Научная статья на тему 'Роль олимпийского спорта в сохранении и укреплении мира на земле (исторический обзор)'

Роль олимпийского спорта в сохранении и укреплении мира на земле (исторический обзор) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1927
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В СПОРТЕ / ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гусакова В. С., Фомин Ю. А.

В статье на основе анализа научной литературы и периодической печати прослеживается реализация миротворческой функции олимпийского спорта. Показана связь миротворческой функции олимпийского спорта с международной обстановкой и политическими интересами государств, спортивных организаций и зрителей. Материал излагается в хронологическом порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль олимпийского спорта в сохранении и укреплении мира на земле (исторический обзор)»

УДК 796(091):796:001.92

РОЛЬ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ МИРА НА ЗЕМЛЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

В.С. Гусакова - аспирантка Ю.А. Фомин - доктор социологических наук, профессор Московская государственная академия физической культуры

Малаховка

THE ROLE OF THE OLYMPIC SPORTS IN PRESERVING AND STRENGTHENING OF PEACE ON EARTH (HISTORICAL REVIEW)

V.S. Gusakova - postgraduate J.A. Fomin - Doctor of Social Sciences, Professor Moscow State Academy of Physical Culture Malahovka

e-mail: valeriyagusakova@yandex. ru

Ключевые слова: гуманизм, миротворческая функция в спорте, олимпийский спорт, олимпийские игры.

Аннотация: В статье на основе анализа научной литературы и периодической печати прослеживается реализация миротворческой функции олимпийского спорта. Показана связь миротворческой функции олимпийского спорта с международной обстановкой и политическими интересами государств, спортивных организаций и зрителей. Материал излагается в хронологическом порядке.

Key words: humanism, the peacekeeping function in sports, the Olympic sports, the Olympic

Games.

Summary: On the basis of the analysis of scientific literature and the periodicals in the article the implementation of peacekeeping functions of the Olympic sports is traced back. The connection between the peacekeeping function of the Olympic sports with the international situation and the political interests of states, the sports organizations and audiences is shown. The material is set forth in chronological order.

«Совместная и дружная игра по всему миру - это мощная сила, помогающая нам в

достижении целей и созидающая наше будущее» Президент FIFA Жозеф С. Блаттер

ВВЕДЕНИЕ

Прародителями современного спорта были мирные противоборства и состязательные игры древности. Наши далёкие предки повсеместно их использовали как средство физического развития, разрешения индивидуальных и групповых конфликтов, неизменно возникавших внутри родоплемённого сообщества, в различных традиционных ритуалах (перевод молодёжи в разряд взрослых, выбор жениха или невесты, вождя и многое др.). Это был период активного применения физических упражнений в качестве великолепного средства подготовки молодежи к жизни (труд, военное дело и др. виды деятельности). Эту разновидность состязательности по праву можно назвать народной. Её отголоски в

современном обществе сохранились в культуре большинства народов в виде национальных видов спорта.

Цель исследования: проанализировать роль спорта в сохранении и укреплении мира на Земле.

Уже в древности обнаружилась очень важная особенность спорта. Спортивные состязания вызывают большой интерес у зрителей, который возрастает с повышением мастерства соревнующихся. Зрелищность сопровождает процесс спортивного противоборства потому, что, с одной стороны, она отвечает важнейшей социальной потребности объединения людей в родоплеменные сообщества. Эту потребность сегодня называют самоутверждением, самовыражением или потребностью в оценке окружающих людей. Именно она сделала желательным для состязающихся присутствие зрителей (свидетелей). С другой стороны, эмоциональная насыщенность, неповторимость и непредсказуемость хода и итогов спортивных поединков и игр, как магнит, притягивает болельщиков на арены спортивной борьбы.

