Научная статья на тему 'Ценности и воспитание ценностного сознания в современном Китае'

Ценности и воспитание ценностного сознания в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ / ЦЕННОСТИ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / MODERN CHINA / VALUES / BASIC VALUES / EDUCATION OF VALUES / SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сяохуэй Ян

Вопросы понимания ценностей и воспитания ценностного сознания являются вечной человеческой тематикой, они становятся еще более важными и актуальными в современном мире глобализации, информатизации, многообразия. Статья посвящена исследованию ценностей, а также теории и практике воспитания ценностных ориентаций в современном Китае, которые имеют истоки в китайской мудрости. Показано, что в научных кругах современного Китая понимание ценностей происходит, во-первых, с онтологической точки зрения, во-вторых, с системной точки зрения и связано с выделением свойств значимости и самобытности. Обосновано, что практика воспитания ориентации на базовые ценности связана с рядом принципов воспитания: принципом субъектности, принципом деятельности, принципом авторитета базовых ценностей. Особенностями системы воспитания ценностей в современном Китае являются ее комплексный характер, совместная работа разных субъектов воспитания, сильная политическая поддержка со стороны государства, наличие многообразных моделей формирования ценностно-ориентированного сознания (воспитание в аудитории, создание культурной среды, социальная практика). Особенности воспитания ценностей рассмотрены с учетом китайской специфики. Автором предложена модель анализа систем воспитания ценностно-ориентированного сознания: «два измерения четыре категории».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values and education of values in modern China

The issues of education of values are an eternal human theme. These issues become more currently important in the modern world of globalization and informatization. The article is devoted to the study of values and theory and practice of education of values in modern China, which have origins in Chinese wisdom. The research showed that in the scientic circles in modern China the understanding of values occurs from an ontological point of view and from a systemic point of view. This is due to the identication of the properties of signicance and identity. The article substantiates that the practice of educating values is associated with a number of principles of upbringing: the principle of subjectivity, the principle of activity, the principle of the authority of basic values. The specicity of the system of education of values in modern China is its integrated character, the joint work of dierent subjects of education, strong political support from the state, the existence of diverse models of education of values (education in the classroom, the creation of a cultural environment, social practice). The article highlights the peculiarities of the upbringing of values with Chinese characteristics. The article proposes the author’s model of the analysis of systems of education of values: “two dimensions-four categories”

Текст научной работы на тему «Ценности и воспитание ценностного сознания в современном Китае»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2019. № 2

Ян Сяохуэй*

ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ**

Вопросы понимания ценностей и воспитания ценностного сознания являются вечной человеческой тематикой, они становятся еще более важными и актуальными в современном мире глобализации, информатизации, многообразия. Статья посвящена исследованию ценностей, а также теории и практике воспитания ценностных ориентаций в современном Китае, которые имеют истоки в китайской мудрости. Показано, что в научных кругах современного Китая понимание ценностей происходит, во-первых, с онтологической точки зрения, во-вторых, с системной точки зрения и связано с выделением свойств значимости и самобытности. Обосновано, что практика воспитания ориентации на базовые ценности связана с рядом принципов воспитания: принципом субъектности, принципом деятельности, принципом авторитета базовых ценностей. Особенностями системы воспитания ценностей в современном Китае являются ее комплексный характер, совместная работа разных субъектов воспитания, сильная политическая поддержка со стороны государства, наличие многообразных моделей формирования ценностно-ориентированного сознания (воспитание в аудитории, создание культурной среды, социальная практика). Особенности воспитания ценностей рассмотрены с учетом китайской специфики. Автором предложена модель анализа систем воспитания ценностно-ориентированного сознания: «два измерения—четыре категории».

Ключевые слова: современный Китай, ценности, базовые ценности, воспитание ценностей.

Y a n g X i a o h u i. Values and education of values in modern China

The issues of education of values are an eternal human theme. These issues become more currently important in the modern world of globalization and informatization. The article is devoted to the study of values and theory and practice of education of values in modern China, which have origins in Chinese wisdom. The research showed that in the scientific circles in modern China the

* Ян Сяохуэй — директор Интеллектуальной базы по дисциплинарным инновациям современного нравственного воспитания подростков при Министерстве

образования и Государственном управлении по делам иностранных специалистов КНР, директор Центра идеологического и политического воспитания Северо-восточного педагогического университета КНР; e-mail: yangsj@nenu.edu.cn

understanding of values occurs from an ontological point of view and from a systemic point of view. This is due to the identification of the properties of significance and identity. The article substantiates that the practice of educating values is associated with a number of principles of upbringing: the principle of subjectivity, the principle of activity, the principle of the authority of basic values. The specificity of the system of education of values in modern China is its integrated character, the joint work of different subjects of education, strong political support from the state, the existence of diverse models of education of values (education in the classroom, the creation of a cultural environment, social practice). The article highlights the peculiarities of the upbringing of values with Chinese characteristics. The article proposes the author's model of the analysis of systems of education of values: "two dimensions-four categories".

