Научная статья на тему 'Интегрированное развитие индустриальной и экологической цивилизации в КНР (на примере Внутренней Монголии)'

Интегрированное развитие индустриальной и экологической цивилизации в КНР (на примере Внутренней Монголии) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
149
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIAL CIVILIZATION / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIALIZATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ECOLOGICAL CIVILIZATION / КИТАЙСКАЯ МЕЧТА / CHINESE DREAM / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ / INNER MONGOLIA / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бальчиндоржиева Оюна Баировна

Данная статья посвящена анализу одной из последних инновационных идей в теории строительства социализма с китайской спецификой концепции строительства экологической цивилизации, развиваемой нынешним руководством Китайской Народной Республики. Устойчивое развитие прочно вошло в концепцию развития китайского общества еще в прошлом веке. Однако в новых условиях целью является переход к новой ступени развития общества экологической цивилизации. Автор статьи анализирует основные аспекты проекта строительства экологической цивилизации, останавливаясь более подробно на теоретических и практических вопросах интегрированного развития индустриальной и экологической цивилизации в автономном районе КНР, Внутренней Монголии. В качестве одной из важнейших мировоззренческих основ создания экологической цивилизации в рассматриваемом регионе китайские ученые рассматривают возможность обращения к традиционному экологическому сознанию монгольского народа, воспитываемого традиционной культурой (монгольские табу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated development of industrial and ecological civilization in China (by the example of Inner Mongolia)

This article analyzes the theoretical innovation in the theory of building socialism with Chinese characteristics the concept of ecological civilization construction, developed by the current leadership of the People's Republic of China. Sustainable development is firmly established in the concept of development of Chinese society in the last century. However, in the new environment, the goal is to transition to a new stage of development of society ecological civilization. The author gives an analysis of the highlights of the project of construction of ecological civilization, stopping in more detail in the theoretical and practical aspects of the integrated development of the industrial and ecological civilization in China's autonomous region of Inner Mongolia. As one of the most important philosophical aspects of the establishment of ecological civilization in this region, Chinese scientists are considering the possibility of recourse to traditional ecological consciousness of the Mongolian people (Mongolian taboo).

Текст научной работы на тему «Интегрированное развитие индустриальной и экологической цивилизации в КНР (на примере Внутренней Монголии)»

УДК 1:304.50

ИНТЕГРИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КНР (НА ПРИМЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ)*

* Статья издается по государственному заданию Министерства образования и науки РФ «Сравнительные исследования социальных эффектов развития горнорудной промышленности трансграничных регионов России, Монголии, КНР», проект №3433

© Бальчиндоржиева Оюна Баировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета. Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: baoyu2008@yandex.ru

Данная статья посвящена анализу одной из последних инновационных идей в теории строительства социализма с китайской спецификой - концепции строительства экологической цивилизации, развиваемой нынешним руководством Китайской Народной Республики. Устойчивое развитие прочно вошло в концепцию развития китайского общества еще в прошлом веке. Однако в новых условиях целью является переход к новой ступени развития общества - экологической цивилизации. Автор статьи анализирует основные аспекты проекта строительства экологической цивилизации, останавливаясь более подробно на теоретических и практических вопросах интегрированного развития индустриальной и экологической цивилизации в автономном районе КНР, Внутренней Монголии. В качестве одной из важнейших мировоззренческих основ создания экологической цивилизации в рассматриваемом регионе китайские ученые рассматривают возможность обращения к традиционному экологическому сознанию монгольского народа, воспитываемого традиционной культурой (монгольские табу).

Ключевые слова: индустриальная цивилизация, индустриализация, экологическая цивилизация, китайская мечта, устойчивое развитие, Внутренняя Монголия, экологическое сознание.

INTEGRATED DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL AND ECOLOGICAL CIVILIZATION IN CHINA (BY THE EXAMPLE OF INNER MONGOLIA)

Balchindorzhieva Oyuna B., PhD in Philosophy, Senior Lecturer, department of philosophy, Buryat State University.

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: baoyu2008@yandex.ru

This article analyzes the theoretical innovation in the theory of building socialism with Chinese characteristics - the concept of ecological civilization construction, developed by the current leadership of the People's Republic of China. Sustainable development is firmly established in the concept of development of Chinese society in the last century. However, in the new environment, the goal is to transition to a new stage of development of society - ecological civilization. The author gives an analysis of the highlights of the project of construction of ecological civilization, stopping in more detail in the theoretical and practical aspects of the integrated development of the industrial and ecological civilization in China's autonomous region of Inner Mongolia. As one of the most important philosophical aspects of the establishment of ecological civilization in this region, Chinese scientists are considering the possibility of recourse to traditional ecological consciousness of the Mongolian people (Mongolian taboo). Keywords: industrial civilization, industrialization, ecological civilization, Chinese dream, sustainable development, Inner Mongolia, ecological consciousness.

