Научная статья на тему 'Проблема личностной модернизации в Китае'

Проблема личностной модернизации в Китае Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
402
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайское общество / личностная модернизация / молодежь / система ценностей / Chinese society / personal modernization / young people / the system of values

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бальчиндоржиева Оюна Баировна

Статья посвящена проблеме личностной модернизации китайского общества, и в особенности одному из важнейших ас-пектов данной проблемы – трансформации системы ценностей китайской молодежи. В качестве основного содержания модер-низации китайского общества рассматриваются такие процессы, как трансформация общественного сознания, воспитание «новогочеловека», строительство новой культуры социализма. Главная особенность идеи о строительстве новой духовной культуры со-циализма в том, что она выдвигает на первый план «цивилизацию» китайской культуры, внедряет идеи о возрождении нацио-нального духа, о необходимости воспитания патриотизма, трудового воспитания, а самое главное приверженности идеям социа-лизма. Также среди основных ее задач – воспрепятствовать падению нравственного уровня молодежи и утверждению ценностейпотребительского общества. Не менее важной представляется задача формирования правового сознания граждан. В статьепроанализировано влияние среды (урбанизации, глобализации, информатизации и т. д.) на трансформацию китайского обще-ства, формирование «потребительского общества». Нынешнее поколение молодых людей, рожденных в период политики регу-лирования рождаемости, поколение «маленьких императоров» более эгоистично, ориентировано на комфортные условия про-живания. Большое значение, если не решающее, придается проблеме формирования инновационного мышления. В китайскомобществе четко осознается, что для осуществления вторичной модернизации необходимы: высокий уровень образованностинаселения, стремление к инновациям, способность создавать нечто новое. Показано, что в процессе китайской модели модер-низации происходит взаимовлияние традиционной и современной, китайской и западной культур. Сдвиги в системе ценностей,изменения в сознании людей признаются решающим фактором дальнейшей модернизации Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PERSONAL MODERNIZATION IN CHINA

This article is devoted to the problem of personal modernization in Chinese society, and in particular to the one of the most important aspects of the problem – the transformation of the value system of the Chinese youth. The author identifies that the main content of the modernization of Chinese society is connected with such processes as: the transformation of social consciousness, bringing up of “new man”, the construction of a new culture of socialism. The main feature of the idea of building a new culture of socialism is that it highlights the “civilization” of Chinese culture, introducing the idea of the revival of the national spirit, the need of education of patriotism, labor education, and most importantly, adherence to the ideas of socialism. Also its main objective is to prevent a come-down in moral standards of young people and the promotion of values of the consumer society. There is also an important problem of formation of legal consciousness of citizens. The article analyzes the influence of the environment (urbanization, globalization, information technology, etc.) on the transformation of Chinese society, the formation of “consumer society”. The generation of young people, who were born in the period of the policy of birth control, usually called "little emperors" are more selfish, focused on the comfortable living conditions. The article also represents the problem of formation of innovative thinking. The Chinese society clearly recognized that the implementation of the secondary modernization is needed: a high level of education of the population, the pursuit of innovation, the ability to create something new. It is shown that in the process of China's modernization model there is the interaction of the traditional and modern, Chinese and Western cultures. Changes in the system of values, changes in people's consciousness are the main factors for further modernization of China.

Текст научной работы на тему «Проблема личностной модернизации в Китае»

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 307-312. УДК 1; 304

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В КИТАЕ THE PROBLEM OF PERSONAL MODERNIZATION IN CHINA

О.Б. Бальчиндоржиева O.B. Balchindorzhieva

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ Buryat State University, Ulan-Ude

Статья поступила в редакцию 9 июля 2015 г.

