УДК 1:304.50
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПОСТМОДЕРНИЗАЦИЯ В КИТАЕ*
* Статья издается по государственному заданию Министерства образования и науки РФ «Сравнительные исследования социальных эффектов развития горнорудной промышленности трансграничных регионов России, Монголии, КНР», проект №3433
© Бальчиндоржиева Оюна Баировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Актуальность статьи заключается в том, что проблема загрязнения окружающей среды в Китае стоит очень остро. В свете этого китайским руководством был предложен новый политический лозунг - «Экологическая цивилизация». Автор статьи раскрывает проблему строительства в Китае экологической цивилизации с точки зрения развития правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Дается анализ мировоззренческих аспектов создания экологической цивилизации, таких как: распространение в современном китайском обществе западного антропоцентризма, возможности возрождения экологического сознания, воспитываемого традиционной китайской культурой и т.д. Раскрываются существующие в китайском обществе институциональные препятствия на пути создания экологической цивилизации. Также экологическая цивилизация рассматривается в контексте проблемы постмодернизации, или вторичной модернизации китайского общества.
Ключевые слова: экологическая цивилизация, постмодернизация, вторичная модернизация, китайское общество, традиционные ценности, загрязнение окружающей среды.
ECOLOGICAL CIVILIZATION AND POSTMODERNIZATION IN CHINA
Balchindorzhieva Oyuna B., PhD in Philosophy, Senior Lecturer, Department of philosophy, Burayt State University.
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: [email protected]
Relevance of the article is that the problem of environmental pollution in China is very serious. In the light of this, the Chinese leadership has offered a new political slogan «ecological civilization». The author reveals the problem of the construction of ecological civilization in China, in terms of legal regulation development in the sphere of environmental protection. So as in terms of the analysis of the philosophical aspects of the development of the ecological civilization, such as the spread of Western anthro-pocentrism in the modern Chinese society, the revival possibility of ecological consciousness that should be brought up by the traditional Chinese culture, etc. The institutional barriers in the Chinese society towards the creation of ecological civilization are revealed. The ecological civilization is considered within the context of the problem of post-modernization or secondary modernization of the Chinese society. Keywords: ecological civilization, post-modernization, secondary modernization, Chinese society, traditional values, environmental pollution.
Несколько лет назад в Китае начали писать о необходимости строительства экологической цивилизации. Для китайского общества экологические проблемы - одни из самых острых в последние годы. «Бывший министр здравоохранения КНР Чэнь Чжу говорит о том, что ежегодно в Китае умирает до полумиллиона человек от болезней, развивающихся из-за загрязнения воздуха. По данным ВОЗ и китайской Академии экологического планирования, от 350 тыс. до 500 тыс. человек умирают ежегодно в результате загрязнения атмосферного воздуха в Китае» [1].
Лозунг о «строительстве экологической цивилизации» в последние два года занимает столь же важное место в выступлениях Председателя КНР Си Цзинпина, как и лозунг о «китайской мечте». Положение об «экологической цивилизации» было включено в устав съезда Компартии Китая во время 18 съезда партии среды (8-14 ноября 2012 г.). В своем докладе Председатель Ху Цзиньтао призвал не жалеть усилий, чтобы сохранить больше сельхозугодий для фермеров и оставить будущим поколениям красивую родину с зелеными полями, чистой водой и синим небом [2]. В этих словах выражено чувство «экологической ответственности» китайского руководства перед будущими поколениями. Для достижения данной цели китайское правительство не только провозглашает соответствующие лозунги, но также совершенствует законодательство в сфере охраны окружающей среды и
О. Б. Бальчиндоржиева. Экологическая цивилизация и постмодернизация в Китае
проводит работу по улучшению экологической ситуации в больших городах, в районах, где действительно наносится серьезный ущерб природе. В последние годы было принято более 50 центральных административно-правовых актов, а в дополнение к ним около 660 постановлений местных правительств и 800 национальных стандартов, связанных с охраной окружающей среды [1]. Однако, как отмечают многие исследователи данной проблемы, эффект от законов оказывается ограниченным из-за нарушений чиновников, которых в первую очередь интересует экономическая эффективность проектов либо личная выгода.
Например, нормативно-правовой акт, известный как документ №12 «Мнение Центрального Комитета Коммунистической партии Китая и Госсовета по дальнейшему стимулированию развития экологического цивилизации». В данном документе системно рассматриваются меры по установлению стандартов, механизмов и оценок, направленных на реализацию той цели, которая провозглашается в тексте документа. Под механизмами понимаются новые наказания для чиновников, противодействующих экологическим инициативам, также предусмотрены различные виды вознаграждений для должностных лиц, которые отказываются от «экономического роста как единственного критерия в оценке деятельности правительства». Таким образом, экологические нарушения будут влиять на карьерный рост чиновника как «черные метки». В тексте также приветствуется участие общественности, в том числе и НПО в экологическом руководстве, в содействии большей экологической прозрачности, что является обнадеживающим знаком в свете кризиса социального доверия, вызванного неуклонным ужесточением контроля над гражданским обществом [1].
