Научная статья на тему 'Экологическая цивилизация Китая: проблемы и перспективы развития'

Экологическая цивилизация Китая: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1267
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ МЕЧТА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ / СОЗНАНИЕ / ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ПРИРОДА / УРБАНИЗАЦИЯ / ECOLOGY / CIVILIZATION / CHINESE DREAM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INNER MONGOLIA / CONSCIOUSNESS / ETHICAL-ECOLOGICAL EDUCATION / SOCIETY / NATURE / URBANIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бальчиндоржиева Оюна Баировна

Строительство экологической цивилизации это комплексный проект, основанный на отказе от утилитарной концепции развития, создании новой концепции гармоничного развития и коэволюции общества и природы, совершенствовании экологического сознания людей. Результаты настоящего исследования позволяют выделить следующие направления дальнейшего теоретического поиска в рамках дискурса об экологической цивилизации, которые затрагивают важнейшие проблемы, возникающие в процессе строительства экологической цивилизации: противоречие между требованиями экономического развития и охраной окружающей среды, противоречие между продолжающимся процессом урбанизации и необходимостью сельской реконструкции, проблема этико-экологического воспитания молодежи. Выдвигается предположение, что движение китайского общества в сторону строительства экологической цивилизации, а также богатое культурное наследие будут способствовать развитию экологического сознания и экологического поведения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Civilization of China: Problems and Prospects of Development

Formation of ecological civilization is a complex project based on rejection of the utilitarian concept of development, creation of a new concept of harmonious development, co-evolution of society and nature, improvement of people's ecological consciousness. The results of this study allow us to identify the trends of further theoretical search within the discourse of ecological civilization that affect the most important problems arising in the process of ecological civilization formation: contradictions between the requirements of economic development and environmental protection, between the ongoing process of urbanization and the need for rural reconstruction, the problem youth ethical and ecological education. We suggest that development of Chinese society towards ecological civilization, as well as rich cultural heritage, will contribute to formation of ecological consciousness and ecological behavior of the population.

Текст научной работы на тему «Экологическая цивилизация Китая: проблемы и перспективы развития»

УДК 1:304.50

doi: 10.18101/1994-0866-2017-2-81-85

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Бальчиндоржиева Оюна Баировна

доктор философских наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: baoyu2008@yandex.ru

Строительство экологической цивилизации — это комплексный проект, основанный на отказе от утилитарной концепции развития, создании новой концепции гармоничного развития и коэволюции общества и природы, совершенствовании экологического сознания людей. Результаты настоящего исследования позволяют выделить следующие направления дальнейшего теоретического поиска в рамках дискурса об экологической цивилизации, которые затрагивают важнейшие проблемы, возникающие в процессе строительства экологической цивилизации: противоречие между требованиями экономического развития и охраной окружающей среды, противоречие между продолжающимся процессом урбанизации и необходимостью сельской реконструкции, проблема этико-экологического воспитания молодежи. Выдвигается предположение, что движение китайского общества в сторону строительства экологической цивилизации, а также богатое культурное наследие будут способствовать развитию экологического сознания и экологического поведения населения.

Ключевые слова: экология, цивилизация, китайская мечта, устойчивое развитие, Внутренняя Монголия, сознание, этико-экологическое воспитание, общество, природа, урбанизация.

Термин «экологическая цивилизация» очень гармоничен в контексте китайской духовной культуры. Что касается категории «цивилизация», в китайском языке она переводится как «^ВД» (вэньмин) и этимологически состоит из двух иероглифов: «^» (вэнь) — культура и « ВД» (мин) — свет. Отметим, что данная категория имеет современное и традиционное понимание [1].

В целом понятие «вэнь» понимается как нечто противоположное природному, естественному, созданное человеком.

Второй иероглиф «ВД» (мин) переводится как «свет», «светлый», но есть еще и другое значение — «знание», «понимание». Канон «Дасюэ» (V—III вв. до н. э.) начинается со слов:

ш^т, швдт, «к,

Путь-дао великого учения состоит в высветлении светлой благодати-дэ, породнении с народом и остановке на совершенном добре [2].

В комментариях к Дасюэ (1527 г.) проясняется, что означает «ВД ВД т» «высветление светлой благодати». В данном сочинении выдающийся философ Ван Янмин развивает концепцию «единотелесности», или «единого тела». «Великие люди полагают небо, землю и тьму вещей единым телом. Они

смотрят на Поднебесную как на одну семью, на Срединное государство — как на одного человека» [3, с. 488]. Высветление «ВД» (мин) означает внутреннее понимание, выявление человеком своей природы, которой присущи сочувствие, сострадание, гуманность. В концепции «высветления светлой благодати» содержались и идеи гармонии и «единотелесности» человека и природы. «Его сердце не в силах вынести вида птиц и зверей, жалобно кричащих и трепещущих в страхе. Это потому, что его гуманность образует единое целое с птицами и зверями, ведь они обладают сознанием. При вырубке и уничтожении деревьев его сердце неминуемо преисполняется сочувствием и сопереживанием. Это потому, что его гуманность образует единое тело с травами и деревьями, ведь они обладают жизненной силой (жизненным духом). При виде разрушения камня и черепицы его сердце обязательно испытывает озабоченность и сожаление. Это потому, что его гуманность образует единое тело с камнем и черепицей. Вот что представляет собой [все сводящая в] единое тело гуманность» [3, с. 489] .

