Научная статья на тему 'Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности'

Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2255
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ СПОРТ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / MASS SPORT / ELITE SPORT / VALUES OF HUMANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Павел Константинович

Представлены аргументы о значимости гуманистической направленности и социальных ценностей массового спорта, которые определяют воспитательный потенциал в формировании нравственной и эстетической культуры личности современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic Values of Sports as a Means of Developing a Comprehensively Developed Personality

The article discusses the value of the humanistic orientation and social values of mass sport which determine the educational potential in developing moral and aesthetic culture of the personality.

Текст научной работы на тему «Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности»

СОЦИОЛОГИЯ

П. К. Кузнецов

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МАССОВОГО СПОРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Представлены аргументы о значимости гуманистической направленности и социальных ценностей массового спорта, которые определяют воспитательный потенциал в формировании нравственной и эстетической культуры личности современного человека.

Ключевые слова: массовый спорт, спорт высших достижений, гуманистические ценности.

P. Kuznetsov

Humanistic Values of Sports as a Means of Developing a Comprehensively Developed Personality

The article discusses the value of the humanistic orientation and social values of mass sport which determine the educational potential in developing moral and aesthetic culture of the personality.

Keywords: mass sport, elite sport, values of humanism.

В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и практически реализовать идеи гуманизма. Идея гуманизации, «очеловечивания» системы общественных отношений, разных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социальных программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время.

Гуманизм, как известно, представляет собой систему воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, свободу и достоинство, разностороннее и гармоничное развитие, проявление им своих способностей, а к

числу наиболее важных, фундаментальных ценностей относит мир, дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимо-обогащающее общение людей.

Многочисленные исследования, проведенные учеными разных стран, показывают, что в спорте заключены огромные возможности для гуманистического воздействия на физические и духовные способности людей, на их взаимоотношения между собой, для формирования и развития человеческой культуры. Посредством спорта человек доступным ему способом наиболее глубоко утверждает себя, осуществляет самореализацию.

Спорт в современном мире является сложным, внутренне дифференцирован-

ным явлением, в структуре которого исследователи выделяют два основных элемента — массовый спорт (спорт для всех, общедоступный спорт) и спорт высших достижений (большой спорт, супердости-женческий спорт) [1, с. 85]. Если в спорте высших достижений главным является победа в соревнованиях, то массовый спорт является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, удовлетворения потребности в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени, а также универсальным средством борьбы против асоциальных явлений.

Массовый спорт представляет собой все те виды физкультурно-спортивной деятельности различных групп и слоев населения, которые направлены не на достижение высших спортивных результатов и материальных выгод, а на личностное развитие в соответствии с собственными потребностями и интересами и на решение различных социальных задач. При этом спортивная деятельность не является определяющей в образе жизни человека, а органично дополняет ту, которая занимает основное место в его жизни.

Целью нашей статьи является подтверждение предположения о том, что именно занятия оздоровительными видами физической активности, характерные для массового спорта, ориентированы на общечеловеческие, гуманистические ценности гармонического развития личности, сочетающей как совершенствование в профессиональной сфере, так и улучшение физического состояния организма, здоровья и работоспособности.

Неправильно видеть в спорте возможности лишь для физического совершенствования. Важную роль спорт играет и в формировании разнообразных психических качеств и способностей человека, выступая как «школа воли», «школа эмоций», «школа характера», поскольку спортивные

соревнования и вся спортивная деятельность предъявляют высокие требования к проявлению волевых качеств и к саморегуляции.

В научных исследованиях дискуссионной остается проблема гуманистической ценности спорта и его места в современной культуре. Понятие «гуманизация спорта» тесно связано с концепцией гуманизма, с точки зрения которого гуманным признается все то, что способствует полноценному развитию человека, укреплению его здоровья, удовлетворению его потребностей. И в то же время самая высокоорганизованная и совершенная деятельность будет рассматриваться как антигуманная, если она направлена против здоровья, счастья, самореализации и самого существования человека.

Большинство исследователей дает современному спорту позитивную оценку с точки зрения гуманистических ценностей и идеалов (такую точку зрения выражали, в частности, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Ленк, Б. Луи, Л. П. Матвеев, Л. И. Лубышева и другие). Ими отмечается важная роль спорта в сохранении и укреплении здоровья людей, в их физическом совершенствовании, в формировании всесторонне развитой личности, в пробуждении в людях активности, стремления к формированию различных способностей, к приобретению новых знаний и к более глубокому самовыражению, к установлению контактов и мирных отношений между странами и т. д. На основе этого спорту отводится значимое место в системе ценностей современной культуры.

Сторонники негативной оценки спорта с позиций гуманизма (Т. Веблен, П. Бурдье, А. Грамши, Т. Адорно, Н. Элиас, Э. Даннинг и другие) указывают и на то, что современный спорт наносит вред сотрудничеству, формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших; приводит к развитию многих негативных качеств личности, таких как эгоизм, агрессивность, зависть, порождает стремление по-

бедить любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т. д.

