Научная статья на тему 'Ценностные ориентации молодежи КНР в условиях построения социалистической рыночной экономики'

Ценностные ориентации молодежи КНР в условиях построения социалистической рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / VALUE CONSCIOUSNESS / КНР / CHINA / ИНДИВИДУАЛИСТСКИЕ ЦЕННОСТИ / INDIVIDUALIST VALUES / КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ ЦЕННОСТИ / COLLECTIVIST VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лян Лин

В статье на основе китайских научных источников, теорий видных китайских руководителей, таких, как Дэн Сяопин и др. освещается влияние различных факторов, в частности, экономических и политических изменений на ценностные ориентации молодежи КНР. Рассматривается поэтапное изменение общества и соответствующее этим этапам изменение ценностного сознания молодежи, его динамика. Обращается внимание на управление непротиворечивым сосуществованием индивидуалистских и коллективистских ценностей. Столкновения интересов, хотя и присутствуют, в целом идеал стабилен, молодежные ценности не противоречат общественным, что позволяет китайскому обществу оставаться единым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Orientations of Chinese Young People under Conditions of Socialist Market Economy Construction

The paper analyses the impact of economic and political transformation on value orientations of Chinese young people. The progressive transformation of society is considered together with value dynamics. The management of harmonious coexistence of individualist and collectivist values makes the focus of attention. The clash of interests, though present, does not shake the stability of ideals; young people values do not contradict general social values. This accounts for unity of Chinese society.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации молодежи КНР в условиях построения социалистической рыночной экономики»

ДЕБЮТ

Л. Лин

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ КНР В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье на основе китайских научных источников, теорий видных китайских руководителей, таких, как Дэн Сяопин и др. освещается влияние различных факторов, в частности, экономических и политических изменений на ценностные ориентации молодежи КНР.

Рассматривается поэтапное изменение общества и соответствующее этим этапам изменение ценностного сознания молодежи, его динамика.

Обращается внимание на управление непротиворечивым сосуществованием индивидуалистских и коллективистских ценностей. Столкновения интересов, хотя и присутствуют, в целом идеал стабилен, молодежные ценности не противоречат общественным, что позволяет китайскому обществу оставаться единым.

Система ценностей — это совокупность убеждений, жизненного кредо, идеалов и целей, данную тему можно рассматривать с трех сторон: с точки зрения формы ценностных идей (различие во взглядах, убеждениях, идеалах); с точки зрения содержания (ценностные идеи как отражение состояния общества — потребности, интересы, возможность их удовлетворения, уклад жизни и другие объективные особенности; система духовных ценностей — жизненные цели, объекты веры и способы достижения; с функциональной точки зрения (ценности функционируют благодаря содержанию в них критериев оценки). В целом система ценностей — это совокупность социальных, духовных, культурных систем; ценности человека образуют центр психологической системы, вокруг которого складывается вся жизнь и деятельность человека.

В Китае, находящемся на первой стадии социализма [1], вместе с созданием социалистической рыночной экономики должна сложиться соответствующая ей система стабильных ценностей. Только тогда строительство социализма будет поддерживаться духовной культурой (материальная культура уже соответствует развитию социализма). На основании этого можно рассмотреть, как в Китае рыночная экономика влияет на систему ценностей молодежи.

В процессе развития общества одновременно происходит процесс приспособления и развития молодежи, ее самоидентификации с новым обществом.

Творческий потенциал молодого человека определяется его психологическими особенностями, но большинству молодежи свойственен высокий интерес к приобретению новых знаний. Для современной молодежи Китая характерны такие общечеловеческие черты, как надежда на будущее, уменьшение влияния традиционных ценностей и авторитетов, смелость, отсутствие страха перед будущим, стремление к переменам, активность, богатый творческий потенциал. Все это, в сочетании с богатой азиатской культурой создает готовность молодежи к осмысленной самореализации в процессе трансформации общества, чему способствует сочетание инновационной активности с национальным потенциалом и энергией. Вместе с тем, наличие институционализированных общественных ценностей и существующий образ жизни позволяют реализовывать в обществе и традиционные ценности.