Keywords: modern China, values, basic values, education of values, system of education.

В течение длительного времени люди были уверены, что они есть часть великого космического порядка. Следуя определенной очередности ценностей, космический порядок как целостное существование основывается на одной конечной цели или концепции и представляет собой «значимый порядок» [Ch. Taylor, перевод Хань Чжэнь, 2001, p. 241]. В современных условиях, когда не признается существование мирового космического порядка и допускается существование многообразия и плюрализма ценностей, вопрос о ценностях и воспитании ценностей становится общечеловеческой тематикой с всемирным значением.

В процессе высокоскоростной глобализации современного мира, когда все больше стран во всем мире не могут остаться в традиционных границах национальной культуры, многие обращают большое внимание на проблемы «как познавать и понимать ценности?» Можно ли сказать, что интериоризированная ценность есть результат воспитания или нет? Какое отношение существует между ценностями, воспитанием ценностей и государственным управлением? И это далеко не полный перечень вопросов, которые здесь можно задать. Конечно, внимание людей к проблематике ценностей не позволяет полностью избежать опасного состояния системы реально представленных в обществе ценностей. В современном мире стремительно развиваются наука и техника, беспрецедентно взаимодействуют и переплетаются многообразные культуры, образ жизни общества сильно изменяется. Люди активно участвуют в разнообразных процессах, они не только следуют традиционным ценностями, но чувствуют и осознают другие системы ценностей внутри общества, а также постепенно отмечают их наличие в мире. Именно в индивидуальном самостоятельном процессе мышления и

действия люди осознают, сравнивают и принимают ценности. Традиционные ведущие ценности каждой страны и народа встречаются с небывалыми потрясениями и вызовами извне, в том числе со стороны направленного влияния внешних сил. В результате в разной степени появляются социальные явления аномии и возникает угроза распада системы ценностей и норм.

Радует, что люди осознают кризис ценностей и свою ответственность за осмысление ценностей и их воспитание. Современный американский социолог и политолог Рональд Франклин Инглхарт со своими коллегами с 1981 г. начал проект-опросы и интервью в рамках проекта Всемирного исследования ценностей (World Values Survey). Согласно выводу исследования, приоритет ценности в западном мире уже переходит от материализма к постматериализму, люди больше обращают внимание на чувство принадлежности, самовыражение и жизненное качество [Л. Inglehart, 1990, p. 66]. В 2007 г. Исследовательским центром детей и молодежи КНР и Российским университетом дружбы народов в городах Пекине и Москве было проведено совместное эмпирическое исследование «Сравнительное исследование ценностей студентов КНР и РФ», цель которого заключалась в том, чтобы раскрыть основные состояния и специфику ценностей современных студентов [Группа программы «Сравнительное исследование ориентации ценностей студентов КНР и РФ», 2008, № 12]. Эти и другие проекты — свидетельства научного поиска и изучения человеческих ценностей. В результате теоретической и практической работы уровень осознания роли ценностей и важности их воспитания повышается, полученные знания способствуют постепенному формированию у ученых многосторонних концепций. Китай — великая культурная держава с 5000-летней историей. Издавна наше старшее поколение уделяет внимание системе ценностей и формированию ценностного сознания. Например, в философии Конфуция выделены «пять постоянств», т.е. пять добродетелей праведного человека, которые включают в себя гуманность, справедливость, благопристойность, мудрость и доброе намерение. «Пять постоянств» отражают китайские мудрости и до сих пор сильно влияют на идеалы, нормы и развитие нашего общества как главные факторы системы ценностей современного Китая. Современные китайские ученые обратили внимание на проблематику ценностей в начале 80-х гг. ХХ в. [Ву Ялин, 2009, с. 59], сигналом этого является публикация 1980 г. в «Научном ежемесячном журнале» статьи «Марксизм об осознании фактов и осознании ценностей и об отношении между ними» [Ли Дэшун, 1993, № 11].

В научных кругах современного Китая понимание ценностей обычно идет двумя путям.

Во-первых, понимание ценностей с точки зрения их онтологического статуса. Ценности отражают не столько субъективное сознание, сколько реальное состояние социальной действительности. Известный китайский ученый, профессор института философии и социологии Пекинского педагогического университета Чан Шугуан в своей монографии «Ценность и порядок» писал: «...ценности являются жизненным сознанием, которые подчиняется онтологии. сами ценности являются жизнью человека» [Чан Шугуан, 2016, с. 121]. Иначе говоря, ценности сами по себе являются внутренней частью жизни человека и существования общества. Данное понимание ценностей исходит из того, что нельзя основываться только на понимании взаимосвязи ценности и потребностей человека, а надо учитывать все проявления бытия человека, всю онтологию человеческой жизни.