В Китае к началу XXI в. сформировались тысячи общественных организаций, созданных силами народа, среди них много организаций экологической направленности (по данным на 2001 г., более 16%). Большую роль играет в настоящее время зеленое движение. Например, в Пекине существуют несколько обществ по защите окружающей среды - «Общество дружбы с природой», культурный центр «Сельская природа на Земле», «Зеленый дом» и т.д. [3, с. 82]. Озабоченность общества проблемами загрязнения окружающей среды иногда проявляется и в протестной форме. Так, например, в конце октября 2012 г. более тысячи жителей г. Нинбо (провинция Чжэцзян) вышли на улицы в знак протеста против планов местного самоуправления по расширению нефтехимического завода. Данная демонстрация вынудила правительство г. Нинбо отложить планируемые сроки реализации проекта. И это далеко не единичный случай - в других городах Китая протесты против промышленных проектов из-за экологических проблем также были успешными [1].
Многие китайские ученые-обществоведы полагают, что формальное следование закону не может заменить внутреннего убеждения. Право призвано регулировать общественные отношения, но оно не ставит перед собой задачу достижения гармонии между обществом и природой. Мы согласны с тем, что только лишь органичное соединение закона и морали может обеспечить поступательное развитие китайского общества в деле строительства экологической цивилизации.
Китайские ученые видят корни проблемы в распространении в современный период антропоцентрического мировоззрения и ценностей в китайском обществе, в соответствии с которыми мир природы объективируется и рассматривается как средство для достижения наших целей. Одна из наиболее популярных народных баллад периода режима Мао Цзэдуна содержит следующие строки:
Нет на небе Нефритового императора,
Нет на земле короля драконов.
Я - Нефритовый император,
Я - король драконов.
Горы, уступите дорогу. Я иду [1].
Чжан Сяодэ, директор Центра экологической цивилизации Китайской академии управления, пишет: «Мы должны переосмыслить тот путь модернизации, которым идет китайское общество с точки зрения конструктивного постмодернизма» [1]. С точки зрения конструктивных постмодернистских мыслителей, китайские традиции - это целая сокровищница, которая может обеспечить сильную моральную поддержку делу строительства экологической цивилизации. Ведь постсовременное общество строится путем объединения бинарных оппозиций: традиции и инновации, светский характер социальной жизни и признание религиозности в культуре, цикличность и поступательность в развитии, авторитаризм и демократия, коллективизм и индивидуализм, индустриализация и ограничение пределов роста ... и т.д. [4, с. 8].
Так, традиционное китайское мировоззрение говорит о единстве человека и природы. «Небо и земля - одно и то же» (^Ш—'№), «У всех вещей одно начало» (^Щ^—Щ), «Небо и человек едины» (^.А^—) - подобные положения были выдвинуты еще во II в. до н.э. и являются отправной точкой размышлений об общности и единстве мира социального и мира природы. А в «Хань Фэйцзы», например, предусматривается наказание в виде отрезания пальца тому, кто выбрасывает мусор в местах общественного пользования. Сегодня все больше и больше людей осознают важную роль традиции и религии в процессе движения к экологической цивилизации. «Китайские религии (даосизм, конфуцианство и буддизм) могут стать мощным оружием в деле предотвращения экологического кризиса и построения мирного гармоничного общества» [1].
Оригинальную точку зрения на теорию модернизации и модернизацию Китая высказывает известный теоретик, профессор Хэ Чуаньци, придерживающийся теории первичной и вторичной модернизации. В период 1998-2010 гг. он опубликовал ряд работ, посвященных вторичной (или второй) модернизации, и развил теорию вторичной модернизации. С 2001 г. вышло десять выпусков обзорных докладов о модернизации в мире и Китае. В них он систематически объясняет и уточняет теорию вторичной модернизации. Первичная модернизация - переход от аграрной цивилизации к промышленной цивилизации и эре, включает аналогичный переход от аграрной к индустриальным экономике, обществу, культуре и т.п. Вторичная модернизация - переход от промышленной цивилизации к основанной на знаниях цивилизации и эре, в это время также наблюдается переход от промышленных к информационным экономике, обществу, культуре и т.п.; материальная культура сменяется экологической [5, с. 43-44]. Отмечается, что перед Китаем стоит задача завершения первичной модернизации и одновременно с этим осуществления вторичной модернизации (или постмодернизации) в максимально сжатые сроки. В рамках современных китайских цивилизационных исследований переход к экологической цивилизации рассматривается как необратимая мировая тенденция, как переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной. Отмечается, что «строительство экологической цивилизации является сложным и комплексным проектом, основанном на отказе от утилитарной концепции развития, создании новой концепции гармоничного развития человека и природы, развития и совершенствования экологического сознания людей» [6].