Спорт становится деятельностью только на определённом уровне спортивного мастерства и производит рекорды (победы), которые имеют чисто духовную ценность. Характер любой деятельности, прежде всего, зависит от культурно-исторических и экономико-политических условий того общества, в котором она развивается. Спортивная деятельность уже в древности стала формироваться в двух различных направлениях [3].

Первая строилась на зрелищной притягательности спортивного противоборства. Наиболее ярким примером служат Римские игры. На них стремление ублажить вкусы избалованных зрителей привело к удивительной трансформации. В Римской империи спортивные состязания между людьми постепенно уступили место вначале соперничеству с дикими животными, позже - боям гладиаторов, а те, в свою очередь, были заменены представлениями целых сражений на суше и на море. Совсем другое развитие, кстати, без ущерба для зрелищности, получила спортивная деятельность, основанная на использовании миротворческих возможностей спорта [3, 5].

Жизнь людей в древнем обществе характеризовала состояние постоянной войны между племенами. Однако этот способ разрешения межплеменных конфликтов мог привести к полному уничтожению враждующих между собой народов. Тогда осознали более широкие возможности мирных состязаний. Их стали использовать как средство разрешения не только внутриплеменных, но и межплеменных конфликтов без риска потери своих соплеменников в горниле жесточайших войн. Следует особо отметить, что в истории многих народов (китайцы, ацтеки, славяне, германцы и др.) сохранились факты, когда исход войны решали поединки отдельных представителей соперничающих сторон, причём очень часто это противоборство носило чисто спортивный характер [19].

Миротворческая роль спорта достигла кульминации в Древней Греции, где во время проведения олимпийских игр объявляли всеобщее перемирие.

В конце XX - начале XXI вв. человечество столкнулось с комплексом проблем, ставящих под вопрос само его существование. Растущее неравноправие между народами и внутри них, нищета, болезни, неграмотность, концентрация загрязнения окружающей среды, культивирование жестокости и насилия, распространение различных форм экстремизма (агрессивного национализма, терроризма, тоталитарных сект и т.п.), сепаратизм, массовые проявления духовной деградации в форме наркомании, утраты духовно-нравственных ориентиров в искусстве и образовании, острые проявления отчуждения и маргинализации личности свидетельствуют о социокультурном, духовно-нравственном, экологическом кризисе [8].

В этой ситуации все более или менее значимые социальные институты подвергаются оценке с точки зрения того, в какой мере они адекватны ценностям устойчивого развития и культуры мира, способны ли они содействовать реализации этих ценностей.

Самого пристального внимания в этом плане заслуживает спорт. Он получает все более широкое развитие, вовлекает в свою сферу и приковывает к себе внимание миллионов людей нашей планеты [18].

В настоящее время спорт выступает как социальная система, социальный институт и социальное движение, которые оказывают мощное воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, включает в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т.д. Все более важной становится его роль в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни [6, 14].

Но, тем не менее, возникают следующие вопросы:

- содействует ли спорт реализации таких фундаментальных гуманистических ценностей, связанных с культурой мира, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, толерантность, ненасилие и др.;

- способен ли спорт воспринимать культурные ценности, содействовать их формированию и развитию;

- не оказывает ли соперничество, принимающее особенно острые формы в международном спорте, негативное влияние на укрепление мира на Земле [16].

В системе социальных (международных, межгосударственных, межгрупповых и т.п.) отношений спорт способен выполнять, действительно выполнял и выполняет в настоящее время миротворческую функцию.

Способность спорта выполнять миротворческую функцию в социальных отношениях, прежде всего, означает, что спортивные соревнования и контакты могут содействовать и действительно содействуют формированию таких общих убеждений, взглядов и образцов поведения, которые вызывают чувство взаимного уважения, симпатии, снимают отчужденность, способствуют взаимодействию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров [16, 17].