Во-вторых, понимание ценностей с точки зрения системы.

Ценности имеют системное существование, т.е. надо понимать систему ценностей. С точки зрения практики, профессор Цинхуаского университета Ву Чжо считает, что ценности — это формирующаяся в продолжительной социальной практике система ценностей, которая является универсальной, обобщающей и общественной, эта система отражает представления о важных и коренных вопросах социальной жизни и практики [Бу Чжо, 2009, № 3]. По мнению известного современного китайского философа Ли Дэшун, «как особое духовное содержание и форма представлений человека, ценности — это система убеждений, верований, идеалов человека» [Ли Дэшун, 2001, № 6]. По мнению другого философа — профессора Цзан Чан, ценности — это система убеждений, которые помогают как стереотипы в проведении оценки и выбора, установлении ориентации и стремлений в деятельности человека» [Цзан Чан, 2016, с. 13]. «Когда система ценностей актуализируется в реальной жизни общества, она становится культурой страны и народа и символизирует духовность этой страны и народа» [Цзан Чан, 2014, № 4].

В целом мы считаем, что ценности — это комплексная система убеждений идеалов, стандартов и конкретных ценностных ориента-ций у человека, формирующаяся в практике общественной жизни. Система ценностей отражает точку зрения, отношение, знание людей о каком-то предмете и явлении, в то же время дает каждому члену общества важные нормы для самостоятельного регулирования своей жизни и поведения. По сути говоря, ценности обладают свойствами значимости и самобытности.

Значимость. Запрос на ценности существует и на уровне индивида, и на уровне общества. Во-первых, сформированность личной системы духовно-нравственных ценностей отражает уровень раз-

вития и социализации личности. Четкие ценности и решительное следование ценностям являются важными показателями уровня психологической зрелости и здоровья человека. Ценности определяют нормы и ориентации, на основании которых осуществляется выбор цели, инструментов и средств деятельности, и происходит оценка результата деятельностей. Во-вторых, если система ценностей в обществе установлена и общеизвестна, то она является предпосылкой гарантии системного функционирования общества, средством регуляции эффективного общения его членов, главной базой солидарности и духовной силой устойчивого развития страны и народа.

Самобытность. По причинам непохожести исторической эволюции стран, изменчивости международной среды, влияний, полученных от традиционной культуры, и других факторов, ценности выражают национальную специфику. Страны заявляют вовне свои внутренние специфичные системы ценностей, пропагандируют их и на основании этого дают возможность остальным прямо почувствовать духовность народов. Например, правительство Сингапура определило пять основных ценностей в «Белой книге общих ценностей Сингапура» в целях развития самобытности своей страны. В число пяти основных ценностей вошли: приоритет интересов общества над интересами личности; семья — основная ячейка общества; общественная поддержка и уважение к личности; консенсус, а не конфронтация; социальная гармония и религиозная терпимость [Газета Народов, 2015]. В современном Китае, признавая системное существование ценностей, мы в структуре ценностей рассматриваем как находящиеся на ключевом месте ценности, которые называются «базовыми ценностями». «В одном обществе разница между базовыми ценностями и другими ценностями заключается в том, что базовые ценности радикально обусловливают другие ценности общества, отражают коренное ядро ценностей всего общества и являются основным показателем различий между ценностями разных обществ» [Цзан Чан, 2017, с. 65-66]. Иначе говоря, базовые ценности сосредоточенно выражают стремление, идеалы, ориентации и нормы ценностей одного общества. Реально ученых из разных стран может объединять наличие базовых ценностей. Но особенно важна система базовых ценностей для каждого определенного общества. Как «коренная основа нравственной жизни» [Character Education Partnership, 2008, p. 1-8] и духовная сила, базовые ценности продвигают всестороннее развитие общества и «глубоко влияют на жизнеспособность, сплоченность и творчество общества» [Юань Гуйжэнь, 2008, № 1]. Если отсутствует стабильная основа общности мнений и стандартов ценностей в одном обществе, то это обязательно вызывает недостатки личного нравственного и морального уровня

[C.A. Cunningham, 2005, p. 166-200]. Это можно рассматривать как главную причину стремления некоторых современных стран к явному выделению базовых ценностей.

