УДК Т. II 1/3
ЮДИНА Анастасия Александровна,
ассистент кафедры «Философия, социология и история», Российской открытой академии транспорта (РОАТ МИИТ), Москва, Россия е-mail [email protected],
СПОРТ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ И ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Исследовано развитие спорта как социального института и его роли в развитии личности в современном российском обществе. Рассмотрено влияние общечеловеческих ценностей, фактов культуры на спорт. Дана сравнительная характеристика используемых подходов к раскрытию спорта как феномена. Проведен анализ источников, на основе которых дана характеристика состояния спорта.
Ключевые слова: спорт, физическое воспитание, образование, телесность, ценность.
YUDINA Anastasiya Alexandrovna, Аssistant at the Chair of Philosophy, Sociology (Social Studies) and History, Russian Open Academy of Transport (ROAT), Moscow, Russia e-mail [email protected],
SPORT BEING A SOCIETAL INSTITUTION AND CULTURAL PHENOMENON
The paper explored evolution of sport being a societal institution, the part it took in personal development in the contemporary Russian society. The study considered influence the universal human values and cultural events exert on sports. The paper presented a comparative description of approaches applied to discover the phenomenon of sport. The study carried out a review of sources having underlay the description of the situation in sport.
Key words: sport, physical upbringing, education, corpo-rality / human flesh, value.
В настоящее время современное российское общество находится в духовном кризисе, поэтому зачастую человеку приходится делать выбор между привитыми нравственными и материальными, духовными ценностями. Все это приводит к изменению жизненных идеалов, вследствие чего возникают противоречия между людьми, которые приводят к стрессам и депрессиям. Одним из главных способов выхода из подобных ситуаций являются занятия физической культурой и спортом. Если физическая культура является частью общей культуры, то спорт - неотъемлемая составляющая физической культуры. Но спорт выполняет свои социальные функции, имеет свои ценности, отличные от физкультуры. В методологическом ключе влияние спорта на ценности современного российского общества правомерно рассматривать в системе субъективно-объективных отношений. В этом случае результат их взаимодействия зависит: а) от природы и состояния объекта воздействия; б) от природы и характера субъекта воздействия; в) от специфики связи между ними с учетом конкретно-исторических условий протекания этих процессов. Исходя из этих обстоятельств, социально-философский анализ целесообразно начинать с состояния спорта как социального института в условиях нынешней социальной действительности. В научной литературе даются разные оценки спорта, его положения и статуса.
Предметным основанием физической культуры и спорта выступает культура двигательной активности. Под физической культурой понимают приобретение, укрепление телесных и духовных ценностей. Однако культура тела не сводится к телесной физике, а предполагает соответствующий уровень развития духовности, которая является такой существенной характеристикой идентификации и самоидентификации личности, или ее «Я», где телесное, душевное и духовное начала оказываются взаимодополнительными, не подавляя друг друга. Духовность, как индивидуальная ценность, задает механизм выхода за границы своего «Я», позволяя последней духовно преобразить свое физическое тело, преодолеть дуалистический разрыв внутри человека на тело и ум [1, с. 224; с. 12].
Дуалистическое сопоставление духа и тела берет начало в античной философии. Аристотель отводил большую часть времени вопросу о связи души и тела, подчеркивая, что все состояния души связаны с телом. Платон полагал, что «душа старше всех вещей», она возникла раньше. Сократ, решая эту проблему, заявлял, что «тело и его страсти являются виновниками войн, мятежей и битв». Он считал, что достичь знания можно только через душу, отделившись от тела, а это возможно лишь после смерти. В эпоху Возрождения и Новое время тело и ценность превращались в источник наслаждения. Фихте разделил органы человеческого тела на внешние и внутренние, которые имеют не пространственное, а смысловое определение. Внутренние оказываются под воздействием нравственной и свободной воли, а внешние могут находиться под чужим влиянием, на них могут действовать другие предметы и люди [2, с. 7476].
