Научная статья на тему 'Основные положения концепции социокультурных функций международного спорта'

Основные положения концепции социокультурных функций международного спорта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
904
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПОРТ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Орешкин Михаил Михайлович

В статье обосновывается положение о необходимости включения концепции социокультурных функций международного спорта в подготовку студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения». Излагаются те основные положения этой концепции, которые в первую очередь должны усвоить и осмыслить студенты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on incorporating the theory of social and cultural functions of international sport in the professional training of the students and educational program specializing on international relations. The article shows the main positions of the theory (conception) which the students have to study and think over.

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции социокультурных функций международного спорта»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТА

М.М. ОРЕШКИН, МГИМО(У) МИД РФ

Аннотация

В статье обосновывается положение о необходимости включения концепции социокультурных функций международного спорта в подготовку студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения». Излагаются те основные положения этой концепции, которые в первую очередь должны усвоить и осмыслить студенты.

Abstract

The article focuses on incorporating the theory of social and cultural functions of international sport in the professional training of the students and educational program specializing on international relations. The article shows the main positions of the theory (conception) which the students have to study and think over.

Ключевые слова: спорт, международный спорт, социокультурные функции, подготовка специалистов в области международных отношений.

В настоящее время актуальной является проблема совершенствования подготовки специалистов в области международных отношений. При определении путей решения этой задачи важно учитывать, что в жизни современного общества, в том числе в международных отношениях, все более существенную роль играют спорт и связанное с ним олимпийское движение. Поэтому одним из важных направлений повышения уровня профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения», является включение в систему их образования концепции социокультурных функций международного спорта. Но для этого прежде всего необходимо определить те основные разделы и положения данной концепции, которые должны усвоить и осмыслить студенты. Такую задачу и ставит автор данной статьи, опираясь на работы, в которых изложена указанная концепция, и в первую очередь - на опубликованное ранее учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения» [2, 4, 5, 7].

1. Основные понятия концепции

Для правильного понимания концепции социокультурных функций международного спорта и ее использования в своей профессиональной деятельности студенты прежде всего должны усвоить и осмыслить основные

понятия данной концепции. Имеются в виду такие понятия, как «международные отношения», «спорт» и «международный спорт».

Международные отношения. Под международными отношениями в теории международно-политической науки принято понимать «особый род общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных взаимодействий и территориальных образований» (Цыганов, 2003), «совокупность интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество» (Шахназаров, 1981) и др. Эти отношения классифицируются по сферам общественной жизни - экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические и др. и включают в себя отношения между различными международными организациями [3].

Спорт. Важно различать понятие «спорт» в узком и широком смыслах. Понятие «спорт» в узком смысле -это спортивное соревнование. Под спортивным соревнованием понимается соревнование, которое проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в особых, искусственно созданных, условных, игровых ситуациях. Они создаются, чтобы обеспечить гуманизацию соперничества, придать ему гуманный характер. Организация спортивного соперничества предполагает создание для соперников равных условий, соблюдение определенных правил, разработку других мер, призванных обеспечить

ІШ)

здоровье и достоинство личности участников соревнования, гарантировать возможность унифицированного сравнения, объективной оценки их качеств и способностей, наличие судей, способных осуществить такую оценку [4, 5]. Понятие «спорт» в широком смысле характеризует комплекс социальных явлений, складывающихся на основе спортивных соревнований - подготовку к ним, специальные социальные институты (спортивные союзы, клубы и т.д.) и движения (спортивное движение, олимпийское движение и т.п.), занимающиеся пропагандой спортивного соперничества, его организацией и подготовкой к нему и т.д.

Международный спорт. Современный международный спорт - сложная социальная система, элементами которой являются: международные спортивные соревнования и специальная подготовка к ним; другие формы международных спортивных связей (обмен спортсменами, тренерами, международные семинары, конференции на спортивную тематику и т.д.); международные спортивные объединения - международные спортивные федерации, международные организации, занимающиеся научными проблемами спорта и т.д. Важнейший элемент структуры международного спорта - олимпийское движение, которое в настоящее время является одним из самых широкомасштабных социальных движений.

