одобряемого и социально не одобряемого действия или мнения (эмоции), при этом подразумевается, что сверхзадача такого обращения к массам - это участие людей в решении обозначенной проблемы» [1].

В диссертационном исследовании Н. Клименок сущность социальной рекламы определяется следующим образом: «Социальная реклама распространяет по каналам массовой коммуникации социально значимую информацию с целью изменения поведенческой модели реципиентов, при этом данная поведенческая модель должна быть общественно одобряема, а распространяемая информация общезначима» [2].

Общим недостатком этих определений является размытость, нечеткость признаков «социального» в данном типе рекламы. Социальная реклама преимущественно рассматривается лишь в пространстве рекламы, а не в социальном пространстве в целом.

По нашему мнению, назрела острая потребность в проведении социологических исследований теоретического и эмпирического характера, направленных на раскрытие сущности социальной рекламы, выявление особенностей ее функционирования и тенденций развития, факторов, определяющих стратегии и технологии социальной рекламы в современном российском социуме. Результатами такого рода исследований могут выступать на теоретическом уровне - основы социологической концепции социальной рекламы; а на прикладном - модели социальной рекламы федерального и регионального масштаба.

Важным аргументом в пользу того, что систематически заниматься изучением социальной рекламы следует именно социологам, является то обстоятельство, что в настоящее время социальная реклама обладает

существенным потенциалом в плане массовой профилактики и предложения путей решения социальных проблем, гармонизации социальных сил индивидов, социальных отношений и социального пространства в целом. Социология располагает достаточным арсеналом методологических, методических средств и технологий для наиболее полного раскрытия содержания и функций социальной рекламы, основных тенденций и особенностей ее развития на различных этапах эволюции общества, а также разработки эффективных технологий социальной рекламы.

Современное видение комплексного решения данной группы проблем в России представляется оптимальным на основе виталистской социологической парадигмы, концепции жизненных сил человека, разрабатываемой С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляко-вой, Л.Д. Деминой, В.Н. Ивановым, В.И. Патрушевым, Ю.Е. Растовым и другими отечественными учеными. Большой эвристический и практико-инс-трументальный характер виталистской социологии подтверждается успешным ее использованием в качестве методологической основы при анализе проблем социальной работы [3], развития современного образования, социальной напряженности, конфликтности в обществе [4], современной социальной культуры и т.д. Ключевыми категориями концепции жизненных сил выступают понятия «жизненные силы» и «жизненное пространство». Сущностная характеристика понятия «жизненные силы» сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационноколлективными средствами, к числу которых с полным правом относится социальная реклама. Принципиально важным является основополагающий тезис концепции жизненных сил о том, что «формирование, развертывание жизненных сил человека как био-психосоциального существа в основных сферах общественной жизни трансформируется, оформляется в виде его производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных, социоэкологических и социально-бытовых сил как способности воспроизводить и совершенствовать свою хозяйственно-экономическую, социальнополитическую, духовно-культурную, социоэколо-гическую и социально-бытовую жизнь» [5, с. 33]. Под жизненным пространством понимается среда обитания человека, которая позволяет ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою

жизнь, совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу воспроизводства жизни человека как биопсихосоциального существа [5, с. 35]. Отметим, что существенно значимым для виталистской социологии является понимание неразрывности данных понятий и явлений, что дает возможность исследовать жизненные силы как человека, так и общества не только в пределах собственных атрибутивных характеристик, но и через осмысление развитости жизненного пространства, характера его взаимодействия с жизненными силами. Важное значение в виталистской социологической парадигме имеетучет особенностей основных типов, каналов взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства. В качестве таких каналов рассматриваются:

- слепое, стихийное, природное взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека;

- специфика взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства человека с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией;

- преобразующая духовная и материальная деятельность, обусловленная активной, творческой природой человеческого сознания, психики человека [5, с. 37].

В развитии виталистской социологии и концепции жизненных сил человека особую актуальность приобретают методологические установки, согласно которым понимание культуроцентричности жизнеосу-ществления человека, формирования и использования им своего жизненного потенциала, жизненных сил становится важнейшим направлением в исследовании единства жизненных сил и жизненного пространства человека и общества [6]. По мнению С.И. Григорьева, «мировоззренчески базовым фоном для развития культуроцентричности социального знания ... выступает сопряженность представлений о современной научной картине мира, сосуществовании различных воззрений на природу, общество, человека, способов их познания». Культуроцентричность в социогуманитарном знании является методологическим основанием выстраивания «объясняющих» технологий в понимании социальной реальности и признании в этом активной роли духовно-культурной сферы. Вместе с тем «куль-туроцентричность как основа понимания мира в его различных ракурсах может быть рассмотрена в качестве императива выживаемости общества и человека. А сама культура, как порядок мироустройства и сфера бытия личности, должна стать своеобразным свидетельством жизнеспособности общества, выполняя целый ряд основных витальных функций» [6, с. 85]. Возрастающая значимость культурвиталистской модели социологического витализма обусловлена тем фактом,