Социальную сущность телесности особенные образы осознается К. Марксом. Телесность и социальность у него не противостоят друг другу; телесность выступает как «определенное общественное отношение самих людей» [3, с. 82]. В философии постмодернизма считается, что в телесности человека и теле нет ничего общего, а, наоборот, происходит соединение тела с духом. Человек стремится вложить душу в процесс совершенствования своего тела, те-
лесных способностей, что очень часто приводит к перенапряжениям, усталости организма, в результате чего появляются травмы. Совершенствуя себя средствами физической культуры, индивид должен думать не только о теле, но и о духовной сфере. Понятия тело и телесность, как и физическая культура и спорт, имеют свои сходства и различия. Телесность - это прежде всего социальная индивидуальность человека, направленная на его духовное развитие, а не только физическое, как тело.
Человек по своей сути всегда выступает в роли спортсмена, так как в нем с рождения заложено чувство соперничества, состязательности. Это доказывает то, почему человек зачастую в своей деятельности ставит себе задачи, решение которых часто бывает практически не осуществимо, это своего рода избыточное целеполагание. Гармония души и тела сочетается со стремлением человека достичь наивысшего результата, его желанием быть на высоте, выйти за пределы своих возможностей. В этих условиях спорт усиливает остроту « Я», духовное «Я» личности, помогает познать самого себя, способствует открытому выходу за пределы своего «Я», являющегося субстанцией. Спортсмен, как и мыслитель, близок к вопрошающему Фаусту, человеку, духовно обеспокоенному, который занят поиском решений. В философии, как в спорте, ничто великое не осуществляется без страсти, без страданий, без мужества «в плавании по неведомым морям» [4, с. 99].
Человек часто оказывается готовым спрятаться при встрече с удивительным за хорошо знакомое, родное. Он готов свети желание к естественной прихоти или капризу. Однако тайна желания (в том числе и желания одержать победу в спортивном состязании) непосредственно связана с тайной личности [5, с. 72]. Если говорить о желании, то очень важно учесть его суть и не упустить момент, когда оно возникает. Когда появляется стремление к достижению наивысшего результата, человек уже не в силах остановить на определенном этапе действие силы своего желания. Желание в игре позволяет совпасть объекту и предмету, поскольку она означает некую радость по поводу преодоления противоречия между стремлением отдать и стремлением забрать. Желание - жест отдачи и присвоения, так как в желании мы не отдаем и не присваиваем, а выказываем готовность сделать это [6, с. 75].
Кризис духовной сферы современного российского общества начался со снижения популярности зрелищного искусства, где образы создавались по различным произведениям, а спорт со своей зрелищностью помогает его пережить, так как в нем нет определенного отрепетированного плана.
Спорт - это образ жизни, который предполагает развитие процесса физического самосовершенствования и повышения духовных ценностей в человеке. Человек - субъект спорта, а занимать первые места, быть на высоте в любой деятельности является его желанием, которое относится к общечеловеческим ценностям. Спорт, как и философия, развивается по объективным и субъективным законам. Главным предметом современного спорта был и остается человек, его индивидуальная и общественная жизнь. Как факт культуры спортивное действие свободно от ограничений. Рождаясь в острых позиционных взаимодействиях, оно становится общим достоянием, существующим автономно от субъекта, породившего его. Высшие спортивные достижения как бы «живут» своей собственной жизнью. И это обстоятельство говорит о том, что спорт, как и наука, искусство, философия, представляет собой форму духовной жизни, основу которой образует нравственная воля, которая развивается не только по субъективным, но и объективным законам. Различные зрелища, замечает Н.И. Костомаров, часто отклоняются у нас от обычного жизненного распорядка [7, с. 184-186]. Спорт как социокультурный институт, направлен на нарушение обыденного темпа жизни общества, которое способствует позитивному настрою на жизнь людей.
Занятия спортом в любой его форме воспитывают в человеке чувство ответственности и меры. Спортивная деятельность подразумевает не только выход человека за пределы своих возможностей, но и поднятие духовности на более высокий уровень, как необходимое условие социальной активности человека.