Уже сейчас каждый год Китай тратит десятки миллиардов долларов на научные исследования. Осталось ожидать результатов такой политики, хотя уже сейчас в Китае ежегодно регистрируются десятки тысяч изобретательских патентов. «В 2011 г. в Китае было зарегистрировано 526 тыс. патентных заявок против 502 тыс. в США» [7]. Большинство патентов регистрируется в сфере компьютерных технологий, на втором месте - разработки в сфере альтернативных методов получения энергии (солнечная, волновая). Сегодня Китай является крупнейшим в мире производителем ветровых турбин и солнечных панелей.
Однако и этого недостаточно, поскольку одним из наиболее крупных институциональных препятствий для построения экологической цивилизации остается крупный капитал и группы интересов [1]. Чтобы действительно добиться успеха в создании новой экологической цивилизации, китайскому обществу придется идти в еще более радикальном направлении, отдаляясь от режима «чрезмерного потребления» капиталистического общества, который и несет ответственность за сегодняшнюю ситуацию планетарного экологического кризиса.
Литература
1. Ван Чжихэ, Хэ Хуйли, Пан Мэйцзюнь. Дебаты по поводу экологической цивилизации // Независимый социалистический журнал [Электронный ресурс]. - URL: http://monthlyreview.org/2014/11/01/the-ecological-ci vilization-debate-in-china (дата обращения: 22.09.2015).
2. Джил С. Интерпретируя экологическую цивилизацию [Электронный ресурс]. - URL: https://www.chi nadialogue.net/article/show/single/en/8018-Interpreting-ecological-civilisation-part-one (дата обращения: 22.09.2015).
3. Ян Дунпин. Китай в XXI веке. - Пекин: Сиюань, 2001.
4. Федотова В. Г. Неклассические модернизации и альтернатива модернизационной теории // Вопросы философии. - 2002. - № 12.
5. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). - М.: Весь мир, 2011. - С.43-44.
6. У Шаося. Экологическая цивилизация - неизбежный выбор эволюции человеческой цивилизации // Вестник университета Цзяннань. Сер. Общественно-гуманитарные науки. - 2008. - №2.
7. Китай вышел в мировые лидеры по количеству изобретательских патентов [Электронный ресурс]. -URL: http://www.chinamodern.ru/?p=15156 (дата обращения: 20.11.2014).
O. E. EanbHuudopwmea. Экопогннескаa цнвнпнзацнa h постмоgерннзацнa b Kurae
References
1. Wang Zhihe, Ho Huyli, Ban Meytszyun. Debaty po povodu ekologicheskoi tsivilizatsii [Debate over Ecological Civilization]. Nezavisimyi sotsialisticheskii zhurnal - Independent Socialist Journal. Available at: http://monthlyre view.org/2014/11/01/the-ecological-civilization-debate-in-china/ (accessed September 22, 2015).
2. Dzhil S. Interpretiruya ekologicheskuyu tsivilizatsiyu [Interpreting of Ecological Civilization]. Available at: https://www.chinadialogue.net/article/show/single/en/8018-Interpreting-ecological-civilisation-part-one (accessed September 22, 2015).
3. Yan Dunpin. Kitai v XXI veke [China in the 21st century]. Pekin: Siyuan', 2001.
4. Fedotova V. G. Neklassicheskie modernizatsii i al'ternativa modernizatsionnoi teorii [Nonclassical Modernization and Alternative to Modernization Theory]. Voprosy filosofii - Problems of Philosophy. 2002. No. 12.
5. Obzornyi doklad o modernizatsii v mire i Kitae (2001-2010) [Survey Paper on Modernization in the World and China (2001-2010)]. Moscow: Ves' mir, 2011. Pp. 43-44.
6. U Shaosya. Ekologicheskaya tsivilizatsiya - neizbezhnyi vybor evolyutsii chelovecheskoi tsivilizatsii [Ecological Civilization Is an Inevitable Choice of Human Civilization Evolution]. Vestnik universiteta Tszyannan'. Ser. Obshchestvenno-gumanitarnye nauki - Bulletin of Jiangnan University. Ser. Social and Human Sciences. 2008. No. 2.
7. Kitai vyshel v mirovye lidery po kolichestvu izobretatel'skikh patentov [China Has Become a World Leader in the Number of Invention Patents]. Available at: http://www.chinamodern.ru/?p=15156 (accessed November 20, 2014).