Для сегодняшнего Китая базовые ценности — именно «социалистические базовые ценности», которые составляют внутреннее ядро соответствующей аксиологической системы. На XVIII съезде КПК была подчеркнута необходимость активно распространять идеалы могущества и процветания страны, демократии, цивилизации, гармонии, а также идеи свободы, равенства, справедливости и законности, воспитывать патриотизм, любовь к своему делу, честность, искренность и дружелюбие, активно укореняя менталитет, основанный на этих социалистических базовых ценностях и следуя этим ценностям в действиях. Стержневая концепция социалистических базовых ценностей четко определила целеполагающие установки, ценностные ориентации и нормы на тройном уровне — государства, общества и гражданина. В ней сжато и сконцентрированно сформулированы базовые социалистические ценности и определены самые основные ценностные составляющие современного Китая.

На основе рационального запроса человеческого общества на установление ценностей роль воспитания ценностям в их индивидуально-личностном смысле становится яснее и важнее. Перед обсуждением вопроса воспитания ценностям выскажем наше мнение: ценности, несмотря на их укорененнность в практике общественной жизни, являются результатом воспитания, именно воспитание является главным средством формирования системы ценностей у конкретного человека.

Определение воспитания ценностей многообразно. С точки зрения цели воспитания, ученые считают, что «воспитание приверженности ценностям активно руководит процессом формирования личных ценностей» [Ши Хэйбин, 2008, № 10] и «способствует стремлению человека к истине ценностей» [БуЯлин, 2009, с. 170] как высокому стандарту социальной деятельности. Воспитание помогает развитию качеств человека. Результатом воспитания ценностного сознания является создание ценностей человека, воспитание истинных, добрых и прекрасных людей» [Бан Фэнсянь, 2000, № 5]. С точки зрения процесса воспитания, большинство ученых в современном Китае считают, что, «с одной стороны, воспитание ценностного сознания — это целевой и организованный проект культуры, который уделяет внимание внешнему воздействию управления, то есть влияние со стороны учителей, среды и общества очень важно, а с другой стороны, воспитание надлежащих ценностных ориентаций проявляется как процесс присвоения и накопления культуры, то есть делается акцент на внутренней стихийности воспитания и самовос-

питания» [Ван Люй, 2009, с. 81]. В целом размышления о формировании ценностных ориентаций как практическом процессе обычно подчеркивают и воспитание, и самовоспитание в целях содействия членам общества в достижении высокой морали, добрых качеств, чувства самосознания и самодисциплины в поведении.

Конкретные реальные формы воспитания ценностей в разных странах многообразны и отличаются названиями, практическими действиями, методами и т.д. Иначе говоря, практики, с помощью которых осуществляется функция формирования ценностных ориентаций в разных странах и регионах, имеют как типичные, так и отличающиеся специфичные формы. Например, российское патриотическое воспитание и духовно-нравственное воспитание, американское гражданское воспитание, японское нравственное воспитание, китайское идейно-политическое воспитание и воспитание базовых ценностей. Несмотря на разные названия, суть и конечная цель воспитательной деятельности ориентированы в одном направлении, т.е. они нацелены на формирование высоких и морально санкционированных ценностных качеств личности. Или, например, гражданское воспитание включает в себя не только воспитание способности участия в политике, но и патриотизма, заботы об обществе, толерантности и другой высокой нравственности каждого гражданина [/. Schwarzmantel, 2003, р. 144].

Практика показывает, что для получения эффективного результата воспитания надо, исходя из общего требования развития человека и общества, научно разработать принципы формирования ценностных ориентаций и последовательно проводить принципы в жизнь.

Среди таких принципов, по нашему мнению, можно выделить следующие:

- принцип субъектности. В процессе формирования ценностных ориентаций главным субъектом является человек, которому воспитание помогает сформировать у себя приверженность высоким ценностям. Этот принцип ориентирует на внимание к самому человеку, т.е. на уважение физической, психологической и поведенческой специфики каждого этапа развития человека, на учет его собственных запросов;

- принцип деятельности. Практика воспитания ценностей достигнет своей цели, только если человек будет иметь опыт собственной деятельности. Проживание собственного опыта самого человека, конечно, основывается на практике реального общества, в котором он существует [Синь Чжиюн, Цзан Кун, 2005, № 18]. Отрывающееся от практической деятельности самого человека воспитание ценностных ориентаций лишено цели и не дает эффекта;