2. Содержание и методология дискуссий о социокультурных функциях международного спорта

Проблема роли и значения спорта в международных отношениях является предметом дискуссий среди философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Поэтому важным элементом концепции социокультурных функций международного спорта является характеристика содержания и методологии этих дискуссий.

Высказываются различные и даже прямо противоположные взгляды на социокультурное значение международного спорта. С одной стороны, позитивно и высоко оценивается его значение, подчеркивается его важная роль как фактора мира, дружбы и международного взаимопонимания, смягчения (или даже устранения) конфликтов. Вместе с тем подвергается сомнению или даже отрицается значимость спорта в этом отношении.

Такое различие мнений объясняется не только сложной природой международного спорта, но и тем, что данную проблему пытаются решать не только в обыденной жизни, но и в ходе научного исследования, опираясь на различные методологические принципы.

При этом допускаются методологические ошибки:

- односторонний подход: из всего многообразия фактов, характеризующих функции спорта в международных отношениях, выхватывают и абсолютизируют лишь те, которые свидетельствуют о его либо положительной, либо отрицательной роли в этих отношениях;

- эклектический подход: констатируется, с одной стороны, позитивная роль спорта для международных отношений, а с другой стороны, - связанные с ним антигуманные явления, не пытаясь объяснить, почему,

под воздействием каких факторов спорт может играть и действительно играет столь противоположную роль;

- не различают возможности спорта (с точки зрения его воздействия на социальные отношения) и то, насколько эти возможности практически реализуются, т.е. его реальную значимость, и т.д.

Принципы правильного методологического подхода. Для эффективного решения обсуждаемой проблемы важно соблюдать методологические принципы, в соответствии с которыми необходимо:

> оценивать социокультурные функции спорта с учетом не отдельных фактов, касающихся его позитивного или негативного влияния на международные отношения, а всего многообразия этих фактов;

> подходить к обсуждаемой проблеме с позиций не эклектики, а диалектики, которая требует на основе факторного анализа дополнить описание диалектически-противоречивой роли спорта в международных отношениях объяснением причин этой противоречивости;

> принимать во внимание наличие и особенности различных видов и форм спорта - спорта высших достижений, олимпийского спорта, «спорта для всех», детского спорта и др., а также различных конкретно-исторических форм спортивной деятельности, и потому не смешивать современный спорт с его прошлыми формами;

> различать потенциал спорта (возможности позитивного и негативного воздействия на международные отношения) и его реальное социальное значение (какие социокультурные функции спорт действительно выполняет в международных отношениях);

> осознавать, что в зависимости от конкретной ситуации, под воздействием различных факторов изменяются содержание, характер, направленность международного спорта, на первый план выходят его гуманистические ценности или преобладающими становятся антигуманные явления [4, 5, 7].

3. Потенциал спорта в сфере международных отношений

Как показывает анализ, в международном спорте заключены большие возможности для позитивной роли в международных отношениях. Прежде всего имеется в виду его способность выполнять интегративную и миротворческую функцию в международных отношениях, содействовать формированию и реализации ценностей культуры мира [2, 4, 5, 6, 7, 8].

Но в спорте заключен потенциал и для негативной роли в этой сфере. Привлекательность спорта, все больший интерес, проявляемый к нему со стороны миллионов людей, открывают огромные возможности для использования его не только прогрессивными, но и различными реакционными (националистическими, шовинистическими и др.) силами в своих корыстных экономических, политических, идеологических и тому подобных целях - для разжигания ненависти и вражды между народами, подогревания националистических и шовинистических настроений, решения узкокорыстных политических целей, для доказательства превосходства

ШШ)

(иногда к тому же мнимого) одной страны, одного общественного строя, одной нации и т.д. над другими, в военно-политических целях и т.д.

4. Реальное социокультурное значение международного спорта

Важное значение для правильной ориентации студентов в «спортивной составляющей» международных отношений имеет раздел концепции о реальном социокультурном значении международного спорта. Основное положение данного раздела - спорт имеет как позитивное (социокультурное), так и некоторое негативное значение в международных отношениях.

Социокультурное значение международного спорта. Об этом его значении свидетельствуют следующие выполняемые им функции:

- интегративная функция посредством развития сети мирно регулируемых спортивных соревнований, встреч, связей, контактов;

- миротворческая функция - важная роль в укреплении мира и дружбы между народами;

- символическая функция - спорт выступает как образец мирного соперничества (в противовес вооруженной борьбе), модель миролюбивого значения международной кооперации, несмотря на дальнейшее существование определенных конфликтов, а также как образец реализации демократического принципа справедливости и равенства шансов и т.п.