Функция содействия спорта в сохранении мира на Земле связана, прежде всего, с особенностями спортивного соревнования как соперничества в искусственно созданных, условных, гуманных ситуациях. Такой характер этого соревнования определяет эмоциональность, удовольствие, непринужденный характер действий, свободное самораскрытие тех, кто принимает в нем участие. А все это, в свою очередь, содействует их сближению, даже если они жители стран, имеющих различное государственное устройство, общественный строй и т.д.

Участие в совместных тренировках и соревнованиях при определенных обстоятельствах порождает у самых разных людей сильное чувство общности, дружбы, товарищества, сотрудничества и принадлежности к коллективу. Это может быть эффективным фактором сокращения «социальной дистанции» между людьми, их изоляции друг от друга, поскольку способствует дружеским отношениям и тем самым - развитию чувства общности [9].

Предпосылкой международного взаимопонимания и уважения является знакомство народов разных стран друг с другом. Известно высказывание по этому поводу основателя современного олимпийского движения Кубертена: «Требовать от народов, чтобы они любили друг друга, является одним из видов ребячества. Требовать от них уважения друг к другу не является ни в коем случае утопией: но чтобы уважать друг друга, необходимо сначала познакомиться друг с другом». А для того, чтобы разные народы и нации могли познакомиться друг с другом, они должны встречаться между собой и учиться видеть хотя бы частично культурные своеобразия партнера, различия в манере держать себя и т.д. Только таким образом, возможно, избежать преувеличенного этноцентризма, когда на все и на всех смотрят через однотонные очки собственной культуры, родины [15].

И в этом плане потенциал спорта огромен, поскольку он может значительно содействовать организации такого рода встреч, выступает как институт встречи. Спорт

предполагает стремление спортсменов к постоянному превышению полученных результатов и сравнению их с достижениями других лиц - независимо от того, в какой стране или регионе они проживают. Поэтому спорт, как никакая другая культурная деятельность, нуждается в контактах и связях, в том числе международных. А они играют важную миротворческую роль в международных отношениях [14].

Международные спортивные контакты начались еще тогда, когда многие другие области культуры ограничивались национальной средой. Если они и прерывались в силу чрезвычайных обстоятельств, то возобновлялись при первой же возможности. Так, например, уже почти на следующий день после окончания первой и второй мировых войн, как только сражающиеся стороны прекращали военные действия, спортсмены обеих сторон договаривались о спортивных встречах между собой [16].

Для современного международного спортивного движения характерны многообразные международные спортивные встречи. Они являются наиболее систематическими и регулярными по сравнению со всеми другими. К примеру, в Европе сейчас нет такой недели, чтобы не проходили международные спортивные соревнования. Кроме чемпионатов почти по 50 видам спорта проводится огромное число турниров. Различные Кубки, детские и юношеские соревнования, розыгрыши памятных призов, кроссы и велосипедные гонки, многосторонние и двусторонние матчи по разным видам спорта.

Международные спортивные контакты - это не только непосредственные встречи спортсменов, тренеров, болельщиков и т.д., но и сообщения об этих встречах в средствах массовой информации, а также сотрудничество различных спортивных организаций. Эти контакты являются важной составной частью гуманитарного сотрудничества, например, в практику международных спортивных контактов прочно вошла система долгосрочных двусторонних и многосторонних соглашений, которая помогает придать процессу международной интеграции в сфере спорта управляемый и планируемый характер. Эта система предусматривает многообразные формы контактов:

- обмен спортивными делегациями и отдельными спортсменами для участия в двусторонних и международных соревнованиях;

- проведение совместных тренировочных сборов по различным видам спорта;

- обмен тренерами, учеными и специалистами в области спортивной науки, медицины, спортивной индустрии, архитектуры, а также средств массовой информации;

- участие в семинарах и конференциях, проводимых с целью повышения мастерства спортсменов, квалификации тренеров и обмена достижениями, исследованиями в различных областях спорта;

- обмен документацией и опытом организации работы в области строительства спортивных сооружений и производства спортивного инвентаря и оборудования;

-обмен делегациями руководителей спортивных организаций для ознакомления со спортивным движением, согласования программ спортивных обменов, консультаций по актуальным вопросам международного спортивного движения [16].