Подобные полярные оценки гуманистических ценностей спорта связаны с тем, что за спортом закрепляется некая абстрактная, неизменная сущность, вечная «природа», при этом исследователи опираются на отдельные, изолированно взятые факты, не учитывают различия между двумя основными направлениями в современном спорте: спортом высших достижений («большим» спортом, олимпийским спортом) и массовым спортом («спортом для всех», общедоступным спортом), которые, очевидно, обладают различным ценностным и гуманистическим потенциалом.

Следует иметь в виду, что заключенные в спорте возможности для реализации гуманистических культурных ценностей не реализуются автоматически, тем более в полном объеме. В зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под воздействием различных факторов меняются содержание, характер, направленность, значимость спорта, на первый план выходят его гуманистические ценности или преобладающими становятся антигуманные явления, культурный потенциал используется в большей или меньшей степени и т. д.

Для правильной оценки современного спорта нужно четко различать его гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь декларируются, и те, на которые люди действительно ориентируются в своем реальном поведении [3, с. 20].

При оценке гуманистического потенциала спорта необходимо учитывать социокультурные и исторические обстоятельства его развития, а также нужно иметь четкое представление о том, о каком направлении, о какой разновидности современного спорта идет речь.

Большинство исследователей спортивных проблем отмечают, что в последние

десятилетия наметилась тенденция дегуманизации спорта высших достижений («большого» спорта, олимпийского спорта) и дискредитации идей подлинного Олимпизма.

Проблема гуманизации спорта высших достижений остается в центре дискуссий исследователей, при этом большинство из них скептически относятся к возможностям реализации гуманистических идеалов и ценностей Олимпизма и связывают это не с природой спорта как такового, а с теми особенностями, которые он приобрел под воздействием общей социальноэкономической ситуации в современных обществах и в господствующей системе ценностей. В большинстве развитых стран мира в настоящее время сформировалось общество потребления, а организационная профессионализация и коммерциализация спорта ввели институт спорта высших достижений в индустрию шоу-бизнеса. Глав -ная форма существования спорта высших достижений — потребление спортивных зрелищных услуг, сфера бизнеса, массовой культуры и политики.

В современном спорте высших достижений (в олимпийском спорте) четко обозначились такие основные тенденции, как коммерциализация и профессионализация, что несовместимо с идеалами подлинного Олимпизма.

К основным антигуманистическим явлениям в «большом» спорте относят нарастание жесткой конкуренции, враждебность в процессе спортивной подготовки и в игровом поведении, допинговая фальсификация результатов, спортивный фанатизм, нередко перерастающий в вандализм, субъективизм судей, все более широкое использование спортивной деятельности для политических и идеологических целей.

Все эти явления, выражающие усиление процессов отчуждения в сфере спорта, и возникли вследствие утилитарного отношения к спорту и к спортивному результату.

До тех пор, пока приоритеты не изменятся в сторону общечеловеческих ценностей, процессы отчуждения в спорте будут продолжаться.

Кроме того, нарастающей тенденцией является то, что спорт высших достижений все более дистанцируется от массового спорта, наблюдается резкий отрыв высокого уровня спортивных достижений от низкого уровня физической подготовленности остальной части населения. Подобное отделение профессионализированной спортивной деятельности от массового демократического спортивного движения наносит вред спорту в его сущностном содержании. Особенно актуальна эта проблема для нашей страны, где диспропорция в развитии двух основных направлений в современном спорте имеет и материальнофинансовую сторону и выражается в непропорционально малых суммах, выделяемых из государственного бюджета на поддержание уровня физической подготовленности большинства населения.

Олимпийское движение, однако, показало высокую эффективность в решении целого ряда важных социально-культурных задач и является одним из самых мощных социальных движений современности. Его нельзя считать тождественным глобальному спортивному движению, в котором значительное место в настоящее время занимает массовый спорт («спорт для всех»), который обладает существенным гуманистическим потенциалом, ценностью для личности и общества, так как не предполагает ориентацию на целевой результат спортивной деятельности, а способствует достижению необходимого уровня физического и духовного развития, здоровья, общей дееспособности, не нанося урон основному социально значимому виду жизнедеятельности.

Социальная и гуманистическая ценность массового спорта обусловлена его потенциальными возможностями, направленными на удовлетворение социальных

потребностей личности и культурных запросов общества.

Деятельность личности в рамках массового спорта («спорта для всех») способствует не только развитию двигательной активности, ориентированной на достижение определенного для каждого индивида индивидуального уровня физического и психического развития. Она также выступает как эффективное средство для рекреации, для разнообразных видов развлечения и общения с другими людьми. Массовый спорт оказывает позитивное воздействие на культуру человека, на моральные принципы и эстетические вкусы, открывает огромные возможности для формирования и развития творческих способностей человека.

Удовлетворение культурных запросов общества посредством массового спорта выражается в максимальном использовании его потенциала для решения общественных проблем. К числу таких проблем можно отнести социальные проблемы (рационализация свободного времени, минимизация проявлений девиантного поведения всех видов); социально-экономические проблемы (снижение негативных последствий интенсификации производственных процессов); демографические проблемы (улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой смертности) и другие.

