Научная статья на тему 'Ценности и ценностное содержание спорта'

Ценности и ценностное содержание спорта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
307
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СПОРТА / БЛАГО / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СПОРТА / КУЛЬТУРА / VALUE / WELL-BEING / COMMERCIALIZATION OF SPORT / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мазов Николай Юрьевич

В статье исследуются ценности и ценностное содержание спорта. Автор делает вывод о том, что в настоящее время (в силу коммерциализации спорта) произошла переориентация понятия ценности на «цену». Вместе с тем спорт всегда имел ярко выраженную моральную санкцию. Человек-спортсмен не только переживает за других людей, но и думает об их благополучии, а, в конечном счете, отвечает за духовное благополучие всего общества. Категория «ценности» раскрывает в данном отношении один из существенных моментов универсальной, культурной деятельности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES AND AXIOLOGICAL CONTENT OF SPORT

The values and content of sport are studied in this article. The author concludes that in present time the redirecting from the value to the price is occurred. At once the sport had the pronounced moral sanction. The sportsman is not only emotional over others but thinks on their well-being and responds for happiness of society. The notion values reveals one of the moments of universal, cultural human activity.

Текст научной работы на тему «Ценности и ценностное содержание спорта»

ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СПОРТА

Н. Ю. Мазов

Башкирский институт физической культуры (филиал)

ФГОУ ВПО « Уральский государственный университет физической культуры »

(г. Уфа)

В статье исследуются ценности и ценностное содержание спорта. Автор делает вывод о том, что в настоящее время (в силу коммерциализации спорта) произошла переориентация понятия ценности на «цену». Вместе с тем спорт всегда имел ярко выраженную моральную санкцию. Человек-спортсмен не только переживает за других людей, но и думает об их благополучии, а, в конечном счете, отвечает за духовное благополучие всего общества. Категория «ценности» раскрывает в данном отношении один из существенных моментов универсальной, культурной деятельности людей. Ключевые слова: ценность, ценностное содержание спорта, благо, коммерциализация спорта, культура

Мазов Николай Юрьевич, кандидат философских наук, доцент ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», сотрудник Башкирского института физической культуры (филиал), e-mail: institutprava@yandex.ru

В философских исследованиях спорта всегда проходит мысль о необходимости образования, которое охватило бы всего человека - его духовные и физические силы; только в этом случае человек может утвердиться в мире как природное, общественное и обладающее яркими индивидуальными качествами существо. Взаимосвязь нравственного, духовного, физического образований означает уравновешенность всех сил человека. Физическое образование является здесь составной частью образования человека в целом.

Таким образом, социально-философское осмысление физического образования и спорта предполагает рассмотрение человека в трех ипостасях: человек как произведение природы, произведение общества и произведение самого себя. В этом образе человека на первый план выдвигаются его природный характер, связь с обществом и индивидуальность. Ценностное содержание спорта в данном контексте следует рассматривать как преодоление человеком своей грубой, животной природы, когда он своими собственными силами создаёт свою личность, а конечную цель видит в достижении нравственного состояния, которое поднимает человека до уровня свободы, освобождая его от пут эмпирических влечений и страстей, которым он повинуется, находясь как в естественно-природном, так и общественном состоянии.

Социальная функция спорта, рассматриваемая здесь нами в дальнейшем на примере ценностных ориентаций учащихся и студентов начальных и высших профессиональных учебных заведений, требует теоретического осмысления самой категории «ценность».

Рассмотрение становления ценностного сознания субъекта, занятого физкультурной и спортивной деятельностью, позволяет выделить те моменты, которые имеют общеметодологическое значение, и за явлением ценности обнаружить её фундаментальные структуры.

Во-первых, ценность по своему социально-онтологическому статусу есть общественное отношение и как таковое не может быть сведена ни к предмету объективного мира, ни к какому-либо духовному образованию. Во-вторых, на уровне явления феномен ценностного отношения возникает благодаря эффекту проблематичности. В-третьих, в сознании субъекта этот эффект порождает ценностное представление, в котором ценность противопоставлена реальности и в определённой мере противоположна ей. Далее возникает необходимость рассмотреть структуру ценностного отношения. Первый вопрос, который перед нами встаёт при этом - это вопрос о том, что именно во внешнем явлении, предмете делает его элементом ценностного отношения, если ни сам по себе предмет, ни присущие ему объективные свойства ещё не делают его ценностью. Социальная философия не имеет в своем аппарате термина, который отражал бы то, что превращает предмет в элемент ценностного отношения. В этом вопросе можно сослаться на понятие, введённое словацким исследователем В. Брожиком - «ценностная предметность» [1, с. 45].