- принцип авторитета базовых ценностей. Важность существования базовых ценностей как ядра аксиологической системы мы уже отметили. С точки зрения воспитательной деятельности, создавать или восстанавливать основные ценности и культивировать традиционные добродетели актуально [W.J. Bennett, 1997, p. 2-3], т.е. важно поддерживать авторитет базовых ценностей. Практика показывает, что в каждой стране и обществе есть свои базовые ценности, символизирующие специфику духовности, они имеют авторитет, общий для всей страны или всего общества. Людям нужны общие нравственные нормы для регулирования мысли и поведения. «Общий авторитет способствует разрешению многих нравственных проблем, которые трудно разрешать с помощью личного разума» [.R.W Grant, 2010, p. 290]. Этот принцип ориентирует на то, чтобы обязательно обратить больше внимания на важное место базовых ценностей, пропагандировать эти ценности внутри общества. Базовые ценности, с одной стороны, не исчерпывают всю систему ценностей, нужно эффективно балансировать, выстраивать отношения между базовыми и иными ценностями, между общим ядром и другими разнообразными элементами. С другой стороны, ведущие ценности не являются едиными для всех стран и народов. Надо рационально и толерантно относиться к объективному существованию разных систем ценностей, диалектично и эффективно общаться и перенимать лучшее.

Кто несет ответственность за воспитание ценностей? Результат одного американского эмпирического исследования показывает, что 97% респондентов считают, что ответственность за развитие нравственности детей и молодежи посредством воспитания правильных ценностных ориентаций должна брать на себя школа [M.J. Schwartz, 2008, p. 583-600]. Кроме образовательного учреждения, общественные организации тоже занимают важное место в воспитании приверженности принятым в обществе ценностям [Anne Colby, 2010, p. 12-13]. Наша позиция заключается в том, что этого, конечно, недостаточно, воспитание ценностных ориентаций — это практические совместные усилия всего общества. Среди ответственных субъектов воспитания, конечно, и семья, и образовательные учреждения, и правительство, и сам человек.

В современном Китае формирование ценностных ориентаций — это система, которая очень важна в процессе развития человека и общества. Выделим ее особенности:

Во-первых, эта система комплексная, ее структура отличается совместной воспитательной работой разных субъектов воспитания, среди которых ведущие позиции занимают образовательные учреждения. На уровне государства Министерство образования КНР

несет ответственность за разработку стратегии образовательной политики, принятие соответствующих приказов, проектов и программ и руководит конкретной воспитательной работой учреждений образования разного уровня. В его структуру входит Департамент по вопросам базового образования, который управляет воспитательной работой дошкольной, начальной, средней и высшей средней школ, и Департамент идейно-политического образования, руководящий воспитательной работой вузов.

Кроме Министерства образования на государственном уровне воспитательную политику планирует и осуществляет Центральный комитет комсомола. Главный субъект для формирования ценностных ориентаций у молодежи 14-28 лет в современном Китае — это комсомольская организация. Коммунистический союз молодежи объединяет большое количество детей и молодежи. По данным статистики, на конец 2015 г. в Китае насчитывалось всего 87,461 млн комсомольцев и 3,873 млн первичных организацией — комитетов комсомола [Газета Света, 2016].

На уровне школ и вузов воспитательная работа осуществляется коллективами образовательных организаций, которые в нашей стране осознают, что воспитание полностью интегрировано в процесс образования, в работу всех звеньев и всех сотрудников. Функции управления воспитанием в образовательных организациях осуществляются совместно администрацией (ректором вуза или директором школы) и руководителем (секретарем) первичной организации Коммунистической партии Китая, который, в свою очередь, влияет на работу комитета первичной организации Коммунистического союза молодежи Китая. Это особенность нашей страны.

В школах и вузах есть отдельно выделенные должности сотрудников для воспитательной работы, в том числе заместитель руководителя по воспитательной работе. В вузах существуют отделы по студенческим делам, заместители декана по воспитательной работе, кураторы курсов и т.д. Все они целенаправленно и совместно занимаются воспитательной работой, организуют работу студенческих союзов и объединений.

Во-вторых, система воспитания имеет сильную политическую поддержку со стороны государства. В последние годы Центральный Комитет Коммунистической партии Китая, Государственный совет Китайской народной республики, Министерство образования КНР публиковали серию документов, посвященных политике в области воспитания. Например, наиболее важными документами можно назвать: «Рекомендации по дальнейшему укреплению и совершенствованию идейно-политического образования студентов» (2004), «Некоторые рекомендации по дальнейшему укреплению и

улучшению идейно-нравственного совершенствования несовершеннолетних» (2004), «Среднесрочное и долгосрочное планирование развития молодежи» (2017), «Рекомендации по укреплению и совершенствованию идейно-политической работы в вузах в новых условиях» (2017). Все направления и формы воспитательной работы строятся в обязательном соответствии с этими документами, которые содействуют формированию воспитательной среды, предоставляют государственные гарантии и определяют механизмы развития детей и молодежи.

Во-третьих, система формирования ценностных ориентаций включает многообразные модели воспитания. В современном Китае сформированы три главных пути-модели формирования ценностных ориентаций.