что в современном российском обществе формируется новая культура социальной жизни: распространение «универсального образа жизни» и возрождение ценности национальных культур, глобализация и регионализация общественных процессов, новое сочетание общечеловеческих, индивидуальных, национальных и региональных ценностей и т.д. Важным критерием определения уровня социальной культуры является адекватность социального мышления, содержания и способов социальных действий социальному времени, пространству жизнеосуществления человека, потребностям конкретно-исторической практики экономического, политического, социально-бытового и духовно-культурного развития. В разработке концептуальных оснований социологического анализа социальной рекламы важным является тезис о том, что основной гарантией сохранения стабильности и эффективности общественного и индивидуально -личностного развития становится адекватный уровень культуры социального мышления, социальной организации и социального действия. Таким образом, виталистская социология и развиваемая в ее рамках культурвиталистская модель имеют фундаментальное методологическое значение для комплексного, интегративного видения проблем функционирования и развития социальной рекламы как на уровне России в целом, так и отдельных ее регионов, предоставляя возможность органично объединить системно-структурные, национально-культурные, конкретно-исто-рические, содержательные и организационно-технологические составляющие исследуемого процесса и определить пути его оптимизации [7].

Процесс функционирования и развития социальной рекламы включает в себя следующие этапы: формирование условий и факторов развития социальной рекламы; собственно процесс возникновения и развития; разработку технологий социальной рекламы и их модернизацию, которые обусловлены спецификой проблемы и целевой аудитории, масштабом воздействия, конкретно-историческими, национально-культурными, региональными и другими условиями.

При анализе социальной рекламы в контексте социологического знания принципиально важным моментом является раскрытие сущности и содержания «социального». Понятие «социальное» широко используется в теоретических построениях социогуманитарного знания и в практической деятельности общественнополитических структур. Общепризнанными являются такие трактовки содержания социального:

- «особый тип, форма регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих (в том числе по отношению к самому субъекту действия), который возможен благодаря взаимным обязательствам, договоренностям» [8, с. 102];

- «совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной

деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени» [9, с. 85];

- «общественное выступает как способ развития природного в человеке, а не как противостоящее природному (даже доминирующее) качество» [10, с. 120].

Традиционно в социальном знании специфика социального определяется рядом таких признаков, как наличие взаимного положения индивидов и групп, которое зависит от экономических и политических отношений в обществе, занимаемого места и выполняемой роли индивидов и групп в различных структурах общества; наличие общих черт, присущих различным группам индивидов, являющихся результатом выполнения ими определенных норм; рефлекторным отношением различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе; наличие результата совместной деятельности индивида и групп.

Интересной представляется точка зрения

В.В. Боброва, согласно которой «социальное - это способ удовлетворения индивидами своих потребностей посредством распространения ими своей воли всеми формами насилия по отношению к другим людям в интересах достижения личных или коллективных целей в процессе совместной деятельности под общим руководством и по единым правилам поведения» [11, с. 33].

Таким образом, существующее многообразие определений «социального» свидетельствует о том, что данная проблема по-прежнему является актуальной научной задачей. Вместе с тем проведенный анализ позволил обозначить признаки «социального», которые являются ключевыми в отношении социальной рекламы: любое социальное действие детерминируется актуальными потребностями индивидов, социальных групп, социальных институтов в совместной целенаправленной деятельности, вызванной необходимостью снятия противоречий между внутренней и внешней средой; деятельность, результатом которой является формирование важнейших для общества тенденций и качеств в процессе взаимодействия различных социальных структур и социальных групп.

С позиций социологического витализма социальную рекламу можно рассматривать как некую технологию, при помощи которой индивид или социальная группа в процессе взаимодействия с другими индивидами, социальными группами и институтами организует социальное пространство и совершенствует свою жизнь.

В соответствии с этим основными признаками социальной рекламы как технологии являются наличие образа общественно значимой цели; использование научных знаний для предварительной разработки социальных рекламных проектов; наличие совокупности операций для осуществления деятельности

(как известно, рекламная кампания состоит из ряда этапов, методов и процедур); учет национальнокультурных особенностей содержания социального рекламного послания и учет специфики области, в которой осуществляется деятельность.

Таким образом, с позиций социологического витализма социальную рекламу мы определяем как социальную технологию, направленную на гармонизацию социального пространства и социальных отношений, на информирование населения об актуальных общественных проблемах, их профилактику и решение, а также выработку новых социальных ценностей и социально одобряемых поведенческих моделей.

Понимание социальной рекламы как технологии требует обоснования основных принципов ее организации, разработки и размещения.