Немаловажен и тот факт, что в сфере спорта создается солидная институциональная база для эффективного функционирования и развития международных спортивных контактов: национальные и международные спортивные федерации, которые руководят развитием отдельных видов спорта, а также универсальные и специальные организации, объединяющие различные комитеты, федерации, ассоциации и союзы или отдельных деятелей различного профиля [14, 16].

Особенно важную роль в этом плане играет Международный олимпийский комитет и национальные олимпийские комитеты, которые имеют значительную дозу суверенности по отношению к национальным институтам. При этом наблюдается процесс все большего расширения этой институциональной базы международных спортивных контактов. Если до 1950 г. было только 60 международных спортивных организаций, то уже к концу 1970 г. их число увеличилось более чем в два раза, а сегодня насчитывается свыше 200 всемирных и

региональных неправительственных организаций в области физического воспитания и спорта. Число стран, присоединившихся к международным федерациям в наиболее популярных видах спорта, таких, например, как легкая атлетика и футбол, уже превышает 150 [15].

Реализации спортом миротворческой функции в системе международных отношений способствуют и его огромные коммуникативные возможности. В силу простоты, одинаковости для всех участников и четкости правил спортивных соревнований в спорте сравнительно легко преодолеваемы языковые барьеры. «Язык» спорта поистине интернационален. Он понятен всем и способен перебрасывать мост взаимопонимания, сотрудничества, доброй воли между народами независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, идеологических взглядов, преодолевать локальную ограниченность, связывать и объединять спортсменов различных городов, стран, континентов [16].

Факты истории спорта свидетельствуют о его важной роли в укреплении мира и дружбы между народами, т.е. о его миротворческой функции.

Неоднократно спорт выступал как «посол мира», помогающий перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить или поддержать культурные и политические связи, дружественные отношения между различными странами и народами в условиях общей конфронтации [3, 10].

Как показывает история спорта в ХХ столетии, наиболее благоприятные условия для его развития складываются при наличии мирных отношений между государствами. Международная напряженность, эскалация гонки вооружений и тем более военные действия создают огромные препятствия, наносят существенный ущерб, а иногда приводят и к катастрофическим последствиям для спорта. Это подтверждает история олимпийского движения. Из-за мировых войн не состоялись Олимпийские игры 1916 г. в Берлине, 1940 г. в Хельсинки и 1944 г. в Лондоне. В период «холодной войны» спортсмены играли активную роль в рамках развернутого во всем мире движения прогрессивных сил за предотвращение войны, сохранение мира и жизни на земле. Среди наиболее крупных акций в этом плане можно отметить участие спортсменов во Всемирной ассамблее «За мир и жизнь, против ядерной войны», ежегодные международные форумы атлетов в ФРГ, различные международные соревнования, специально посвященные укреплению мира и дружбы между народами (например, многодневная велогонка мира) [17, 19].

Наличие в спорте правил - не только «писаных», но и «неписаных» (принципов «честной игры») - создает важные предпосылки для его использования в педагогике мира. Возможность такого применения спорта определяется не тем, что он является примером «чистого сотрудничества», а тем, что «он учит с достоинством вступать в конфликты, которые, однако, как бы они ни были остры, остаются в пределах правил игры, процедурная основа которой служит гарантией мира». Тем самым «спорт может служить инструментом воспитания миролюбия», демонстрируя возможность и приемлемость решения конфликтов без применения силы [19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный олимпийский спорт с момента своего возникновения несет в себе миротворческую функцию. Она реализуется через систему спортивных соревнований, взаимодействие спортивных организаций разных стран, контакты международных и национальных спортивных организаций и с политическими структурами государств. Эти контакты на протяжении истории олимпийского движения развивались и укреплялись.