1. Воспитание в аудитории. Главным каналом воспитания являются идейно-нравственные учебные предметы, которые преподаются на разных уровнях образования. Для школьников с 1 класса до окончания начальной школы (6 класс) и в средней школе (1-3 класс средней школы) преподается предмет «Нравственность и правовая система», в старшей школе (с 1 по 3 класс старшей школы) предмет называется «Идеология. Политика». Эти предметы имеют общее название «воспитательные предметы», их содержание ориентируется на принципы жизненности, комплексности, субъектности, открытости, предметы имеют статус обязательных (кроме последнего класса старшей школы).

В вузах предмет «Идейно-политическая теория» обязателен для студентов всех направлений подготовки. В течение срока учебы в университете студент должен изучить четыре предмета — «Идейно-нравственные качества и правовые основания деятельности»9, «Основы новой и новейшей истории Китая», «Основные принципы марксизма», «Введение в идеи Мао Цзэдуна и теоретическую систему социализма с китайской спецификой»). Обучение ведется по единым учебникам для всех вузов страны.

Через эти занятия школьники и студенты не только получают знания, но и совершенствуют себя в соответствии с ценностями с учетом требований государства и новой эпохи. Для того чтобы избежать «скучной» теоретической учебы, преподаватели используют активные приемы и разнообразные средства для организации занятий, например, просмотр видеофильмов с последующим обсуж-

9 Учебник по этому предмету включает такие разделы, как высокие представления о жизни человека; убеждения и идеалы; китайская духовность; социалистические базовые ценности; традиционные нравственные добродетели и гражданские нормы; соблюдение правовых норм.

дением между группами, проведение занятий самими студентами, дискуссии по сложным актуальным темам.

2. Создание культурной среды в школах и университетах. В политологии культура считается мягкой силой, в области образования культура тоже является невидным ресурсом, который играет важную роль в развитии нравственности человека. Если «воспитание в аудитории» можно назвать «явной формой», то создание культурной среды — это «скрытая форма» формирования ценностных ориента-ций. В процессе создания культурной среды формы самоорганизации учащихся являются важными субъектами воспитания. Это прежде всего студенческий совет и другие объединения по интересам. Организуя конкурс революционных песен, фотовыставку современного облика страны, спортивное соревнование и другие виды активной деятельности, они создают среду для проявления высоконравственной и полноценной жизни молодежи.

3. Социальная практика. Культурное наследие, особенно наследие традиционной культуры, революционной культуры и социалистической культуры, отражает многообразные ценности и замечательные традиции народа. Наиболее важные для воспитания детей и молодежи объекты культурного наследия (музеи, парки, памятники и т.д.) входят в список достопримечательностей, который называется «База патриотического воспитания Китая». Посещение этих достопримечательностей носит название «красный опыт». На каникулах школьники и студенты участвуют в разных социальных проектах: помощь сиротам, сельским школьникам в учебе, распространение социально значимой информации для сельского населения, содействие в решении экологических проблем.

Итак, мы считаем, что, учитывая внешние и внутренние условия сложной ситуации глобализации мира, многообразия культур, информатизации общества, необходимо проводить исследования ценностей, их специфики, роли в обществе, обосновывать важность формирования ценностных ориентаций и вести практическую деятельность, направленную на утверждение в сознании каждого члена общества подтвердивших свою значимость систем ценностей.

Во-первых, мы считаем важным настаивать на своей специфике. Формирование ценностных ориентаций проводится на основе идеологии и опирается на задачи развития конкретного общества. Формирование ценностных ориентаций в каждой стране обязательно отвечает запросам общества, опирается на достижения культуры, на знания теории, на уверенность народа в пути развития, в политическом режиме. Для современного Китая воспитание по усвоению системы ценностей основывается на реалиях китайского общества и ориентируется на решение национальных проблем.

Особенности современного воспитания ценностей с китайской спецификой проявляются в необходимости:

- придерживаться позиции, точки зрения и методов марксизма, разработанных правительством четких ориентаций в вопросах воспитания ценностей;

- комплексно развивать теоретическую систему знаний, лежащих в основе идейно-политических дисциплин, систему обучения, проводить научные исследования и готовить кадры для системы формирования ценностных ориентаций;

- обратить внимание на идеалы, убеждения, нормы поведения членов общества, и всесторонне воспитывать их;

- сочетать явные и скрытые формы воспитания, поддерживать разнообразные виды социальной деятельности людей.

