КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Формирование спортивной культуры как приоритетная задача спортивной работы в вузе
С.Ю. Баринов
В статье обосновывается положение о том, что важным компонентом спортивной работы в вузе является спортивное воспитание студентов, целью и главным предметом которого должно стать ценностно-смысловое развитие личности, формирование у нее спортивной культуры. В работе анализируются многочисленные разновидности спортивной культуры личности.
Спорт все шире внедряется в сферу досуга и других сфер жизнедеятельности студенческой молодежи, и потому все более важное значение приобретает вопрос, какими должны быть содержание и направленность спортивной работы в вузе. Исходным моментом в этом плане, на наш взгляд, является положение о том, что эта работа должна ориентироваться на общие задачи физкультурно-спортивного движения. Она также должна быть адекватной общим принципам современной стратегии государственной молодежной политики, воспитания молодежи и содействовать решению тех педагогических и социокультурных задач, которые стоят перед системой высшего образования. И главной из них - воспитанию образованной, здоровой, физически подготовленной, творчески одаренной, разносторонне развитой личности, способной к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, имеющей активную гражданскую позицию и выдвигающей на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе.
Однако существующая в настоящее время система организация спортивной работы в вузе не отвечает этим требованиям. Чаще всего эффективность этой работы оценивается по ре-
зультатам выступлений студентов на вузовских и особенно межвузовских спортивных соревнованиях. Внутривузовские соревнования проводятся в основном для отбора лучших спортсменов на межвузовские соревнования. Их победители награждаются грамотами, кубками, и для руководителей вузов престижно иметь лучших спортсменов данного региона или даже России. Такая ситуация заставляет преподавателей вузов и тренеров по тому или иному виду спорта в центр спортивной работы в вузе ставить селекционную работу - поиск наиболее талантливых в спортивном отношении студентов и набирать в вуз спортсменов высокого класса. Преподаватели и тренеры, оставшиеся без таковых, идут на различные ухищрения. Чтобы обеспечить достойное место спортивной команде вуза на межвузовских соревнованиях, приглашают выступить за нее молодых людей не из числа студентов или студентов других вузов, предлагают выступить своим лучшим спортсменам несколько раз, но под другими фамилиями и т.п. Завышенная значимость спортивных результатов приводит к стремлению не только у студентов-спортсменов, но также у преподавателей и тренеров победить любой ценой, даже за счет нарушения нравственных норм.
Баринов Сергей Юрьевич - к.пед.н., доцент, зав. кафедрой физического воспитания МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
Такой подход к организации спортивной работы в вузе имеет ряд негативных последствий:
- во-первых, в активные занятия спортом включается, как правило, лишь небольшая часть студентов;
- во-вторых, организация спортивной деятельности студентов не позволяет в полной мере реализовать весь ее позитивный потенциал. Особенно низка ее роль в развитии нравственных, эстетических, творческих способностей студентов;
- в-третьих, и это особенно тревожно, в современном университетском спорте, как и в спорте в целом, наблюдается девальвация духовных ценностей. Все большее число молодых людей включаются в спорт лишь потому, что здесь можно заработать деньги, приобрести славу и т.п.
Поэтому актуальной в настоящее время является задача совершенствования спортивной работы в вузе: поиск новых подходов к организации этой работы, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных содействовать решению комплекса социально-педагогических задач, стоящих в настоящее время перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России1.
Наиболее адекватен этим требованиям такой подход, при котором основными задачами спортивной работы в вузе являются:
- создание условий для участия в спортивной деятельности не только физически развитых, спортивно одаренных, но практически всех студентов, включая лиц с ослабленным здоровьем и с ограниченными возможностями;
- эффективная и максимально полная реализация огромного позитивного потенциала спортивной деятельности для физического, психического и духовного оздоровления студентов, их гуманистического воспитания и организации активного творческого отдыха;
- содействие в повышении спортивного мастерства спортивно одаренных студентов.
Важным компонентом спортивной работы в вузе является спортивное воспитание студентов. В определении целей и задач этой педагогической деятельности необходимо учитывать положение личностно-гуманной педагогики о том, что целью и главным предметом воспитательной деятельности должно быть формирование спортивной культуры личности2.
Спортивная культура студентов и ее разновидности
Спортивная культура студента - это его позитивное ценностное отношение к спорту: а) деятельность и ее результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые оцениваются им как наиболее важные, значимые, то есть рассматриваются как ценности; б) складывающиеся на основе такой оценки идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые регулируют всю деятельность студента и
его отношения с другими лицами в сфере спорта, определяют их характер и направленность3.
