Научная статья на тему 'К проблеме определения базовых ценностей в картине мира китайцев'

К проблеме определения базовых ценностей в картине мира китайцев Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
219
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / КАРТИНА МИРА / СОЦИАЛИЗМ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ / КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК / BASIC VALUES / WORLDVIEW / SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS / CHINESE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дубкова О.В.

В условиях интеграции Китая в современное мировое сообщество актуальным является определение базовых ценностей. В современном научном понимании слово «ценности» входит в китайский язык в конце 90-х гг. ХХ в. и получает широкое научное развитие в последнее десятилетие. На основе изучения фундаментальных исследований выделяется 12 базовых ценностей. Автор доказывает, что в настоящее время в картину мира китайцев целенаправленно внедряется совокупность ценностей социализма с китайской спецификой.In the context of China’s integration into the world community, determination of basic values has grown especially relevant. The word “values” entered the Chinese language in the late 1990s and has since received a lot of scientific consideration. A review of theoretical works on this problem has revealed twelve associated basic values. The author argues that currently the Chinese worldview comprises a set of specific socialist values that reflect the structure of Chinese society and that are imposed on Chinese people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения базовых ценностей в картине мира китайцев»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 811.581 О. В. Дубкова

кандидат филологических наук, доцент,

профессор Сианьского университета иностранных языков,

Институт русского языка, иностранный специалист, Сианьский университет

иностранных языков, Сиань, КНР; е-таН: linuan12@mail.ru

В условиях интеграции Китая в современное мировое сообщество актуальным является определение базовых ценностей. В современном научном понимании слово «ценности» входит в китайский язык в конце 90-х гг. ХХ в. и получает широкое научное развитие в последнее десятилетие. На основе изучения фундаментальных исследований выделяется 12 базовых ценностей. Автор доказывает, что в настоящее время в картину мира китайцев целенаправленно внедряется совокупность ценностей социализма с китайской спецификой.

Ключевые слова: базовые ценности; картина мира; социализм с китайской спецификой; китайский язык.

O. V. Dubkova

PhD (Philology), Associate Professor, Professor of the Xi'an International Studies University, foreign specialist of the Russian Language Institute, Xi'an, PRC; e-mail: linuan12@mail.ru

REVISITING THE PROBLEM OF DETERMINING BASIC VALUES

In the context of China's integration into the world community, determination of basic values has grown especially relevant. The word "values" entered the Chinese language in the late 1990s and has since received a lot of scientific consideration. A review of theoretical works on this problem has revealed twelve associated basic values. The author argues that currently the Chinese worldview comprises a set of specific socialist values that reflect the structure of Chinese society and that are imposed on Chinese people.

Key words: basic values; worldview; socialism with Chinese characteristics; Chinese language.

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КАРТИНЕ МИРА КИТАЙЦЕВ

IN THE WORLDVIEW OF THE CHINESE

Введение

Картина мира китайцев содержит в себе базовые ценности, связанные с политикой, экономикой, идеологией, философией, историей, военным делом, образованием, культурой, религией, народными традициями Древнего и современного Китая, и, с одной стороны, наследует многотысячелетние традиции и опыт страны, с другой -«приспосабливается» к глобализации и интегрируется в современное международное сообщество. В настоящее время в Китае формируется специфическая система анализа и интерпретации базовых ценностей, обусловленная идеологическими и политическими установками строительства социализма с китайской спецификой. В российской научной литературе эта проблема фактически не рассматривается, поэтому представляется целесообразным определить теоретическую и идеоло-политическую основу базовых ценностей китайцев. В ходе анализа современной литературы на китайском языке последовательно рассматриваются следующие вопросы: история формирования понятия {{{{Щ / ценности в китайском языке, этапы изучения традиционных ценностей китайцев и формирование идеи базовых ценностей социализма с китайской спецификой.