Статья посвящена проблеме личностной модернизации китайского общества, и в особенности одному из важнейших аспектов данной проблемы - трансформации системы ценностей китайской молодежи. В качестве основного содержания модернизации китайского общества рассматриваются такие процессы, как трансформация общественного сознания, воспитание «нового человека», строительство новой культуры социализма. Главная особенность идеи о строительстве новой духовной культуры социализма в том, что она выдвигает на первый план «цивилизацию» китайской культуры, внедряет идеи о возрождении национального духа, о необходимости воспитания патриотизма, трудового воспитания, а самое главное приверженности идеям социализма. Также среди основных ее задач - воспрепятствовать падению нравственного уровня молодежи и утверждению ценностей потребительского общества. Не менее важной представляется задача формирования правового сознания граждан. В статье проанализировано влияние среды (урбанизации, глобализации, информатизации и т. д.) на трансформацию китайского общества, формирование «потребительского общества». Нынешнее поколение молодых людей, рожденных в период политики регулирования рождаемости, поколение «маленьких императоров» более эгоистично, ориентировано на комфортные условия проживания. Большое значение, если не решающее, придается проблеме формирования инновационного мышления. В китайском обществе четко осознается, что для осуществления вторичной модернизации необходимы: высокий уровень образованности населения, стремление к инновациям, способность создавать нечто новое. Показано, что в процессе китайской модели модернизации происходит взаимовлияние традиционной и современной, китайской и западной культур. Сдвиги в системе ценностей, изменения в сознании людей признаются решающим фактором дальнейшей модернизации Китая.

This article is devoted to the problem of personal modernization in Chinese society, and in particular to the one of the most important aspects of the problem - the transformation of the value system of the Chinese youth. The author identifies that the main content of the modernization of Chinese society is connected with such processes as: the transformation of social consciousness, bringing up of “new man”, the construction of a new culture of socialism. The main feature of the idea of building a new culture of socialism is that it highlights the “civilization” of Chinese culture, introducing the idea of the revival of the national spirit, the need of education of patriotism, labor education, and most importantly, adherence to the ideas of socialism. Also its main objective is to prevent a come-down in moral standards of young people and the promotion of values of the consumer society. There is also an important problem of formation of legal consciousness of citizens. The article analyzes the influence of the environment (urbanization, globalization, information technology, etc.) on the transformation of Chinese society, the formation of “consumer society”. The generation of young people, who were born in the period of the policy of birth control, usually called "little emperors" are more selfish, focused on the comfortable living conditions. The article also represents the problem of formation of innovative thinking. The Chinese society clearly recognized that the implementation of the secondary modernization is needed: a high level of education of the population, the pursuit of innovation, the ability to create something new. It is shown that in the process of China's modernization model there is the interaction of the traditional and modern, Chinese and Western cultures. Changes in the system of values, changes in people's consciousness are the main factors for further modernization of China.

Ключевые слова: китайское общество, личностная модернизация, молодежь, система ценностей. Key words: Chinese society, personal modernization, young people, the system of values.

Введение. Модернизация китайского общества является комплексным, динамическим, неравномерным, длительным процессом. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение китайского опыта идейно-теоретического обоснования и реализа-

ции успешной стратегии развития в условиях сложнейших социально-экономических и политических проблем имеет большое теоретическое и практическое значение. Стремительное экономическое развитие Китайской Народной Республики, переход китай-

© О.Б. Бальчиндоржиева, 2015

308

О.Б. Бальчиндоржиева

ского общества от первичной модернизации к вторичной, а также то, что современный Китай стремится не только к экономическому, но и к культурному процветанию заставляет нас обратиться к анализу одной из ключевых сфер модернизации китайского общества - личностной модернизации. При осуществлении модернизации общества в Китае во главу угла ставится человек. В конце концов, именно человек как субъект модернизации принимает саму идею модернизации. Сдвиги в системе ценностей, изменения в сознании людей признаются решающим фактором дальнейшей модернизации Китая.

Полагаем, что для исследования результатов личностной модернизации на современном этапе полезнее всего будет обратиться к рассмотрению изменений, произошедших в картине мира, в системе ценностей китайской молодежи, так как это социальная группа, наиболее быстро адаптирующаяся к трансформациям последних десятилетий, происходящих в Китае. У китайской молодежи формируются основные черты, характерные для современной личности: достижитель-ство, опора на собственные способности и силы, а не только на личные связи, мобильность и т. д.

Обзор литературы. Авторы научных публикаций последних лет, посвященных китайской молодежи, утверждают о снижении значимости ценностей труда, солидарности, дружбы и брака, и ориентации современной молодежи больше на потребительские ценности. В одном из опросов (в Южно-Китайском нормальном университете) выявлено: половина респондентов считает, что деньги важны настолько же, насколько дружба и идеалы [1, р. 160-162].

Авторы статьи «После 70-х, 80-х и 90-х: разрыв между поколениями» раскрывают стереотипы, существующие в Китае относительно поколений семидесятых, восьмидесятых, девяностых годов. Приведенные в статье высказывания хорошо демонстрируют, каким образом отражаются происходящие в обществе изменения в общественном и индивидуальном сознании. Хотя различия между основными ценностями поколений есть не только в Китае, однако в связи с быстрыми изменениями, происходящими в китайском обществе, данные различия становятся особенно заметными.