Позитивное ценностное отношение студентов к спорту всегда носит не общий, а конкретный характер: подразумевает не спорт вообще, а те или иные его аспекты, стороны, компоненты, функции, виды и т.д. Поэтому спортивная культура студентов может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, различные особенности в зависимости от того, в чем они усматривают ценность спорта, чем спортивная деятельность и связанные с ней спортивные соревнования, тренировки привлекательны для них. Другими словами, возможны различные специфические формы (разновидности) спортивной культуры студентов.
Конкретное содержание, специфическую направленность, особенности каждой из них определяют ценности, которые студенты приписывают спортивной деятельности, то есть какие ее стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д. являются для них наиболее важными, значимыми в этой деятельности, в спортивных соревнованиях и тренировке.
Спортивно-прагматическая культура
Одна из форм спортивной культуры личности - спортивно-прагматическая культура. Эту разновидность спортивной культуры личности характеризует ее ярко выраженная утилитарная, прагматическая направленность. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спорте для человека являются сугубо утилитарные, технологические, прагматические ценности. Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности, безусловно, относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех.
Утилитарность спортивной культуры личности может проявляться также в ориентации человека на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей. Например, воли или других психических способностей, силы или других физических качеств и т.д. в изолированности от других качеств и способностей. Утилитарные, технологические, прагматические ценности могут представлять собой:
- спортивные достижения, рекорды, победы;
- возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать иные материальные блага и т.п.;
- формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (напр., физических или психических качеств). Спортсмен, обладающий высокими физическими кондициями, спортивным мастерством
Культурология
и на основе этого добивающийся успеха в спортивных соревнованиях, славы, материальных благ и т.д. «Победа - не самое главное, победа - единственное, ради чего стоит бороться» (футбольный тренер из США В. Ломбарди).
Спорт может привлекать человека, выступать для него как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, некоторым образом проявить свою агрессивность и т.п. В этом случае спортивная культура личности включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная культура антигуманной направленности (антигуманная спортивная культура).
Негуманная спортивная культура
Антигуманная спортивная культура содержит в своей основе:
- негуманные ценности;
- победа любой ценой в спортивном соревновании;
- возможность в спортивном соревновании проявить свою агрессию, показать свое превосходство (превосходство своей нации) над другими и т.п.;
- идеал спортсмена - любой ценой (даже за счет обмана, нарушения правил, во вред здоровью и т.д.) добиваться победы в спортивном соперничестве. Использование спорта для пропаганды идей национализма, шовинизма, решения военных, узкокорыстных политических проблем и т.п. - «Я играю в футбол лишь потому, что только на поле я могу избить кого-нибудь и уйти безнаказанным» (американский спортсмен Майк Кертис);
- «Спорт - это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности» (Рейган).
Спортивно-гуманистическая культура
Еще одной разновидностью спортивной культуры личности является спортивно-гуманистическая культура. Эту разновидность спортивной культуры личности характеризует ярко выраженная ориентация человека в спорте на идеи, идеалы и ценности гуманизма. Гуманистические ценности:
- способность спорта содействовать целостному развитию личности, формированию и развитию гуманных социальных отношений;
- идеал - целостное развитие личности спортсмена. Поведение в спортивном соперничестве, адекватное нормам нравственности и эстетики «За гуманизм в спорте и посредством спорта!» (В.И. Столяров - автор «Манифеста спортивногуманистического движения», 1990 г.)
Спортивно-гуманистическая культура личности может выступать в разной форме в зависимости от того, каким образом конкрети-
зируются те общие гуманистические идеалы и ценности, на которые она ориентирована.
Основными ее формами являются олимпийская и спартианская разновидности спортивногуманистической культуры личности.
Специфика олимпийской культуры личности определяется тем, что спорт оценивается с учетом тех олимпийских идеалов и ценностей, которые сформулировал основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен и которые указаны в Олимпийской хартии. Один из основных олимпийских идеалов - идеал гармонично развитой личности, у которой полноценно и пропорционально развиты как телесные (физические), так и духовные (нравственно-эстетические) качества.
Олимпийские идеалы:
- гармонично развитая личность, у которой полноценно и пропорционально развиты как телесные (физические), так и духовные (нравственные) качества;
- гуманные социальные отношения, предполагающие мир, дружбу, взаимное уважение, поведение спортсмена в духе принципов «Фэйр Плэй» («честной игры»), которые предполагают:
* честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно;
* уважение к партнеру;
* уважение к сопернику - независимо от того, является он победителем или побежденным;
* уважение к судье, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации;
* умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение. «Обязанность и сущность атлета - познать самого себя, контролировать себя и превзойти себя» - «АШ^ае Ргоргшш
8е 1р8иш №>8сеге, Бисеге е! Утсеге» (девиз Кубер-тена на медали для участников Африканских игр).