Состязание в современном российском обществе очень зрелищно, людям пытаются навязать мнение, что проблема состоит совсем не в нравственном отношении, тем более, когда речь идет о коммерческих отношениях. Но коммерция в спорте не может дать или отнять у человека уважение к сопернику или самоконтролировать спортсмена, то есть не может дать всего того, что получают в образовании.
Если рассматривать спорт как социокультурный институт, его нельзя и сопоставлять только с материальными факторами и условиями жизни. В отличие от труда, замечает Хосе Ортега-и-Гассет, спорт есть бесцельное усилие. Разумеется, это не означает, что внутри спорта нет целей, как «толчков» к новым достижениям. Более того, согласно Ортеге, вся жизнь, есть спорт [8, с. 524].
Образование помогает людям выбрать нужное русло по отношению к своей деятельности, развивает в людях творческий потенциал, дает им свободу выбора. В связи с этим качество высшего образования необходимо повышать, так как одна из его функций - формирование высокого уровня культуры студента. При качественном выполнении этой функции возникает интеллектуально развитое общество, от которого в какой-то мере и зависят успехи нашей страны. Развитие физической культуры и спорта в образовании необходимо, потому что они развивают не только физически, но и духовно. Каждый человек имеет свою ценностную ориентацию в культуре, телесном и духовном здоровье, жизни в целом. Спорт помогает сориентироваться не только на те ценности, что есть, но и на те, что должны быть. В современном российском обществе идет поиск путей выхода из духовного и нравственного кризиса, который возник из-за неравного развития материальных и нравственных ценностей. Поэтому нужны такие архетипы, которые стали бы определяющими в приобщении людей к совместным ценностям, но в то же время сохранялась индивидуальность культур каждого народа.
В связи с этим особую актуальность приобретает выяснение сущности и содержания спорта, его традиций и определения нравственного поведения спортсмена. Самое важное - это выявить духовные ценности спортивных традиций. Традиции спорта пришли к нам из далекого прошлого, проходя все этапы социокультурного развития общества. Выполняя регулятивную, формирующую функции, стабилизирующие человека, они передают жизненный опыт.
Спорт является одним из способов существования человека в культуре, он выступает как соединение внешнего и внутреннего мира человека, определяя его спортивное поведение. В этом плане более актуальным является исследование регуляции поведения в спортивной сфере под влиянием ценностей. Человек постоянно стремится к тому, чтобы сделать то, что будет оцениваться со стороны общества положительно. Ценностные ориентации направляют всю деятельность человека по определенной линии поведения.
Выступления спортсмена на международной арене, его стремление к победе - одна из главных целей, которая является ценностью. Человеку в жизни необходим идеал и ценностный ориентир, потому что он без этого не сможет в верном направлении организовать свою деятельность.
Существует множество факторов, которые влияют на ценности физической культуры и
спорта.
Первый фактор - политический. Политика оказывает сильное влияние на ценности в спорте. Если брать антидемократическую систему, то здесь все сводится к культуре тела и мускульной силе. А в демократическом государстве ценностное содержание спорта направленно на поддерживание отношений с обществом, стремление быть партнерами. Личность может развиваться вне политического строя, на основе своих идеалов и ценностей. Второй фактор -экономический. Духовные ценности отодвигаются на задний план и более востребованы материальные. Отношения между людьми сводятся к товарно-денежным. В связи с этим главную роль в спорте отводят зрелищности и популярности, отодвигая моральные и нравственные принципы на задний план. Третий фактор - социальный. Ценности в спорте содержат нужные для человека качества, такие как умение избегать конфликтов, гибкость, мобильность и т.д. Но это не дает никаких социальных гарантий, если спортсмен утратит свою трудоспособность. Поэтому для спортсменов большое значение имеет укрепление своей социальной защиты. Как профессиональные спортсмены, так и люди, занимающимся спортом, но имеющие ограниченные возможности (инвалиды), нуждаются в социальной защите. Потому что концепции социальной политики государства обычных спортсменов отличаются от тех, которые направлены на решение этих проблем у людей с различными отклонениями. Четвертый фактор - духовный. Идеи и представления спортсменов об идеальном образе человека изменяются. В настоящее время человек представляется как единое целое нравственного, духовного и физического потенциала личности, это свидетельствует о равновесии всех сил человека.