Литература

1. Ващекин, Н.П. Глобализация и устойчивое развитие / Н.П. Ващекин, М.А. Мунтян, А.Д. Урсул. -М., 2002. - 586 с.

2. Вебер, А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема / А.Б. Вебер. - М., 1997. - 122 с.

3. Взаимоотношение спорта и политики с позиций гуманизма : сборник статей / сост. и ред. :

B.И. Столяров, Д.А. Сагалаков, Е.В. Стопникова. - М. : Центр развития спартианской культуры; Фонд спорта и культуры мира, 2005. - Вып. III. - 256 с.

4. Кубертен, П. Олимпийские мемуары / П. Кубертен. - Киев : Олимпийская литература, 1997. -180 л. : ил.

5. Культура и устойчивое развитие мирового сообщества в XXI веке. - М. : Информациология, 2000. -

131 с.

6. Ленк, Г. Спорт как современный миф / Г. Ленк // Религия. Магия. Миф : современные философские исследования. - М. : УРСС, 1997. - С. 156-179.

7. Мазур, И.И. Устойчивое развитие / И.И. Мазур // Глобалистика : Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОН». - М. : Радуга, 2003. -

C. 1058-1071.

8. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта : учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

9. Международный спорт и олимпийское движение с позиций гуманизма : сборник / сост. и ред.

B.И. Столяров, С.И. Курило, Е.В. Стопникова / РГУФК. - М. : СпАрт, 2000. - Вып. I. - 302 с.

10. Новая парадигма развития России в XXI веке : комплексные исследования проблем устойчивого развития. - М., 2000. - 434 с.

11. Общественные перемены и культура мира : парадигмы согласия / Международный институт перспективных проблем социокультурного и политического развития. - 2-е изд. - М. : Весь мир, 1999. - 396 с.

12. Олимпийская Хартия. - пер. с англ. - М. : Советский спорт, 1996. - 96 с.

13. Спорт. Спартианское движение. Культура мира : сборник / сост. и ред. В.И. Столяров, Е.В. Стопникова. - М. : Физическая культура, 2007. - Вып. I. - 326 с.

14. Столбов, В.В. Эволюция Олимпийских идей от Пьера де Кубертена до Хуана Антония Самаранча / В.В. Столбов; Рос. госуд. академия физ. культ. // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 8. -

C. 8-10.

15. Столяров, В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения / В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура : сборник / РГАФК. - М. : СпАрт, 1998. -Вып. II. - С. 141-314.

16. Столяров, В.И. Миротворческая роль спорта и олимпийского движения: идеал и реальность / В.И. Столяров, Д.А. Сагалаков // Гуманистика соревнования : сборник статей. - М. : Центр развития спартианской культуры, Фонд спорта и культуры мира, 2005. - Вып. III. - С. 164-256.

17. Столяров, В.И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения : сборник статей / сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков; РГАФК. - М. : СпАрт, 1998. - Вып. III. - С. 54-263.

18. Столяров, В.И. Проблема формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания детей и молодежи / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.В. Варюшина // Спорт. Спартианское движение. Культура мира : сборник / сост. и ред. В.И. Столяров, Е.В. Стопникова. - М. : Физическая культура, 2007. - С. 233-290.

19. Столяров, В.И. Спартианские игры - новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством / В.И. Столяров // Альтернативные модели спорта : сборник / сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков; РГАФК. - М. : СпАрт, 1998. - Вып. IV. - С. 54-279.

Literature

1. Vaschekin, N.P. Globalization and sustainable development / N.P. Vaschekin, M.A. Muntyan, A.D. Ursul. - M., 2002. - 586 p.

2. Weber, A.B. Sustainable development as a social problem / A.B. Weber. - M., 1997. - 122 p.

3. The interrelation between sports and politics from the standpoint of humanism : a collection of articles / composed and edited by V.I. Stolyarov, D.A. Sagalakov, E.V. Stopnikova. - M. : Development Center of Spartian Culture; Fund of Sports and Culture of the world, 2005. - Issue No.III. - 256 p.