Аспекты негативной роли международного спорта. Внимание студентов должно быть обращено не только на позитивную роль спорта в международных отношениях, но и на некоторые аспекты его негативного значения в данной сфере. Соперничество приобретает здесь особенно острые формы, успех чаще всего поощряется значительными материальными наградами, а потому велико стремление соперничающих сторон добиться победы. В ходе этой конкурентной борьбы гуманистические ценности нередко отступают на задний план. На первый план выходят ценности, связанные с достижением материальных благ, славы, превосходства одного человека над другим, одной нации (страны) над другой. Известны факты использования спорта для разжигания ненависти и вражды между народами, подогревания националистических и шовинистических настроений, в военно-политических целях и т.п.

Таким образом, одно из наиболее важных положений концепции состоит в том, что спорт не только по заключенным в нем возможностям, но и по своему реальному значению, по тому влиянию, которое он оказывал и оказывает на международные отношения, по формам его практического использования различными социальными силами, по тем социальным функциям, которые он выполнял и выполняет в настоящее время в этой сфере, крайне многообразен и диалектически противоречив.

5. Олимпийское движение

Особенно важную роль в международных отношениях играет связанное со спортом олимпийское движе-

ние. Поэтому раздел концепции, посвященный этому движению и его роли в международных отношениях, безусловно, должен быть включен в систему подготовки специалистов-международников. Как отмечается в Олимпийской хартии, концепция олимпийского движения принадлежит Пьеру де Кубертену. Выделим основные идеи и положения разработанной им олимпийской концепции.

> Главная особенность подхода Кубертена к разработке концепции олимпизма - ориентация на такие идеалы и ценности гуманизма, как свобода, достоинство, творчество, целостное развитие личности, а также мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение людей.

> Основной замысел Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр, состоял в том, чтобы последовательно, систематично и эффективно использовать спорт для реализации той реформы образования, которой он посвятил всю свою жизнь.

> Важнейшую роль в реформе образования Кубертен отводил спорту, рассматривая его как наиболее эффективный путь совершенствования человека и человечества.

> Кубертен учитывал возможные негативные явления, связанные со спортивными соревнованиями. Чтобы исключить их и чтобы спорт, развитый не только в национальном, но и в международном масштабе, играл позитивную роль, по мнению Кубертена, необходимо олимпийское движение. Путь к его созданию он усматривал в возрождении Олимпийских игр, которые по своей гуманистической направленности, ориентации, гуманной атмосфере должны быть образцом для других спортивных соревнований.

> С этих позиций Кубертен выдвигал определенные требования к поведению и личности спортсмена-олимпийца. Для характеристики идеальной личности олимпийского атлета он использовал придуманный им девиз: «Возвышенный дух в развитом теле!»

> Кубертен поддерживал стремление к спортивным победам и высшим достижениям. Но, по его мнению, спортсмен не должен стремиться к установлению рекорда, к победе любой ценой. Он должен отдавать предпочтение благородному поведению в соперничестве, придерживаясь убеждения в том, что самое главное - не победа над соперником, а мужество, проявляемое в ходе борьбы за нее, дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков.

> Важное место в концепции олимпизма Кубертена занимает идея интеграции спорта с искусством, а также возрождения «спортивной религии», которая наиболее ярко выражена в олимпийском спорте античности. Зажжение олимпийского огня, шествие, клятва, торжественные обороты речи на современных Олимпийских играх - все это восходит к религиозному ритуалу античности.

Важной задачей олимпийского движения Кубертен считал утверждение мирных отношений между народами и государствами [1].

После смерти Кубертена, особенно в конце ХХ -начале XXI в., в олимпийском движении усиливается

ІШ)

прагматический подход. На первый план выдвигается успех, победа в соревнованиях Наблюдается либо полный отказ от провозглашенных Кубертеном гуманистических идеалов, либо перевод их из разряда реальных в разряд декларативных ценностей [4, 5, 7].