Но, с другой стороны, т.к. молодежь легко поддается различным социальным влияниям, в том числе и отрицательным, то возможно формирование и ценностей дисфункциональных для развития общества. Современная китайская молодежь испытывает сильное влияние западной культуры, внося в социальную реальность идеи прагматизма и рациональности. Осмысление и восприятие этого влияния начиная с конца 70-х гг. XX в. нашло противоречивые отражения в культуре и прошло четыре стадии.

Первая стадия — идеологическая. Культурная революция провозгласила политику, направленную на формирование единых культурных ценностей, на искоренение идейных и морально-этических противоречий в обществе. Целью образования молодежи было формирование новой социальной идентичности, формирование индивида как силы, преобразующей общество. Приоритет отдается практике, поддержке преобразований. Пересмотра старых идей не происходит; западная школа и ее вариант марксизма подвергается критике; происходит усиление левого крыла марксизма.

Вторая стадия — радикальная. Она характеризуется (после 1980-х гг.) критическим восприятием идей западной культуры, и в результате формируются «промежуточные теории» [2], направленные на политические преобразования для ускорения экономического развития общества и устранения противоречий. Здесь проявилось стремление китайской молодежи к улучшению условий жизни, но без учета национальных особенностей. Формулируемые теоретические предложения были направлены на заимствование западного образа жизни («вестернизацию») и требовали кардинальных практических изменений.

Третья стадия — аналитико-критическая. После неудачной попытки подражания западной практике начался критический анализ причин провала и переосмысление западной истории и опыта. Молодежь осознает, что главная причина неудач — неучет национальных особенностей, конкретных условий, что заложенные в запад-

ных идеях принципы требуется адаптировать к китайской действительности [2]. Основным мотивом поведения молодежи становится утилитаризм.

Четвертая стадия — начальный период изменений и инноваций. Главной идеей середины 1990-г гг. становится ускорение развития экономики и интеграция в мировое культурное пространство, ориентация на использование потенциала Китая для обеспечения его положения как сильного и ведущего мирового государства, акцент ставится на национальном развитии [3]. Впервые начинают обращать внимание на ценность личности, на роль индивидуальной инициативы, творчества и инноваций.

С рассматриваемыми изменениями тесно связан процесс развития общественного сознания, который включает в себя ряд характеристик.

1. Гуманизация. Возникает понимание того, что необходимо обращать внимание не только на общественные, но и на личные интересы. Снижение ценности общечеловеческих идеалов и влияния моральных регуляторов приводит к несбалансированному развитию молодежи.

2. Общественные идеалы гармонично сосуществуют с индивидуальными, подчеркиваются индивидуальные свойства. В 1990-х гг. идеалы прошлых лет — построения коммунизма, воспринимаются как неопределенные, далекие и не удовлетворяющие современным реалиям; они не включают составляющую, соответствующую индивидуальным качествам (любовь, карьеру, деятельность и др.) и не достижимы в обозримый период [4]. В представлениях молодежи 1990-х гг. достижимость идеала стала одним из главных требований, т.е. ценности современной молодежи приобрели новые характеристики. Но, вместе с тем, современная молодежь не отказалась от общественных ценностей.

3. Принципы коллективизма и индивидуализма сосуществуют, однако наблюдается явное преобладание последних. Ценности коллективизма традиционны для Китая, актуальны они и сегодня. Общество и государство их защищают и продолжают основывать на них политическое воспитание молодежи [5]. Однако с начала 1990-х гг., в результате реформ и перехода к открытой политике, молодежь при выборе жизненных ценностей все чаще обращает внимание на личный интерес, возможности самореализации, вплоть до чисто денежных интересов, что составляет в совокупности ценности индивидуального жизненного пути. Получается, что идея коллективистских ценностей нуждается в пересмотре, что достаточно сложно из-за их глубоких исторических корней.