1. Лексикографическое содержание лексемы {{{Щ / ценности в современном китайском языке

В китайском языке слово ценности ({{{{Щ jiazЫguan) является сложным, состоящим из трех иероглифов и образованным путем сложения двух существительных: {{{{jiazhí / стоимость и Щ guan / взгляд. При этом во втором значении слово {{{{ jiazhí / стоимость имеет значение «ценность», обозначая в сочетании с другими словами различные виды ценностей: quan гепШ de jiazhí / общечеловеческие ценности, уоих^ jiazhí / материальные ценности и др. Иероглиф Щ guan является фонограммой и имеет значение «внимательно смотреть»; изначально он изображал 'аиста' (Щ) и 'открытый глаз' (М); современный иероглиф содержит элементы, которые связаны с исходным значением.

Согласно нашим исследованиям, слово {{{{Щ jiazhíguan / ценности в 1999 г. впервые зафиксировано в энциклопедическом словаре «Цыхай»:

Ценности - системный взгляд на определенные убеждения, тенденции, мнения и отношения. Они играют роль поведенческой ориентации, критериев оценки, принципов оценки и измерений. (здесь и далее перевод наш. - О. Д.) 1999, В993Щ

В «Словаре современного китайского языка» 2005 г. представлено слово {{ШШ jiazhiguan / ценности, которое определяется следующим образом:

»- Ценности - оценочные взгляды на определенные убеждения, тенденции, мнения и отношения, которые играют роль поведенческой ориентации, критериев оценки, принципов оценки и являются мерилом оценки [Щ{^К1пМЛ2005,

В625Щ

Таким образом, слово {ШШ jiazhiguan / ценности является новообразованием (букв. 'стоимостная теория'), значение которого впервые представлено в словаре «Цыхай» и кодифицировано в 2005 г. в «Словаре современного китайского языка». Слово «ценности» в китайском языке образовано по традиционной модели, используемой для обозначения теорий, доктрин и идей, в основу наименования положен признак стоимость, связанный с материальными ценностями.

2. Этапы изучения ценностей в картине мира китайцев

2.1. Первый этап

Как показывает анализ научных работ, первые статьи по философскому, историческому и культурному анализу китайских ценностей относятся к середине 2000-х гг., при этом в научных исследованиях слова {Ш jiazhi и {ШШ jiazhiguan / ценности рассматриваются как синонимы. Например, Ли Синминь указывает, что value / {{Ш - латинское слово, его этимология и значение неточны; в XIV в. слово проникает в английский язык... Постепенно возникает теория ценностей (MSte) или наука о ценностях Автор также отмечает: «Когда философы в Древнем Китае обсуждают идеал жизни и критерии оценки человеческого поведения, они спорят об отношениях между правами и обязанностями, разумом и желанием, стремлением и успехом, что тесно связанно с ценностями» [^Цй 2006, Щ14Д].

Линь Ли и Ван Хайянь рассматривают понятие «ценности» с позиций межкультурной коммуникации, указывая, что из-за различий между китайскими и западными ценностями часто возникают коммуникативные ошибки. В исследование прагматики высказываний сознательно вводится понятие ценностей, указываются различия в ценностях общественной морали, общественной жизни, ценностях семейной этики и идеологических ценностях 2007].

Таким образом, на первом этапе изучения ценностей китайские авторы строго следуют классическим традициям лингвопрагматики и с этих позиций устанавливают содержание конкретных ценностей и сравнивают его с содержанием европейских ценностей. Это, с одной стороны, способ интеграции в мировую лингвистику, с другой -попытка осознать специфический контекст проблемы в китайской культуре.