Генеральный секретарь КНР Си Цзиньпин активно продвигает свое доктринальное нововведение - «китайскую мечту». 29 ноября 2012 г. Си Цзиньпин посетил выставку «Путь возрождения», посвященную прошлому, настоящему и будущему «китайской мечты». Важным компонентом великого возрождения китайской нации является строительство экологической цивилизации, о чем говорилось на международном экологическом форуме в Пекине (2013). В своем выступлении в штаб-квартире ЮНЕСКО 27 марта 2014 г. он заявил о том, что ключевое значение для достижения китайской мечты имеет сбалансированное развитие «материальной и духовной цивилизации». В современной концепции развития китайского общества идеи о строительстве гармоничного общества, строительстве экологической цивилизации, научной концепции развития (координированного, устойчивого развития ориентированного на людей») представляются очень тесно взаимосвязанными.

Индустриализация китайского общества уже практически завершена, особенно в центральных и восточных районах Китая. Урбанизация дополняется субурбанизацией, развиваются малые города.

О. Б. Бальчиндоржиева. Интегрированное развитие индустриальной и экологической цивилизации в КНР (на примере Внутренней Монголии)

В контексте научной программы развития было принято решение о сокращении различий между городом и деревней, то есть придании деревне «городского облика». Это значит развитие инфраструктуры, улучшение качества социальных услуг, приближение уровня доходов к уровню доходов городских жителей, повышение культурного уровня деревенского населения и т.д. Однако сегодня в Китае пытаются переосмысливать путь, по которому следует осуществлять индустриализацию, осознается необходимость сочетания промышленного развития с охраной окружающей среды.

Постепенно усиливается движение устойчивого развития. Так, в 1990-е гг. основаны специальные структуры по охране окружающей среды. В настоящее время Китай является членом комитета ООН по устойчивому развитию. Большое значение имело участие в подготовке Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию, принятие «Программы действий по устойчивому развитию в XXI веке», активное участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Устойчивое развитие было взято за основу развития всего общества. Китаем был ратифицирован ряд международных конвенций и протоколов. На конференции ООН по изменению климата в Копенгагене Китай стал участником «Протокола ООН об ограничении изменения климата» и «Токийского протокола» [1, с. 6].

Несомненно, сегодня Китай прилагает определенные усилия в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития, однако вместе с тем экологическая ситуация остается чрезвычайно напряженной. Наблюдается значительное ухудшение экологической ситуации, количество выбрасываемых загрязняющих веществ намного превосходит возможности природы, в то же время интенсивность потребления основных ресурсов гораздо выше среднемирового уровня потребления [1, с. 6]. С большим трудом выполняется задача изменения способа экономического развития, все еще сохраняется тенденция к экстенсивному росту экономики, распространению индустриализации.

После 18 съезда Компартии Китая строительство экологической цивилизации стало одной из приоритетных целей развития. Становление экологической цивилизации связано со способом производства, образом жизни людей и с основными ценностями. «Переход к экологической цивилизации рассматривается как необратимая мировая тенденция, так же как это было при переходе к сельскохозяйственной цивилизации, и к индустриальной цивилизации человеческого общества» - пишет китайский ученый У Шаося. Отмечается, что строительство экологической цивилизации является сложным и комплексным проектом, основанным на отказе от утилитарной концепции развития, создании новой концепции гармоничного развития человека и природы, развития и совершенствования экологического сознания людей [2]. Все это требует комплекса мер: принятия соответствующих правовых решений, ограничивающих и регулирующих чрезмерное потребление. Другой ученый, Ху Цзянь, говорит о том, что необходимо заменить модель «чрезмерного потребления» индустриальной цивилизации на модель «умеренного потребления» экологической цивилизации [3].