Таким образом, термин «цивилизация» в контексте китайской философии имеет этическое содержание, более того, он содержит идею о единстве и гармонии человека (его сердца) с природой, с окружающим миром в целом.

Никто не будет подвергать сомнению, что китайские традиционные ценности — это целая сокровищница, которая может обеспечить сильную моральную поддержку делу строительства экологической цивилизации [1].

Рассматривая теорию и практику строительства экологической цивилизации в Китае, мы выделили основные проблемы, требующие решения в рамках дискурса об экологической цивилизации: противоречие между требованиями экономического развития и охраны окружающей среды, противоречие между продолжающимся процессом урбанизации и необходимостью сельской реконструкции, проблема этико-экологического воспитания молодежи. Рассмотрим их подробнее.

1. Противоречие между требованиями экономического развития и охраны окружающей среды.

Необходимость перехода к устойчивому развитию и строительству «экологической цивилизации» для китайского общества стоит чрезвычайно остро в настоящее время. Мы согласны с Дж. Мулдавиным, который в своей работе «Использование городов для управления сельской местностью: альтернативная оценка Китайского национального доклада о человеческом развитии — 2013» пишет о том, что «понятие «экологическая цивилизация» связывается с такими терминами как развитие «зеленой», «циркулярной» или «низко-карбоновой» экономики, а также с нахождением баланса между индустриализацией и устойчивостью» [4, с. 993].

Особенность экономического развития КНР состоит в том, что восточные приморские регионы развиваются намного быстрее, индустриализация в них практически завершена, а западные регионы являются отстающими. Отстающими они являются не только в плане индустриализации, но и в деле строительства экологической цивилизации. Интерес представляет исследование китайских ученых, эксплицировавших региональные отличия в уров-

не строительства экологической цивилизации. Авторы пришли к выводу об устойчивом росте уровня строительства экологической цивилизации, но постепенном снижении данного уровня по мере продвижения от восточных регионов КНР к западным [5, с. 36]. Конечно, в данной тенденции имеются исключения. Отдельные районы и регионы в силу своего географического положения, административно-территориального статуса, наличия природных ресурсов и других факторов имеют различные показатели экологической ситуации [6, с. 53].

2. Противоречие между продолжающимся процессом урбанизации и необходимостью сельской реконструкции.

«Китайские лидеры рассматривают строительство экологической цивилизации как новый этап урбанизации» [7]. Что это значит? В контексте научной программы развития урбанизация нового типа означает сокращение различий между городом и деревней, т. е. придание деревне «городского облика». Это значит развитие инфраструктуры, улучшение качества социальных услуг, приближение уровня доходов к уровню доходов городских жителей, повышение культурного уровня деревенского населения и т. д. Улучшению экологической ситуации в городах посвящено большое количество публикаций. В процессе строительства экологической цивилизации вполне закономерно выдвигается предложение о необходимости сельской реконструкции. Это означает также и возрождение традиций землепользования, которые китайский ученый Т. Вэнь называет «истинным "цикличным землепользованием", производящим минимум отходов и не использующим химические удобрения и пестициды. Подобная интеграция охраны окружающей среды и сельской реконструкции очень важна, так как может устранить дисбаланс, вызванный политикой, которая отдавала предпочтение развитию городов в ущерб сельским районам» [8].

Однако Дж. Мулдавин отмечает противоречие между заявлениями о роли теории экологической модернизации (ЭМ) и технократическим подходом к урбанизации в докладе. Его критический обзор позволяет увидеть то, как мало места уделяется в будущей экологической цивилизации проблеме обезземеливания крестьян. Подводя итоги, автор говорит о том, что «теория экологической модернизации предлагается не в качестве возможного изменения пути развития, а, скорее, как попытка государства по достижению социальной стабильности при одновременном повышении его легитимности и контроля как над городскими, так и над сельскими районами» [4].

3. Проблема этико-экологического воспитания молодежи.

Следующая группа статей посвящена усилению этико-экологического

воспитания в процессе строительства экологической цивилизации. «Качественный скачок в экологическом воспитании можно сделать, во-первых, улучшая экологическую информированность современных студентов; во-вторых, развивая у студентов общепланетарное мышление по типу «планета-дом»; в-третьих, усилив работу по участию студентов в практике строительства экологической цивилизации» [9, с. 3844].