После трансформации старой системы проявилась тенденция признания индивидуальных ценностей. Важнейшим вопросом становится соотношение и непротиворечивое сосуществование индивидуалистских и коллективистских ценностей [2]. Постоянное внимание партии к вопросам развития экономики и политики является объективной причиной спокойного отношения к этим вопросам; отсутствуют неконтролируемые эмоциональные реакции молодежи. Данный факт, с одной стороны, показывает, что молодежь нашла свое место в процессе реформ и доверяет правительству; с другой стороны — это показатель ее социальной зрелости, веры в необратимость, устойчивость нового развития, которое и является гарантией их будущего и будущего всего общества [6].

Ценности китайской молодежи под влиянием происходящих в обществе изменений сильно трансформировались. Параллельно идут процессы формирования

цивилизационного сознания, пробуждение независимого национального сознания и выбор ценностей социализма. Столкновения интересов в молодежной среде хотя и присутствуют, в целом идеал, провозглашенный КПК, достаточно стабилен и молодежные ценности не противоречат общественным, что позволяет китайскому обществу в существующих исторических условиях оставаться единым.

Продолжающаяся уже в течение 20 лет реформа и открытая политика значительно изменили представления и ценности молодежи. Особенно сильное влияние на эти изменения оказали новые экономические условия, в которых наибольшие изменения претерпели отношение к образованию, профессии, сфера любви, брака, потребления и т. д. По теории Дэн Сяопина, ценности приобрели материальное, а не духовное выражение и временные границы: молодежь хочет получать блага сегодня, не откладывая «на потом».

С переходом к открытому обществу стало необходимым обращение к общечеловеческим ценностям, как, например, баланс взаимопризнания общества и личности, что вызывает столкновение с традициями восточной культуры [7]. Разрешение подобных вопросов происходит в политическом сознании с использованием опыта реальных ситуаций. В итоге указанные разные ценности постепенно сближаются.

Если после 1980-х гг. цели молодежи определялись обеспокоенностью судьбой страны и политикой, что выражалось в формировании политических движений, то сегодня студенчество не объединяется для достижения политических целей, их значимость снизилась [2]. Причиной является изменение жизненных целей и, соответственно, средств. Политические решения о проведении экономических изменений и их реализация изменила и гражданина страны. От изменения действительности через совместную деятельность происходит изменение личности. Итоги политических действий 1980-х гг. дают молодым людям понять, что идеальная цель не достижима сразу, «за один ход». В этот период происходит переориентация молодежи с «далекого», труднодостижимого на практике идеала к идеалу более «материальному», реализуемому в действительности, молодежь нацеливается на практические задачи, диктуемые социальной реальностью, решение которых дает возможность немедленно получить желаемое. При этом в основном преследуется индивидуальная выгода, а совместная деятельность практически не дает зримых результатов. К 1990-м гг. окончательно осознается необходимость постановки реальной, а не идеальной цели и изменяются индивидуальные запросы. Реальная цель отражается в сознании молодежи в трех аспектах: стремление к деньгам, знаниям и повышенному жизненному комфорту [6].

Экономический аспект претерпевает следующие изменения. Молодежь 1950-х гг. о деньгах практически не говорит; улучшение своей жизни она связывает с процветанием страны. В 1960-х — начале 1970-х гг. деньги, еще не выходя на первый план, начинают занимать более весомое место в целях молодых, главная забота которых — «продолжение революции». После 1980-х гг. деньги становятся одной из целей, их значимость растет. К 1990-м гг. в жизни молодого человека деньги становятся целью жизни и борьбы; символом высоты социального положения; оценкой и стандартом личного успеха; инструментом для достижения иных целей; они воспринимаются как способ выживания и источник счастья и т. п. [8]. Деньги как ценность начинают занимать лидирующее положение.

Разнообразие в выборе возможностей времяпрепровождения становится сильным стимулом для получения денег. Исследования стиля жизни молодежи, начиная с 1970-х гг. и в более поздние периоды, позволили обнаружить следующую тенденцию. В конце 1970-х гг. молодежь только начинает осознавать связь возможности удовлетворения потребностей с деньгами. В 1980-е гг. эта связь становится более отчетливой, и повышающаяся значимость денег начинает вытеснять такие ценности предыдущих лет, как уважение, дружба, но пока большее внимание обращается на социальные ценности. Университетское студенчество все же ставит деньги ниже ценности карьеры и знания. К 1990-м гг. роль денег становится важнейшей и они становятся ценностью-целью. Основная причина — стремление к повышению жизненного уровня через открывшиеся в результате реформ возможности [6].