6. Заключение

Особенно важное значение для правильного понимания студентами обсуждаемой концепции имеет уяснение тех факторов, которые содействуют или, напротив, препятствуют полной и эффективной реализации социокультурного потенциала международного спорта, определяют направление и характер его использования, вызывают связанные с ним негативные проявления в сфере международных отношений. Данные факторы подразделяются на две группы - субъективные и объективные [4, 5].

Субъективные факторы. Роль и значение международного спорта во многом зависит от поведения и системы ценностных ориентаций, интересов, потребностей всех тех, кто так или иначе (в той или иной функции) вовлечен в спортивные контакты, спортивные соревнования и подготовку к ним: организаторов этих соревнований, тренеров, зрителей, работников средств массовой информации и, конечно, самих спортсменов.

Система знаний, умений, а также ценностных ориентаций человека в первую очередь формируется посредством педагогической деятельности. Поэтому ее также следует отнести к числу важных субъективных факторов, определяющих социальное значение международного спорта. Для формирования ориентации субъектов спортивной деятельности на гуманистические ценности особенно важное значение имеет спортивно-гуманистическое воспитание. Внедрение в сознание субъектов спорта принципов «fair play» («честная игра»), других гуманистических идеалов и ценностей, ориентирующих на нравственное поведение в спортивном соперничестве, призвано снизить дисфункциональное влияние такого фактора, как культ успеха, победы, высоких достижений в спорте.

Объективные факторы. Имеются в виду прежде всего особенности потенциала и «природы» спорта, его разновидностей, а также объективные условия спортивного соревнования, которые связаны с используемым способом организации игрового соперничества (имеются в виду принципы подхода к формированию программы соревнования, состава участников, системы выявления и поощрения победителей - ценности, нормы поведения, которые поощряются в ходе соревнования, характер этих поощрений и т.д.) [4, 5].

Наряду с внутренними для спорта факторами к числу объективных факторов, оказывающих существенное влияние на все аспекты его социального значения в международных отношениях, относятся и внешние для спорта факторы. Имеются в виду общая социальноэкономическая, политическая и культурная ситуация, которая существует в сфере международных отношений, в обществе в целом, система принятых здесь ценностей, норм и образцов поведения, морального и материального поощрения поступков и действий людей. В различных сферах современного общества, в том числе в международных отношениях, до сих пор господствует (не декларативно, а реально) ориентация на сугубо прагматические, технократические, а не гуманистические, духовно-нравственные ценности, преобладает стремление к достижению успеха любой ценой. Такая ориентация существенно влияет на сферу спорта, в том числе международного; содействует тому, чтобы и в этой сфере приоритетными были те же самые прагматические, технократические ценности.

Анализ факторов, определяющих социальную значимость спорта и олимпийского движения в сфере международных отношений имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Только он позволяет с научных позиций определить перспективы и пути повышения их гуманистической ценности в этой сфере, преодоления или хотя бы смягчения связанных с ними дисфункциональных проявлений.

Литература

1. Кубертен Пьер де. Олимпийские мемуары. - Киев: Олимпийская литература, 1997.- 179 с.

2. Курило С.И. Социально-философская концепция международного спорта: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Н. Новгород, 2000. - 46 с.

3. Современные международные отношения и мировая политика: учебник / А.В. Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России; отв. ред. А.В. Торкунов. -М.: Просвещение; МГИМО, 2004. - 991 с.

4. Столяров В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 2: сб. ст. -М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1998. -С. 141-314.

5. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник. - М.: Физическая культура, 2004. - 400 с.

6. Столяров В.И., Баринов С.Ю., Варюшина М.В. Проблема формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания детей и молодежи // Спорт. Спартианское движение. Культура мира: сб. (Библиотека Спартианского гуманистического центра). - М.: Физическая культура, 2007. - С. 233-290.

7. Столяров В.И., Баринов С.Ю. Орешкин М.М. Современный спорт и олимпийское движение в системе международных отношений: учеб. пособие. - М.: Анкил, 2009. - 256 с.

8. Столяров В.И., Сагалаков Д.А. Роль спорта и спар-тианской модели игрового соперничества в формировании и развитии культуры мира // Спорт. Спартианское движение. Культура мира: сб. (Библиотека Спартианско-го гуманистического центра). - М.: Физическая культура, 2007. - С. 20-221.

ШШ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.