Во-вторых, формирование ценностных ориентаций следует рассматривать в международном контексте. Воспитание как восприятие систем ценностей происходит в открытом пространстве, и этот процесс в отдельной стране не может идти изолированно. Ценности — это общечеловеческая тематика с всемирным значением, поэтому нужен тесный контакт и общение между странами с целью определения перспектив общего развития. Практика показывает, что восприятие систем ценностей в разных странах обладает спецификой, поэтому актуально проведение сравнительных исследований систем воспитания, существующих в разных странах, что требует найти эффективный инструмент анализа. В последние несколько лет мы с коллегами проводим сравнительный анализ систем формирования ценностных ориентаций в ряде стран, классифицируем эти страны по критерию особенностей воспитания ценностей, потом анализируем закономерности этого процесса. По какому стандарту (основанию) проводим нашу классификацию? В настоящее время в результате китайских исследований по сравнительной политологии, сравнительной педагогике и другим специальностям уже сформированы относительные стабильные критерии для классификации стран, например, по типу культурного развития, идеологии, форме организации политической власти, по административной системе и т.д. Отметим, что все эти стандарты классификации не полностью подходят для задач нашей научной работы, предметом исследования которой является практическая деятельность по воспитанию. Нам нужно разработать более подходящий инструмент анализа. Основываясь на фундаментальных научных результатах, мы разработали аналитическую модель системы формирования ценностных ориентаций: «два измерения—четыре категории». Эта модель рассматривает содержание формирования ценностных ориентаций — индивидуальной ориентации и социальной ориентации (по основной оси) и

формы формирования ценностных ориентаций — явные формы и скрытые формы (по поперечной оси). В целом мы получили четыре типа систем воспитания ценностных ориентаций: воспитание явно-социальное, скрыто-социальное, скрыто-индивидуальное, явно-индивидуальное (рисунок). В общем главные системы воспитания ценностных ориентаций, существующие в современном мира, принадлежат к этим четырем типам. Конечно, эта классификация отвечает требованиям научного исследования, но реальное состояние сложнее, в каждой стране система воспитания обычно включает отдельные элементы воспитания, которые принадлежат к разным типам. Как известно, китайская культура акцентирует внимание на коллективизме, но в ходе перехода от традиционного общества к современному учитывается и ориентация на индивидуализм. В сегодняшнем Китае большое внимание также обращено на индивида. Приведем в качестве примера США: американское нравственное воспитание делает акцент на ориентации на личные права, но в их системе воспитания существуют формы, имеющие направленность на социальную ориентацию, которые пробуждают у людей патриотизм и коллективизм (официальная присяга на верность перед флагом страны утром в американских школах) (Pledge of Allegiance).

явные формы

А

явно-индивидуальное

явно-социальное

<-

индивидуальная ориентация

содержание

формирования

ценностей

социальная ориентация

скрыто-индивидуальное

скрыто-социальное

скрытые формы

формы воспитания ценностей

Аналитическая модель систем воспитания ценностей «два измерения—четыре категории»

Предлагаемая нами модель анализа систем воспитания — первый шаг в продвижении наших научных мыслей и изысканий, с помощью которого можно в целом выявить закономерности воспитания ценностей в разных странах, это будет способствовать переходу к следующим этапам исследования.

В-третьих, необходимо настаивать на взаимоуважении, равноправном общении, перенимать успешный опыт других стран. Как сказал председатель КНР Си Цзиньпин: «В нашем мире все страны как никогда связаны друг с другом, существуют в тесной зависимости друг от друга. Человечество живет в глобальной деревне, в едином времени и пространстве, в котором переплетаются история и актуальность, и из года в год приближается к тому, чтобы стать сообществом единой судьбы, в котором невозможно разделить, где ты и где я» [Издательство «Синь Шицзе», 2016, с. 199]. Концепция будущего человечества как «сообщества единой судьбы» [Газета Народов, 2017]10 провозглашает взаимное уважение и равноправное общение друг с другом как важный принцип и позицию. Создавая сообщество единой судьбы, нам надо придерживаться принципов толерантности, взаимодополнения и обменов между разными странами и цивилизациями. С одной стороны, надо уважать специфику ценностей разных стран, с другой стороны, активно обмениваться опытом друг с другом и содействовать проведению диалогов между теоретиками и практиками, принадлежащими к разным моделям воспитания ценностей, совместно вносить вклад в человеческий духовный очаг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пусть концепция мирового сообщества с единой судьбой осветит будущее человечества // Газета Народов. 16 января 2017 г. // URL: http://russian. people.com.cn/n3/2017/0116/c95181-9167272.html

Althof W., BerkowitzM.W. Moral education and character education: Their relationship and roles in citizenship education // Journal of Moral Education. 2006. N 35(4). P. 495-518.