Первое высказывание отражает стереотип, касающийся изменения ориентации на производительный труд как базовую цен-

ность жизнедеятельности человека, согласно которому: «Люди, рожденные в 70-е годы - трудоголики; рожденные в 80-е годы отказываются работать сверхурочно; а рожденные в 90-е годы - эгоисты, не желают работать вообще» [2]. Авторы статьи сразу оговариваются, что сказанное касается больше городского населения. Деревенские же жители вынуждены упорно трудиться, иначе они просто не выживут.

Другой особенностью, является то, что в 1990-е гг. потребительство становится более избирательным и осознанным, появляется сфера «интернет-шопинга». Так, «70-е -если у них есть ноутбук, то они рады возможности использовать его на публике; 80-е - не хотят носить на своих плечах такую тяжесть; 90-е - не будут пользоваться на публике, если это не Apple» [2]. С одной стороны, те поколения, о которых речь идет в статье, представляют различные возрастные категории. Во-первых, сорокалетние - те, кто уже имеют семью и детей, тридцатилетние - только начинают взрослую жизнь, и наконец, двадцатилетние - недавно получившие образование, только начинают задумываться о взрослой жизни. С другой стороны, проблема отказа от традиционных ценностей бережливости и накопления действительно имеет место.

Вообще специфика Китая в том, что поколение 90-х, это наследие политики контроля над рождаемостью, так называемое поколение маленьких императоров (кит. ФЖ^). Политика одного ребенка привела к тому, что наиболее распространенная формула современной китайской семьи выглядит так - «42-1» (4 - это 2 бабушки и 2 деда; 2 - это родители; 1 - ребенок). Такое положение, как известно, часто приводит к тому, что многочисленные родственники начинают баловать ребенка, по мере возможностей, стараются предоставить ему лучшие условия жизни. С другой стороны, на единственного наследника возлагается большая ответственность и надежда, что в будущем он будет заботиться о своих родителях. Юй Сюань, сотрудник Политико-правового университета Китая, пишет в своей статье «Анализ недостатка чувства долга у современной молодежи», что в настоящее время появляется все больше негативных понятий для описания современной молодежи: юэгуанцзу (кит. Я^Ш), кэньла-оцзу (кит. !Щ^Ш), баомуцзу (кит. ^ЙШ) и т. д. Отмечается, что данные понятия отражают негативные тенденции в трансформации ценностей современной молодежи, вы-

Проблема личностной модернизации в Китае

309

зывающие беспокойство за успешное развитие во всех сферах общества [3]. Например, термином «кэньлаоцзу», обозначается социальная группа в среде молодежи, к которой относят обычно молодых людей не желающих искать стабильный заработок, привыкших к тому, что родители их обеспечивают всем необходимым.

Старшее поколение очень волнует феномен получивший название юэгуанцзу (кит. ЯАШ), т. е. люди, которые тратят весь месячный заработок, не привыкли экономить и откладывать средства на «черный день» [3]. Их волнует скорее то, что юэгуанцзу не умеют экономить. Средняя месячная заработная плата многих из них считается достаточно высокой, позволяющей не только иметь все необходимое, но и делать сбережения. Существуют другая разновидность юэгуанцзу - те, кто живет не только от зарплаты до зарплаты, но и тратит больше, чем может себе позволить, часто используя кредитную карту.

Очевидно, что изменения, происходящие в современном мире, порождают и многие негативные тенденции, которые в философии обозначались такими терминами, как «инструментальная рациональность» (Ю. Хабермас), «одномерный человек» (Г. Маркузе) и др. Не обошли стороной данные процессы и Китай, что также отразилось в общественном сознании. В китайской прессе, например, в последнее время часто встречается термин «цзяньбинжэнь» (шША), обозначающий человека, не способного сосредотачивать свое внимание на одном, или того, кто мыслит поверхностно, вместо того, чтобы развиваться творчески, он рассредоточивает свои усилия во многих направлениях, но не достигает значительных результатов ни в одном деле. «Как тесто для блинов растекается тонким слоем по поверхности сковороды, так же и «цзяньбинжэнь» живет очень поверхностной жизнью» [4]. К феномену «цзяньбинжэнь» можно относиться как к локальному проявлению более глобального явления. Однако ожесточенная социально-экономическая конкуренция в китайских реалиях, а также резкие социальные трансформации последних десятилетий в Китае обостряют данную проблему, делая ее специфической особенностью китайской городской среды. Китайские подростки ищут все более быстрые способы достижения успеха, приобретения желаемого преимущества в профессиональной сфере. Спрос рождает предложение, и в китайских городах появляется много частных курсов

по получению различных полезных навыков, предлагаются консультации для успешной сдачи экзаменов и т. д.