Если рассматривать спорт с ценностной стороны, можно выделить моменты по их значимости:
1. В человеке одной из главных черт является сила, которая развивается за счет занятий физической культурой и спортом. Благодаря своей внутренней силе субъект выходит за рамки своей природы и переходит к духовному и нравственному состоянию.
2. Развитие - это основной принцип философского осмысления спорта. Деятельность человека, развитие духовной и нравственной силы всегда превращаются в средство его существования. Это приводит к тому, что человек становится пассивным к окружающему миру, его понятия о духовном и нравственном поведении начинают меняться. А физическая культура и спорт, наоборот, направлены на формирование не только тела, но и активацию утерянных качеств человека.
Физическое воспитание (образование) является составной частью общего образования. В философских исследованиях спорта образованию выделяется особое место, так как оно влияет на духовную и физическую силу, взаимосвязь которых помогает человеку самоутвердиться в жизни. Человек может в полной мере утвердиться как социальная и имеющая индивидуальные качества личность, если он будет образованным и наполненным духовными и нравственными силами.
Таким образом философское осмысление спорта и образования рассматривается как человек и природа, человек и общество, человек и индивидуальность. Ценность спорта в том, что через него человек преодолевает свою природу, воспитывая в себе личность. Для того, чтобы рассматривать социальные функции спорта, необходимо философское размышление о самом понятии «ценность».
Развитие человека, занимающегося физической культурой и спортом, и его ценности имеют общую методологию и позволяют найти фундамент ее структуры. В онтологии ценность - это общественное отношение, которое не может относиться ни к предмету, ни к образованию в целом. В аксиологии - науки о ценностях - разрушилась аристократическая школа, которая основывалась на авторитете. Аксиологический взгляд на мир появляется с возникновением каких-либо ожиданий и требований, которые предъявляются человеком. Через ценности человек узнает самого себя.
В социально-философской теории существует аксиологическая проблематика, которая всегда ориентирует на ценности, за которыми скрыты сложные образования. С середины 60-х гг. в социально-философских подходах к изучению материальной и духовной жизнедеятельности людей начала разрабатываться аксиологическая проблематика: ценностное отношение людей и социумов к объективной действительности. Работы, посвященные аксиологической проблеме, появились в сборнике «Проблема ценности в философии». «Мы можем определить понятие "ценностей" в самом общем смысле так: ценности суть те явления (или сторона, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» [9, с. 15-16].
Имеются труды, подчеркивающие актуальность указанной проблемы. В науке, изучающей общество, соответствующую проблему остро сформулировал В.Б. Голофаст [10, с. 85]. Но до сих пор нет понятия и точного представления о понятии «ценность». Констатация наличия у ценности разных аспектов, или сторон, (например, субъективной или объективной), предпринята О.Г. Дробницким [11, с. 732-733.]. Ценность, являющаяся основным фактором для индивидуального выбора, создает ощущение значимости или осмысленности ситуации, которое влечет к тем или иным поступкам без их рационального обоснования. Если не считать античную философию, то ценности понимаются как что-то ценное, прежде всего для работ психологов (С.Л. Рубиштейна, К. Роджерса и других) [12, с. 23]. Сопоставляя понятие ценности с объектом, возникает вопрос о том, можно ли считать ценности удовлетворением потребностей субъекта. Р.Б. Перри и Дж. Дьюи в своих работах называют ценностями все то, что служит реализации потребностей и интересов.