10 Концепция «сообщества единой судьбы» — это китайская точка зрения на направление развития цивилизации, представленная Председателем КНР Си Цзиньпином с 2012 г. на многих площадках в Китае и за рубежом. Суть проекта изложена в январе 2017 г. в статье в «Газете Народов», в том числе в русскоязычной версии: «В нынешнем мире интересы и судьбы всех государств тесно переплетены, постепенно формируется объемная сетчатая структура, в которой каждая часть отзывается "во всем теле". Формирование международных отношений нового типа, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве, создание человеческого сообщества единой судьбы — это уникальный и полный восточной мудрости план решения на основе глубоко понимаемых Китаем течений эпохи и исторических тенденций мира» [Газета Народов, 2017].

Bennett W.J. The Book of virtues for young people: A treasury of great moral stories. N.Y., 1997.

Character Education Partnership. Performance values: Why they matter and what schools can do to foster their developmen. Washington, D.C. 2008.

Colby A., Ehrlich T., Beaumont E. Educating citizens: Preparing America's undergraduates for lives of moral and civic responsibility. Wiley, 2010.

Cunningham C.A. A certain and reasoned art: The rise and fall of character education in America // Lapsley D.K., Power F.C. (eds). Character psychology and character education. Notre Dame, IN, 2005. P. 166-200.

Grant R.W. Is humanistic education humanizing? // E. Kiss, J.P. Euben (eds). Debating moral education: Rethinking the role of the modern university. Durham, 2010.

Inglehart R. Culture shift in advanced industrial society. Oxford, 1990.

Schwartz M.J. Teacher education for moral and character education // L. Nucci, D. Narvaez (eds). Handbook of moral and education. N.Y., 2008. P. 583-600.

Schwarzmantel J. Citizenship and identity: Towards a New Republic. Routledge, 2003.

Ш&Щ-ШШ ёШШМ (Собственный источник (Sources

of the Self: The making of the modern identity) / Ch. Taylor; Пер. Хань Чжэнь и др. Пекин, 2001) (на кит. яз.).

(Группа программы «Сравнительное исследование ориентации ценностей студентов КНР и РФ»: Доклад сравнительного исследования ориентации ценностей студентов КНР и РФ // Китайское исследование по молодежи. 2008. № 12. C. 56-58) (на кит. яз.).

^ЖШ.^Ш^Ш^ (Ценности и образование / Ву Ялин. Пекин, 2009) (на кит. яз.).

^ШЩ.^Ш^ЙФШ (Ли Дэшун. Аксиология в Китае // Философская динамика. 1993. № 11. С. 39-43) (на кит. яз.).

ШШ^МШШ^Ш^ (Ценности и порядок / Чан Шугуан. Пекин: Издательство Народов, 2016) (на кит. яз.).

МЖ ^•ШШШ^'ШШШШШ^^тВ^ (Ву Чжо. О некоторых теоретических мыслях по вопросу ценностей и воспитания ценностей // Исследование идейно-политического образования. 2009. № 3. С. 11-16) (на кит. яз.).

^ШМАЛ'&^.ИИШШ (Ли Дэшун. Что такое ценности // Газета «Время Учебы». 11.06.2001) (на кит. яз.).

(О современных китайских ценностях / Цзан Чан. Пекин, 2016) (на кит. яз.).

^^Л^Ш^ФШ'ШШЩЙ® (Цзан Чан. О создании китайских современных ценностей // Марксизм и реальность. 2014. № 4. С. 147-154) (на кит. яз.).

(Просвещение от построения общих ценностей в Сингапуре // Газета Народов. 19 июня 2015 г.) (на кит. яз.).

(О ценностях и культуре ценностей / Цзан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чан. Пекин, 2017) (на кит. яз.).

ЖШШ (Юань Гуйжэнь. Создать социалистическую ключевую систему ценностей // Китайская социальная наука. 2008. № 1. С. 4-9) (на кит. яз.).

(Ши Хэйбин. Об основном свойстве и нуждах воспитания ценностей // Научный форум. 2008. № 10. С. 43-47) (на кит. яз.).

ВШ^ЙШ® (Ван Фэнсянь. Воспитание ценности и его вызов в новом веке // Исследование высшего образования. 2000. № 5. С. 53-56) (на кит. яз.).

^.Ш.^ШШШМШ^аШ^. (ВанЛюй. Закономерность воспитания ценностей. Пекин, 2009) (на кит. яз.).

ШШШШМ (Синь Чжиюн, Цзан Кун. О воспитании ценностей подростка // Народное образование. 2005. № 18. С. 5-9) (на кит. яз.).

(На конец 2015 г. во всей стране было всего 88 млн комсомольцев // Газета Света. 04.05.2001) (на кит. яз.).

ФШ^ШК (Китайские ключевые слова. Пекин, 2016) (на кит. яз.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.