В XXI в. возникла острая необходимость в формировании инновационного типа мышления, который позволит дальше продвигать модернизацию страны. Но китайская традиция воспитывала ориентацию на воспроизведение традиции, а не на создание нового. Одно из самых известных высказываний Конфуция гласит: «Передаю, но не создаю».

Вот что рассказывает английский писатель Нил Гейлман в своей лекции «Почему наше будущее зависит от чтения». «В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: Почему? Ведь НФ (научная фантастика. - О.Б.) не одобрялась долгое время. Что изменилось? Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но они ничего не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками» [5]. Чтение помогает нам утвердиться в чем-то очень важном: миру не обязательно быть именно таким, все может измениться.

Основываясь на вышеизложенном, мы утверждаем, что главной проблемой модернизации любого общества является воспитание человека, формирование новых ценностей, но не через полный слом старых, а через их развитие и приспособление к современности, и наконец, формирование инновационного типа мышления. Хотя среди нобелевских лауреатов пока всего четыре китайца, но каждый год Китай тратит десятки миллиардов долларов на научные исследования (например, в 2007 г. - 30 млрд долл.) [6]. Осталось ожидать результатов такой политики, хотя уже сейчас в Китае ежегодно регистрируется десятки тысяч изобретательских патентов. «В 2011 г. в Китае было зарегистрировано 526 тыс. патентных заявок против 502 тыс. в США» [7]. Большинство патентов регистрируется в сфере компьютерных технологий, на втором месте - разработки в сфере альтернативных методов получения энергии.

Гипотезы и методы исследования. Современная китайская молодежь более индивидуалистична, традиционные ценности

310

О.Б. Бальчиндоржиева

коллективизма, солидарности для нее менее значимы, чем для предыдущих поколений. У молодых китайцев наблюдается отход от традиционных установок на упорный труд, терпеливость, бережливость, рождение большого количества детей и т. д. Основными факторами изменения системы ценностей в Китае стали: открытость; индустриализация, вызвавшая миграцию огромного количества людей из деревни в город; усилившаяся вследствие этого урбанизация; политика контроля над рождаемостью, которая оказала едва ли не большее влияние на трансформацию институтов в области семьи, брака в Китае, нежели влияние западных ценностей. Руководство КНР четко осознает опасность одностороннего индивидуализма и эгоцентризма, старается одновременно продвигать процесс модернизации и не допускать размывания традиционных ценностей (по меньшей мере этических). Данная цель достигается попытками современного прочтения традиционной китайской и западной философии. Традиционная культура, предлагала в качестве основания морали - стремление к постоянному совершенствованию. Еще Конфуций выдвинул принцип «кэцзи фули» (кит. ^Й®Ц), означающий, что люди должны быть сознательными и добровольно практиковать ритуал («фули»), «кэцзи» означает самоотречение, сдерживать желания, постоянно следить за своими словами, мыслями, поступками. Так взращивается гуманность, а значит, возможна и социальная гармония. Традиционные идеи часто используются в Китае, для концептуального обоснования проводимых реформ, в продвижении модернизации. Однако и они дополняются новым содержанием (например, идеями о свободе, демократии, научности) и адаптируются к современности.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод, используемый для понимания дихотомии «традиционного - современного» как некоего единства, находящегося в положении неустойчивого равновесия противоположностей.

Результаты исследования. Быстрая социальная трансформация, усложнение общественных отношений, проблематизируют для человека выработку и усвоение новых норм, усложняют процесс включения в новую социальную реальность и как следствие порождают состояние оторванности и дезинтеграции. Общий образовательный и культурный уровень населения пока остается невысоким. В современном Китае идеи индиви-

дуализма, научности, свободы, демократии пока еще не стали сущностными для индивидуального сознания, для общества или, говоря другими словами, еще не вызрели. Поэтому важнейшее значение в китайской модели модернизации отводится человеческому фактору. Воспитание «нового человека» проводится в рамках курса на создание новой духовной культуры социализма, охватывающего идеологию, поведение, мораль, право. Цель подобного курса - формирование такой культурно-цивилизационной среды, без которой невозможна подлинная модернизация.