2.2. Второй этап

В начале 2010-х гг. в научных исследованиях возникает интерес к выделению и интерпретации ценностей Древнего и современного Китая, изучению традиционных ценностей конфуцианства и даосизма. На наш взгляд, такая смена проблематики значительно определяется политическим курсом и социальными изменениями в современном китайском обществе. 4 марта 2006 года Председателем ЦК КПК Ху Цзиньтао впервые представлена концепция «социалистической чести и позора» (Й^^Хж^Ш) / АжА№ Ьа го^ Ьа сЫ (букв. 'восемь почестей - восемь бесчестий'), основанная на древнекитайской культурной традиции и ориентированная на нравственное воспитание современной молодежи (АЙНЖ- 21.03.2006).

В октябре 2006 года на 6-м Пленуме ЦК КПК 16-го созыва Председатель ЦК КПК Ху Цзиньтао впервые высказывает идею о строительстве базовых ценностей социализма (^ ^й. 29.05.2014).

В октябре 2007 году на XVII Съезде Коммунистической партии Китая указано, что

- «.. .система базовых ценностей социализма является основным воплощением социалистической идеологии» (^^й. 29.05.2014).

В октябре 2011 года на 6-м Пленуме ЦК КПК 17-го созыва базовые ценности социализма определяются как «"^Щ^;^" 'ШШЙ.^

- «сердце

процветающего государства, поэтому построение системы базовых социалистических ценностей является основной задачей содействия великому развитию и процветанию культуры».

В ноябре 2012 года на XVIII Съезде Коммунистической партии Китая предложено активно воспитывать и реализовать на практике базовые ценности социализма (АЙН®. 14.12.2012).

В начале 2010-х гг. в монографиях и статьях Лю Сяна, Юй Вэньли, Ян Гошу, Гун Фанбинь, Гао Лу и др. рассматриваются китайские ценности с философской, исторической и социологической точек зрения [ЙШ 2010; 2012; ^Щ® 2013; 2013; Щ- 2014]. Ав-

торами отмечается, что современные китайские ценности не только наследуют традицию, но и включают новые ценности, сформированные после основания Нового Китая, особенно после периода реформы и открытости, что позволяет понять развитие и эволюцию системы ценностей китайцев.

Анализируя происхождение символов и их содержательную эволюцию, Лю Сян исходит из того, что звуковая оболочка и смысл иероглифов отражают возникновение, развитие и передачу из поколения в поколение традиционных ценностей, формируя модель неосознаваемого эталона поведения, который присваивается индивидами в обществе под давлением традиции. Особо подчеркивается, что изучение китайских ценностей обязательно должно опираться на тщательное изучение иероглифов. На наш взгляд, автор совершает прорыв в интерпретации традиционных китайских ценностей, благодаря использованию богатейшего материала древнекитайских текстов. Исходя из ценностей первобытных религий, основ конфуцианской этики и даосизма, а также универсалий человеческой жизни автор определяет три типа отношений:

А^Й - человек и Дух;

А^А - человек и человек;

А^Ш^ - человек и природа.

Как специфические ценности автором рассматриваются иероглифы, представляющие определенные культурные коды [ЙШ 2010]:

Й БИеп - Дух;

Щ dë - добродетель, гуманность;

' И - этикет, культурность;

% у! - справедливость, долг;

/ х1п - разум, воля, душа; уои - обладание, наличие;

Н qi - Ци;

Ш zë - закон и др.

Например, иероглиф ф xiao / почитание родителей впервые встречается на бронзовых ритуальных сосудах. Его первоначальное значение - «сын должен брать на себя ответственность за содержание отца в преклонном возрасте»; в династии Чжоу значение иероглифа изменяется, возникают семантические связи с идеей 'добродетельного поступка', поэтому возникает понятие семейного благочестия - заботы детей о своих престарелых родителях [ШЩ 2010, Щ49Д].

В начале 2010-х гг. выделяются базовые ценности традиционного китайского общества, устанавливаются их историко-культурные связи, создается основа для формирования базовых ценностей социализма с китайской спецификой. Особое внимание уделяется основам конфуцианской этики и даосизму, которые, по мнению авторов, составляют основу ценностной ориентации китайского общества.