В автономном районе Внутренняя Монголия также осуществлялась индустриализация, например, автор статьи «Элементы устойчивого экономического развития в Ордос (Внутренняя Монголия)» пишет, что начиная с 2001 г. угольная промышленность вступила в период расцвета, что вызвало рост местной экономики и доходов населения в период с 2001 по 2004 гг. [4]. Однако ущерб окружающей среде и здоровью человека, причиняемый индустриализацией, становится все больше [5]. В последнее время появляется большое количество исследований, посвященных проблемам экологии, профилактике загрязнения грунтовых вод в результате развития горнодобывающей промышленности (например, остро стоит проблема экологической реставрации в районе угольных шахт в Хуолинхэ, экологических превентивных мер на угольных шахтах близ города Ордос), опустынивания пастбищ, деградации лесов и т.д.

В последние годы экономика Внутренней Монголии сохраняет тенденцию быстрого развития при одновременном повышении эффективности использования ресурсов, снижении давления на окружающую среду в процессе производства, достижении скоординированного развития между экономическим ростом и охраной окружающей среды и реализации научной концепции развития во Внутренней Монголии. Таким образом, анализ текущей ситуации развития циркулярной экономики (увеличение ресурсосберегающей деятельности - переработка, повторное использование и вторичное производство) во Внутренней Монголии обобщает опыт развития перерабатывающих предприятий в Китае и за рубежом [6].

Работа Чжан Чуньхуа посвящена исследованию экологического мышления монгольского народа, ориентированного на развитие животноводства, а также сохранение вод, лугов, лесов, деревьев, защиту дикой природы и уважение к человеку. Основным принципом монгольского экологического мышления он считает «благоговение перед жизнью» [5]. Бережное отношение к земле, воде, огню,

лесу и живым существам выражалось в системе запретов: строго запрещалось копать землю острыми предметами, запрещалось рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места», осквернять источники воды, а также без нужды срывать растения, убивать животных с детенышами. Актуальность работы заключается в анализе исторического значения «древних монгольских табу» в современном обществе. Чжан Чуньхуа выражает надежду на то, что возрождение монгольского экологического мышления, выраженное в табу монгольского экологического мировоззрения, будет способствовать координированному и интегрированному развитию экономики региона и сохранению его природных богатств [5].

В заключение хотелось бы отметить, что автономный район Внутренняя Монголия является индустриально менее развитым регионом КНР, по сравнению с ее центральными и южными районами, однако и в данном регионе остро стоят экологические проблемы. Есть основания полагать, что движение китайского общества в сторону строительства экологической цивилизации, а также богатое культурное наследие будут способствовать развитию экологического сознания и экологического поведения населения данного региона и китайского общества в целом.

Литература

1. Гу Гаоцзянь. (Модернизация китайского общества: история и новые вызовы) // NewVision. - 2010. - №3. - С.4-6.

2. У Шаося. (Экологическая цивилизация - неизбежный выбор эволюции человеческой цивилизации) // - 2008. - №2.

3. Ху Цзян. -(Обратная

связь противоположных моделей индустриальной цивилизации и экологической цивилизации - путь экологической цивилизации Нового Китая эпохи Дэн Сяопина) // ФйШМЖё^^^Ш. - 2015. - №1.

4. Чао Айхун. Ш^^ШШЖ'ЩШШЖМШШ^Ш (Элементы устойчивого экономического развития в Ордос). - Пекин, 2008.

5. Чжан Чуньхуа. Ш^ШШ^^^ШШЩ^Й, (Монгольские табу и экологическое мышление). - Хух-хото,

2013.

6. Чжао Юнбо. ЙШ^Ш^^^ШЙШ^Ш^, (Содействие развитию циркулярной экономике во Внутренней Монголии). - Ланчжоу, 2010.

References

1. Gu Gao Jian. ФШ Ш^Ь: ЙМ ^ Ш Ш [Modernization of the Chinese Society: History and New Challenges]. NewVision. 2010. No. 3. Pp. 4-6.

2. Shaosya. Ш ^ВД: A^ ^ВД ЙЙ Ш ЖШ [Ecological Civilization as an Inevitable Choice of Human Civilization Evolution]. (A£ ±±£ ®). 2008. No. 2.

3. Jiang Hu. -

of Industrial Civilization and Ecological Civilization Opposing Models as a Way of New China Ecological Civilization in the Era of Deng Xiaoping]. ШН фШ 2015. No. 1.

4. Chao Ayhun. ЦЩШ ЖМ ШШ ftffi [The Elements of Sustainable Economic Development in Ordos]. Beijing, 2008.

5. Zhang Chunhua. Ш^Ш ШШ ЖШ [Mongolian Taboo and Ecological Thought]. Hohhot, 2013.

6. Zhao Yongbo. ЙШ^ ШЙ ^^ [Promotion of Circular Economy in Inner Mongolia]. Lanzhou 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.