Содержание проблемы всестороннего развития человека раскрывается в китайском обществе в следующих двух аспектах.

Во-первых, это свободное развитие личности как возможность самореализации, когда человек именно свою человеческую сущность делает целью своей жизнедеятельности.

Как известно, К. Маркс выделял три этапа эволюции человеческой личности: «Отношения личной зависимости, - писал К. Маркс, - (вначале совершенно первобытные) таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивида и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень» [8, с. 100-101]. Конечно, Маркс рассматривает развитие человека в экономическом измерении. Но нам хотелось бы отметить другое: то, что в качестве важнейшей черты человека будущего Маркс выделил свободу. Его позиция может быть выражена следующими словами: эволюция человека есть развитие свободы человека. Свобода как ценность носит абстрактно-общий, неопределенный характер. Но именно она, которая не может ни накормить, ни обогреть человека, оказывается главной ценностью человека, без которой вся его жизнь теряет смысл.

Во-вторых, многостороннее развитие личности, развитие его способностей. Всестороннее развитие человека в этом смысле

Проблема личностной модернизации в Китае

311

означает развитие его физических и интеллектуальных способностей, его духовных качеств. Общая структура личности состоит из многих взаимосвязанных и взаимодействующих психофизических факторов: темперамента, воли, памяти, идеалов, убеждений, интеллекта, самосознания и т. д. Избавляясь от узких кровнородственных, профессиональных, этнических, национальных ограничений и вступая в самые различные общественные отношения, человек может осуществить полное всестороннее развитие собственной природы. Всестороннее развитие человека также означает развитие его потребностей. С одной стороны, потребности есть источник и движущая сила нашей деятельности, с другой стороны, в процессе деятельности появляются новые потребности. Но всестороннее развитие предполагает гармонию между разнообразными потребностями - природными и социальными, духовными и материальными, индивидуальными и коллективными и т. д.

Для перевода понятия «модерн» в китайском языке используется слово «Щ{^» что означает «нынешнее поколение». Оно не передает полного значения понятия «модерн». Для Китая в прошлом столетии понятие «модернизация» рассматривалось в аспекте экономического развития. На уровне государства основной задачей было развитие производительных сил, а для простого китайца модернизация означала возможность приобрести велосипед, холодильник, телевизор и т. д. Однако ученые, занимающиеся проблемами развития, четко осознают, что модернизация не ограничивается только инновациями в научно-технической сфере. Более важными нам представляются изменения в глубоких слоях культуры, включая систему ценностей. Под влиянием модернизации складывается новый способ мышления, основанный на новых знаниях, идеях, теориях, которые способствуют развитию производительных сил и в целом социальному прогрессу. Модернизация в Китае требует постоянного обновления в экономике, политике, науке и т. д. Это инновационный процесс, но он находится в зависимости от процесса обновления традиционного способа мышления.

Заключение. Квинтэссенцией модернизации является модернизация человека. Осуществление модернизации в Китае происходит на основе национальной идентичности, через обращение к традиционной культуре и поиск внутренних ресурсов для успешного

осуществления модернизации. В XX в., в процессе модернизации Китая, актуальной становится проблема взаимодействия традиционной и современной, национальной и зарубежной культур. Это не первый раз, когда китайская культура сталкивается с необходимостью межкультурного взаимодействия. Первым опытом можно считать проникновение и становление буддизма в Китае, и его китаизация. А в период династии Мин в Китай проникали западные науки и культура, в результате взаимодействия и взаимовлияния культур произошел «рост гражданской литературы, и появились первые просветительские мысли» [9, с. 248]. Но только в период модернизации начинается полномасштабная трансформация китайской культуры. Во-первых, в Китай хлынули западные учения о прогрессе, о демократии, совершенно новые идеи о человеке, его правах и свободах. Западный индивидуализм вступает в явное противоречие с традиционной китайской культурой.

Модернизация китайской экономики способствовала выдвижению Китая на второе место в рейтинге мировых экономик, усилилось международное влияние Китая. Но одновременно с этим она порождает и целый ряд существенных проблем. «Болезнь нищеты» почти излечена индустриализацией, но на смену ей пришла болезнь «быстрого обогащения». При ускоренной модернизации экономики характерными чертами были высокий уровень производства и потребления, высокий уровень загрязнения окружающей среды, низкий уровень инноваций, опора на дешевую рабочую силу. Индустриализация во многих районах Китая все-таки наступила, но за это пришлось заплатить немалую цену.