2.3. Третий этап

В 2014 г. газетой «Жэньминь жибао» обнародовано 12 базовых ценностей современного Китая, которые известны как /

двадцать четыре иероглифа (АЙН®. 17.12.2014). Приведем данный список ценностей полностью с переводом на русский язык, поскольку эти данные важны для отбора базовых ценностей при сопоставительных исследованиях и стимульного списка лексем при проведении свободного ассоциативного эксперимента:

богатство и могущество; демократия (букв. 'народ - хозяин'); культура (образование); гармония (согласие); свобода; равенство;

справедливость (беспристрастность); верховенство права; патриотизм (любовь к стране);

-

ял -тт -

шй --

--

шш -

- преданность работе;

ШШ - честность (добропорядочность);

- дружелюбие.

Предполагается, что базовые ценности социализма необходимо разделить на три группы: государство - общество - личность. В газете «Жэньминь жибао» также указывается: «Товарищ Мао Цзэдун неоднократно подчеркивал важность правильного регулирования интересов государства, коллектива и личности, выражение базовых ценностей социализма на этих трех уровнях также воплощает данный идеологический подход. Исходя из этого, способствует активному культивированию основных ценностей социализма» (АЙН®. 12.02.2014).

С 2015 г. научные исследования ценностей китайцев опираются на представленную выше концепцию базовых ценностей социализма с китайской спецификой. Ян Чжэньвэнь, Сунь Цинхуа, Чай Илун, Хань Чжэнь, Цзян Чан, Гао Дэбу, Дэн Гофэн, Чжан Вэйвэнь, Цзян Чан, Тао Тао и др. определяют ценности современного китайского общества, указывают на необходимость восстановления традиционных китайских ценностей и противостояния проникновению западных ценностей ШШ 2015; 2016; ШШЖ 2016; ЩМ 2016; КМ 2017; ШШР 2018; ЖМВ 2018; ВД^ 2018; уХМ, РШ 2019]. В соответствии с группировкой ценностей, предложенной Коммунистической партией Китая, предлагается выделить три аспекта их исследования ценностей: «цель национального развития», «идея социального прогресса» и «модель самосовершенствования гражданского общества».

Таким образом, на данном этапе формируется новая трехуровневая модель системы ценностей: государство - общество - человек, которая опирается на систему ценностей маоизма. На основе изучения философии, истории и литературы Древнего Китая определяется взаимосвязь ценностей традиционного китайского общества и базовых ценностей социализма с китайской спецификой.

Заключение

Слово {{ШШ jiazЫguan / ценности, впервые зафиксированное в словаре «Цыхай» в конце ХХ в., является калькой с английского языка, образовано по традиционной модели, используемой для обозначения зарубежных теорий, доктрин и идей, в основу наименования

положен признак стоимость, связанный с материальными ценностями. На первом этапе изучения ценностей происходит интеграция китайской теории в мировую лингвистику и предпринимается попытка осознать специфический контекст проблемы в китайской культуре путем анализа содержания конкретных ценностей и сравнения с содержанием европейских (японских) ценностей. На втором этапе объектом исследования становятся базовые ценности конфуцианской этики и даосизма, устанавливаются их историко-культурные связи, на основе идей конфуцианства выделяются три уровня отношений: человек - Дух, человек - человек и человек - природа, - что позволяет определить ценности как взаимосвязанную систему социальных норм и правил традиционного китайского общества, создается фундамент для формирования базовых ценностей социализма с китайской спецификой. На третьем этапе на основе установленных XVIII Съездом КПК 12 базовых ценностей социализма с китайской спецификой формируется новая трехуровневая модель системы ценностей: государство - общество - человек, которая опирается на систему ценностей социализма с китайской спецификой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ШШ» 1999^ШШШЁР^(В5Ш'±М¥^ШИ2000 = Цыхай (1999). Шанхай : Шанхай цышу чубаньшэ, 2000. Цветное фототипическое издание. Т. 5. 2727 с.