Массовый спорт обеспечивает потребность людей в становлении здорового образа жизни, в достижении личностного совершенства, в повышении качества жизни и в целом способствует развитию человеческого потенциала.

Спорт во всех его проявлениях является универсальным механизмом для самореализации, самовыражения и развития человека, а потому его место в системе ценностей современного общества заметно возрастает.

Спорт испытывает на себе значительное влияние той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие. В российском обществе за последние десятилетия произошли существенные изменения, что не могло не сказаться на трансформации ценностных ориентаций и отношения к физической культуре и спорту.

На смену коллективистской парадигме ответственности человека перед обществом, группой, взаимоответственности людей, проявлявшихся в советский период, в формирующемся постиндустриальном обществе, основанном на рыночной экономике, приходит индивидуалистическая ориентация, подкрепляемая правом приватности образа жизни и, следовательно, повышением личной ответственности за свои поступки, за свой жизненный выбор, за свою судьбу [2, с. 38].

За годы реформ была фактически разрушена советская система физического воспитания, массовое физкультурно-спортивное движение лишилось существенной государственной поддержки, осуществилась коммерциализация значительной доли физкультурно-оздоровительных услуг, занятия спортом, физическое развитие превратились в частное дело. Все эти обстоятельства привели к значительному уменьшению количества людей, занимающихся спортом, к снижению значимости спорта в системе ценностей россиян и, как следствие, к ухудшению качества человеческого потенциала. Среди россиян распространены установки на выживание, самоэксплуа-тацию, в отличие от деятельной позиции жителей развитых стран мира, направленной на здоровый образ жизни и занятия спортом.

Доминирующая в обществе установка на рыночные отношения, освобождение государства от социальных обязательств находит свое отражения в системе ценностей различных слоев населения. На ценности спорта и спортивного образа жизни

ориентированы, по преимуществу, представители адаптированных слоев общества, для которых занятия спортом становятся частью престижного потребления. Для людей с низким социальным статусом занятия спортом нивелируются по причине их недоступности и бесполезности.

Таким образом, ценностный потенциал современного массового спорта используется в современном российском обществе недостаточно полно и эффективно, что сказывается на ухудшении социальнодемографического потенциала нашей страны и на состоянии физического и морального здоровья граждан. Следует отметить, что в рамках современного спорта многие отмеченные выше его гуманистические ценности нередко лишь декларируются, провозглашаются, но не реализуются практически.

Несомненна гуманистическая значимость массового спорта, в нем заключен огромный гуманистический потенциал. Массовый спорт показал свою эффективность в решении целого ряда важных социально-культурных задач. С этим связано общественное признание социальной значимости массового спорта и широкого круга его гуманистических ценностей, некоторые из которых были охарактеризованы выше. Если оценивать массовый спорт с этих позиций, его, бесспорно, можно отнести к числу наиболее важных, значимых социальных явлений, входящих в сферу современной культуры.

Физическая культура и массовый спорт являются частью социальной сферы, где необходимо поддерживать баланс между личным выбором и общественным регулированием и контролем. Только совместными усилиями государства, институтов гражданского общества, бизнеса и самого человека можно преодолеть ныне существующие проблемы в массовом спортивном движении и обеспечить тем самым здоровое будущее страны и всестороннее развитие людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт; СпортАка-демПресс, 2008. 312 с.

2. Мифология культуры. Структура и динамика. М.: Прогресс, 2007. 238 с.

3. Столяров В. И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7.

REFERE^ES

1. Matveev L. P. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury. M.: Fizkul'tura i sport; SportAkademPress, 2008. 312 s.

2. Mifologija kul'tury. Struktura i dinamika. M.: Progress, 2007. 238 s.

3. Stoljarov V. I. Sport i sovremennaja kul'tura: metodologicheskij aspekt. // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 1997. № 7.

Р. В. Емельянов

ВОЗМОЖНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ПОЗИЦИЙ ФОРМАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Рассматриваются положения концепции формальной социологии. Наиболее известными представителями данного направления являются Фердинанд Теннис и Георг Зиммель. Предлагается использование понятийного аппарата формальной социологии для целей исследования гражданского общества. Приводятся примеры гражданской самоорганизации, при исследовании которых целесообразно использование указанной концепции.

Ключевые слова: гражданское общество, низовая активность, социальные формы, социация, формальная социология.

R. Emelianov

Possibility of Researching Civil Society from the Pespective of Formal Sociology

The concept formal sociology is regarded in the article. The most known representatives of this school are Ferdinand Tonnies and Georg Simmel. It is suggested that the concept of formal sociology might used for the purpose of research of the civil society. Examples are given of civil self-organization which may be investigatedfrom the perspective of this concept.

Keywords: civil society, local activity, social forms, sociation, formal sociology.

В наши дни все большую актуальность в отечественной социальной науке приобретает проблематика гражданского общества. Она постоянно присутствует в научных дискуссиях современной политологии, социологии, философии и юриспруденции. При этом основная часть исследований

направлена на изучение процесса становления российского гражданского общества, либо на выявление предпосылок такового. В связи с подобной постановкой проблем исследователи (как и почти 20 лет назад) в лучшем случае приходят к выводу, что гражданское общество «находится в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.