Воздействие данного фактора сильнее всего сказывается в среде молодежи, имеющей высшее образование, поскольку имеют место представления, что более высокий образовательный уровень дает возможность больших заработков. Таким образом, деньги в числе ценностей начинают выдвигаться на первый план, а образование рассматривается как одна из возможностей их получения.

Главный аспект образования — получение знаний. Освоение знаний как цель в системе ценностей молодежи конкурирует с другими ценностями и имеет переменный вес. В 1950-е гг. целью молодежи было строительство нового общества, а построение коммунизма не представлялось возможным без образования и развития способностей. Образование становится целью. Во время Культурной революции провозглашалась «бесполезность изучения книг», «ненужность теоретических знаний», утверждалась первичность практики, что снизило тягу молодежи к образованию. В конце 1970-х — 1980-е гг. происходит критическое переосмысление отношения к знаниям в связи с тем, что экономическое развитие становится определяющим От молодежи требуются знания, что заставляет ее в 1980-е гг. обратить внимание на обучение. Знание в качестве идеала проявляется только тогда, когда существуют пути его применения. В конце 1980-х гг. молодежь проявляет наибольший интерес к образованию, далее наблюдается его снижение [8].

Снижение показателей ценности образования объясняется повышением значимости социального статуса, властных полномочий, что не всегда связано с приобретением знаний, но с получением материальных преимуществ. В итоге ценность знаний в глазах молодежи падает. В 1990-е гг. происходит осознание молодежью того, что достижение социальной справедливости не с помощью знаний, а путем повышения своей социальной значимости — очень длинный путь, который ограничивает выполняемые в обществе функции. Происходит одновременное увеличение востребованности знаний и потребности в самосовершенствовании. Появляется определенный стандарт уровня образования, соответствие которому дает преимущества. Таким образом, формируется не только ценность знаний, но и реальная практика подтверждает социальную эффективность владения ими. Однако рыночная экономика одновременно и препятствует удовлетворению потребности в знаниях. Требования необходимости получения знаний и одновременно необходимости зарабатывать деньги создают психологический конфликт. Поэтому в 1990-е гг. уровень ценности знаний хотя и возрастает относительно конца 1980-х гг., но не всегда достигает уровня начала 1980-х гг.

Конкуренция между деньгами и знаниями поддерживается направленностью на

потребление, создание комфортных физиологических и психологических условий. Ориентация на приобретение жизненных благ, на потребление прошла в своем развитии определенные стадии с 1970-х по 1990-е гг. Первая — конец 1970-х гг. — усиление значимости улучшения жизненного уровня с одновременным увеличением запросов. Во втором периоде — в 1980-е гг. — вначале наблюдается небольшое повышение значимости жизненных благ, их уровень соответствует уровню других целей. В третьем периоде — начало 1990-х гг. — их значимость поднимается чуть выше среднего уровня [6].

Но значимость получения благ с 1990-х гг. ограничивается моральными нормами. Здесь происходит временное разделение значимости ценностей для личности: если получение денег и знаний, а тем более, результатов от них требует определенного временного интервала, то получение удовольствий возможно немедленно, что достаточно привлекательно. Но последнее уже ценность-цель, она не является средством для достижения других целей. Можно прогнозировать, что если ускоренное развитие экономики сохранится, то потребность молодежи в материальных благах также будет увеличиваться и этот процесс вряд ли будет содержать противоречия. Различные слои молодежи будут выравниваться по этому параметру.

Большое значение имеет то, что эмоциональное воздействие от приобретения материальных благ можно получить сразу же. Если при ограниченном потреблении определяющими были коллективные чувства, то при снятии ограничений на первое место выходит психологическое удовлетворение отдельного индивида. Данная цель может быть как единственной, так и совмещаться и использоваться в качестве инструмента для достижения другой цели, идеала.

К 1990-м гг. идеалы молодежи стали не только практическими, но и стали отличаться от наиболее важных и распространенных в обществе. Рассмотрим их подробнее.