= Словарь современного китайского языка. Пекин : Шанъу иньшу гуань, 2005. 1866 с.

Ш'160М. = Чай Илун. Почитание морали и ценность нравственности -ценности китайцев / под ред. Чжан Жуйцай. Куньмин : Юньнань жэнь-минь чубаньшэ ; Изд-во Юньнаньского ун-та, 2016. 160 с.

АЙНЖШШЙ 2018-01 = Дэн Гофэн. Базовые ценности современного Китая. Пекин : Жэньминь жибао чу-баньшэ, 2018. 16 п. л.

= Гао Дэбу.

Китайские ценности. Пекин : Социальные науки. Древние рукописи, 2018. 352 с.

Ж:«ФаШШШ(^¥ет)»Фа#¥ШИ2014-08 = Гао Лу. Китайские ценности (Книга для чтения молодежи и подростков). Пекин : Чжунго Циннянь чубаньшэ, 2014. 378 с.

^А#А«{ШФШ»'ФШ1АШШЙ2013^Ш'2Ш. = Гун Фанбинь.

Ценности и Китай. Пекин : Китайский рабочий, 2013. 215 с. ЩМ # / «ФШЙШШШ». ФШЙЙ^ШШЙ 2016-06 = Хань Чжэнь и др. Китайские ценности. Пекин : Социальные науки, 2016. 356 с.

¥», 2019^ В3Я'В74- 82М. = Цзян Чан, Тао Тао. Задача современной трансформации традиционных китайских ценностей // Социальные науки пров. Хубэй. 2019. № 3. С. 74-82. ГХЙ:<а£ФШШта^®»'»ЩИ'2017^Ш'37бМ. = Цзян Чан. К вопросу о развитии китайских ценностей и культуры. Пекин : Наука, 2017. 376 с.

^Шй: 2006ЗД Ш3-Ш. = Ли

Синминь. Определение понятия «ценности» и его особенности // Философская динамика. 2006. Апрель. С. 13-18.

Линь Ли, Ван Хайянь. Ценности и их языковое выражение. Пекин : Изд-во Китайского университета геологии, 2007. 170 с.

шщ : ^^ША^ШШЙ 2010-1. = Лю Сян.

Герменевтика традиционных китайских ценностей. Шанхай : Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 2010. 295 с.

йда: «йй^ж/шш: зш^Фшлшетшшжя»'

«ЙЙ±Ж/{ШШЭД^»2016^Щ'В72- 79Ш. = Сунь Цинхуа. Базовые ценности социализма: Руководство «Знаменем строительствам» структуры духовного мира современных китайцев // Исследование базовых ценностей социализма. 2016. № 4. С. 72-78.

2013^Ш'369И. = Ян Гошу. Ценности китайцев - ценности социализма. Пекин : Изд-во Китайского Народного университета, 2013. 369 с.

ЖА^Ж«» 2015 ^ 5 И т 9 ^т 3 Я'В26 - 34М. = Ян Чжэньвэнь. базовые ценности социализма и восстановление духовного мира современных китайцев // Вестник Китайской академии руководящих кадров (Пудун). 2015. Май. Т. 9. Ч. 3. С. 26-34. ААИ: «ФШАЙ{{ШШ»ФШАЙА^ШШЙ2012Л1. = Юй Вэньли. Ценности китайцев. Пекин : Изд-во Китайского Народного университета, 2012. 121 с.

Ш'229М. = Чжан Вэйвэнь. Традиционные китайские ценности и их современная трансформация. Чэнду : Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2018. 229 с.

REFERENCES

ШШ 1999^ШШШЁР^(В5Ю'±ШМШШЙ2000. = Cy-haj (1999). Shanhaj : Shanhaj cyshu chuban'shje, 2000. Cvetnoe fototipich-eskoe izdanie. T. 5. 2727 s.