4. Coubertin, P. The Olympic memoirs / P. Coubertin. - Kiev : Olympic literature, 1997. - 180 p.

5. Culture and sustainable development of the international community in the XXI century. -M. : Informationology, 2000. - 131 p.

6. Lenk, G. Sports as a modern myth / G. Lenk // Religion. Magic. Myth : modern philosophical research. -M. : URSS, 1997. - P. 156-179.

7. Mazur, I.I. Sustainable development / I.I. Mazur // Global Studies: Encyclopedia / chief editor I.I. Mazur, A.N. Chumakov; Center of Scientific and Application programs "DIALON". - M. : Raduga, 2003. - P. 1058-1071.

8. Matveyev, L.P. General theory of sports: textbook for final levels of higher physical education / L.P. Matveyev. - M. : the 4th branch of Military Publishing House, 1997. - 302 p.

9. International sports and the Olympic movement from the standpoint of humanism : a collection / comp. and edit. by V.I. Stolyarov, S.I. Kurilo, E.V. Stopnikova / RSUPhC. - M. : SpArt, 2000. - Issue No. I. - 302 p.

10. The new paradigm of development of Russia in the XXI century : complex research of the problems of sustainable development. - M., 2000. - 434 p.

11. Social Changes and Culture of Peace : Paradigms of consent / International Institute of prospective problems of socio-cultural and political development. - the 2nd edition. - M. : The whole world, 1999. - 396 p.

12. The Olympic Charter. - transl. from English. - M. : Soviet Sports, 1996. - 96 p.

13. Sports. The Spartian movement. Culture of Peace : a collection / comp. and edit. By V.I. Stolyarov, E.V. Stopnikova. - M. : Physical Culture, 2007. - Issue No. I. - 326 p.

14. Stolbov, V.V. Evolution of Olympic ideas from Pierre de Coubertin to Juan Antonio Samaranch / V.V. Stolbov; Russian State Academy of Physical Culture // Theory and Practice of Physical Culture. - 1994. -No. 8. - P. 8-10.

15. Stolyarov, V.I. Humanistic cultural value of modern sports and the Olympic movement / V.I. Stolyarov // Sports, spiritual values, culture : a collection / RSAPhC. - M. : SpArt, 1998. - Issue No. II. - P. 141-314.

16. Stolyarov, V.I. The peacekeeping role of sports and the Olympic movement : the ideal and reality / V.I. Stolyarov, D.A. Sagalakov // Humanistics of competition : a collection of articles. - M. : Development Center of Spartian Culture, Fund of Sports and Culture of the world, 2005. - Issue No. III. - P. 164-256.

17. Stolyarov, V.I. The problem of humanization of modern sports and the complex spartian program for its solution : Russian experience // The prospects and ways of increasing the humanistic values of modern sports and the Olympic movement : a collection of articles / comp. and edit. by V.V. Kuzin, V.I. Stolyarov, N.N. Chesnokov; RSAPhC. - M. : SpArt, 1998. - Issue No. III. - P. 54-263.

18. Stolyarov, V.I. The problem of culture of peace formation in the course of sports education of children and young people / V.I. Stolyarov, S.J. Barinov, M.V. Varyushina // Sports. The Spartian movement. The Culture of Peace : a collection / comp. and edit. by V.I. Stolyarov, E.V. Stopnikova. - M. : Physical Culture, 2007. - P. 233-290.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Stolyarov, V.I. Spartian Games as a new humanist-oriented model of sports in integration with the art / V.I. Stolyarov // Alternative models of sports : a collection / comp. and edit. by V.V. Kuzin, V.I. Stolyarov, N.N. Chesnokov; RSAPhC. - M. : SpArt, 1998. - Issue No. IV. - P. 54-279.

Статья поступила в редакцию 25.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.