Организация рекламной кампании по социальной проблематике опирается на те технологии, которые широко распространены в практике рекламной деятельности. Вместе с тем социальная реклама имеет некоторые особенности разработки и размещения, так как социальная реклама - это единственная разновидность рекламы, которая ничего не продает; это пропаганда нормальных взаимоотношений между людьми -в семье, коллективе, обществе; это побуждение соблюдать законы и творить добро, беречь здоровье и не падать духом; это способ подачи общественно важного и полезного материала, осуществляемый методами рекламы при использовании носителей рекламы (телевидение, радио, печать, наружная реклама, Интернет и т.д.) в интересах общества и всех его субъектов.

В первую очередь при создании социальной рекламы необходимо учитывать требования, прописанные в ст. 18 Закона РФ «О рекламе» [12, ст. 3]. При разработке социальной рекламы важно знать, что содержащаяся в ней информация, как правило, не является новой: она отражает те проблемы, которые возникают внутри общества и хорошо ему знакомы. В связи с этим возникает проблема поиска таких форм и методов воздействия на население, которые будут наиболее эффективными. Следует отметить, что требования при создании социальной рекламы должны быть жестче, чем при разработке рекламы коммерческой, поскольку цена ошибки в данном случае может оказаться слишком высокой.

На наш взгляд, в существующую технологию разработки социальной рекламы правомерно включение дополнительных этапов. Во-первых, так называемого «нулевого», на котором проводится социологическая диагностика состояния, степени актуализированно-сти тех проблем, которые освещаются в социальной рекламе; тщательно исследуется целевая аудитория социальной рекламы. Полученная в ходе социологического исследования информация позволяет уточнить многие параметры социальной рекламы и повысить

ее эффективность. Во-вторых, этапа, работающего на повышение эффективности социальной рекламы, который в организационном плане направлен на завершение разработки макета социальной рекламы. Это этап тестирования рекламного продукта в целом, которое необходимо проводить с целевой аудиторией при помощи комплекса социологических и психологических методик. В том случае, если эффективность восприятия разработанного макета социальной рекламы целевой аудиторией высокая, его можно «выпускать в жизнь». Таким образом, при организации разработки социальной рекламы важное значение имеет социологическое сопровождение, осуществляемое в целях повышения эффективности функционирования социальной рекламы в обществе.

В соответствии с этими острыми принципами современной социальной рекламы, реализация которых обеспечивает достижение целей и способствует повышению ее эффективности, являются:

- социологическое сопровождение организации, разработки, размещения и оценки эффективности социальной рекламы;

- корректность социальной рекламы, которая подразумевает ее соответствие законодательству о рекламе, принятым в обществе нормам гуманности и морали;

- социальная и психологическая безопасность, в силу которой социальная реклама не должна провоцировать социальные конфликты в обществе, психогенные нарушения поведения, общения и сознания и т. д.;

- культуроцентричность, которая предполагает учет роли существующей социальной культуры в достижении целей социальной рекламы;

- управление качеством, который предполагает разработку специальной концепции и реализуется на производственном, технологическом и управленческом уровнях.

Представленные теоретико-методологические положения составляют основу социологической концепции современной социальной рекламы и требуют дальнейшей проработки в связи с ростом значимости социальной рекламы в жизнедеятельности общества.

Библиографический список

1. Федотова, Л.Н. Социология рекламной деятельности : учебник для студентов вузов / Л.Н. Федотова. М., 2002.

2. Клименок, Н.А. Институционализация социальной рекламы в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Н.А. Клименок. Пенза, 2005.

3. Гуслякова, Л.Г. Виталистская модель теории и практики социальной работы : монография / Л.Г. Гуслякова. Барнаул, 2006.

4. Растов, Ю.Е. Версии неовиталистского теоретизирования в современной российской социологии / Ю.Е. Растов // Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / под ред. С.И. Григорьева. М.; Барнаул, 2003.

5. Жизненные силы человека: социальная метатеория или виталистская социологическая парадигма? : монография / под ред. С.И. Григорьева, Л. Д. Деминой. Барнаул, 2000.

6. Социологический витализм: новые направления развития : сб. науч. ст. / под ред. С.И. Григорьева, О.Т. Коростелевой. М.; Барнаул, 2006.

7. Григорьев, С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего : (избранные статьи по неклассической социологии) / С.И. Григорьев. Барнаул, 2001.

8. Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002.

9. Осипов, Г.В. Социология. Основы общей теории : учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. М., 1996.

10. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика природного и общественного как методологический принцип наук об индивиде / К.А. Абульханова-Славская // Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977.

11. Бобров, В.В. Социальное развитие: сущность, условия и критерии устойчивости / В.В. Бобров. Новосибирск, 2005.

12. О рекламе : Федеральный закон Российской Федерации №108-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.