1. Отсутствие отдаленной высокой идеи. Число верящих в коммунизм среди молодежи резко сократилось и составляет всего 39,2 %; не верящих — возросло (42,5 %) [9]. Эти данные отражают, с одной стороны, то, что молодежь плохо воспринимает широко распространенные в обществе идеалы, особенно великие идеалы старшего поколения. В своих идеалах молодежь в большей степени игнорирует будущее, предпочитая действительность и практическую выгоду; наиболее важным для нее является реальная жизнь.

2. Практическое участие. Для молодежи 1980-х гг. наиболее существенным было участие в политической жизни для более широкого распространения индивидуальных свобод и демократии. Молодежь 1990-х гг. видит национальное будущее в реформах, открытой политике и экономическом развитии. Поэтому она проявляет интерес к модернизации, ускорению экономического развития и участвует во всех видах экономической деятельности [10].

3. Поиск практического знания. Для современного поколения молодежи легкость получения теоретических знаний сочетается с трудностью получения знаний прикладных, практических. Поэтому при выборе специализации молодым человеком основным мотивом служит возможность найти выгодную работу в будущем. Падает интерес к математике, философии и т. п., растет — к маркетингу, менеджменту, иностранным языкам, юриспруденции, компьютерной технике и т. п.

4. Самосовершенствование. Содержание социальной идеи современной мо-

лодежи составляет самореализация, интересы, направленные на себя. Данная тенденция начала проявляться с 1980-х гг. Получение высшего образования и специальности рассматривается как средство для дальнейшего карьерного роста. К 1990-м гг. данная потребность получила свое окончательное завершение [6]. Как она сформировалась в среде китайской молодежи? Стремление к самосовершенствованию возникло под воздействием нескольких факторов.

Первый из них — политические перемены и отсутствие их теоретического обоснования. Начиная с 1980-х гг. проводится реформа и переход к открытой политике. Последующие 10 лет происходит постепенная остановка развития и разрушение социалистической системы в странах Восточной Европы и в СССР. Эти события наносят сильный удар по идеалам людей. Возникают вопросы: каким должен быть социализм? Что понимать под коммунизмом? Ответы, которые давались на эти вопросы, в том числе и некоторыми членами Коммунистической партии и ее сторонниками, были не самыми лучшими. А молодежь воспринимает и сопоставляет все недостатки общественных идеалов с господствующей политической теорией, не разграничивая их.

Вторым фактором является реальная социальная атмосфера. Под руководством Дэн Сяопина в Китае была определена цель и задачи трехэтапной программы модернизации экономики [11]. Акцент смещается с классовой борьбы на экономику и главной задачей является создание жизнедеятельной социалистической хозяйственной системы с учетом китайской специфики, в корне отличающейся и от капитализма, и от закостенелых моделей социализма. Для реализации этой задачи необходима спокойная и напряженная работа всей страны под руководством Коммунистической партии. В результате сформировалась социальная атмосфера практических преобразований.

Третьим фактором является влияние партии и общества. Начиная с 1980-х гг. влияние партии ослабевает, что проявилось во власти бюрократии. Соединение капитала и власти начинает определять и продвижение кадров, и объем властных полномочий. В молодежной среде это нашло отражение в том, что ценности индивидуализма и личного благосостояния начинают успешно конкурировать с коллективистскими ценностями и ценностями национального развития, моральные оценки и регуляторы ослабляют свое влияние. В результате поколение молодых, с одной стороны, не имеет долгосрочных идеалов, превозносит фактическую выгоду, проповедует «жизнь сегодня», а с другой, — не способно к изменению существующего порядка и выработке альтернатив.

Четвертый фактор — проникновение конкурентных отношений в социальную сферу жизни: конкуренция за рабочие места, за уровень образования и т. д. и необеспеченность возможности реализации целей на практике. Так, не решена проблема образования и одновременного обеспечения средствами существования, что постоянно создает для молодежи противоречия между необходимым и желаемым. В результате возникает барьер в получении образования и формируется особенность современной молодежи — ее практическая направленность, что соответствует состоянию современного китайского общества и направленности его развития.