Можно назвать много факторов, влияющих на сегодняшние проблемы Китая, и факторы духовного порядка не на самом последнем месте. В общественном сознании китайского народа образовался вакуум, вследствие того, что традиционные нормы и ценности постепенно разрушаются, а новые еще не до конца сформировались, - утверждает китайский философ Фан Нин [10, с. 45]. В связи с вышеизложенным особое значение приобретают попытки создания новой духовной культуры социалистического Китая, важное место в данном процессе уделяется обновлению традиционной культуры, воспитанию патриотизма и возвышению национального духа. О необходимости патриотического воспитания высказывались многие лидеры КНР. Выдающийся китайский философ Фан Литянь по-

312

О.Б. Бальчиндоржиева

лагает, что основу национального духа китайского народа составляют: почитание «Дэ», прагматизм, самосовершенствование, толерантность и патриотизм [11].

Однако часто звучат призывы не вспахивать только «конфуцианское поле», и, что содержание «новой культуры социализма» должно опираться на обновленное понимание науки, демократии, развития. Большое значение уделяется воспитанию таких качеств личности, как готовность к инновациям и реформам, к изменению образа жизни; открытость, уважение к воззрениям, убеждениям других людей; ориентация на настоящее и будущее, ценность каждого момента времени; вера в возможности общества и в собственные возможности индивида; сознательное планирование будущего; ориентация на получение новых знаний; понимание необходимости развития своих способностей и собственного творческого потенциала.

1. Rosen S. The state of youth in early 21st - century China // State and society in 21st -century China: Crisis, contention a. legitimation / Ed. by Gries P.H., Rosen S. - N.Y.; L. : Routledge Curson, 2005.

2. После 70-х, 80-х и 90-х: разрыв между поколениями : Thinking Chinese. - URL : http://www.thinkingchinese.com/70hou-80hou-90hou-the-enhanced-chinese-generation-gap (дата обращения: 20.10.2014).

3. Юй Сюань.

(Анализ недостатка чувства ответственности у современной молодежи) //

(Собрание выдающихся сочинений аспирантов Китая). - 2008. - № 9 // Информационный портал научной информации Китая (Cnki.net) -URL : http://www.cnki.net/KCMS/detail/de-tail.aspx? QueryID=14&CurRec=2&recid=&fil ename=2009067406.nh&dbname=CMFD0911 &dbcode=CMFD&pr=&urlid=&yx=&v=MTg1 Mzh2TFYxMjdGN08rR2RYTXFaRWJQSVI4

ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGck NVUkw2ZVp1ZHBGeTdrVnI= (дата обращения: 11.11.2014).

4. Jianbing Ren, «pancake people» - A Chinese version of a global phenomenon (Человек-блин - китайская версия глобального феномена): Thinking Chinese. - URL : http:// www.thinkingchinese.com/jianbing-ren-pan-cake-people-chinese-version-global-phenome-non (дата обращения: 20.10.2014).

5. Гейлман Н. Почему наше будущее зависит от чтения // Сайт Русской православной церкви за границей. - URL : http://www. rpczmoskva.org.ru/k-svedeniyu/pochemu-nashe-budushhee-zavisit-ot-chteniya.html (дата обращения: 03.05.2014).

6. Онил Ф. Китай: возникающая держава, великая держава или возникающая великая держава? // Восточная и Южная Азия в современном мире (внутриполитические и внешние факторы развития) : реферативный сб. - М. : Изд-во Ин-та науч. информации по общественным наукам РАН, 2010. - С. 57.

7. Китай вышел в мировые лидеры по количеству изобретательских патентов // Современный Китай. - URL : http://www. chinamodern.ru/?p=15156 (дата обращения: 20.11.2014).

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -М. : Политиздат, 1974. - Т. 46. - Ч. 1. -С.100-101.

9. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). - М. : Весь мир, 2011.

10. Фан Нин.

(Философия политики современного Китая). - Пекин : Вэньхуа, 2002.

11. (Китайский национальный дух) // Информационный портал Baidu. - URl : http://www.baike.baidu.com/ link?url=LUNrztZnPS86colFv4JhBgbArfaaC4 hyJkDZQ72WilHnoKaElIM6LFl18Dr5mLtG (дата обращения: 05.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.