Ценностная предметность - это потенциальная ценность, ценность в потенции, в возможности, но отнюдь не сама ценность. Ценностная предметность - есть объективная основа ценности и её предпосылка. Ценность объективна, но не вещественна.

Аксиологический взгляд на мир возникает лишь с появлением рефлексирующего субъекта, источником рефлексии которого выступают его ожидания и требования, предъявляемые этому миру. В результате такого отношения мир удваивается: наряду с объективной реальностью существует и её ценностное восприятие.

Во-первых, возникновение аксиологии - науки о ценностях - связано с разрушением старой аристократической школы ценностей, основанной на привычке и авторитете. Общая теория ценностей рассматривается как необходимая для человека, через которую он сможет познать самого себя, свои наиболее глубокие цели и стремления. И это знание окажется для него не менее освобождающим, чем знание законов природы. Во-вторых, в качестве необходимого идеала всегда рассматривается «реальность», т. е. существующие интересы, существующие вещи. В-третьих, единственным источником ценностей является интерес: вещи являются ценными постольку, поскольку они желанны.

Характер ценностей и их изменение всегда зависят от характера и изменения интересов. Все характеристики, относящиеся к интересу, могут быть применимы и к ценностям. Интерес часто переходит с одного объекта на другой, который сопутствует субъекту в опыте. Опыт выступает как причина дифференциации, интеграции интересов и соответствующих им ценностей.

Свойства человека, возникающие в его отношениях с миром, становятся не только объективными фактами, но и ценностями по мере того, как они осознаются как значимые для человеческого рода. Процедура оценки этих свойств приводит к формированию субъективных ценностей -определённых абстракций сознания. Таким образом, проблема «личность, как ценность» имеет, по крайней мере, две стороны. Первая - каким образом в отношении «мир - человек» складывается личность как объективная ценность? Вторая - как складывается сфера субъективных ценностей?

Человечество в роли субъекта оценки выступает в любую эпоху в двух глобальных смыслах: как человеческий род вообще и как его конкретная историческая форма. Они задают наличие двух типов ценностных моделей.

Первую, абсолютную (используя терминологию И. Канта), можно определить как категорическую модель личности, доминантой которой выступает идея человечества (Человека) как цели. Категорическая модель обретает форму побудительно-нравственного идеала.

Вторую, относительную модель можно определить как модель гипотетическую, складывающуюся под влиянием конкретных потребностей и возможностей общественной практики. Эта промежуточная цель - средство на пути к абсолютно полному самораскрытию человеческой субъективности. Гипотетическая модель часто обретает форму нормативных кодексов.

Эмпирически ценность проявляется, прежде всего, как стремление субъекта к предмету своей потребности, полезность, необходимость которого предварительно установлена в оценке. При этом на уровне явления ценностное отношение фиксируется в двух основных моментах: во-первых, ценностные представления субъекта, существующие в виде понятий, норм, идеалов, с помощью которых осуществляется оценка; во-вторых, внешний предмет, явление объективной действительности, которое выступает объектом стремлений субъекта, поскольку обладает некоторыми полезными свойствами. На данной основе и возникает специфическая логика ценностного сознания: чем актуальней потребность, тем выше ценностный статус данного предмета. На этом уровне ценность и ценностное отношение выступают как нечто непосредственно данное в опыте и фиксируются обычно в терминах, выражающих предпочтения. Попытки выявить природу этих явлений, не выходя за границы ценностных феноменов, неизбежно порождают тенденцию к абсолютизации одного из этих элементов, сведения явления ценности либо к предметному миру, либо к миру идеальных духовных ценностей. Первоначально в сферу «предметных ценностей» включался только внешний человеку мир объектов, позже - сам человек как часть этого мира.

Анализ социально-философских интерпретаций категории «ценность» позволяет сделать следующий вывод - схематично структура ценностного отношения может быть представлена в виде комплекса взаимосвязанных элементов: 1) ценностная предметность как свойство общественного

предмета, как объективная основа и предпосылка ценности; 2) актуальная потребность деятельного субъекта, понимаемая как необходимое

соответствие между нормативным протеканием жизненного процесса и конкретной мерой наличных условий, которое переживается субъектом как состояние неудовлетворённости, нужды; 3) ценность как элемент человеческой деятельности, как момент противопоставления действительности и идеала (должного); 4) оценка как завершение ценностного отношения, в которой конституируется ценность, будучи выраженной в различных ценностных эквивалентах (понятиях, суждениях, идеалах и т. п. ).