= Slovar' sovremenno-go kitajskogo jazyka. Pekin : Shan#u in'shu guan', 2005. 1866 s.

Ш'160И. = Chaj Ilun. Pochitanie morali i cennost' nravstvennosti - cen-nosti kitajcev / pod red. Chzhan Zhujcaj. Kun'min : Jun'nan' zhjen'min' chuban'shje ; Izd-vo Jun'nan'skogo un-ta, 2016. 160 s.

«Ш^ФШЙШ^Шет» АЙВЖШ« 2018-01. = Djen Gofjen. Bazovye cennosti sovremennogo Kitaja. Pekin : Zhjen'min' zhibao chuban'shje, 2018. 16 p. l.

= Gao Dje-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

bu. Kitajskie cennosti. Pekin : Social'nye nauki. Drevnie rukopisi, 2018. 352 s. Ж : «ФВШШМ^¥»)»ФВ#¥Ш»2014-08. = GaoLu. Kitajskie cennosti (Kniga dlja chtenija molodezhi i podrostkov). Pekin : Chzhun-go Cinnjan' chuban'shje, 2014. 378 s. ^А#А«Ш1ФВ»'ФВ1АШ»2013ЗД'2Ш. = Gun Fanbin'. Cennosti i Kitaj. Pekin : Kitajskij rabochij, 2013. 215 s.

# /«ФВЙШСТ». 2016-06. = Han' Chzhjen'

i dr. Kitajskie cennosti. Pekin : Social'nye nauki, 2016. 356 s.

¥» , 2019^ В3Я'В74 - 82М. = Czjan Chan, Tao Tao. Zadacha sovre-mennoj transformacii tradicionnyh kitajskih cennostej // Social'nye nauki prov. Hubjej. 2019. № 3. S. 74-82.

= Czjan

Chan. K voprosu o razvitii kitajskih cennostej i kul'tury. Pekin : Nauka, 2017. 376 s.

«ß: 2006ЗД В13-18Ш. = Li

Sinmin'. Opredelenie ponjatija «cennosti» i ego osobennosti // Filosofskaja dinamika. 2006. Aprel'. S. 13-18.

= Lin'

Li, Van Hajjan'. Cennosti i ih jazykovoe vyrazhenie. Pekin : Izd-vo Kitajsko-go universiteta geologii, 2007. 170 s. Ш : ^ША^Ш»2010-1. = Lju Sjan.

Germenevtika tradicionnyh kitajskih cennostej. Shanhaj : Izd-vo Vostoch-no-Kitajskogo pedagogicheskogo universiteta, 2010. 295 s.

0. B. MyÔKoea

- = Sun' Cinhua.

Bazovye cennosti socializma: Rukovodstvo «Znamenem stroitel'stva» struk-tury duhovnogo mira sovremennyh kitajcev // Issledovanie bazovyh cennostej socializma. 2016. № 4. S. 72-78.

2013^^'369M. = Jan Goshu. Cennosti kitajcev - cennosti socializma. Pékin : Izd-vo Kitajskogo Narodnogo universiteta, 2013. 369 s.

mmm-

TOT^^fê» 2015 ^ 5 £ m 9 ^m 3 HJ'B26- 34M. = Jan Chzhjen'vjen'. bazovye cennosti socializma i vosstanovlenie duhovnogo mira sovremennyh kitajcev // Vestnik Kitajskoj akademii rukovodjashhih kadrov (Pudun). 2015. Maj. T. 9. Ch. 3. S. 26-34.

= Juj Vjen'ii.

Cennosti kitajcev. Pekin : Izd-vo Kitajskogo Narodnogo universiteta, 2012. 121 s.

^'229M. = Chzhan Vjejvjen'. Tradicionnye kitajskie cennosti i ih sovre-mennaja transformacija. Chjendu : Sychuan' zhjen'min' chuban'shje, 2018. 229 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.