В.С. Магун считает, что есть две разные организации социальной деятельности: их различие в эмоциональных и рациональных оценках ценностей. Социальные ценности, отраженные в психике человека, можно разделять на прямые и косвенные.
В современном российском обществе получила широкую известность коммерциализация, и в первую очередь это коснулось спорта. Сейчас существуют противоречия между ценностями, которые возносит философия спорта, и теми, на которые ориентированы спортсмены и участники олимпийского движения.
Субъектом ценностного отношения выступает та сторона, относительно бытия которой определяется ценность другой. Представляется необходимым «различить субъект ценностного отношения и субъект познания ценности. Они не всегда совпадают» [13, с. 42].
Проанализировав философские, психологические и социальные подходы к определению ценностей, можно сделать вывод, что все понимают ценность как особую реальность, не исходящую из потребностей. Ценность не вторична; она обладает особым статусом среди множества других окружающих человека предметов, «наделяя тот или иной объект статусом ценности, человек как бы субъективирует этот объект, признает за ним право на собственный "голос"» [14, с. 41]. Парсонс, размышляя о социологической категории, рассматривал ценность как надындивидуальную реальность. В социологии существует два подхода к решению проблемы ценностей: первый, антинатуралистический, согласно которому ценности существуют отдельно от интересов и желаний личности; во втором, натуралистическом, ценностью является все то, что помогает функционировать человеку.
Спорт характеризуется благородством, целеустремленностью, волей и т.п. И есть множество примеров такого поведения. Существуют такие международные организации, как комитет «Фэйр Плэй» и Европейское движение «Фэйр Плэй», которые поощряют спортсменов за подобное поведение [15, с. 448-453]. Бывают случаи, когда спортсмены проявляют смелость и благородство и в жизненных ситуациях, спасая людям жизни. Именно в силу этого ценности нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов. Они обладают относительной самостоятельностью [16, с. 586]. При определении ценностей как надындивидуальной реальности предполагается их описание такими понятиями, как субъективные ценности, потребность, ценностная ориентация, желание. Но они являются вторичными по сравнению с объективными надындивидульными ценностями. Из-за раздробленности социальной структуры общества в один исторический отрезок времени может появиться сразу несколько противоречивых ценностей. Это присуще как системе ценностей общества в целом, так и различным социальным группам. Как предметную форму существования общественных отношений рассматривает ценность О.Г. Дробницкий [17, с. 9; с. 32.]. Признание ценностей реально действующими регуляторами деятельности индивидов означает существование намеренных убеждений или представлений субъекта о ценном для него, что адекватно выражается понятием ценностных ориентаций [18, с. 25-40.].
Объединение психологической реальности и ценностных ориентаций в мотивированную структуру ценностей создает проблему их соотношения. В социальной философии и социальной психологии эта проблема фиксируется как проблема расхождения между декларируемыми и реальными ценностями [19, с. 26.]. Ценности изначально существуют как идеалы, которые присутствуют в сознании в виде представлений об общественной жизни. Ценности не сводятся лишь к субъективным предпосылкам, а проявляются в объективных представлениях общественной жизни.
Таким образом, исследование проблемы ценностных ориентаций разработано не полностью, поэтому существуют противоречивые определения этого понятия. Методологические установки о значимости ценностей и физической культуры как социального института не совсем понятны. В следствии этого происходит переход акцентов на разные общественно-значимые проблемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность: трансцендентальная сущность и социальные аспекты ее идентификации. - Уфа: Гилем, 2005.
2. Fichte J.G. Werke. Auswahl in sechs Banden , hrsg. Von F. Medicus, Leipzug. 1908-1911. - Bd.2.
3. Маркс К. Критика политической экономии.Т.1, Кн.1.
4. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1997.
5. Мальцева А.П. Желание как философско-методологическая проблема// Вопросы философии. - 2006. - № 5.
6. Мальцева А.П. Указ. соч.
7. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М: Экономика, 1993.
8. Хосе Ортега-и-Гассет Что такое философия? - М: Наука, 1991.