Специфика спартианской разновидности спортивно-гуманистической культуры личности определяется тем, что спорт оценивается с учетом спартианских идеалов и ценностей4. Спорт рассматривается как один из основных (фундаментальных) видов деятельности, участие в которых необходимо не только для гармоничного, но и для разностороннего развития личности. При этом учитывается важная роль спортивной деятельности:
- в восстановлении, сохранении, формировании и совершенствовании телесности, физического состояния человека, его психических и духовных - нравственных, эстетических и других качеств и способностей, соответствующих умений, навыков, знаний, потребностей, чувств, эмоций;
- в формировании культуры соперничества. Позитивная роль спорта - в формировании и реализации таких ценностей культуры мира, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение представителей различных культур и верований, толерантность, отказ от насилия, сотрудничество и т.п.
Идеал спартианской гуманистически-спор-тивной культуры - гармоничное и разностороннее (всестороннее, универсальное) развитие личности в его спартианском понимании, ориентация на гуманистические ценности культуры мира - дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение представителей различных культур и верований, толерантность, отказ от насилия, сотрудничество и т.п. «Стань спартианцем - разносторонне развитой личностью и патриотом своей Родины!» (В.И. Столяров). «Творческая активность одного вида должна у индивида сочетаться с другими ее формами. Приходит на ум древнегреческий гуманистический идеал всесторонне развитой личности. Несмотря на необходимую специализацию, целью не является воспитание специализированных идиотов!» (Г. Ленк - олимпийский чемпион и философ). «Мне нравится побеждать в соревнованиях, но я не делаю из этого культа» (Франческо Панетта, легкоатлет, чемпион мира).
Учитывая вышеизложенное, в педагогической деятельности, ориентированной на формирование у студентов спортивной культуры, важно различать два этапа:
а) формирование базиса этой культуры (их общее позитивное отношение к спорту и наличие исходных знаний, умений, навыков относительно спорта);
б) формирование ее надстройки, специфическое содержание которой определяется тем, какие стороны, функции спорта студенты учитывают и как оценивают:
1) на основе каких идеалов, норм, культурных образцов и т.д.;
2) к реализации каких из них они стремятся при включении в спортивную деятельность и соответственно к формированию каких качеств и способностей;
3) к какому поведению, стилю (образу) жизни, характеру взаимоотношений с другими людьми вся эта активность приводит.
Главная цель спортивного воспитания студентов в настоящее время - содействовать формированию у них гуманистически ориентированной спортивной культуры, которая адекватна современным требованиям к высшему образованию, к воспитательной работе с молодежью.
Barinov S.U. Formation of Sports Culture As the Priority Problem of Sports Work in a University.
Summary: It's clearly shown in the article, that sport education of students is the most important aspect of all sport activities. Taking into account the rule of humane pedagogics that mental development is the goal and the main object of educational activity, the formation of sport culture should be considered at the very first place. In the article, the author outlines patterns of sport culture and its variations.
------------ Ключевые слова ------------------------------------------ Keywords ------
Спортивная работа, спортивно-гуманистическая Sports work, sports and humanistic culture of the
культура личности, спортивное воспитание personality, sports education of students
студентов
Примечания
1. Баринов С.Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности: монография. М.: Анкил, 2009; Столяров В.И., Баринов С.Ю. Теоретические основы спортивной культуры студентов: монография. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство «Университетская книга», 2011; Столяров В.И., Логинов И.А., Баринов С.Ю. Спартианская технология оздоровления, воспитания и организации досуга студенческой молодежи // Гуманистика соревнования. Вып. 6: Сб. ст. М.: Центр развития спартианской культуры; Гуманитарный Центр "СпАрт" РГУФК, 2003. С. 5-151; Stolyarov V.I. Modernisation of contemporary university sports // FISU Confernce 25th Universiade “The role of University sports in education and society - a platform for change” (Belgrade, July 2nd-5th, 2009). Book of Abstracts. - Faculty of sport and physical education University of Belgrade, Serbia, 2009. - P. 62-71.
2. См.: Бондаревская Е.В. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. С. 131-140.
3. Столяров В.И., Баринов С.Ю. Теоретические основы спортивной культуры студентов: монография. 2-е изд., пер. и дополн. М.: Изд-во «Университетская книга», 2011. 234 с.
4. Спартианские идеалы и ценности сформулированы в разработанном в России в 1990 г. новом спортивно-гуманистическом проекте под названием «SpArt». Это слово, которое придумал автор проекта (проф. В.И. Столяров), расшифровывается как производное от трех английских слов: SрArt = «Spirituality» - духовность, «Sport» - спорт, «Art» - искусство.