Китайские ученые Юй Фэй и Ву Цзин подчеркивают важность «формирования у студентов практических навыков в процессе этико-

экологического воспитания» [10, с. 204]. Действительно, мы согласны, что ценности экологической этики могут быть успешно освоены студентами именно через социальную практику, возможно, в виде участия молодежи в конкретных мероприятиях в сфере охраны окружающей среды или в исследовательских программах по разработке и внедрению экологических инноваций и т. д.

Другими необходимыми компонентами в системе этико-экологического воспитания становятся:

• воспитание экологического сознания;

• воспитание экологической ответственности;

• концепция здорового потребления;

• концепция повышения уровня научных знаний [11].

Одной из основных проблем строительства гармоничного общества в Китае остается наличие острых противоречий в обществе и в системе «общество — природа». Сегодня китайское общество пытается переосмысливать путь, по которому следует осуществлять индустриализацию, осознается необходимость интегрированного строительства индустриальной цивилизации и экологической цивилизации. Китайские ученые признают, что рост экологической цивилизации связан со способом производства, с образом жизни людей и с основными ценностями, в том числе и со знанием этнокультурных норм и правил поведения, направленных на достижение гармонии между обществом и природой.

Переход к экологической цивилизации рассматривается как необратимая мировая тенденция, так же, как это было при переходе к сельскохозяйственной цивилизации и к индустриальной цивилизации человеческого общества. Китайское общество стоит перед лицом цивилизационного выбора. Фундаментальные ценности этого выбора вырабатываются в процессе упорного теоретического и практического поиска. Чтобы действительно добиться успеха в создании новой экологической цивилизации, китайскому обществу придется идти в еще более радикальном направлении, отдаляясь от режима «чрезмерного потребления» капиталистического общества, который и несет ответственность за сегодняшнюю ситуацию планетарного экологического кризиса. Однако есть основания полагать, что движение китайского общества в сторону строительства экологической цивилизации, а также богатое культурное наследие будут способствовать развитию экологического сознания и экологического поведения населения данного региона и китайского общества в целом.

Литература

1. Бальчиндоржиева О. Б. Экологическая цивилизация и китайская философия // Гуманитариум. 2016. № 1.

2. Древний оригинал Великого учения / пер. А. И. Кобзев [Электронный ресурс] // Портал Синология. URL: http://www.synologia.ru/a/Перевод_Да-сюэ_гу-бэнь (дата обращения: 07.03.2016).

3. Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Вост. лит.,

2002.

4. Мулдавин Дж. Использование городов для управления сельской местностью: альтернативная оценка Китайского национального доклада о человеческом развитии 2013 // Развитие и изменение. 2014. № 46(4). С. 993-1009.

5. Чэн Ц., Чэнь Ц., Ли Й. Анализ уровня развития экологической цивилизации Китая // Вестник количественной и технической экономики. 2013. № 30(7). С. 36-50.

6. Лю М., Лю С., Ян Чж. Интегрированный показатель уровня строительства экологической цивилизации в Китае // Международный вестник устойчивого развития и мировой экологии. 2016. № 23(1). С. 53-60.

7. Фан Ц., Бай И., У Ц. К вопросу о подходах к изучению ландшафта и экоси-стемных процессов монгольского плато // Экология ландшафта. 2015. № 30. С. 1573-1578.

8. Вэнь Т. Восемь кризисов: уроки Китая 1949-2009. Пекин: Восток, 2013.

9. Чжоу В., Ся Ф. Необходимость повышения роли экологического образования в системе этического образования высшей школы, Аньхойский вестник сельскохозяйственных наук. 2006. № 34(15). С. 3843-3845.

10. Юй Ф., У Ц. Этико-экологическое образование в условиях строительства гармоничного общества // Экономические исследования. 2008. № 13(32). С. 204-205.

11. Ли П. Этико-экологическое образование под углом перспективы строительства экологической цивилизации: дис. ... магистра. Сиань, 2010.

ECOLOGICAL CIVILIZATION OF CHINA PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Oyuna B. Balchindorzhieva

Dr. Sci. (Philos.), A/Prof., Department of Philosophy, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia e-mail: baoyu2008@yandex.ru

Formation of ecological civilization is a complex project based on rejection of the utilitarian concept of development, creation of a new concept of harmonious development, co-evolution of society and nature, improvement of people's ecological consciousness. The results of this study allow us to identify the trends of further theoretical search within the discourse of ecological civilization that affect the most important problems arising in the process of ecological civilization formation: contradictions between the requirements of economic development and environmental protection, between the ongoing process of urbanization and the need for rural reconstruction, the problem youth ethical and ecological education. We suggest that development of Chinese society towards ecological civilization, as well as rich cultural heritage, will contribute to formation of ecological consciousness and ecological behavior of the population.

Keywords: ecology, civilization, Chinese dream, sustainable development, Inner Mongolia, consciousness, ethical-ecological education, society, nature, urbanization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.