Таким образом, говоря о понятии «ценность», можно различать два его основных значения:

1) ценности в системе объективно существующих предметов, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т. д., в сущности которых заключается атрибут ценности, и которая существует независимо от субъективных оценок людей;

2) ценности в смысле значимости (конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.

Утверждение о том, что нечто представляет для кого-либо ценность, можно понимать в трех значениях:

а) ценностью можно называть качество вещей, к производству которых направлены наши усилия или которые удовлетворяют наши потребности;

б) ценностями можно считать положительно оцениваемые с наших позиций объекты;

в) под ценностью можно подразумевать также критерий, на основе которого разные объекты подлежат оценке [2, с. 103].

Социально-философская теория, в которой присутствует аксиологическая проблематика, не должна упускать из виду то обстоятельство, что она всегда оперирует такими ценностями, за которыми скрыты сложные ценностные образования. Примерно с середины 60-х годов в социально-философских подходах к изучению материальной и духовной жизнедеятельности людей начала разрабатываться аксиологическая проблематика: ценностное отношение людей и социумов к объективной действительности. Первой книгой, посвящённой этому вопросу, была работа В. П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» [5, с. 15-16].

Если отнести понятие ценности к объектам или предметам, мы подходим к вопросу: считать ли ценностями конкретно значимые для субъекта и удовлетворяющие его потребности предметы, его окружающие, или же закрепить это понятие за особыми абстрактными сущностями.

В работах Дж Дьюи, Р. Б. Перри и некоторых других авторов называют ценностями всё то, что служит реализации потребностей и интересов [5, с. 763-764]. Из этого же понимания исходит классическое определение социальной ценности в социально-философском контексте У. Томаса и Ф. Знанецкого: «...любой факт, имеющий доступные членам некой социальной группы эмпирическое содержание и значение, исходя из которых он есть или может стать объектом деятельности» [4, с. 343].

В социальной философии, основное внимание которой привлекают как раз социально значимые факты, такое позитивистское понимание довольно распространено [6].

В частности, можно предположить, что существуют две принципиально различные формы организации социально полезной деятельности индивида. Эти формы различаются своими социальными механизмами, а также содержанием отражённых в психике человека (посредством эмоциональных и рациональных оценок) ценностей. С точки зрения представленности социальных ценностей в душевном мире субъекта, две упомянутых формы побуждения его к социально полезной деятельности можно различать как прямую и косвенную.

В случае прямого побуждения, потребности и блага других людей и социальных групп отражаются в психике человека в тех же эмоциональнооценочных формах, которые характерны для отражения им своих собственных ценностей. В этом случае образ чужого блага или чужой потребности сопровождается у субъекта переживаниями собственного удовольствия или страдания. Человек не только переживает за других людей, но и думает об их благополучии. Категория «ценности» здесь раскрывает, на наш взгляд, один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого.

Однако сегодня в силу коммерциализации спорта произошла переориентация понятия ценности на «цену». Вместе с тем спорт всегда имел ярко выраженную моральную санкцию. Но в настоящее время всё чаще обращает на себя внимание противоречие между реальной ориентацией спортсменов и участников олимпийского движения на прагматические цели и теми ценностями, которые издавна провозглашает олимпийская философия. Современный спорт, как феномен культуры, появившийся в середине XIX века, является продуктом капиталистического общества, товарного производства, где отношения людей напоминают отношения между товарами. Вследствие коммерциализации спорта данный социальный институт всё в большей мере становится сферой шоу-бизнеса; на первый план в настоящее время выдвигаются факторы популярности и зрелищности.

Список литературы

1. Брожик В. Марксистская теория оценки / В. Брожик. - М., 1982. - С. 45.

2. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе. - М. : Наука, 1989. - С. 103.

3. Киссель М. А. Ценностей теория / М. А. Киссель // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - С. 763764.

4. Томас У.Методологические заметки (1918 г.) // Американская социологическая мысль: тексты / У. Томас, Ф. Знанецкий ; под ред. В. И. Добренькова. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - С. 343.

5. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960.

6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. -М. : Прогресс, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.