9. Проблема ценности в философии. - М.-Л., 1966.
10. Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. - Л., 1980.
11. Дробницкий О.Г. Ценность//Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
12. Рубиштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика. 1973.
13. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения//Проблема ценности в философии. - М.-Л., 1966.
14. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. - Киев: Наукова думка, 1984.
15. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Американская социологическая мысль. Тексты / - М.: Изд-во МГУ, 1991.
16. Захарова М.А. Фэйр Плэй в ценностно-нормативной структуре спорта//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24-28 мая, 2005) В 5 т.: Т.4. - М: Современные тетради, 2005.
17. Арутюнян Л.А. Ценности в системе социалистического образа жизни//Образ жизни и ценностные ориентации личности. - Ереван: Изд-во АН Арм. СССР.
18. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей/Проблема ценности в философии / Под.ред. А.Г. Харчева. - М.Л.: Наука, 1966.
19. Там же.
REFERENCES
1. Akchurin B.G. CHelovecheskaya telesnost: transtsendentalnaya sushchnost i sotsialnye aspekty ee identifikatsii. Ufa: Gilem, 2005. (in Russ.).
2. Fichte J.G. Werke. Auswahl in sechs Banden , hrsg. Von F. Medicus, Leipzug. 1908-1911. Bd.2.
3. Marks K. Kritika politicheskoy ekonomii.T.1, Kn.1.
4. Blokh E. Tyubingenskoe vvedenie v filosofiyu. Ekaterinburg: Izd-vo Uralskogo un-ta, 1997. (in Russ.).
5. 5.Maltseva A.P. ZHelanie kak filosofsko-metodologicheskaya problema. Voprosy filosofii. 2006. no. 5. (in Russ.).
6. Maltseva A.P. Ukaz. soch. (in Russ.).
7. Kostomarov N.I. Domashnyaya zhizn i nravy velikorusskogo naroda. Moscow: Ekonomika, 1993. (in Russ.).
8. KHose Ortega-i-Gasset CHto takoe filosofiya? Moscow: Nauka, 1991. (in Russ.).
9. Problema tsennosti v filosofii. Moscow - Leningrad 1966. (in Russ.).
10. Golofast V.B. Metodologicheskiy analiz v sotsialnom issledovanii. Leningrad, 1980. (in Russ.).
11. Drobnitskiy O.G. TSennost//Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar. Moscow: Sov. Entsiklopediya, (in Russ.). 1989.
12. Rubishteyn S.L. Problemy obshchey psikhologii. Moscow: Pedagogika. 1973. (in Russ.).
13. Vasilenko V.A. TSennost i tsennostnye otnosheniya//Problema tsennosti v filosofii. Moscow - Leningrad, 1966. (in Russ.).
14. Malakhov V.A. Kultura i chelovecheskaya tselostnost. Kiev: Naukova dumka, 1984. (in Russ.).
15. Parsons T. Sistema koordinat deystviya i obshchaya teoriya sistem deystviya: kultura, lichnost i mesto sotsialnykh system. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl. Teksty . Moscow: Izd-vo mGu, 1991. (in Russ.).
16. Zakharova M.A. Feyr Pley v tsennostno-normativnoy strukture sporta. Filosofiya i budushchee tsivilizatsii: Tezisy dokladov i vystupleniy IV Rossiyskogo filosofskogo kongressa (Moskva 24-28 maya, 2005) V 5 t.: T.4. Moscow: Sov-remennye tetradi, 2005. (in Russ.).
17. Arutyunyan L.A. TSennosti v sisteme sotsialisticheskogo obraza zhizni//Obraz zhizni i tsennostnye orientatsii lichnosti. Erevan: Izd-vo AN Arm. SSSR. (in Russ.).
18. Drobnitskiy O.G. Nekotorye aspekty problemy tsennostey. Problema tsennosti v filosofii . Pod.red. A.G. KHarcheva. M.L.: Nauka, 1966. (in Russ.).
19. Tam zhe.