Современное состояние ценностей молодежи дает основания для следующих прогнозов:

1. Китайская молодежь в XXI в. остановит свой выбор на ценностях социализма. Этот выбор — результат многофункционального воздействия различных факторов, а успех реформ и открытая политика будут ему способствовать.

У большинства молодежи влияние демократических лозунгов не вызывает серьезных политических последствий, поскольку имеется опыт того, что они не в полной мере работают в китайском обществе. При проведении реформы молодежь сталкивается в основном с практическими трудностями, которые уменьшают влияние ценностей индивидуализма. Преимуществом китайской молодежи можно считать достаточно сильно развитые патриотические чувства и нацеленность на их спокойное выражение, поскольку ориентация на лидерство страны в XXI в. потребует модернизации социализма в Китае и позволяет использовать собственные силы для быстрого развития, что обеспечивается уверенностью людей в этом.

2. Экономическую выгоду как основную ценность можно эффективно использовать, если придерживаться принципа ценности взаимной выгоды, взаимопомощи и справедливости. Этот принцип, не препятствуя становлению рыночной экономики, позволяет установить баланс между ценностями личного и коллективного интересов.

3. В XXI в. ценность будут представлять деловые качества, интуиция, оптимизм, умение выбора из альтернатив и самореализация в карьере. В процессе реформирования общества и развития социалистического рынка происходит изменение структуры промышленности, что влияет на формирование ценностей молодежи. Занятость на производстве способствует самореализации молодежи, ориентированной на занятие социального положения с высоким уровнем доходов (выбравшей соответствующую специальность во время обучения).

4. Для молодежи XXI в. большую ценность имеет возрастание качества потребления и скорость обновления предлагаемых товаров и услуг, поскольку она связывает с ними получение удовольствий и повышение самооценки. Повышение же ценности культурных благ среди остальных видов потребления происходит постепенно, только после достижения достаточно высокого уровня удовлетворения остальных потребностей.

5. В XXI в. усложнятся мнения и поведение молодежи. Здесь произойдет кардинальный поворот, вызванный столкновением старых и новых ценностей, что отразится и в изменении социальной психологии. Данный поворот отражается, в частности, в ориентации на рождение одного ребенка, что влечет за собой очень большую психологическую и духовную нагрузку на ребенка и коррелирует с ростом девиантного поведения молодежи, связанного, в свою очередь, с ростом давления со стороны внешней среды и нарастанием психологического дискомфорта. Кроме того, растет воздействие наркомании и преступности.

Вопрос ориентации молодежи необходимо рассматривать под углом прогноза изменения ценностей. Изменяется, развивается и само общество и виды конфликтов в нем. Следовательно, будут изменяться и ценности молодежи. Основная тенденция сегодня — это приоритет ценностей самореализации и приобретение социальных преимуществ. Каждый член общества стремится к этим ценностям, не вступая в острые конфликты с другими.

Литература

1. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К. Избранные произведения. Т. 6 М.: Политическая литература, 1987.

(Су Тин Син. Задачи исследования изменений понятия ценности у китайской молодежи // Исследование вопросов молодежи. 1992. № 5.)

(Мысли Мао Дзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цземиня о политической работе. Пекин. 2001.)

(Главные достижения современной молодежи: семейное счастье, успешная карьера, работа на благо общества // Газета китайской молодежи. 2000. № 6. 27 июня.)

(Программа изучения воспитательной теории Дэн Сяопина. Пекин, 1998.)

(Се Вэйхо. Исследования тенденций развития китайской молодежи // Исследование китайской молодежи. 1996. № 4.)

(У Джон Мин. Социальный вопрос в китайской современности // Шаньдунский университетский журнал. 2000. № 2.)

(Ян Лон. Анализ основных черт политической активности китайского общества за последние 28 лет // Учиться и искать. 1997. № 1.)

(Ли Чуэнлинь. Изменения молодежных ценностей // Исследования молодежи. 1992. №6.)

(Лу пин. Политическое влияние и политическая оценка современной китайской молодежи // Исследования молодежи. 1994. № 2.)

(Программа изучения теории политической работы Дэн Сяопина в новое время. Пекин, 1997.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.